Рыбный Мурман. 1971 г. Июль.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь? ЭТО Р АДУ Е Т РЫБАКОВ ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБА » И ПАРТКОМОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ Нет, это не космический аппарат и не батискаф. Но появление его на борту про­ мыслового судна радует ры­ баков. Мы уже много раз пи­ сали о попытках — более или менее успешных — приме­ нить на промысле рыбонасо­ сы. Широкого применения до сих пор очи не нашли. На этом снимке — такой рыбонасос, о котором гово­ рят: «То, что надо!» Конст­ рукторы ПИНРО сделали хо­ роший подарок промыслови­ кам. Труженики моря благода­ рят их за это. По просьбе ав­ торов рыбонасоса передаем их благодарность коллекги- вам всех организаций и пред­ приятий, давших жнзнь их детищу. Читайте о новшестве на 3-й странице номера. -К новым рубежам Несмотря на неблагопри­ ятные обстоятельства: затя­ нувшийся междурейсовый ре­ монт, выход из строя трало­ вой лебедки, капризное по­ ведение рыбы, которая в ос­ новном облавливается пела­ гическими тралами, экипаж БМРТ-236 досрочно выпол­ нил план полугодия по вы­ работке пищевой рыбной продукции. При задании 1530 центнеров, к 28 нюня выпущено 15400 центнеров рыбы. Выработано 49371 ус­ ловная банка консервов — больше годового задания. Коллектив полон решимос­ ти досрочно выполнить годо­ вой план по выпуску пище­ вой рыбной продукции. Капитан ОРЛОВ, помпе- лит БАРАНОВ, предсуд- кома МИХАИЛОВ, ком­ сорг РОГОЖИН. - / \ РЫ Б АК А N * * * Моряки траулера «Аксай» досрочно, 27 нюня, выполни­ ли социалистические обяза­ тельства в честь Дня рыба­ ка н решили за оставшиеся дни промысла выработать еще 250 центнеров рыбного полуфабриката. Капитан ТЯЖЕЛЬНИКОВ, предсудкома СЛОБОДЯ- НИН. I Р ЫБАКИ СЕВЕРА заслужили того, чтобы о них всегда го­ ворили с массой эпитетов: «пионеры тралового промысла», «первооткрыватели новых райо­ нов», «умелые добытчики» и тому подобное. Все правильно, и от­ нять этого нельзя. Их труд гово­ рит там за -себя. В прошлом году труженики Северного рыбопро­ мыслового бассейна выловили .13 миллионов 30 тысяч центне* ров рыбы. Но нынче дела у них идут пло­ хо. Только коллектив тралового флота за полугодие задолжал го* еударству более 400 тысяч цент» неров рыбы, недолов имеют мо­ ряки «Мурмансельди», рыбаки- колхозники. В первую очередь получилось так из-за ухудшившей­ ся промысловой обстановки почти во всех районах, где ведут лов наши суда. Однако есть и другие причи­ ны. Не говорить о них нельзя. Особенно сегодня, когда каждый промах, ошибка, производствен­ ное упущение и без того усугуб­ ляют положение. Взять, к примеру, такой факт. Долгое время флот работал у Медвежки на концентрациях пал­ туса. Траление вели по 3,5—1 часа. Естественно, требовалось большое умение, чтобы не сойти с позиций, ведь за это время суд­ но проходило до 12 миль. И тут хорошую службу могли сослу- жить новые радиомаяки, позво­ ляющие с большой точностью определять место корабля. Мог­ ли, но не сослужили. Потому, что штурманы не имели необходимых карт. Правда, некоторые обзаве­ лись ими, но, к сожалению, в этом помог не отдел мореплавания тра­ лового флота (о нем пока и раз» говор), » только личная инициа­ тива. Не одно десятилетие рыбаки промышпяют на Медвежинской банке. Но нельзя допустить и мысли, что, мол, раньше обходи* лись без радиомаяков, и теперь нечего сетовать на некоторую задержку с выпуском пособий для пользования ими. По простой причине: невозможно все время работать «дедовскими» методами. А рыбакам в данном случае ниче­ го другого не оставалось. 18 июня на страницах «Рыбно­ го Мурмана» выступил старший помощник капитана РТ-265 тов. Емельянов с рассказом о делах своего мипажа. Рассказом неве­ селым, ибо с первого же рейса моряки оказались в должниках. И одна из причин этого — снабже- первую очередь — о проблемах разноглубинного лова. Как ни обидно, но приходится констати­ ровать, что в этом деле мурман­ чане, которым первым довелось осваивать промысел в пелагиале, сегодня оказались в хвосте. На большом морозильном траулере «Добролюбов» пришлось выслу­ шать горькую весть. Моряки вели лов на Джорджес-банке дон­ ным тралом, имели подъемы по 2—3 тонны. А черноморцы раз­ ноглубинным — до 40 тонн за 40- минутное траление. Беды, не зависящие от экипажа, сопровождали это судно в тече­ ние всего рейса. И хотя моряки справились с заданием, результат промысла был бы намного выше. И т о г и п о л у г о д и я Как мы уже сообщали, промысловики нашего бассейна не вы* полнили плана полугодия по добыче рыбы. Общий долг всех фло­ тов — 476,9 тысячи центнеров. Полугодовой план поставок рыбы перекрыт на 7.765 тонн. Кол­ лектив тралового флота справился с заданием полугодия по выра­ ботке пищевой продукции, дал ее сверх плана 62,5 тысячи центне­ ров, а моряки «Севрыбхолодфлота» — еще больше: 85,5 тысячи центнеров. «Мурмансельдь» с планом по выработке продукции не справилась. В целом по области за полгода выработано 169,9 ты­ сячи центнеров сверхплановой пищевой рыбной продукции. По ре­ ализации продукции с заданием успешно справился только «Сез- рыбхолодфлот» (сверх плана за 6 месяцев — на 7.623 тысячи руб­ лей). Долг коллективов предприятий бассейна: покончить с отстава­ нием, успешно завершить первый год новой пятилетки. ЗАБОТЫ НАШИ ТАКИЕ ние судна ааерами различных ГОСТов. В результате они вытя­ гивались до 14 метров почти че­ рез каждое траление. В отделе добычи флота нам сказали: — Надо было построже конт­ ролировать «аера при работе. Совет правильны*, да только он не нужен был тралмейстерам. И без того они чуть ли не ежесуточ­ но промеряли веере. И, конечно, тервли время, рыбу. Может, одно судно непоказа- тельно, пролов экипажа не по­ влиял на общий итог! В другое время — да. Сейчас каждая вы­ ловленная тонна трески, зубатки, ерша на счету. ‘ А коллектив РТ-265 в том рейсе более 25 тонн недоловил. Много упущений, недоработок крупного масштаба. О них уже говорили промысповики, в том числе и в бассейновой газете. В Вначале плавание планировалось на Лабрадор, но внезапно ко­ рабль переключили на Джорджес- банку. На борту оказался всего один трал для лова хека и скумб­ рии. Запасных частей к ним была самая малость. А доставили все необходимое с задержкой. Когда набрали полный груз, сда­ вать его пришпось с ожиданием базы двое суток. А рыба в этот момент повилась отменно. Другие экипажи замораживали по 35—40 тонн ежесуточно. Следует заме­ тить, что такая беда постигла не только «добролюбовцев», Еще больше потеряли драгоценного промыслового времени моряки больших морозильных траулеров «Чехов», «Заволжск» — 8 дней. Некоторые проблемы разноглу­ бинного промысла должны ре­ шаться в высших инстанциях. В частности, вопрос о снабжении кораблей качественным кабелем для приборов контроля глубины хода трала. Рыбаки вправе наде­ яться на министерство рыбного хозяйства, главк «Сеерыба», что они помогут в этом деле. А тре­ буется, по меньшей мере, 40 ты­ сяч метроя сегодня, 60 тысяч — ■ следующем году. Это поможет в полной мере испопьзовать все резервы разноглубинного про- мысЛа. Необходимо также сказать, что имеющиесв на вооружении фло­ та отечественные приборы типа «ИГЭК» несовершенны. Поступив­ шая партия приборов типа «Ле ­ нинград» оказалась неработоспо­ собной, хотв этот прибор запущен уже в серию, и суда, приходящие из новостроя, снабжаются только им. Надо уже сегодня в срочном порядке решить вопрос о созда­ нии более совершенного прибора. который полностью отвечал бы современным требованиям. Нельзя умолчать и о больших резервах, которые не использу­ ются. Сплошь и рядом можно на­ блюдать, когда коллективы судов,, работающих в одних и тех же ус­ ловиях, имеют различные резуль­ таты. И еще — только за пять ме­ сяцев 1971 года из-за неудовлет­ ворительной подготовки своевре­ менно не ушли в море 64 кораб­ ля, в том числе 23 — из-за не- дисциплинированности некоторых моряков, 15 — из-за неудовлетво­ рительного технического состоя­ ния траулеров. Можно было бы назвать и мно­ го других причин, повлиявших на итоги работы рыбаков Севера ■ первом полугодии. Сейчас глав­ ная задача —« учесть все прошлые промахи и закончить первый год девятой пятипетки успешно. И тог­ да без натяжек можно будет го­ ворить о промысловиках Северно­ го бассейна с теми эпитетами, е которыми говорили о них все время. Вроде быи молодцы, а... Нескромно,; скажете? А вот посмотри*! Начнем с недале­ кого-прошлого: экипаж судна выполнил план первого кварта­ ла. был занесен в Книгу трудо­ вых подарков XXIV съезду, выполнил недавно взятое обя­ зательство: план восьми меся­ цев — ко Дню рыбака, экипаж успешно завершил последний рейс, экипаж... Он очень и очень недоволен последними рейсами. Почему? А вот, пожалуйста! Начнем с предпоследнего рейса, « а к следует не поешь — путем и не поработаешь — истина из­ вестная. Так вот: в предпослед­ нем рейсе отдел кадров прислал на судно помощника повара. До йего на борту не было ни по­ вара, ни помощника. Последний пришел. И стал и поваром и по­ мощником. Одновременно. На аппетит команда не жаловалась, даже очень не жаловалась, а вот на «рукотворчество» рук поварских — жаловались. И очень! Но все-таки (истине во­ преки!) работали неплохо. На «угольщике», каким яв­ ляется наш траулер, успех под­ час в руках ...кочегаров. Одно­ го нам перед отходом в послед­ ний раз должны были прислать. Прислали угольщика — кочега­ ров у отдела кадров «под рука­ ми». не оказалось. Угольщи­ ку Ивану Шепелю явно не хватало мастерства и уме­ ния. А ведь что такое дер­ жать пар «на марке», когда, скажем, идет подъем трала или спуск? Америк я. понятно, не открываю, но, тем не менее, скажу: в таких случаях пар «на марке» — это все. А ,в конеч­ ном итоге — рыба. Ну, а уж ес­ ли пара нет, то... Одним словом, с ним, с этим самым паром, в последнем рей­ се мы намучились. Врагу тако­ го не пожелали бы! Отдел кадров должен был прислать на судно помощника тралмейстера. И вот он у нас. — Владимир Аврамов, по­ мощником тралмейстера к вам. Видим — уж больно парень молод. Ему оказалось 23 го­ да. Продолжаем знакомиться. — Вообще-то, — говорит, — у меня первый класс. Не по­ мощник я. Но мне в кадрах ска­ зали — не пойдешь помтрал- мейстера, выговор закатаем. Посмотрели его работу. Прав­ ду он говорил. Не помощник он! Да как потом узнали, мудрено стать помощником тралмейсте­ ра, если до этого всего 4 рейса ходил матросом первого клас­ са. Короче — не признали мы присланную отделом кадров еди­ ницу, как боевую единицу. Из положения все-таки выш­ ли. Благо, на судне старший мастер по добыче Николай Ива­ нович Тютрин — такой, что дай бог каждому такого иметь. И благо, что помощник его, Ва­ силий Валетов, в подсказке то­ же не нуждается. Сделали так: вместо трех вахт — две. Ими и руководили Н. И. Тютрин и В. Валетов. Ну, а В. Аврамов стал заниматься делом, которое ему ближе: своим делом — встал за рыбодел. Вот такую вот пришлось провести комбина­ цию. Нерадостную, прямо ска­ жем! А в конечном итоге радость все же была. Да и как не быть?, При плане взять за рейс 61 тон* НУ рыбы, ВЫЛОВИЛИ 70 ТОНН* Умелых рук в экипаже много. Вот, скажем, консервщик Ана­ толий Павлович Божедомов. Не­ давно его наградили орденом Трудового Красного Знамени* Отлично работали палубные ма­ тросы Владимир Якушев. Ана^ толий Окусков и многие другие.* Вот я и говорю: поработал» хорошо, праздник свой рыбацч кий встречаем достойно; что го­ ворили — сделали, слово с де­ лом не разошлось. Вроде бы и молодцы, а вот настроение нас — не совсем! Почему, ви­ димо, ясно!.. Б. СМЕТАНИН, старший по­ мощник капитана РТ-151 «Моржовец»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz