Рыбный Мурман. 1971 г. Июль.
Д ИРЕКТИВАМИ XXIV съезда КПСС по девятому пятилет* нему плану развития народно го хозяйства страны в рыбной про мышленности предусматривается уве личение объема продукции на 47 про центов, повышение производительно сти труда на 30—33 процента. Важное место в повышении произ водительности труда призвано сы грать совершенствование организа ции управления, производства труда. Об этом на XXIV съезде КПСС гово рилось с достаточной остротой. В От- ! четном докла/№ ЦК КПСС; сделан ном Леонидов Ильичей'‘Брежневым;' сказано, что бесйёребттййп&>'рйбОГа хо зяйственного механизма помогает - воздать хорошую, деловую обстанов ку в стране, способствует трудовому подъему широких wiacc, вызывает рост инициативы у трудящихся, так кан люди видят, что их работа при носит должные плоды, идет на благо народа, на благо всего общества. И, о другой стороны, ничто так не рас холаживает людей, нак факты непро думанных решений, головотяпства : или бюрократизма отдельных работ ников, ведущие к тому, что впустую растрачивается труд, общественные богатства, созданные ценности. Следует отметить, что существую щий уровень организации управле ния, производства и труда в рыбной промышленности еще не отвечает на учный трёбоваййям-.v шръе Флот находится на промысле в среднем половину календарного вре мени. Только простои судов в ремон те составляют больше одной трети ка лендарного времени. Простои в пор ту отнимают более 10 процентов ка лендарного времени и продолжают увеличиваться из года в год, несмот ря на рост мощностей порта. Выявление резервов роста произ водительности труда является глав ной задачей в области совершенство вания организации управления про изводства и труда. На основе предва рительного изучения вопроса об ор ганизации обслуживания судов в пор ту, включая выгрузку, погрузку, ре монт, проведенного лабораторией НОТ ПИНРО, а также на основе вы* § водов по анализу повышения произ водительности труда на судах управ ления тралового флота, проведенного лабораторией экономических исследо ваний ПИНРО, установлено, что са мой большой группой резервов по вышения производительности труда является снижение простоев промыс ловых судов в сверхплановом ремон те. Главным направлением реализации этой группы резервов является со вершенствование организации судо ремонта от организации управления #йо’ организаций труда. Важность ра боты в этом направлении диктуется возможностью значительного увели чения продолжительности нахожде ния судов в море. В течение прошлого года по дого вору "С судоремонтным -объединением силами научных работников ленин градского кораблестроительного ин ститута была разработана тема: «Од* тимальные 'схемы организации и уВг равления доковонелиповым - ремож < том и рационального •* .объема меха низации доковых работ на 'Мурман ской судоверфи». Дело начато хоро шее. Но одной темы, конечно, недо статочно, так как удельный вес дока? во-слипового ремонта составляет 19,7 процента. Сейчас делаются попытки анализа существующей организации между рейсового ремонта с участием одного представителя СРЗ-1 и группы на блюдателей ПИНРО. Но сил слнлждм> мало даже для анализа, не говоря уже о разработке рекомендаций. Интересы повышения производи- телыюсти труда в рыбной промыш ленности требуют, чтобы этому во просу было уделено особое внимание. Возможности для более полного ана лиза организации «у^оре*щпта. име ются, если привлечь к Т угой работе лаборатории НОТ, специалистов су доремонтников, а также находящих ся в резерве специалистов -механяко- ’Судовых служб флотов. Другой наиболее значительной игруиной резервов повышения произ водительности труда является ликви дация непроизводительных потерь ра бочего времени в море и в- порту.1 В настоящее время вопросами ус корения обработки судов в порту по Северному -бассейну занимаются ла- _боратории научной организации тру да ЯИНРО и рыбного порта. Вопро- •сь* рациональной--организации труда на промысле должны - найти отраже ние в последующей ' теме лаборато рии* ДОТ ПИНРО. -Очевидно, эту- ра боту необходимо провести с участием на пятилетке специалистов флотов, тем более, что опыт ее уже имеют лаборатории НОТ «Севрыбхолодфлота» и «Мурман- сельди». Третьей группой резервов роста производительности труда в бассейне является сокращение текучести кад ров на ,промысловых судах. Ка$ показали расчеты, проведел- рые лабораторией . НОТ управления тралового флота, за счет сокращения текучести кадров возможное увеличе ние производительности труда соста вит 3 процента. Очевидно, что реше ние проблемы сокращения текучести имеет большое значение и для других флотов. Но дело это нелегкое. Оно требует участия в исследованиях представителей разных специальнос тей и затрагивает интересы и функ ции работников разных уровней ру ководства. При изучении вопроса нужно не ограничиваться тольно кон: статацией причин текучести по ан кетам, а; вникнув в суть вопроса, в главные причины текучести, разра ботать предложения по их устраие- , нию. Четвертей группой резервов явля ется увелдаение провозной способ ности флота. Как показали исследо вания, проведенные главным эконо мистом управления «Далт рыбхолод- флот» тов. Егоровым в диссертации на соискание ученой степени канди дата экономических наук, возможное увеличение провозной способности рефрижераторного флота составляет порядка 30 процентов. У нас в Северном бассейне опыты по увеличению провозной способнос ти проведены в «Севрыбхолодфлоте» по инициативе команды ТР «Л . Вене цианов». В результате этой работы полезная загрузка трюмов транспорт ных рефрижераторов повысилась до 3750—3800 тонн при нормативной загрузке в 3300 тонн нетто. Этой же работой занималась лабо ратория НОТ «Мурмансельди». Но в своих расчетах товарищи ошибочно взяли внутренние размеры ящика для определения объема одного тарного места вместо наружных размеров. Сейчас, в связи с -проводимыми ра ботами по применению контейнеров, пакетов и поддонов, подобный недо учет может привести к серьезным последствиям. Так, например, соглас но результатам экспериментального рейса, проведенного главком «Даль- рыба» на ТР «Остров Ушаков», при загрузке поддонами провозная спо собность трюмов снижается на 31 про цент против обычной загрузки без поддонов. По подсчетам же лаборато рии научной организации труда НИНРО при применении поддонов снижение провозной способности сос тавит для транспортных рефрижера- ,^Ю 8 .,.трлько 10— 15 процентов. Та- ..’к^Г/ ^азница " существенно меняет .'JjejfO'.' А .если к тому же исходить из общегосударственных интересов, то эффективность перевозок на поддо нах возрастет за счет сокращения вре- -мени выгрузки в порту и сокращения времени разгрузочных работ на по следующих операциях. Перечисленные группы не исчер пывают всех имеющихся резервов. Одяако йа данном этапе развития они являются главенствующими. Если на званные резервы использовать, то план повьипеиия производительности труда на девятую пятилетку может быть выполнен только за счет них. Реализация резервов роста произ водительности труда должна идти по следующим направлениям: изучение глубинных причин и фак торов, вызывающих тот или иной не достаток; разработка Предложений но науч ной организации управления, произ водства и Труда; экспериментальная проверка сде ланных предложений. . При изучений причин и факторов, вызывающих тот или иной недоста ток, необходимо к объекту изучения подходить всесторонне, то есть не только с чисто экономических иезн* ций — выгодно или не выгодно, а с одгювременным решением вопросов -социологических; физиологических и психологических. В процессе работы над темой по со вершенствованию организации обслу живания судов в Мурманском рыб ном порту было установлено, что. су- да простаивают в ожидании обработ ки 30, а порой и 50 процентов всего времени обслуживания в порту. Казалось, чтоД этодоромадный ре- .V зерв увеличения времени нахожде ния судов в море можно лепользо- . вать незамедлительно, однако реали зация этого резерва сталкивает вас, с вопросом — какова должна быть продолжительность рейса и стоянки, чтобы рыбаки за время обслуживания в порту могли обрести состояние зем-, ного жителя, а также отгулять, дни- переработки в море. Таким образом,, от чисто экономических позиций мы ‘ подошли к социально-психологичес ким и физиологическим. В части разработки предложений по совершенствованию, ^организации управления производства и труда не обходимо исходить из следующих принципов, , изложенных ;в Дирекуи-. вах XXIV съезда КПСС. В них .от-, мечается, что сердцевина, руководст- : ва народным хозяйством в условиях социализма — это планирование. За дачей первостепенного значения ста новится дальнейшее повышение его ;г научного уровня. Назрела необходи мость совершенствования методов планирования. Все болёе важным.ста новится комплексный подход ii .пла-. ; нированню и принятию крупных . на-. 1 роднохозяйственных решений. С необходимостью комплексного подхода к планированию лиы столкну лись при разработке мероприятий по ускорению обработки судов в порту. Дело в том, что в обслуживании су: дов участвуют рыбный подзт, товарная станция железной дороги, управление «Севрыбсбыта» и судоремонтное объ единение. Судоремонтный завод борется за план в нормо-часах, товарная стан ция железной дороги — за суточную подачу вагонов, управление рыбебы- та — за -объем отгрузки продукции, а порт — за объем грузонерерабоТ- ки. При этом зачастую получается,:;:* что судоремонтный завод, товарная станция, управление рыбебыта пере выполняют планы и получают пре мии. И, наконец, рыбный порт пере выполняет план, а суда... простаива ют под обработкой в порту «верх норм, ноторые были установлены еще в 1367 году! Рычагом совершенствования плани рования может быть повышение эко номической ответственности за вы полнение договорных отношений между предприятиями, о чем также го ворилось на XXIV съезде КПСС. Практика «оказывает, что реали- вация выявленных резервов не про ходят гладко, приходится сталки ваться с тенденциозностью представ лений, с недостаточной ответствен ностью и заинтересованностью руко водителей. Приступая к разработке темы по оптимальной организации обслужи вания и расстановки судов в порту, паша лаборатория НОТ оказалась во власти тенденциозного взгляда, что мощностей порта ие хватает, а пото му надо строить все новые и новые причалы. В процессе же работы иад темой после ряда расчетов нами было уста новлено, что производственных мощ ностей не только ие хватает, а даже наличные мощности используются да леко и далеко не полностью. Было разработано предложение но увели чению коэффициента использования мощностей на основе применения ме тода узкого фронта и регулирования прихода судов. Однако наши выводы о недостаточном использовании про изводственных мощностей настолько ие унладывались в обычные пред ставления многих руководителей, что предложения по улучшению исполь зования мощностей порта ие были рассмотрены. Потребовалось много времени, чтобы путем выступлений' на совещаниях, на страницах меетной- печати рассеять слолшвшееся пред ставление. Думаю, что в нонечном счете мы этого добились. Тормозом в реализации предложе ний лаборатории НОТ ПИНРО явля ется недостаточная оценка эффектив ности -отдельных предложений НОТ, а также слабая ответственность и за интересованность руководителей. На областной конференции па НОТ этот вопрос был поднят автором сис темы, «Пульсар» кандидатом . филог софских наук тов. Якушевым. В на? Стоящее., время определена методика для расчета показателей, уровня орга? низацнц управления, производства и труда. В недалеком будущем эти по? назатели будут, приниматься во вни мание при оценке деятельности пред приятий, что должно поднять ответст венность руководителей за уровень, организации труда, производства и . управления. . . . . .............. . Следует отметить, что в настоящее время с планами НОТ нет полной яс ности. Не :ясно, какие мероприятия лужно включать в планы новой тсх-г инки, какие в планы НОТ, какие в организационно-технические, а •какие просто в задания отдельно служб, це хов. Зачастую одни и те же пункты кочуют из одного плана в другой, становятся * переходящими», общими, •Получается, что мероприятий. много и планов много, и все как-будто вы полняются, нет только должной отда чи. Наконец, третья трудность заклю чается в слабой кооперации отделов и лабораторий НОТ. Согласно коор динационному плану, по теме «Епод- рениё на транспортных рефрижорато- ;рахч ,типа «Сибирь» передовых. мето дов я приемом *1руда: при' укладке * картонных коробок в трюмах» преду- . -ематривается, например, исполнитель — управление «Севрыбхолодфлот». В то же время эта тема имеет непосред ственное отношение к укладке и по грузочно-разгрузочным работам на судах типа БМРТ, ПРТ. Такого поло жения не должно быть. Темы, имею щие непосредственное отношение к ' разным организациям, должны раз рабатываться совместно, а не разроз ненно. Эта же мысль о сосредоточе нии всех подразделений НОТ на ре шении главных задач со специализа цией каждой лаборатории на -своем • круге вопросов -была высказана в ре- ! дакционной статье газеты «Рыбный Зйурман» ют 25 ноября 1970 года. Предлагаю для координации дей ствий примерно эа месяц до совеща-; ния по координационному плану ми-' пнстерства -созывать совещание спе- \ циалистов лабораторий и отделов^ НОТ флотов и береговых предприятий • Северного бассейна для обсуждения и координации плана на последующий год. Тогда при поездке в министерст во заведующие лабораториями и на чальники отделов будут иметь опреде ленное мнение. Если же действовать разрозненно, те может получиться, что в этом году вопрос текучести’кадров исследует уп равление тралового флота, а в следу ющем эту тему надумает разрабаты вать управление «Севрыбхолодфлот», ! а еще через год — управление * Муро мансельдь». Таким образом, полу-»’; чится; что три года уйдет на разра-j ботку одной темы вместо того, чтобы, работать на ней один год, но с учас-‘ тием специалистов от наждой лабора-' тории. I Л. МАЛЫШЕВ, научный сотруд.-. пик лаборатории научной организа ции труда ПИНРО. , \ БЕЛОРУССКАЯ С€Р. Прнпят- скаи впздина приковзта к се- ' бе внимание нефтяников, По всем данным здесь сосредото»! чекы промышленные запасы горючего. Семнадцать бригад * Речецкого управлении бурс&их- работ ведут п о и с к и ценного сырья. НА СНИМКЕ: нефтеразвед* мнки с 16 Й буровой (слева ка- право) бурилыцик Александр Нэдточий, помощники буркль* j гцика Николай Шкуропатский, Михаил Тарасевяч, Владимир Лисьмяное, дизелист Виктор Хармевец. Фото В. Войтенко» - * |Фото*р*ника ТАССК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz