Рыбный Мурман. 1971 г. Июль.

Д ИРЕКТИВАМИ XXIV съезда КПСС по девятому пятилет* нему плану развития народно­ го хозяйства страны в рыбной про­ мышленности предусматривается уве­ личение объема продукции на 47 про­ центов, повышение производительно­ сти труда на 30—33 процента. Важное место в повышении произ­ водительности труда призвано сы­ грать совершенствование организа­ ции управления, производства труда. Об этом на XXIV съезде КПСС гово­ рилось с достаточной остротой. В От- ! четном докла/№ ЦК КПСС; сделан­ ном Леонидов Ильичей'‘Брежневым;' сказано, что бесйёребттййп&>'рйбОГа хо­ зяйственного механизма помогает - воздать хорошую, деловую обстанов­ ку в стране, способствует трудовому подъему широких wiacc, вызывает рост инициативы у трудящихся, так кан люди видят, что их работа при­ носит должные плоды, идет на благо народа, на благо всего общества. И, о другой стороны, ничто так не рас­ холаживает людей, нак факты непро­ думанных решений, головотяпства : или бюрократизма отдельных работ­ ников, ведущие к тому, что впустую растрачивается труд, общественные богатства, созданные ценности. Следует отметить, что существую­ щий уровень организации управле­ ния, производства и труда в рыбной промышленности еще не отвечает на­ учный трёбоваййям-.v шръе Флот находится на промысле в среднем половину календарного вре­ мени. Только простои судов в ремон­ те составляют больше одной трети ка­ лендарного времени. Простои в пор­ ту отнимают более 10 процентов ка­ лендарного времени и продолжают увеличиваться из года в год, несмот­ ря на рост мощностей порта. Выявление резервов роста произ­ водительности труда является глав­ ной задачей в области совершенство­ вания организации управления про­ изводства и труда. На основе предва­ рительного изучения вопроса об ор­ ганизации обслуживания судов в пор­ ту, включая выгрузку, погрузку, ре­ монт, проведенного лабораторией НОТ ПИНРО, а также на основе вы* § водов по анализу повышения произ­ водительности труда на судах управ­ ления тралового флота, проведенного лабораторией экономических исследо­ ваний ПИНРО, установлено, что са­ мой большой группой резервов по­ вышения производительности труда является снижение простоев промыс­ ловых судов в сверхплановом ремон­ те. Главным направлением реализации этой группы резервов является со­ вершенствование организации судо­ ремонта от организации управления #йо’ организаций труда. Важность ра­ боты в этом направлении диктуется возможностью значительного увели­ чения продолжительности нахожде­ ния судов в море. В течение прошлого года по дого­ вору "С судоремонтным -объединением силами научных работников ленин­ градского кораблестроительного ин­ ститута была разработана тема: «Од* тимальные 'схемы организации и уВг равления доковонелиповым - ремож < том и рационального •* .объема меха­ низации доковых работ на 'Мурман­ ской судоверфи». Дело начато хоро­ шее. Но одной темы, конечно, недо­ статочно, так как удельный вес дока? во-слипового ремонта составляет 19,7 процента. Сейчас делаются попытки анализа существующей организации между­ рейсового ремонта с участием одного представителя СРЗ-1 и группы на­ блюдателей ПИНРО. Но сил слнлждм> мало даже для анализа, не говоря уже о разработке рекомендаций. Интересы повышения производи- телыюсти труда в рыбной промыш­ ленности требуют, чтобы этому во­ просу было уделено особое внимание. Возможности для более полного ана­ лиза организации «у^оре*щпта. име­ ются, если привлечь к Т угой работе лаборатории НОТ, специалистов су­ доремонтников, а также находящих­ ся в резерве специалистов -механяко- ’Судовых служб флотов. Другой наиболее значительной игруиной резервов повышения произ­ водительности труда является ликви­ дация непроизводительных потерь ра­ бочего времени в море и в- порту.1 В настоящее время вопросами ус­ корения обработки судов в порту по Северному -бассейну занимаются ла- _боратории научной организации тру­ да ЯИНРО и рыбного порта. Вопро- •сь* рациональной--организации труда на промысле должны - найти отраже­ ние в последующей ' теме лаборато­ рии* ДОТ ПИНРО. -Очевидно, эту- ра­ боту необходимо провести с участием на пятилетке специалистов флотов, тем более, что опыт ее уже имеют лаборатории НОТ «Севрыбхолодфлота» и «Мурман- сельди». Третьей группой резервов роста производительности труда в бассейне является сокращение текучести кад­ ров на ,промысловых судах. Ка$ показали расчеты, проведел- рые лабораторией . НОТ управления тралового флота, за счет сокращения текучести кадров возможное увеличе­ ние производительности труда соста­ вит 3 процента. Очевидно, что реше­ ние проблемы сокращения текучести имеет большое значение и для других флотов. Но дело это нелегкое. Оно требует участия в исследованиях представителей разных специальнос­ тей и затрагивает интересы и функ­ ции работников разных уровней ру­ ководства. При изучении вопроса нужно не ограничиваться тольно кон: статацией причин текучести по ан­ кетам, а; вникнув в суть вопроса, в главные причины текучести, разра­ ботать предложения по их устраие- , нию. Четвертей группой резервов явля­ ется увелдаение провозной способ­ ности флота. Как показали исследо­ вания, проведенные главным эконо­ мистом управления «Далт рыбхолод- флот» тов. Егоровым в диссертации на соискание ученой степени канди­ дата экономических наук, возможное увеличение провозной способности рефрижераторного флота составляет порядка 30 процентов. У нас в Северном бассейне опыты по увеличению провозной способнос­ ти проведены в «Севрыбхолодфлоте» по инициативе команды ТР «Л . Вене­ цианов». В результате этой работы полезная загрузка трюмов транспорт­ ных рефрижераторов повысилась до 3750—3800 тонн при нормативной загрузке в 3300 тонн нетто. Этой же работой занималась лабо­ ратория НОТ «Мурмансельди». Но в своих расчетах товарищи ошибочно взяли внутренние размеры ящика для определения объема одного тарного места вместо наружных размеров. Сейчас, в связи с -проводимыми ра­ ботами по применению контейнеров, пакетов и поддонов, подобный недо­ учет может привести к серьезным последствиям. Так, например, соглас­ но результатам экспериментального рейса, проведенного главком «Даль- рыба» на ТР «Остров Ушаков», при загрузке поддонами провозная спо­ собность трюмов снижается на 31 про­ цент против обычной загрузки без поддонов. По подсчетам же лаборато­ рии научной организации труда НИНРО при применении поддонов снижение провозной способности сос­ тавит для транспортных рефрижера- ,^Ю 8 .,.трлько 10— 15 процентов. Та- ..’к^Г/ ^азница " существенно меняет .'JjejfO'.' А .если к тому же исходить из общегосударственных интересов, то эффективность перевозок на поддо­ нах возрастет за счет сокращения вре- -мени выгрузки в порту и сокращения времени разгрузочных работ на по­ следующих операциях. Перечисленные группы не исчер­ пывают всех имеющихся резервов. Одяако йа данном этапе развития они являются главенствующими. Если на­ званные резервы использовать, то план повьипеиия производительности труда на девятую пятилетку может быть выполнен только за счет них. Реализация резервов роста произ­ водительности труда должна идти по следующим направлениям: изучение глубинных причин и фак­ торов, вызывающих тот или иной не­ достаток; разработка Предложений но науч­ ной организации управления, произ­ водства и Труда; экспериментальная проверка сде­ ланных предложений. . При изучений причин и факторов, вызывающих тот или иной недоста­ ток, необходимо к объекту изучения подходить всесторонне, то есть не только с чисто экономических иезн* ций — выгодно или не выгодно, а с одгювременным решением вопросов -социологических; физиологических и психологических. В процессе работы над темой по со­ вершенствованию организации обслу­ живания судов в Мурманском рыб­ ном порту было установлено, что. су- да простаивают в ожидании обработ­ ки 30, а порой и 50 процентов всего времени обслуживания в порту. Казалось, чтоД этодоромадный ре- .V зерв увеличения времени нахожде­ ния судов в море можно лепользо- . вать незамедлительно, однако реали­ зация этого резерва сталкивает вас, с вопросом — какова должна быть продолжительность рейса и стоянки, чтобы рыбаки за время обслуживания в порту могли обрести состояние зем-, ного жителя, а также отгулять, дни- переработки в море. Таким образом,, от чисто экономических позиций мы ‘ подошли к социально-психологичес­ ким и физиологическим. В части разработки предложений по совершенствованию, ^организации управления производства и труда не­ обходимо исходить из следующих принципов, , изложенных ;в Дирекуи-. вах XXIV съезда КПСС. В них .от-, мечается, что сердцевина, руководст- : ва народным хозяйством в условиях социализма — это планирование. За­ дачей первостепенного значения ста­ новится дальнейшее повышение его ;г научного уровня. Назрела необходи­ мость совершенствования методов планирования. Все болёе важным.ста­ новится комплексный подход ii .пла-. ; нированню и принятию крупных . на-. 1 роднохозяйственных решений. С необходимостью комплексного подхода к планированию лиы столкну­ лись при разработке мероприятий по ускорению обработки судов в порту. Дело в том, что в обслуживании су: дов участвуют рыбный подзт, товарная станция железной дороги, управление «Севрыбсбыта» и судоремонтное объ­ единение. Судоремонтный завод борется за план в нормо-часах, товарная стан­ ция железной дороги — за суточную подачу вагонов, управление рыбебы- та — за -объем отгрузки продукции, а порт — за объем грузонерерабоТ- ки. При этом зачастую получается,:;:* что судоремонтный завод, товарная станция, управление рыбебыта пере­ выполняют планы и получают пре­ мии. И, наконец, рыбный порт пере­ выполняет план, а суда... простаива­ ют под обработкой в порту «верх норм, ноторые были установлены еще в 1367 году! Рычагом совершенствования плани­ рования может быть повышение эко­ номической ответственности за вы­ полнение договорных отношений между предприятиями, о чем также го­ ворилось на XXIV съезде КПСС. Практика «оказывает, что реали- вация выявленных резервов не про­ ходят гладко, приходится сталки­ ваться с тенденциозностью представ­ лений, с недостаточной ответствен­ ностью и заинтересованностью руко­ водителей. Приступая к разработке темы по оптимальной организации обслужи­ вания и расстановки судов в порту, паша лаборатория НОТ оказалась во власти тенденциозного взгляда, что мощностей порта ие хватает, а пото­ му надо строить все новые и новые причалы. В процессе же работы иад темой после ряда расчетов нами было уста­ новлено, что производственных мощ­ ностей не только ие хватает, а даже наличные мощности используются да­ леко и далеко не полностью. Было разработано предложение но увели­ чению коэффициента использования мощностей на основе применения ме­ тода узкого фронта и регулирования прихода судов. Однако наши выводы о недостаточном использовании про­ изводственных мощностей настолько ие унладывались в обычные пред­ ставления многих руководителей, что предложения по улучшению исполь­ зования мощностей порта ие были рассмотрены. Потребовалось много времени, чтобы путем выступлений' на совещаниях, на страницах меетной- печати рассеять слолшвшееся пред­ ставление. Думаю, что в нонечном счете мы этого добились. Тормозом в реализации предложе­ ний лаборатории НОТ ПИНРО явля­ ется недостаточная оценка эффектив­ ности -отдельных предложений НОТ, а также слабая ответственность и за­ интересованность руководителей. На областной конференции па НОТ этот вопрос был поднят автором сис­ темы, «Пульсар» кандидатом . филог софских наук тов. Якушевым. В на? Стоящее., время определена методика для расчета показателей, уровня орга? низацнц управления, производства и труда. В недалеком будущем эти по? назатели будут, приниматься во вни­ мание при оценке деятельности пред­ приятий, что должно поднять ответст­ венность руководителей за уровень, организации труда, производства и . управления. . . . . .............. . Следует отметить, что в настоящее время с планами НОТ нет полной яс­ ности. Не :ясно, какие мероприятия лужно включать в планы новой тсх-г инки, какие в планы НОТ, какие в организационно-технические, а •какие просто в задания отдельно служб, це­ хов. Зачастую одни и те же пункты кочуют из одного плана в другой, становятся * переходящими», общими, •Получается, что мероприятий. много и планов много, и все как-будто вы­ полняются, нет только должной отда­ чи. Наконец, третья трудность заклю­ чается в слабой кооперации отделов и лабораторий НОТ. Согласно коор­ динационному плану, по теме «Епод- рениё на транспортных рефрижорато- ;рахч ,типа «Сибирь» передовых. мето­ дов я приемом *1руда: при' укладке * картонных коробок в трюмах» преду- . -ематривается, например, исполнитель — управление «Севрыбхолодфлот». В то же время эта тема имеет непосред­ ственное отношение к укладке и по­ грузочно-разгрузочным работам на судах типа БМРТ, ПРТ. Такого поло­ жения не должно быть. Темы, имею­ щие непосредственное отношение к ' разным организациям, должны раз­ рабатываться совместно, а не разроз­ ненно. Эта же мысль о сосредоточе­ нии всех подразделений НОТ на ре­ шении главных задач со специализа­ цией каждой лаборатории на -своем • круге вопросов -была высказана в ре- ! дакционной статье газеты «Рыбный Зйурман» ют 25 ноября 1970 года. Предлагаю для координации дей­ ствий примерно эа месяц до совеща-; ния по координационному плану ми-' пнстерства -созывать совещание спе- \ циалистов лабораторий и отделов^ НОТ флотов и береговых предприятий • Северного бассейна для обсуждения и координации плана на последующий год. Тогда при поездке в министерст­ во заведующие лабораториями и на­ чальники отделов будут иметь опреде­ ленное мнение. Если же действовать разрозненно, те может получиться, что в этом году вопрос текучести’кадров исследует уп­ равление тралового флота, а в следу­ ющем эту тему надумает разрабаты­ вать управление «Севрыбхолодфлот», ! а еще через год — управление * Муро­ мансельдь». Таким образом, полу-»’; чится; что три года уйдет на разра-j ботку одной темы вместо того, чтобы, работать на ней один год, но с учас-‘ тием специалистов от наждой лабора-' тории. I Л. МАЛЫШЕВ, научный сотруд.-. пик лаборатории научной организа­ ции труда ПИНРО. , \ БЕЛОРУССКАЯ С€Р. Прнпят- скаи впздина приковзта к се- ' бе внимание нефтяников, По всем данным здесь сосредото»! чекы промышленные запасы горючего. Семнадцать бригад * Речецкого управлении бурс&их- работ ведут п о и с к и ценного сырья. НА СНИМКЕ: нефтеразвед* мнки с 16 Й буровой (слева ка- право) бурилыцик Александр Нэдточий, помощники буркль* j гцика Николай Шкуропатский, Михаил Тарасевяч, Владимир Лисьмяное, дизелист Виктор Хармевец. Фото В. Войтенко» - * |Фото*р*ника ТАССК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz