Рыбный Мурман. 1971 г. Февраль.

Глубоко осознать предназначение воина Советских Вооруженных Сил как защитника мирного труда советского народа, осмыслить события, происходящие в нашей стране м • мире, помогают солдату политические занятия и политинформации, которые регулярно про­ водятся как в классе, так и ■ поле, во время учений. НА СНИМКЕ: во время политических заня- тий в Н-ском подразделении. Фотохроника ТАСС. ИЗДАНО В МУРМАНСКЕ, «ПАРТИЙНАЯ РАБОТА НА КОРАБЛЕ» Т АК НАЗЫВАЕТСЯ брошюра, вылущенная Мурманским книжным издательством. Написана она на основе опы­ та работы секретарей судовых партийных организаций» Авторы ее в партийной работе не новички. Файты, используе­ мые ими в брошюре, взяты из последних трех-пяти лет ра­ боты в море — срок вполне достаточный, чтобы у каждого из них выработался индивидуальный стиль работы, что пред­ ставляет несомненный интерес дня читателя. В брошюре найдут много полезного как рядовые комму­ нисты* так и члены партийных бюро, • том числе их секрета­ ри, как члены судовых парторганизаций, так и коммунисты, работающие на береговых предприятиях. О том, как секретарю партбюро вести работу в сложных ситуациях, возникающих при контроле хозяйственной дея­ тельности администрации судне (предприятия), и осущест­ влять сам контроль, даже опытный политработник может мно­ гое узнать из статьи Ф. К. Шаповалове «Чувство хозяина». Краеугольный камень партийно-массовой работы на лю­ бом предприятии — воспитательная работа. Этому вопросу посвящена статья Б. К. Киселева, одного иэ старейших полит­ работников тралового флота. Опыт работы парторганизации в руководстве социалист»** ческим соревнованием (также одна из форм коммунистиче* ского воспитания моряков) изложен в статье А. П. Марьенко* Эта стать» интересна прежде всего тем, что ее автор анализ зирует работу экипажа во время всесоюзного социалистиче­ ского соревнования в честь 100-летия со дня рождения В. И* Ленина. Если можно говорить о стратегии и тактике в работе су« довой партийной организации в сложных, беспрестанно меня­ ющихся условиях промысла, то, пожалуй, в основном этому уделяет внимание Д. X. Байтимиров в своем очерке «Поиск», В конце брошюры помещены некоторые справочные све­ дения в помощь флотскому пропагандисту и агитатору. Будущее—за разноглубинным промыслом! iniiniiiiiiiiiiiiiiEiiiiniiniiminiiiiilHiiimiimi СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРУДИЯ ЛОВА Р АЗНОГЛУБИННЫЙ лов рыбы яв­ ляется одним иэ важнейших ре- зервов повышения эффективно­ сти тралового промысла. Освоение его началось еще в 1956 году. Именно тог­ да промысловики Мурманского трало­ вого флота впервые в практике миро­ вого рыболовства освоили в промыш­ ленных масштабах лов сельди разно­ глубинными тралами в Норвежском мо­ ре. В последующие годы этот вид лова сельди постоянно расширялся. В тот период для облова сельди ис­ пользовались в основном двухпласт- ные разноглубинные тралы конструк­ ции ПИНРО. Затем экспериментальной базой этот чертеж был переоформлен и хорошо известен нашим промыслови­ кам под номером 1392. В дальнейшем, с ухудшением сырье­ вой базы, разноглубинный промысел стал затухать. Двухпластные тралы с восьми-девятиметровым вертикальным раскрытием не могли обеспечить успеш­ ный промысел на разреженных скопле­ ниях рыбы. Поэтому, начиная с 1967 го­ да, стали применяться четырехпластные разноглубинные тралы с большим вер­ тикальным раскрытием. У нас на судах типа БМРТ с мощно­ стью главного двигателя 2400 л. с. в 1967 — первой половине 1969 года ис­ пользовались в основном тралы с че­ тырехлистным мешком. Они имеют вертикальное раскрытие в пределах 184—15 метров» горизонтальное — по­ рядка 24 метров. Практически такими тра пами работали иностранные суда кормового траления и имели уловы до 70 тонн сельди. Экипаж БМРТ-400 «Лесков» в районе Западной Гренландии в 1964 году тралом с четырехпластным мешком имел уловы трески до 5 тонн. В первом по­ лугодии 1969 года в районе Ново-Шет­ ландского шельфа БМРТ-423 «И. Кату* нин» вылавливал до 40 тонн сельди за непродолжительное время. Таким обра­ зом, зтот трал неплохо зарекомендо­ вал себя на промысле. Однако при облове подвижных ко­ сяков пелагических рыб он оказался менее производительным, чем находив­ шийся на вооружении балтийских БМРТ 38,5 м трал с двухпластным мешком. Дело тут в том, что из-за недостаточной мощности главного двигателя мурман­ ские БМРТ тралом с четырехпластным мешком не могли обеспечить скорость траления выше 3,5—3,8 узла. Балтий­ ские же промысловики работали на ско­ ростях порядка 4,5 узла и добивались при этом хороших успехов. Кроме того, при облове придонных скоплений рыбы из-за недостаточной мощности лебедок нередко происходи* ли посадки орудий лова на фунт • на* чале их подъема, что приводило к серьезным порывам сетного полотна. Все это заставило наших промыслови­ ков перейти не работу балтийским тра­ лом 38,5 м. В настоящее время чертеж этого тра­ ла переработан с учетом замечаний на­ ших специалистов и выпущен ЦПКТБ под номером 2030. Он имеет вертикаль­ ное раскрытие 16—12 метров и обеспе­ чивает скорость траления при мощно* сти двигателя 2400 л. с. до 4,5 узла при 100-процентной его нагрузке. На­ ши экипажи облавливали этим тралом сельдь на банках Банцвро и Джордже*, а в 1970 году в Баренцевом море ши­ роко освоили разноглубинный промы­ сел полярной тресочки. Этим же тра­ лом коллектив БМРТ-413 «Полярный» в августе 1970 года в Баренцевом море за часовое траление имел уловы до 20 тонн крупной трески. Конструкция разноглубинного трала по чертежу № 2030, схемы его воору­ жения и оснастки достаточно знакомы специалистам по добыче рыбы. Эти тралы оснащаются кабелями иэ стального троса диаметром 15,5 мм, длиной 60—100 метров. Длина кабелей выбирается в зависимости от места расположения косяков рыбы над грун­ том. При облове придонных скоплений рыбы следует применять кабели длиной 60—80 метров, а при работе на глубо­ ководных косяках — 100 метров. С трапом по чертежу № 2030 исполь­ зуется двухпластиый мешок длиной 30,02 метра. При разноглубинном промысле реко­ мендуется применять крыловидные тра­ ловые доски площадью 6,0 квадрат­ ных метров {рис. 1). Верхняя подбора трала оснащается 160 металлическими кухтылями, кото­ рые равномерно распределяются по ее сетям. Нижняя подбора трала загружается равномерно отрезками цепей общим весом в воздухе до 300 кг. Груз-углубитель имеет вес около 450 кг. Включается в нижний кабель между дополнительным концом и голым концом трала. Для подвешивания гру­ зов используются гаки с кольцами. Соединение трала с досками, а так- и » же длины переходного конца и лапок показаны на рисунке N9 2. Как уже отмечалось, тралы (чертеж HS 2030) позволяют облавливать плот­ ные пелагические косяки сельди, по­ лярной тресочки и трески с БМРТ — 2400 л. с. Но при этом для достижения максимально необходимой для успеш­ ного ведения разноглубинного промыс­ ла скорости траления используются все 100 процентов мощности главного дви­ гателя, т. е. двигатель работает с пере­ грузкой. С перегрузкой работает итра*. ловая лебедка. Таким образом, резерв" мощности главного двигателя и трало­ вой лебедки для обеспечения необхо­ димых маневров с тралом отсутствует. Поэтому возникла настоятельная необ­ ходимость создания разноглубинных тралов с меньшим сопротивлением. Специалисты АтлантНИРО на БМРТ «Гижига» я июле-декабре 1969 года в районах Северо-Западной Атлантики провели испытания серии разноглубин­ ных тралов, изготовленных иэ делей различного ассортимента. Испытания показали, что более лучшие результа­ ты по уловистости и эксплуатационным качествам имеет трал 38,5 метра с ша­ гом ячеи в передней части (крылья, первые пласти мотни) 350 мм. Основные преимущества этого трала яо сравнению с тралом (чертеж Не 2030] следующие: увеличение шага ячеи до 350 мм при сохранении всех остапьных параметров позволило уменьшить нагрузку на глав­ ный двигатель на 20—25 процентов и м » ****** Ллмо rrms^CSMM. fan,toлобедм 44» fofo&z'60+400* i f ГР0 -о- I Ло* тем самым создать, р е зер в .мощности для осуществления необходимых ма­ невров с тралом; используя данный запас мощности, яри работе разноглубинным тралом 38,5 метра можно развивать скорость трааеяия свыше 5,0 узлов; уловистость крупноячейных тралов не •иже, чем у трала по чертежу № 2030 с ячеей 100 мм; внедрение крупноячейных тралов по­ зволяет эффективно вести придонный разноглубинный промысел. Проведенные на ПРТ «Зеленоборск»' в сентябре 1970 года испытания круп­ ноячейных тралов на облове полярной тресочки в Баренцевом море подтвер­ дили результаты и* испытаний на БМРТ яГижига». Схемы вооружения крупноячейного трала не отличаются от схем вооруже­ ния тралов по чертежу № 2030. Един­ ственное различие состоит в том, что кухтылей ставится 130 штук. Для п р е - : дотвращения западания в ячеи они А - 1 ключаются в оплетку из дели, изготов­ ленную в виде «чулка». Крупноячейными тралами 38rS м мож­ но успешно облавливать плотные скоп­ ления различных видов пелигически» рыб. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУПНОЯЧЕЙНЫХ ДЕЛЕЙ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ ОРУДИЙ ЛО­ ВА РАСКРЫВАЕТ БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖ­ НОСТИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ РАЗНОГЛУБИННОГО ПРОМЫСЛА. ВЧА­ СТНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ И ПРИМЕ- НЕНИЮ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ТИПАХ СУДОВ ОРУДИЙ ЛОВА, ИМЕЮЩИХ БОЛЬШОЕ ВЕРТИКАЛЬНОЕ И ГОРИЗОН­ ТАЛЬНОЕ РАСКРЫТИЕ. Опыт работы- немецких судов и, в ча­ стности ГДР, тралами больших разме­ ров и с большой ячеей подтверждает их эффективность. Промысловики ГДР добиваются высоких уловов сельди и скумбрии в районах Ново-Шетландского шельфа. При этом следует отметить, «по высокие уловы имеют экипажи ко­ раблей однотипных с нашими БМРТ (мощность главного двигателя 2400 л. с., мощность лебедки — 12 тонн). ТАКИЕ ТРАЛЫ ПОЗВОЛЯЮТ УСПЕШ­ НО ОБЛАВЛИВАТЬ РАЗРЕЖЕННЫЕ СКО­ ПЛЕНИЯ ПЕЛАГИЧЕСКИХ РЫБ, ЧТО ПРИ СЛОЖИВШЕЙСЯ СЫРЬЕВОЙ БАЗЕ ИМЕ­ ЕТ ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. На основе имеющегося опыта про­ мысловиков ГДР и других стран специ­ алисты ЦПКТБ главка «Севрыба» долж­ ны в кратчайший срок разработать кон­ струкции эффективных крупноячейных тралов для каждого типа судов. Это по­ зволит коллективу трелового флота ус­ пешно решать задачи новой пятилетки. Л. СЕРОВ, старший инженер отдела добычи управления Мурманского тралового флота. Г. БАЛАХОНОВ, флагманский специалист по добыче рыбы. О О П О Р Р О С 2SO-*3atffjr*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz