Рыбный Мурман. 1971 г. Февраль.
Глубоко осознать предназначение воина Советских Вооруженных Сил как защитника мирного труда советского народа, осмыслить события, происходящие в нашей стране м • мире, помогают солдату политические занятия и политинформации, которые регулярно про водятся как в классе, так и ■ поле, во время учений. НА СНИМКЕ: во время политических заня- тий в Н-ском подразделении. Фотохроника ТАСС. ИЗДАНО В МУРМАНСКЕ, «ПАРТИЙНАЯ РАБОТА НА КОРАБЛЕ» Т АК НАЗЫВАЕТСЯ брошюра, вылущенная Мурманским книжным издательством. Написана она на основе опы та работы секретарей судовых партийных организаций» Авторы ее в партийной работе не новички. Файты, используе мые ими в брошюре, взяты из последних трех-пяти лет ра боты в море — срок вполне достаточный, чтобы у каждого из них выработался индивидуальный стиль работы, что пред ставляет несомненный интерес дня читателя. В брошюре найдут много полезного как рядовые комму нисты* так и члены партийных бюро, • том числе их секрета ри, как члены судовых парторганизаций, так и коммунисты, работающие на береговых предприятиях. О том, как секретарю партбюро вести работу в сложных ситуациях, возникающих при контроле хозяйственной дея тельности администрации судне (предприятия), и осущест влять сам контроль, даже опытный политработник может мно гое узнать из статьи Ф. К. Шаповалове «Чувство хозяина». Краеугольный камень партийно-массовой работы на лю бом предприятии — воспитательная работа. Этому вопросу посвящена статья Б. К. Киселева, одного иэ старейших полит работников тралового флота. Опыт работы парторганизации в руководстве социалист»** ческим соревнованием (также одна из форм коммунистиче* ского воспитания моряков) изложен в статье А. П. Марьенко* Эта стать» интересна прежде всего тем, что ее автор анализ зирует работу экипажа во время всесоюзного социалистиче ского соревнования в честь 100-летия со дня рождения В. И* Ленина. Если можно говорить о стратегии и тактике в работе су« довой партийной организации в сложных, беспрестанно меня ющихся условиях промысла, то, пожалуй, в основном этому уделяет внимание Д. X. Байтимиров в своем очерке «Поиск», В конце брошюры помещены некоторые справочные све дения в помощь флотскому пропагандисту и агитатору. Будущее—за разноглубинным промыслом! iniiniiiiiiiiiiiiiiEiiiiniiniiminiiiiilHiiimiimi СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРУДИЯ ЛОВА Р АЗНОГЛУБИННЫЙ лов рыбы яв ляется одним иэ важнейших ре- зервов повышения эффективно сти тралового промысла. Освоение его началось еще в 1956 году. Именно тог да промысловики Мурманского трало вого флота впервые в практике миро вого рыболовства освоили в промыш ленных масштабах лов сельди разно глубинными тралами в Норвежском мо ре. В последующие годы этот вид лова сельди постоянно расширялся. В тот период для облова сельди ис пользовались в основном двухпласт- ные разноглубинные тралы конструк ции ПИНРО. Затем экспериментальной базой этот чертеж был переоформлен и хорошо известен нашим промыслови кам под номером 1392. В дальнейшем, с ухудшением сырье вой базы, разноглубинный промысел стал затухать. Двухпластные тралы с восьми-девятиметровым вертикальным раскрытием не могли обеспечить успеш ный промысел на разреженных скопле ниях рыбы. Поэтому, начиная с 1967 го да, стали применяться четырехпластные разноглубинные тралы с большим вер тикальным раскрытием. У нас на судах типа БМРТ с мощно стью главного двигателя 2400 л. с. в 1967 — первой половине 1969 года ис пользовались в основном тралы с че тырехлистным мешком. Они имеют вертикальное раскрытие в пределах 184—15 метров» горизонтальное — по рядка 24 метров. Практически такими тра пами работали иностранные суда кормового траления и имели уловы до 70 тонн сельди. Экипаж БМРТ-400 «Лесков» в районе Западной Гренландии в 1964 году тралом с четырехпластным мешком имел уловы трески до 5 тонн. В первом по лугодии 1969 года в районе Ново-Шет ландского шельфа БМРТ-423 «И. Кату* нин» вылавливал до 40 тонн сельди за непродолжительное время. Таким обра зом, зтот трал неплохо зарекомендо вал себя на промысле. Однако при облове подвижных ко сяков пелагических рыб он оказался менее производительным, чем находив шийся на вооружении балтийских БМРТ 38,5 м трал с двухпластным мешком. Дело тут в том, что из-за недостаточной мощности главного двигателя мурман ские БМРТ тралом с четырехпластным мешком не могли обеспечить скорость траления выше 3,5—3,8 узла. Балтий ские же промысловики работали на ско ростях порядка 4,5 узла и добивались при этом хороших успехов. Кроме того, при облове придонных скоплений рыбы из-за недостаточной мощности лебедок нередко происходи* ли посадки орудий лова на фунт • на* чале их подъема, что приводило к серьезным порывам сетного полотна. Все это заставило наших промыслови ков перейти не работу балтийским тра лом 38,5 м. В настоящее время чертеж этого тра ла переработан с учетом замечаний на ших специалистов и выпущен ЦПКТБ под номером 2030. Он имеет вертикаль ное раскрытие 16—12 метров и обеспе чивает скорость траления при мощно* сти двигателя 2400 л. с. до 4,5 узла при 100-процентной его нагрузке. На ши экипажи облавливали этим тралом сельдь на банках Банцвро и Джордже*, а в 1970 году в Баренцевом море ши роко освоили разноглубинный промы сел полярной тресочки. Этим же тра лом коллектив БМРТ-413 «Полярный» в августе 1970 года в Баренцевом море за часовое траление имел уловы до 20 тонн крупной трески. Конструкция разноглубинного трала по чертежу № 2030, схемы его воору жения и оснастки достаточно знакомы специалистам по добыче рыбы. Эти тралы оснащаются кабелями иэ стального троса диаметром 15,5 мм, длиной 60—100 метров. Длина кабелей выбирается в зависимости от места расположения косяков рыбы над грун том. При облове придонных скоплений рыбы следует применять кабели длиной 60—80 метров, а при работе на глубо ководных косяках — 100 метров. С трапом по чертежу № 2030 исполь зуется двухпластиый мешок длиной 30,02 метра. При разноглубинном промысле реко мендуется применять крыловидные тра ловые доски площадью 6,0 квадрат ных метров {рис. 1). Верхняя подбора трала оснащается 160 металлическими кухтылями, кото рые равномерно распределяются по ее сетям. Нижняя подбора трала загружается равномерно отрезками цепей общим весом в воздухе до 300 кг. Груз-углубитель имеет вес около 450 кг. Включается в нижний кабель между дополнительным концом и голым концом трала. Для подвешивания гру зов используются гаки с кольцами. Соединение трала с досками, а так- и » же длины переходного конца и лапок показаны на рисунке N9 2. Как уже отмечалось, тралы (чертеж HS 2030) позволяют облавливать плот ные пелагические косяки сельди, по лярной тресочки и трески с БМРТ — 2400 л. с. Но при этом для достижения максимально необходимой для успеш ного ведения разноглубинного промыс ла скорости траления используются все 100 процентов мощности главного дви гателя, т. е. двигатель работает с пере грузкой. С перегрузкой работает итра*. ловая лебедка. Таким образом, резерв" мощности главного двигателя и трало вой лебедки для обеспечения необхо димых маневров с тралом отсутствует. Поэтому возникла настоятельная необ ходимость создания разноглубинных тралов с меньшим сопротивлением. Специалисты АтлантНИРО на БМРТ «Гижига» я июле-декабре 1969 года в районах Северо-Западной Атлантики провели испытания серии разноглубин ных тралов, изготовленных иэ делей различного ассортимента. Испытания показали, что более лучшие результа ты по уловистости и эксплуатационным качествам имеет трал 38,5 метра с ша гом ячеи в передней части (крылья, первые пласти мотни) 350 мм. Основные преимущества этого трала яо сравнению с тралом (чертеж Не 2030] следующие: увеличение шага ячеи до 350 мм при сохранении всех остапьных параметров позволило уменьшить нагрузку на глав ный двигатель на 20—25 процентов и м » ****** Ллмо rrms^CSMM. fan,toлобедм 44» fofo&z'60+400* i f ГР0 -о- I Ло* тем самым создать, р е зер в .мощности для осуществления необходимых ма невров с тралом; используя данный запас мощности, яри работе разноглубинным тралом 38,5 метра можно развивать скорость трааеяия свыше 5,0 узлов; уловистость крупноячейных тралов не •иже, чем у трала по чертежу № 2030 с ячеей 100 мм; внедрение крупноячейных тралов по зволяет эффективно вести придонный разноглубинный промысел. Проведенные на ПРТ «Зеленоборск»' в сентябре 1970 года испытания круп ноячейных тралов на облове полярной тресочки в Баренцевом море подтвер дили результаты и* испытаний на БМРТ яГижига». Схемы вооружения крупноячейного трала не отличаются от схем вооруже ния тралов по чертежу № 2030. Един ственное различие состоит в том, что кухтылей ставится 130 штук. Для п р е - : дотвращения западания в ячеи они А - 1 ключаются в оплетку из дели, изготов ленную в виде «чулка». Крупноячейными тралами 38rS м мож но успешно облавливать плотные скоп ления различных видов пелигически» рыб. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУПНОЯЧЕЙНЫХ ДЕЛЕЙ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ ОРУДИЙ ЛО ВА РАСКРЫВАЕТ БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖ НОСТИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ РАЗНОГЛУБИННОГО ПРОМЫСЛА. ВЧА СТНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ И ПРИМЕ- НЕНИЮ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ТИПАХ СУДОВ ОРУДИЙ ЛОВА, ИМЕЮЩИХ БОЛЬШОЕ ВЕРТИКАЛЬНОЕ И ГОРИЗОН ТАЛЬНОЕ РАСКРЫТИЕ. Опыт работы- немецких судов и, в ча стности ГДР, тралами больших разме ров и с большой ячеей подтверждает их эффективность. Промысловики ГДР добиваются высоких уловов сельди и скумбрии в районах Ново-Шетландского шельфа. При этом следует отметить, «по высокие уловы имеют экипажи ко раблей однотипных с нашими БМРТ (мощность главного двигателя 2400 л. с., мощность лебедки — 12 тонн). ТАКИЕ ТРАЛЫ ПОЗВОЛЯЮТ УСПЕШ НО ОБЛАВЛИВАТЬ РАЗРЕЖЕННЫЕ СКО ПЛЕНИЯ ПЕЛАГИЧЕСКИХ РЫБ, ЧТО ПРИ СЛОЖИВШЕЙСЯ СЫРЬЕВОЙ БАЗЕ ИМЕ ЕТ ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. На основе имеющегося опыта про мысловиков ГДР и других стран специ алисты ЦПКТБ главка «Севрыба» долж ны в кратчайший срок разработать кон струкции эффективных крупноячейных тралов для каждого типа судов. Это по зволит коллективу трелового флота ус пешно решать задачи новой пятилетки. Л. СЕРОВ, старший инженер отдела добычи управления Мурманского тралового флота. Г. БАЛАХОНОВ, флагманский специалист по добыче рыбы. О О П О Р Р О С 2SO-*3atffjr*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz