Рыбный Мурман. 1971 г. Февраль.

С т а в к а на разноглубинный Н а в е р н о е , многим бы­ валым промысловикам знакомо чувство доса­ ды, когда рыбопоисковые приборы фиксировали кон­ центрации рыбы над грун­ том, в толще воды, а в то же время за двухчасовое тра­ ление поднимали совершенно мизерный улов. Досаду ис­ пытывали именно оттого, Что донным тралом эту ры­ бу нельзя было взять. И ио- тому, что моряки, несмотря' на все старания, оказывались беспомощными. И вот другой пример. В прошедшем рейсе экипаж БМРТ-401 «Куприн» рабо­ тал на Дальнем Западе, об­ лавливая косяки скумбрии. 6 нами рядом находились бал­ тийцы, рыбаки ГДР, Поль­ ши. В результате обоюдной информации стало ясно, что наибольшие подъемы можно иметь, применяя разноглу­ бинный трал, с помощью ко­ торого ведут самый прогрес­ сивный лов — пелагический. И мы сделали на него став­ ку. В его эффективности со­ мневаться не приходилось. Капитан «Куприна» тов. Зо- тиков убедился в этом еще в 1966, 1969 годах, когда в Баренцевом море доводилось поднимать за траление до 6 тонн трески, а на банке Банкеро весьма успешно промышлять сельдь. И на этот раз разноглубин­ ный лов оправдал себя. Мы брали столько скумбрии, сколько могли обработать, за полмесяца выработали почти 5 тысяч центнеров пищевой рыбной продукции. Широкое внедрение разно­ глубинного промысла — большой резерв увеличения вылова рыбы. А именно та­ кую задачу видит перед со­ бой каждый экипаж, зна­ комясь с проектом Ди­ ректив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану разви- . тая народного хозяйства страны. ; Сейчас в траловом флоте более сорока судов снабже­ ны приборами контроля глу­ бины хода трала, без чего не­ мыслим пелагический лов. А • все траулеры, с которых можно вести такой промысел, имеют на борту необходимое вооружение, снабжение. Факт в какой-то мере отрад­ ный, ибо по приведенным примерам видно, какие сдви- * тн наметились по налажива­ нию разноглубинного лова. Однако впереди много рабо­ ты. Взять проблему разработ­ ки разноглу­ бинных тра- • лов н о в ы х , лучших нон- струк ц и й. В этом деле се­ веряне о д н о время отста­ вали от своих коллег из За­ падного бас­ сейна. На «Куприне» в нача­ ле 1970 тода, не имея соб­ ственного пелагического тра­ ла, вынуждены были пользо­ ваться тралом, переданным с одного из балтийских судов. Теперь наши специалисты разработали свой трал, кото­ рый не уступает по уловнс- тости балтийскому. Вопрос в другом. Балтий­ цы в широком масштабе пе- решл» на работу орудиями лова, изготовленными из де­ ли с крупной ячеей. И от этого многое выигрывают. : Во-первых, крупноячейный трал значительно легче обыч- , ного, создает меньшее сопро- , тивление. Следовательно, снижается вагрузка на глав­ ную машину. Это дает воз­ можность поднять скорость , траления. Во-вторых, крупноячейная дель позволяет изготовлять тралы с большим вертикаль­ ным и горизонтальным рас­ крытием, что прямо связано с увеличением улова. Есть крупноячейные тралы и у нас. Но их недостаточно, на­ до наладить массовый их вы­ пуск. Разноглубинный промысел в отличие от донного имеет свою специфику. И не толь­ ко чисто техническую, а и требует особой организации труда палубной команды, су­ доводительского состава. Са­ мые важные и главные усло­ вия — натренированность мастеров по добыче, матро* сов, штурманов, их слажен­ ное взаимодействие. А эти качества можно приобрести только тогда, когда люди сработались, приобрели до­ статочный опыт. К сожалению, большая те­ кучесть кадров на судах от­ рицательно сказывается на освоении пелагического лова. На мой взгляд, надо строго подходить к обновлению шта­ та палубных матросов, судо­ водителей. И последнее, о чем мне хо­ чется еказать. Некоторые экипаяш, как говорится, на­ били руку на разноглубин­ ном промысле, имеется до­ статочный опыт у специали­ стов отдела добычи флота, у капитанов, мастеров по до­ быче. Это должно стать до­ стоянием всех промыслови* ков. И чем быстрее обучим людей, тем лучше использу­ ем возможности увеличения вылова рыбы, ноторые мо­ жет дать разноглубинный промысел. М. СОЛОВЬЕВ, старший мастер по добы­ че БМРТ-401 «Куприн». ВОВЫЙ ГИГАНТ ЭНЕРГЕТИК КОММЕНТАРИЯ К ЦИФРЕ .ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ 1 триллион 30 миллиардов-» I триллион 70 миллиардов ки­ ловатт-часов электроэнергии намечено произвести в девя­ той пятилетке. Это самая боль» шая цифра в проекте Дирек­ тив XXIV съезда КПСС. Совсем недавно страна от­ метила 50-летие ленинского плана ГОЭЛРО — первого в истории плана экономического развития народного хозяйства. Фантастическими казались тог­ да кое-кому задание плана: за 10—15 лет соорудить 30 элек­ тростанций общей мощностью в t миллион 750 тысяч кило­ ватт. Мощность электростан­ ций, которыми располагает СССР ныне, — 166 миллионов киловатт. В новой пятилетке намечено ввести в действие на электро- ■ 9 1 0 станциях мощности в размере 65—67 миллионов киловатт, причем главным образом за счет строительства тепловых электростанций с крупными энергетическими блоками. Су* щественно улучшатся технико­ экономические показатели ра­ боты энергетического обору* дования. Так, например, требу* ется снизить удельный расход топлива на электростанциях i 1975 году до 340—342 граммов на киловатт-час отпущенной электроэнергии. ] В новой пятилетке продол­ жатся работы по созданию ' Единой энергетической систе* j мы, дальних линий электропе- редачи переменного тока на-„, пряжением 750 и 1.150 тысяч i вольт. Получат . дальнейшее * развитие электрические соти в * сельских районах» llllllllllllillilllllllllllllllllll! ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР Е С ЛИ К А Ж Д Ы Й П О Д У М А Е Т В «Рыбном Мурмане» за 31 января напечатана заметка ка­ питана траулера «Сириус» тов.-- Кузнецова «Осветите провод­ ник*. Затронута нужная, набо­ левшая тема. Хотелось, что­ бы проблема бесконтактного способа передачи улова, нако­ нец, была решена. Ведь, кроме неоевещенности проводника, есть и другие недостатки, кото­ рые пытались устранить и в прошлом году, и ранее. В част­ ности, пробовали оборудовать каждый контейнер гирляндой из пенопластовой балберы. Эта мера ничего не дала, а наобо­ рот, увеличила стоимость кон­ тейнеров, они стали быстрее изнашиваться, снизилась их вместимость, менее удобно ста­ ло работать е ними. Пенопла­ стовые гирлянды после не­ скольких передач крошатся, об­ рываются и пропадают. Сейчас вместо них применя­ ют пенопластовые бочки. Они значительно долговечнее. Но вот беда: стоимость их такова, что почти равна цене всего пе­ редаточного снабжения (одна бочка стоит 67 рублей). Кроме того, требуется много силы при работе с ними. Не стоит уж описывать и те страхи, какие испытывают капитаны при сда­ че порядка с рыбой, нагромож­ денных из этих бочек контей­ неров и закрученных в спираль тросов. Это не может никого удовлетворить, тем более что в новой пятилетке наш флот по­ полнится судами-ловцами, С которых уже в обязательном порядке и постоянно надо сда­ вать улов. Я предлагаю такой выход из положения. В целях исключе­ ния намоток снабжения на винт его следует укладывать в контейнер, оставляя на пла­ ву. Проводник, кроме освещения буйком, должен быть из легко­ го плавающего троса. На мой взгляд, для освещения провод­ ника не стоит устанавливать прожектора на базах — дорого и не создает удобств. Для облегчения условий тру­ да палубных команд производ­ ственных рефрижераторов и траулеров, безопасной работы на палубе РТ и предотвраще­ ния потерь контейнеров с ры-» бой в случае обрыва каждый контейнер необходимо оборудо­ вать индивидуальным плавом. Здесь можно применить астра* ханский дрифтерный кухтыдь, объем которого составлял бы половину того, какие сейчае су­ ществуют. Крепится плав у гайтяна кон­ тейнера, закладывается ва-ч внутрь на рыбу и служит одно­ временно клапаном. Контейнер не теряет форму, ни за что не цепляется при перетаскивании по палубе и на слипе. Следует только подумать о способе со­ единения снабжения с ваером. Здесь нужен быстродействую­ щий замок взамен скобы, кото­ рую сейчас затягивают и отда­ ют «крокодилом» — работа ад-i ская. Возможно, подойдет гла­ голь-гак? Или другое приспо­ собление? Я обращаюсь к сво­ им коллегам: давайте по кру­ пицам сложим безопасную ц удобную схему передачи улова бесконтактным способом. В. к о в ы л и н , капитан траулера «Свет». llllllillllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllillllllllllilllllliilllllllllllllllllllllllNI, В СЕ шире развертывает- ся соревнование в честь XX IV съезда КПСО среди строителей Усть- Илимской ГЭС. Ни сорока- градусные морозы, ни снеж­ ные метели не снижают ударный темп сооружения очередного гиганта советской энергетики. Сейчас здесь полным хо­ дом монтируется громадная бетоновозная эстакада (её длина достигла уже 400 мет­ ров), устанавливаются двух- консольные краны, которые скоро начнут укладывать бе­ тон в тело плотины и зда­ ние ГЭС. НА СНИМКАХ: слева — строитель Усть - Илимской РЭС, сменный бригадир ком­ плексной бригады по уклад­ ке бетона в правобережную плотину Александр Князев! «права —• панорама строи- шельства ГЭС. Фото М. Минеева. фотохроника ТАСС. g i СЛЕДАМ = Н А Ы И Х Открытые партийные собра­ ния по обсуждению проекта Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану разви­ тия народного хозяйства СССР иа 1971—1975 годы прошли на МГ-0293, МГ-0111, МГ-0139 и других судах тралового флота. Моряки МГ-0207, как сооб­ щил по радио капитан тов. Во- лощенко, на общем собрании выразили единое мнение — приложить все силы для успеш­ ного претворения в жизнь пла­ нов, намеченных партией. 17 апреля экипаж примет ак­ тивное участие *о Всесоюзном коммунистическом субботни­ ке. В день открытия XXIV съез­ да партии коллектив корабля будет работать на -сэкономлен- * ном топливе. , Экипаж МГ-0210 также обсу­ дил проект Директив. Намече­ ны мероприятия по улучшению поисковой работы. Моряки единодушно решили 17 апреля активно участвовать в суббот­ нике. Коллектив МГ-0281 обсудил проект Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР. Моряки приняли обяза­ тельство выловить сверх пла­ на |971 года 1430 центнеров рыбы» «ОТКУДА «ИЗЛИШКИ?.^ В ответ на эту корреспок- денцию, опубликованную в' номере «Рыбного Мурмана»: за 7 февраля, сообщаю, что указанные в ней случаи про­ счетов мест при отпуске про­ дукции нашими кладовщика­ ми имели место. Эти случаи были своевре­ менно обсуждены на произ­ водственном совещании кла­ довщиков и экспедиторов «Севрыбсбыта». Виновные наказаны. Приказом по управлению кладовщикам В. А. Чистяков вой н К. Ф. Мллехнной объ­ явлены выговоры. , Шоферу* экспедитору' П.' Й.‘ Бурчако- ву и кладовщику А. К. Анд­ реевой — з^мечанисц, а 1 , . Все кладовщики и экевф» диторы предупреждены, что в случае просчета мест илВ других нарушений, связан­ ных с отпуском рыбопродук­ ции, они будут отстранены е* работы с лишением права 8 дальнейшем занимать мате* рнально-ответственные долж­ ности. П. ЕФИМОВ, начальник управлений «Севрыбсбы!*,,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz