Рыбный Мурман. 1971 г. Февраль.
С т а в к а на разноглубинный Н а в е р н о е , многим бы валым промысловикам знакомо чувство доса ды, когда рыбопоисковые приборы фиксировали кон центрации рыбы над грун том, в толще воды, а в то же время за двухчасовое тра ление поднимали совершенно мизерный улов. Досаду ис пытывали именно оттого, Что донным тралом эту ры бу нельзя было взять. И ио- тому, что моряки, несмотря' на все старания, оказывались беспомощными. И вот другой пример. В прошедшем рейсе экипаж БМРТ-401 «Куприн» рабо тал на Дальнем Западе, об лавливая косяки скумбрии. 6 нами рядом находились бал тийцы, рыбаки ГДР, Поль ши. В результате обоюдной информации стало ясно, что наибольшие подъемы можно иметь, применяя разноглу бинный трал, с помощью ко торого ведут самый прогрес сивный лов — пелагический. И мы сделали на него став ку. В его эффективности со мневаться не приходилось. Капитан «Куприна» тов. Зо- тиков убедился в этом еще в 1966, 1969 годах, когда в Баренцевом море доводилось поднимать за траление до 6 тонн трески, а на банке Банкеро весьма успешно промышлять сельдь. И на этот раз разноглубин ный лов оправдал себя. Мы брали столько скумбрии, сколько могли обработать, за полмесяца выработали почти 5 тысяч центнеров пищевой рыбной продукции. Широкое внедрение разно глубинного промысла — большой резерв увеличения вылова рыбы. А именно та кую задачу видит перед со бой каждый экипаж, зна комясь с проектом Ди ректив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану разви- . тая народного хозяйства страны. ; Сейчас в траловом флоте более сорока судов снабже ны приборами контроля глу бины хода трала, без чего не мыслим пелагический лов. А • все траулеры, с которых можно вести такой промысел, имеют на борту необходимое вооружение, снабжение. Факт в какой-то мере отрад ный, ибо по приведенным примерам видно, какие сдви- * тн наметились по налажива нию разноглубинного лова. Однако впереди много рабо ты. Взять проблему разработ ки разноглу бинных тра- • лов н о в ы х , лучших нон- струк ц и й. В этом деле се веряне о д н о время отста вали от своих коллег из За падного бас сейна. На «Куприне» в нача ле 1970 тода, не имея соб ственного пелагического тра ла, вынуждены были пользо ваться тралом, переданным с одного из балтийских судов. Теперь наши специалисты разработали свой трал, кото рый не уступает по уловнс- тости балтийскому. Вопрос в другом. Балтий цы в широком масштабе пе- решл» на работу орудиями лова, изготовленными из де ли с крупной ячеей. И от этого многое выигрывают. : Во-первых, крупноячейный трал значительно легче обыч- , ного, создает меньшее сопро- , тивление. Следовательно, снижается вагрузка на глав ную машину. Это дает воз можность поднять скорость , траления. Во-вторых, крупноячейная дель позволяет изготовлять тралы с большим вертикаль ным и горизонтальным рас крытием, что прямо связано с увеличением улова. Есть крупноячейные тралы и у нас. Но их недостаточно, на до наладить массовый их вы пуск. Разноглубинный промысел в отличие от донного имеет свою специфику. И не толь ко чисто техническую, а и требует особой организации труда палубной команды, су доводительского состава. Са мые важные и главные усло вия — натренированность мастеров по добыче, матро* сов, штурманов, их слажен ное взаимодействие. А эти качества можно приобрести только тогда, когда люди сработались, приобрели до статочный опыт. К сожалению, большая те кучесть кадров на судах от рицательно сказывается на освоении пелагического лова. На мой взгляд, надо строго подходить к обновлению шта та палубных матросов, судо водителей. И последнее, о чем мне хо чется еказать. Некоторые экипаяш, как говорится, на били руку на разноглубин ном промысле, имеется до статочный опыт у специали стов отдела добычи флота, у капитанов, мастеров по до быче. Это должно стать до стоянием всех промыслови* ков. И чем быстрее обучим людей, тем лучше использу ем возможности увеличения вылова рыбы, ноторые мо жет дать разноглубинный промысел. М. СОЛОВЬЕВ, старший мастер по добы че БМРТ-401 «Куприн». ВОВЫЙ ГИГАНТ ЭНЕРГЕТИК КОММЕНТАРИЯ К ЦИФРЕ .ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ 1 триллион 30 миллиардов-» I триллион 70 миллиардов ки ловатт-часов электроэнергии намечено произвести в девя той пятилетке. Это самая боль» шая цифра в проекте Дирек тив XXIV съезда КПСС. Совсем недавно страна от метила 50-летие ленинского плана ГОЭЛРО — первого в истории плана экономического развития народного хозяйства. Фантастическими казались тог да кое-кому задание плана: за 10—15 лет соорудить 30 элек тростанций общей мощностью в t миллион 750 тысяч кило ватт. Мощность электростан ций, которыми располагает СССР ныне, — 166 миллионов киловатт. В новой пятилетке намечено ввести в действие на электро- ■ 9 1 0 станциях мощности в размере 65—67 миллионов киловатт, причем главным образом за счет строительства тепловых электростанций с крупными энергетическими блоками. Су* щественно улучшатся технико экономические показатели ра боты энергетического обору* дования. Так, например, требу* ется снизить удельный расход топлива на электростанциях i 1975 году до 340—342 граммов на киловатт-час отпущенной электроэнергии. ] В новой пятилетке продол жатся работы по созданию ' Единой энергетической систе* j мы, дальних линий электропе- редачи переменного тока на-„, пряжением 750 и 1.150 тысяч i вольт. Получат . дальнейшее * развитие электрические соти в * сельских районах» llllllllllllillilllllllllllllllllll! ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР Е С ЛИ К А Ж Д Ы Й П О Д У М А Е Т В «Рыбном Мурмане» за 31 января напечатана заметка ка питана траулера «Сириус» тов.-- Кузнецова «Осветите провод ник*. Затронута нужная, набо левшая тема. Хотелось, что бы проблема бесконтактного способа передачи улова, нако нец, была решена. Ведь, кроме неоевещенности проводника, есть и другие недостатки, кото рые пытались устранить и в прошлом году, и ранее. В част ности, пробовали оборудовать каждый контейнер гирляндой из пенопластовой балберы. Эта мера ничего не дала, а наобо рот, увеличила стоимость кон тейнеров, они стали быстрее изнашиваться, снизилась их вместимость, менее удобно ста ло работать е ними. Пенопла стовые гирлянды после не скольких передач крошатся, об рываются и пропадают. Сейчас вместо них применя ют пенопластовые бочки. Они значительно долговечнее. Но вот беда: стоимость их такова, что почти равна цене всего пе редаточного снабжения (одна бочка стоит 67 рублей). Кроме того, требуется много силы при работе с ними. Не стоит уж описывать и те страхи, какие испытывают капитаны при сда че порядка с рыбой, нагромож денных из этих бочек контей неров и закрученных в спираль тросов. Это не может никого удовлетворить, тем более что в новой пятилетке наш флот по полнится судами-ловцами, С которых уже в обязательном порядке и постоянно надо сда вать улов. Я предлагаю такой выход из положения. В целях исключе ния намоток снабжения на винт его следует укладывать в контейнер, оставляя на пла ву. Проводник, кроме освещения буйком, должен быть из легко го плавающего троса. На мой взгляд, для освещения провод ника не стоит устанавливать прожектора на базах — дорого и не создает удобств. Для облегчения условий тру да палубных команд производ ственных рефрижераторов и траулеров, безопасной работы на палубе РТ и предотвраще ния потерь контейнеров с ры-» бой в случае обрыва каждый контейнер необходимо оборудо вать индивидуальным плавом. Здесь можно применить астра* ханский дрифтерный кухтыдь, объем которого составлял бы половину того, какие сейчае су ществуют. Крепится плав у гайтяна кон тейнера, закладывается ва-ч внутрь на рыбу и служит одно временно клапаном. Контейнер не теряет форму, ни за что не цепляется при перетаскивании по палубе и на слипе. Следует только подумать о способе со единения снабжения с ваером. Здесь нужен быстродействую щий замок взамен скобы, кото рую сейчас затягивают и отда ют «крокодилом» — работа ад-i ская. Возможно, подойдет гла голь-гак? Или другое приспо собление? Я обращаюсь к сво им коллегам: давайте по кру пицам сложим безопасную ц удобную схему передачи улова бесконтактным способом. В. к о в ы л и н , капитан траулера «Свет». llllllillllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllillllllllllilllllliilllllllllllllllllllllllNI, В СЕ шире развертывает- ся соревнование в честь XX IV съезда КПСО среди строителей Усть- Илимской ГЭС. Ни сорока- градусные морозы, ни снеж ные метели не снижают ударный темп сооружения очередного гиганта советской энергетики. Сейчас здесь полным хо дом монтируется громадная бетоновозная эстакада (её длина достигла уже 400 мет ров), устанавливаются двух- консольные краны, которые скоро начнут укладывать бе тон в тело плотины и зда ние ГЭС. НА СНИМКАХ: слева — строитель Усть - Илимской РЭС, сменный бригадир ком плексной бригады по уклад ке бетона в правобережную плотину Александр Князев! «права —• панорама строи- шельства ГЭС. Фото М. Минеева. фотохроника ТАСС. g i СЛЕДАМ = Н А Ы И Х Открытые партийные собра ния по обсуждению проекта Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану разви тия народного хозяйства СССР иа 1971—1975 годы прошли на МГ-0293, МГ-0111, МГ-0139 и других судах тралового флота. Моряки МГ-0207, как сооб щил по радио капитан тов. Во- лощенко, на общем собрании выразили единое мнение — приложить все силы для успеш ного претворения в жизнь пла нов, намеченных партией. 17 апреля экипаж примет ак тивное участие *о Всесоюзном коммунистическом субботни ке. В день открытия XXIV съез да партии коллектив корабля будет работать на -сэкономлен- * ном топливе. , Экипаж МГ-0210 также обсу дил проект Директив. Намече ны мероприятия по улучшению поисковой работы. Моряки единодушно решили 17 апреля активно участвовать в суббот нике. Коллектив МГ-0281 обсудил проект Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР. Моряки приняли обяза тельство выловить сверх пла на |971 года 1430 центнеров рыбы» «ОТКУДА «ИЗЛИШКИ?.^ В ответ на эту корреспок- денцию, опубликованную в' номере «Рыбного Мурмана»: за 7 февраля, сообщаю, что указанные в ней случаи про счетов мест при отпуске про дукции нашими кладовщика ми имели место. Эти случаи были своевре менно обсуждены на произ водственном совещании кла довщиков и экспедиторов «Севрыбсбыта». Виновные наказаны. Приказом по управлению кладовщикам В. А. Чистяков вой н К. Ф. Мллехнной объ явлены выговоры. , Шоферу* экспедитору' П.' Й.‘ Бурчако- ву и кладовщику А. К. Анд реевой — з^мечанисц, а 1 , . Все кладовщики и экевф» диторы предупреждены, что в случае просчета мест илВ других нарушений, связан ных с отпуском рыбопродук ции, они будут отстранены е* работы с лишением права 8 дальнейшем занимать мате* рнально-ответственные долж ности. П. ЕФИМОВ, начальник управлений «Севрыбсбы!*,,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz