Рыбный Мурман. 1971 г. Февраль.
I П и с ь м а с П Р « С е р г е й В а с и л и е и н » f 1. ВОЗРОСЛА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ( Окончание . Нач. на 1 стр.) Но надо, чтобы рыбмастера на промысловых судах были более высокой квалификации в вопросах посола рыбы и отно сились к этому важному делу с большой ответственностью. Ведь на судах, экипажи кото рых сами солили рыбу, ее пор тили лишь потому, что посол производился неправильно, при,, этом рыба хранилась до сдачи на ПР на палубе при темпера туре воздуха +25° С. А между тем известно, что хранить такую рыбу с начала посола до сдачи на ПР следует лишь при температурах от но ля до плюс пяти градусов по Цельсию. Тогда она просалива ется в нормальных условиях. Любая температура выше или ниже, как правило, приводит к порче рыбы. . Посол сардинеллы, ставриды гна промысловых судах до сда чи ее на ПР — это большой: ре зерв увеличения выработки пи щевой продукции. В рейсе нами выработано. 420 тонн готовой (товарной) рыбной муки, а могли бы выработать ее вдвое больше. Дело в том, что капитаны ряда судов даже при оЧень благоприятной про мысловой обстановке, когда ПР не могут переработать всю...ры бу на пищевые цели, с большой неохЪтой сдают свой улов для технических целей. И получа лось, что рыбомучная., установ- _ка на ПР простаивала (нет сырья), а в кошельковых нево дах промысловых' кораблей обильный улов от длительного хранения залегал, невод рвал ся, и рыба уходила в море. Те рялись заметы, снижался об щий вылов. К тому же надо было затрачивать время и труд на ремонт невода. По-видимому, необходимо в рейсовых заданиях промысло вых судов, которые будут сда вать свои уловы на ПР, запла нировать обязательную сдачу определенного количества ры бы на технические цели. Вся организационная и пар тийно-политическая работа в рейсе в нашем коллективе была направлена к достижению главной цели — выработке максимального количества пи щевого продукта. И, надо.ска зать, что экипаж.хорошо спра вился с довольно трудными за дачами. Успеху дела во многом способствовало широко развер нувшееся на судне социалисти ческое соревнование за достой ную встречу XXIV партийного съезда. Наш экипаж выработал свы ше 69:000 центнеров готовой пищевой рыбопродукции (све жемороженой и соленой), 600 тысяч банок консервов «Скумб- ния . натуральная»,, 86 тонн рыбьего жира. Рейсовое зада ние значительно перевыполне но. Это — результат добросовест ного, порой даже самоотвер женного труда нашего экипа жа. Люди раб 9 тали с полной отдачей. Сознательное отноше ние моряков к делу проявля лось и в том, что многие'из них настойчиво овладевали смежными профессиями. Так, матрос-рыбообработчик комму нист И. Б. Калибиров может успешно работать расфасовщи ком, бондарем, тузлучником, ухманом. По три смежных про фессии имеют матросы-рыбооб работчики А. В. Андреев, В. А. Галанцев и многие другие. Командный состав в рейсе уделял много внимания улуч шению организации труда, правильному использованию рабочего времени на всех уча стках производства, обучению моряков. На ПР типа нашего обычно создаются три бригады на ры- бофабрике. Мы организовали еще одну — четвертую брига ду, выделив туда людей из со ставов тех трех. Эта бригада (10—12 человек) выполняла главным образом все подгото вительные, вспомогательные работы (готовила бочки к посо лу, соль и т. д.). Рыбообработ чики основных бригад уже не отвлекались на вспомогатель ные работы. Нам удалось до минимума со кратить непроизводительные простои и потери рабочего вре мени при переходах от одной операции к другой, при сменах вахт. Немалую роль в повыше нии эффективности производ ства сыграли внедрение пере дового опыта, работа творче ской бригады НОТ, наших ра ционализаторов, бюро экономи ческого анализа. Благодаря са моотверженной работе и твор ческой активности моряков производительность труда на «Сергее Василисине» возросла на шесть процентов по сравне нию с предыдущим рейсом. В. ЛИЛА, капитан-директор произвол- .... ствеиного рефрижератора «Сергей Василисин». ГЯ '9 соревнования Смена коммунистического труда первого холодильного завода Мурманского рыбоком бината, руководимая А. Н. Ле бедевой, решила а честь XXIV съезда партии план первого квартала по выпуску продук ции выполнить к 25 марта. НА СНИМКЕ: передовые ра ботники смены бракеры-уклад* чицы ударники коммунистиче* ского труда Федосин Стела* новна Попова, Тина Захаровна Сквакова, Раиса Петровна Ло- пинцева. КОГДА НА БОРТУ НЕТ ПОРЯДКА М ОРЯКИ — народ не суе верный, хотя, говорят, встречаются и среди них и такие личности. Ска зывают, некоторые капи таны перед первым тралом, прячась от «недоброго» взгляда, бросают в воду пя таки. И с затаенной надеж дой смотрят, «орлом» пошли или «решкой». Если «орлом» — быть богатому улову. И еще сказывают, есть мастера по добыче, что, уподобясь рыбаку-любителю, обяза тельно поплюют на замок кутка трала перед каждым его спуском. Для чего — не знают, так, необъяснимое тяготение, мистика, одним словом. Но пока речь идет об еди ничных случаях, исключе ниях из общего правила. На борту же траулера «Зелено- дольск» пришлось столк нуться с фактом массового впадания в такое состояние. И пусть это будет преувели чением, но, " право, трудно иначе и сказать, когда все, с кем мне пришлось разгова ривать, на один из. вопросов с мистической4 обреченно стью пожимали плечами. А вопрос возник вполне резон ный, сугубо деловой. Стоял «Зеленодольск» у третьего причала первым корпусом. К правому борту его по-братски прижался РТ-154 «Ржев». Да и были эти два судна как близнецы- братья, отличающиеся лишь тем, что «'Зеленодольск» и по полтора месяца может нахо диться в плавании, а «Ржев» — не более 15 дней. Послед ний рейс их, правда, отли чался всего на 5 суток. Но другие цифры играли в пользу «ржевцев»: они обо гнали своих коллег по заго товке рыбного полуфабрика та почти на 300 центнеров. — Почему? Вот тогда и началось не понятное. Второй механик председатель судового коми тета профсоюза Дмитрий Васильевич Прудской резю мировал: — Главная машина тянет — никаких претензий от су доводителей, никаких про стоев. А почему плохо рыбу ловим? — И далее следовала игра плечами. Не внес ясности и помпо- лит Владимир Васильевич Митрофанов. — Знаете, какие у нас лю ди, — с восхищением заме тил он. — В палубной коман де — асы. Есть матрос у нас Федосов. Палтуса промыш ляли, так он за час сорок минут тонну ошкерил. Один... И другие такие. Вот только развернуться им не на чем. Рыбы нет. Не идет к нам в трал, и все тут. Короткое замечание стар шего помощника капитана красноречивее всех слов и жестов: — Сбегу я отсюда. И, чтобы не утомлять дру-' гими подобными ответами, приведу последний — пов'а- 'р а ' Василия Довженко. В конце концов пищеблок — важный участок на корабле. Может, здесь и кроется ко рень' зла. —'Не-ё, моряки не обижа ются, — с профессиональной гордостью говорит Василий. — Бывают замечания, не без этого. У каждого свой вкус, но кормим сытно, стараемся. Вопрос этим морякам был задан вполне материальный, и необъяснимое «не идет к нам рыба в трал» не может .быть на него'ответом. При чину пролоза экипажа «Зе- ленодольска» нужно искать в реальности, тем более, что это необходимо для объясне ния •- неудовлетворительной работы не за один рейс, с которого мы начали рассказ, а за весь прошлый год: мо ряки не справились с годо вым планом* недодали при мерно 1400 центнеров полу фабриката трески, окуня, зубатки. Чья здесь вина? Разумеет ся, всего коллектива и каж дого члена экипажа в от дельности. Но если об ответ ственности всего коллектива и можно говорить, то о пер сональной — будет неправо мерно. Потому что из соро ка человек только некото рые проработали на «Зеле- нодольске» в течение всего года. Люди менялись бук вально через один-два'4пла вания. — Ежерейсно уходят с судна восемь-десять чело век, — констатирует помпо- лит тов. Митрофанов, не вда ваясь в объяснение причин такой текучести. Уходят не только рядовые моряки, а и командиры, на чиная с капитанов. С июня и по сей день коллектив воз главляет Тимофей Дмитрие вич Алехин. Но до него на капитанском мостике побы вало еще два руководителя. Один из них был оставлен на берегу перед самым отхо дом в море, другой после от пуска попал на РТ-264. Еще больше сменилось помощниц ков капитана, мастеров по добыче. Только в прошед шем новогоднем рейсе — два помощника тралмейсте ра. Да и короткое старпо- мовское «сбегу я отсюда» го ворит о тревожном положе нии с кадрами. Конечно, нельзя было удержаться, чтобы не спро сить: «били ли тревогу на судне по этому поводу?». ~ — Да, — отвечает тов. Ми трофанов.—В ноябре на ба лансовой комиссии мы гово рили о закреплении за ко раблем капитана Алехина. И б о т он с нами. Добавить К этому помпо- лит ничего не смог. Как не нашелся он.ответить по по воду того, что сделано на траулере по выявлению ре зервов производства, какие пути наметил экипаж для усиления режима экономии. Именно в этом направлении идет сейчас Всесоюзный смотр, и моряки «Зелено- дольска» не могут оставать ся в стороне. Тем более, что на’ корабле далеко не благо получно с организацией про изводства, с использованием материалов. Как было ука зано на той же балансовой комиссии, которая, кстати, дала неудовлетворительную оценку деятельности экипа жа, на судне допущен пере расход денежных средств по нескольким статьям затрат. Мне не довелось погово рить с капитаном Алехи ным, да он и не смог бы проанализировать работу за весь год. Ведь до его прихо да на траулер сменилось два капитана. Зато помполит Митрофанов в курсе всех событий. С ним мы и про должали беседу. Владимир Васильевич ска зал, что первый капитан остался на берегу совсем не по своей воле. В ыверенном ему экипаже на отходе трое матросов напились до поло жения риз. Разумеется, вы пивохи были наказаны. За низкую дисциплину на ко рабле был отстранен от ко мандования им и капитан. Далее мой собеседник рас сказал, как промышляли мо ряки в каждом рейсе. В пер вых орех — едва-едва спра вились с заданием, а потом наступила полоса неудач. И, естественно, не имея ника кого запаса, коллектив- сра зу же оказался должником. Так и закончил год. “ Казалось бы, все это дол жно было встревожить пар тийную организацию (в ее составе 6 коммунистов, до вольно много по сравнению с другими судами). К сожа лению, этого не случилось. Не приняла мер для выправ ления положения и админи страция. Даже при пролове ни у кого не возникла мысль взять на борт капитана-на- ставника или тралмейстера- наставника. • — Зачем бы мы брали тралмейстера - наставника* если наш старший мастер по добыче обладал не мень шей квалификацией, — так отвечал тов. Митрофанов. Возможно. Но в подобных рассуждениях чувствуется что-то вроде обреченности. Да, все у нас в порядке, но работаем, плохо, и сделать ничего нельзя. Понятно, это не способствовало поднятию настроения моряков, не на страивало на боевой лад об щественные организации. Мне кажется, именно в этом причина того, что в первом рейсе нынешнего года судо вой комитет даже не соби рался для подведения ито гов социалистического со ревнования, определения по бедителей, для анализа не удач плавания. Правда, тут, может, сказалась и неопыт ность предсудкома, избран ного совсем недавно. Но не надо и большого опыта, что бы догадаться вывесить в салоне судовую Доску' поче та, хранившуюся в каюте помполита (он оставался на флотскую партийную кон ференцию). Теперь два слова о на глядной агитации на трауле ре. Именно два, ибо писать тут не о чем — ее совер шенно нет. Даже не вывеше но обязательство, взятое мо ряками в честь XXIV съез да КПСС. Обязательство, однако, принято. Долг и честь эки пажа «Зеленодольска» спра виться с ним. А для этого надо навести на борту“поря док. Вероятно, нужна' и по мощь руководителей соот ветствующих отделов фло та. В. СЕРГЕЕВ. v \ /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz