Рыбный Мурман. 1971 г. Февраль.

I П и с ь м а с П Р « С е р г е й В а с и л и е и н » f 1. ВОЗРОСЛА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ( Окончание . Нач. на 1 стр.) Но надо, чтобы рыбмастера на промысловых судах были более высокой квалификации в вопросах посола рыбы и отно­ сились к этому важному делу с большой ответственностью. Ведь на судах, экипажи кото­ рых сами солили рыбу, ее пор­ тили лишь потому, что посол производился неправильно, при,, этом рыба хранилась до сдачи на ПР на палубе при темпера­ туре воздуха +25° С. А между тем известно, что хранить такую рыбу с начала посола до сдачи на ПР следует лишь при температурах от но­ ля до плюс пяти градусов по Цельсию. Тогда она просалива­ ется в нормальных условиях. Любая температура выше или ниже, как правило, приводит к порче рыбы. . Посол сардинеллы, ставриды гна промысловых судах до сда­ чи ее на ПР — это большой: ре­ зерв увеличения выработки пи­ щевой продукции. В рейсе нами выработано. 420 тонн готовой (товарной) рыбной муки, а могли бы выработать ее вдвое больше. Дело в том, что капитаны ряда судов даже при оЧень благоприятной про­ мысловой обстановке, когда ПР не могут переработать всю...ры­ бу на пищевые цели, с большой неохЪтой сдают свой улов для технических целей. И получа­ лось, что рыбомучная., установ- _ка на ПР простаивала (нет сырья), а в кошельковых нево­ дах промысловых' кораблей обильный улов от длительного хранения залегал, невод рвал­ ся, и рыба уходила в море. Те­ рялись заметы, снижался об­ щий вылов. К тому же надо было затрачивать время и труд на ремонт невода. По-видимому, необходимо в рейсовых заданиях промысло­ вых судов, которые будут сда­ вать свои уловы на ПР, запла­ нировать обязательную сдачу определенного количества ры­ бы на технические цели. Вся организационная и пар­ тийно-политическая работа в рейсе в нашем коллективе была направлена к достижению главной цели — выработке максимального количества пи­ щевого продукта. И, надо.ска­ зать, что экипаж.хорошо спра­ вился с довольно трудными за­ дачами. Успеху дела во многом способствовало широко развер­ нувшееся на судне социалисти­ ческое соревнование за достой­ ную встречу XXIV партийного съезда. Наш экипаж выработал свы­ ше 69:000 центнеров готовой пищевой рыбопродукции (све­ жемороженой и соленой), 600 тысяч банок консервов «Скумб- ния . натуральная»,, 86 тонн рыбьего жира. Рейсовое зада­ ние значительно перевыполне­ но. Это — результат добросовест­ ного, порой даже самоотвер­ женного труда нашего экипа­ жа. Люди раб 9 тали с полной отдачей. Сознательное отноше­ ние моряков к делу проявля­ лось и в том, что многие'из них настойчиво овладевали смежными профессиями. Так, матрос-рыбообработчик комму­ нист И. Б. Калибиров может успешно работать расфасовщи­ ком, бондарем, тузлучником, ухманом. По три смежных про­ фессии имеют матросы-рыбооб­ работчики А. В. Андреев, В. А. Галанцев и многие другие. Командный состав в рейсе уделял много внимания улуч­ шению организации труда, правильному использованию рабочего времени на всех уча­ стках производства, обучению моряков. На ПР типа нашего обычно создаются три бригады на ры- бофабрике. Мы организовали еще одну — четвертую брига­ ду, выделив туда людей из со­ ставов тех трех. Эта бригада (10—12 человек) выполняла главным образом все подгото­ вительные, вспомогательные работы (готовила бочки к посо­ лу, соль и т. д.). Рыбообработ­ чики основных бригад уже не отвлекались на вспомогатель­ ные работы. Нам удалось до минимума со­ кратить непроизводительные простои и потери рабочего вре­ мени при переходах от одной операции к другой, при сменах вахт. Немалую роль в повыше­ нии эффективности производ­ ства сыграли внедрение пере­ дового опыта, работа творче­ ской бригады НОТ, наших ра­ ционализаторов, бюро экономи­ ческого анализа. Благодаря са­ моотверженной работе и твор­ ческой активности моряков производительность труда на «Сергее Василисине» возросла на шесть процентов по сравне­ нию с предыдущим рейсом. В. ЛИЛА, капитан-директор произвол- .... ствеиного рефрижератора «Сергей Василисин». ГЯ '9 соревнования Смена коммунистического труда первого холодильного завода Мурманского рыбоком­ бината, руководимая А. Н. Ле­ бедевой, решила а честь XXIV съезда партии план первого квартала по выпуску продук­ ции выполнить к 25 марта. НА СНИМКЕ: передовые ра­ ботники смены бракеры-уклад* чицы ударники коммунистиче* ского труда Федосин Стела* новна Попова, Тина Захаровна Сквакова, Раиса Петровна Ло- пинцева. КОГДА НА БОРТУ НЕТ ПОРЯДКА М ОРЯКИ — народ не суе­ верный, хотя, говорят, встречаются и среди них и такие личности. Ска­ зывают, некоторые капи­ таны перед первым тралом, прячась от «недоброго» взгляда, бросают в воду пя­ таки. И с затаенной надеж­ дой смотрят, «орлом» пошли или «решкой». Если «орлом» — быть богатому улову. И еще сказывают, есть мастера по добыче, что, уподобясь рыбаку-любителю, обяза­ тельно поплюют на замок кутка трала перед каждым его спуском. Для чего — не знают, так, необъяснимое тяготение, мистика, одним словом. Но пока речь идет об еди­ ничных случаях, исключе­ ниях из общего правила. На борту же траулера «Зелено- дольск» пришлось столк­ нуться с фактом массового впадания в такое состояние. И пусть это будет преувели­ чением, но, " право, трудно иначе и сказать, когда все, с кем мне пришлось разгова­ ривать, на один из. вопросов с мистической4 обреченно­ стью пожимали плечами. А вопрос возник вполне резон­ ный, сугубо деловой. Стоял «Зеленодольск» у третьего причала первым корпусом. К правому борту его по-братски прижался РТ-154 «Ржев». Да и были эти два судна как близнецы- братья, отличающиеся лишь тем, что «'Зеленодольск» и по полтора месяца может нахо­ диться в плавании, а «Ржев» — не более 15 дней. Послед­ ний рейс их, правда, отли­ чался всего на 5 суток. Но другие цифры играли в пользу «ржевцев»: они обо­ гнали своих коллег по заго­ товке рыбного полуфабрика­ та почти на 300 центнеров. — Почему? Вот тогда и началось не­ понятное. Второй механик председатель судового коми­ тета профсоюза Дмитрий Васильевич Прудской резю­ мировал: — Главная машина тянет — никаких претензий от су­ доводителей, никаких про­ стоев. А почему плохо рыбу ловим? — И далее следовала игра плечами. Не внес ясности и помпо- лит Владимир Васильевич Митрофанов. — Знаете, какие у нас лю­ ди, — с восхищением заме­ тил он. — В палубной коман­ де — асы. Есть матрос у нас Федосов. Палтуса промыш­ ляли, так он за час сорок минут тонну ошкерил. Один... И другие такие. Вот только развернуться им не на чем. Рыбы нет. Не идет к нам в трал, и все тут. Короткое замечание стар­ шего помощника капитана красноречивее всех слов и жестов: — Сбегу я отсюда. И, чтобы не утомлять дру-' гими подобными ответами, приведу последний — пов'а- 'р а ' Василия Довженко. В конце концов пищеблок — важный участок на корабле. Может, здесь и кроется ко­ рень' зла. —'Не-ё, моряки не обижа­ ются, — с профессиональной гордостью говорит Василий. — Бывают замечания, не без этого. У каждого свой вкус, но кормим сытно, стараемся. Вопрос этим морякам был задан вполне материальный, и необъяснимое «не идет к нам рыба в трал» не может .быть на него'ответом. При­ чину пролоза экипажа «Зе- ленодольска» нужно искать в реальности, тем более, что это необходимо для объясне­ ния •- неудовлетворительной работы не за один рейс, с которого мы начали рассказ, а за весь прошлый год: мо­ ряки не справились с годо­ вым планом* недодали при­ мерно 1400 центнеров полу­ фабриката трески, окуня, зубатки. Чья здесь вина? Разумеет­ ся, всего коллектива и каж­ дого члена экипажа в от­ дельности. Но если об ответ­ ственности всего коллектива и можно говорить, то о пер­ сональной — будет неправо­ мерно. Потому что из соро­ ка человек только некото­ рые проработали на «Зеле- нодольске» в течение всего года. Люди менялись бук­ вально через один-два'4пла­ вания. — Ежерейсно уходят с судна восемь-десять чело­ век, — констатирует помпо- лит тов. Митрофанов, не вда­ ваясь в объяснение причин такой текучести. Уходят не только рядовые моряки, а и командиры, на­ чиная с капитанов. С июня и по сей день коллектив воз­ главляет Тимофей Дмитрие­ вич Алехин. Но до него на капитанском мостике побы­ вало еще два руководителя. Один из них был оставлен на берегу перед самым отхо­ дом в море, другой после от­ пуска попал на РТ-264. Еще больше сменилось помощниц ков капитана, мастеров по добыче. Только в прошед­ шем новогоднем рейсе — два помощника тралмейсте­ ра. Да и короткое старпо- мовское «сбегу я отсюда» го­ ворит о тревожном положе­ нии с кадрами. Конечно, нельзя было удержаться, чтобы не спро­ сить: «били ли тревогу на судне по этому поводу?». ~ — Да, — отвечает тов. Ми­ трофанов.—В ноябре на ба­ лансовой комиссии мы гово­ рили о закреплении за ко­ раблем капитана Алехина. И б о т он с нами. Добавить К этому помпо- лит ничего не смог. Как не нашелся он.ответить по по­ воду того, что сделано на траулере по выявлению ре­ зервов производства, какие пути наметил экипаж для усиления режима экономии. Именно в этом направлении идет сейчас Всесоюзный смотр, и моряки «Зелено- дольска» не могут оставать­ ся в стороне. Тем более, что на’ корабле далеко не благо­ получно с организацией про­ изводства, с использованием материалов. Как было ука­ зано на той же балансовой комиссии, которая, кстати, дала неудовлетворительную оценку деятельности экипа­ жа, на судне допущен пере­ расход денежных средств по нескольким статьям затрат. Мне не довелось погово­ рить с капитаном Алехи­ ным, да он и не смог бы проанализировать работу за весь год. Ведь до его прихо­ да на траулер сменилось два капитана. Зато помполит Митрофанов в курсе всех событий. С ним мы и про­ должали беседу. Владимир Васильевич ска­ зал, что первый капитан остался на берегу совсем не по своей воле. В ыверенном ему экипаже на отходе трое матросов напились до поло­ жения риз. Разумеется, вы­ пивохи были наказаны. За низкую дисциплину на ко­ рабле был отстранен от ко­ мандования им и капитан. Далее мой собеседник рас­ сказал, как промышляли мо­ ряки в каждом рейсе. В пер­ вых орех — едва-едва спра­ вились с заданием, а потом наступила полоса неудач. И, естественно, не имея ника­ кого запаса, коллектив- сра­ зу же оказался должником. Так и закончил год. “ Казалось бы, все это дол­ жно было встревожить пар­ тийную организацию (в ее составе 6 коммунистов, до­ вольно много по сравнению с другими судами). К сожа­ лению, этого не случилось. Не приняла мер для выправ­ ления положения и админи­ страция. Даже при пролове ни у кого не возникла мысль взять на борт капитана-на- ставника или тралмейстера- наставника. • — Зачем бы мы брали тралмейстера - наставника* если наш старший мастер по добыче обладал не мень­ шей квалификацией, — так отвечал тов. Митрофанов. Возможно. Но в подобных рассуждениях чувствуется что-то вроде обреченности. Да, все у нас в порядке, но работаем, плохо, и сделать ничего нельзя. Понятно, это не способствовало поднятию настроения моряков, не на­ страивало на боевой лад об­ щественные организации. Мне кажется, именно в этом причина того, что в первом рейсе нынешнего года судо­ вой комитет даже не соби­ рался для подведения ито­ гов социалистического со­ ревнования, определения по­ бедителей, для анализа не­ удач плавания. Правда, тут, может, сказалась и неопыт­ ность предсудкома, избран­ ного совсем недавно. Но не надо и большого опыта, что­ бы догадаться вывесить в салоне судовую Доску' поче­ та, хранившуюся в каюте помполита (он оставался на флотскую партийную кон­ ференцию). Теперь два слова о на­ глядной агитации на трауле­ ре. Именно два, ибо писать тут не о чем — ее совер­ шенно нет. Даже не вывеше­ но обязательство, взятое мо­ ряками в честь XXIV съез­ да КПСС. Обязательство, однако, принято. Долг и честь эки­ пажа «Зеленодольска» спра­ виться с ним. А для этого надо навести на борту“поря­ док. Вероятно, нужна' и по­ мощь руководителей соот­ ветствующих отделов фло­ та. В. СЕРГЕЕВ. v \ /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz