Рыбный Мурман. 1971 г. Февраль.

В. ЮГАНОВ, флагманский специалист по добыче рыбы тралового флота ОПЫТ РАБОТЫ с разноглубинным тралом П РОМЫСЛОВИКИ тралового флота, осваивая разноглубин­ ный лов рыбы, добились в этом направлении определенных успе­ хов. Особенно они заметны были, ког­ да в 1968 году группа БМРТ работа­ ла на Джорджес-бание, облавливая косянн сельди. Корабли были воору­ жены разноглубинными тралами раз­ личной конструкции, приборами конт­ роля хода трала. Четыре траулера за 120 суток вы­ ловили 40500 центнеров сельди раз­ ноглубинными тралами. Это был ус­ пех. Уловы за траление достигали 40 тонн, и только низкая производитель­ ность морозильных камер не позво­ ляла еще эффективнее использовать этот вид лова. В декабре 1969 года ППР «Про­ копьевск», которым командовал ка­ питан Бердышевский, облавливал скумбрию и ставриду в Юго-Восточ­ ной Атлантике также разноглубин­ ным тралом. Здесь же приходилось применять и донный. Переход с одно­ го трала на другой занимал много времени — около двух-трех часов. По предложению старшего мастера по добыче тов. Вовка схема вооружения трала была усовершенствована, стали применять комбинированную схему кабелей. Это позволило сократить пе­ реход с трала на трал до 40—60 ми­ нут.. Помимо испытаний эффективности разноглубинного промысла сельди на Джорджес-банке, на банке Банкеро, других пород рыб на Дальнем Запа­ де, в Баренцевом море, наши про­ мысловики вели успешный разноглу­ бинный лов полярной тресочки у Но­ вой Земли в то время, когда донным тралом нельзя было ее взять. Здесь также был накоплен определенный опыт. Мне хочется остановиться на некоторых особенностях разноглубин­ ного лова в этих районах. ТРАУЛЕР ВЕДЕТ ПОИСК Поиск косяков сельди на Джорд­ жес-банке производится гидролокато­ рами с горизонтальным и вертикаль­ ным трактом. Скорость хода судна — 6 — 8 узлов, максимальную же ско­ рость можно держать только при по­ иске эхолотом. В августе косяки сельди в прибрежных квадратах 1509, 1510, 1497, 1498 придержива­ лись одной глубины. Если косяк был обнаружен на глу­ бине 1 0 0 метров и по своим разме­ рам для облова его разноглубинным тралом не годился, то шли вдоль 1 0 0 - метровой изобаты и здесь находили лучшие концентрации. Помогало в этом и наличие китов. Как правило, они находились у косяка. Нанося на планшет данные других промысловых судов: на каких глубинах обнаруже­ ны ими косяки сельди, в какое вре­ мя суток и как они отстоят от грун­ та, можно намного облегчить поиск. В районе Джорджес-банки почти всегда много находится плавбаз, сто­ ящих на якоре. Они могут сослужить хорошую службу. При прохождении по косяку его положение можно опре­ делить относительно этих судов по пеленгу в дистанции, полученной е помощью радиолокационной станции. Положение косяка надо нанести на планшет. Выбор курса траления производят­ ся в зависимости от состояния пого­ ды. При свежей — траления произ­ водят только по ветру. Когда запись косяка прекратится на самописце эхо-" лота, следует ,быстро развернуться на ветер с тем, чтобы производить траление по ветру и делать заход на ветер для спуска трала. Обычно в августе метеорологиче­ ские условия на Джорджес-банке бла­ гоприятные. Но надо учитывать силь­ ные приливные течения. Для успеш­ ного лова необходимо в любой момент знать его направление и скорость. КУДА ИДЕТ ТЕЧЕНИЕ Направление течения определяется по базам, стоящим на якоре. Вахтен­ ный штурман промыслового судна вызывает на радиосвязь своего кол­ легу с плавбазы и выясняет, куда на­ правлено течение в данный момент. Если в квадрате, где обнаружен ко­ сяк, плавбазы нет, то скорость и на­ правление течения надо снимать с карты. Эти данные показаны стрелка­ ми (розами течения). Длина стрелки от центра окружности выражает сред­ нюю скорость течения в узлах. Циф ры у вершин стрелок означают про­ межуток времени в часах, прошедший с момента малой воды в Бостоне, увеличенной в среднем на один час. Время малой воды в Бостоне приво­ дится в таблице приливов. ВЫБОР ГОРИЗОНТА ОБЛОВА Одновременно с выбором курса тра­ ления производится выбор курса об­ лова. Запись косяка на самописце эхолота получается искаженной за счет помех. Поэтому для определения наиболее плотной части косяка необ­ ходимо снижать степень усиления эхолота. Определив плотную часть косяка, производим выбор горизонта облова с таким расчетом, чтобы ниж­ няя подбора трала проходила по ниж­ ней кромке наиболее плотной части носяка. После определения горизонта об­ лова и курса траления судно делает заход на спуск трала строго по тече­ нию. Величина забега определяется в зависимости от того, на какой глуби­ не расположен косяк, а также от на­ тренированности палубной команды. Забег должен быть минимальным, та­ ким, чтобы не потерять контакт с ко­ сяком. При работе на глубинах 90— 130 метров он должен составлять 8 — 1 0 кабельтовых, на глубинах 50—60 метров — пять-шейъ кабель­ товых. По времени это соответствен­ но 5 — 6 минут и 3—4 минуты полно­ го хода. Косяки сельди стоят очень узкими пятнами, быстро перемещаются и пе­ реформировываются. Поэтому требу­ ется очень точный выход на косяк. Постановку трала производят па короткий период времени. Все это требует четкой работы штурманского и тралмейстерского состава. После обнаружения носяка судно полным ходом идет на течение. Штурман предупреждает палубную команду о готовности к спуску. Про­ изведя заход, траулер начинает раз­ ворачиваться на обратный курс, тог­ да же начинают и спуск трала — за 90 градусов до выхода на курс трале­ ния. Как только судно ляжет на курс и трал выровняется, надо травить ка­ бели. Первое время рекомендуется поднимать их кормовыми джильсона- ми, чтобы они не запутались и углу­ бители не попали на верхние кабели. Когда кабели стравлены и подняты на ролики, включаются доски, по го товности штурман дает команду тра­ вить их. Весь спуск следует произво­ дить на самом малом ходу/какой воз-- можен для безаварийной работы суд­ на. По готовности досок ход посте­ пенно увеличивают до среднего и на­ чинают травление досок. Скорость при этом должна быть 5—6 узлов. Последние три марки дотравливают постепенно, уменьшая скорость трав­ ления ваеров и сбавляя ход до мало­ го. При работе в квадратах 1498,1497 горизонт хода верхней подборы тра­ ла совмещали с вершиной косяка. Если при заходе рыбы в трал, опре­ деленном по записи на еамописце, было неполное заполнение между подборами, то есть основная масса рыбы оставалась под нижней подбо­ рой, быстро травили ваера и заглуб­ ляли горизонт хода трала до макси­ мального заполнения между подбора­ ми. После прохождения косяка фор­ сировали ход на 1—3 минуты, чтобы поднять трал над грунтом. После это­ го, сбавляя ход, надо производить выборку ваеров до подхода досок. Взяв их на цепки, подъем трала про­ изводят обычным путем. При работе в квадрате 1443, когда сельдь нерестилась, косяки стояли плотно у грунта, вертикальное разви­ тие — 5—20 метров. При прохожде­ нии трала косяк резко менял форму. Поэтому до подхода к нему прибли­ жали трал к грунту до одного метра. При условии, если позволяла запись на самописце, контролировали гори­ зонт хода нижней подборы относи­ тельно грунта. При входе трала в косяк дают форсированный ход. Как только он поднимется над грунтом, ход сбавля­ ют и производят выборку ваеров. На судах, имеющих маломощную лебед­ ку, это делается в несколько прие­ мов. После прохождения косяка идут форсированным ходом, пока трал под­ нимется над грунтом на 15— 2 0 мет­ ров. После этого, сбавив ход до ма­ лого, выбирают ваера, контролируя положение трала по самописцу. Если он приближается к грунту до 2 —5 метров, надо давать форсированный ход, прекращать выборку ваеров, до­ биваясь того, чтобы трал поднялся над грунтом снова на 15— 2 0 мет­ ров. Затем сбавляют ход, продолжа­ ют выборку ваеров до подхода досок. После этого начинается обычный подъем. Но следует учитывать, что в данном случае подъем трала проте­ кает медленно. Нужно внимательно следить за тралом, а также за кося­ ком. КАК ЛОВИТЬ ДРУГИЕ ПОРОДЫ РЫБ Техника работы с разноглубинным тралом на облове других пород рыб почти такая же, как и на промысле сельди. Опыт лова скумбрии показал, что трал надо вести как можно бли­ же к грунту — на 0 ,5—1,5 метра. Скорость траления — 4,5—4,7 узла. Если грунтовые условия хорошие, за­ грузку нижней подборы нужно уве­ личивать до 450 килограммов, а по верхней — ставить 180—200 кухты- лей, подъемная сила которых 400 ки­ лограммов. Промышляя треску, скорость тра­ ления надо выдерживать в пределах 3—3,5 узла. Вооружение трала обыч­ ное, горизонт хода его выбирается по прибору контроля. Если прошли по­ казания и улов мал, то последующие траления можно делать с поворота­ ми. При этом ваера выбираются до досок, затем делается поворот и вае­ ра травятся. Траление продолжается. При облове полярной тресочки ско рость — 3—4 узла. Вооружение тра­ ла обычное. Если запись на самопис­ це поискового прибора рассеянная, оторванная от грунта, то трал надо вести по самой нижней кромке кося­ ка. При приближении трала тресочка плотно прижимается к грунту, и ору­ дия лова приходится вести в полуто- ра-двух метрах от него. Как показал опыт работы с разно­ глубинными тралами, при каждом тралении приходится Приспосабли­ ваться заново. Это требует вдумчи­ вой и слаженной работы всего эки­ пажа. Особое место занимает организа­ ция службы штурманов и палубной команды. Прежде всего, при разно­ глубинном промысле на вахте должно находиться два штурмана. Вахтенный выполняет обязанности чисто навига­ ционного характера: обеспечивает бе­ зопасность плавания, производит определение места судна, ведет про­ кладку на промысловом планшете. Подвахтенный штурман занимается спуском-подъемом трала. Во время траления он следит за прибором конт роля работы трала, гидролокаторной станцией, то есть ведет трал в требу­ емом горизонте. Сейчас в траловом флоте 41 трау­ лер оснащен приборами контроля глубины хода трала, всем необходи­ мым промысловым снаряжением снабжены все корабли. Работать с разноглубинными тралами трудно, нужен соответствующий опыт. Поэто­ му замена в каждом рейсе почти по­ ловины экипажа, слабая профессио­ нальная подготовка матросов отрица­ тельно сказываются на промысле. Чтобы добиться наибольшей эф­ фективности разноглубинного лова рыбы, надо, кроме устранения этих недостатков, ликвидировать и дру­ гие. Нужны в море специалисты-кон­ структоры, которые могли бы на ме­ сте внести поправки и усовершенст­ вования в конструкцию трала. Проект­ ные организации должны собирать всю информацию о разноглубинных тралах всех бассейнов, а также зару­ бежных, обрабатывать материалы и вносить изменения в наши тралы, учитывая возможности кораблей на­ ших рыбопромысловых флотов. При пелагическом лове штурман­ ский состав все время находится на подвахте. Это не способствует разви­ тию и внедрению такого вида лова. БОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ Г ЛУБОКОВОДНЫЙ про­ мысел рыбы находит все большее распространение. Естественно, переход на боль­ шие глубины потребовал и но­ вой оснастки тралового снаря­ жения. В частности, теперь уже не могут удовлетворить сталь­ ные нухтыли с толщиной сте­ нок в 2—2,5 миллиметра. Они Мурмана. Они заказали Канда­ лакшскому механическому за­ воду партию алюминиевых кух- тылей. Однако машиностроители не имеют опыта их изготовления. Для ознакомления с технологи­ ей в Находку был командиро­ ван инженер-конструктор Вадим Максимов. Там на одном из других работ. Молодой инженер справился с поставленной пе­ ред ним задачей. Сейчас в котельном цехе из­ готовлены первые сотни поло­ винок кухтылей из алюминие­ вых заготовок. Шары из легко­ го алюминия имеют 6 -милли­ метровую толщину стенок, они могут выдерживать давление воды на глубинах до 1 0 0 0 мет­ ров. Кроме того, алюминиевые нухтыли намного долговечнее стальных, так как менее под­ даются коррозии. Успешный ход освоения « 0 * вого вида продукции — несом­ ненная заслуга выпускника Ле­ нинградского инженерно-эконо­ мического института ' Вадима Иосифовича Максимова Текст н фото А. ВАНДИНА. г. Кандалакша. не выдерживают давления на больших глубинах. Увеличить же толщину стальных стенок — значит уменьшить плаву­ честь кухтылей. В последние годы на некото­ рых предприятиях стали выпу­ скать шары из алюминиевых сплавов. «Крылатый» металл используется в толще морской стихии. Новой продукцией за­ интересовались промысловики предприятий он изучил прин­ цип производства нухтылей из алюминия. Но следовать путем дальневосточников не предста­ вилось возможным из-за отсут­ ствия на Кандалакшском заво­ де нужного оборудования. С этого и началось самое трудное для инженера. Пред стояло заново разработать осна­ стку, переделать чертежи на калибровку и выполнить массу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz