Рыбный Мурман. 1971 г. Февраль.
В. ЮГАНОВ, флагманский специалист по добыче рыбы тралового флота ОПЫТ РАБОТЫ с разноглубинным тралом П РОМЫСЛОВИКИ тралового флота, осваивая разноглубин ный лов рыбы, добились в этом направлении определенных успе хов. Особенно они заметны были, ког да в 1968 году группа БМРТ работа ла на Джорджес-бание, облавливая косянн сельди. Корабли были воору жены разноглубинными тралами раз личной конструкции, приборами конт роля хода трала. Четыре траулера за 120 суток вы ловили 40500 центнеров сельди раз ноглубинными тралами. Это был ус пех. Уловы за траление достигали 40 тонн, и только низкая производитель ность морозильных камер не позво ляла еще эффективнее использовать этот вид лова. В декабре 1969 года ППР «Про копьевск», которым командовал ка питан Бердышевский, облавливал скумбрию и ставриду в Юго-Восточ ной Атлантике также разноглубин ным тралом. Здесь же приходилось применять и донный. Переход с одно го трала на другой занимал много времени — около двух-трех часов. По предложению старшего мастера по добыче тов. Вовка схема вооружения трала была усовершенствована, стали применять комбинированную схему кабелей. Это позволило сократить пе реход с трала на трал до 40—60 ми нут.. Помимо испытаний эффективности разноглубинного промысла сельди на Джорджес-банке, на банке Банкеро, других пород рыб на Дальнем Запа де, в Баренцевом море, наши про мысловики вели успешный разноглу бинный лов полярной тресочки у Но вой Земли в то время, когда донным тралом нельзя было ее взять. Здесь также был накоплен определенный опыт. Мне хочется остановиться на некоторых особенностях разноглубин ного лова в этих районах. ТРАУЛЕР ВЕДЕТ ПОИСК Поиск косяков сельди на Джорд жес-банке производится гидролокато рами с горизонтальным и вертикаль ным трактом. Скорость хода судна — 6 — 8 узлов, максимальную же ско рость можно держать только при по иске эхолотом. В августе косяки сельди в прибрежных квадратах 1509, 1510, 1497, 1498 придержива лись одной глубины. Если косяк был обнаружен на глу бине 1 0 0 метров и по своим разме рам для облова его разноглубинным тралом не годился, то шли вдоль 1 0 0 - метровой изобаты и здесь находили лучшие концентрации. Помогало в этом и наличие китов. Как правило, они находились у косяка. Нанося на планшет данные других промысловых судов: на каких глубинах обнаруже ны ими косяки сельди, в какое вре мя суток и как они отстоят от грун та, можно намного облегчить поиск. В районе Джорджес-банки почти всегда много находится плавбаз, сто ящих на якоре. Они могут сослужить хорошую службу. При прохождении по косяку его положение можно опре делить относительно этих судов по пеленгу в дистанции, полученной е помощью радиолокационной станции. Положение косяка надо нанести на планшет. Выбор курса траления производят ся в зависимости от состояния пого ды. При свежей — траления произ водят только по ветру. Когда запись косяка прекратится на самописце эхо-" лота, следует ,быстро развернуться на ветер с тем, чтобы производить траление по ветру и делать заход на ветер для спуска трала. Обычно в августе метеорологиче ские условия на Джорджес-банке бла гоприятные. Но надо учитывать силь ные приливные течения. Для успеш ного лова необходимо в любой момент знать его направление и скорость. КУДА ИДЕТ ТЕЧЕНИЕ Направление течения определяется по базам, стоящим на якоре. Вахтен ный штурман промыслового судна вызывает на радиосвязь своего кол легу с плавбазы и выясняет, куда на правлено течение в данный момент. Если в квадрате, где обнаружен ко сяк, плавбазы нет, то скорость и на правление течения надо снимать с карты. Эти данные показаны стрелка ми (розами течения). Длина стрелки от центра окружности выражает сред нюю скорость течения в узлах. Циф ры у вершин стрелок означают про межуток времени в часах, прошедший с момента малой воды в Бостоне, увеличенной в среднем на один час. Время малой воды в Бостоне приво дится в таблице приливов. ВЫБОР ГОРИЗОНТА ОБЛОВА Одновременно с выбором курса тра ления производится выбор курса об лова. Запись косяка на самописце эхолота получается искаженной за счет помех. Поэтому для определения наиболее плотной части косяка необ ходимо снижать степень усиления эхолота. Определив плотную часть косяка, производим выбор горизонта облова с таким расчетом, чтобы ниж няя подбора трала проходила по ниж ней кромке наиболее плотной части носяка. После определения горизонта об лова и курса траления судно делает заход на спуск трала строго по тече нию. Величина забега определяется в зависимости от того, на какой глуби не расположен косяк, а также от на тренированности палубной команды. Забег должен быть минимальным, та ким, чтобы не потерять контакт с ко сяком. При работе на глубинах 90— 130 метров он должен составлять 8 — 1 0 кабельтовых, на глубинах 50—60 метров — пять-шейъ кабель товых. По времени это соответствен но 5 — 6 минут и 3—4 минуты полно го хода. Косяки сельди стоят очень узкими пятнами, быстро перемещаются и пе реформировываются. Поэтому требу ется очень точный выход на косяк. Постановку трала производят па короткий период времени. Все это требует четкой работы штурманского и тралмейстерского состава. После обнаружения носяка судно полным ходом идет на течение. Штурман предупреждает палубную команду о готовности к спуску. Про изведя заход, траулер начинает раз ворачиваться на обратный курс, тог да же начинают и спуск трала — за 90 градусов до выхода на курс трале ния. Как только судно ляжет на курс и трал выровняется, надо травить ка бели. Первое время рекомендуется поднимать их кормовыми джильсона- ми, чтобы они не запутались и углу бители не попали на верхние кабели. Когда кабели стравлены и подняты на ролики, включаются доски, по го товности штурман дает команду тра вить их. Весь спуск следует произво дить на самом малом ходу/какой воз-- можен для безаварийной работы суд на. По готовности досок ход посте пенно увеличивают до среднего и на чинают травление досок. Скорость при этом должна быть 5—6 узлов. Последние три марки дотравливают постепенно, уменьшая скорость трав ления ваеров и сбавляя ход до мало го. При работе в квадратах 1498,1497 горизонт хода верхней подборы тра ла совмещали с вершиной косяка. Если при заходе рыбы в трал, опре деленном по записи на еамописце, было неполное заполнение между подборами, то есть основная масса рыбы оставалась под нижней подбо рой, быстро травили ваера и заглуб ляли горизонт хода трала до макси мального заполнения между подбора ми. После прохождения косяка фор сировали ход на 1—3 минуты, чтобы поднять трал над грунтом. После это го, сбавляя ход, надо производить выборку ваеров до подхода досок. Взяв их на цепки, подъем трала про изводят обычным путем. При работе в квадрате 1443, когда сельдь нерестилась, косяки стояли плотно у грунта, вертикальное разви тие — 5—20 метров. При прохожде нии трала косяк резко менял форму. Поэтому до подхода к нему прибли жали трал к грунту до одного метра. При условии, если позволяла запись на самописце, контролировали гори зонт хода нижней подборы относи тельно грунта. При входе трала в косяк дают форсированный ход. Как только он поднимется над грунтом, ход сбавля ют и производят выборку ваеров. На судах, имеющих маломощную лебед ку, это делается в несколько прие мов. После прохождения косяка идут форсированным ходом, пока трал под нимется над грунтом на 15— 2 0 мет ров. После этого, сбавив ход до ма лого, выбирают ваера, контролируя положение трала по самописцу. Если он приближается к грунту до 2 —5 метров, надо давать форсированный ход, прекращать выборку ваеров, до биваясь того, чтобы трал поднялся над грунтом снова на 15— 2 0 мет ров. Затем сбавляют ход, продолжа ют выборку ваеров до подхода досок. После этого начинается обычный подъем. Но следует учитывать, что в данном случае подъем трала проте кает медленно. Нужно внимательно следить за тралом, а также за кося ком. КАК ЛОВИТЬ ДРУГИЕ ПОРОДЫ РЫБ Техника работы с разноглубинным тралом на облове других пород рыб почти такая же, как и на промысле сельди. Опыт лова скумбрии показал, что трал надо вести как можно бли же к грунту — на 0 ,5—1,5 метра. Скорость траления — 4,5—4,7 узла. Если грунтовые условия хорошие, за грузку нижней подборы нужно уве личивать до 450 килограммов, а по верхней — ставить 180—200 кухты- лей, подъемная сила которых 400 ки лограммов. Промышляя треску, скорость тра ления надо выдерживать в пределах 3—3,5 узла. Вооружение трала обыч ное, горизонт хода его выбирается по прибору контроля. Если прошли по казания и улов мал, то последующие траления можно делать с поворота ми. При этом ваера выбираются до досок, затем делается поворот и вае ра травятся. Траление продолжается. При облове полярной тресочки ско рость — 3—4 узла. Вооружение тра ла обычное. Если запись на самопис це поискового прибора рассеянная, оторванная от грунта, то трал надо вести по самой нижней кромке кося ка. При приближении трала тресочка плотно прижимается к грунту, и ору дия лова приходится вести в полуто- ра-двух метрах от него. Как показал опыт работы с разно глубинными тралами, при каждом тралении приходится Приспосабли ваться заново. Это требует вдумчи вой и слаженной работы всего эки пажа. Особое место занимает организа ция службы штурманов и палубной команды. Прежде всего, при разно глубинном промысле на вахте должно находиться два штурмана. Вахтенный выполняет обязанности чисто навига ционного характера: обеспечивает бе зопасность плавания, производит определение места судна, ведет про кладку на промысловом планшете. Подвахтенный штурман занимается спуском-подъемом трала. Во время траления он следит за прибором конт роля работы трала, гидролокаторной станцией, то есть ведет трал в требу емом горизонте. Сейчас в траловом флоте 41 трау лер оснащен приборами контроля глубины хода трала, всем необходи мым промысловым снаряжением снабжены все корабли. Работать с разноглубинными тралами трудно, нужен соответствующий опыт. Поэто му замена в каждом рейсе почти по ловины экипажа, слабая профессио нальная подготовка матросов отрица тельно сказываются на промысле. Чтобы добиться наибольшей эф фективности разноглубинного лова рыбы, надо, кроме устранения этих недостатков, ликвидировать и дру гие. Нужны в море специалисты-кон структоры, которые могли бы на ме сте внести поправки и усовершенст вования в конструкцию трала. Проект ные организации должны собирать всю информацию о разноглубинных тралах всех бассейнов, а также зару бежных, обрабатывать материалы и вносить изменения в наши тралы, учитывая возможности кораблей на ших рыбопромысловых флотов. При пелагическом лове штурман ский состав все время находится на подвахте. Это не способствует разви тию и внедрению такого вида лова. БОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ Г ЛУБОКОВОДНЫЙ про мысел рыбы находит все большее распространение. Естественно, переход на боль шие глубины потребовал и но вой оснастки тралового снаря жения. В частности, теперь уже не могут удовлетворить сталь ные нухтыли с толщиной сте нок в 2—2,5 миллиметра. Они Мурмана. Они заказали Канда лакшскому механическому за воду партию алюминиевых кух- тылей. Однако машиностроители не имеют опыта их изготовления. Для ознакомления с технологи ей в Находку был командиро ван инженер-конструктор Вадим Максимов. Там на одном из других работ. Молодой инженер справился с поставленной пе ред ним задачей. Сейчас в котельном цехе из готовлены первые сотни поло винок кухтылей из алюминие вых заготовок. Шары из легко го алюминия имеют 6 -милли метровую толщину стенок, они могут выдерживать давление воды на глубинах до 1 0 0 0 мет ров. Кроме того, алюминиевые нухтыли намного долговечнее стальных, так как менее под даются коррозии. Успешный ход освоения « 0 * вого вида продукции — несом ненная заслуга выпускника Ле нинградского инженерно-эконо мического института ' Вадима Иосифовича Максимова Текст н фото А. ВАНДИНА. г. Кандалакша. не выдерживают давления на больших глубинах. Увеличить же толщину стальных стенок — значит уменьшить плаву честь кухтылей. В последние годы на некото рых предприятиях стали выпу скать шары из алюминиевых сплавов. «Крылатый» металл используется в толще морской стихии. Новой продукцией за интересовались промысловики предприятий он изучил прин цип производства нухтылей из алюминия. Но следовать путем дальневосточников не предста вилось возможным из-за отсут ствия на Кандалакшском заво де нужного оборудования. С этого и началось самое трудное для инженера. Пред стояло заново разработать осна стку, переделать чертежи на калибровку и выполнить массу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz