Рыбный Мурман. 1971 г. Февраль.
М О Р Ю ЭНТУЗИАСТЫ ПЯТИЛЕТКИ Д Е Л У П Р Е Д А Н Н Ы Й В механо-монтажном цехе Мурманской су доверфи па слесарном участке передовым коллективом является бригада Н. С. Резухи - на. В юбилейном году бригаде присвоено зва ние коллектива коммунистического труда, раньше других она выполнила план пятилет ки, хороших результатов добивается на удар ной предсъездовской вахте. На 120 процентов выполнен план первого месяца 1971 года, до срочно завершен ремонт рыбомучной уста новки и других механизмов рыбофабрики на БМРТ-402 •Гончаров». НА СНИМКАХ: 1. 8 мехецо-мдетежном цеяе судоверфи. 2. Ударник коммунистического труда слесарь из бригады Реэуюеи. ферме Явном. Фото С. Данилова. £ | АПРЯЖЕННЫМ был последний рейс БМРТ « Олентуй». Не балова ла сырьевая база, мешали работе и частые штормы. Но все же в порт возвратились, выполнив план. Добиться желанной цели способство вал четкий боевой настрой всёх служб траулера. Осо бенно хорошо поработала в рейсе машинная команда. Этот участок уже три года возглавляет человек с бога тым опытом, умелый орга низатор — старший механик Юрий Кузьмич Денисов. Много славных дел в по служном списке Юрия К узь мича за семнадцать лет ра боты на флоте. Достаточно сказать, что на траулерах, где машинными командами руководил коммунист Де нисов, за вто время не было ни одной аварии. Умеетсжи ваться старший механик и с людьми. На производстве он не только командир, но и то варищ, к которому «сегда можно обратиться за сове том и помощью. Круг дея тельности Юрия Кузьмича не замыкается на машин ном отделении. Активное участие принимает он в об щественной жизни на судах. Например, у нас на * Олен- туе» Денисов вел кружо-к политучебы. В машинном отделении БМРТ «Олентуй» чувствует ся рачительная хозяйская рука. Кругом чистота, поря док. В рейсе были вовремя J проведены нужные профи лактические ремонты меха низмов и моточистка. В хо рошем состоянии и все су довое технологическое обо рудование. За время работы здесь Юрий Кузьмич Дени сов завел такой порядок: все, что можно сделать по ре монту своими силами, не от кладывать до береговой сто янки. Порядок этот неукос нительно поддерживается. По приходе в порт мно гим морякам «Олентуя» за добросовестный, ударный труд в рейсе были объявле ны благодарности. Почетной грамотой базового комитета сельдяного флота был на гражден и старший механик Юрий Кузьмич Денисов. Коммунист, человек, само забвенно преданный морю и своему делу. П. ПРИВАЛИХИН, мас тер лова. '■А iV’- и Р А Б О Т А Т Ь В Е З А В А СЧИТАН СЕБЯ Б Л И Ж Е К ОПАСНОСТИ Считай себя 4лиж е к опасности... Это мудрое древ нее правило энают все судоводители. Оно — как настав ление, в нем заложен глубокий смысл. В любом случае, когда нет полной уверенности в обеспечении безопасного плавания, надо быть готовым к худшему и принять соот ветствующие меры. В публикуемой ниже статье говорится о фактах и последствиях отступления от этого правила. Пусть они будут наглядным уроком для судоводителей рыбопро мысловых и транспортных судов Северного бассейна. В В. ВЕЛИКОВ, начальник отделамореплавания, связи и электрораднонавнгацнн главка «Севрыба». ft Ц * О Оvt* « • ПРОШЛОМ году не флОтё столкновения обе судне получи- СРТ слева, включил автоматиче- рыбной промышленности ли большие повреждения. ское управление, а сам перешел Северного бассейна про- - eDeAAS _ .мэм, •* пульту траловых лебедок и *а- изошли аварии, многие — по ви- _ н ^ , д' ц нялся подготовкой трала. За ок не судоводителей, ш том числе а ^ сь БМРУТ_417 и СРТ-360. В ре- обстановкой никто Не результате столкновения. Зультате большой морозильный Лишь в последний мо; Аналиэ показывает, что слож- ^ у д е р получил две пробоины в мвнт КоРшУнов Увидел среднии ные условия плавания в узкости правом борту, а на СРТ был раз- тР*УлеР "Рямо по носу и принять и при пониженной видимости не рушен форштевень и поврежден меРы не Успел* СРТ-438 получил влияют на увеличение сто/жнова- ЯКОр Ьв большие повреждения корпусам ний. В 1970 году четыре столкло- * вынужден был досрочно вернуть- вения произошли в Кольском за- как произошла эта авария, ся в порт. ливе, причем два — в тумане и ^ следовал к плавбазе, Аналогично произошло столк- -столько же при хорошей видимо- в СРТ-360 подходил к группе про- новеиив рт.286 с СРТ-156 в райо- стй. В районах промысла было мыслоаых судов для лова рыбы. также 4 столкновения и тоже два На обоих судах были допущены Н€ острова Колгуеа 2S ноября. — во время тумана, два — при грубые нарушения правил для Вахтенный второй помощник ка- хорошей видимости. Причина все* предупреждения столкновений питана РТ Макаров, осуществляя го - халатность в судовождении, «УДОВ в море. « зд о * на ветер» для очередного грубые нарушения Устава служ- Несмотря на пониженную види- бы на судах флота рыбной про- мость, вахтенный второй, помощ- тРаяемия» не разобрался в огнях мышленности, ППСС, небрежное ник капитана БМРТ Куницкий ос- СРТ-156, следовавшего с тралом, наблюдение за окружающей об- вободил от подвахты назначение- Он принял его за судно, подни- становкой. 1 ~ го капитаном третьего помощни- мающев трал. Направив свой тра- В июне на переходе из порта к *а# ** выставил впередсмотряще- пеоесечение «voca СРТ- острову Сейбл ПРТ «Рембрандт го, не предупредил капитана об У Р Р УР столкнулся с одним из больших обнаружении по радиолокациои- 156# Макаров отвлекся от даль- морозильных траулеров, следо- ной станции встречного судна, нейшего наблюдения переговора- вавших с тралом. Вахтенный вто- следовал с повышенной скоро- ми по радиотелефону. Произо- рой помощник капитана «Рем- стью. шло столкновение# и срт. 156 вы. брандта» Агаев при резком пони- Вахтенный второй помощник ка- - жении видимости уменьшил ход питана СРТ-360 Данилов, несмог- НУЖД£Н Ьыл следовать в порт для до среднего, что было недоста- ря на присутствие на мостике ка- ремонта повреждений, точно. Встречное судно обнару- питана Терехова, который зани- л ПЕРИОДЫ пониженной ви- жили по радиолокационной стан- мался настройкой эхолота, изме- К димости в южном колене ции в расстоянии 6 миль, но в нял скорость хода судна без его Кольского залива осущест- дальнеишем Агаев наблюдения разрешения, не выставил вперед- вляется проводка судов берего- за ним не вел. Калитану Вайло об смотрящего, не вел должного на- вой радиолокационной станцией обнаружении встречного судна блюдения по радиолокатору и на «раСкат». С ее помощью тысячи по РЛС он не сообщил. Меры для принял мер для предотвращения судов безопасно проведены в предупреждения столкновениястолкновения. Туманных сигналов ПОрТ и из ПОрта ___ на выХод в принял с опозданием: только то- друг друга на обоих судах не море. Однако некоторые капита- гда, когда БМРТ вошел в ^мёрт- Слышали. ны до ПОр неправильно ис- вую зону радиолокационнои стан- в промысле в Барен- пользуют информацию и реко- ции и был обнаружен визуально. втп в г арен «Р яридтя . и ™ „„„„„ цевом море PTJ1 «Рыбак» во вре- мендации «гаската», что приво- Капитан Вайло, зная, что види- мя поисков рыбы в хорошую ви- Аит к авариям, мость ухудшилась, а корабль на- димость с полного хода ударил в РТ-158 следовал с промысла в ходится в районе интенсивного правый борт СРТ-438, занятого Мурманск. Над заливом стоял ту- рыболовства, не вышел на мос- подъемом трала. Вахтенный тре- ман, траулер шел под проводкой *ик и не организовал должным тий помощник капитана «Рыбака» береговой радиолокационной образом вахтенную службу# От Коршуновв рассчитывая оставить станции. Когда он находился в ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ районе причалов судоремонтного завода Министерства морского флота, «Раскат» несколько раз ре комендовал ваять правее. Одна ко траулер продолжал уклонять ся влево, сближаясь г причалом. Увидев в непосредственной бли зости борт судна, капитан Лукин дал задний ход, но было уже поздно. РТ-158 своим форштевнем ударил в правый борт стоящего у причала ТР «Иван Айвазовский». Оба судна получили значитель н е е повреждения. Как известно, безопасность пла вания судна обеспечивается над лежащей организацией судовой и вахтенной службы, добросовест ным исполнением уставных обя занностей каждым членом эки пажа, строгим соблюдением тре бований руководящих докумен тов. Возмутительный случай произо шел на буксире «Шквал» в янва ре прошлого года, свидетельст вующий о полном отсутствии на судне организации судовой служ бы. Судоводительскую вахту в тот день нес капитан буксира Пере- верткин. Пока он находился в ка юте, боцман Шароватов решил, что с успехом может заменить его, и, самовольно отойдя от де вятнадцатого причала рыбного порта, последовал к 31-му прича лу. Результатом действий само званного «судоводителя» явилось столкновение с буксиром «Надеж ный», который получил пробоину. О СОБОЕ значение в обеспе чении безопасности море плавания имеет хорошо по ставленная штурманская служба. Незначительные на первый взгляд упущения в штурманском деле могут обернуться тяжелыми по следствиями. Прежде чем осуще ствить плавание по сложным в на вигационном отношении участкам пути, судоводители должны за благовременно изучить обстанов ку по пособиям и картам, сделать предварительную прокладку, про ложить опасные пеленги, рассто яния, наметить точки поворота» рассчитать курсы и приблизитель ное время нахождения на них. Помощники капитана должны энать, что они так же, как и капи тан, ответственны за безопасность ^судовождения. Когда на мостике находится капитан, вахтенный по мощник не должен быть в .роли безучастного наблюдателя, а тща- * тельно вести счисление, произво дить обсервации и необходимые расчеты, правильно и своевре менно использовать электрора~ дионавигационные приборы. Обо всех изменениях обстановки вах тенный помощник обязан докла дывать капитану, который должен подтверждать, что информации принята им к сведению. В судо вых журналах не должно быть та ких записей: «следуем по указа нию капитана», «следуем по ука занию лоцмана» без приведения элементов навигационной про кладки и счисления пути. Халатность в исполнении слу жебного долга, пренебрежение рекомендациями морской прак тики и элементарными основами судовождения, потеря чувства ответственности и разумной ос торожности неизбежно ведут к авариям. Пример тому — недав няя авария на БМРТ-411 «Орбита». Нельзя ослаблять внимание в вопросах обеспечения безопасно сти судов и в сравнительно спо койной обстановке. В конце ноября прошлого года ПР «Даурия», стоявший на якоре в Кильдинском проливе, сдрей фовал под действием сильного ветра и сел на мель у южного берега. Дрейф своевременно не обнаружили, так как на мостике никого не было: капитан Пуляев ушел на рыбофабрику, а вахтен ный третий помощник Тарантороз спустился к судну, ошвартованно му у борта. Только случайно плав база не получила серьезных по вреждений. В прошлом году произошло не сколько посадок на мель, в основ- ном — в Кольском заливе. Вы ходит, наши судоводители не зна ют и не изучают свой родной Кольский залив. И следует заме тить, что не все капитаны забо* тятся о том, чтобы их помощни ки прошли надлежащую выучку,, приобрели необходимый опыт и- были подготовлены к самостоя тельным действиям. (Окончание на 4 стр.}. V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz