Рыбный Мурман. 1971 г. Февраль.

М О Р Ю ЭНТУЗИАСТЫ ПЯТИЛЕТКИ Д Е Л У П Р Е Д А Н Н Ы Й В механо-монтажном цехе Мурманской су­ доверфи па слесарном участке передовым коллективом является бригада Н. С. Резухи - на. В юбилейном году бригаде присвоено зва­ ние коллектива коммунистического труда, раньше других она выполнила план пятилет­ ки, хороших результатов добивается на удар­ ной предсъездовской вахте. На 120 процентов выполнен план первого месяца 1971 года, до­ срочно завершен ремонт рыбомучной уста­ новки и других механизмов рыбофабрики на БМРТ-402 •Гончаров». НА СНИМКАХ: 1. 8 мехецо-мдетежном цеяе судоверфи. 2. Ударник коммунистического труда слесарь из бригады Реэуюеи. ферме Явном. Фото С. Данилова. £ | АПРЯЖЕННЫМ был последний рейс БМРТ « Олентуй». Не балова­ ла сырьевая база, мешали работе и частые штормы. Но все же в порт возвратились, выполнив план. Добиться желанной цели способство­ вал четкий боевой настрой всёх служб траулера. Осо­ бенно хорошо поработала в рейсе машинная команда. Этот участок уже три года возглавляет человек с бога­ тым опытом, умелый орга­ низатор — старший механик Юрий Кузьмич Денисов. Много славных дел в по­ служном списке Юрия К узь ­ мича за семнадцать лет ра­ боты на флоте. Достаточно сказать, что на траулерах, где машинными командами руководил коммунист Де­ нисов, за вто время не было ни одной аварии. Умеетсжи­ ваться старший механик и с людьми. На производстве он не только командир, но и то­ варищ, к которому «сегда можно обратиться за сове­ том и помощью. Круг дея­ тельности Юрия Кузьмича не замыкается на машин­ ном отделении. Активное участие принимает он в об­ щественной жизни на судах. Например, у нас на * Олен- туе» Денисов вел кружо-к политучебы. В машинном отделении БМРТ «Олентуй» чувствует­ ся рачительная хозяйская рука. Кругом чистота, поря­ док. В рейсе были вовремя J проведены нужные профи­ лактические ремонты меха­ низмов и моточистка. В хо­ рошем состоянии и все су­ довое технологическое обо­ рудование. За время работы здесь Юрий Кузьмич Дени­ сов завел такой порядок: все, что можно сделать по ре­ монту своими силами, не от­ кладывать до береговой сто­ янки. Порядок этот неукос­ нительно поддерживается. По приходе в порт мно­ гим морякам «Олентуя» за добросовестный, ударный труд в рейсе были объявле­ ны благодарности. Почетной грамотой базового комитета сельдяного флота был на­ гражден и старший механик Юрий Кузьмич Денисов. Коммунист, человек, само­ забвенно преданный морю и своему делу. П. ПРИВАЛИХИН, мас­ тер лова. '■А iV’- и Р А Б О Т А Т Ь В Е З А В А СЧИТАН СЕБЯ Б Л И Ж Е К ОПАСНОСТИ Считай себя 4лиж е к опасности... Это мудрое древ­ нее правило энают все судоводители. Оно — как настав­ ление, в нем заложен глубокий смысл. В любом случае, когда нет полной уверенности в обеспечении безопасного плавания, надо быть готовым к худшему и принять соот­ ветствующие меры. В публикуемой ниже статье говорится о фактах и последствиях отступления от этого правила. Пусть они будут наглядным уроком для судоводителей рыбопро­ мысловых и транспортных судов Северного бассейна. В В. ВЕЛИКОВ, начальник отделамореплавания, связи и электрораднонавнгацнн главка «Севрыба». ft Ц * О Оvt* « • ПРОШЛОМ году не флОтё столкновения обе судне получи- СРТ слева, включил автоматиче- рыбной промышленности ли большие повреждения. ское управление, а сам перешел Северного бассейна про- - eDeAAS _ .мэм, •* пульту траловых лебедок и *а- изошли аварии, многие — по ви- _ н ^ , д' ц нялся подготовкой трала. За ок­ не судоводителей, ш том числе а ^ сь БМРУТ_417 и СРТ-360. В ре- обстановкой никто Не результате столкновения. Зультате большой морозильный Лишь в последний мо; Аналиэ показывает, что слож- ^ у д е р получил две пробоины в мвнт КоРшУнов Увидел среднии ные условия плавания в узкости правом борту, а на СРТ был раз- тР*УлеР "Рямо по носу и принять и при пониженной видимости не рушен форштевень и поврежден меРы не Успел* СРТ-438 получил влияют на увеличение сто/жнова- ЯКОр Ьв большие повреждения корпусам ний. В 1970 году четыре столкло- * вынужден был досрочно вернуть- вения произошли в Кольском за- как произошла эта авария, ся в порт. ливе, причем два — в тумане и ^ следовал к плавбазе, Аналогично произошло столк- -столько же при хорошей видимо- в СРТ-360 подходил к группе про- новеиив рт.286 с СРТ-156 в райо- стй. В районах промысла было мыслоаых судов для лова рыбы. также 4 столкновения и тоже два На обоих судах были допущены Н€ острова Колгуеа 2S ноября. — во время тумана, два — при грубые нарушения правил для Вахтенный второй помощник ка- хорошей видимости. Причина все* предупреждения столкновений питана РТ Макаров, осуществляя го - халатность в судовождении, «УДОВ в море. « зд о * на ветер» для очередного грубые нарушения Устава служ- Несмотря на пониженную види- бы на судах флота рыбной про- мость, вахтенный второй, помощ- тРаяемия» не разобрался в огнях мышленности, ППСС, небрежное ник капитана БМРТ Куницкий ос- СРТ-156, следовавшего с тралом, наблюдение за окружающей об- вободил от подвахты назначение- Он принял его за судно, подни- становкой. 1 ~ го капитаном третьего помощни- мающев трал. Направив свой тра- В июне на переходе из порта к *а# ** выставил впередсмотряще- пеоесечение «voca СРТ- острову Сейбл ПРТ «Рембрандт го, не предупредил капитана об У Р Р УР столкнулся с одним из больших обнаружении по радиолокациои- 156# Макаров отвлекся от даль- морозильных траулеров, следо- ной станции встречного судна, нейшего наблюдения переговора- вавших с тралом. Вахтенный вто- следовал с повышенной скоро- ми по радиотелефону. Произо- рой помощник капитана «Рем- стью. шло столкновение# и срт. 156 вы. брандта» Агаев при резком пони- Вахтенный второй помощник ка- - жении видимости уменьшил ход питана СРТ-360 Данилов, несмог- НУЖД£Н Ьыл следовать в порт для до среднего, что было недоста- ря на присутствие на мостике ка- ремонта повреждений, точно. Встречное судно обнару- питана Терехова, который зани- л ПЕРИОДЫ пониженной ви- жили по радиолокационной стан- мался настройкой эхолота, изме- К димости в южном колене ции в расстоянии 6 миль, но в нял скорость хода судна без его Кольского залива осущест- дальнеишем Агаев наблюдения разрешения, не выставил вперед- вляется проводка судов берего- за ним не вел. Калитану Вайло об смотрящего, не вел должного на- вой радиолокационной станцией обнаружении встречного судна блюдения по радиолокатору и на «раСкат». С ее помощью тысячи по РЛС он не сообщил. Меры для принял мер для предотвращения судов безопасно проведены в предупреждения столкновениястолкновения. Туманных сигналов ПОрТ и из ПОрта ___ на выХод в принял с опозданием: только то- друг друга на обоих судах не море. Однако некоторые капита- гда, когда БМРТ вошел в ^мёрт- Слышали. ны до ПОр неправильно ис- вую зону радиолокационнои стан- в промысле в Барен- пользуют информацию и реко- ции и был обнаружен визуально. втп в г арен «Р яридтя . и ™ „„„„„ цевом море PTJ1 «Рыбак» во вре- мендации «гаската», что приво- Капитан Вайло, зная, что види- мя поисков рыбы в хорошую ви- Аит к авариям, мость ухудшилась, а корабль на- димость с полного хода ударил в РТ-158 следовал с промысла в ходится в районе интенсивного правый борт СРТ-438, занятого Мурманск. Над заливом стоял ту- рыболовства, не вышел на мос- подъемом трала. Вахтенный тре- ман, траулер шел под проводкой *ик и не организовал должным тий помощник капитана «Рыбака» береговой радиолокационной образом вахтенную службу# От Коршуновв рассчитывая оставить станции. Когда он находился в ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ районе причалов судоремонтного завода Министерства морского флота, «Раскат» несколько раз ре­ комендовал ваять правее. Одна­ ко траулер продолжал уклонять­ ся влево, сближаясь г причалом. Увидев в непосредственной бли­ зости борт судна, капитан Лукин дал задний ход, но было уже поздно. РТ-158 своим форштевнем ударил в правый борт стоящего у причала ТР «Иван Айвазовский». Оба судна получили значитель­ н е е повреждения. Как известно, безопасность пла­ вания судна обеспечивается над­ лежащей организацией судовой и вахтенной службы, добросовест­ ным исполнением уставных обя­ занностей каждым членом эки­ пажа, строгим соблюдением тре­ бований руководящих докумен­ тов. Возмутительный случай произо­ шел на буксире «Шквал» в янва­ ре прошлого года, свидетельст­ вующий о полном отсутствии на судне организации судовой служ­ бы. Судоводительскую вахту в тот день нес капитан буксира Пере- верткин. Пока он находился в ка­ юте, боцман Шароватов решил, что с успехом может заменить его, и, самовольно отойдя от де­ вятнадцатого причала рыбного порта, последовал к 31-му прича­ лу. Результатом действий само­ званного «судоводителя» явилось столкновение с буксиром «Надеж­ ный», который получил пробоину. О СОБОЕ значение в обеспе­ чении безопасности море­ плавания имеет хорошо по­ ставленная штурманская служба. Незначительные на первый взгляд упущения в штурманском деле могут обернуться тяжелыми по­ следствиями. Прежде чем осуще­ ствить плавание по сложным в на­ вигационном отношении участкам пути, судоводители должны за­ благовременно изучить обстанов­ ку по пособиям и картам, сделать предварительную прокладку, про­ ложить опасные пеленги, рассто­ яния, наметить точки поворота» рассчитать курсы и приблизитель­ ное время нахождения на них. Помощники капитана должны энать, что они так же, как и капи­ тан, ответственны за безопасность ^судовождения. Когда на мостике находится капитан, вахтенный по­ мощник не должен быть в .роли безучастного наблюдателя, а тща- * тельно вести счисление, произво­ дить обсервации и необходимые расчеты, правильно и своевре­ менно использовать электрора~ дионавигационные приборы. Обо всех изменениях обстановки вах­ тенный помощник обязан докла­ дывать капитану, который должен подтверждать, что информации принята им к сведению. В судо­ вых журналах не должно быть та­ ких записей: «следуем по указа­ нию капитана», «следуем по ука­ занию лоцмана» без приведения элементов навигационной про­ кладки и счисления пути. Халатность в исполнении слу­ жебного долга, пренебрежение рекомендациями морской прак­ тики и элементарными основами судовождения, потеря чувства ответственности и разумной ос­ торожности неизбежно ведут к авариям. Пример тому — недав­ няя авария на БМРТ-411 «Орбита». Нельзя ослаблять внимание в вопросах обеспечения безопасно­ сти судов и в сравнительно спо­ койной обстановке. В конце ноября прошлого года ПР «Даурия», стоявший на якоре в Кильдинском проливе, сдрей­ фовал под действием сильного ветра и сел на мель у южного берега. Дрейф своевременно не обнаружили, так как на мостике никого не было: капитан Пуляев ушел на рыбофабрику, а вахтен­ ный третий помощник Тарантороз спустился к судну, ошвартованно­ му у борта. Только случайно плав­ база не получила серьезных по­ вреждений. В прошлом году произошло не­ сколько посадок на мель, в основ- ном — в Кольском заливе. Вы­ ходит, наши судоводители не зна­ ют и не изучают свой родной Кольский залив. И следует заме­ тить, что не все капитаны забо* тятся о том, чтобы их помощни­ ки прошли надлежащую выучку,, приобрели необходимый опыт и- были подготовлены к самостоя­ тельным действиям. (Окончание на 4 стр.}. V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz