Рыбный Мурман. 1971 г. Февраль.

З а высокую эффективность производства Вызов брошен Было это в 1969 году. Траулеру «Гатчина» в летние месяцы предсто­ ял тенущкй ремонт, и моряки зара­ нее ничего хорошего от этого не жда­ ли. Не без основания они говорили, что в срок судоремонтники не уло­ жатся; сплошь и рядом корабли оти­ рают стенки причалов головного су­ доремонтного предприятия по пять- семь месяцев. Такое обстоятельство ставило под угрозу выполнение не только-ходового плана, но и пятилет­ ки. И экипаж не мог не волноваться. А что- если текущий ремонт сде­ лать своими силами, — подумали мы. Пусть завод произведет только слй- пование, а на палубные работы, на «лечение» механизмов заказ не да­ вать. Или только на те, что в судо­ вых условиях не выполнить. На первый взгляд сама постановка вопроса вызывала сомнение. До нас никто еще не пробозал браться за подобное дело. Знали мы и трудно­ сти, с которыми столкнемся. Нет цветных металлов, стали различных марок, режущего инструмента. Как правило, в текущем ремонте умень­ шают штат команды. Но при производстве работ своими силами есть и плюсы. Можно быть умеренными за качество их, продол­ жительность ремонта зависит от ста­ рания каждого. А моряки были заин­ тересованы в быстрейшем выходе в море. И самое главное: в то время бюро областного комитета КПСС по­ ставило перед рыбаками задачу — использовать все резервы по увели­ чению вылова рыбы и выпуска пи­ щевой продукции. Наша партийная организация видела основной резерв в том, чтобы сократить внеэксплуа- тационный период корабля. Свое предложение коммунисты, командиры вынесли на общее собра­ ние экипажа, обсудили на совещании машинной команды. И оно было одобрено и принято. Тогда же наме­ тили, что можно сделать за рейс пе­ ред постановкой на слип. Особая ответственность теперь ло­ жилась на машинных специалистов. Предстояло перебрать главную ма­ шину, лебедку, не говоря уже об остальных узлах и механизмах. В плавании третий механик Александр Федорович Щулешов вместе с котель­ ным машинистом Василием Егорови­ чем Карамновым успели перебрать два питательных, транспортный, топ­ ливный насосы, занимаясь этим в основном в неурочное время. Второй механик Виталий Михайлович Чер­ ненко со слесарем перебрали осуши­ тельные, балластные насосы. Разумеется, основной объем работ выполняли в порту. Отсюда начинал­ ся второй этап в осуществлении на­ меченного. Но прежде судовая адми­ нистрация обратилась к руководству флота с просьбой оставить на время ремонта полностью штат машинной команды. Нам пошли навстречу. Да­ лее, был положительно решен и во­ прос о внеочередной постановке суд­ на на слип. Одним словом, начина­ ние экипажа-нашло поддержку, хотя, помню, после своего выступления на партийно-хозяйственном активе многие-коллеги к. моим словам с не­ доверием отнеслись. Своими делами моряки доказали, что справиться с текущим ремонтом силами экипажа вполне можно. Приступая к нему, мы установили на судне строгий порядок: на работу приходить строго BtfttfTpa, никаких опозданий, прогулок ИВадо сказать, почти все. придерживались этого. «Почти» потому, что два человека по­ пытались игнорировать приказ. При­ шлось их поведение обсудить на об­ щем собрании. Одному товарищеская критика пошла на пользу — трудил­ ся он потом отлично, с другим — расстались. Ремонт производился каждым спе­ циалистом по своему заведованию. была перебрана главная машина, циркуляционный, питательный насо­ сы, две динамо-машины. Причем у первого номера надо было устранить 4>очкообразность. Обычно такой ре­ монт производит завод, растачивают цилиндр на станке. В судовых усло­ виях так не сделаешь. Поэтому ис­ пользовали подручные средства. На­ садили на дрель наждак и устранили выработку. Работа тонкая, малоопыт­ ному тут не справиться. По палубной части тоже большой ремонт выполнили. К сдаче инспек­ тору Регистра подготовили якорное, шлюпочное, рулевое, аварийное уст­ ройства, вычистили и отцементиро­ вали танки. Всего два месяца стояла «Гатчина» у причала судоверфи, хотя и этот срок можно было сократить наполо­ вину, если бы судоремонтники вы­ полнили небольшой заказ своевре­ менно. И если бы лишние дни судно не продержали на слипе, а между­ рейсовый ремонт рабочие СРЗ-1 вели параллельно с трубопроводными ра­ ботами. Выйдя в августе на промысел, эки­ паж приложил все силы, чтобы в полной мере использовать оставшее­ ся время года. Мы смогли тогда вы­ полнить годовое задание и справи­ лись с планом пяти лет за четыре года. И промышляли, и ремонтировали к * -1 $ лебедку Рыбакам хорошо известно, что тра­ ловая лебедка на любом промысло­ вом корабле — механизм наиваж- нейшийг Потому и стараются* ухажи­ вать за ней так, чтобы она никогда не подводила. А уж если приходит срок ремонта, то следят строго за его качеством. северо-западе Баренцева моря, куда- двое суток полного хода. Этого 'Вре­ мени оказывалось достаточно, чтобы проверить машинный вал, подогнать яа месте рамовые подшипники. Если за один прием до начала промысла не успевали все сделать, заканчива­ ли в следующий раз. Но никогда не отнимали промыслового времени. Работы с машинным валом можно считать главными. Но были и мел­ кие: вскрытие цилиндров, золотни­ ков, подгонка поршневых подшипни­ ковых и золотниковых колец, зани­ мались с движением. Все это произ­ водили уже на лову, от подъема до спуска трала. Обычно за двухчасо­ вое траление успевали произвести ту или иную операцию. Если позволяли грунтовые условия, прОсили еще пройти некоторое время с тралом. Так вот и изворачивались: и рыбу ловили, и ремонтом занимались. Ле­ бедка работает хорошо, не подводит. . Тут сказывается и добросовестная эксплуатация ее мастерами по добы­ че тт. Смерчинским, Галиевым, Круп­ но. И очень большая заслуга в том, что основной промысловый меха­ низм в полном порядке, третьего ме­ ханика А. Ф. Шулешова. -• У нас заведено строгое правило. - После ночной вахты механик еще -четыре часа проводит у лебедки.Де­ ло тут всегда находится. Перед сном новая проверка. И так ежесуточно. Собственно, такой тщательный уход — основа для поддержания любого механизма в рабочем состоянии. Как _врачи говорят, что лечение не луч­ ший метод борьбы за здоровье, так и в отношении технического' состоя­ ния судна можно сказать: надо не дожидаться, пока что-либо из строя А. Т. КАРИМОВ. могут заменить на другом месте то­ варища. По выходе в очередной рейс забо­ лел у нас старший машинист тов. Ни- коленко. Море — не берег, замену брать негде. И тогда к реверсу стал тов. Карамнов, ранее ходивший на «Гатчине» котельным машинистом. Г О Д А ЗАВОДСКОГО РЕМОНТА В марте исполнится 4 года, как траулер «Гатчина» находится в эксплуатации без заводского ремонта. Проведя в 1969 году текущий ремонт своими силами, на который выделялось 125 тысяч рублей, а фактиче­ ски было израсходовано 34,7 тысячи, судовые специалисты сэкономили более месяца. Еще свыше двух меся­ цев — за счет того, что ремонт лебедки производили в период промысла. В результате, по самым скромным подсчетам, экипаж выработал дополнительно почти 8 тысяч центнеров рыбного полуфабриката, досрочно на год справился с планом пятилетки. Сегодня старший механик «Гатчины» А. Т. Каримов подробно рассказывает, как коллектив добился этого. На «Гатчине» лебедку по плану на­ до было ремонтировать в прошлом году. Отводили на это 6 8 суток, при­ чем в такое время — август—ок­ тябрь, —• когда хорошо ловится ры­ ба. И мы опять стали перед пробле­ мой: то ли приниматься за дело и тогда наверняка не будет выполнен годовой план (а коллектив флота вы­ ступил инициатором Всесоюзного со­ ревнования, и это накладывало осо­ бую ответственность на экипаж каж­ дого судна), или отказаться от завод­ ского ремонта со всеми вытекающи­ ми отсюда последствиями. И все же машинная команда единодушно вы­ сказалась за последний вариант. И была уверена в том, что справится, благо во время текущего ремонта траулера третий механик А. Ф. Шу- лешов и котельный машинист В. Е. Карамнов успели хорошенько «под­ лечить» лебедку. Фактически ее следовало сдавать заводу, так как она уже отработала положенное время. Тем не менее за работу принялись судовые специа­ листы. Они заменили цилиндровые, золотниковые кольца, перебрали го­ ловные и мотылевые подшипники, произвели выкатку и подгонку ра- мовых подшипников машинного ва­ ла и так далее. Причем сделали все добротно. ' ~ Отказавшись теперь от ремонта ле­ бедки с выводом судна из эксплуата­ ции, мы понимали: единственным подходящим моментом для производ­ ства работ могут быть только пере­ ходы на промысел. «Гатчина» в ос­ новном бывала в прошлом году на выйдет, надо следить постоянно за веем. Фактически для содержания механизмов в порядке достаточно выполнения всего нескольких усло­ вий: производить регулярно профи­ лактические ремонты, грамотно экс­ плуатировать технику, постоянно ве­ сти техническую учебу личного со­ става. Как соблюдаются эти условия у нас? Начну с последнего требования. Занятия мы проводим и с рядовы­ ми машинными специалистами, и с командирами по заранее составлен­ ному плану. Механики отвечают за учебу своих подчиненных, а с меха­ никами темы прорабатываем под мо­ им руководством. Теорию постоянно увязываем с практикой. Болезнь надо предотвращать В этом деле на «Гатчине» тоже твердый порядок. Если второй или третий механик намечают какой-ли­ бо ремонт, то привлекают к нему не только тех, кто обязан по расписа­ нию, но и тех, кто еще слабо разби­ рается в устройстве того или иного механизма. Немудрено, что по про­ шествии некоторого времени даже вновь пришедшие на судно люди в совершенстве знают и свою работу и Его обязанности стал выполнять сле­ сарь тов. Киселев. Вообще, любой«ко­ тельный машинист у нас может по ц обслуживанию главной машИны за- ■ менить механика. Когда моряк обладает запасом тео­ ретических знаний и имеет достаточ­ ный опыт, нетрудно и грамотно экс­ плуатировать технику, поддерживать ее в хорошем техническом состоянии. Профилактические осмотры мы про­ водим строго по срокам. А иногда и вне очереди, если замечаем где-либо ненормальность. Все подобные рабо­ ты выполняем в море, благо обеспе­ чивающие механизмы взаимозаме­ няемы. Если осматриваем один, дру­ гой — в действии. А вот с главной машиной дело обстоит по-иному. Тут приходится использовать стоянку — для сложных операций: вскрытия цилиндров, высокого давления, низ­ кого, золотников. Для мелких — вы­ бираем свободные минуты на про­ мысле. И тут очень важен тесный контакт между вахтенным штурма­ ном и механиком. Нам всегда сооб­ щают с мостика о предполагаемой задержке со спуском трала. И ис­ пользуем ее. : * За счет тщательного ухода за тех­ никой, грамотной эксплуатации ма­ шинная команда ежесуточно эконо­ мит экипажу те 40 минут, которые ей отводятся для производства про­ филактических осмотров. И больше того, только в прошлом году мы сэ­ кономили 1200 килограммов машин­ ного масла, 46 тонн топлива. Значит, (Окончание на 4 стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz