Рыбный Мурман. 1971 г. Февраль.
З а высокую эффективность производства Вызов брошен Было это в 1969 году. Траулеру «Гатчина» в летние месяцы предсто ял тенущкй ремонт, и моряки зара нее ничего хорошего от этого не жда ли. Не без основания они говорили, что в срок судоремонтники не уло жатся; сплошь и рядом корабли оти рают стенки причалов головного су доремонтного предприятия по пять- семь месяцев. Такое обстоятельство ставило под угрозу выполнение не только-ходового плана, но и пятилет ки. И экипаж не мог не волноваться. А что- если текущий ремонт сде лать своими силами, — подумали мы. Пусть завод произведет только слй- пование, а на палубные работы, на «лечение» механизмов заказ не да вать. Или только на те, что в судо вых условиях не выполнить. На первый взгляд сама постановка вопроса вызывала сомнение. До нас никто еще не пробозал браться за подобное дело. Знали мы и трудно сти, с которыми столкнемся. Нет цветных металлов, стали различных марок, режущего инструмента. Как правило, в текущем ремонте умень шают штат команды. Но при производстве работ своими силами есть и плюсы. Можно быть умеренными за качество их, продол жительность ремонта зависит от ста рания каждого. А моряки были заин тересованы в быстрейшем выходе в море. И самое главное: в то время бюро областного комитета КПСС по ставило перед рыбаками задачу — использовать все резервы по увели чению вылова рыбы и выпуска пи щевой продукции. Наша партийная организация видела основной резерв в том, чтобы сократить внеэксплуа- тационный период корабля. Свое предложение коммунисты, командиры вынесли на общее собра ние экипажа, обсудили на совещании машинной команды. И оно было одобрено и принято. Тогда же наме тили, что можно сделать за рейс пе ред постановкой на слип. Особая ответственность теперь ло жилась на машинных специалистов. Предстояло перебрать главную ма шину, лебедку, не говоря уже об остальных узлах и механизмах. В плавании третий механик Александр Федорович Щулешов вместе с котель ным машинистом Василием Егорови чем Карамновым успели перебрать два питательных, транспортный, топ ливный насосы, занимаясь этим в основном в неурочное время. Второй механик Виталий Михайлович Чер ненко со слесарем перебрали осуши тельные, балластные насосы. Разумеется, основной объем работ выполняли в порту. Отсюда начинал ся второй этап в осуществлении на меченного. Но прежде судовая адми нистрация обратилась к руководству флота с просьбой оставить на время ремонта полностью штат машинной команды. Нам пошли навстречу. Да лее, был положительно решен и во прос о внеочередной постановке суд на на слип. Одним словом, начина ние экипажа-нашло поддержку, хотя, помню, после своего выступления на партийно-хозяйственном активе многие-коллеги к. моим словам с не доверием отнеслись. Своими делами моряки доказали, что справиться с текущим ремонтом силами экипажа вполне можно. Приступая к нему, мы установили на судне строгий порядок: на работу приходить строго BtfttfTpa, никаких опозданий, прогулок ИВадо сказать, почти все. придерживались этого. «Почти» потому, что два человека по пытались игнорировать приказ. При шлось их поведение обсудить на об щем собрании. Одному товарищеская критика пошла на пользу — трудил ся он потом отлично, с другим — расстались. Ремонт производился каждым спе циалистом по своему заведованию. была перебрана главная машина, циркуляционный, питательный насо сы, две динамо-машины. Причем у первого номера надо было устранить 4>очкообразность. Обычно такой ре монт производит завод, растачивают цилиндр на станке. В судовых усло виях так не сделаешь. Поэтому ис пользовали подручные средства. На садили на дрель наждак и устранили выработку. Работа тонкая, малоопыт ному тут не справиться. По палубной части тоже большой ремонт выполнили. К сдаче инспек тору Регистра подготовили якорное, шлюпочное, рулевое, аварийное уст ройства, вычистили и отцементиро вали танки. Всего два месяца стояла «Гатчина» у причала судоверфи, хотя и этот срок можно было сократить наполо вину, если бы судоремонтники вы полнили небольшой заказ своевре менно. И если бы лишние дни судно не продержали на слипе, а между рейсовый ремонт рабочие СРЗ-1 вели параллельно с трубопроводными ра ботами. Выйдя в августе на промысел, эки паж приложил все силы, чтобы в полной мере использовать оставшее ся время года. Мы смогли тогда вы полнить годовое задание и справи лись с планом пяти лет за четыре года. И промышляли, и ремонтировали к * -1 $ лебедку Рыбакам хорошо известно, что тра ловая лебедка на любом промысло вом корабле — механизм наиваж- нейшийг Потому и стараются* ухажи вать за ней так, чтобы она никогда не подводила. А уж если приходит срок ремонта, то следят строго за его качеством. северо-западе Баренцева моря, куда- двое суток полного хода. Этого 'Вре мени оказывалось достаточно, чтобы проверить машинный вал, подогнать яа месте рамовые подшипники. Если за один прием до начала промысла не успевали все сделать, заканчива ли в следующий раз. Но никогда не отнимали промыслового времени. Работы с машинным валом можно считать главными. Но были и мел кие: вскрытие цилиндров, золотни ков, подгонка поршневых подшипни ковых и золотниковых колец, зани мались с движением. Все это произ водили уже на лову, от подъема до спуска трала. Обычно за двухчасо вое траление успевали произвести ту или иную операцию. Если позволяли грунтовые условия, прОсили еще пройти некоторое время с тралом. Так вот и изворачивались: и рыбу ловили, и ремонтом занимались. Ле бедка работает хорошо, не подводит. . Тут сказывается и добросовестная эксплуатация ее мастерами по добы че тт. Смерчинским, Галиевым, Круп но. И очень большая заслуга в том, что основной промысловый меха низм в полном порядке, третьего ме ханика А. Ф. Шулешова. -• У нас заведено строгое правило. - После ночной вахты механик еще -четыре часа проводит у лебедки.Де ло тут всегда находится. Перед сном новая проверка. И так ежесуточно. Собственно, такой тщательный уход — основа для поддержания любого механизма в рабочем состоянии. Как _врачи говорят, что лечение не луч ший метод борьбы за здоровье, так и в отношении технического' состоя ния судна можно сказать: надо не дожидаться, пока что-либо из строя А. Т. КАРИМОВ. могут заменить на другом месте то варища. По выходе в очередной рейс забо лел у нас старший машинист тов. Ни- коленко. Море — не берег, замену брать негде. И тогда к реверсу стал тов. Карамнов, ранее ходивший на «Гатчине» котельным машинистом. Г О Д А ЗАВОДСКОГО РЕМОНТА В марте исполнится 4 года, как траулер «Гатчина» находится в эксплуатации без заводского ремонта. Проведя в 1969 году текущий ремонт своими силами, на который выделялось 125 тысяч рублей, а фактиче ски было израсходовано 34,7 тысячи, судовые специалисты сэкономили более месяца. Еще свыше двух меся цев — за счет того, что ремонт лебедки производили в период промысла. В результате, по самым скромным подсчетам, экипаж выработал дополнительно почти 8 тысяч центнеров рыбного полуфабриката, досрочно на год справился с планом пятилетки. Сегодня старший механик «Гатчины» А. Т. Каримов подробно рассказывает, как коллектив добился этого. На «Гатчине» лебедку по плану на до было ремонтировать в прошлом году. Отводили на это 6 8 суток, при чем в такое время — август—ок тябрь, —• когда хорошо ловится ры ба. И мы опять стали перед пробле мой: то ли приниматься за дело и тогда наверняка не будет выполнен годовой план (а коллектив флота вы ступил инициатором Всесоюзного со ревнования, и это накладывало осо бую ответственность на экипаж каж дого судна), или отказаться от завод ского ремонта со всеми вытекающи ми отсюда последствиями. И все же машинная команда единодушно вы сказалась за последний вариант. И была уверена в том, что справится, благо во время текущего ремонта траулера третий механик А. Ф. Шу- лешов и котельный машинист В. Е. Карамнов успели хорошенько «под лечить» лебедку. Фактически ее следовало сдавать заводу, так как она уже отработала положенное время. Тем не менее за работу принялись судовые специа листы. Они заменили цилиндровые, золотниковые кольца, перебрали го ловные и мотылевые подшипники, произвели выкатку и подгонку ра- мовых подшипников машинного ва ла и так далее. Причем сделали все добротно. ' ~ Отказавшись теперь от ремонта ле бедки с выводом судна из эксплуата ции, мы понимали: единственным подходящим моментом для производ ства работ могут быть только пере ходы на промысел. «Гатчина» в ос новном бывала в прошлом году на выйдет, надо следить постоянно за веем. Фактически для содержания механизмов в порядке достаточно выполнения всего нескольких усло вий: производить регулярно профи лактические ремонты, грамотно экс плуатировать технику, постоянно ве сти техническую учебу личного со става. Как соблюдаются эти условия у нас? Начну с последнего требования. Занятия мы проводим и с рядовы ми машинными специалистами, и с командирами по заранее составлен ному плану. Механики отвечают за учебу своих подчиненных, а с меха никами темы прорабатываем под мо им руководством. Теорию постоянно увязываем с практикой. Болезнь надо предотвращать В этом деле на «Гатчине» тоже твердый порядок. Если второй или третий механик намечают какой-ли бо ремонт, то привлекают к нему не только тех, кто обязан по расписа нию, но и тех, кто еще слабо разби рается в устройстве того или иного механизма. Немудрено, что по про шествии некоторого времени даже вновь пришедшие на судно люди в совершенстве знают и свою работу и Его обязанности стал выполнять сле сарь тов. Киселев. Вообще, любой«ко тельный машинист у нас может по ц обслуживанию главной машИны за- ■ менить механика. Когда моряк обладает запасом тео ретических знаний и имеет достаточ ный опыт, нетрудно и грамотно экс плуатировать технику, поддерживать ее в хорошем техническом состоянии. Профилактические осмотры мы про водим строго по срокам. А иногда и вне очереди, если замечаем где-либо ненормальность. Все подобные рабо ты выполняем в море, благо обеспе чивающие механизмы взаимозаме няемы. Если осматриваем один, дру гой — в действии. А вот с главной машиной дело обстоит по-иному. Тут приходится использовать стоянку — для сложных операций: вскрытия цилиндров, высокого давления, низ кого, золотников. Для мелких — вы бираем свободные минуты на про мысле. И тут очень важен тесный контакт между вахтенным штурма ном и механиком. Нам всегда сооб щают с мостика о предполагаемой задержке со спуском трала. И ис пользуем ее. : * За счет тщательного ухода за тех никой, грамотной эксплуатации ма шинная команда ежесуточно эконо мит экипажу те 40 минут, которые ей отводятся для производства про филактических осмотров. И больше того, только в прошлом году мы сэ кономили 1200 килограммов машин ного масла, 46 тонн топлива. Значит, (Окончание на 4 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz