Рыбный Мурман. 1971 г. Декабрь.
П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь -•*ид—ми«ж -1 В ы д в и н у т ы е x x i v съездом КПСС экономи ческие и социальные за дачи определили качественно новую ступень в работе первич ных партийных организаций. Коммунисты нашего судна, про являют большую заботу о подъ еме творческой, активности и воспитании коммунистического отношения к труду каждого мо ряка. В прошлом рейсе наши усилия были направлены на рост производительности труда, всемерное использование внут-, ренних -резервов, , на укрепле*. ние дисциплины и' организован ности, на повышение личной от ветственности членов, экипажа за порученный участок работй. Подтвердить это можно приме ром подготовки н проведения в начале рейса открытого партий ного собрания. Коммунисты решили повести разговор о подготовке коллеад*. тива к работе в промысло&ых условиях. Мы должны былв знать о своих возможностях, о готовности всех служб к выпол нению рейсового задания. Со брание готовила вся партийная организация. Коммунисты тт. Афанасьев, Коротков. Ля* шенко я другие получили пору чение проверить техническое состояние рыбофабрики и рыбо мучной установки, готовность орудий лова. Руководители служб электромеханик тов. Скрябин, рефрижераторный ма шинист тов. Квричен,и другие, беседуя с членами экипажа, учи» тывали советы а предложения как ветеранов судна, так и спе циалистов и матросов-рыбообра- ботчиков, пришедших к нам пе ред рейсом с друтах кораблей. Это важно, так как всегда надо знать опыт других экипажей, чтобы лучше организовать про изводственный процесс, Пра вильно расставить людей и т. д. Прошедшёе собрание показа ло, что такая подготовка не только оправдывает себя, но и повышает активность людей, учит их принципиальности, не примиримости к недостаткам. Большинство выступлений уча стников собрания носило кон кретный характер, содержало предложения по лучшей органи зации труда. Так, в выступле нии коммуниста старшего элект рика тов. Кизка мы услышали призыв бережно относиться « технике, конкретные советы по этому поводу. Мастер рыбомуч ной установки тов. Галинн пред ложил максймалшо использо вать отходы для’ производства рыбной муки, комсомолец мат рос тов. Алексеев говорил о внутренних резервах^ беспар тийный мастер по обработке ры бы тов^ Тийшо&ский о высо кой требовательности каждбго в ^выполнении * плана я обяза тельств. ( v Постановление (собрання учи тывало предложения и совета выступавших, требовало личной ответственности о^ каждого ком муниста и комсомольца за поло- жегаш- -дед.-на-корабле, призы вало всех моряков трудиться добросовестно, обеспечивать си- У Г?*- Комсомольцы приняли. уча стие в подготовке и проведении открытого партийного собрания, но на этом не остановились. И на своем собрании они потре бовали от судовой молодежи творческого участия в 'решении производственных задач, добро совестного отношения к труду. На важный участок — обслужи вание линии обработки — был поставлен комсомолец тов. Алексеев. Он хорошо работал сам, помогал напарнику по сме не, а в свободное от вахты вре мя делился опытом и в другой смене, стремился к тому, чтобы обслуживаемая им линия -дейст- овпппппЬспаппвпайппаапооавпаа Т А К Р А С Т Е Т ВНОСТЬ ________________ ..- t шовпаоаапЕпасшаппаопааапвоиоппооостаооапасшпппавпааапппапоапапвооп стематическое и ритмичное вы полнение суточных заданий. Существенную роль в реше ния поставленных задач сыгра ло соревнование по вахтам и сменам. Председатель судового комитета третий механик тоз. Лепяхов, матросы-комсомольцы тт. Доронда и Кононов хорошо обеспечивали гласность итогов соревнования. По окончании каждой вахты на стенде, уста новленном непосредственно на рыбофабрике, отмечались дан ные о работе смен. Заступающие на вахту ма стер, матросы-обработчики прежде всего останавливались у этого стенда, анализировали ра боту предыдущей смены, при кидывали, что необходимо еде* лать, чтобы перекрыть показа* телн соревнующихся с ними то варищей. У'стенда собирались н моряки, вышедшие на подвахту! ход выполнения рейсового зада ния интересовал всех,,, был их кровным делом. И когда подво дились итоги трудового соперни чества. сомнений ни у кого не возникло: работа каждой вахты была как бы у всех на виду. Первое место я переходящий вымпел по итогам рейса при суждены смене мастера по обра ботке рыбы тов. Кузнецова и мастера по добыче тов. Малко- ва. вовала четко в течение суток. Комсомолец тов. Шеховцев хо рошо работал трюмным, но, ко гда возникала необходимость, поднимался на палубу, чтобы помочь направить на рыбофаб- рику богатый улов. Были при мером, добросовестно относи лись к порученному делу ком сомольцы тт. Виноградов, Тол стяков, Мезин н друше моло дые моряки. Их примеру следо вали беспартийные тт. Лысен- ков, Пелешанко, Малухин и другие. В поднятии трудовой и обще ственной активности большую роль сыграли стенгазета, боевые листки, «молнии», выпуски «Комсомольского прожектора», где отмечались как успехи пе редовиков, так и недостатки, промахи отдельных членов эки пажа. Вызвала интерес заметка в стенгазете матроса палубной команды тов. Мезина о своем товарище по работе матросе тов. Гущине. Его слова благодарно сти старшему товарищу, кото рый не только сам примерно трудится, но и передает опыт молодым, были хорошо воспри няты всеми моряками. Надолго останавливались они и у «мол нии». поздравляющей членов экипажа механика-наладчика тов. Платпирса, старшего пова- тов. Шаталову, матроса тов, окова с высокой правитель- ра ( Шир ственрой наградой — орденами «Знак Почета». Активно обсуждалась, бук вально анализировалась «мол ния»: Рыбак, запомни!» При веду. это краткое сообщение полностью, возможно, оно при годится на других кораблях. Текст листовки гласил: «В каждом брикете в сред нем 6,5 рыбины нототении, в од ной тонне 650, в 12 тоннах — 7800 рыбин. Если каждый шкерщик разде лает три рыбины в одну мину ту, 150 за час, 600 — за че тырехчасовую вахту, то для. обеспечения обеих линий необ ходимо (7800:600)“ 13 шкер- щиков в смену, или 78 в сутки. МЫ РАСПОЛАГАЕМ (в среднем-за сутки): рыбофабрика 5x6=30 шкер- щмков, палуба 2 х 6“ 12 шкер- щиков, - подеахта 9 x4 =36 шкерщнков, итого: 78 шкерщи- ков. НАША ЗАДАЧА: Каждую четырехчасовую вах ту *— не менее 12 тонн! Каждую шестичасовую вахту — не менее 18 тонн! Каждый шкерщик — не ме нее 3-х рыбин в минуту!» Текст запоминали, делали вывод, при хорошей промысло вой обстановке’ должна быть обеспечена ежесуточная выра ботка 65— 68 тонн пищевой ры бопродукции. Так оно и было на самом деле. Успеху способствовала эконо мическая учеба, работа группы народного контроля. Так. на родные контролеры под руко водством тов. Платпирса прове рили использование тары после переработки сайки на рыбому- ку. Вся тара была приведена в порядок, подклеена, без потерь вторично пущена в дело. Систематическая работа ком мунистов, всех общественных организаций н командования ко рабля по повышению активно сти членов экипажа, их ответст венности за порученное дело дала возможность и в сложных условиях выполнить рейсовое задание на 120 процентов. Это вклад нашего коллектива в осу ществление предначертаний XXIV съезда партии, планов де вятой пятилетии. Н. СЫЧЕВ, первый помощник капитана ППР «] Ван-Дейк». 24 декабря нснолияется 70 лет со дня рождения пи сателя Александра Алек сандровича Фадеева (1901—« 1956). В гражданскую войну на Дальнем Востоке он про шел путь от рядового бойца до комиссара бригады. Уча ствовал! в работе X съезда партии н вместе сего делега тами штурмовал форты Кронштадта, где был тяжело ранен. Литературную извеегность Фадееву принес рояая «Раз гром» (1927 г.). Героическая тема гражданской в о й еы на шла свое продолжение в ро мане «Последний из Удэге». Подвиг краснодонцев писа тель увековечил в книге; «Мо лодая гвардия» — одном нз лучших произведений -нашей литературы о Великой Оте чественной войне 1941— 1845 гг. Фотохроника ТАСС. s s E S S S S s ПОЛК КУЛЬТУРНОГО ФРОНТА К АК ваши товарищи относятся к «Трем минутам молчания» Г. Владимова? — спрашиваю гидроакустика Анатолия Запорожца. — Прочитали у нас, на 721-м, этот роман о мурманских рыбаках. Неудобно как-то за автора. Непохо же иа нашу жизнь. Унизительно даже для лентяев. Когда книгу обсуждали между собой — всем было почему-то неловко. . с . . Я бы не начал свой рассказ о биб лиотеках-передвижках с этого вопро са о нашумевщем два года назад про изведении (сам вопрос-го был задай в середине беседы с Анатолием), если бы, перечитав роман, не натолкнулся на следующие строки: «В судовой биб лиотеке у нас книжек восемьдесят, и каждый, конечно, хватает какую по толще. Чтобы уж весь рейс одну чи тать. Разновесов не любят: все, гово рят, в башке перемешивается; кто за кого замуж вышел, непонятно». Автор со вкусом, всесоюзно охаяв моряков, постарался показать их ду ховно нищими, не способными не только к глубоким размышлениям, но и к элементарному восприятию лите ратуры. Передо мной сидит симпатичный, хорошо одетый парень. Он библиоте карь-общественник. Три года плава ния на судах сельдяного флота, был опекуном «передвижек». Сейчас он переведен на СРТ-22 «Локатор». Но, видно, пришлась ему по душе обще ственная нагрузка. На новом месте сразу заинтересовался библиотекой, и его назначили ответственным за кни ги. Сегодня он пришел в библиотеку объединенной культбазы плавсоста ва, чтобы сделать заказ: скоро в рейс. — Анатолий, сколько книг вы возь мете на судно? — Заказ я сделал на 120 экземпля ров. — А экипаж у вас большой? — Нет, всего двадцать три моряка. (Пять книг на человека. Такие циф ры, видимо, были не знакомы Г. Вла- димову). — Сколько книг прочитывает каж дый член экипажа за рейс? •^ ^ » ЯШ — Это зависит от продолжительно сти плавания. Через несколько дней мы уходим в море на пять с полови ной месяцев. Книголюбы в таком плавании прочитывают двадцать — тридцать книг, остальные поменьше, но все равно читают охотно и много. — Какие произведения пользуются наибольшей популярностью? — Я пока почтя не знаком с новым экипажем. На СРТ, на которых я плавал, на 689, 705, 721-м, молодые рыбаки любили приключенческую ли тературу, фантастику, книги позна вательного характера, например, р союзных республиках, о малознако мых странах. Ну и, конечно, совре менные повести/романы о новострой ках, о любви, о молодежи. Люди по старше просят найти что-нибудь серьезнее. Русская и зарубежная клас сика обычно на судне не переводи лась. После того, как интересная кни га прочитывалась всем экипажем, устраивали обсуждения. Не в виде медоприятия, а просто из-за желания поделиться впечатлениями. Соберем ся в салоне, слово за слово, заспорим, ругаем, хвалим героев как своих вра гов или друзей. —■Была у экипажа особенно люби мая книга? — Таких я бы назвал несколько. Но особенно нравилась трилогии Ю. Гер» > мана: «Дело, которой ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за все». — На новом месте к вам обращают ся с просьбами принести произведе ния полюбившихся писателей? — Не успели еще. Я сам поговорю с ребятами, узнаю, кто чем увлекает ся. А там и книги выберу. — Вам самому, наверно, доставляет удовольствие рьггься в книгах? — Конечно, иначе не стал бы я «передвижником». О роди книга в быте моряка я го ворил не с одним Анатолием Запо рожцем. Был на судах, расспрашивал людей. Но беседа с ним показалась мне типичной, обобщающей. Все биб лиотекари-общественники говорили, что не могут представить себе рейс без книг, ~ Особенно охотно читают приклю ченческую, мемуарную литерату ру, фантастику. Объяснимый факт. После тяжелой вахты хочется развеяться, а глубокие по содержанию книги утомляют. Еще одно объясне ние: все моряки непоседы, страсть героев таких книг к перемене мест, созвучная их собственной, привлекает их симпатии. Но усиливается интерес и к Шекспиру, Гете, Бальзаку, Моль еру, Гюго, Белинскому, Тургеневу, Достоевскому. Это говорит о том, что «не хлебом единым жив человек», а духовная культура рыбаков становит ся все выше. За подтверждением обращусь к фак там, Я просмотрел списки наиболее чи таемой а этом году литературы: Симо нов — «Товарищи по оружию», «Живые и мертаыо», «Солдатами не рождаются», Бек — «Волоколамское шоссе», Куприн, Ремарк, Шолохов, Марк Твен, иэ поэ тов — Пушкин, Блок, Кольцов,, Маяков* ский, Есенин, Евтушенко. Взахлеб . читаются произведения Г. Маркова («С о л ь . земли», «Строгоеы», «Отец и сын»), Чаковского («БлскадаХ Кузнецова («Накануне»). Но особенной популярностью пользуются мемуарь? Жукова («Воспоминания и размышле ния»), Яковлева («Цель жизни»), Мерец кова («На страже Родины»), На судах прошли обсуждения этих книг. Ценные сведения, почерпнутые из них, приго дятся рыбакам. Многие рыбаки учатся в заочных шко лах. Судовая библиотека и тут — по мощник. Одна треть всех книг — учеб ники и пособия. Они нужны и тем, кто собирается поступать в институт. А сту дентам вузов, такие тоже есть, в осо бенности. Но и те, что не учатся, разыс кивают а библиотеке то справочник мо ториста, то какое-нибудь другое посо бие по специальности. Очень радует бережное отношение к книгам. На ППР «Ван-Дейк», например, читатели «передвижки» запрещают биб лиотекарю матросу Е. Меэину выдавать' книги неаккуратным товарищам. При, знакомстве с библиотекарями-об- щестеенниками у меня выработался об щий портрет этих людей. Это, как пра вило, матросы. Деловые, хорошо рдз- бирающиеся в книгах. На место: «п ере движников» попали по собственному же ланию. Большинство со средним образо ванием. Книги надо уметь читать. Они умеют и учат других. Это и А. Запорожец, и Е. Мезин, и Д. Габисония (РТ-177 «Су- лин»), и В. Ловыгин (ПР «Арктика»), и А. Кострин (ПР «Рыбный Мурман»), и П. Рудя (РТ-136), о которых рассказыва ла заведующая передвижным фондом библиотеки плавсостава М. Л. Мотрич. Всего их 510, по числу действующих передвижек. Целый полк. Полк солдат культурного фронта. О. КОТОВ, «аш«к9£Р
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz