Рыбный Мурман. 1971 г. Декабрь.

Д ИРЕКТИВЫ XXIV съезда КПСС по плану развития народного хозяйства на 1971—1975 годы ставят перед нами задачу увеличить произ­ водство и поставки пищевой рыбной продукции почти в 1,5 раза, расширить ее ассортимент и повысить качество. Успешное выполнение этой задачи зависит в первую оче­ редь от работы флота, его ко­ личественного роста и техниче­ ского совершенствования. За последние годы рыбная про­ мышленность нашей страны по­ лучила много первоклассных добывающих, обрабатывающих, приемно-транспортных и дру­ гих судов. Этот флот обеспечил успешное завершение пятилет­ него плана 1968—1970 гг. и снаб­ жение населения ценнейшими продуктами питания. Большие изменения произо­ шли в составе добывающего флота. Почти в 2 раза‘ увели­ чилось количество больших мо­ розильных рыболовных трауле­ ров В процессе строительства эти суда непрерывно совершен­ ствовались — повышалось каче­ ство постройки и надежность установленного оборудования, улучшились их технико-экс­ плуатационные характеристики. За годы восьмой пятилетки флот пополнился промыслово­ производственными рефрижера­ торами, успешно работающими в наиболее удаленных промыс­ ловых районах. Опыт работы этих, судов используется в на­ стоящее время при создании новых крупнотоннажных трау­ леров. Результатом плодотворного сотрудничества советских спе­ циалистов с кораблестроителя­ ми ГДР явилось создание боль­ шой флотилии морозильных траулеров, предназначенных для работы в тропических рай­ онах Мирового океана. По чис­ ленности такие суда в составе отечественного крупнотоннаж­ ного добывающего флота зани­ мают второе место после боль­ ших морозильных рыболовных траулеров. Значительно пополнился флот среднетоннажных траулеров. Новейшие суда этой группы — траулер-сейнер типа «Желез­ ный поток» и его модификация «Василий Попов», рассчитан­ ные на работу тралом и кошель­ ковым неводом. Дальнейшим развитием является сейнер-тра­ улер типа «Альпинист» с кор­ мовой схемой траления и совре­ менным промысловым оборудо­ ванием, отличающимся по­ вышенными тягово-скоростны- Ми характеристиками, что по­ зволяет судну работать с ко­ шельковым неводом размером 1300X 300 м. Для ведения промысла в при­ брежных и внутренних водах в 1966—1970 гг. было построено также много малых добываю­ щих судов. В последние годы проведены большие работы по совершен­ ствованию техники добычи и промыслового оборудования. Так, на нескольких траулерах типа «Алтай» и «Атлантике внедрена прогрессивная ' про­ мысловая схема с раздельными лебедками, введен раЗноглубин- ный и близнецовый i траловый лов пелагических рыб, успешно идут работы по освоению тра­ лового лова на глубинах 1000 м и более, созданыновые элект- рифицированйые орудия лова, электронные приборы для .конт­ роля и регулирования работы орудий лова и т. д. ' > • Приемно - перерабатывающий флот за годы восьмой пятилет­ ки пополнился большим коли­ чеством новых судов, среди ко­ торых в первую очередь сле­ дует отметить плавбазы типов «Пионерск», «Рыбацкая слава», «Спасск», «Профессор Баранов* И рыбоконсервные заводы типа .«Кораблестроитель Клопотов». Новые плавбазы отличаются Ст ранее построенных универ­ сальностью — они могут пере­ рабатывать рыбу различных видов и выпускать разнообраз­ ную продукцию — соленую, мороженую, консервы, пресер­ вы, рыбную муку и пр. Транспортные рефрижерато­ ры последних лет постройки ти­ пов «Прибой», «Остров Русский», «Амурский залив», «Карл Либ- кнехт», «Охотское море» харак­ теризуются увеличенными объ­ емами рефрижераторных трю­ мов и топливных цистерн, повы­ шенной скоростью хода — до 17—19 узлов. На этих судах реф­ рижераторные установки обеспе­ чивают в трюмах температуру до—30° С, они надежны и без­ опасны в работе. Особенностью новых транспортных рефриже­ раторов является усиление их снабженческих функций, что делает их исключительно цен­ ными для обслуживания судов экспедиционного комплекса. Советскими специалистами создан новый тип судна для до­ бычи и переработки каспийской кильки, в котором нашли свое товкой экипажа. В связи с этим особое значение приобретают вопросы организации труда на рыбопромысловом флоте, улуч­ шения подготовки кадров, борь­ ба с их текучестью и непроиз­ водительными потерями рабо­ чего времени. Директивами XXIV съезда КПСС предусматривается даль­ нейшее пополнение флота рыб­ ной промышленности новыми высокоэффективными судами с совершенными средствами по­ иска и лова, автоматизирован­ ными и механизированными ли­ ниями по добыче и обработке рыбы, позволяющими приме­ нять прогрессивные способы ра­ боты и обеспечивающими наи­ более полное использование уло­ ва. Для обслуживания флотд бу­ дут развиваться морские рыб­ ные порты и судоремонтные поддерживается в пределах —30° С. На судах указанных типов предусмотрена прогрессивная промысловая схема непрерыв­ ного траления (так называемая схема «дубль»), тяговое уси­ лие траловых лебедок увеличе­ но с 12 до 20 тонн, что позволя­ ет вдвое ускорить выборку вае- ров. На всех этих судах в резуль­ тате автоматизации и механи­ зации многих производствен­ ных процессов выработка на од­ ного члена экипажа увеличит­ ся по сравнению с БМРТ при­ близительно на 25 процентов. Взамен устаревших паровых траулеров бортового траления, используемых в Баренцевом море, будут созданье новые тра­ улеры. Проект траулера типа «Баренцево море» уже разрабо- Р еше ния КПС в ж и з н ь : В. КАМЕНЦЕВ, заместитель министра рыбного хозяйства СССР. отражение новейшие тенден­ ции в области промыслового судостроения. На этих судах обеспечен высокомеханизиро­ ванный непрерывный процесс добычи и обработки рыбы. В результате внедрения меха­ низации и автоматизации, при­ менения новейшего оборудова­ ния, повышения энерговоору­ женности флота, совершенство­ вания организации, управления и планирования осуществляет­ ся постоянное сокращение чис­ ленности экипажей. Эффектив­ ность работы флота непрерыв­ но возрастает. В 1970 г. выра­ ботка на одного работающего увеличилась по сравнению с 1965 г. на 19 процентов. Высокие темпы научно-тех­ нического прогресса, характер­ ные для нашей эпохи, значи­ тельно ускорили старение средств производства и требуют их непрерывного совершенст­ вования. В связи с этим долж­ ны быть существенно сокраще­ ны сроки проектирования и соз­ дания унифицированного, про­ грессивного судового оборудо­ вания. Все’ еще нуждаются в улуч­ шении качества и расширении номенклатуры поставляемые судостроительным , заводам и верфям д в и г а т е л и , ком­ прессорные установки, рыбооб­ рабатывающее и холодильное оборудование,' _ радиотехниче­ ские приборы й др. ? Повышение уровня механиза­ ций и автоматизации произ­ водственных процессов на су­ дах, надежности всех механиз­ мов и устройств, улучшение качества обслуживания и ре­ монта продолжают оставаться важнейшими задачами, стоя­ щими перед всеми работниками флота рыбной промышленности. Современное рыбопромысло­ вое судно — сложный инженер­ ный комплекс. Эффективность его работы определяется _ как техническими показателями, так и организацией труда и подго* предприятия, особенно на Даль­ нем Востоке. Производитель­ ность труда в целом по отрас­ ли должна увеличиться на 30— 33 процента. Нашим специалистам пред­ стоит большая работа по созда­ нию новых типов судов, наибо­ лее полно соответствующих со­ временным, непрерывно услож­ няющимся условиям ведения промысла и обеспечивающих выпуск необходимого ассорти­ мента продукции. Высокая эф­ фективность этих судов будет достигнута за счет наиболее ра­ ционального сочетания их. су­ довых, промысловых, обрабаты­ вающих и энергетических воз­ можностей. Промысловое судно постепен­ но будет превращаться в добы­ вающе-обрабатывающее пред­ приятие, приспособленное для длительного хранения выраба­ тываемой продукции при низ­ ких температурах. Основными типами добываю­ щих судов на ближайшую пер­ спективу станут крупнотоннаж­ ные траулеры. Из них в первую очередь следует отметить трау­ леры типа «Горизонт», которые представляют собой дальней­ шее развитие судов типа «А л ­ тай». . Судно типа «Горизонт» пред­ назначено для использования в наиболее удаленных (до 10000 миль) от отечественных портов базирования районах промысла, траулеры типа «Прометей» — для работы в районах средней удаленности, в том числе и в тропических районах Мирового океана. Траулеры типа «Меридиан» имеют большую в 1,5—2,0 раза по сравнению с БМРТ грузовме- стимость и скорость хода 14.5 узла. Почти в 2 раза увеличе­ на производительность моро­ зильной установки. Для дли­ тельного и качественного хра­ нения продукции температура » рефрижераторных ' трюмах тан, первые суда этого типа вой­ дут в эксплуатацию в течение ближайших двух-трех лет. Суд­ но будет вырабатывать обез­ главленную, потрошеную рыбу, преимущественно охлажденную, соленую продукцию, а также по­ луфабрикат для балычных из­ делий, консервы из тресковой печени, перерабатывать отходы на рыбную муку и пр. Существующие средние рыбо­ ловные траулеры многочислен­ ных модификаций необходимо заменить усовершенствованны­ ми типами среднетоннажных добывающих судов, на которых должны сочетаться электрифи­ цированные орудия промысла и высокопроизводительные спосо­ бы лова (траловый, кошелько­ вый и др.). Немалое место в перспектив­ ных планах поставок судов для флота занимают сейнеры, уни­ версальное промысловое воору­ жение которых позволяет ис­ пользовать их на различных способах лова — кошельковом, траловом, снюрреводном и ярус­ ном. Перспективным направлени­ ем в строительстве средне- и малотоннажных судов может быть создание промысловых ка­ тамаранов. По результатам экс­ плуатации катамарана «Экспе­ римент» будет решен вопрос о серийном строительстве двух­ корпусных судов. Дальнейшее развитие получа­ ют тунцеловные, креветочные, зверобойные и другие специали­ зированные промысловые, а также учебные и вспомогатель­ ные суда. Одним из путей освоения от­ даленных районов Мирового океана является автономная форма промысла, выразившая­ ся в создании базы «Восток* с рыбодобывающимй судами на борту. Ваза «Восток» -я уни­ кальное инженерное сооруже­ ние. Это будет крупнейшее в мире рыбопромысловое судно. Дальнейшему развитию экс­ педиционной формы промысла послужат новые плавбазы с универсальным технологиче­ ским оборудованием, рассчитан­ ным на полную переработку 300 — 500 т сырья в сутки с выпус­ ком широкого ассортимента го­ товой продукции. В целях резкого увеличения количества вырабатываемой продукции строится и рыбооб­ рабатывающая база типа «Пось- ет», рассчитанная на суточную переработку 750 тонн сырья и выработку 110—120 тонн рыбной муки. По мере развития вксяедици- онной формы промысла неук­ лонно растет потребность в транспортном флоте. Намечено^ создание новых крупных суаС9} этого типа дедвейтом 11000 тонн* мощностью 12000 л. с. и скоро­ стью хода до 19 узлоз. Следует отметить, что успеш­ ная работа флота определяется не только правильным выбором схем промысла и типов судов, но и их техническим совершен­ ством, характеризующимся прежде всего составом и каче­ ством комплектующего оборудо­ вания. При разработке перепеки тивных типов промысловых су­ дов проблемам комплектующе-. го оборудования уделяется осо­ бое внимание. В новом пятилетии получит дальнейшее развитие механизи­ рованный лов. На новых трау­ лерах предполагается устанав­ ливать промысловые лебедки с повышенными тягово-скорост­ ными параметрами. В целях по­ вышения надежности и долго­ вечности промысловых меха£ низмов широко вводятся гидро­ приводы. Намечено выедридь ;геимногих траулерах разработанное в Со­ ветском Союзе электрстраловое устройство. Будут -ВД>бД 04 жены проектно-исследояазгелыаше ра£ боты, направленные на тдаяыше* ние уловистоститра#ов,квшель« ковых неводов и других ховре^ менных орудий лова. Исследуются возможности широкого применения новых способов лова с использование*?! надводного и подводного осве#- щения, звука И химических факторов. Непрерывно растет степень оснащенности судов со­ вершенной радионавигационной и рыбопоисковой аппаратурой? способствующей повышению' производительности работы" флота. Решая вопросы улучшения качества и расширения ассорти­ мента рыбных товаров, совет­ ские специалиста работают над созданием нового тёхдмюгиче- ского оборудования; обеспечи­ вающего комплексную механи­ зированную переработку улова и доставку на берег продукции, готовой для реализации; совер­ шенствуются холодильные уста­ новки, ii частности, широкое применение получат зысокона-» '•■V* (Окончание на в*п*ртр»уя9р

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz