Рыбный Мурман. 1971 г. Декабрь.
Д ИРЕКТИВЫ XXIV съезда КПСС по плану развития народного хозяйства на 1971—1975 годы ставят перед нами задачу увеличить произ водство и поставки пищевой рыбной продукции почти в 1,5 раза, расширить ее ассортимент и повысить качество. Успешное выполнение этой задачи зависит в первую оче редь от работы флота, его ко личественного роста и техниче ского совершенствования. За последние годы рыбная про мышленность нашей страны по лучила много первоклассных добывающих, обрабатывающих, приемно-транспортных и дру гих судов. Этот флот обеспечил успешное завершение пятилет него плана 1968—1970 гг. и снаб жение населения ценнейшими продуктами питания. Большие изменения произо шли в составе добывающего флота. Почти в 2 раза‘ увели чилось количество больших мо розильных рыболовных трауле ров В процессе строительства эти суда непрерывно совершен ствовались — повышалось каче ство постройки и надежность установленного оборудования, улучшились их технико-экс плуатационные характеристики. За годы восьмой пятилетки флот пополнился промыслово производственными рефрижера торами, успешно работающими в наиболее удаленных промыс ловых районах. Опыт работы этих, судов используется в на стоящее время при создании новых крупнотоннажных трау леров. Результатом плодотворного сотрудничества советских спе циалистов с кораблестроителя ми ГДР явилось создание боль шой флотилии морозильных траулеров, предназначенных для работы в тропических рай онах Мирового океана. По чис ленности такие суда в составе отечественного крупнотоннаж ного добывающего флота зани мают второе место после боль ших морозильных рыболовных траулеров. Значительно пополнился флот среднетоннажных траулеров. Новейшие суда этой группы — траулер-сейнер типа «Желез ный поток» и его модификация «Василий Попов», рассчитан ные на работу тралом и кошель ковым неводом. Дальнейшим развитием является сейнер-тра улер типа «Альпинист» с кор мовой схемой траления и совре менным промысловым оборудо ванием, отличающимся по вышенными тягово-скоростны- Ми характеристиками, что по зволяет судну работать с ко шельковым неводом размером 1300X 300 м. Для ведения промысла в при брежных и внутренних водах в 1966—1970 гг. было построено также много малых добываю щих судов. В последние годы проведены большие работы по совершен ствованию техники добычи и промыслового оборудования. Так, на нескольких траулерах типа «Алтай» и «Атлантике внедрена прогрессивная ' про мысловая схема с раздельными лебедками, введен раЗноглубин- ный и близнецовый i траловый лов пелагических рыб, успешно идут работы по освоению тра лового лова на глубинах 1000 м и более, созданыновые элект- рифицированйые орудия лова, электронные приборы для .конт роля и регулирования работы орудий лова и т. д. ' > • Приемно - перерабатывающий флот за годы восьмой пятилет ки пополнился большим коли чеством новых судов, среди ко торых в первую очередь сле дует отметить плавбазы типов «Пионерск», «Рыбацкая слава», «Спасск», «Профессор Баранов* И рыбоконсервные заводы типа .«Кораблестроитель Клопотов». Новые плавбазы отличаются Ст ранее построенных универ сальностью — они могут пере рабатывать рыбу различных видов и выпускать разнообраз ную продукцию — соленую, мороженую, консервы, пресер вы, рыбную муку и пр. Транспортные рефрижерато ры последних лет постройки ти пов «Прибой», «Остров Русский», «Амурский залив», «Карл Либ- кнехт», «Охотское море» харак теризуются увеличенными объ емами рефрижераторных трю мов и топливных цистерн, повы шенной скоростью хода — до 17—19 узлов. На этих судах реф рижераторные установки обеспе чивают в трюмах температуру до—30° С, они надежны и без опасны в работе. Особенностью новых транспортных рефриже раторов является усиление их снабженческих функций, что делает их исключительно цен ными для обслуживания судов экспедиционного комплекса. Советскими специалистами создан новый тип судна для до бычи и переработки каспийской кильки, в котором нашли свое товкой экипажа. В связи с этим особое значение приобретают вопросы организации труда на рыбопромысловом флоте, улуч шения подготовки кадров, борь ба с их текучестью и непроиз водительными потерями рабо чего времени. Директивами XXIV съезда КПСС предусматривается даль нейшее пополнение флота рыб ной промышленности новыми высокоэффективными судами с совершенными средствами по иска и лова, автоматизирован ными и механизированными ли ниями по добыче и обработке рыбы, позволяющими приме нять прогрессивные способы ра боты и обеспечивающими наи более полное использование уло ва. Для обслуживания флотд бу дут развиваться морские рыб ные порты и судоремонтные поддерживается в пределах —30° С. На судах указанных типов предусмотрена прогрессивная промысловая схема непрерыв ного траления (так называемая схема «дубль»), тяговое уси лие траловых лебедок увеличе но с 12 до 20 тонн, что позволя ет вдвое ускорить выборку вае- ров. На всех этих судах в резуль тате автоматизации и механи зации многих производствен ных процессов выработка на од ного члена экипажа увеличит ся по сравнению с БМРТ при близительно на 25 процентов. Взамен устаревших паровых траулеров бортового траления, используемых в Баренцевом море, будут созданье новые тра улеры. Проект траулера типа «Баренцево море» уже разрабо- Р еше ния КПС в ж и з н ь : В. КАМЕНЦЕВ, заместитель министра рыбного хозяйства СССР. отражение новейшие тенден ции в области промыслового судостроения. На этих судах обеспечен высокомеханизиро ванный непрерывный процесс добычи и обработки рыбы. В результате внедрения меха низации и автоматизации, при менения новейшего оборудова ния, повышения энерговоору женности флота, совершенство вания организации, управления и планирования осуществляет ся постоянное сокращение чис ленности экипажей. Эффектив ность работы флота непрерыв но возрастает. В 1970 г. выра ботка на одного работающего увеличилась по сравнению с 1965 г. на 19 процентов. Высокие темпы научно-тех нического прогресса, характер ные для нашей эпохи, значи тельно ускорили старение средств производства и требуют их непрерывного совершенст вования. В связи с этим долж ны быть существенно сокраще ны сроки проектирования и соз дания унифицированного, про грессивного судового оборудо вания. Все’ еще нуждаются в улуч шении качества и расширении номенклатуры поставляемые судостроительным , заводам и верфям д в и г а т е л и , ком прессорные установки, рыбооб рабатывающее и холодильное оборудование,' _ радиотехниче ские приборы й др. ? Повышение уровня механиза ций и автоматизации произ водственных процессов на су дах, надежности всех механиз мов и устройств, улучшение качества обслуживания и ре монта продолжают оставаться важнейшими задачами, стоя щими перед всеми работниками флота рыбной промышленности. Современное рыбопромысло вое судно — сложный инженер ный комплекс. Эффективность его работы определяется _ как техническими показателями, так и организацией труда и подго* предприятия, особенно на Даль нем Востоке. Производитель ность труда в целом по отрас ли должна увеличиться на 30— 33 процента. Нашим специалистам пред стоит большая работа по созда нию новых типов судов, наибо лее полно соответствующих со временным, непрерывно услож няющимся условиям ведения промысла и обеспечивающих выпуск необходимого ассорти мента продукции. Высокая эф фективность этих судов будет достигнута за счет наиболее ра ционального сочетания их. су довых, промысловых, обрабаты вающих и энергетических воз можностей. Промысловое судно постепен но будет превращаться в добы вающе-обрабатывающее пред приятие, приспособленное для длительного хранения выраба тываемой продукции при низ ких температурах. Основными типами добываю щих судов на ближайшую пер спективу станут крупнотоннаж ные траулеры. Из них в первую очередь следует отметить трау леры типа «Горизонт», которые представляют собой дальней шее развитие судов типа «А л тай». . Судно типа «Горизонт» пред назначено для использования в наиболее удаленных (до 10000 миль) от отечественных портов базирования районах промысла, траулеры типа «Прометей» — для работы в районах средней удаленности, в том числе и в тропических районах Мирового океана. Траулеры типа «Меридиан» имеют большую в 1,5—2,0 раза по сравнению с БМРТ грузовме- стимость и скорость хода 14.5 узла. Почти в 2 раза увеличе на производительность моро зильной установки. Для дли тельного и качественного хра нения продукции температура » рефрижераторных ' трюмах тан, первые суда этого типа вой дут в эксплуатацию в течение ближайших двух-трех лет. Суд но будет вырабатывать обез главленную, потрошеную рыбу, преимущественно охлажденную, соленую продукцию, а также по луфабрикат для балычных из делий, консервы из тресковой печени, перерабатывать отходы на рыбную муку и пр. Существующие средние рыбо ловные траулеры многочислен ных модификаций необходимо заменить усовершенствованны ми типами среднетоннажных добывающих судов, на которых должны сочетаться электрифи цированные орудия промысла и высокопроизводительные спосо бы лова (траловый, кошелько вый и др.). Немалое место в перспектив ных планах поставок судов для флота занимают сейнеры, уни версальное промысловое воору жение которых позволяет ис пользовать их на различных способах лова — кошельковом, траловом, снюрреводном и ярус ном. Перспективным направлени ем в строительстве средне- и малотоннажных судов может быть создание промысловых ка тамаранов. По результатам экс плуатации катамарана «Экспе римент» будет решен вопрос о серийном строительстве двух корпусных судов. Дальнейшее развитие получа ют тунцеловные, креветочные, зверобойные и другие специали зированные промысловые, а также учебные и вспомогатель ные суда. Одним из путей освоения от даленных районов Мирового океана является автономная форма промысла, выразившая ся в создании базы «Восток* с рыбодобывающимй судами на борту. Ваза «Восток» -я уни кальное инженерное сооруже ние. Это будет крупнейшее в мире рыбопромысловое судно. Дальнейшему развитию экс педиционной формы промысла послужат новые плавбазы с универсальным технологиче ским оборудованием, рассчитан ным на полную переработку 300 — 500 т сырья в сутки с выпус ком широкого ассортимента го товой продукции. В целях резкого увеличения количества вырабатываемой продукции строится и рыбооб рабатывающая база типа «Пось- ет», рассчитанная на суточную переработку 750 тонн сырья и выработку 110—120 тонн рыбной муки. По мере развития вксяедици- онной формы промысла неук лонно растет потребность в транспортном флоте. Намечено^ создание новых крупных суаС9} этого типа дедвейтом 11000 тонн* мощностью 12000 л. с. и скоро стью хода до 19 узлоз. Следует отметить, что успеш ная работа флота определяется не только правильным выбором схем промысла и типов судов, но и их техническим совершен ством, характеризующимся прежде всего составом и каче ством комплектующего оборудо вания. При разработке перепеки тивных типов промысловых су дов проблемам комплектующе-. го оборудования уделяется осо бое внимание. В новом пятилетии получит дальнейшее развитие механизи рованный лов. На новых трау лерах предполагается устанав ливать промысловые лебедки с повышенными тягово-скорост ными параметрами. В целях по вышения надежности и долго вечности промысловых меха£ низмов широко вводятся гидро приводы. Намечено выедридь ;геимногих траулерах разработанное в Со ветском Союзе электрстраловое устройство. Будут -ВД>бД 04 жены проектно-исследояазгелыаше ра£ боты, направленные на тдаяыше* ние уловистоститра#ов,квшель« ковых неводов и других ховре^ менных орудий лова. Исследуются возможности широкого применения новых способов лова с использование*?! надводного и подводного осве#- щения, звука И химических факторов. Непрерывно растет степень оснащенности судов со вершенной радионавигационной и рыбопоисковой аппаратурой? способствующей повышению' производительности работы" флота. Решая вопросы улучшения качества и расширения ассорти мента рыбных товаров, совет ские специалиста работают над созданием нового тёхдмюгиче- ского оборудования; обеспечи вающего комплексную механи зированную переработку улова и доставку на берег продукции, готовой для реализации; совер шенствуются холодильные уста новки, ii частности, широкое применение получат зысокона-» '•■V* (Окончание на в*п*ртр»уя9р
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz