Рыбный Мурман. 1971 г. Декабрь.
V ИЗ ОПЫТА ПЕРЕДОВИКОВ СОРЕВНОВАНИЯ М Ы ПРОМЫШЛЯЛИ сельдь пела» гическим тралом на банке Джорджес. Ее поведение в ок тябре-ноябре в разное время суток было неодинаковое. С 5—6 часов утра по местному времени сельдь собира ется в плотные косяки, довольно ма лые по площади, с вертикальным раз витием от 8 до 25 метров, и находятся они плотно у грунта. Затем с 13 до 18 часов сельдь рассеивается и снова собирается в плотные, утренние, кон центрации до 22 часов. Потом подни мается в верхние слои, держится в рассеянном состоянии, занимая по цлощади значительное место, доста точное на 15—10-минутное траление, С большим вертикальным развитием — от грунта до 40—45 метров вверх. Это продолжается до 5 —6 часов утра. В процессе ведения трала необхо димо учитывать инерцию трала. При подвирывании его он поднимается, а затем несколько присаживается. И наоборот. При травлении трал приса живается, а затем приподнимается. При работе вблизи скал надо учи тывать отставание трала, тогда воз можен облов косяка даже у скал. Во время траления при наличии дрейфа и прохождения косяка под корпусом судна делали поворот в сто рону, противоположную дрейфу. В за висимости от величины его поворот производили от 5 до 20 градусов. При втом учитывали; если ваера смотрят вправо, то и поворот вправо. Поиск косяков сельди возможен только при условии слаженной рабо ты группы судов, оперативной связи. ЛОВЕ СЕЛЬДИ РАЗНОГЛУБИННЫМ В основном косяки сельди держат ся на одном и том же месте. Однако наблюдались и суточные миграции! ночью — ближе к свалу и утром — днем — далее на мелководье. 'ЧР&йон Джорджес-банки подвержен зиачи^ельяому:влиянию приливо-от ливных течений, достигающих скоро сти до 2 миль в час. Траления производили в основном по течению — имели наибольшие уло вы, и на течение (по мнению поль ских рыбаков, л учшие подъемы бы вают именно на таком курсе}. При ветре тралировали по результирую щим течения и ветра. Для успешного промысла огромное вначение имела точность определения места судна, что при наличии баз, стоящих на якоре, не составляло трудности. При отсутствии баз держа лись по наиболее достоверно идущей линии радионавигационной системы, охватывающей этот район. Т АКТИКА лова была такая. Шли с тралом в основном по косякам, которые обнаруживали ранее, или по косякам, о которых сообщали другие суда. На таких косяках нахо дились без предварительной разведки. В ночное время трал вели от грун та на 5 —10 метров» а в дневное время веж можно ближе к грунту «*> до 0,5 метр*. В 9ющ случае контролировали горизонт по фишлупе. Болгарские промысловики рекомендовали при облове дневных концентраций сельди, учитывая хорошие грунтовые уело* вия» сажать трал на грунт о после* дующим его отрывом от грунта. В случае недостаточного захода в трал или промахе делали разво] е тралом, иногда до .шести раз. Пово* рот осуществляли следующим обра* зом. Бирали доски до ролике», давали полный ход, руль — на борту, до во ды стравливали доску, противопо ложную повороту борта, по выходе на курс доски выравнивали к при вы ходе трала В кильватер доски тра вили. В течение траления питание 9 ле бедки не снимали, и на посту управ ления постоянно неслась вахта, S Мы промышляли в основном одни. Но рядом были болгарские и поль ские корабли. При хорошем улове, когда рыбная фабрика в достаточной мере обеспечивалась сырьем или же когда чинили орал, мы обычно помо тали в поисках косяков своим това рищам. Непосредственно наводили их на косяк. Они отвечали нам тем же. Считаю, что групповой облов и от кровенная информация — очень важ ная черта пелагического промысла. В этом случае выигрывают все. Кон центрации сельди мощные, рыбы хва тает. В связи с тем, что косяки очень компактные, группа обычно работа ет очень плотно и как бы по очереди. Поэтому требуется особое внимание судоводителей, палубной команды. В такие моменты время работы у нав со старшим помощником было рас пределено так. С 4 утра до 10—12 ча сов на мостике находился старший помощник капитана. С 12 до 16 — я. А следующие 4 часа были вместе, так как за это время важно выйти на ко сяк и этим обеспечить промысел на ночь. С 20 часов до 4 утра на мости ке находился капитан. Это диктова лось еще необходимостью сохранения трала от порывов и сцеплений. При поиске косяков следует обра щать внимание на поведение китов. Нами замечено: киты ныряют в од ном и том же месте — следует искать Косяки. Кит идет ходом, это еще не фначит, что он выведет на сельдь. И Последнее. Если кит лежит спокойно. Можно в уверенностью сказать, чтб рыбы здесь нет. Уловы сельди достигали у нав 100 тонн при облове двух косяков. И 70 тонн — на одном косяке. На па лубу более 50 тонн сельди поднять ве могли. Было три случая, когда при подъеме лопался куток и рыба ухо дила. Оставалось ее столько, сколько Находилось на рабочей палубе, Разноглубинный промысел сельди на малых глубинах имеет свою осо бенность. Это относится, в частности. It спуску трала. Трал в штормовую погоду мы обычно спускали только на ветер и затем, после подключения досок, делали поворот и траление производили по ветру. При спуске на малых глубинах (35—60 м) необходи мо держать увеличенный ход, не до пуская при этом большого вертикаль ного раскрытия трала. Мешок и трал спускали ходом, а крылья дважды на подъемных кон цах. Это позволяло избегать порывов дели. Кстати, «Рыбный Мурман» пи сал уже об этом в материале, посвя щенном обзору лова мойвы. В ЕРОЯТНО, промысловикам бу дет интересно узнать, какие осо бенности в вооружении орудий лова мы имели. Во-первых, на мел ких глубинах трал вооружали кабе лями 85—45 метров. На нижний ка- вой труоки, можно дополнительно на- бель дополнительно к 3 -метровому кладывать изоляционную ленту, концу ставили полтора-двухметровый В рейсе использовали кабель из Т РОС кабеля ИГЕК со слабиной крепили к уздечке на струбцине такелажными скобами. Место это оклетневывалось. Кабель подсо единяли к обмотке вибратора на пря мую также через струбцину, изготов ленную по месту. Кабель после струб цины вибратора освобождался от оп летки, ее концы загибались во избе жание проколов изоляции. Жилы ка беля и обмотки вибратора спаивались, обматывались изоляцией, сверху на тягивалась резиновая трубка так, чтобы она приходилась вплотную. Затем оклетневывали капроном. Что- продавливание резина- конец на провис кабелей с углубите лями весом 550 килограммов. Во из бежание закручивания кабелей и со ответственно верхних и нижних крыльев на переходном конце в ме сте крепления 6 -метровых и 3-метро вых лапок ставили вертлюг. Нижнюю подбору загружали гру зом 220 кг: ставили ваер по всей дли не подборы и дополнительно — до полного веса — обрезки цепей по центру и краям гужа. Цепи в оплет ках из мелкой дели приклетневыва- лись к нижней подборе. По верхней — ставили 192 кухтыля в оплетках по 8 штук равномерно по всей подборе. На кутке мешка стандартное верж- нее покрытие удлиняли на три ряда, довязывая его на судне из капроно вого каната окружностью 40 мм. В этом месте наблюдается порыв кутка при обильных уловах. Обручи на мешке были стандартные, при облове макруруса — 6 ; 5 м. Стальных дележных стропов было два. Первый — через один обруч от узла и второй — через три, считая первый дележный строп. Обручи бы ли из геркулесового троса диаметром 22 мм. Если их делать из капроново го материала, то, по сведениям бол гар, они не выдерживают возникаю щих нагрузок. Для подкрепления мешка наш стар ший мастер по добыче тов. Дайнеко предлагает ставить на одну треть длины мешка дополнительные пласти из двухрядной дели 58—62 мм. По моему мнению, это приемлемо при промысле некоторых пород рыб. Или можно ставить пласти из более проч ного материала или более толстой прядины. В месте крепления вибратора при бора ИГЕК стоит дель с шагом ячеи 200 мм. Желательно первые шесть ря дов делать ее двухрядной. Окно для вибратора вырезали так же, как на БМРТ 448 сельдяного флота, о чем недавно рассказывал в «Рыбном Мур- мане» капитан-директор этого судна тов. Демяненко. Желательно, чтобы эту операцию производили на фабри ке орудий лова. Далее, отступая от центра гужа по 40 сантиметров, пришивали пожили- ну иа капронового размоложенного троса по косой до верхних швов. Длина 37,5 метра — 96 рядов, с не большой посадкой дели. Это делалось во избежание порыва дели при боль ших нагрузках. После постановки по- Вшлин порывов мы не наблюдали. Передняя часть вибратора крепи лась на ось рамы. Этим добивались свободною вращения его по вертика ли. Задняя часть вибратора крепи лась поводцами длиной 30 см к верх ней пласти, и подвязывались кухтьх- ли в оплетке по 8—8 штук также на поводцах, длиной 20 см. По краям ра мы с разгоном в стороны крепились поводцы уздечки на расстоянии при мерно 70 см от хатлайна. Использова ли для этого капроновый трос окруж ностью 60 мм. г4- , , и ***ЧV-': •.-Ж^' vv.* n W. v V** щ ^£>е-\ * • ; 2 | i m i 1 ?' г ./V . * щщ д кусков диаметром 8,4 и 6,5 мм. Куски сращивали следующим обра зом. Верхнюю оплетку сматывали в бухту, освобождая конец примерно на 70 см, нижнюю — также в бухту —- на 50 см. Снимали изоляционный слой на 20 см, сматывали оплетки центральной жилы, затем — жилы обоих концов спаивали, давали не большую слабину на усадку сроста, затем оплетка жилы накладывалась с переплетением. Для подкрепления на место спайки ставили дополни тельно стальной тросик типа лотли ня, длиной, превышающей место спайки на 25 мм в обе стороны. Они приклетневывались к изоляции жид. Далее, накладывалась изоляция и на девалась резиновая трубка с после дующей оклетневкой, которая значи тельно превышала место сроста жил. И опять накладывали изоляцию. Нижняя, затем верхняя — оплетки с переплетением. Место сроста полностью оклетневы валось стальной вязальной проволо кой секциями по 10—15 см с помощью стального полумуцпселя. [ ОСКИ вооружали по следующей схеме. Дуга крепилась на сред нее отверстие, цепь дуги — 13 звеньев — на крайнее отверстие. Лап ки доски — также в крайние отвер стия. В случае подплывания доски верх ние лапки ставили в среднее отвер стое, а при необходимости — в ниж нее. В крайнем случае на нижнюю лапку следует добавлять один чекель. При таком вооружении на доски ста вили дополнительный груз — цепь, которая приваривалась в районе ки ля. Вес ее 150 кг. Можно предложить для этой цели в килях доски делать отверстия диаметром 25 мм с изго товлением болтов диаметром на 1 мм меньше длиной 500 мм и круглые плоские грузы, каждый весом при мерно 50 кг. Указанные грузы можно использо вать как углубители, если изгото вить соответствующие стержни с ры мом. Это позволяет регулировать на грузку в известном пределе. На мой взгляд, ЦПКТБ следует внести необ ходимые коррективы в чертежи до ски шестиметровой крыловой и углу бителей. Е СТЬ замечания и другого поряд ка. По вооружении трала необ ходимо иметь в комплекте удав- иой строп и линь длиной 150 метров, запасные пласти как боковые, так и нижние. Вероятно, надо рассмотреть вопрос о снабжении судов дополни тельно делью с различным шагом ячеи, которая сейчас применяется при работе разноглубинными орудия ми лова. В связи с тем, что пелагический промысел — сегодня реальность, сле дует подумать и об увеличении пло щади сетевых кладовых, особенно на судах типа БМРТ. Вопрос этот серь езный, связанный с безопасностью мореплавания и экономией промыс лового времени. Назрела необходимость снабжения судов усиленными 15-тонными кани фас-блоками и надежными стальны ми полужесткими тросами диаметром 32 мм длиной 50 метров. И последнее. Мы работали в основ ном крупноячейным пелагическим тралом чертежа 2131. Он поступает на суда оборудованный капроновыми тросами. Но они не размоложены. Мне кажется, размолаживание надо выполнять на фабрике орудий лова при изготовлении трала. Это сэконо мит много времени промысловикам и позволит избежать аварии орудий лова. Э. КАМОЛИКОВ капнтан-директор БМРТ-410 «Планета». 1 Прибытие рыбацкого судна ожив ленно обсуждается « хозяевами -•> ост рова,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz