Рыбный Мурман. 1971 г. Декабрь.

С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ ДОЛЖЕН ИДТИ ТРАЛ Траловый лов является актив- — гидрометеорологических 1 ым видом промысла, и в ряде условий промысла я других 'гран ему принадлежит главен- условий. ствующая роль в добыче рыбы. В настоящее время ско- Так, удельный вес тралового рость траления для разных ти- промысла составил в СССР — пае судов колеблется от трех 66 процентов. ГДР — 97 про- до четырех узлов, центов. ПНР — 94 процента. Подтверждено эксперимеи- Несмотря на то, что траловый тально, что оптимальная ско- лов ведется с давних пар, тех- рость траления для существую- ника лова рыбы тралами дале- щих донных тралов должна быть ко не совершенна. Новое аре- равна максимальной скорости мя ставит новые проблемы, и од- движения облавливаемых объек- ной из таких проблем является тов средних промысловых раз- выбор окорости траления. меров. При промысле сардинел- До последнего времени было лы и ставриды скорость в 4,6— принято, что к увеличению уло- 4,7 узла является той крйтиче- ва тралом приводит увеличение ской скоростью, когда энергети- протраленных площадей или чеекого запаса этих рыб не хва- ббъемов. Проще всего этого дос- тает, **тобы уйти от трала, тичь увеличением скорости тра- Повышение скорости с целью ления. Именно поэтому скоро- отыскания оптимального режи- стя траления постоянно наращя- ма траления и обеспечения наи- ваются. Если североморский большей производительности бимтрал буксировался со скоро- трала должно производиться с стыо 1— 1,5 узла, то в Норве- обязательным обеспечением ста- гин были проведены опытные бальной формы самого трала и траления со скоростью 7 узлов, его параметров. Использование многие иностранные траулеры четырехпластных круиноячей- небезуспешно промышляют на ных тралов больших размеров в скоростях больших, чем те. на этом отношении чрезвычайно которых работают наши трауле- эффективно, так как сопротав­ ры. ление их меньше сопротивления В траловом флоте СССР дав- мелкоячейяых тралов, но уже начали проводиться ра- Мощность главной машины боты по повышению скорости траулеров способна обеспечить траления. В 1931 году некото- широкий диапазон скоростей, рые траулеры «Мурманрыбы» что необходимо при облове раз- выполниля ряд тралений с ис- личных пород рыб, скорость следовательской целью на ско* передвижения которых различ- ростях до 5.2 узла. на. Условия, в которых рабо- Во все последующее время тает главная машина при всполь- интерес к так называемым «по- зовании мощности на 90—95 вышенным* скоростям не умень- процентов, почти такие же, как шалея. Однако в ряде случаев при использовании ее мощности увеличение скорости траления на 70—75 процентов, что чаще приводило к проловам. Это и всего имеет место на промысле, понятно, так как до сих пор ни- Расход топлива также увели- кем еще не предложено сколько- «швается ненамного. нибудь строгое определите ре- следовательно шиооко ис- жимов траления или какие-либо критерии последнего. Вследет- вие этого не определены и нам- ? , ™ выгоднейшие градации скоро- ® стей траления в зависимости от ^ условий промысла, не установ- СВЯз ^ ™ с у с л о в и й щ э ^ с л а лены границы больших и малых л а д а и S s S h S t S ih скоростей, не выявлены опреде- саммю таа^оа ЛШПИША im n n a т п т т я а п и и л й СаМОГО Т р а у л е р а . 1Ю 9Ш Ц Г П р а - о л т п л л * i r v а л г т п п и м и и г т * . ФОТОЭТЮд С . Д а н и л о в а , ||111ш1111ш11111111111111111111111111п111н1ш 1ппт1ш пмш п1яппш11111н1ш1шц11н111п1111пшп|ц __ * Д о успеха оставалось рукой п о д а т ь ... — Валентин Дмитриевич, ваше судно недавно верну* лось в порт. Что вы можете ска за » о промысловой обета* новке в Баренцевой море? — В данный момент В] мысловая обстановка в ренцевом море продолжает оставаться очень и очень тя­ желой. Треска не ловится или почти не ловится. Не­ большие вспышки ее не мо­ гут нас удовлетворить. ние, посоветовавшись предва­ рительно с руководителями вильно говорить о скорости, со- ляющие признаки оптимальной СКНеобходамоеНотметить что в отаетствукищ# данным конкрет- каждом конкретном с л ^ ско- 0Т Сле"* от этнх конкретных ус- — породы, размера и фиэно- логического СОСТОЯНИЯ объектов Б‘ АЛЕКСЕЕВ, лова; курсант-дяпломант судоводн- — размера, формы и сопро* сельского факультета Мур- *«влення трала; майского высшего инженер- — мощности траулера; ного морского училища. — Однако, несмотря на это, вы ловили треску аа До* мидовской байке. Чем это можно объяснить? — На этом судне я чело­ век новый. Пришел в этот коллектив после очередного отпуска. Естественно, заинте­ ресовался результатами его работы и посмотрел анализы предыдущих рейсов. Выри­ совывалась довольно непро­ глядная картина. Экипаж а этом году ни разу не спра­ вился с рейсовым заданием. Большое отставание было допущено у него по выработ­ ке клипфиска, консервов, му­ ки, медицинского жира. Что­ бы как-то подтянуть эта по­ казатели, я и принял реше- щюизводства, взять курс на Демидовскую банку и по воз­ можности подержаться там. подольше, мы прооыли в этом районе чуть больше не­ дели и за это время сумели выработать 8 туб консервов, 7 тонн муки, уложить ЙОД соль 35 тонн разделанной трески. Однако вскоре мы были вынуждены покинуть район капитан^ Демидова а перейти на Копытовскую бан­ ку, приспосабливаться к об* Лову палтуса на больших Глубинах. — Что вас уйти из аа? вынудило мбяеа ДемИНО- Захарьев и Гурееп первыми но механическом заводе пере­ шли работать « а один наряд . Позже демобилизовался со служ бы Геннадий Носчиков . Он стал третьим в ягой маленькой бригаде токарей карусельного станка. Поначалу многие сомне­ вались в целесообразности включения новичка в коллек­ тив, работающий н а один наряд. Мол, потянет назад. Однако Геннадий оправдал надежды руководства цеха. Он быстро освоился с делом , ст ал вровень с товарищами по станку . А работа на «общий котел» дала выигрыш всем — подня­ лась производительность труда. НА СНИМКЕ: Г. Носников. Фото А. Брысова. г. Кандалакша. //# CJfdout tk&Tmmtu «СО СВЕЧОЙ В ДВУХ ШАГАХ ОТ ГЭС* Существующий на.Верхне- тудомском водохранилище рыбпункт — строение вре- , меиное. Управление «Мур- мансельдь» принимало меры к освещению рыбпункта от Верхнетуломской ГЭС. Была составлена и утверждена тех­ ническая документация на строительство линии электро­ передачи. Но в 1970 году на­ чалось проектирование и на­ мечено строительство сему- жье-енгового рыбоводного за­ вода, в связи с чем вся тех­ ническая документация была нередана в «Гндрорыб- нроект». Новый завод согласно про­ екту будет иметь свою ЛЭП, которая обеспечит полностью потребность в электроэнер­ гии и рыбпункта. В настоящее время рыб­ пункт освещается от дизель- генератора. Н. ШАПОВАЛОВ, начальник управления «Мурмансельдь», — К первому ноября уло­ вы а этом районе стали за­ метно падать. К тому же сво­ дилось большое количество сУдов. отставать было бес­ смысленно, а по тем данным, какие поступали с Копытов­ ской банки, я, как говорится, нутром чувствовал подход палтуса. Подготовить опера­ тивно судно к переходу особо­ го труда не составляло. Здесь же будет уместно ска­ зать. что во время перехода перевооружили тралы для ра­ боты на больших глубинах и по приходе на Копытовскую банку уже через полчаса сделали пробное траление. — Валентин Дмитриевич, сейчас на флотах разверну­ лось соревнование за макси­ мальное число тралений. Что вы можете сказать по этому поводу? — Соревнование за макси­ мальное число тралений в рейсе, несомненно, приносит ощутимые результаты. У нас на судне в последнем рейсе к этому вопросу подходили без всякого формализма. Ус­ ловия этого соревнования бы­ ли оговорены на общем соб­ рании экипажа при выходе на промысел. Однако наши вах­ ты соревновались не толь­ ко за сокращение времени, затрачиваемого при спуске и подъеме трала. Ремонт ору­ дий лова на первый взгляд занимает немного времени, но все-таки выбивает из графи­ ка. Во-вторых, на многих су­ дах еще неправильно пони­ мают условия соревнования за сокращение нормативов. Есть товарищи, которые во имя плана жертвуют послед­ ним тралом. Наши штурманы и мастера по добыче, вроде, неторопливы при спуске тра­ ла, но зато прилагают макси­ мум усилий при его подъеме. Когда тралишь рыбу на глу­ бинах до 1000 метров, возни­ кает опасность завертов. Что такое заверт, знают все мо­ ряки. Иногда afe остается дру­ гого выхода, как только об­ рубить ваера, а это и мо­ ральный, и материальный ущерб экипажу. Рад отме­ тить, что у нас с орудиями лова особых неприятностей не было. А вот что касается бобйнцев, то здесь судоре­ монтники показывают свое халатное отношение к изго­ товлению их. То, что глубо­ ководные кухтыли не выдер­ живают, это само собой, а вот когда на подборе обнаружи­ ваешь два-три раздавленных бобинца, настроение стано­ вится скверным. В запас нам их дают не так уж много. — Валентин Дмитриевич, экипаж, которым вы руково­ дите, доставил в порт 100 теин соленой рыбы. Эта мно­ го, и все же вы не выполни­ ли план. Я понимаю, тяжелая промысловая обстановка, штормы, туманы. Однако мно­ гие члены экипажа высказы­ вают мнение, что вам до ус­ пешного завершения рейсо­ вого задания оставалось ру­ кой подать. — И это правильно, если бы на промысле не возникли трудности с топливом. То, что мы пять суток дроштор- мовали, этого нам никто не спишет, а вот то. что трое су­ ток потеряно ю-за/ нехватки горючего, это уже ложится на чью-то совесть черным пятном. Бедствовали не толь­ ко мы, но и вся группа в целом. Расход топлива на нашем судне составляет 9,5 тонны в сутки. Первый раз нам при­ шлось сделать переход из района Копытбва на Медве- жинскую банку и прямо-таки выпросить 100 тонн горюче­ го. Затем 1,5 суток лежали в дрейфе из-за его отсутст­ вия- в конце рейса получили 20 тонн топлива, которого хватало разве только на пере­ ход в порт. Отсутствие топ­ лива и не позволило нам вы­ полнить план. Что касается экипажа, то мы не падаем духом, и если не в этом го­ ду, то в следующем надеемся выправить создавшееся поло­ жение. Беседу с капитаном РТ-329 В. Д. Корневым вел С. Да­ нилов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz