Рыбный Мурман. 1971 г. Декабрь.
С КАКОЙ СКОРОСТЬЮ ДОЛЖЕН ИДТИ ТРАЛ Траловый лов является актив- — гидрометеорологических 1 ым видом промысла, и в ряде условий промысла я других 'гран ему принадлежит главен- условий. ствующая роль в добыче рыбы. В настоящее время ско- Так, удельный вес тралового рость траления для разных ти- промысла составил в СССР — пае судов колеблется от трех 66 процентов. ГДР — 97 про- до четырех узлов, центов. ПНР — 94 процента. Подтверждено эксперимеи- Несмотря на то, что траловый тально, что оптимальная ско- лов ведется с давних пар, тех- рость траления для существую- ника лова рыбы тралами дале- щих донных тралов должна быть ко не совершенна. Новое аре- равна максимальной скорости мя ставит новые проблемы, и од- движения облавливаемых объек- ной из таких проблем является тов средних промысловых раз- выбор окорости траления. меров. При промысле сардинел- До последнего времени было лы и ставриды скорость в 4,6— принято, что к увеличению уло- 4,7 узла является той крйтиче- ва тралом приводит увеличение ской скоростью, когда энергети- протраленных площадей или чеекого запаса этих рыб не хва- ббъемов. Проще всего этого дос- тает, **тобы уйти от трала, тичь увеличением скорости тра- Повышение скорости с целью ления. Именно поэтому скоро- отыскания оптимального режи- стя траления постоянно наращя- ма траления и обеспечения наи- ваются. Если североморский большей производительности бимтрал буксировался со скоро- трала должно производиться с стыо 1— 1,5 узла, то в Норве- обязательным обеспечением ста- гин были проведены опытные бальной формы самого трала и траления со скоростью 7 узлов, его параметров. Использование многие иностранные траулеры четырехпластных круиноячей- небезуспешно промышляют на ных тралов больших размеров в скоростях больших, чем те. на этом отношении чрезвычайно которых работают наши трауле- эффективно, так как сопротав ры. ление их меньше сопротивления В траловом флоте СССР дав- мелкоячейяых тралов, но уже начали проводиться ра- Мощность главной машины боты по повышению скорости траулеров способна обеспечить траления. В 1931 году некото- широкий диапазон скоростей, рые траулеры «Мурманрыбы» что необходимо при облове раз- выполниля ряд тралений с ис- личных пород рыб, скорость следовательской целью на ско* передвижения которых различ- ростях до 5.2 узла. на. Условия, в которых рабо- Во все последующее время тает главная машина при всполь- интерес к так называемым «по- зовании мощности на 90—95 вышенным* скоростям не умень- процентов, почти такие же, как шалея. Однако в ряде случаев при использовании ее мощности увеличение скорости траления на 70—75 процентов, что чаще приводило к проловам. Это и всего имеет место на промысле, понятно, так как до сих пор ни- Расход топлива также увели- кем еще не предложено сколько- «швается ненамного. нибудь строгое определите ре- следовательно шиооко ис- жимов траления или какие-либо критерии последнего. Вследет- вие этого не определены и нам- ? , ™ выгоднейшие градации скоро- ® стей траления в зависимости от ^ условий промысла, не установ- СВЯз ^ ™ с у с л о в и й щ э ^ с л а лены границы больших и малых л а д а и S s S h S t S ih скоростей, не выявлены опреде- саммю таа^оа ЛШПИША im n n a т п т т я а п и и л й СаМОГО Т р а у л е р а . 1Ю 9Ш Ц Г П р а - о л т п л л * i r v а л г т п п и м и и г т * . ФОТОЭТЮд С . Д а н и л о в а , ||111ш1111ш11111111111111111111111111п111н1ш 1ппт1ш пмш п1яппш11111н1ш1шц11н111п1111пшп|ц __ * Д о успеха оставалось рукой п о д а т ь ... — Валентин Дмитриевич, ваше судно недавно верну* лось в порт. Что вы можете ска за » о промысловой обета* новке в Баренцевой море? — В данный момент В] мысловая обстановка в ренцевом море продолжает оставаться очень и очень тя желой. Треска не ловится или почти не ловится. Не большие вспышки ее не мо гут нас удовлетворить. ние, посоветовавшись предва рительно с руководителями вильно говорить о скорости, со- ляющие признаки оптимальной СКНеобходамоеНотметить что в отаетствукищ# данным конкрет- каждом конкретном с л ^ ско- 0Т Сле"* от этнх конкретных ус- — породы, размера и фиэно- логического СОСТОЯНИЯ объектов Б‘ АЛЕКСЕЕВ, лова; курсант-дяпломант судоводн- — размера, формы и сопро* сельского факультета Мур- *«влення трала; майского высшего инженер- — мощности траулера; ного морского училища. — Однако, несмотря на это, вы ловили треску аа До* мидовской байке. Чем это можно объяснить? — На этом судне я чело век новый. Пришел в этот коллектив после очередного отпуска. Естественно, заинте ресовался результатами его работы и посмотрел анализы предыдущих рейсов. Выри совывалась довольно непро глядная картина. Экипаж а этом году ни разу не спра вился с рейсовым заданием. Большое отставание было допущено у него по выработ ке клипфиска, консервов, му ки, медицинского жира. Что бы как-то подтянуть эта по казатели, я и принял реше- щюизводства, взять курс на Демидовскую банку и по воз можности подержаться там. подольше, мы прооыли в этом районе чуть больше не дели и за это время сумели выработать 8 туб консервов, 7 тонн муки, уложить ЙОД соль 35 тонн разделанной трески. Однако вскоре мы были вынуждены покинуть район капитан^ Демидова а перейти на Копытовскую бан ку, приспосабливаться к об* Лову палтуса на больших Глубинах. — Что вас уйти из аа? вынудило мбяеа ДемИНО- Захарьев и Гурееп первыми но механическом заводе пере шли работать « а один наряд . Позже демобилизовался со служ бы Геннадий Носчиков . Он стал третьим в ягой маленькой бригаде токарей карусельного станка. Поначалу многие сомне вались в целесообразности включения новичка в коллек тив, работающий н а один наряд. Мол, потянет назад. Однако Геннадий оправдал надежды руководства цеха. Он быстро освоился с делом , ст ал вровень с товарищами по станку . А работа на «общий котел» дала выигрыш всем — подня лась производительность труда. НА СНИМКЕ: Г. Носников. Фото А. Брысова. г. Кандалакша. //# CJfdout tk&Tmmtu «СО СВЕЧОЙ В ДВУХ ШАГАХ ОТ ГЭС* Существующий на.Верхне- тудомском водохранилище рыбпункт — строение вре- , меиное. Управление «Мур- мансельдь» принимало меры к освещению рыбпункта от Верхнетуломской ГЭС. Была составлена и утверждена тех ническая документация на строительство линии электро передачи. Но в 1970 году на чалось проектирование и на мечено строительство сему- жье-енгового рыбоводного за вода, в связи с чем вся тех ническая документация была нередана в «Гндрорыб- нроект». Новый завод согласно про екту будет иметь свою ЛЭП, которая обеспечит полностью потребность в электроэнер гии и рыбпункта. В настоящее время рыб пункт освещается от дизель- генератора. Н. ШАПОВАЛОВ, начальник управления «Мурмансельдь», — К первому ноября уло вы а этом районе стали за метно падать. К тому же сво дилось большое количество сУдов. отставать было бес смысленно, а по тем данным, какие поступали с Копытов ской банки, я, как говорится, нутром чувствовал подход палтуса. Подготовить опера тивно судно к переходу особо го труда не составляло. Здесь же будет уместно ска зать. что во время перехода перевооружили тралы для ра боты на больших глубинах и по приходе на Копытовскую банку уже через полчаса сделали пробное траление. — Валентин Дмитриевич, сейчас на флотах разверну лось соревнование за макси мальное число тралений. Что вы можете сказать по этому поводу? — Соревнование за макси мальное число тралений в рейсе, несомненно, приносит ощутимые результаты. У нас на судне в последнем рейсе к этому вопросу подходили без всякого формализма. Ус ловия этого соревнования бы ли оговорены на общем соб рании экипажа при выходе на промысел. Однако наши вах ты соревновались не толь ко за сокращение времени, затрачиваемого при спуске и подъеме трала. Ремонт ору дий лова на первый взгляд занимает немного времени, но все-таки выбивает из графи ка. Во-вторых, на многих су дах еще неправильно пони мают условия соревнования за сокращение нормативов. Есть товарищи, которые во имя плана жертвуют послед ним тралом. Наши штурманы и мастера по добыче, вроде, неторопливы при спуске тра ла, но зато прилагают макси мум усилий при его подъеме. Когда тралишь рыбу на глу бинах до 1000 метров, возни кает опасность завертов. Что такое заверт, знают все мо ряки. Иногда afe остается дру гого выхода, как только об рубить ваера, а это и мо ральный, и материальный ущерб экипажу. Рад отме тить, что у нас с орудиями лова особых неприятностей не было. А вот что касается бобйнцев, то здесь судоре монтники показывают свое халатное отношение к изго товлению их. То, что глубо ководные кухтыли не выдер живают, это само собой, а вот когда на подборе обнаружи ваешь два-три раздавленных бобинца, настроение стано вится скверным. В запас нам их дают не так уж много. — Валентин Дмитриевич, экипаж, которым вы руково дите, доставил в порт 100 теин соленой рыбы. Эта мно го, и все же вы не выполни ли план. Я понимаю, тяжелая промысловая обстановка, штормы, туманы. Однако мно гие члены экипажа высказы вают мнение, что вам до ус пешного завершения рейсо вого задания оставалось ру кой подать. — И это правильно, если бы на промысле не возникли трудности с топливом. То, что мы пять суток дроштор- мовали, этого нам никто не спишет, а вот то. что трое су ток потеряно ю-за/ нехватки горючего, это уже ложится на чью-то совесть черным пятном. Бедствовали не толь ко мы, но и вся группа в целом. Расход топлива на нашем судне составляет 9,5 тонны в сутки. Первый раз нам при шлось сделать переход из района Копытбва на Медве- жинскую банку и прямо-таки выпросить 100 тонн горюче го. Затем 1,5 суток лежали в дрейфе из-за его отсутст вия- в конце рейса получили 20 тонн топлива, которого хватало разве только на пере ход в порт. Отсутствие топ лива и не позволило нам вы полнить план. Что касается экипажа, то мы не падаем духом, и если не в этом го ду, то в следующем надеемся выправить создавшееся поло жение. Беседу с капитаном РТ-329 В. Д. Корневым вел С. Да нилов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz