Рыбный Мурман. 1971 г. Декабрь.

Б ОЛ ЬШИ Е З АДА Ч (Окончание. Нач. на 1 c rp j В приемно-транспортными судами, рас­ ширилась береговая база. Проделана немалая работа по механизации тру- доемких процессов , совершенствова­ нию орудий лова, внедрению научной организации труда. В 1971 году освоен вых видов рыбных товаров^ 42 мучных, хлебобулочн) ских и других'изделий. _ мышленности сортность рыбопродук­ ции повышена на 0,9 процента по сращению с планом. ' I? холодного копчения в консервы «Пе­ чень трески натуральная» завоевали «Знак качества» и заслуженно поль­ зуется повышенным спросом у насе­ ления. . . . Вместе с тем, в развитии научно- технического прогресса как в рыбной, пищевой, так и мясо-молочной про­ мышленности имеются существенные недостатка.Недопустимо медленно совершенствуются промысловая тех­ ника к орудия лова. Недостаточно оперативно внедряется разноглубин­ ное и глубоководное траление, затяги­ вается оснащение Судов новыми, бо­ лее уловистыми орудиями лова, но­ вейшей поисковой техникой, прибора­ ми контроля хода трала, определения качества и сортности продукции, ав­ томатическое взвешивание рабы на судах. До настоящего времени на судах и береговых предприятиях рыбной про­ мышленности, пищевой н мясо-молоч­ ной промышленности на многих опе­ рациях преобладает ручной труд, мед­ ленно улучшаются условия и органи­ зация производства. За 10 месяцев этого года ведущая отрасль в области не справилась с вы­ полнением плана по реализации, по­ ставкам, производству продукции, фи­ ле и другим в? 1 жным показателям. По­ ложение с выполнением плана рыбной промышленностью и сейчас остается •Еревожным. Профсоюзные комитеты и хозяйственные руководители не добились полного использования име­ ющихся резервов в рыбной промыш­ ленности. По-прежнему не организовано должной борьбы’ с потерями рабочего времени и' непроизводительными про­ стоями кораблей в порту и ремонте. Около 200 судо-суток потеряно вслед­ ствие аварийности десяти судов. Допускается большая неравномер­ ность в работе экипажей. Обмен про­ изводственном опытом по-настоящему не организован.' Передовых экипажей иа флоте значительно меньше, чем отстающих кораблей. Не выполняют установленного плана 150 экипажей, среди них 106 тралового флота, 32 — «Мурмансельдй» и 10 — рыбаккол- хозсоюза. » На 24 крупнотоннажных кораблях нет приборов для ведения разноглу­ бинного лова, в том числе и на не­ давно пришедших из новостроя. На многих предприятиях темпы ро­ ста производительности труда резкой отстают от темпов" роста заработной платы. При общем, росте фондовооружен- . W Ж АамMt«4MM I !• ж 5*1*If валовой m производственных фондов по сравне­ нию с 1968 г. онизился в 1970 г; на 5 процентов, а/в этом году еще больше. ; Областной комитет профсоюза и его президиум направляли деятельность профорганизаций на изжитие этих не­ достатков. неоднократно принимали решения цо улучшению " производст­ венно-экономической- деятельности „ предприятий. Однако положительных результатов не было достигнуто, так как не осуществлялся должный и дей­ ственный контроль за выполнением принятых постановлений. Делегаты конференции в своих вы­ ступлениях отметили немало недо­ статков, высказали-пожелания главку «Севрыба» и обкому профсоюза. Председатель цехового 'комитета профсоюза слипо-докового цеха судо­ верфи тов. Калмыченко И. Т. просил продумать вопросы максимальной за­ грузки цеха, быстрейшего строитель­ ства помещения для выполнения ко­ тельно-сварочных работ. Председатель завкома профсоюза СРЗ-1 тов. Виноградов В. В. считает, что работа в субботние и воскресные дни неэффективна. Производитель­ ность труда не достигает и половины той, которая бывает в Обычные дни недели, а отгул предоставляется в полной мере — рабочий день. При этом нарушители дисциплины, совер­ шив прогул, ссылаются на неисполь­ зованные выходные. 1 Начальник главного управления «Севрыба» тов. Филиппов А. И. и на­ чальник управления промышленного рыболовства Министерства рыбного хозяйства СССР тов. липавов В. Г. сделали обстоятельный анализ произ­ водственно-финансовой деятельности работы предприятий рыбной промыш­ ленности, рассказали о резервах, ко­ торые необходимо привести в дейст­ вие. В современных условиях, когда в соответствии с принципами хозяйст­ венной реформы повысилась само­ стоятельность предприятий и возрос­ ла роль экономических стимулов в развитии производства, результаты социалистического хозяйствования все больше зависят от инициативы, от трудовой и общественной активности коллектива и каждого работника, от работы профсоюзных организаций по привлечению трудящихся к управле­ нию производством. Одной из форм привлечения тру­ дящихся к управлению «производст- с03д а н н ы е на предприя- действующие произ­ водственные совещания. Через них осуществляется массовый « общест­ венный контроль за деятельностью хозяйственных руководителей , 4 ре­ шаются вопросы экономического раз­ вития и технического перевооруже­ ния предприятий, разрабатываются конкретные мероприятия по улучше­ нию условий труда. Неплохо работает ПДПС судоверфи (председатель тов. Чухломин). Оно находит всемерную поддержку у администрации, которая реализует рекомендации и предложе­ ния совещания. За отчетный период постоянно действующими совещаниями внесено около 780 предложений, направлен­ ных на улучшение производственно- экономической работы своих пред­ приятий. Вместе с тем отдельные комитеты профсоюза и руководители предприя­ тий и организаций недооценивают всей важности работы в этом направ­ лении. Только этим можно объяснить, что в управлении «Севрыбсбыт», Мон­ чегорском хлебокомбинате ПДПС бездействуют, а в Мурманском отде­ лении «Гипрорыбфлот» в течение двух лет не могут его создать. Большое значение в ускорении технического прогресса, развитии мас­ сового технического творчества тру­ дящихся играют научно-технические общества и первичные организации ВОИР, в рядах которых на наших предприятиях состоит соответствен­ но 3690 и 4252 человека. За последние два года изобретате­ лями и рационализаторами внесено 6880 предложений, из них 4463 внед­ рено в производство. От внедренных предложений и изобретений получен экономический эффект свыше 5 мил­ лионов 800 тысяч рублей. На общественных началах в рыб­ ной промышленности работают более 650 творческих бригад, обществен­ ных конструкторских бюро, общест­ венных бюро технической информа­ ции и нормирования, советы и бюро экономического анализа. Между тем руководство общественными органа­ ми, творческими бригадами и бюро со стороны профсоюзных комитетов осуществляется слабо. Большинство профсоюзных комитетов не обсужда­ ет работу советов НТО и ВОИР, не рассматривает работу творчески* бригад и общественных конструктор­ ских бюро, поэтому низка их актив­ ность. Недостаточная работа проводится по организации социалистического соревнования среди инженерно-техни­ ческих работников по разработке в внедрению личных творческих пла- йов. Нормирование труда в тарифика­ ция работ на наших предприятиях от­ стает от современных требований. Нормы времени и выработки на мно­ гих предприятиях не учитывают факг тическйх затрат вложенного труда.- Удельный вес технически обоснован-' ных норм не растет. , Улучшать условия труда, быта, отдыха Одним из важнейших разделов профсоюзной работы является осуще­ ствление государственного и общест­ венного контроля за охраной труда-в техники безопасности на предприя­ тиях. За отчетный период обком профсоюза уделял этим вопросам по­ стоянное внимание и повысил требо-: вательяость к хозяйственным органам за осуществление безопасных усло­ вий работающим на производстве. За полтора года в' рыбной и пищевой промышленности на охрану труда в оздоровительные цели израсходова­ но 1623,6 тысячи рублей. Введено почти 1900 кв. метров с&надарно-бы­ товых помещений. Приобретено спец­ одежды и защитных приспособлений улучшенного качества на 5,5 миллио­ на рублей. Проводится испытание и внедрен ние новых образцов спецодежды и спецобуви. Хорошо работают комиссии по охране труда завкома судоверфи (председателе тов. Ежов), ордена Ле­ нина морского рыбного порта (пред* седатель тов. 'Патанен) и многие дру­ гие. Всего в этом направлении на общественных началах трудятся свы­ ше 1,5 тысячи человек. • '> К 60-ЛЕТИЮ Г. М. БОРОДУЛИНА Ф Л О Т А Н Е ТАК-ТО просто было на­ писать эти два слова. Да и точнее было бы —- «началь­ ник «Севрыбхолодфлота». Хотя я знаю Георгия Михайловича Боро- 'дулина давно — с тех пор, когда он был еще главным инженером только что рбдившейся «Мурман- сельди», за очерк браться было страшновато. И сдерживало в пер­ вую очередь, пожалуй, не то, что «про начальство» писать «не при­ нято» — перед моими глазами раскрывалась целая и довольно непростая жизнь: Георгию Ми­ хайловичу исполняется сегодня 60 лет. Жизнь эта, ее самые зре­ лые, лучшие годы отданы Севе­ ру, флоту рыбацкому и бое­ вому. Промысловое, дело стало деЛом жизни. Главйым делом. Это не громкие слова, . не штамп — скорее, для .многих,, людей за­ кон. Для Георгия Михайловича — бесспорно. ^ ' По моим наблюдениям, в его работе..было много часов удовле­ творения/д<вже радости, но нема­ ло и нелегких, даже горестных — чего только в жизни, да еще в таком ответственном деле, как руководство людьми, не бывает... Случалось встречаться с ним на кораблях в порту и у далеких Фа- рер. Теперь-то уж не таких дале­ ких.' А тогда, в пятидесятых, ког­ да молодая «Мурмансельдь» пер­ вой вышла в открытый океан — кто мог' об этом спорить? Встре­ чались на улицах города и в слу­ жебном кабинете, на собраниях актива и... на лыжне. Замечал, как привлекает, настораживает, вызы­ вает ответную улыбку его разго­ вор — с юморком, порой с «под­ начкой». Уж кто-кто, а люди моря (и не только они, конечно) это понимают и ценят. Вот такое вступление получи­ лось. Кто-нибудь скажет — лично­ го уж больно много. А что — плохо это? Журналистам нашей бассейновой газеты приходится встречаться с десятками, сотнями людей, и многих из них мы знаем на протяжении почти двух деся­ тилетий, видим, кцк они работают, живут. Вот и пересекаются наши пути-дороги. А начинаются эти дороги, как известно с порога родного дома. Георгий Михайлович —- ленингра­ дец. Здесь учился^ начал работать. Став механиком-дизелисгом, при­ ехал летом 1932 года в /Мурманск! С июня этого по сентябрь 1935 он работает на траулере «Белуга» — третьим и вторым механиком, Молодому специалисту еще не бы­ ло и 24 лет, когда ему доверили руководство машинной командой — в сентябре 1935 года Георгий Михайлович назначается старме- хом на траулер «Кета». Траловому флоту, рыбному промыслу он от­ дал тогда шесть с половиной лет. Это были годы, когда Мурман стал широко известен с1гране своими многими достижениями. Росли флот и его береговая база, осваивались новые траулеры и открывались новые районы, стави­ лись рекорды по вылову на ко­ рабль, а рыбаки все дальше ухо­ дили от берегов. Нелегко шел этот подъем — страна еще во многом остро нуждалась. Но рыбаки ви­ дели повседневную заботу о них, знали, что развитию промысла на Севере еще в 20-е годы много внимания уделял Владимир Ильич Ленин. Посланцы партии поднимали к жизни суровый край, раскрывали его богатства для первой страны социализма. Участником и свиде­ телем всех этих дел был и Геор­ гий Михайлович. Но на некоторое время ему пришлось отвлечься от Непосред­ ственного участия в промысле ры­ бы — он получает назначение на посыльное судно «Жемчужина Се­ вера» — довольно сложное по тому уровню техники. Здесь он, возглавляя машинную команду, работает, несет боевую, службу, снова работает с ноября 1938 пб декабрь 1946 года. Море видел и мирным и военным — об этом можно многое рассказать. А ко­ ротко: память о том времени' — орден Отечественной войны, бое­ вые медали. И уж если речь за­ шла о наградах, забегу вперед и перечислю их. Грудь ветерана украшают еще, кроме уже на­ званного, два ордена Лейина, ор­ ден Октябрьской революции и два Трудового Красного Знаме­ ни. ’ Я уже сказал о первых шагах промысловиков «Мурмансельдй» в Атлантике. В освоении круглого­ дичного океанического лова сель­ ди активно участвовал и Георгий Михайлович —- в январе 1950 года он стал главным инженером «Мур- мансельди». Первым орденом Ле­ нина его и наградили за дела океанские. А другие ордена — за перевыполнение планов, * за лич­ ное участие в подъеме экономики страны. В этом — и признание его зрелости как руководителя. В океане (у Фарер и Ян-Майена) я видел на борту кораблей сель­ дяного флота его, главного инже­ нера, а потом — начальника «Мурмансельдй». Тогда у нас вы­ пускался там младший брат «Рыб­ ного Мурмана» (типография в каюте плавбазы, один наборщик, он же — печатник, двухполосный номер — раз в пять дней). Если и раньше мне приходилось слышать и самому не раз убеждаться в том, что этот руководитель пред­ приятия хорошо, с пониманием от­ носится к журналистам (чего, к сожалению, не скажешь о некото­ рых), «морская редакция» чувст­ вовала дружеское участи» и под­ держку Георгия Михайловича. Если промысловики торопили иве, бук­ вально подталкивали с . выпуском каждого номера, хотели в ’нем ви­ деть опыт своих товарищей, что* 'бы тут же его перенять и приме*: нить, т о .начальник_■флота; «подо* гревал» этот интерес,1 давал нам дельные советы, сам советовался^ знал о том, как мы устроены, в. чем нуждаемся и т. д. Такие кож такты взаймно полезны — в этом мы убеждаемся ежедневно. Творческая жилка, наверно, жи­ вет в каждом руководителе — иначе бы ему и не доверили от­ ветственный пост. Георгий Михай­ лович не только помогает росту молодых специалистов, но и сам при немалой занятости, вносит, как мы привыкли говорить, вклад в общее дело совершенствования техники и технологии промысла. Примеров этого можно привести, много. Остановлюсь на одном. Ка*: жется, нехитрая штука — кранец.; В океане, при швартовке трауле-ч ра к плавбазам, в кранце—спасеч ние от поломок и аварий. Сейчас как-то привычно видеть между, бортами пачки резиновых пневма? тических кранцев. Плавают себф эти огромные асардельки» — v\ никакой особой заботы о безопасз ности корабля. Кто недавно рабо* тает в море, думает, что всегда так и было. И, конечно, ошибается. Вспоминается, как висели п<(> бортам плавбаз связки изношен* ных автомобильных скатов. Пред* ставьте такую картину. Пляшет н« волнах у высокого борта базы «малыш» — средний траулер. Bot бросило его к базе —- уднр смяге чили связки скатов. Рухнул «ма# лыш» вниз и еще — теснее к б а* зе, а кранец —- Где? А он — вы* ше палубы среднего трайлера, и (Окончание на 4; стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz