Рыбный Мурман. 1971 г. Август.

НА СНИМКАХ (слева напра­ во)! передовики соревнования иа траулере «Сосковец» — ма­ трос старшина второй вахты Павел Панфилов и секретарь комсомольской организации радиооператор Борис Жиль­ цов. О Л А Ш Е Н И Е ПО ВОПРОСАМ РЫБОЛОВСТВА А Т Л А Н Т И К Е П ОДПИСАННОЕ в Вашинг­ тоне Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки по некоторым вопросам рыбо­ ловства в открытом море в за­ падных районах средней части Атлантического океана являет­ ся продолжением и модифика­ цией положений Соглашения между этими Правительствами, подписанное также в Вашинг­ тоне 13 декабря 1968 г. Соглашение преследует две основные цели: расширение и координацию научно-исследова­ тельских работ в области рыбо­ ловства и обеспечение макси­ мальных устойчивых уловов в указанном районе Атлантиче­ ского океана. Относительно первой цели в Соглашении отмечено, что Пра­ вительство СССР и Правитель­ ство США «считают желатель­ ным расширить научные иссле­ дования видов рыб, представ­ ляющих интерес для обеих сто­ рон, как на национальной осно­ ве, так и в форме координиро­ ванных исследований по со­ гласованным программам». Для Осуществления этого преду­ сматриваются обмен научными и статистическими данными и результатами рыбохозяйствен­ ных научных исследований, а также встречи " ученых и, в подходящих случаях, участие ученых каждой из стран в ры­ бохозяйственных - исследова­ ниях, проводимых на научно- исследовательских судах дру­ гой страны. . * . Каждое Правительство при­ мет необходимые меры к тому, чтобы компетеитаые организа­ ции-.вели соответствующие ры­ бохозяйственные научные ис­ следования по координирован­ ной программе, составленной учеными обеих стран. Согласно ст. 6 Соглашения, каждое Правительство, в преде­ лах своих внутренних законов и правил, будет содействовать заходам в соответствующие пор­ ты промысловых и рыбохо­ зяйственных научно-исследова­ тельских судов другой стороны. При форсмажорных обстоя­ тельствах каждое Правитель­ ство, в пределах своих внут­ ренних законов и правил, "Будет содействовать ааходам промыс­ ловых и рыбохозяйственных научно-исследовательских су­ дов- в свои соответствующие от­ крытые порты после надлежа­ щего об этом уведомления. Оба Правительства считают полезным организовывать в подходящих случаях взаимные посещения представителями ор­ ганизаций рыбаков рыболовных судов обеих стран, работающих в западных районах средней части Атлантического океана. Такие посещения могут быть организованы на взаимно со­ гласованных условиях. В целях обеспечения устойчи­ вых уловов, воспроизводства и сохранения рыбных запасов оба Правительства обязуются при­ нять соответствующие меры для того, чтобы их граждане и су­ да выполнили следующие усло­ вия: а) воздерживались от веде­ ния промысла в период с 1 ян­ варя по 15 апреля для обеспе­ чения прохода морского нали­ ма и серебристого хека на не­ рестилища и дня охраны не­ которых концентраций скапа и камбалы в зимний период в районе, конкретно определен­ ном Соглашением; б) воздерживались от увели­ чения вылова морского налима, оеребристого хека, скапа, кам­ бал и черного каменного окуня по сравнению с уровнем 1867 г, в водах, расположенных к за­ паду и югу от подрайона 5 рай­ она действия Международной конвенции о рыболовстве в се­ веро-западной части Атланти­ ческого океана на 1949 г. и'к се­ веру от 34° с. ш.; в) воздерживались в водах, указанных в пункте «б*, «т спе­ циализированного промысла скапа и камбал и не увеличива­ ли их прилова, то есть непред­ намеренного вылова при веде­ нии специализированного про­ мысла других видов рыб; г) воздерживались от вылова сельди менхеден в период с 1 января по 30 апреля в водах, указанных в пункте «б». В Соглашении оговаривается, что положения пунктов «а», «б» и «в» не распространяются на еуда длиной менее 110 фу­ тов и на суда, ведущие про­ мысел ракообразных или мол­ люсков. Соглашением предусматри­ вается, что в водах девятимиль­ ной рыболовной зоны, приле­ жащей к территориальным во­ дам США, суда рыболовной промышленности СССР могут: осуществлять грузовые опе­ рации (в определенных райо­ нах и в определенное время го­ да), вести промысел в период е 1 января по 31 марта в опреде­ ленных участках этого района Атлантического океана. В Соглашении подчеркивает­ ся, что ничто в нем не должно толковать в ущерб взглядам любого Правительства «а сво­ боду рыболовства в открытом море ила на традиционный про­ мысел рыбы. Настоящее Соглашение всту­ пило в силу с 1 января 1971 ft и действует до 31 декабря 1972 г, В развитие настоящего Со­ глашения 2 февраля 1971 г. в Вашингтоне подписан Прото­ кол, предусматривающий вре­ менные меры по сохранению и охране запасов помолобуса, а также конкретизирующий ст. б Соглашения о порядке захода советских судов в порты США, Согласно ст. 1 Протокола, Правительство СССР примет соответствующие меры, чтобы улов помолобуса советскими гражданами и судами не пре­ вышал 4 тысяч тонн в год в во­ дах, расположенных к западу И к югу от подрайона б района действия Международной кон* венции о рыболовстве в северо- западной части Атлантического океана 1М® т. и к северу от 84° с. ш. Относительно порядка захода советских судов в порты США ст. 2 Протокола устанавливает, что положения ст. 6 Соглаше­ ния применяются к заходам в каждый из портов Балтимор И Филадельфия не более чем че­ тырех советских рыболовных судов или вспомогательных су­ дов рыбной промышленности в течение ‘Каждого месяца. В дополнение к этому будут выработаны специальные по­ ложения относительно захода советских исследовательских су­ дов; выполняющих взаимно соглвсованную программу ис­ следовании. Правительство США будет принимать запросы о заходе в порты Балтимор и Филадель­ фия в посольстве США в Моск­ ве или в Государственном де­ партаменте в Вашингтоне за 7 дней до захода. И в Соглашении, и в Прото­ коле подразумевается, что по­ рядок захода советских судов в порты США попадает под дей­ ствие соответствующих законов и правил США. Протокол от 2 февраля 1971 г., являющийся неотъемлемой ча­ стью Соглашения между Пра­ вительствами СССР и США по некоторым вопросам рыболов­ ства в открытом море в запад­ ных районах средней части Атлантического океана, вступил в силу 7 февраля 1971 г. и, как и Соглашение, будет действо­ вать до 31 декабря 1972 г. И все-таки успех! Таких судов, как «Аксай», в траловом флоте осталось совсем немного. Их заменили новейшие промысловые ко­ рабли, оснащенные самой современной техникой. И все-таки «старички»' еще не ушли в отставку, усердно пашут море тралами, доставляют в порт немало рыбы. Вот что рассказал О минувшем рейсе старший помощник капитана РТ «Аксай» Анатолий Егорович Игнатьев. ГЛАВНОЕ — ВЫД ЕРЖ КА У нас, в траловом флоте, есть такие капитаны, осо­ бенно среди молодых, кото­ рые не любят задерживать^ ся в одном районе. Чуть сни- йились уловы, они «бегут» на новое место. Один пере­ ход, другой — глядишь, и потеряно дорогое время. Не таков Виктор Сергеевич Об­ разцов. Эго вдумчивый, Опытный судоводитель. Ой отлично знает, что такое про­ мысловая выдержка, особен­ но при сегодняшней слож­ ной промысловой обстанов­ ке. Видя евокойствие капита­ ла, его уверенность в победе, слаженно работали и друтиё промысловики. Успешно Справлялся со своими обя­ занностями тралмейстер- бкий состав, пример в трудз показывали матросы Самсо­ нов и Вькоцкий, практикам ты Вилнис, Бурый, Абра­ мов. Безупречно работад рыбмастер коммунист Доро- женко. Надежно обеспечивал связь член партии начальник радиостанции Слободян. Слаженный труд экипажа принес успех. За 15 суток рейса, при плановых 16-ти, задание выполнено на 118 процентов. САМООТВЕРЖЕННОСТЬ «Аксай* вышел в рейо после ремонта и предъявле­ ния Регистру, Казалось бы» за технику ые стоило и бес* покоиться. И вдруг беда) перегореЛй трубки паропере­ гревателя. Что делать? Надо выводить раскаленный котеЛ Из строя. А вто почти суткй потерянного л промыслового времени. Тогда второй меха- Анатолий Николаевич еев и кочегар Петр Ми* кжич Басовский вызва* дмсь устранить неисправ­ ность. Трудно приходилось морякам. Жар палил их лица, flap затруднял дыхание. И бсе-таки самоотверженные Дюди быстро ВЫПОЛНИЛИ Сложную работу. Вместо су­ ток корабль потерял только 6 часов промыслового вре­ мени. БОЦМАН — МАШИНИСТ Боцмана Вячеслава Ми­ хайловича Бурцева у нас знают как отличного моряка, тонкого знатока своего дела. Вести ли покраску, сращи­ вать ли тросы — все он умеет делать так ловко, что невольно залюбуешься. Бур­ цев знает каждый утолок судна. А в этом рейсе он по­ казал себя не только как от­ личный моряк, но и как че­ ловек, который всегда при­ дет на помощь товарищам. Дело в том, что перед выхо­ дом в рейс отдел кадров не смог направить на «Аксай» машиниста рыбомучной установки, и боцман вы­ звался заменить его, не бро­ сая своих обязанностей. И хотя у Вячеслава Михайло­ вича по горло и боцман­ ской работы, он умело за­ менил машиниста, изгото­ вив 4 тонны рыбной муки. —Мы и не знаем те­ перь. как именовать тебя, Вячеслав Михайлович, то ли боцманом, то ли машини­ стом, — шутили товарищи. ЛИШНИЕ СУТКИ Н уже говорил, что «Ак­ сай» проходил вместо 16 су­ ток 15. Почему? Ведь лиш­ ние сутни на промысле — это дополнительно 4,6 тон­ ны рыбы. А все разъясняет­ ся очень просто: по своим тактико-техническим дан­ ным старое судно не может находиться в рейсе больше полумесяца. Если взять больше нормы угля и льда, получится перегруз* что не­ допустимо. Если сделать это за счет сокращения запасов воды, то ведь на траулер^ нет опреснителя, а базы, где можно ею пополниться, не всегда находятся в том жё районе промысла. Моряки считают, что мв* ханико-судовая служба фло­ та должна пересмотреть нор­ мы нахождения «Аксая» 8 рейсе и перевести его в кате­ горию тех судов, которым планируются полумесячные рейсы. Вопрос этот неотлож­ ный, решать его иадонак можно быстрее. А то полу* чаются лишние, можно ска­ зать, фиктивные сутки. «Аксай» — старое судно, работать на нем нелегко. И все- таки его экипаж, проявляя мастерство, самоотверженность, чувство локтя, успешно борется за претворение вжизщ» решений XX IV съезда КПСС, за выполнение плана первого года пятилетки. ВЕСТИ ОТОВСЮДУ На Белом море — водорослевая страда. На подводных лугах беломорского побережья — в Кандалакшском, Онеж­ ском, Двинском заливах, иа островах Жижгин и Соловки сотни колхозников и рабочих комбината ведут сбор штор­ мовых выбросов анфельцни, а ламинарию заготавливают о помощью драг. В центре Калининграда началось строительство необыч­ ного здания. Здесь, на суше, будут «бушевать» штормы, имитироваться любые другие перемещения водной массы океана. С вводом в действие гидродинамического лотка отпадает необходимость в проведении иснытаннй в океане новых ору­ дий лова. Через иллюминаторы конструкторы смогут наблю­ дать за работой тралов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz