Рыбный Мурман. 1971 г. Август.
Пятилетку ~ досрочно! даоаащ зааш эпапо сю аш зсш аоасш сш сэааааоаоосзвасю ппсш оааасш ао ! ПУТЬ ДЛЯ ЖЕМЧШИЫ СЕВЕРА траулера грузили рыбацкое Н А ПАЛУБУ «Кировабад» продукты и снаряжение. — Дохаживает, — сказал о свое траулере старший помощ ник капитана Феодосий Алек сандрович Чистяков. — Еще, видимо, рейс-другой, а там распрощаемся. А вообще-то рыбацкое счастье редко когда расходилось с нашим «Кирова бадом?». Да вот и за послед нее время; девять раз уходи ли ■ этом году на промысел и всегда возвращались с вы полненным заданием. В последнем рейсе экипаж «Кировабада» изготовил 35 ген* соленого, 40Д тонны Д Е В Я Т Ь УСПЕШНЫХ Р Е Й С О В охлажденного полуфабрикату Вся рыба сдана хорошей сорт* ностью. Качество консервов тоже не вызывает сомнений, потому что делал их Иван Яковлевич Ишутин, рыбацкий стаж у которого далеко пере валил за десяток лет. Мастер ство и умение отличают рабо ту и его помощника Николая Сергеевича. Елизарова,-и кдил- фискншв Василия Григорьеви ча Мияаилсаского. Промышляли 9 районе Кани на Носа. Грунтовые условия ?*м очень тяжелые. Трал часто приходил рваным, чммка ору дии лов^. требовала большого труда; и отнимало чы-юго вре мени. Но * в этих условиях до десяти тралений* дедал ««Киро вабад» в сутки* » всего за-рейс их (было 121*. Вале на учет все возникшие сложности рейса,; на судне при шли. к выводу: успех промысла возможен 'Только? в. том-слу чае, если орудия- лова будут постоянно в исправности, если на их чинку, на спуск и подъ ем трала время будет све дено до минимума. Такое бы ло взято направление в рабо- тег таким шли, а итог рейса по казал, что было оно исключи тельно своевременным и вер ным. Простоев из-за порывов ору дий лова экипаж не знал, с трала на трал переходили бы стро, благо, погода позволяла это делать Погода —* хорошо, ко самое главное и большое «спасибо»г конечно, не ей, а сноровке и расторопности ■ работе мастера лова Голедно- ва Виктора Платоновича и его помощников Евгении Качанова и Валерия Федорова. «Стар шой» у них — рыбак опытный, для которого секретов в своем ремесле, пожалуй, не сущест вует. Последние дв* .года он бессменно на «Кировабаде». Помощники его ребята моло дые, и опыт рыбацкий у Ьих невелик, но под руководством своего старшего товарища они .уверенно встают на нот. Чувствуется на судне истин- 4 не хозяйский глеэ «деда» Геор гия Александровича Пеадко. | Вот и старенькое судов, и дни его, можно смазать, сочтены, а механизмы не судне «не хромают». В почете на траулере и уче ба по специальности. Занятия по технической учебе ведет старший механик, а с палубной командой занимается старшин помощник капитана Феодосий Александрович Чистяков* Рас* писание составляется на рейс* Ш последнем рейсе старпом проработал с личным соста вь**» ««Наставление по преду преждению аварий, и по борь бе за живучесть .судов флота -рыбной промышленности СССР»* проходили занятия по технике безопасности, были от ведены часы* и для иеучения устройства судна. Сейчас «Кировабад» не про мысле в очередном рейсе. И, наверное) снова рыбецкое сча стье с этим судном не разми нется. Ш. КАРСКИЙ. В ОБШИРНОЙ по площа ди Канда-губе, что рас положена в южной час ти Кольского полуострова, мож но наловить на сборную уху рыб и пресноводных, и морских: тре ску и сельда, окуня и щуку. Чем же объясняется такое сосуще ствование? ...Шла первая мировая вой на. России стал необходим вы ход к Баренцеву морю. В снёшном порядке началось стро ительство железной дороги от Петербурга до Романова-на- Мурмане. Недалеко от нынеш ней станции Проливы путь строителям ‘ преградила губа Канда Белого 'моря. Обойти ее не было' возможности. И тогда губу перекрыли каменной дал** бой. Лишь в одном месте был оставлен проход для рыбы е мо ря. По нему проходили лососе» вые в реки для метания икры. Над рыбоходом перекинули мост. В годы Великой Отечествен ной войны мост из-за его вет хости пришлось убрать. Сдела ли сплошное перекрытие губы. Морские обитатели оказались отрезанными от своей стихии. Реки и ручьи, впадающие в гу бу, все более и более опресня ли воду. Появились новые рыбы: окуни, сиги, щуки. Но и мор ские не погибли. Неплотное (фильтрующее) тело плотины во время приливов пропускает мор скую воду. Однако ход красной рыбы к местам естественных не рестилищ прекратился. Сейчас исправляется «ошиб ка», допущенная в результате срочности работ в военное вре мя. Под полотном железной до* роги сооружается новый рыбо ход, отвечающий современным требованиям. По низу ширина канала составляет восемь мет ров. Он заглублен ниже макси мальной отливной отметки, так что «жемчужина Севера» — семга сможет прийти с моря в отрезанный от нее водоем в лю* бое время. А затем следовать в :реки, к местам нерестилищ. Работы по сооружению рыбо- :хода в основном заканчиваются. На снимке (слева направо) .прораб В. С. Логачев и мастер :П. М. Балахонов, ведущие стро- i ительство этого интересного со* оружения, которое будет способ ствовать воспроизводству запа сов ценной рыбы. Фото А. БРЫСОВА. Г. Кандалакша. Благодарим за оперативнос ть За два месяца совместной работы на про мысле с производственным рефрижератором «Феликс Кои» нами на борт этого судна сда но 398 тонн рыбного полуфабриката. Опера ции по перегрузке рыбопродукция все время проводились быстро н четко, исключая поте ри промыслового временя. Мы благодарим экипаж «Фелякса Кона» за хорошее, опера тивнее обслуживание и желаем ему дальней ших трудовых успехов на промыеле и хороше го отдыха в порту. По поручению экипажа МГ-229 «Шелонь»: канитан КИРИЧЕНКО, председатель судо вого комитета МАЛЬЦЕВ. НОВОЕ В ТЕХНИКЕ ПРОМЫСЛА У КАЛИНИНГРАДЦЕВ оснастки крыловидных В настоящее время на БМ РТ и РТМ Западного бассейна дон ные тралы оснащают досками М-в4, а разноглубинные тралы — крыловидными доснами пло щадью 6 и 4,5 кв. м. Примене ние разных досок вызывает не удобства в работе и потери вре мени при переходе с одного ви да трала на другой. Практика показала, что крыло видные доски имеют значитель ные преимущества перед доска ми М-64: коэффициент распор но# силы и гидродинамические качества у них выше, чем у до сок М-64, кроме того, он» про ще в изготовлении и дешевле. Инженер-наставник Калинин градской БЭФ В. Паникаровский предложил схему оснастни кры ловидных досок для работы с донным тралом. По этой схеме в месте соеди нения,кабелей со шкентелем на- белей крепится груз об щим весом 550—700 кг, состоя щий из двух отдельных грузов (верхний — 100—150 кг, ниж ний 450—500 кг), подвешенных друг за другом с помощью це пи. 9 Система подвесной груз — доела саморегулируется-, те есть нри вытравливания ваеров боль ше чем необходимо система ста новится легче и доска не садит ся на груш, а при недотравли- ванни одеров доска пригшд у мается, увеличивая вес допол нительного- груза, чю не дает ей отрываться от грунта. Техника работы донным тра лом с крыловидными досками отличается1от об>ычной тольлсо тем, что при отдаче трала необ ходимо подсоединять, а ври вы борке отсоединять дополнитель ные груз». Посадка трала на грунт произ водится на малом или средним ходу в зависимости от погоды и грунта, хотя заиливание крыло видных досок полностью ис ключается. При настройке досок необхо димо контролировать вертикаль ное к горизонтальное раскрытие трала, так как при излишней распорной силе досок вертикаль ное раскрытие трала может рез ка сократиться. Чтобы умень шить распорную силу досок, не обходимо удлинить цепную дугу доски до 165 см и.крепить ее аа передние крайние отверстия иа г —1 п|4дт1ттм и е м в к Крыловидные доски позво ляют и широком Диапазоне из менять их распорную силу, то есть при необходимости варьи ровать вертикальным и горизон тальным раскрытием трала. В результате испытаний кры ловидных досок при работе с донным тралом установлено, что их сопротивление значительно меньше, чем Досок М-64, при одинаковой распорной силе, за счет эдго возможно повышение скорости тршжнис или сниже ние нагрузки на главный дви гатель. е . ш п о р т , стар] игл <4 iep отдела но* ж СВЕТОВОЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ ПРИ КОШЕЛЬКОВОМ При кошельковом лове после обмета косяка в течение значительного времени, а практически до конца кошелькования, наблюдается периодический выход рыбы нэ кошелькового невода под корпусом судна. Это ведет к снижению улова. Для предотвращения выхода рыб» из кошелько вого невода под корпусом судна в темное время' суток на СРТР-0158 СЭКБ проз&рыболовстаа а ав густе-сентябре 1970 года в районе Центрально-Вое- дошой Атлантики был применен световой загради тель. Он испытывался на таких видах рыб, как сар динелла плоская, ставрида, еиумврии, к дал поло жительные результаты. Световой заградитель мощность» в квт представ^ ляет собой вертикальную гирлянду (длиной 50 м> из 4 подводных ламп СЦ-83 (110, 15Q0 вт), питание к которым подводится по каб<}теьНРШМ 2x1,5. Со единение ламп между собой Зависит or напряжения в судовой электросети. При напряжении в 220.в к каждой паре ламп подводится отдельный кабель. Места соединений кабеля должны быть выполне ны герметично. Для этого используется сырая ре зина и птетпхлорвиниловая изоляционная лента, на кладываемая на. соединение, во избежание попада ния воды. Лампы иа 0,5 м концах кабеля подсоеди няются к основному кабелю через каждые 10 м. Герметизация цоколя лампы осуществляется ре зиновым патроном е наложением на него бандажей из тралпряди. При этом зазор между поверхностями кабеля и входного отверстая патрона (по необходи мости) заделывается, сырой резиной. Для обеспече ния долговечности светового заградителя питающий кабе;» крепится к фалу, а лампы защищаются ог раждением из проволоки. Вертикальное положение светового заградителя обеспечивает груз (5—10 иг*. Принцип действии светового заградители основан на отрицательной реакции рыбы на кратковремен ные световые вспышки. Известно, что многие виды рыб концентрируются на свет (подводный или над водный), адаптируясь от нескольких минут до не- еколышх десятков минут. Кратковременные же вспышки раздражают ее зрительные нервы, и ры ба отюугивается. Дли работы световой заградитель опускается в воду с левого борта в районе 40 шпангоута в кон це вымётки кошелькового иевода. Одновременно ви зуально илй гидролокаторов «Палтус» ведетея на блюдение за поведением косяка в неводе. При при ближении рыбы к борту судна по комавде гидроаку стика дается ряд коротких световых вспышек вро* должительностью 1—Э1сек, с интервалом 2—5 сен. Как только рыба отойдет от борта, подача свето вых вспышек прекращается, чтобы излишне не воз буждать косяк в неводе. В то же время эхолотом можно контролировать водное пространство под корпусом еудиа и при обнаружения ухода рыбы да- шть частые вспышки. Эффективность светового заграждения зависит от своевременного включения его и поведении рыбы. Если косяк находятся вод корпусам суда», «та*- новить его труднее. Немому реиомендуетч» под пускать рабу к борту судий не ближе 10—15 м. И наоборот, если косяк находится на зяанитеяюом расстоянии (50 м и более) от судив, не еледует да вать световые вспышки. Анализ работы группы судов Пиоиерекой базы Оыеаирыбфлота (СРТР-9069, 1W53 и CPT-3IW1) со световым заградителем показал, что применение предложенного способа отпугивания рыбы значи тельно помогает избежать выхода рыбы из квитель» нового невода под корпусом судна. М. ПИНЧУК, руководитель группы. Ю. МАРАКАЕВ, конструктор Г категории.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz