Рыбный Мурман. 1971 г. Август.

Пятилетку ~ досрочно! даоаащ зааш эпапо сю аш зсш аоасш сш сэааааоаоосзвасю ппсш оааасш ао ! ПУТЬ ДЛЯ ЖЕМЧШИЫ СЕВЕРА траулера грузили рыбацкое Н А ПАЛУБУ «Кировабад» продукты и снаряжение. — Дохаживает, — сказал о свое траулере старший помощ­ ник капитана Феодосий Алек­ сандрович Чистяков. — Еще, видимо, рейс-другой, а там распрощаемся. А вообще-то рыбацкое счастье редко когда расходилось с нашим «Кирова­ бадом?». Да вот и за послед­ нее время; девять раз уходи­ ли ■ этом году на промысел и всегда возвращались с вы­ полненным заданием. В последнем рейсе экипаж «Кировабада» изготовил 35 ген* соленого, 40Д тонны Д Е В Я Т Ь УСПЕШНЫХ Р Е Й С О В охлажденного полуфабрикату Вся рыба сдана хорошей сорт* ностью. Качество консервов тоже не вызывает сомнений, потому что делал их Иван Яковлевич Ишутин, рыбацкий стаж у которого далеко пере­ валил за десяток лет. Мастер­ ство и умение отличают рабо­ ту и его помощника Николая Сергеевича. Елизарова,-и кдил- фискншв Василия Григорьеви­ ча Мияаилсаского. Промышляли 9 районе Кани­ на Носа. Грунтовые условия ?*м очень тяжелые. Трал часто приходил рваным, чммка ору­ дии лов^. требовала большого труда; и отнимало чы-юго вре­ мени. Но * в этих условиях до десяти тралений* дедал ««Киро­ вабад» в сутки* » всего за-рейс их (было 121*. Вале на учет все возникшие сложности рейса,; на судне при­ шли. к выводу: успех промысла возможен 'Только? в. том-слу­ чае, если орудия- лова будут постоянно в исправности, если на их чинку, на спуск и подъ­ ем трала время будет све­ дено до минимума. Такое бы­ ло взято направление в рабо- тег таким шли, а итог рейса по­ казал, что было оно исключи­ тельно своевременным и вер­ ным. Простоев из-за порывов ору­ дий лова экипаж не знал, с трала на трал переходили бы­ стро, благо, погода позволяла это делать Погода —* хорошо, ко самое главное и большое «спасибо»г конечно, не ей, а сноровке и расторопности ■ работе мастера лова Голедно- ва Виктора Платоновича и его помощников Евгении Качанова и Валерия Федорова. «Стар­ шой» у них — рыбак опытный, для которого секретов в своем ремесле, пожалуй, не сущест­ вует. Последние дв* .года он бессменно на «Кировабаде». Помощники его ребята моло­ дые, и опыт рыбацкий у Ьих невелик, но под руководством своего старшего товарища они .уверенно встают на нот. Чувствуется на судне истин- 4 не хозяйский глеэ «деда» Геор­ гия Александровича Пеадко. | Вот и старенькое судов, и дни его, можно смазать, сочтены, а механизмы не судне «не хромают». В почете на траулере и уче­ ба по специальности. Занятия по технической учебе ведет старший механик, а с палубной командой занимается старшин помощник капитана Феодосий Александрович Чистяков* Рас* писание составляется на рейс* Ш последнем рейсе старпом проработал с личным соста­ вь**» ««Наставление по преду­ преждению аварий, и по борь­ бе за живучесть .судов флота -рыбной промышленности СССР»* проходили занятия по технике безопасности, были от­ ведены часы* и для иеучения устройства судна. Сейчас «Кировабад» не про­ мысле в очередном рейсе. И, наверное) снова рыбецкое сча­ стье с этим судном не разми­ нется. Ш. КАРСКИЙ. В ОБШИРНОЙ по площа­ ди Канда-губе, что рас­ положена в южной час­ ти Кольского полуострова, мож­ но наловить на сборную уху рыб и пресноводных, и морских: тре­ ску и сельда, окуня и щуку. Чем же объясняется такое сосуще­ ствование? ...Шла первая мировая вой­ на. России стал необходим вы­ ход к Баренцеву морю. В снёшном порядке началось стро­ ительство железной дороги от Петербурга до Романова-на- Мурмане. Недалеко от нынеш­ ней станции Проливы путь строителям ‘ преградила губа Канда Белого 'моря. Обойти ее не было' возможности. И тогда губу перекрыли каменной дал** бой. Лишь в одном месте был оставлен проход для рыбы е мо­ ря. По нему проходили лососе» вые в реки для метания икры. Над рыбоходом перекинули мост. В годы Великой Отечествен­ ной войны мост из-за его вет­ хости пришлось убрать. Сдела­ ли сплошное перекрытие губы. Морские обитатели оказались отрезанными от своей стихии. Реки и ручьи, впадающие в гу­ бу, все более и более опресня­ ли воду. Появились новые рыбы: окуни, сиги, щуки. Но и мор­ ские не погибли. Неплотное (фильтрующее) тело плотины во время приливов пропускает мор­ скую воду. Однако ход красной рыбы к местам естественных не­ рестилищ прекратился. Сейчас исправляется «ошиб­ ка», допущенная в результате срочности работ в военное вре­ мя. Под полотном железной до* роги сооружается новый рыбо­ ход, отвечающий современным требованиям. По низу ширина канала составляет восемь мет­ ров. Он заглублен ниже макси­ мальной отливной отметки, так что «жемчужина Севера» — семга сможет прийти с моря в отрезанный от нее водоем в лю* бое время. А затем следовать в :реки, к местам нерестилищ. Работы по сооружению рыбо- :хода в основном заканчиваются. На снимке (слева направо) .прораб В. С. Логачев и мастер :П. М. Балахонов, ведущие стро- i ительство этого интересного со* оружения, которое будет способ­ ствовать воспроизводству запа­ сов ценной рыбы. Фото А. БРЫСОВА. Г. Кандалакша. Благодарим за оперативнос ть За два месяца совместной работы на про­ мысле с производственным рефрижератором «Феликс Кои» нами на борт этого судна сда­ но 398 тонн рыбного полуфабриката. Опера­ ции по перегрузке рыбопродукция все время проводились быстро н четко, исключая поте­ ри промыслового временя. Мы благодарим экипаж «Фелякса Кона» за хорошее, опера­ тивнее обслуживание и желаем ему дальней­ ших трудовых успехов на промыеле и хороше­ го отдыха в порту. По поручению экипажа МГ-229 «Шелонь»: канитан КИРИЧЕНКО, председатель судо­ вого комитета МАЛЬЦЕВ. НОВОЕ В ТЕХНИКЕ ПРОМЫСЛА У КАЛИНИНГРАДЦЕВ оснастки крыловидных В настоящее время на БМ РТ и РТМ Западного бассейна дон­ ные тралы оснащают досками М-в4, а разноглубинные тралы — крыловидными доснами пло­ щадью 6 и 4,5 кв. м. Примене­ ние разных досок вызывает не­ удобства в работе и потери вре­ мени при переходе с одного ви­ да трала на другой. Практика показала, что крыло­ видные доски имеют значитель­ ные преимущества перед доска­ ми М-64: коэффициент распор­ но# силы и гидродинамические качества у них выше, чем у до­ сок М-64, кроме того, он» про­ ще в изготовлении и дешевле. Инженер-наставник Калинин­ градской БЭФ В. Паникаровский предложил схему оснастни кры­ ловидных досок для работы с донным тралом. По этой схеме в месте соеди­ нения,кабелей со шкентелем на- белей крепится груз об­ щим весом 550—700 кг, состоя­ щий из двух отдельных грузов (верхний — 100—150 кг, ниж­ ний 450—500 кг), подвешенных друг за другом с помощью це­ пи. 9 Система подвесной груз — доела саморегулируется-, те есть нри вытравливания ваеров боль­ ше чем необходимо система ста­ новится легче и доска не садит­ ся на груш, а при недотравли- ванни одеров доска пригшд у ­ мается, увеличивая вес допол­ нительного- груза, чю не дает ей отрываться от грунта. Техника работы донным тра­ лом с крыловидными досками отличается1от об>ычной тольлсо тем, что при отдаче трала необ­ ходимо подсоединять, а ври вы­ борке отсоединять дополнитель­ ные груз». Посадка трала на грунт произ­ водится на малом или средним ходу в зависимости от погоды и грунта, хотя заиливание крыло­ видных досок полностью ис­ ключается. При настройке досок необхо­ димо контролировать вертикаль­ ное к горизонтальное раскрытие трала, так как при излишней распорной силе досок вертикаль­ ное раскрытие трала может рез­ ка сократиться. Чтобы умень­ шить распорную силу досок, не­ обходимо удлинить цепную дугу доски до 165 см и.крепить ее аа передние крайние отверстия иа г —1 п|4дт1ттм и е м в к Крыловидные доски позво­ ляют и широком Диапазоне из­ менять их распорную силу, то есть при необходимости варьи­ ровать вертикальным и горизон­ тальным раскрытием трала. В результате испытаний кры­ ловидных досок при работе с донным тралом установлено, что их сопротивление значительно меньше, чем Досок М-64, при одинаковой распорной силе, за счет эдго возможно повышение скорости тршжнис или сниже­ ние нагрузки на главный дви­ гатель. е . ш п о р т , стар] игл <4 iep отдела но* ж СВЕТОВОЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ ПРИ КОШЕЛЬКОВОМ При кошельковом лове после обмета косяка в течение значительного времени, а практически до конца кошелькования, наблюдается периодический выход рыбы нэ кошелькового невода под корпусом судна. Это ведет к снижению улова. Для предотвращения выхода рыб» из кошелько­ вого невода под корпусом судна в темное время' суток на СРТР-0158 СЭКБ проз&рыболовстаа а ав­ густе-сентябре 1970 года в районе Центрально-Вое- дошой Атлантики был применен световой загради­ тель. Он испытывался на таких видах рыб, как сар­ динелла плоская, ставрида, еиумврии, к дал поло­ жительные результаты. Световой заградитель мощность» в квт представ^ ляет собой вертикальную гирлянду (длиной 50 м> из 4 подводных ламп СЦ-83 (110, 15Q0 вт), питание к которым подводится по каб<}теьНРШМ 2x1,5. Со­ единение ламп между собой Зависит or напряжения в судовой электросети. При напряжении в 220.в к каждой паре ламп подводится отдельный кабель. Места соединений кабеля должны быть выполне­ ны герметично. Для этого используется сырая ре­ зина и птетпхлорвиниловая изоляционная лента, на­ кладываемая на. соединение, во избежание попада­ ния воды. Лампы иа 0,5 м концах кабеля подсоеди­ няются к основному кабелю через каждые 10 м. Герметизация цоколя лампы осуществляется ре­ зиновым патроном е наложением на него бандажей из тралпряди. При этом зазор между поверхностями кабеля и входного отверстая патрона (по необходи­ мости) заделывается, сырой резиной. Для обеспече­ ния долговечности светового заградителя питающий кабе;» крепится к фалу, а лампы защищаются ог­ раждением из проволоки. Вертикальное положение светового заградителя обеспечивает груз (5—10 иг*. Принцип действии светового заградители основан на отрицательной реакции рыбы на кратковремен­ ные световые вспышки. Известно, что многие виды рыб концентрируются на свет (подводный или над­ водный), адаптируясь от нескольких минут до не- еколышх десятков минут. Кратковременные же вспышки раздражают ее зрительные нервы, и ры­ ба отюугивается. Дли работы световой заградитель опускается в воду с левого борта в районе 40 шпангоута в кон­ це вымётки кошелькового иевода. Одновременно ви­ зуально илй гидролокаторов «Палтус» ведетея на­ блюдение за поведением косяка в неводе. При при­ ближении рыбы к борту судна по комавде гидроаку­ стика дается ряд коротких световых вспышек вро* должительностью 1—Э1сек, с интервалом 2—5 сен. Как только рыба отойдет от борта, подача свето­ вых вспышек прекращается, чтобы излишне не воз­ буждать косяк в неводе. В то же время эхолотом можно контролировать водное пространство под корпусом еудиа и при обнаружения ухода рыбы да- шть частые вспышки. Эффективность светового заграждения зависит от своевременного включения его и поведении рыбы. Если косяк находятся вод корпусам суда», «та*- новить его труднее. Немому реиомендуетч» под­ пускать рабу к борту судий не ближе 10—15 м. И наоборот, если косяк находится на зяанитеяюом расстоянии (50 м и более) от судив, не еледует да­ вать световые вспышки. Анализ работы группы судов Пиоиерекой базы Оыеаирыбфлота (СРТР-9069, 1W53 и CPT-3IW1) со световым заградителем показал, что применение предложенного способа отпугивания рыбы значи­ тельно помогает избежать выхода рыбы из квитель» нового невода под корпусом судна. М. ПИНЧУК, руководитель группы. Ю. МАРАКАЕВ, конструктор Г категории.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz