Рыбный Мурман. 1971 г. Август.
МОРЯКИ ДРУЖАТ С книгой СЕГОДНЯ - ДЕНЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА \ У ХОДЯ в рейс на полтора месяца, мы эзяли с собой библиотечку - передвижку, состоящую из 120 книг. И хотя рейс выдался для нас удачным, а это значит — рыба ловилась и на отдых оставалось очейь мало вре мени, но все-таки короткие часы досуга, которые выпадали рыба кам после вахт и подвахт, многие члены экипажа заполняли чтением КНИГ- Примеру заядлых читателей за частую следовали и те, кто обыч но в рейсах читал немного. Порой интересная книга переходила из рук в руки. Так было с романами В. Шишкова «Емельян Пугачев» и Э. Золя «Жерминаль», с рассказа ми Максилла Горького. Большим спросом пользовалась и публицистическая литература —- такая, как книга В. Зорина.«Неко ронованные короли Америки», как военные мемуары и среди них воспоминания Маршала Советско го Союза Г. К. Жукова. Надо отметить, что активность читателей у нас на траулере рас тет с каждым рейсом. Этому э известной мере способствует хо рошая работа нашего обществен ного библиотекаря . комсомольца Валентина Кузьмина. Он матрос первого класса, один из передо виков соревнования, а в этом рей се ev.y было присвоено звание ударника коммунистического тру да. К книге Кузьмин относится с большой любовью и старается эгу свою любовь к литературе пере дать каждому . моряку. Валентин находит минуту-другую в любое время дня для того, чтобы обме нять книгу, посоветовать, что сле дует прочесть. . г , ю. конопкин, первый помощник капитана РТ-Ш сЛуч». Железнодорожный тран спорт, являясь одной из важ нейших отраслей народного хо« зяйства, имеет огромное значе ние для развития и процвета ния Советского государства. На его долю приходится более трех четвертей внутреннего гру зооборота страны (примерно половина грузооборота всех железных дорог мира). В де вятой пятилетие предусматри вается увеличить перевозки грузов на стальных магистра лях СССР примерно на 22 про цента. Народ ценит доблестный труд тех, кто всегда, в любое время сутокг в любую погоду несет нелегкую Batty, обеспе чивая беспрерывное движение транспортного конвейера стра ны. Железнодорожники успеш но выполняют задания первого года новой пятилетки, вносят. весомый вклад в дело дальней шего укрепления материально- технической базы коммунизма. На снимке: передовые ма шинисты первого класса Юж но-Уральской железной дороги (слева направо) И. Ф . Богатен ков, М. В. Плужников, Г. П. Ко- раблев и А. М. Шевц. Фотохроника ТАСС. СТРАШНАЯ НАХОДКА «ГРЕНЛАНДИИ» В СТРАНЕ ледяного безмолвия среди снежных торосистых рав нин и айсбергов, под тусклым небом Арктики странствуют поляр ные Летучие Голландцы. Обледене лые, в саване туманов, бороздят они ледяной простор по воле ветров и те чений. Вмерзшие в лед полярные гол ландцы нередко дрейфуют целыми де сятилетиями в безбрежных просторах Арктики. Эскимосам-охотникам, кито боям и полярникам-исследователям не раз случалось видеть в морозной мгле призрачные корабли. Причудливо об росшие чешуей льда с седыми сталаг митами мачт, они ревниво и безмолв но хранили свою тайну. Выходцы из ледяной могилы, появ ляясь неожиданно, вселяли в души суеверных моряков времен парусного флота неописуемый страх. Немало судов поглотили ненасыт ные льды и холодные воды океанов. Известно только, что корабли эти ушли и не вернулись. Ннкто никогда не узнает о трагедиях, пережитых их экипажами: ужасы полярной осады, штурм льдин, безнадежные скитания в мертвых просторах, муки голода и замерзания. О величайших драмах, разыграв шихся в белом безмолвии Арктики, иногда узнают при случайной встре че с кораблями. Первыми, кто встретился с Лету чим Голландцем Арктики, были кито бои с английского корабля «Гренлан дия». Это было уже давно, в ав густе 1775 года. Капитан Уарренс, в погоне за стадом китов, привел свое судно на 77 параллель в залив Баффи на. Пути вперед не было — море за крылось тяжелыми льдинами и мно жеством огромных айсбергов. С во роньего гнезда китобойца было видно, что за ледяными горами простирают ся необозримые белые поля льда. Можно было полагать, что они уже долгое время не таяли. Но как ни волновался капитан Уарренс за судьбу своего корабля, сделать он ничего не мог: ветер не ожиданно стих, и паруса безжизнен но повисли на реях. Оставалось лишь ждать. Ветер задул только к вече ру второго дня. К ночи он перешел » в шторм. Над морем слышался ужас ный грохот: льдины со скрежетом на ползали одна на другую. Под утро пришли в движение и айсберги, они гулко стукались и переворачивались, кроша лед. В полдень кончилась пур га н на небе появилось бледное по лярное солнце. Наконец-то китобои могли разобрать, где была чистая вода, они торопились вывести свой корабль из лабиринта льдин, чтобы взять крус к родным берегам. Айс берги, еще вчера стоявшие непри ступной стеной, расступились, начав свой медленный дрейф на юг, Вдруг китобои увидели, как над одним из айсбергов плавно движутся три верхушки мачт с поставленными парусами. «Неужали, здесь, кроме нас, есть еще судно? Ведь так далеко сюда вряд ли кто осмелится забре сти!» — подумали в недоумении мо ряки. Но мачты продолжали двигать ся. Вот из-за айсберга показался бушприт, потом аллегорическая фи гура богини, украшающая нос ко рабля, потом и сам корабль... Кито боям сразу же бросилось в глаза, как странно были развернуты реи незна комца и неестественно поставлены надутые ветром паруса. Они как- будто были толще в несколько раз обычных. Да весь корабль казался каким-то застывшим и оцепеневшим. «Голландец! — с ужасом кричали моряки. — Вот он роковой пред вестник нашей гибели. О горе нам, китобои!». Уже кто-то из гарпунеров начал читать молитву, кто-то побежал з кубрик за библией. В это время не известный корабль ударился килем о подводную кромку плывшего перед ним айсберга. От толчка рухнула и упала за борт его фок-мачта. Судно остановилось в двухстах метрах от «Гренландии». «Это не Голландец, — воскликнул капитан китобойца. — это судно, тер пящее бедствие. Им необходимо ока зать помощь. Мне нужно четырех гребцов». Вскоре на воду спустили один из вельботов, и Уарренс с матросами направился к странному кораблю. Приблизившись к паруснику, моря ки увидели, что его корпус сильно Имя писателя Льва Скрягина хорошо знакомо морякам по кнмгам «История корабля», «По следам морских катастроф», «Сокровища погиб ших кораблей», по повести «Считаются пропавшими без вести», по много численным очеркам и рассказам в журналах «Вокруг света», «Техника молодежи», «Знание — сила», «Юный техник». Лев Николаевич Скрягин родился • 1930 году в Ленинграде в семье военного моряка. Учился в морском училище, плавал матросом, занимал ся литературой, историей и географией. Печататься начал с 1956 года. > избит льдом и обветшал. Палуба, по крытая толстым слоем льда и снега, была пуста. Капитан Уарренс не сколько раз крикнул. Ответа не было. Поднимаясь с кормы на палубу, ка* питан мельком заглянул в иллюмина тор и внутри каюты увидел сидяще го перед столом человека. На столе были разложены какие-то бумаги. Из-за плохого освещения Уарренс ни чего больше увидеть не смог. Кито бои поднялись на палубу и, открыв люк, вошли вовнутрь корабля. Снача ла они направились в салон, где Уарренс видел человека. Сидящий за столом человек не обращал внима ния на вошедших. Это был мертвец с зеленым лицом и провалившимися глазами. В руке он держал гусиное перо. Перед ним лежал раскрытый журнал. На недописанной странице моряки прочитали английский текст: «14 ноября 1762 года. Семнадцатый день мы зажаты в этих льдах. Вчера погас огонь. Наш капитан пытается безуспешно разжечь его. Сегодня ут ром скончалась его жена. Спасения нет...» Не говоря ни слова, Уарренс и матросы вышли из салона. В каюте капитана на кровати они увидели труп женщины. Ее лицо хорошо сохранилось, и лишь по то му, как неестественно лежало ее тело, можно было понять, что она мертва. Рядом на полу сидел мертвец. В од ной руке у него было зажато креса ло. а в другой — кремень. Рядом лежал еще один труп. Видимо, это и был капитан, о котором говорилось в судовом журнале. На баке, в кубрике на койках мо ряки обнаружили несколько мертвых матросов. В проходе у деревянного трапа лежал скорченный труп юнги. На корабле не было ни крошки пи щи, ни топлива. Ужас охватил китобоев — людей очень набожных и суеверных. Матро сы начали роптать, они требовали вернуться немедленно на «Гренланд- дию». Уарренсу удалось незаметно от матросов унести с собой часть вах тенного журнала. Именно только часть, потому что, когда он взял его со стола, журнал начал рассыпаться в его руках. Когда «Гренландия» вернулась в Англию, Уарренс заявил о своей на ходке лордам Адмиралтейства. Но по остаткам представленных Уаррен- сом журнала нельзя было установить название и порт приписки этого плен ника полярных льдов. При осмотре же корабля моряки «Гренландии» не смогли прочитать на его корме на звание, так как оно уже было стер то временем. Так и осталось неизве стным имя этого первого Летучего Голландца Арктики, тринадцать лет находившегося в цепких объятиях льдов. Л Е В С КРЯ ГИ Н , МУРМАНСКОЕ ВЫСШЕЕ ИНЖЕНЕРНОЕ МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (дневное и вечернее) На подготовительное отделение принимаются моряки, рабочие м колхозники, годные по состоянию здоровья к морской службе, имеющие среднее образование и стаж работы не менее одного го да, а также демобилизованные из рядов Вооруженных Сил СССР. Отбор и направление на подготовительное отделение осуществ ляется непосредственно руководителями флотов, промышленных предприятий колхозов, командованием воинских частей по ре* комендации партийных, комсомольских и профсоюзных организа ций. Для поступления на подготовительное отделение необходимо представить следующие документы: 1 . Заявление с указанием формы обучения и будущей специаль ное™. 2 Направление по установленной форме. 3. Документ о среднем образовании |е подлиннике). 4. Характеристика с места работы. 5. Выписка из трудовой книжки, заверенная руководителем пред приятия. 6 . б фотокарточек (без головного убора, 3x4 см). 7. Медицинская справка по форме Н* 286. Слушатели подготовительного отделения, успешно сдавшие вы пускные экзамены, зачисляются на 1 курс без вступительных экзаме нов. Прием документов на обучение с отрывом от производства с 1 сентября по 10 ноября 1971 г. Начало занятий с 1 декабря 1971 г. На обучение без отрыва от производства с 1 августа по 10 сентяб ря 1971 гч начало занятий с 1 октября 1971 г. Слушателям подготовительного отделения, обучающимся с отры вом от производства, выплачивается стипендия. Иногородним пре- доставпяется общежитие. Заявления принимаются на подготовитель ном отделении училища. Подробные справки о подготовительном отделении можно полу чить по адресу: Мурманск-10, ул. Спортивная, 13, подготовительное отделение, или по телефону: 7-35-83 доб. 25. Зам. редактор:* П. А . БЫ СТР0УМ О В . ИЗ О КЕАН А В ПОРТ СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД РТ-Ш «Херсон», РТ-Ш «Гатоша РТ -m «Магадан», БМРТ-4Я «каш тан Демидов», БМ РТ-Ш «гоголь ВМРТ-392 «Нептун», СРТ-М Э-И СРТ-Юв. ЗА ВТ РА : PT-14S «Украина», С Р 441, PC-529S. S А ВГУСТА : РТ-43 «А. ВрвДО! PC-5273, PC-52S7, PC-5J53, учебш судов «Компас» и «Комиссар Пол хин», Т Р «Космонавт Гагарин». «Рыбный Мурман». Инде 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типогр фия, г. Мурманск. Зак. 4226. ПН-04420.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz