Рыбный Мурман. 1971 г. Август.

МОРЯКИ ДРУЖАТ С книгой СЕГОДНЯ - ДЕНЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА \ У ХОДЯ в рейс на полтора месяца, мы эзяли с собой библиотечку - передвижку, состоящую из 120 книг. И хотя рейс выдался для нас удачным, а это значит — рыба ловилась и на отдых оставалось очейь мало вре­ мени, но все-таки короткие часы досуга, которые выпадали рыба­ кам после вахт и подвахт, многие члены экипажа заполняли чтением КНИГ- Примеру заядлых читателей за­ частую следовали и те, кто обыч­ но в рейсах читал немного. Порой интересная книга переходила из рук в руки. Так было с романами В. Шишкова «Емельян Пугачев» и Э. Золя «Жерминаль», с рассказа­ ми Максилла Горького. Большим спросом пользовалась и публицистическая литература —- такая, как книга В. Зорина.«Неко­ ронованные короли Америки», как военные мемуары и среди них воспоминания Маршала Советско­ го Союза Г. К. Жукова. Надо отметить, что активность читателей у нас на траулере рас­ тет с каждым рейсом. Этому э известной мере способствует хо­ рошая работа нашего обществен­ ного библиотекаря . комсомольца Валентина Кузьмина. Он матрос первого класса, один из передо­ виков соревнования, а в этом рей­ се ev.y было присвоено звание ударника коммунистического тру­ да. К книге Кузьмин относится с большой любовью и старается эгу свою любовь к литературе пере­ дать каждому . моряку. Валентин находит минуту-другую в любое время дня для того, чтобы обме­ нять книгу, посоветовать, что сле­ дует прочесть. . г , ю. конопкин, первый помощник капитана РТ-Ш сЛуч». Железнодорожный тран­ спорт, являясь одной из важ­ нейших отраслей народного хо« зяйства, имеет огромное значе­ ние для развития и процвета­ ния Советского государства. На его долю приходится более трех четвертей внутреннего гру­ зооборота страны (примерно половина грузооборота всех железных дорог мира). В де­ вятой пятилетие предусматри­ вается увеличить перевозки грузов на стальных магистра­ лях СССР примерно на 22 про­ цента. Народ ценит доблестный труд тех, кто всегда, в любое время сутокг в любую погоду несет нелегкую Batty, обеспе­ чивая беспрерывное движение транспортного конвейера стра­ ны. Железнодорожники успеш­ но выполняют задания первого года новой пятилетки, вносят. весомый вклад в дело дальней­ шего укрепления материально- технической базы коммунизма. На снимке: передовые ма­ шинисты первого класса Юж­ но-Уральской железной дороги (слева направо) И. Ф . Богатен­ ков, М. В. Плужников, Г. П. Ко- раблев и А. М. Шевц. Фотохроника ТАСС. СТРАШНАЯ НАХОДКА «ГРЕНЛАНДИИ» В СТРАНЕ ледяного безмолвия среди снежных торосистых рав­ нин и айсбергов, под тусклым небом Арктики странствуют поляр­ ные Летучие Голландцы. Обледене­ лые, в саване туманов, бороздят они ледяной простор по воле ветров и те­ чений. Вмерзшие в лед полярные гол­ ландцы нередко дрейфуют целыми де­ сятилетиями в безбрежных просторах Арктики. Эскимосам-охотникам, кито­ боям и полярникам-исследователям не раз случалось видеть в морозной мгле призрачные корабли. Причудливо об­ росшие чешуей льда с седыми сталаг­ митами мачт, они ревниво и безмолв­ но хранили свою тайну. Выходцы из ледяной могилы, появ­ ляясь неожиданно, вселяли в души суеверных моряков времен парусного флота неописуемый страх. Немало судов поглотили ненасыт­ ные льды и холодные воды океанов. Известно только, что корабли эти ушли и не вернулись. Ннкто никогда не узнает о трагедиях, пережитых их экипажами: ужасы полярной осады, штурм льдин, безнадежные скитания в мертвых просторах, муки голода и замерзания. О величайших драмах, разыграв­ шихся в белом безмолвии Арктики, иногда узнают при случайной встре­ че с кораблями. Первыми, кто встретился с Лету­ чим Голландцем Арктики, были кито­ бои с английского корабля «Гренлан­ дия». Это было уже давно, в ав­ густе 1775 года. Капитан Уарренс, в погоне за стадом китов, привел свое судно на 77 параллель в залив Баффи­ на. Пути вперед не было — море за­ крылось тяжелыми льдинами и мно­ жеством огромных айсбергов. С во­ роньего гнезда китобойца было видно, что за ледяными горами простирают­ ся необозримые белые поля льда. Можно было полагать, что они уже долгое время не таяли. Но как ни волновался капитан Уарренс за судьбу своего корабля, сделать он ничего не мог: ветер не­ ожиданно стих, и паруса безжизнен­ но повисли на реях. Оставалось лишь ждать. Ветер задул только к вече­ ру второго дня. К ночи он перешел » в шторм. Над морем слышался ужас­ ный грохот: льдины со скрежетом на­ ползали одна на другую. Под утро пришли в движение и айсберги, они гулко стукались и переворачивались, кроша лед. В полдень кончилась пур­ га н на небе появилось бледное по­ лярное солнце. Наконец-то китобои могли разобрать, где была чистая вода, они торопились вывести свой корабль из лабиринта льдин, чтобы взять крус к родным берегам. Айс­ берги, еще вчера стоявшие непри­ ступной стеной, расступились, начав свой медленный дрейф на юг, Вдруг китобои увидели, как над одним из айсбергов плавно движутся три верхушки мачт с поставленными парусами. «Неужали, здесь, кроме нас, есть еще судно? Ведь так далеко сюда вряд ли кто осмелится забре­ сти!» — подумали в недоумении мо­ ряки. Но мачты продолжали двигать­ ся. Вот из-за айсберга показался бушприт, потом аллегорическая фи­ гура богини, украшающая нос ко­ рабля, потом и сам корабль... Кито­ боям сразу же бросилось в глаза, как странно были развернуты реи незна­ комца и неестественно поставлены надутые ветром паруса. Они как- будто были толще в несколько раз обычных. Да весь корабль казался каким-то застывшим и оцепеневшим. «Голландец! — с ужасом кричали моряки. — Вот он роковой пред­ вестник нашей гибели. О горе нам, китобои!». Уже кто-то из гарпунеров начал читать молитву, кто-то побежал з кубрик за библией. В это время не­ известный корабль ударился килем о подводную кромку плывшего перед ним айсберга. От толчка рухнула и упала за борт его фок-мачта. Судно остановилось в двухстах метрах от «Гренландии». «Это не Голландец, — воскликнул капитан китобойца. — это судно, тер­ пящее бедствие. Им необходимо ока­ зать помощь. Мне нужно четырех гребцов». Вскоре на воду спустили один из вельботов, и Уарренс с матросами направился к странному кораблю. Приблизившись к паруснику, моря­ ки увидели, что его корпус сильно Имя писателя Льва Скрягина хорошо знакомо морякам по кнмгам «История корабля», «По следам морских катастроф», «Сокровища погиб­ ших кораблей», по повести «Считаются пропавшими без вести», по много­ численным очеркам и рассказам в журналах «Вокруг света», «Техника молодежи», «Знание — сила», «Юный техник». Лев Николаевич Скрягин родился • 1930 году в Ленинграде в семье военного моряка. Учился в морском училище, плавал матросом, занимал­ ся литературой, историей и географией. Печататься начал с 1956 года. > избит льдом и обветшал. Палуба, по­ крытая толстым слоем льда и снега, была пуста. Капитан Уарренс не­ сколько раз крикнул. Ответа не было. Поднимаясь с кормы на палубу, ка* питан мельком заглянул в иллюмина­ тор и внутри каюты увидел сидяще­ го перед столом человека. На столе были разложены какие-то бумаги. Из-за плохого освещения Уарренс ни­ чего больше увидеть не смог. Кито­ бои поднялись на палубу и, открыв люк, вошли вовнутрь корабля. Снача­ ла они направились в салон, где Уарренс видел человека. Сидящий за столом человек не обращал внима­ ния на вошедших. Это был мертвец с зеленым лицом и провалившимися глазами. В руке он держал гусиное перо. Перед ним лежал раскрытый журнал. На недописанной странице моряки прочитали английский текст: «14 ноября 1762 года. Семнадцатый день мы зажаты в этих льдах. Вчера погас огонь. Наш капитан пытается безуспешно разжечь его. Сегодня ут­ ром скончалась его жена. Спасения нет...» Не говоря ни слова, Уарренс и матросы вышли из салона. В каюте капитана на кровати они увидели труп женщины. Ее лицо хорошо сохранилось, и лишь по то­ му, как неестественно лежало ее тело, можно было понять, что она мертва. Рядом на полу сидел мертвец. В од­ ной руке у него было зажато креса­ ло. а в другой — кремень. Рядом лежал еще один труп. Видимо, это и был капитан, о котором говорилось в судовом журнале. На баке, в кубрике на койках мо­ ряки обнаружили несколько мертвых матросов. В проходе у деревянного трапа лежал скорченный труп юнги. На корабле не было ни крошки пи­ щи, ни топлива. Ужас охватил китобоев — людей очень набожных и суеверных. Матро­ сы начали роптать, они требовали вернуться немедленно на «Гренланд- дию». Уарренсу удалось незаметно от матросов унести с собой часть вах­ тенного журнала. Именно только часть, потому что, когда он взял его со стола, журнал начал рассыпаться в его руках. Когда «Гренландия» вернулась в Англию, Уарренс заявил о своей на­ ходке лордам Адмиралтейства. Но по остаткам представленных Уаррен- сом журнала нельзя было установить название и порт приписки этого плен­ ника полярных льдов. При осмотре же корабля моряки «Гренландии» не смогли прочитать на его корме на­ звание, так как оно уже было стер­ то временем. Так и осталось неизве­ стным имя этого первого Летучего Голландца Арктики, тринадцать лет находившегося в цепких объятиях льдов. Л Е В С КРЯ ГИ Н , МУРМАНСКОЕ ВЫСШЕЕ ИНЖЕНЕРНОЕ МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (дневное и вечернее) На подготовительное отделение принимаются моряки, рабочие м колхозники, годные по состоянию здоровья к морской службе, имеющие среднее образование и стаж работы не менее одного го­ да, а также демобилизованные из рядов Вооруженных Сил СССР. Отбор и направление на подготовительное отделение осуществ­ ляется непосредственно руководителями флотов, промышленных предприятий колхозов, командованием воинских частей по ре* комендации партийных, комсомольских и профсоюзных организа­ ций. Для поступления на подготовительное отделение необходимо представить следующие документы: 1 . Заявление с указанием формы обучения и будущей специаль­ ное™. 2 Направление по установленной форме. 3. Документ о среднем образовании |е подлиннике). 4. Характеристика с места работы. 5. Выписка из трудовой книжки, заверенная руководителем пред­ приятия. 6 . б фотокарточек (без головного убора, 3x4 см). 7. Медицинская справка по форме Н* 286. Слушатели подготовительного отделения, успешно сдавшие вы­ пускные экзамены, зачисляются на 1 курс без вступительных экзаме­ нов. Прием документов на обучение с отрывом от производства с 1 сентября по 10 ноября 1971 г. Начало занятий с 1 декабря 1971 г. На обучение без отрыва от производства с 1 августа по 10 сентяб­ ря 1971 гч начало занятий с 1 октября 1971 г. Слушателям подготовительного отделения, обучающимся с отры­ вом от производства, выплачивается стипендия. Иногородним пре- доставпяется общежитие. Заявления принимаются на подготовитель­ ном отделении училища. Подробные справки о подготовительном отделении можно полу­ чить по адресу: Мурманск-10, ул. Спортивная, 13, подготовительное отделение, или по телефону: 7-35-83 доб. 25. Зам. редактор:* П. А . БЫ СТР0УМ О В . ИЗ О КЕАН А В ПОРТ СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД РТ-Ш «Херсон», РТ-Ш «Гатоша РТ -m «Магадан», БМРТ-4Я «каш тан Демидов», БМ РТ-Ш «гоголь ВМРТ-392 «Нептун», СРТ-М Э-И СРТ-Юв. ЗА ВТ РА : PT-14S «Украина», С Р 441, PC-529S. S А ВГУСТА : РТ-43 «А. ВрвДО! PC-5273, PC-52S7, PC-5J53, учебш судов «Компас» и «Комиссар Пол хин», Т Р «Космонавт Гагарин». «Рыбный Мурман». Инде 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурманская областная типогр фия, г. Мурманск. Зак. 4226. ПН-04420.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz