Рыбный Мурман. 1971 г. Август.

рузеи наших 1948 год был для Гданьской верфи переломным. По требо­ ванию и запросам отечествен­ ного торгового флота Польша закупила техническую докумен­ тацию у французской фирмы А. Норманд из Гавра на рудо- углевоз грузоподъемностью 2540 тонн с паровой машиной мощностью 110 ft лошадиных сил. Проект этого судна услов­ но был назван Б-30. Право по­ стройки головного рудоуглеао- э* этой серии было предо­ ставлено гданьским корабе- М. ЕРМАШОВ, электромеханик танкера «Кекур», аспирант ЛГУ им. О. В. Куусинена. Я ПОЧТИ гол жил в Гданьске. Мне ежедневно приходи* лось бывать»на судоверфи, ходить по ее многочислен­ ным монтажным цехам и сборочным стапелям, плечом к плечу работать с обаятельными гданьскими судостроителями, не раз я присутствовал и на торжествах по спуча» спуска на воду новых судов. В основу данных заметок легли мои личные впечатления от встреч и бесед со многими жителями Гданьска, факты, виденные мной, а также материалы, любезно предоставленные работника- ми архива Гданьской судостроительной верфи имени Владимира Ильича Ленина. В пасмурный день б ноября 1948 года произошел спуск на 5 3 воду первого морского отече- 52? стнвнного судна, построенного ^ 5 на польской верфи польскими S 3 рабочими и инженерами. Спуск судна на воду всегда 5 3 является большим и радостным ===. событием в жизни страны, a S 3 первенца — вдвойне. 5 3 На борту судна красовалось 5 i* вго название «Солдек». Это фа- 5 3 мидия передового разметчика 5 5 верфи Станислава Солдека. На трибуну поднялся пред- 5 3 ставите». Министерства Пои»- 5 3 осой Народной Республики. — Первое построенное в Польше судно, — сказал он, 5 5 •—названо фамилией рабочего, 5 5 передовика труда., Название этого судна как нельзя лучше говорит о настоянием и « буду- щем народной Польши. Разве мог,.подумать -Станмс* 5 3 лав Солдац, что оиЛимеивм бу- 55» дет назваио^парвое j построен- 5 5 - нов * «ране судно?.Лрасто онд^ЙЭ честно и добросовестно выпал- 5 3 нял свои рабочие обязанности, И вот он, волнуясь, тоже под- 5 5 нялся на трибуну. В глубокой 5 5 тишине его слова звучат как 5 2 присяга: — Клянусь честью польского рабочего, -- « N IK ЖЮЛ1Г маЖ*---Д5|« Д М СЛО ВО , г м о р м с ОНщ ~ ттФЙШЛщА сяоим не опозорю, фамилии, I стада* нием лерёого* ыофклфго судне^-g g построенного ловьсдшмн аер~ *==3 фмхь Обещаю всегда добро- ^ 3 совестно вьюолнять^ сво* обя- =fr: заимеет^ 7 TioateiHiw: и север- ~ швнст4о*аи у ,гШМйфм1бацию, . слуэиитьпримером^ -смей ж нз^=р* ■ныа и работой трудящимся, a также непоколебимо стоять на = * страже достижений рабочего Но уже «ескадько недель спустя после этого торжества соеетские и польские войска перешли границу Восточной Пруссии и 30 марта 194S года штурмом овладели городом Гданьском. Для гданьских ко­ раблестроителей началась но­ вая эра, эра созидание судов для мирной службы стране и польскому народу. начала 70-я годов XV века са­ ми стали строить большие «а- раеелод внеся в эго дело мно­ го усовершенствований». В конце XVII! века в Гданьске создается первая верфь в под­ линном смысле этого слова* Это был завод — цех судовых плотников Яна Клавиттера, строивший вначале деревянные суда, а позднее — с металли­ ческими корпусами. В 1844 году основались коро* левские заводы по строитель* ству военных корветов в ос* новном для прусского флота» С 1904 года на этих заводах приступили к производству подводных лодок. После поражения милитари­ стской Германии в воине 1914-*» 1918 годов эти заводы стал фи­ нансировать международный империализм с участием Франции и Великобритании. Приход к власти Гмтяера по­ служил началом интенсивной подготовки Германии к воине. Погреть руки на военных зака­ зах решили* и те финансовые воротилы, которые управляли королевскими' судостроитель­ ными заводами в вольном го­ роде Гданьске. Производствен­ ная мощность этих заводов би- ла резко увеличена; они стали работать на германский воен­ ный потенциал, снабжать гитле­ ровский военный флот подвод­ ными лодками. Гданьск... Древняя морская столица Польши, вступившая во второе тысячелетие своего су­ ществования. Гданьск —- город прославленных моряков и вы­ дающихся корабелов. Здесь не территории почт в 400 га рас­ положено «царство» древних гданьских судостроителей. А то, что гданьчане а старину зани­ мались этим видом промысле, подтверждает такой неоспори­ мый факт. В 1462 году французская ка­ равелла «Петр де ля Рошеле» с грузом соли прибыла в Гданьск. По тому времени это был громадный корабль. Длина его составляла 43 метре, а ши­ рина —- 12 метров. Тайме раз­ меры, естественно, удивили гданьских мастеров корабелы* иых дел, дотоле занимавшихся строительством небольших па­ русных суденышек, так называ­ емых кот. На пути своего Следования французская каравелла попала в сильный шторм и потерпела аварию. Во время ремонта, ко­ торый успешно произвели гданьские мастера, они в со­ вершенстве изучили скелет французского парусника и е Еще горели дома, еще на окраинах Гданьска велись оже­ сточенные бои, а в город уже прибыла так называемая Мор­ ская оперативная группа. Она была создана в Быдгоще 5 мар­ та 1945 года. Во главе этой группы стоял инженер Влади­ слав Щедрович. Задача Мор­ ской оперативной группы за­ ключалась в немедленной при* емке и охране предприятий и промышленных объектов по мере их освобождения Совет* ской Армией и Войском Поль­ ским. В ночь с 27 на 28 марта члены этой группы вместе е наступающими советскими » польскими войсками прибыли в город. Вот как вспоминает этот момент Владислав Щедро* вич: «В тород мы приехали но­ чью. Это была одновременно радостная и страшная ночь. Ра­ достная — потому, что мы по­ лучили известие о том, что Гданьск возвращен Польше, страшная — из-за ужасов вой­ ны. Когда мы въезжали i город, горели дома, а мы, как привидения, пробирались через море огня». Все тогда было сложным и трудным. И те технические приемы и методы, которые применялись при строительст­ ве рудоуглевоза «Солдек», давно уже отошли в преданье. Но тогда... тогда это был еже­ дневный, ежечасный нелегкий труд гданьских корабелов. 'Об-'; шивка судна монтировалась изг отдельных листов, соединяв­ шихся закл$пка^и, Это была кропот^мра^я ^и ‘ Скрупулезная работа. Грунтовка корпуса, его покраска производились"вруч­ ную. Это был? .очень тФкёлб» дорого, а главное, долго,очень долго. Только через год рудоугле- воз «Солдек» вступил в -жсплу- атацию и ушел в свои первый рейс. Он до сих пор бороздит мо­ ря и океаны под мирным бе­ ло-красным флагом Польской Народной Республики, прослав­ ляя д^ла и свершения с своих 1 создателей. А Станислав Сол­ дек, простой ничем не приме­ чательный парень, в 1953 году заканчивает Гданьский кораб­ лестроительный институт и по­ лучает право носить гордое имя инженера-судостроителя. С 1963 года и по настоящее время Станислав Солдек воз­ главляет судостроительную верфь «Висла». (Продолжение следует) Ш И 11Ш111111Н11111Ш11111Ш111(||||||||111111111111ШШ11Ш1ШШ1Ш1ШШ1!Ш!1111ШШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz