Рыбный Мурман. 1971 г. Август.
рузеи наших 1948 год был для Гданьской верфи переломным. По требо ванию и запросам отечествен ного торгового флота Польша закупила техническую докумен тацию у французской фирмы А. Норманд из Гавра на рудо- углевоз грузоподъемностью 2540 тонн с паровой машиной мощностью 110 ft лошадиных сил. Проект этого судна услов но был назван Б-30. Право по стройки головного рудоуглеао- э* этой серии было предо ставлено гданьским корабе- М. ЕРМАШОВ, электромеханик танкера «Кекур», аспирант ЛГУ им. О. В. Куусинена. Я ПОЧТИ гол жил в Гданьске. Мне ежедневно приходи* лось бывать»на судоверфи, ходить по ее многочислен ным монтажным цехам и сборочным стапелям, плечом к плечу работать с обаятельными гданьскими судостроителями, не раз я присутствовал и на торжествах по спуча» спуска на воду новых судов. В основу данных заметок легли мои личные впечатления от встреч и бесед со многими жителями Гданьска, факты, виденные мной, а также материалы, любезно предоставленные работника- ми архива Гданьской судостроительной верфи имени Владимира Ильича Ленина. В пасмурный день б ноября 1948 года произошел спуск на 5 3 воду первого морского отече- 52? стнвнного судна, построенного ^ 5 на польской верфи польскими S 3 рабочими и инженерами. Спуск судна на воду всегда 5 3 является большим и радостным ===. событием в жизни страны, a S 3 первенца — вдвойне. 5 3 На борту судна красовалось 5 i* вго название «Солдек». Это фа- 5 3 мидия передового разметчика 5 5 верфи Станислава Солдека. На трибуну поднялся пред- 5 3 ставите». Министерства Пои»- 5 3 осой Народной Республики. — Первое построенное в Польше судно, — сказал он, 5 5 •—названо фамилией рабочего, 5 5 передовика труда., Название этого судна как нельзя лучше говорит о настоянием и « буду- щем народной Польши. Разве мог,.подумать -Станмс* 5 3 лав Солдац, что оиЛимеивм бу- 55» дет назваио^парвое j построен- 5 5 - нов * «ране судно?.Лрасто онд^ЙЭ честно и добросовестно выпал- 5 3 нял свои рабочие обязанности, И вот он, волнуясь, тоже под- 5 5 нялся на трибуну. В глубокой 5 5 тишине его слова звучат как 5 2 присяга: — Клянусь честью польского рабочего, -- « N IK ЖЮЛ1Г маЖ*---Д5|« Д М СЛО ВО , г м о р м с ОНщ ~ ттФЙШЛщА сяоим не опозорю, фамилии, I стада* нием лерёого* ыофклфго судне^-g g построенного ловьсдшмн аер~ *==3 фмхь Обещаю всегда добро- ^ 3 совестно вьюолнять^ сво* обя- =fr: заимеет^ 7 TioateiHiw: и север- ~ швнст4о*аи у ,гШМйфм1бацию, . слуэиитьпримером^ -смей ж нз^=р* ■ныа и работой трудящимся, a также непоколебимо стоять на = * страже достижений рабочего Но уже «ескадько недель спустя после этого торжества соеетские и польские войска перешли границу Восточной Пруссии и 30 марта 194S года штурмом овладели городом Гданьском. Для гданьских ко раблестроителей началась но вая эра, эра созидание судов для мирной службы стране и польскому народу. начала 70-я годов XV века са ми стали строить большие «а- раеелод внеся в эго дело мно го усовершенствований». В конце XVII! века в Гданьске создается первая верфь в под линном смысле этого слова* Это был завод — цех судовых плотников Яна Клавиттера, строивший вначале деревянные суда, а позднее — с металли ческими корпусами. В 1844 году основались коро* левские заводы по строитель* ству военных корветов в ос* новном для прусского флота» С 1904 года на этих заводах приступили к производству подводных лодок. После поражения милитари стской Германии в воине 1914-*» 1918 годов эти заводы стал фи нансировать международный империализм с участием Франции и Великобритании. Приход к власти Гмтяера по служил началом интенсивной подготовки Германии к воине. Погреть руки на военных зака зах решили* и те финансовые воротилы, которые управляли королевскими' судостроитель ными заводами в вольном го роде Гданьске. Производствен ная мощность этих заводов би- ла резко увеличена; они стали работать на германский воен ный потенциал, снабжать гитле ровский военный флот подвод ными лодками. Гданьск... Древняя морская столица Польши, вступившая во второе тысячелетие своего су ществования. Гданьск —- город прославленных моряков и вы дающихся корабелов. Здесь не территории почт в 400 га рас положено «царство» древних гданьских судостроителей. А то, что гданьчане а старину зани мались этим видом промысле, подтверждает такой неоспори мый факт. В 1462 году французская ка равелла «Петр де ля Рошеле» с грузом соли прибыла в Гданьск. По тому времени это был громадный корабль. Длина его составляла 43 метре, а ши рина —- 12 метров. Тайме раз меры, естественно, удивили гданьских мастеров корабелы* иых дел, дотоле занимавшихся строительством небольших па русных суденышек, так называ емых кот. На пути своего Следования французская каравелла попала в сильный шторм и потерпела аварию. Во время ремонта, ко торый успешно произвели гданьские мастера, они в со вершенстве изучили скелет французского парусника и е Еще горели дома, еще на окраинах Гданьска велись оже сточенные бои, а в город уже прибыла так называемая Мор ская оперативная группа. Она была создана в Быдгоще 5 мар та 1945 года. Во главе этой группы стоял инженер Влади слав Щедрович. Задача Мор ской оперативной группы за ключалась в немедленной при* емке и охране предприятий и промышленных объектов по мере их освобождения Совет* ской Армией и Войском Поль ским. В ночь с 27 на 28 марта члены этой группы вместе е наступающими советскими » польскими войсками прибыли в город. Вот как вспоминает этот момент Владислав Щедро* вич: «В тород мы приехали но чью. Это была одновременно радостная и страшная ночь. Ра достная — потому, что мы по лучили известие о том, что Гданьск возвращен Польше, страшная — из-за ужасов вой ны. Когда мы въезжали i город, горели дома, а мы, как привидения, пробирались через море огня». Все тогда было сложным и трудным. И те технические приемы и методы, которые применялись при строительст ве рудоуглевоза «Солдек», давно уже отошли в преданье. Но тогда... тогда это был еже дневный, ежечасный нелегкий труд гданьских корабелов. 'Об-'; шивка судна монтировалась изг отдельных листов, соединяв шихся закл$пка^и, Это была кропот^мра^я ^и ‘ Скрупулезная работа. Грунтовка корпуса, его покраска производились"вруч ную. Это был? .очень тФкёлб» дорого, а главное, долго,очень долго. Только через год рудоугле- воз «Солдек» вступил в -жсплу- атацию и ушел в свои первый рейс. Он до сих пор бороздит мо ря и океаны под мирным бе ло-красным флагом Польской Народной Республики, прослав ляя д^ла и свершения с своих 1 создателей. А Станислав Сол дек, простой ничем не приме чательный парень, в 1953 году заканчивает Гданьский кораб лестроительный институт и по лучает право носить гордое имя инженера-судостроителя. С 1963 года и по настоящее время Станислав Солдек воз главляет судостроительную верфь «Висла». (Продолжение следует) Ш И 11Ш111111Н11111Ш11111Ш111(||||||||111111111111ШШ11Ш1ШШ1Ш1ШШ1!Ш!1111ШШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz