Рыбный Мурман. 1971 г. Август.
рщ ш щ V, - 1 ЩЩШШт x->jxvw.::x:x<-vx- ва у с п е х Год издания ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫ БА» И ПАРТКОМОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ Н 98 (2478) 20 АВГУСТА 1971 г. Цена 2 коя. Кгшитан траулера «Лоц ман* Иван .Иванович Стол бов, начиная ,свой рассказ и говоря о промысловой обста новке, сказал так: — Может быть хуже, но..* И капитан развел руками. Очередной рейс был у тра улера обычным, 17 суток. Промышляли в районе Кани на Носа. Задание было—вы ловить 506 центнеров рыбы. Экипаж взял 600 центнеров. С самых первых дней про мысла на палубе траулера стояла бочка. Поначалу спра шивали: же кубышку ПРОМЫСЛА В АВГУСТЕ ни одно из ры бодобывающих пред* приятии Мурманской области не справляется с пла ном по добыче рыбы. У трало вого флота недолов за сем* ивдцать дней месяца превышал 84 тысячи центнеров, у «Мур- мансёльди» — 15,4 тысячи цент неров, у рыбаков-колхозников **-. 2,3 тысячи центнеров. В настоящее время основная группа судов бортового трале ния тралового флота (28 кораб лей) находится в районе За падной Медвежки. Суточная выработка полуфабриката в среднем на корабль здесь не Превышает 5 тонн. Остальные корабли рассре доточены мелкими группами на Южной Медвежке, в районе Копытова, на Нордкинской банке, в Западном желобе. Производительность промысла •; этих районах также невысокая в связи со слабой сырьевой ба зой. Успеха добиваются лишь Ге экипажи, которые делают большее число тралений, уме ло яедут оперативный поиск. На промысле полярной тре- сочки сосредоточены большие морозильные траулеры, про* мыслово • производственные рефрижераторы, траулеры-лов цы. Они дают основную массу вылова рыбы и выработки пи* щевой продукции. Шесть больших морозильных траулеров находятся у Баффи новой Земли. Здесь ведется промысел макруруса. Вылов в среднем на корабль за сутки составляет 22—24 тонны, за морозка — 11—12 тонн. Есть предпосылки к повышению производительности промысла в этом районе. В районе острова Сейбл че тыре БМРТ облавливают хек. Вылов за сутки 33—34 тонны, выпуск пищевой продукции — 22—23 тонны. Обращает на себя внимание успешная работа экипажа БМРТ-415. В июле он облввли- Тамара Ивановна Лемешева — элек тросварщица Кан далакшского меха нического завода. Работает она на новом специализи- ВВШ 1 А Ц ir n a fT im выпуску трале* ■ ага г енамжднмс. Изо дня в день, из месяца в месяц Тамара Фото А. Брысоаа. Повышать действеность парногн группового соревнования 18 августа президиум Мурманского областного Совета проф союзов обсудил вопрос «О работе базовых комитетов профсоюза управлений тралового флэта, «Мурмансельди» и «Севрыбхолод- флота» по организации парного и группового соревнования ере* ди экипажей судов»». Наряду с положительными моментами президиум облсовпро- фа отметил недостатки, которые снижают действенность соре»* нования. Руководители промысла, отделы добычи флотов, от дельные капитаны и судовые комитеты слабо используют эти формы соревнования для оказания помощи отстающим экипа жам, недостаточно организуют обмен опытом в районах про мысла. Итоги парного и группового соревнования базовые комитеты и хозяйственные руководители подводят не после окончания рей са, а поквартально и без глубокого анализа. Вопросы об улучше нии этого соревнэвания не обсуждаются. Недостаточно исполь зуются моральные и материальные стимулы поощрения передо виков. В принятом постановлении президиум обсовпрофа определил меры улучшения организации парного и группового соревнова ния. ввл разноглубинным тралом мойву. В настоящее время, ко* гда концентрации мойяы резко ухудшились, коллектив кораблв промышляет разноглубинным тралом путассу и заморажива ет его до 32—35 тони в сутки. В отдельные дни прилов окуня достигает 10—20 процентоя. Необходимо держать под конт ролем район работы БМРТ-415 и в случае стабильных резуль татов развивать здесь промы сел. Сейчас управление тралового флота направило БМРТ-428 и ПРТ «Прокопьевска к берегам Африки. Экипажи имеют все необходимое для успешиого яедения различных способов лова. Можно рассчитывать на успешный промысел в этом районе. Общий вывод таков — сырь евая база в третьей декаде ав густа, начале сентября в Барен цевом море и ряде других районов лова останется слабой. Для выполнения плана добычи необходимо увеличивать 'число кораблей на лову, активизиро вать парное и групповое сорев нование, бороться за эффек тивность каждого траления. •ч» Это кто завел? А была эта бочка действи тельно кубышкой для клип- фяскника Василия Василье вича Холодова. С самых пер вых часов в этом рейсе на чал он кропотливо собирать каждую штучную рыбу. Трес ки, особенно поначалу, было очень мало: всего по 10— 15 штук приходило с каждым тралом. И уж ни одной он не пропускал. А когда отсутст вовал на палубе — тогда ма тросы складывали рыбу в его «персональную», бочку. Вот такой подход К своему делу позволил В. В. Холодову вы работать полторы тонны клипфиска, что перекрывает запланированную цифру. Напряженно трудились в этом рейсе рыбаки «Лоцма на». Консервщики С. Н. Хар ченко и Н. И. Барабанов при плане 4300 изготовили 6629 условных банок консервов. Было очень много прилова, но, однако, за борт ничего не выбрасывалось. Всякая рыба шла в дело. И в итоге за рейс изготовлено 8 тонн рыбной муки, что почти наполовину перекрывает рейсовое зада ние. Обстановка на промысле сложилась такая, что не по завидуешь. Затрудняла рабо* ту плохая видимость, и глав ным ориентиром были буи* Вдобавок — грунт в том рай оне тяжелый. Тралы часто требовали чинки, так чт<г тралмейстеры все время на ходились в работе. Делали все для того, чтобы лов велся не прерывно. Золотые руки у. тралмейстера Андрея Игнать евича Майзерова, старого опытного рыбака, потомст венного помора. Да и помощ ники его Николай Викторо вич Минин и Петр Семено вич Спригайло — в деле на промах. А с буем казус вышел. На особенно задевистом месте рыбаки «Лоцмана» поставили свой буй. Виден он был да леко и заметен очень. Буй по ставили для себя, для памя ти. Увидели его другие суда — думают, рыба здесь. Одно подошло судно, другое — и у обоих тралы рваные. Потом уже разобрались, что к чему. Да и сам «Лоцман» оставил это «счастливое место» и перешел работать на восточ ную сторону. Особенность этого рейса и успех его зависели в немалой степени от того, что тралмей стеры применили измененный вариант трала: работали с облегченной подборой. И к тому же четко выдерживали режимы траления. В сутки было до 12—14 тралений. Улов пусть невелик: каждый трал приносил до 400 кило граммов рыбы, а все это сло жилось в большую цифру, в тонны, в выполнение рейсо вого задания. В . КАРСКИЙ. О п р о м ы с л е пелагическим тралом О СНОВНЫЕ промысловые рыбы Баренцева моря, треска, пикша, морской окунь, кото рых иногда называют «донными», у дна держатся незначительное время. Большую часть жизни они проводят над грунтом, совершая вер тикальные миграции за пищей (мойвой, сайкой, сельдью, капшаком). Треска 6—7-летнего возраста полностью переходит на рыбное питание и у дна держится считанные часы, а окунь всегда питает ся в пелагиале. Поэтому давно назрел вопрос о промысле трески и окуня пелагическим тралом. В 1971 году некоторые успехи в этом направ лении имели мурманские БМРТ на облове окуня, но на промысле трески пелагическим тралом больших успехов пока не достигнуто. Это проис ходит потому, что промысловики еще плохо зна- поведение рыбы а толще воды. Исследования показали, что пелагический лов перспективен в период, когда рыба идет на от корм и косяки ее выходят с больших глубин на меньшие. Например, в июне самки окуня после отмета личинок с глубин 600—800 м выходят на 400—45С-метровые глубины в районе Копытова, где в это.время находятся скопления самцов. Образуются плотные косяки над грунтом, кото рые можно с успехом облавливать. Промысловые скопления в толще воды, пригод ные для облова, бывают в июне-июле в период выхода трески с Норвежского желоба на Финмар- кенскую и Рыбачью банки. Здесь обычно косяк подошедшей рыбы пополняет скопления местной, кормящейся в этих районах трески. Иностранные траулеры уже несколько лет успешно ведут здесь разноглубинный лов трески в указанный период. Возможен облое трески над грунтом в районах откорма (районе о. Надежды, Зюйдкапский же лоб) в момент подхода в эти районы мойвенных косяков. Тогда треска собирается у плотных скоп лений мойвы и держится некоторое время над грунтом. Как только косяки мойвы рассредота- чиваются, в погоне за пищей, рассеивается и тре ска. Такие скопления в толще воды были отмече ны на эхограммах экспедиционного судна «Тунец» в сентябре и октябре 1968 и 1969 годов. Иногда хорошая обстановка для облова трес ки в толще воды складывается в период, пред шествующий миграциям рыб на нерестилища, ког да откормившаяся рыба с жирной печенью и зре лыми гонадами собирается в плотный косяк И несколько суток держится на одном месте, а по том мигрирует в районы зимовок и нереста. Та кие скопления отмечали экспедиционное судно «Тунец» и РТ-66 «Урал» в Юго-западной части рай<4 она Западного Шпицбергена в конце сентября —* начале октября. На западном склоне Медвежии- ской банки — в октябре, на южном или север ном склонах Гусиной банки в зависимости of термики года, —* в конце сентября—октября, в Сезеро-Центральном районе —в ноябре—декаб* ре. Для выяснения пригодных для разноглубинного лова скоплений необходимо вести исследования и поиск в указанные периоды во всех перечислен* ных районах. В последние годы проявляется большой интерео к промыслу трески разноглубинным тралом в Се* верной Атлантике. Первые опыты,- которые дали положительный результат, провела Франция в районе Южного Лабрадора в 1969 г. Удобные для облова пелагическим тралом скопления трески образуются у Западной Гренландии и Лабрадора вблизи нерестилищ в период с февраля по апрель* Об этом было написано в «Промысловом описав нии районов Ньюфаундленда, Лабрадора и Грен ландии 1967 г.». Т о же самое можно сказать о преднерестовых скоплениях трески и сайды а фев рале-марте у норвежских берегов. Полярный институт указывал также на возмож ность облова пелагическим тралом макруруса в районе Лабрадора, Земли Баффина и у Западной Гренландии (П. И, Савватимский «Макрурус Се верной Атлантики», Мурманск, 1969 г.). Лов сельди на зимовке в Норвежском море разноглубинным тралом конструкции ПИНРО бьну освоен еще в 1958 году. С уменьшением числен-' ности сельди, а следовательно, и мощности ев концентраций, этот промысел практически был ^ прекращен. Однако даже в период низкой чис-^ ленности сельди очень успешно работали суда) ФРГ, применяя приборы контроля хода трала, ко-'‘| торыми в 1964—1967 годах главное управление^ «Севрыба» не располагало, а ПИНРО не имеет их'* и сейчас. Отсутствие приборов контроля хода тра-gj ла на научно-исследовательских судах тормозит,.: работу института в деле исследованйя поведения рыб в толще воды. Т. БЕРГЕР, старший научный сотрудник ПИНРО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz