Рыбный Мурман. 1971 г. Август.
т т ш i « i i S .'•.S’.VAV.V. FAW.W.VA V .V.-Л v.v т т ш ш т Щ&ШЩ-й т ш ш ш СЕГОДНЯ — ДЕНЬ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР страже родного неба Всины-авиаторы Советских Военно-Воздушных Сил из дня в день настойчиво совершен* ствуют свою боевую выучку* уверенно овладевают высотами летного мастерства, увеличив вая ряды классных специали стов. Почетное звание отличных носят многие экипажи, отряды и группы обслуживания. Летчи ки, штурманы, техники и дру гие авиационные специалисты надежно обеспечивают защиту воздушных границ нашей Роди ны. На снимках: ! . Истребитель- бомбардировщик уходит на за дание. 2. Летчики-инженеры старший лейтенант В. Ля* ховский и капитан Э. Даутов после полета. (Фотохроника ТАСС). Г ЕНЕРАЛ ЛЕЙТЕНАНТ авиации ■отставке Бо рис Васильевич Стерлигов свою службу в Военно-Воздушных Силах начал в первой половине 20-х годов. Воздушная навигация в ту пору еще только становилась на научную осно ву. Работая в научно-испытательном институте ВВС( Борис Васильевич проявил себя способным нави гатором, склонным к конструкторской и исследо вательской работе. Созданный им в 1925 году вет рочет стал неотъемлемой частью штурманского снаряжения. В 1929 году в жипаже С. А. Шестакова"на са молете АНТ-4 «Страна Советов» в качестве летчи- ка-наблюдателя Б. В. Стерлигов успешно соверша ет первый в истории перелет иэ Москвы в Амери ку. Написанное им и изданное в 1930 году «Руко водство по воздушной навигации» было первым капитальным трудом по штурманскому делу. В 1932 году Борис Васильевич становится пер вым руководителем штурманской службы Военно- Воздушных Сил. В годы Великой Отечественной войны, будучи главным штурманом ВВС, он заре комендовал себя умелым организатором, настой чиво разрабатывал новые способы и методы са молетовождения и боевого применения авиации, решительно вводил их в боевую практику полетов. После войны он умело направлял работу штур манской службы на освоение новой авиационной техники и овладение полетами в сложных мете орологических условиях. Ему, зачинателю штур манской службы ВВС, есть чему радоваться и чем гордиться, глядя на современное состояние воен ной авиации. В ее достижениях есть доля и его труда. Поздравляя Бориса Васильевича с 70-летнем, от души хочется пожелать ему доброго здоровья и много радостей в жизни. Н. КОНДРАТЬЕВ, генерал-майор авиации запаса, кандидат технических наук. Ниже публикуется отрывок из воспоминаний Б. В. Стерлигова о полете иэ Москвы в Америку. На крыльях „Страны * ш» • * if* Л л СЕНТЯБРЯ облегченная I / машина оторвалась от прес- ной воды Амура и взяла курс на Николаевск. Морской этап по лета начался. Теперь на левом си денье морской летчик Болотов. В тот же день через 4 часа 28 ми нут полета мы сели в Николаевске-на- Амуре. А-утром 13 сентября повтори лась старая,:хабаровская история — машина не могла взлететь. Весь день ушел на' безрезультатные попытки взлета. После разговора с Москвой по телеграфу было решено снять с само- г лета все, без чего можно лететь, — личные вещи экипажа, осветительное оборудование, спасательное снаряже ние. • . Ьрошло еще несколько дней. 18 сентября решили слить часть горюче го. Теперь мы могли долететь до Пет- ропавловска-на-Камчатке только при боковом или попутном ветре. И вот наконец машина оторвалась, имы уст ремились на восток. Сахалин закрыт сплошной облачностью. Пересекаем его за облаками. Выйдя в Охотское море, пробиваем облачность вниз и ле тим над самой водой на высоте 100— 200 метров. Дождь сильно ухудшает видимость. Антенну не выпускаем — слишком низко. Проверяю.скорость и направление ветра. Пока он попутно боковой. Это хорошо. Через 4 часа полета, около полу дня, поднялись в окно над облаками. Беру секстантом полуденную высоту солнца. При этих условиях позицион ная линия и географическая парал лель имеют одно направление. Обна ружилось отклонение к северу на 50 —70 км. Тут же исправили курс. И не напрасно. В середине Охотского моря на линии нашего пути дрейфо вал пароход «Боровский», сообщав ший нам по радио погоду. Удалось выйти прямо на корабль. Сделали над ним приветственный . круг. .Люди на палубе махали нам руками и флагами. . При подходе к камчатскому берегу надо было обязательно знать, закры ты ли сопки облачностью. Высота Камчатских сопок была больше потол- ка нашей машийы; Если они закрыты, следовало сесть у берега Охотсного моря, в Усть-Большерецке. Здесь впервые я оценил по-настояЩёму р&- дйо. Отстукав несколько раз свои по- аывные, с восторгом услышал ответ ный раздельный четкий стук петро павловской рации. Леонов сообщил, что сопки открыты. Мы уверенно начали набор высоты и скоро увидали сверкав шие в лучах заходившего солнца са харные головы знаменитых сопок: Ко рякской, Авачинской и Вилюйской. Приводнились в Авачинской бухте. Первое серьезное морское испытание «Страна Советов» и ее экипаж вы держали." . . . В Петропавловске мы расставались с родной землей. Следующий пункт посадки — остров Атту. До него 1100 км и около 7 часов полёта над открытым морем. По трудности и не-, обходимой точности навигации это был кульминационный этап всего пе релета. Остров Атту — самый за падный из Алеутской гряды, тяну щейся на запад от Аляски. Островок скалистый — вершина потухшего вулкана, не более 4 километров в по перечнике, что при расстоянии в 1100 километров требовало особой точно сти самолетовождения. Будь ясная погода, мы бы увидели остров за 100 километров, но сидеть у моря и ждать погоды мы уже не могли. На носу ок тябрь. Эх, если бы тогда были на дежные радиокомпасы и приводные радиостанции! Но эти могучие сред ства появятся только спустя 8—10 лет. А пока приходилось надеяться только на точность нашей аэронави гации на базе треугольника скоростей. Если бы мы промахнулись, то вообще бы никуда не прилетели: горючего вернуться назад у нас не хватало. У острова Атту, в небольшой бух те, стоял сторожевой корабль «Крас ный вымпел» — старейший корабль Тихоокеанского флота. Он привез на остров для нас горючее и в ожидании прилета передавал по радио в Петро павловск погоду и состояние моря. На корабле находился авиационный пред ставитель. Дождливым, хмурым утром 21 сен тября при штормовой волне «Страна Советов» вырулила нэ Петропавлов ской бухты на Авачинекнй рейд и, легко взлетев, устремилась над са мыми волнами Берингова моря на вос ток. Прощай, родная земля! Море в белых барашках. Ветер' по путно-боковой, видимость около полу тора километров: Не то дождь, не то туман. Идем по компасу; Часто изме ряю угол сноса, сбрасывая навигаци онные бомбы. От них на поверхности моря долго сохраняется большое зе леное пятно. Угол сноса плюс 20—22' градуса, путевая скорость около 155 кйлометров-в час. .Если и дальше бу дет так, то через 7 часов подойдем к острову. Но ветер усиливается, уве личивается енос*и путевая скорость. Ввожу поправки. Примерно посереди не пути самолет внезапно меняет куре на 20—30 градусов к северу. Выена- киваю к летчикам. Машину ведет, си дя на правом сиденье, Шестаков. — В чем дело, Семен Александро вич? ■ - ■< : , — Беру поправку: нас сильно сно сит, спокойно отвечает он. — Так ведь курс на компасе уста новлен уже с учетом сноса в 25 гра дусов! — говорю ему. Шестаков возвращает машину иа установленный курс. За двадцать минут до расчетного времени появления острова экипаж распределил наблюдение по секторам: Болотову — левый, Шестакову — правый, мне — передний. Минут че рез десять первым кричит Шестаков: — Вижу остров! Машина шла с большим правым сносом, поэтому остров Шестаков уви дел справа, и ему показалось, как он говорил потом, что наш курс шел ми мо острова. За плотной завесой дождя и тумана остров кажется более темной частью горизонта. Подходим к скалистым бе регам и идем, огибая остров с севера. Вот и узкий вход в гавань, и на его поверхности «Красный вымпел». Ка кой он маленький! „ Болотов мастерски сажает машину в бухту. Отдаем якорь. Подходит шлюпка. Радостная встреча с моряка ми. Они, бедняги, ждут нас здесь роль-, ше месяца, сидят почти без провиан та, мало угля. В ночь на 24 сентября разыгрался шторм. Быстро, «ще в темноте, собра лись, простились с моряками с «Крас ного вымпела» и легко взлетели. Легли на курс на высоте 15—20 мет ров и понеслись над белым от вены морем. Путевая скорость достигала 250 километров в час —: такой был сильный ветер.- G hoo намерялся-легко — по гребням громадных волн. ■ Этот трудный этап длиной в 1415 км мы прошли за 7 часов, имея путе вую скорость более 200 км/час, --
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz