Рыбный Мурман. 1971 г. Август.

т т ш i « i i S .'•.S’.VAV.V. FAW.W.VA V .V.-Л v.v т т ш ш т Щ&ШЩ-й т ш ш ш СЕГОДНЯ — ДЕНЬ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР страже родного неба Всины-авиаторы Советских Военно-Воздушных Сил из дня в день настойчиво совершен* ствуют свою боевую выучку* уверенно овладевают высотами летного мастерства, увеличив вая ряды классных специали­ стов. Почетное звание отличных носят многие экипажи, отряды и группы обслуживания. Летчи­ ки, штурманы, техники и дру­ гие авиационные специалисты надежно обеспечивают защиту воздушных границ нашей Роди­ ны. На снимках: ! . Истребитель- бомбардировщик уходит на за­ дание. 2. Летчики-инженеры старший лейтенант В. Ля* ховский и капитан Э. Даутов после полета. (Фотохроника ТАСС). Г ЕНЕРАЛ ЛЕЙТЕНАНТ авиации ■отставке Бо­ рис Васильевич Стерлигов свою службу в Военно-Воздушных Силах начал в первой половине 20-х годов. Воздушная навигация в ту пору еще только становилась на научную осно­ ву. Работая в научно-испытательном институте ВВС( Борис Васильевич проявил себя способным нави­ гатором, склонным к конструкторской и исследо­ вательской работе. Созданный им в 1925 году вет­ рочет стал неотъемлемой частью штурманского снаряжения. В 1929 году в жипаже С. А. Шестакова"на са­ молете АНТ-4 «Страна Советов» в качестве летчи- ка-наблюдателя Б. В. Стерлигов успешно соверша­ ет первый в истории перелет иэ Москвы в Амери­ ку. Написанное им и изданное в 1930 году «Руко­ водство по воздушной навигации» было первым капитальным трудом по штурманскому делу. В 1932 году Борис Васильевич становится пер­ вым руководителем штурманской службы Военно- Воздушных Сил. В годы Великой Отечественной войны, будучи главным штурманом ВВС, он заре­ комендовал себя умелым организатором, настой­ чиво разрабатывал новые способы и методы са­ молетовождения и боевого применения авиации, решительно вводил их в боевую практику полетов. После войны он умело направлял работу штур­ манской службы на освоение новой авиационной техники и овладение полетами в сложных мете­ орологических условиях. Ему, зачинателю штур­ манской службы ВВС, есть чему радоваться и чем гордиться, глядя на современное состояние воен­ ной авиации. В ее достижениях есть доля и его труда. Поздравляя Бориса Васильевича с 70-летнем, от души хочется пожелать ему доброго здоровья и много радостей в жизни. Н. КОНДРАТЬЕВ, генерал-майор авиации запаса, кандидат технических наук. Ниже публикуется отрывок из воспоминаний Б. В. Стерлигова о полете иэ Москвы в Америку. На крыльях „Страны * ш» • * if* Л л СЕНТЯБРЯ облегченная I / машина оторвалась от прес- ной воды Амура и взяла курс на Николаевск. Морской этап по­ лета начался. Теперь на левом си­ денье морской летчик Болотов. В тот же день через 4 часа 28 ми­ нут полета мы сели в Николаевске-на- Амуре. А-утром 13 сентября повтори­ лась старая,:хабаровская история — машина не могла взлететь. Весь день ушел на' безрезультатные попытки взлета. После разговора с Москвой по телеграфу было решено снять с само- г лета все, без чего можно лететь, — личные вещи экипажа, осветительное оборудование, спасательное снаряже­ ние. • . Ьрошло еще несколько дней. 18 сентября решили слить часть горюче­ го. Теперь мы могли долететь до Пет- ропавловска-на-Камчатке только при боковом или попутном ветре. И вот наконец машина оторвалась, имы уст­ ремились на восток. Сахалин закрыт сплошной облачностью. Пересекаем его за облаками. Выйдя в Охотское море, пробиваем облачность вниз и ле­ тим над самой водой на высоте 100— 200 метров. Дождь сильно ухудшает видимость. Антенну не выпускаем — слишком низко. Проверяю.скорость и направление ветра. Пока он попутно­ боковой. Это хорошо. Через 4 часа полета, около полу­ дня, поднялись в окно над облаками. Беру секстантом полуденную высоту солнца. При этих условиях позицион­ ная линия и географическая парал­ лель имеют одно направление. Обна­ ружилось отклонение к северу на 50 —70 км. Тут же исправили курс. И не напрасно. В середине Охотского моря на линии нашего пути дрейфо­ вал пароход «Боровский», сообщав­ ший нам по радио погоду. Удалось выйти прямо на корабль. Сделали над ним приветственный . круг. .Люди на палубе махали нам руками и флагами. . При подходе к камчатскому берегу надо было обязательно знать, закры­ ты ли сопки облачностью. Высота Камчатских сопок была больше потол- ка нашей машийы; Если они закрыты, следовало сесть у берега Охотсного моря, в Усть-Большерецке. Здесь впервые я оценил по-настояЩёму р&- дйо. Отстукав несколько раз свои по- аывные, с восторгом услышал ответ­ ный раздельный четкий стук петро­ павловской рации. Леонов сообщил, что сопки открыты. Мы уверенно начали набор высоты и скоро увидали сверкав­ шие в лучах заходившего солнца са­ харные головы знаменитых сопок: Ко­ рякской, Авачинской и Вилюйской. Приводнились в Авачинской бухте. Первое серьезное морское испытание «Страна Советов» и ее экипаж вы­ держали." . . . В Петропавловске мы расставались с родной землей. Следующий пункт посадки — остров Атту. До него 1100 км и около 7 часов полёта над открытым морем. По трудности и не-, обходимой точности навигации это был кульминационный этап всего пе­ релета. Остров Атту — самый за­ падный из Алеутской гряды, тяну­ щейся на запад от Аляски. Островок скалистый — вершина потухшего вулкана, не более 4 километров в по­ перечнике, что при расстоянии в 1100 километров требовало особой точно­ сти самолетовождения. Будь ясная погода, мы бы увидели остров за 100 километров, но сидеть у моря и ждать погоды мы уже не могли. На носу ок­ тябрь. Эх, если бы тогда были на­ дежные радиокомпасы и приводные радиостанции! Но эти могучие сред­ ства появятся только спустя 8—10 лет. А пока приходилось надеяться только на точность нашей аэронави­ гации на базе треугольника скоростей. Если бы мы промахнулись, то вообще бы никуда не прилетели: горючего вернуться назад у нас не хватало. У острова Атту, в небольшой бух­ те, стоял сторожевой корабль «Крас­ ный вымпел» — старейший корабль Тихоокеанского флота. Он привез на остров для нас горючее и в ожидании прилета передавал по радио в Петро­ павловск погоду и состояние моря. На корабле находился авиационный пред­ ставитель. Дождливым, хмурым утром 21 сен­ тября при штормовой волне «Страна Советов» вырулила нэ Петропавлов­ ской бухты на Авачинекнй рейд и, легко взлетев, устремилась над са­ мыми волнами Берингова моря на вос­ ток. Прощай, родная земля! Море в белых барашках. Ветер' по­ путно-боковой, видимость около полу­ тора километров: Не то дождь, не то туман. Идем по компасу; Часто изме­ ряю угол сноса, сбрасывая навигаци­ онные бомбы. От них на поверхности моря долго сохраняется большое зе­ леное пятно. Угол сноса плюс 20—22' градуса, путевая скорость около 155 кйлометров-в час. .Если и дальше бу­ дет так, то через 7 часов подойдем к острову. Но ветер усиливается, уве­ личивается енос*и путевая скорость. Ввожу поправки. Примерно посереди­ не пути самолет внезапно меняет куре­ на 20—30 градусов к северу. Выена- киваю к летчикам. Машину ведет, си­ дя на правом сиденье, Шестаков. — В чем дело, Семен Александро­ вич? ■ - ■< : , — Беру поправку: нас сильно сно­ сит, спокойно отвечает он. — Так ведь курс на компасе уста­ новлен уже с учетом сноса в 25 гра­ дусов! — говорю ему. Шестаков возвращает машину иа установленный курс. За двадцать минут до расчетного времени появления острова экипаж распределил наблюдение по секторам: Болотову — левый, Шестакову — правый, мне — передний. Минут че­ рез десять первым кричит Шестаков: — Вижу остров! Машина шла с большим правым сносом, поэтому остров Шестаков уви­ дел справа, и ему показалось, как он говорил потом, что наш курс шел ми­ мо острова. За плотной завесой дождя и тумана остров кажется более темной частью горизонта. Подходим к скалистым бе­ регам и идем, огибая остров с севера. Вот и узкий вход в гавань, и на его поверхности «Красный вымпел». Ка­ кой он маленький! „ Болотов мастерски сажает машину в бухту. Отдаем якорь. Подходит шлюпка. Радостная встреча с моряка­ ми. Они, бедняги, ждут нас здесь роль-, ше месяца, сидят почти без провиан­ та, мало угля. В ночь на 24 сентября разыгрался шторм. Быстро, «ще в темноте, собра­ лись, простились с моряками с «Крас­ ного вымпела» и легко взлетели. Легли на курс на высоте 15—20 мет­ ров и понеслись над белым от вены морем. Путевая скорость достигала 250 километров в час —: такой был сильный ветер.- G hoo намерялся-легко — по гребням громадных волн. ■ Этот трудный этап длиной в 1415 км мы прошли за 7 часов, имея путе­ вую скорость более 200 км/час, --

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz