Рыбный Мурман. 1971 г. Август.

, . ■— 4U ПО ИНОСТРАННЫМ ИСТОЧНИКАМ ш а н д и ШФФНФЮД — Зачем люди ходят • море? — говорила ш автобусе девушка своему попутчику, белобрысо­ му юнцу. — Ведь это трудно. На протяжении мно­ гих месяцев кругом вода и вода, одни и те же лица рядом. И действительно. Зачем люди выходят на дол­ гие месяцы в море? Ради того, чтобы заработать побольше денег? Потому, что не нашли лучшего места испытать свою волю, силу, чувство товари­ щества. Или ради тщеславия, чтобы потом где-то на Украине похвастаться, что был на Севере ры­ баком? А, может, для того, чтобы показать кому- то из близких, что ты уже самостоятельный и умеешь обходиться без поддержки мамы и папы? Не всем морякам удается ответить на эти ка­ верзные вопросы. Иной раз встречаешь чело­ века, у которого голова уже сединой покрыта, который отдал рыбным промыслам всю свою юность и зрелые годы, который ш кругу друзей много раз обещал порвать с морем, да так и уходит с палубы рыболовного траулера на пен­ сию. Загадка и только. И вдруг совсем неожиданно я повстречал мо­ лодого рыбака. От него я не ожидал услышать ответа — биография уж больно коротка, только на деле оно вышло наоборот. Болеет человек морем и болеет серьезно. В споре о нем он го­ ряч и непереубедим. Рыбацкий труд для него не предмет личного обогащения, а нечто боль­ шее, в корне своем благородное и одушевлен­ ное. Море для него — жизнь. Этим человеком оказался Геннадий Агафонов, котельный машинист производственного рефри­ жератора «Григорий Лысенко». Чернявый, щуп­ лый и на вид вовсе не сильный паренек. Ему не­ многим больше двадцати, но рассуждает он уже : не как «салага», е как рыбак, многое в жизни по­ видавший и многое поборовший. Пря беседе с ним невольно проникаешься уважением вот к та­ ким двадцатилетним, выбравшим себе не самую легкую дорогу в жизни. Геннадий Агафонов не мурманчанин. Родился он . в Пермской области. После окончания восьми классов, не задумываясь, пошел учиться в про­ фессиональное техническое училище города Фрунзе, мечтал стать строителем. Со стороны ему нравилась профессия строителя, но когда при­ коснулся к ней руками, понял, что не своим де­ лом занялся. И вовсе не потому, что было тяже­ ло, что приходилось постоянно перекладывать горы кирпича, замешивать тоннами цементный раствор, устанавливать перекрытия. Он уже, есте­ ственно, и не помнит, когда и при каких усло­ виях его отвернуло от стройки. Возможно, что перелом наступил именно в тот момент, когда стали внедрять скоростное строительство и круп­ нопанельную сборку домов. Скорее всего, послед­ нее. Из-под его рук выходили однообразные ко- -робки. Проработав недолгое время и пройдясь по уже выстроенной улице, он увидел близнецы- дома и полное отсутствие выдумки архитектора. Его дорога лежала к морю. В 1967 году, когда поезд подходил к вокзалу Мурманска, Геннадий Агафонов не имел представления о том, чем он будет заниматься на кораблях. Он видел в филь­ мах, как рыбаки ловят рыбу, обрабатывают улов. Но фильмы, как правило, были иемыми, а в кад­ рах редко мелькали улыбающиеся лица. Да в придачу ко всему рыбаки тянули на палубы своих небольших судов сети, а на мурманском рейде еще из окна вагона он увидел далеко не утлые баркасы. Первый рейс на «Печенге». Плавбаза сельдя­ ная. Юркие средние траугеры и сейнеры то и дело подваливали к борту и сдавали свои уловы. В первые дни Геннадий никак не мог сориенти­ роваться в потоке морского серебра. Сельдь за­ таривалась в бочки. Ребята, смотришь, по две на­ сыпали, а он еще только одну добивает. Потом ПОВЫШАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОМЫСЛА СЕЛЬДИ машинное отделение, куда перешел работать. С непривычки от качки да запаха разогретого ма­ шинного масла здорово ломило в голове. Однаж­ ды и душу наизнанку вывернуло. После этого дня три свет был не мил. Но утих шторм. Первый в его жизни шторм. Успокоилось море, и все вста­ ло на свои места. И первая получка была увеси­ стой и непривычной, сначала даже не верилось, что так много заработал, но деньги были насчи­ таны по труду и никаких угрызений совести он не испытал. Половину матери выслал, а сам опять подался в море. Он плавал на базах «Воркута», «Виктор Кингисепп». Прошло три рейса, и он уже чувствовал себя на берегу гораздо хуже, чем в море. С этим чувством пришла любовь к морю. Два года Геннадий Агафонов служил в армии. Был воздушным десантником. Работа в море при­ годилась в армии. Не было страха перед высотой и неизвестностью, когда десантники один за другим проваливались через открытый люк тран­ спортного самолета в кромешную темень ночи, не испытывал он страха, когда десантники прыга­ ли на воду с полной экипировкой. Море научило презирать чувство страха за собственную жизнь, море, как ничто другое, развило в нем сильное чувство товарищества. В армии, как когда-то на флоте, Геннадий Агафонов на учениях стре­ мился прийти на помощь товарищу. В армии он не забывал о флоте, где остались друзья. Сам часто лисал в море и нередко батальонный поч­ тальон приносил ему письма, в обратном адресе которых значилось: «море». После армии он, долго не размышляя, вернул­ ся обратно в Мурманск. И вновь море, вновь не­ легкая рыбацкая работа притянула к себе. На ПР «Григорий Лысенко» шестьдесят комсомольцев. Для одного экипажа это совсем немало. Ребята выбрали Геннадия Агафонова своим вожаком, а он, в свою очередь, быстро нашел ключик к каж­ дому из них. Прошло несколько суток рейса, а во всех службах корабля уже появились и начали действовать комсомольские посты, возобновил работу кружок художественной самодеятельно­ сти, зазвучала радиогазета, открылось молодеж­ ное кафе. Всякий раз сейчас, когДа Геннадий возвращает­ ся из рейса, его встречают у проходной порта. В Мурманске одной женой рыбака стало больше, а совсем недавно еще на одного человека уве­ личилось и население нашего города. В книге регистрации новорожденных записали Валентина Геннадиевича Агафонова. Вот и выходит, что при­ ехал человек в Мурманск со смутно намеченной целью, но прижился к морю и пустил здесь глу­ боко крепкие корни. Нашел человек для себя и правильный путь в жизни, и работу по душе, и семью. Для честного труженика это и есть на­ стоящее счастье. На снимке: Г. Агафонов. Д. САЗОНОВ. Фото автора. За последние годы лов сельди, в частности, в Се­ верном море, претерпел зна­ чительные изменения. Они вызваны повышением эф­ фективности техники лова за счет усовершенствования конструкции тралов и внед­ рения новой поисковой тех­ ники. Большое значение для промысла сельди имеет так­ же переход от бортовых тра­ улеров к кормовым с дви­ гателями мощностью 2000 л. с. и более. Оборудование кормового траулера позволя­ ет значительно сократить вре­ мя на маневры с тралом, осо­ бенно при наличии слипа и соответствующих подъемных средств. Кроме того, благода­ ря лучшим мореходным ка­ чествам, эти суда могут ра­ ботать в сложных гидромете­ орологических условиях, чем бортовые траулеры. Широкое внедрение новых материалов для орудий ло­ ва и использование синте­ тических нитей дозволило увеличить размеры тралов за счет уменьшения диамет­ ра нитей и веса сетей при од­ новременном повышении их сопротивления и прочности. Менее 10 лет тому назад практически все сельдяные траулеры пользовались дон­ ным тралом типа 37/47. Вер­ тикальное раскрытие этого трала, по измерениям сет­ ного зонда, редко превосхо­ дит 3,5—4 м. Для увеличе­ ния раскрытия использова­ ли одну, чаще две распор­ ные доски. Примерно с 1965 г. начали широко ис­ пользовать полупелагические тралы с верхней подборой длиной 35 м и нижней 42 м для судов с двигателем мощностью 900—1000 л. с. Вертикальное раскрытие та­ кого трала достигает пример­ но 8 м (часто его еще снаб­ жают подъемной доской). Считают, что облавливаемая площадь составляет 132 м2. Пелагические тралы, нсполь* зуемые на небольшой глуби­ не для облова в толще воды плотных концентраций сель­ ди, имеют относительно не­ большие размеры. На юге Се« верного моря промысловые суда с двигателями мощно­ стью 850—1000 л. с. букси­ руют тралы, имеющие рас­ крытие 42 м по верху и ни­ зу и 38 м по сторонам. Вер­ тикальное раскрытие такого трала достигает 11—12 м, облавливаемя площадь — 215 м2. Тралы, оборудованные гид­ родинамическими досками, имеют большую маневрен­ ность, их вертикальная об­ лавливаемая площадь дости­ гает примерно 450 м2. При одинаковой скорости буксировки всех трех типов трала (3,5—4 узла) верти­ кальная облавливаемая пло­ щадь для донного трала сос­ тавит 65 м2, для полупела- гнческого трала в два раза больше, а для пелагического трала примерно в семь раз больше. Однако при выборе трала необходимо учитывать и другие обстоятельства, вли­ яющие на его уловнетость: плотность косяка, обычно большую у дна, степень по- ловозрелостн рыб, мутность воды, время суток и сезон­ ность. Большое значение для повышения эффективности промысла имеют разработка и внедрение приборов для об­ наружения рыбных косяков и оценка их запасов. В последние годы широко применяется прибор гори­ зонтального типа с ориенти­ руемым пучком (асдик или сонар). Благодаря применению -по­ исковой техники стало воз­ можным обнаружение нося- ков рыбы на глубине 1000 м. Е ЧР ^г! lU l l l l lB l l l l l lI i i lH l l lJ l l l l l ' i l l i i l l l l l l l l i l 1МЩ11II111191118119111Sit 10.11111111 liIt11111!t1111 i !i11111В1111т СЛЕСЙРЬ-НЙЛЙДЧНК НУЖЕН! Вопрос о восстановлении в штате БМРТ слесаря-наладчнка уже ставился и на страницах пе­ чати и в других инстанциях не­ однократно, но, к сожалению, безуспешно. Безусловно, плано­ мерное сокращение штатов должно выполняться, причем, на мой взгляд, за счет внедрения новой техники, автоматизации и передовых методов труда. По за­ ведованию механика-наладчика ничего нового, облегчающего его труд, не введено. Объем же ра­ бот не остался прежним, а уве­ личился, так как эти суда отра­ ботали уже 15 лет. Если сейчас не исправить до­ пущенную ошибку, то есть не­ удачное сокращение слесаря-на­ ладчика, то через некоторое вре­ мя ее исправлять уже будет поздно. Уже сейчас механцку-налад- чику не Под силу обеспечивать круглосуточную бесперебойную работу технологического обору­ дования на промысле и поддер­ живать его в надлежащем тех­ ническом состоянии. В ночные смены он также должен ликви­ дировать неисправности, чтобы избежать нарушения ра­ боты рыбофабрики, особенно, когда идет выработка филе. На рыбофабрнке, как прави­ ло, всегда 50 процентов личного состава — новички, к тому же рыбмастера нередко слабо под­ готовлены в отношении техниче­ ски грамотной эксплуатации тех­ нологического оборудования, что и является причиной поломок элеваторов, транспортеров, фи­ лейной машины, промывочных машин, воздушных машинок и другого технологического обору­ дования. На мой взгляд, выгоднее сократить одного рыбообработ­ чика, а вместо него ввести в штат слесаря-наладчика. Ведь передки случаи, когда судно в рейс уходит с неполным штатом рыбообработчиков, причем не хватает двух-трех человек. И если ввести в штат слесаря-на­ ладчика за счет одного рыбооб­ работчика, а остальной штат комплектовать всегда полно­ стью, то ущерба в уборке рыбы не будет. Безусловно, руководству, как говорится, виднее, как этот во­ прос решать. Главное — обору­ дование БМРТ требует свое­ временного тщательного ухода. Нельзя не учитывать и того фак­ та, что на СРЗ № 1 ремонт тех­ нологического оборудования до сих пор не налажен. И. ПАРХОМЕНКО, старший механик БМРТ-250 «Пушкин». М АШИННАЯ коман­ да рыболовного трау­ лера «Сосновец» на­ дежный помощник судоводи­ телям и палубной команде. Механики под началом стар­ шего механика Айатолня Яковлевича Бурковского обеспечивают судну хоро­ ший ход, механизмы всегда работают бесперебойно и на­ дежно. Во время короткой между­ рейсовой стоянки здесь про­ изведено ремонтных работ в объеме 600 нормо-часов. Ма­ шинная команда РТ-152 бо­ рется за звание коллектива коммунистического труда. На снимке: старший меха­ ник А. Я. Бурковскнй и старший машинист А. Н. Сы­ чев. Фото С. Данилова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz