Рыбный Мурман. 1971 г. Август.
, . ■— 4U ПО ИНОСТРАННЫМ ИСТОЧНИКАМ ш а н д и ШФФНФЮД — Зачем люди ходят • море? — говорила ш автобусе девушка своему попутчику, белобрысо му юнцу. — Ведь это трудно. На протяжении мно гих месяцев кругом вода и вода, одни и те же лица рядом. И действительно. Зачем люди выходят на дол гие месяцы в море? Ради того, чтобы заработать побольше денег? Потому, что не нашли лучшего места испытать свою волю, силу, чувство товари щества. Или ради тщеславия, чтобы потом где-то на Украине похвастаться, что был на Севере ры баком? А, может, для того, чтобы показать кому- то из близких, что ты уже самостоятельный и умеешь обходиться без поддержки мамы и папы? Не всем морякам удается ответить на эти ка верзные вопросы. Иной раз встречаешь чело века, у которого голова уже сединой покрыта, который отдал рыбным промыслам всю свою юность и зрелые годы, который ш кругу друзей много раз обещал порвать с морем, да так и уходит с палубы рыболовного траулера на пен сию. Загадка и только. И вдруг совсем неожиданно я повстречал мо лодого рыбака. От него я не ожидал услышать ответа — биография уж больно коротка, только на деле оно вышло наоборот. Болеет человек морем и болеет серьезно. В споре о нем он го ряч и непереубедим. Рыбацкий труд для него не предмет личного обогащения, а нечто боль шее, в корне своем благородное и одушевлен ное. Море для него — жизнь. Этим человеком оказался Геннадий Агафонов, котельный машинист производственного рефри жератора «Григорий Лысенко». Чернявый, щуп лый и на вид вовсе не сильный паренек. Ему не многим больше двадцати, но рассуждает он уже : не как «салага», е как рыбак, многое в жизни по видавший и многое поборовший. Пря беседе с ним невольно проникаешься уважением вот к та ким двадцатилетним, выбравшим себе не самую легкую дорогу в жизни. Геннадий Агафонов не мурманчанин. Родился он . в Пермской области. После окончания восьми классов, не задумываясь, пошел учиться в про фессиональное техническое училище города Фрунзе, мечтал стать строителем. Со стороны ему нравилась профессия строителя, но когда при коснулся к ней руками, понял, что не своим де лом занялся. И вовсе не потому, что было тяже ло, что приходилось постоянно перекладывать горы кирпича, замешивать тоннами цементный раствор, устанавливать перекрытия. Он уже, есте ственно, и не помнит, когда и при каких усло виях его отвернуло от стройки. Возможно, что перелом наступил именно в тот момент, когда стали внедрять скоростное строительство и круп нопанельную сборку домов. Скорее всего, послед нее. Из-под его рук выходили однообразные ко- -робки. Проработав недолгое время и пройдясь по уже выстроенной улице, он увидел близнецы- дома и полное отсутствие выдумки архитектора. Его дорога лежала к морю. В 1967 году, когда поезд подходил к вокзалу Мурманска, Геннадий Агафонов не имел представления о том, чем он будет заниматься на кораблях. Он видел в филь мах, как рыбаки ловят рыбу, обрабатывают улов. Но фильмы, как правило, были иемыми, а в кад рах редко мелькали улыбающиеся лица. Да в придачу ко всему рыбаки тянули на палубы своих небольших судов сети, а на мурманском рейде еще из окна вагона он увидел далеко не утлые баркасы. Первый рейс на «Печенге». Плавбаза сельдя ная. Юркие средние траугеры и сейнеры то и дело подваливали к борту и сдавали свои уловы. В первые дни Геннадий никак не мог сориенти роваться в потоке морского серебра. Сельдь за таривалась в бочки. Ребята, смотришь, по две на сыпали, а он еще только одну добивает. Потом ПОВЫШАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОМЫСЛА СЕЛЬДИ машинное отделение, куда перешел работать. С непривычки от качки да запаха разогретого ма шинного масла здорово ломило в голове. Однаж ды и душу наизнанку вывернуло. После этого дня три свет был не мил. Но утих шторм. Первый в его жизни шторм. Успокоилось море, и все вста ло на свои места. И первая получка была увеси стой и непривычной, сначала даже не верилось, что так много заработал, но деньги были насчи таны по труду и никаких угрызений совести он не испытал. Половину матери выслал, а сам опять подался в море. Он плавал на базах «Воркута», «Виктор Кингисепп». Прошло три рейса, и он уже чувствовал себя на берегу гораздо хуже, чем в море. С этим чувством пришла любовь к морю. Два года Геннадий Агафонов служил в армии. Был воздушным десантником. Работа в море при годилась в армии. Не было страха перед высотой и неизвестностью, когда десантники один за другим проваливались через открытый люк тран спортного самолета в кромешную темень ночи, не испытывал он страха, когда десантники прыга ли на воду с полной экипировкой. Море научило презирать чувство страха за собственную жизнь, море, как ничто другое, развило в нем сильное чувство товарищества. В армии, как когда-то на флоте, Геннадий Агафонов на учениях стре мился прийти на помощь товарищу. В армии он не забывал о флоте, где остались друзья. Сам часто лисал в море и нередко батальонный поч тальон приносил ему письма, в обратном адресе которых значилось: «море». После армии он, долго не размышляя, вернул ся обратно в Мурманск. И вновь море, вновь не легкая рыбацкая работа притянула к себе. На ПР «Григорий Лысенко» шестьдесят комсомольцев. Для одного экипажа это совсем немало. Ребята выбрали Геннадия Агафонова своим вожаком, а он, в свою очередь, быстро нашел ключик к каж дому из них. Прошло несколько суток рейса, а во всех службах корабля уже появились и начали действовать комсомольские посты, возобновил работу кружок художественной самодеятельно сти, зазвучала радиогазета, открылось молодеж ное кафе. Всякий раз сейчас, когДа Геннадий возвращает ся из рейса, его встречают у проходной порта. В Мурманске одной женой рыбака стало больше, а совсем недавно еще на одного человека уве личилось и население нашего города. В книге регистрации новорожденных записали Валентина Геннадиевича Агафонова. Вот и выходит, что при ехал человек в Мурманск со смутно намеченной целью, но прижился к морю и пустил здесь глу боко крепкие корни. Нашел человек для себя и правильный путь в жизни, и работу по душе, и семью. Для честного труженика это и есть на стоящее счастье. На снимке: Г. Агафонов. Д. САЗОНОВ. Фото автора. За последние годы лов сельди, в частности, в Се верном море, претерпел зна чительные изменения. Они вызваны повышением эф фективности техники лова за счет усовершенствования конструкции тралов и внед рения новой поисковой тех ники. Большое значение для промысла сельди имеет так же переход от бортовых тра улеров к кормовым с дви гателями мощностью 2000 л. с. и более. Оборудование кормового траулера позволя ет значительно сократить вре мя на маневры с тралом, осо бенно при наличии слипа и соответствующих подъемных средств. Кроме того, благода ря лучшим мореходным ка чествам, эти суда могут ра ботать в сложных гидромете орологических условиях, чем бортовые траулеры. Широкое внедрение новых материалов для орудий ло ва и использование синте тических нитей дозволило увеличить размеры тралов за счет уменьшения диамет ра нитей и веса сетей при од новременном повышении их сопротивления и прочности. Менее 10 лет тому назад практически все сельдяные траулеры пользовались дон ным тралом типа 37/47. Вер тикальное раскрытие этого трала, по измерениям сет ного зонда, редко превосхо дит 3,5—4 м. Для увеличе ния раскрытия использова ли одну, чаще две распор ные доски. Примерно с 1965 г. начали широко ис пользовать полупелагические тралы с верхней подборой длиной 35 м и нижней 42 м для судов с двигателем мощностью 900—1000 л. с. Вертикальное раскрытие та кого трала достигает пример но 8 м (часто его еще снаб жают подъемной доской). Считают, что облавливаемая площадь составляет 132 м2. Пелагические тралы, нсполь* зуемые на небольшой глуби не для облова в толще воды плотных концентраций сель ди, имеют относительно не большие размеры. На юге Се« верного моря промысловые суда с двигателями мощно стью 850—1000 л. с. букси руют тралы, имеющие рас крытие 42 м по верху и ни зу и 38 м по сторонам. Вер тикальное раскрытие такого трала достигает 11—12 м, облавливаемя площадь — 215 м2. Тралы, оборудованные гид родинамическими досками, имеют большую маневрен ность, их вертикальная об лавливаемая площадь дости гает примерно 450 м2. При одинаковой скорости буксировки всех трех типов трала (3,5—4 узла) верти кальная облавливаемая пло щадь для донного трала сос тавит 65 м2, для полупела- гнческого трала в два раза больше, а для пелагического трала примерно в семь раз больше. Однако при выборе трала необходимо учитывать и другие обстоятельства, вли яющие на его уловнетость: плотность косяка, обычно большую у дна, степень по- ловозрелостн рыб, мутность воды, время суток и сезон ность. Большое значение для повышения эффективности промысла имеют разработка и внедрение приборов для об наружения рыбных косяков и оценка их запасов. В последние годы широко применяется прибор гори зонтального типа с ориенти руемым пучком (асдик или сонар). Благодаря применению -по исковой техники стало воз можным обнаружение нося- ков рыбы на глубине 1000 м. Е ЧР ^г! lU l l l l lB l l l l l lI i i lH l l lJ l l l l l ' i l l i i l l l l l l l l i l 1МЩ11II111191118119111Sit 10.11111111 liIt11111!t1111 i !i11111В1111т СЛЕСЙРЬ-НЙЛЙДЧНК НУЖЕН! Вопрос о восстановлении в штате БМРТ слесаря-наладчнка уже ставился и на страницах пе чати и в других инстанциях не однократно, но, к сожалению, безуспешно. Безусловно, плано мерное сокращение штатов должно выполняться, причем, на мой взгляд, за счет внедрения новой техники, автоматизации и передовых методов труда. По за ведованию механика-наладчика ничего нового, облегчающего его труд, не введено. Объем же ра бот не остался прежним, а уве личился, так как эти суда отра ботали уже 15 лет. Если сейчас не исправить до пущенную ошибку, то есть не удачное сокращение слесаря-на ладчика, то через некоторое вре мя ее исправлять уже будет поздно. Уже сейчас механцку-налад- чику не Под силу обеспечивать круглосуточную бесперебойную работу технологического обору дования на промысле и поддер живать его в надлежащем тех ническом состоянии. В ночные смены он также должен ликви дировать неисправности, чтобы избежать нарушения ра боты рыбофабрики, особенно, когда идет выработка филе. На рыбофабрнке, как прави ло, всегда 50 процентов личного состава — новички, к тому же рыбмастера нередко слабо под готовлены в отношении техниче ски грамотной эксплуатации тех нологического оборудования, что и является причиной поломок элеваторов, транспортеров, фи лейной машины, промывочных машин, воздушных машинок и другого технологического обору дования. На мой взгляд, выгоднее сократить одного рыбообработ чика, а вместо него ввести в штат слесаря-наладчика. Ведь передки случаи, когда судно в рейс уходит с неполным штатом рыбообработчиков, причем не хватает двух-трех человек. И если ввести в штат слесаря-на ладчика за счет одного рыбооб работчика, а остальной штат комплектовать всегда полно стью, то ущерба в уборке рыбы не будет. Безусловно, руководству, как говорится, виднее, как этот во прос решать. Главное — обору дование БМРТ требует свое временного тщательного ухода. Нельзя не учитывать и того фак та, что на СРЗ № 1 ремонт тех нологического оборудования до сих пор не налажен. И. ПАРХОМЕНКО, старший механик БМРТ-250 «Пушкин». М АШИННАЯ коман да рыболовного трау лера «Сосновец» на дежный помощник судоводи телям и палубной команде. Механики под началом стар шего механика Айатолня Яковлевича Бурковского обеспечивают судну хоро ший ход, механизмы всегда работают бесперебойно и на дежно. Во время короткой между рейсовой стоянки здесь про изведено ремонтных работ в объеме 600 нормо-часов. Ма шинная команда РТ-152 бо рется за звание коллектива коммунистического труда. На снимке: старший меха ник А. Я. Бурковскнй и старший машинист А. Н. Сы чев. Фото С. Данилова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz