Рыбный Мурман. 1971 г. Август.

М О Л О Д Ы М — О П О Д В И Г А Х о т ц о в «ТУМАН» ПРИНИМАЕТ БОЙ М УРМАНЧАНЕ старших поколений помнят подвиг «Ту­ мана» — сторожевого корабля Краснознаменного Се­ верного флота, бывшего траулера «Лебедка» Мурман­ ского тралового флота. В эти дни мы отмечаем 30-летие бес­ примерного боя сторожевика с тремя новейшими по тем вре­ менам эсминцами гитлеровского флота. Подвиг «тумановцев»; учит любви к Родине, учит выполнению своего долга перед на­ родом. „ Промысловые корабли, проходящие место боя «Тумана», отдают ему почести. В конце мая нынешнего года почтили па­ мять легендарного сторожевика красные следопыты Мурман­ ска. Вместе с ними был котельный машинист «Тумана», ныне старший механик «Севрыбхолодфлота» Сергей Александрович Хлюстов и другие ветераны. Сегодня мы рассказываем о событиях 30-летней давности. Схватив флаг, Семенов бы­ стро начал взбираться на мачту. В тот же миг на легком ветру в руках у Семенова затрепетал ___ ^ военно-морской флаг. Враг за- полиять приказание. За ним по** Снзряд ударил в правое кры* метил это й снаояяы сноня гтя* спешил и штурман корабля лей- ло мостика, Шестаков уиал за- ли Даться вбГзи гибадего тенант Михаил Букин. Попытки мертво. Командование кораблем «Тумана». сдвинуть руль ни к чему не. принял раненый помощник ко- Семенов, ухватившись ранс- привелн. мандира лейтенант Рыбаков В Нымн руками за мачту, прнжи- — Заклинило намертво, — нескольких местах пробило борт мал „ оиец фала к груди. За* сказал оукин, г Пошли на- корабля. Котельное и машинное крепить он его не мог- совсем верх„. ь отделения заполнялись водой. обессилел «Туман», потеряв управле- В угольном бункере клокота- __ Костя! — подоспевший начал разворачиваться ла врывающаяся через пробои- Блинов рукой коснулся плеча вправо. Для носовой пушки за- иу вода. Старшина первой ста- Семёнова — Костя! крыло сектор обстрела. На кор- тьи Семен Годунов, погрузив- от боли рулевой вскрикнул, ме разрастался пожар. Его ту- шись в воду, спиной заслонил — Давай! — Блинов взял из шеннем руководил боцман ко- пробоину. Течь приостанови- рук Семенова Фал эакоепил рабля старшина первой статьи лась. - - - Вот т а Г т е п е Р ы н а З о - Александр Саблип. Огонь иол- - Даюй уластыръ! - крик- д0 СЛуха д|„еЬлжъ слова песни: Врагу не сдаетея наш гордый «Туман», ;; Пощады никто не желает... Личному составу за борт! — отдал приказание Рыбаков. Корабль, кренясь на левый Сорт, медленно погружался в В НОЧЬ НА 10 АВГУС- — там нас прикроют наши ба* бирался к глубинным бомбам нул он. Но близко никого в ту ТА сорок первого года тареи. н ящикам со снарядами. Ко- минуту не оказалось. Старшина сторожевой корабль «Ту* Первый вражеский снаряд рабль в опасности! Боцман вмес- аыхался справиться с делом ман» нес дозор у входа в Коль- упал с перелетом. И сразу же те с минером старшиной второй один. Взрыв снаряда, ударйв- скнй залив, на подступах к пушки «Тумана» открыли - от- статьи Николаем ' Кочевенко шего близ борта контузил моря* главной базе Северного флота, ветный огонь. Командир знал, бросился в огонь. . Ка подбежавшие машинисты Море было спокойным, поч* что на этой дистанции неболь- _ з а борт! -г крикнул Саб- Ширяев и Хлюстов вытащили ти штилевым — явление весьма шие орудия сторожевого корао- дин, сталкивая ящики в воду, его «э бтикеоа редкое в здешних местах. Лег* ля едва ли нанесут урон вра- т » « кий береговой ветерок чуть ря- гу, но они заставят фашистов таноВа ^ ниJn в гпмот Пп"ли- в котле падало, воду, бия подкрашенную иегаснущей держаться на расстоянии. ™ гтпуйкя ™ hi SSL Л юди работали по пояс в воде. Бессонов, Егунов, Хлюстов и полярной зарей лиловато-розо- Грохот на корме. Там раэо- цу стРУйкамн потекла кровь... Две помпы не успевали отка- Петруша попытались поднять вую поверхность воды. рвался вражеский снаряд. На- Налетевшим порывом ветра чивать ее. На корабле погас шлюпку на руках, но не смогли Командир корабля старший мостик поступило донесение: корабль развернуло. Заговорило свет, остановилась динамо-ма- сделать этого. К ним на помощь лейтенант Л. А. Шестаков под- рулевое управление вышло из носовое орудие. шина. С мостика поступило при- подбежали Быльченко, Ширя- нялся на мостик. Часы показы- строя, сбита кормовая пушка, *— Бей их, гадов! — кричит назаш1е: , ев и Блинов. Шлюпка была под­ вали половину пятого. Вахтен- убиты химист Владимир Поля- командир расчета старшина — Выйти из машинного и нята и поставлена килем еа ный офицер, помощник коман- ков и подносчик снарядов Петр первой статьи Георгий Бессо- котельного отделений! планширь корабля, а Батем то. дира корабля лейтенант Леонид Ефанов, ранен электрик Георгий нов. У пушки он — один. Все н 0 и лишившись хода, «Ту- GoS Jy спущена иа В0ДУ- Рыбаков обнаружил на гори- Михеев. остальные номера вышли из ман» продолжал жить и сра- D *0следни5 П0НИДал «Ауман». зонте дымки. — Перейти на ручное управ- строя. Но орудие продолжает жаться. *"ыоаков. встав лицом к опа- - Вижу три силуэта! - до- ление! > вести огонь. Вот один из снаря- Снаряд разорвался над палу- ' фЛаГу’ ° Н ТИХ° дожил он командиру. Вахтенный рулевой Констан- дов попадает в эсминец, над ним бой *1 “ £ п£чти „ " г * сказал- ч т. Переливчатая трель сигнала тин Семенов бегом бросился вы- вздымается столб дыма. но * а г* Прощай, «Туман»! боевой тревоги разнеслась, » ___________ ____________________________ ____ _______________ “ кий ф С Г в о ^ Г к ^ с “ рабля вздрогнул, приподнялся и дился на шлюпке, и те, ' кто тяжело опустился вниз. Палубу плыл рядом, видели свой род- окйтила волна. Семенов упал, НОй «Туман» в последний миг. по -увствовав горячую боль в его скуле отчетливо видне- плече. Поднялся на ноги, уви- лась ццфра «12». На свежем дел: сбит флаг корабля. ветру развевался непобежден- — Флаг сбило! Товарищ ко- ный военно-морской флаг, мандир! В. ТИХОМИРОВ. кораблю. Комиссар старший по­ литрук Петр Никитович Стрель- ник поспешил в радиорубку. — Радио было? — Нет, товарищ комиссар, оповещения не было, — доло­ жил радист Константин Бли­ нов. — Не наши! — заметил Стрельник. — Эсминцы противника. Тег перь ясно видно. Типа «Редер», — сказал Шестаков, не отры­ вая от глаз бинокля. — Форси­ руют ход... Командир прикинул: три эс­ минца, на каждом по четыре орудия и... «Туман» с двумя 45-миллиметровыми пушками, — Да! — громко произнес он и, встретив вопрошающий взгляд Рыбакова, властно доба­ вил: — Следовать прежним курсом! Доложите обстановку в штаб. Бой принимаем! — И, по­ вернувшись к Стрельнику, спро­ сил: — Что скажет комиссар? — Принимаем! — ответил Тот. — Пойду к народу... — Полный вперед! — ско­ мандовал в переговорную тру­ бу Шестаков и, обращаясь к вахтенному офицеру, показал рукой в направлении Кильдина: П ОБЕДНО закончилась Великая Отечественная война. Советские люди вернулись к мирному труду. По-разно­ му сложились судьбы моряков героического корабля, оставшихся в живых. Но в главном у них жизнь имеет общее~ они по-прежнему продолжают честно служить Родине. После боя матрос Семенов был в госпитале, затем снова служил на кораблях Северного флота, участвовал во многих боях. После войны в Горьком закончил речное училище, пла­ вал штурманом на пароходах «Лермонтов» и «Михаил Кали­ нин», на дизельном электроходе «Азербайджан», затем капи­ таном на теплоходе <Городец». Славный боевой и трудовой путь прошли бывший санинструктор «Тумана» Иван Трофимович Петруша, бывший командир кормового орудия Дмитрий Капито­ нович Егунов, котельный машинист Тимофей Лукьянович Ми- роненко, бывший штурман «Тумана» Михаил Михайлович Бу­ кин и многие другие. Бывший машинист «Тумана» Сергей Александрович Хлюс­ тов возглавлял машинные команды крупных кораблей «Мур- мансельди», а сейчас он работает .старшим механиком э «Сев- рыбхолодфлоте». На снимке: бывший «тумановец» С. А. Хлюстов среди се­ вероморцев. Рассказывает «тумановец»С. А. Хлюстов Наш внештатный корреспондент Татьяна Василь­ евская встретилась с бывшим членом экипажа сторо­ жевого корабля «Туман» Сергеем Александрови­ чем Хлюстовым. Ветеран войны продолжает нести трудовую вахту. За заслуга перед Родиной он на­ сажден в нынешнем году орденом Октябрьской per ВОЛЮдни. Предоставляем слово Т. Васильевской и Сергею Александровичу. В каюту постучали. — Сергей Александрович, я бы хотел к Вам сле­ сарем, — с такими словами в каюту вошел молодой парень. . — Надо подумать. Впрочем, ладно. Будем счи­ тать, что с завтрашнего дня ты слесарь. Парнишка пришел на судно рыбообработчиком, потом стал машинистом, а теперь вот хочет быть сле­ сарем. — В машинном отделении человек быстрее прсн грессирует, — объяснил Сергей Александрович. Сам он в 1939 году Закончил морской техникум. Хотел посмотреть чужие страны, людей, говорящих на другом языке.. А случилось так, что пришлось служить в «сухопутной» части. Бывшие студенты мортехникума написали Буденному: «Мы *— моря­ ки. Учились этому. Нам нужно в море». Сергея на­ правили в ЭПРОН (экспедиция подводных работ осо­ бого назначения). С судами рыболовного флота впер­ вые столкнулся, когда попал на бывший траулер, ко­ торый стал называться «Туманом». Нелегкое испы­ тание выпало на'долю его экипажа 10 августа 1941 года. С. А. Хлюстов — участник и свидетель собы­ тий этого дня. Он был тогда ранен. Из госпиталя вышел совсем седым. То, что приш­ лось ему пережить, запомнилось иа всю жизнь. Сер­ гей снова возвратился на флот н уже до конца войны не покидал своего места у машины. После войны опять потянуло в море. Сначала тра­ ловый флот, потом «Мурмансельдь», а со дня обра­ зования «Севрыбхолодфлота» Сергей Александро­ вич плавает на больших судах. Сейчас он старший механик на плавбазе «Печенга». И сын у него тоже моряк. Недавно вернулся с практики. Учебное судно «Комиссар Полухин» выхо­ дило в море с курсантами. Верно служить Родине — этого правила ветеран придерживается всю жизнь. Он вспоминает: «...Наша плавбаза шла в район промысла. Надо было снабдить всем необходимым находящиеся там суда и получить рыбу для переработки. Путь до про­ мысла не близок, более трех тысяч миль. Февраль. Погода в это время не балует моряков. Океан штормит. Корабль содрогается от ударов волн. Девятые сутки продвигаемся, вперед. Жизнь на корабле идет своим чередом. Вечером раздается в моей каюте звонок. Вахтенный механик срочно вы­ зывает в машинное отделение. Машинально бросаю взгляд на доску приборов — кажется, все нормально. Вахтенный механик докладывает, что в котле ле­ вого борта трудно держать рабочий уровень воды. Осмотрели огневое пространство котла — повреж­ дена водогрейная трубка. — Дело — дрянь, — говорю, — придется вы­ водить Из строя котел. — Борис Константинович, вызывай нужных людей, готовь заглушки, запасные трубы, а я пошел к капитану. Приказ капитана был таков — принять все меры для быстрого ремонта котла и ввода его в действие. В такую погоду под одним котлом идти средним хо­ дом тяжело. Тяжелая обстановка, но ведь бывало еще труднее. Вспомнилась война. После гибели «Тумана» служил я одно время на другом тральщике. Шли с караваном судов, очищая им путь от вражеских мин. Вдруг недалеко от борта взорвалась мина. От.сильного сотрясения лопнула магистраль, подающая пар на циркуляционный на­ сос. Машинное отделение моментально заполнилось паром. Главная машина начала сбавлять обороты. Машинная команда быстро сориентировалась в обста­ новке, задействовала резервный насос. Тральщик остался в строю. А однажды, находясь в боевом дозоре, у нас на сторожевике лопнула, дымогарная трубка в котле. Мы, работая в горячем котле, установили заглушку. И корабль снова стал, боеспособным. Много было случаев, и всегда машинная коман­ да справлялась с неполадками. Вот о чем думал я, возвращаясь в машинное от­ деление от капитана. . . . — Ну, как дела? — спросил я у вахтенного меха- нина. — Котел выведен, все необходимое готово. Через два часа я и старший машинист, одев асбе­ стовые костюмы, полезли в еще не остывшее про­ странство котла. Горячим воздухом было тяжело дышать, поэтому взяли -с собой полотенца. Осмотрев трубки, обнаружили обрыв в месте валь­ цовки. Посоветовавшись, решили заменить трубы новыми. Вызвали судового сварщика. — Ну, Федя, сумеешь вырезать трубы в котле, не дожидаясь, пока он остынет? — Надо — сделаю, — ответил не особенно раз­ говорчивый Кузин. Вырезать трубы в котле при такой температуре и качке судна дело нелегкое и требует большой сно­ ровки и выносливости. Пять раз вылезали ребята из котла подышать свежим воздухом. И, наконец, все было сделано. Теперь за работу взялись механики. Через семь часов главная машина была пущена на полный ход. Lor такие случаи бывают у вас на флоте...»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz