Рыбный Мурман. 1971 г. Апрель.

ВСЕ ЭТО-НАШИ РЕЗЕРВЫ ишт ЭТОЙ маленькой* к ан т на CPTF- 347 нас было четверо; и помощник капитана Емельянович Лебедев, хозяин каютвг* второй: штурман Вадим Давидович* Кажичнкн, рыбмастер Анатолий. Лу­ кич Комаров и автор эти* строк. Траулер лишь несколько часов на­ зад стал под выгрузку у пятэгв щш* чала рыбного порта. Естественно, чтя разговор начинался о рейве, вб пто- tax работы экипажа. , *, ч В этши рейсе моряки триста серая седьмого вами рыбу не ловила ©от принимали мойву с промысловых ко- - раблей для доставки в> порт.. В. трю­ мах судна — около пятидесято тоня свежей, рыбы. Задание экипаж вы­ полнил хорошо. — А в порту встретили нас плох», — говорит не без горечи рыбмастер Комаров. — Пришли мы с моря в 14 часов 30 минут, а поставили еудно к причалу под выгрузку лишь под yrpov Иа рейде находились больше двена- ;> дцати часов. Не трудно понять обиду рыбмасте- ра. Он обязан в первую очередь забо* титься о сохранности принятого гру­ за. Мойва — рыба нежная,, а СРТ рефрижераторной установки не име­ ет, и трюмы его не приспособлены для-, длительного хранения свежей рыбы, — Мы на корабле, — продолжал рыбмастер, — стараемся (вделать все для сохранения: уловов. А н порту1 приходится сталкиваться вот с такими* фактами. СРТ не поставили к пятна­ дцатому причалу, где имеется рыбо=- насос, — говорят, что он не исправен-. А здесь, как видите,, выгружают стам- нами. Заполняют их в- трюме вруч­ ную, сачками. От всего этого мойва1 мнется, качество ее снижается’. В разговор вступил второй штур­ ман. — Плохо, что рыбонасосами обору­ дованы не несколько, а лишь, один, иэ> причалов, — говорят Вадим Данило­ вич. — Случись что-то с насосом, как сегодня, начинают мойву выгружать вручную. Неужели нельзя установить насосы хотя & i еще на вдномгдвух причалах? Уверен* что. расходы на это очень скоро оправдали бы себя. — Что н говорить, а насосами де­ ло обстоит неважно, — щродолжает эту тему старший помощшш капитана Лебедев, — и не только в аорту, но и на промысле. В районе лева, напри­ мер, на этот раз на несколько; десят­ ков СРТ, СРТ-р и. сейнеров лишь на одном, на СРТ-р-725, имелся на бор­ ту рыбонасос. Экипаж его заметал: тонн 130 рыбы и очень быстро сумел передать весь улов на два; приемных корабля: на наш и на СРТ-4226; lie было бы насоса, экипаж семьсот два­ дцать пятого не рискнул бы, думаю, брать столько рыбы. Насосом и 10ft тонн рыбы можно залить и трюмы за пару часов, а каллерами приходится это делать чуть ли не сутки, И еще О ЧЕМ ВМЕЛ РАЗГОВОР В- КАЮТ* ТРАУЛЕРА □ Ш И вед* в района промысла было ж* сколько плавбаз, принимавших мой­ ву у прояшсловигаав. И> только на вдввШ иа иях — на «Рыбнам. Мурма­ ке» имелся насос. - Ш ©РИС Шмелвяновнч, — обра- я к старшему, — шаг рыбаков волнуют не вопросы о рыбонасосах? — Разумеется, — ответил Лебедев* — очень- важным является-вопрос о по- иековряг обеспечении кошельковнстов,; облавливающих мойву. Сами прамыс- ловшш ие могут постоянно занимать­ ся поиском-, для эвого им пришлось бы отрвшаться от основного района, где хоти что-то лодатся. А поисковых судов на промысл* мало. В нашей группе, например, было более трех десятков траулеров а обеспечивал их поиском лишь один сейнер. Корабли цизведет не все имеют хо­ рошие поисковые приборы,, поэтому работа их порой не дает эффекта. Ви­ дами, этим в большей степени объяс­ няется тот факт, что дочти весь мой- венный флот «бегал* впустую о* Нордкина до губы Волоковой и обрат­ но. Вот свежий факт.. С поискового судна сообщили: и Мотовском, заливе обнаружены большие скопления мой­ вы. По решению руководителей про­ мысла тридцать, судов полным ходом направились туда. Шля 12 часов, а яойвьрто там и нет. То ли ошиблись на поисковике,, то- ли выдали желае­ мое за действительное, но факт; что лишь отдельные экипажи имели здесь уловы и то небольшие, t e n группа двинулась обратно^ Из-за перебежек, пустых заметов, экипажи промысло­ вых кораблей потерял» больше дву® суток. — На-. СРТ и СРТ-р установлены неводовыборочные машины, — ска­ зал второй штурман Кажичкин. — Они конструктивно несовершенны: При пяти баллах уже не тянут, часто выходят из строя. — Машины эти севастопольского, производства, плох» обеспечивают ра*- боту даже нри четырех баллах, — дополнил его старший помощник. — Нам нужна мощная и надежная в ра­ боте машина для выборки невода. А нона такая еще не появилась иа фло* тах, следует давать на каждый ко­ рабль запасной блок. Снять отказав­ ший ж установить резервный блок — дело недолгое. - У ЖЕ давно назрел вопрос-, —* продолжал старший помощ­ ник капитана, — о замене кошелька на промысле мойвы разно­ глубинным1 тралом.. Им хорошо ло­ вить мелкую рыбу • губах и заливах, годе три назад наш экипаж ловил уже мойву таким тралом. Подъемы были большие. Могли промышлять я при семи баллах. И сейчас разноглу­ бинным тралом ловит мойву экипаж БММРТ «Самшит». Очень успешно1 Там работают. Мы видели также, что к иностранные суда хорошо облаял»* лают мойву тралом. — Борис Емельянович, ведь «Сам­ шит» — траулер морозильно-муко­ мольный. Некоторые специалисты утверждают, что тралом мойв® можно ловить главным, образом для техни­ ческих целей. А как считаете вы? »— По-моему, страхи сильно- пре­ увеличены. На облове мойвы трал тя*- нут минутами, а не часами. Кроя» того, улов недь можно сразу передать на плавбазу бесконтактным, способом. У нас и БМРТ, и РТ, я СРТ — все работают одинаковым; разноглубин­ ным тралом. А кораблито разные вр по назначению^ и по мощности ма­ шин, лебедок. Для СРТ и CPTip ну­ жен специальный разноглубинный трал: Создать его, наверное, можнФ даже на базе трала чертежа» 2030) или 2031, — но это дело конструкторов. Трал должен быть обязательно мень­ ше по: размерам и с вертикальным раскрытием 10—12 метров. И очень важно обеспечить суда приборами типа ФНР-2' или ФНР-SOt В это время в каюту чуть ли не. вбежал рыбмастер. Он был, немного возбужден. — Я перебью ваш разговор, — ска­ тал Комаров, — мы только что гово^ рили о том, что при выгрузке вруч­ ную мойва теряет качество. Пожалуй­ ста, пройдем, посмотрим, что творит­ ся. Мы. вышли на палубу. В трюме две женщины натруниши, стампу. Одна на них кидала рыбу в стампу метал­ лической лопатой. Увидев нас,, попы­ талась закинуть лопату в усол трю­ ма и стала сваливать рыбу с. чердака ногами. Рыбмастер приказал вахтен-, ному матросу отобрать у грузчицы ло­ пату и записать ее фамилию. — Не буду больше,, вот честное слово не буду, — оправдывалась жен­ щина. Фамилию свою она отказалась сообщить. — Ничего, узнаю все равно, — по­ обещал ей Комаров, а затем, обраща­ ясь уже и нам, сказал: — Вот так и приходится -«воевать* каждый раз. Бригадиры портовых ра­ бочих и прорабы считают, что их де­ ло. — побыстрее выгрузить, и все. А то, что надо бережно относиться: а рыбе при этом, забывают. Хочу сообщить, что на другой день А. Л. Комаров принес в редак­ цию оправку о качестве сданной на рыбокомбинат мойвы. Почти полови­ на рыбы из-за повреждений была при­ нята бессортной на технические цели.. В ЫГРУЗКА продолжала-св, и м » вернулись в каюту. Как раз в это время зашел капитан трау­ лера Вячеслав Анатольевич Смирно», вернувшийся из управления флота. Он сказал своим помощникам о том* что через 2—3 дня экипаж выйдет на промысел полярной тресочки. Поинте­ ресовался темой нашей беседы. Я ко­ ротко передал ему содержание наших разговоров. — Мы на судне уже не раз обсуж­ дали эти актуальные на наш взгляд, вопросы, промысла мойвы, — заметил- капитан Смирнов. — О них не раз велся разговор на промысловых сове­ тах в море, на совещаниях на берегу. Но с места дело пока не сдвинулось. Они, эти вопросы, собственно, относят­ ся также и к лову полярной тресочки. — А сколько времени уже говорят на флотах а необходимости создать Для работы с PC* СРТ и даже РТ* промышляющих' кошельковыми нево­ дами, специальные плавбазы, — до­ бавил старший помощник капитана. — Это же ясно, что имеющиеся у нас базы плохо приспособлены для прие­ ма рыбы с малых кораблей. Судите сами — такая громадина, нам,, ска­ жем* плавбаза «Рыбный Мурман», швартуется ж СРТ или сейнеру. Па­ русность у базы большая, даже при 3—4 баллах швартовка — дело не только т ень трудное, но и далеко не безопасное На наших базах нет под­ руливающего устройства, которое в какой-то степени облегчило бы под- ход. к СРТ или PC. Словом, для рабо- тег ш мшмяя врудамячгошвяьковиета- ми нужны специальные базы, Я зависал, почти буквально слова кашвгана Смирнове, сказанные им казг бы в заключение нашей беседы. Вячеслав Анатольевич говорил: — Директивы XXTV съезда КПСС па пяталетнему плану ставят перед, нами задачу значительного увеличе­ ния вылова рыбы,, выпуска пищевой рыбной продукции. Успешно решить эту задачу можно только при полном использовании всех резервов, нашего производства. Ведь установлено, что перегрузка улова в море рыбонасоса­ ми во много раз ускоряет дело и обе­ спечивает хорошую сохранность ры­ бы. Траулеры меньше времени про­ стаивают у борта плавбаз. Вот он, хо­ роший резерв! То же самое можно ска­ зать и об оснащении судов, надежны­ ми в: работе неводовыборочными ма­ шинами, использовании на промысле мойвы и полярной тресочки разноглу­ бинных тралов, создании специальных тпавбаэ. Ясно, что сами промыслови­ ки не в состоянии разрешить эти во­ просы, а решать их все равно ириг- детея. Беседу записал А. ВОЛГИН. 2 КОЛЮЧИЕ СТРО КИ И д н е м € о г н е м У ДАЛЬНИХ ПРИЧАЛОВ. •о т о Л. Кузнецовой. Во многих цехах и помеще­ ниях предприятий рыбной про­ мышленности висят таблички, на которых написано: «Уходя, гасите свет», «Экономьте энер- шю». Но сплошь ш рядом эти добрые призывы ее выполня­ ются. На территории порта, судо­ верфи * дневное время можно увидеть десятки горящих элект­ ролампочек и даже прожекто­ ров. Не очень давно я столкнул­ ся с такими фактами. 25 причал. Под навесом сто­ ят два ящика для мусора, а их освещают в семь часов ytpa не­ сколько электроламп. Нужды же в этом никакой не было. До семи утра лампы дневного света освещали часть террито­ рии судоверфи. На эстакаду, вблизи муко­ мольного завода, грузчики вы­ гружали бочки с рыбой. На ули­ це светло, а под навесом горят более десятка электроламп мощностью яо Ю$—15© ватт каждая. Обращаюсь к грузчикам: — Почему вы не выключите свет, он же вам не нужен? Слышу ответ: — Наше дело катать бочки. Вон скажите приемщице. А девушка-приемщица тоже не обращает внимания, не моя, говорит, эта забота. И иа кораблях около семи утра целая иллюминация. У причала № 36 находились Щ? «Алексей Хлобыстов» и БМРТ «Северное сияние». На палу­ бах кораблей ни души, но све­ тят прожекторы, горит множест­ во электролампочек. А кругом с избытком естественного евета, как говорится, хоть иголки со­ бирай. Не научились еще у нас мно­ гие товарищи бережно расходо­ вать электроэнергию. Вот и по­ лучается, что живем днем с ег» нем, бесцельно расходуем росу» дарственные деньги. Н. АЛЕКСЕЕВ, вил внештатный корреспон­ дент,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz