Рыбный Мурман. 1971 г. Апрель.
ВСЕ ЭТО-НАШИ РЕЗЕРВЫ ишт ЭТОЙ маленькой* к ан т на CPTF- 347 нас было четверо; и помощник капитана Емельянович Лебедев, хозяин каютвг* второй: штурман Вадим Давидович* Кажичнкн, рыбмастер Анатолий. Лу кич Комаров и автор эти* строк. Траулер лишь несколько часов на зад стал под выгрузку у пятэгв щш* чала рыбного порта. Естественно, чтя разговор начинался о рейве, вб пто- tax работы экипажа. , *, ч В этши рейсе моряки триста серая седьмого вами рыбу не ловила ©от принимали мойву с промысловых ко- - раблей для доставки в> порт.. В. трю мах судна — около пятидесято тоня свежей, рыбы. Задание экипаж вы полнил хорошо. — А в порту встретили нас плох», — говорит не без горечи рыбмастер Комаров. — Пришли мы с моря в 14 часов 30 минут, а поставили еудно к причалу под выгрузку лишь под yrpov Иа рейде находились больше двена- ;> дцати часов. Не трудно понять обиду рыбмасте- ра. Он обязан в первую очередь забо* титься о сохранности принятого гру за. Мойва — рыба нежная,, а СРТ рефрижераторной установки не име ет, и трюмы его не приспособлены для-, длительного хранения свежей рыбы, — Мы на корабле, — продолжал рыбмастер, — стараемся (вделать все для сохранения: уловов. А н порту1 приходится сталкиваться вот с такими* фактами. СРТ не поставили к пятна дцатому причалу, где имеется рыбо=- насос, — говорят, что он не исправен-. А здесь, как видите,, выгружают стам- нами. Заполняют их в- трюме вруч ную, сачками. От всего этого мойва1 мнется, качество ее снижается’. В разговор вступил второй штур ман. — Плохо, что рыбонасосами обору дованы не несколько, а лишь, один, иэ> причалов, — говорят Вадим Данило вич. — Случись что-то с насосом, как сегодня, начинают мойву выгружать вручную. Неужели нельзя установить насосы хотя & i еще на вдномгдвух причалах? Уверен* что. расходы на это очень скоро оправдали бы себя. — Что н говорить, а насосами де ло обстоит неважно, — щродолжает эту тему старший помощшш капитана Лебедев, — и не только в аорту, но и на промысле. В районе лева, напри мер, на этот раз на несколько; десят ков СРТ, СРТ-р и. сейнеров лишь на одном, на СРТ-р-725, имелся на бор ту рыбонасос. Экипаж его заметал: тонн 130 рыбы и очень быстро сумел передать весь улов на два; приемных корабля: на наш и на СРТ-4226; lie было бы насоса, экипаж семьсот два дцать пятого не рискнул бы, думаю, брать столько рыбы. Насосом и 10ft тонн рыбы можно залить и трюмы за пару часов, а каллерами приходится это делать чуть ли не сутки, И еще О ЧЕМ ВМЕЛ РАЗГОВОР В- КАЮТ* ТРАУЛЕРА □ Ш И вед* в района промысла было ж* сколько плавбаз, принимавших мой ву у прояшсловигаав. И> только на вдввШ иа иях — на «Рыбнам. Мурма ке» имелся насос. - Ш ©РИС Шмелвяновнч, — обра- я к старшему, — шаг рыбаков волнуют не вопросы о рыбонасосах? — Разумеется, — ответил Лебедев* — очень- важным является-вопрос о по- иековряг обеспечении кошельковнстов,; облавливающих мойву. Сами прамыс- ловшш ие могут постоянно занимать ся поиском-, для эвого им пришлось бы отрвшаться от основного района, где хоти что-то лодатся. А поисковых судов на промысл* мало. В нашей группе, например, было более трех десятков траулеров а обеспечивал их поиском лишь один сейнер. Корабли цизведет не все имеют хо рошие поисковые приборы,, поэтому работа их порой не дает эффекта. Ви дами, этим в большей степени объяс няется тот факт, что дочти весь мой- венный флот «бегал* впустую о* Нордкина до губы Волоковой и обрат но. Вот свежий факт.. С поискового судна сообщили: и Мотовском, заливе обнаружены большие скопления мой вы. По решению руководителей про мысла тридцать, судов полным ходом направились туда. Шля 12 часов, а яойвьрто там и нет. То ли ошиблись на поисковике,, то- ли выдали желае мое за действительное, но факт; что лишь отдельные экипажи имели здесь уловы и то небольшие, t e n группа двинулась обратно^ Из-за перебежек, пустых заметов, экипажи промысло вых кораблей потерял» больше дву® суток. — На-. СРТ и СРТ-р установлены неводовыборочные машины, — ска зал второй штурман Кажичкин. — Они конструктивно несовершенны: При пяти баллах уже не тянут, часто выходят из строя. — Машины эти севастопольского, производства, плох» обеспечивают ра*- боту даже нри четырех баллах, — дополнил его старший помощник. — Нам нужна мощная и надежная в ра боте машина для выборки невода. А нона такая еще не появилась иа фло* тах, следует давать на каждый ко рабль запасной блок. Снять отказав ший ж установить резервный блок — дело недолгое. - У ЖЕ давно назрел вопрос-, —* продолжал старший помощ ник капитана, — о замене кошелька на промысле мойвы разно глубинным1 тралом.. Им хорошо ло вить мелкую рыбу • губах и заливах, годе три назад наш экипаж ловил уже мойву таким тралом. Подъемы были большие. Могли промышлять я при семи баллах. И сейчас разноглу бинным тралом ловит мойву экипаж БММРТ «Самшит». Очень успешно1 Там работают. Мы видели также, что к иностранные суда хорошо облаял»* лают мойву тралом. — Борис Емельянович, ведь «Сам шит» — траулер морозильно-муко мольный. Некоторые специалисты утверждают, что тралом мойв® можно ловить главным, образом для техни ческих целей. А как считаете вы? »— По-моему, страхи сильно- пре увеличены. На облове мойвы трал тя*- нут минутами, а не часами. Кроя» того, улов недь можно сразу передать на плавбазу бесконтактным, способом. У нас и БМРТ, и РТ, я СРТ — все работают одинаковым; разноглубин ным тралом. А кораблито разные вр по назначению^ и по мощности ма шин, лебедок. Для СРТ и CPTip ну жен специальный разноглубинный трал: Создать его, наверное, можнФ даже на базе трала чертежа» 2030) или 2031, — но это дело конструкторов. Трал должен быть обязательно мень ше по: размерам и с вертикальным раскрытием 10—12 метров. И очень важно обеспечить суда приборами типа ФНР-2' или ФНР-SOt В это время в каюту чуть ли не. вбежал рыбмастер. Он был, немного возбужден. — Я перебью ваш разговор, — ска тал Комаров, — мы только что гово^ рили о том, что при выгрузке вруч ную мойва теряет качество. Пожалуй ста, пройдем, посмотрим, что творит ся. Мы. вышли на палубу. В трюме две женщины натруниши, стампу. Одна на них кидала рыбу в стампу метал лической лопатой. Увидев нас,, попы талась закинуть лопату в усол трю ма и стала сваливать рыбу с. чердака ногами. Рыбмастер приказал вахтен-, ному матросу отобрать у грузчицы ло пату и записать ее фамилию. — Не буду больше,, вот честное слово не буду, — оправдывалась жен щина. Фамилию свою она отказалась сообщить. — Ничего, узнаю все равно, — по обещал ей Комаров, а затем, обраща ясь уже и нам, сказал: — Вот так и приходится -«воевать* каждый раз. Бригадиры портовых ра бочих и прорабы считают, что их де ло. — побыстрее выгрузить, и все. А то, что надо бережно относиться: а рыбе при этом, забывают. Хочу сообщить, что на другой день А. Л. Комаров принес в редак цию оправку о качестве сданной на рыбокомбинат мойвы. Почти полови на рыбы из-за повреждений была при нята бессортной на технические цели.. В ЫГРУЗКА продолжала-св, и м » вернулись в каюту. Как раз в это время зашел капитан трау лера Вячеслав Анатольевич Смирно», вернувшийся из управления флота. Он сказал своим помощникам о том* что через 2—3 дня экипаж выйдет на промысел полярной тресочки. Поинте ресовался темой нашей беседы. Я ко ротко передал ему содержание наших разговоров. — Мы на судне уже не раз обсуж дали эти актуальные на наш взгляд, вопросы, промысла мойвы, — заметил- капитан Смирнов. — О них не раз велся разговор на промысловых сове тах в море, на совещаниях на берегу. Но с места дело пока не сдвинулось. Они, эти вопросы, собственно, относят ся также и к лову полярной тресочки. — А сколько времени уже говорят на флотах а необходимости создать Для работы с PC* СРТ и даже РТ* промышляющих' кошельковыми нево дами, специальные плавбазы, — до бавил старший помощник капитана. — Это же ясно, что имеющиеся у нас базы плохо приспособлены для прие ма рыбы с малых кораблей. Судите сами — такая громадина, нам,, ска жем* плавбаза «Рыбный Мурман», швартуется ж СРТ или сейнеру. Па русность у базы большая, даже при 3—4 баллах швартовка — дело не только т ень трудное, но и далеко не безопасное На наших базах нет под руливающего устройства, которое в какой-то степени облегчило бы под- ход. к СРТ или PC. Словом, для рабо- тег ш мшмяя врудамячгошвяьковиета- ми нужны специальные базы, Я зависал, почти буквально слова кашвгана Смирнове, сказанные им казг бы в заключение нашей беседы. Вячеслав Анатольевич говорил: — Директивы XXTV съезда КПСС па пяталетнему плану ставят перед, нами задачу значительного увеличе ния вылова рыбы,, выпуска пищевой рыбной продукции. Успешно решить эту задачу можно только при полном использовании всех резервов, нашего производства. Ведь установлено, что перегрузка улова в море рыбонасоса ми во много раз ускоряет дело и обе спечивает хорошую сохранность ры бы. Траулеры меньше времени про стаивают у борта плавбаз. Вот он, хо роший резерв! То же самое можно ска зать и об оснащении судов, надежны ми в: работе неводовыборочными ма шинами, использовании на промысле мойвы и полярной тресочки разноглу бинных тралов, создании специальных тпавбаэ. Ясно, что сами промыслови ки не в состоянии разрешить эти во просы, а решать их все равно ириг- детея. Беседу записал А. ВОЛГИН. 2 КОЛЮЧИЕ СТРО КИ И д н е м € о г н е м У ДАЛЬНИХ ПРИЧАЛОВ. •о т о Л. Кузнецовой. Во многих цехах и помеще ниях предприятий рыбной про мышленности висят таблички, на которых написано: «Уходя, гасите свет», «Экономьте энер- шю». Но сплошь ш рядом эти добрые призывы ее выполня ются. На территории порта, судо верфи * дневное время можно увидеть десятки горящих элект ролампочек и даже прожекто ров. Не очень давно я столкнул ся с такими фактами. 25 причал. Под навесом сто ят два ящика для мусора, а их освещают в семь часов ytpa не сколько электроламп. Нужды же в этом никакой не было. До семи утра лампы дневного света освещали часть террито рии судоверфи. На эстакаду, вблизи муко мольного завода, грузчики вы гружали бочки с рыбой. На ули це светло, а под навесом горят более десятка электроламп мощностью яо Ю$—15© ватт каждая. Обращаюсь к грузчикам: — Почему вы не выключите свет, он же вам не нужен? Слышу ответ: — Наше дело катать бочки. Вон скажите приемщице. А девушка-приемщица тоже не обращает внимания, не моя, говорит, эта забота. И иа кораблях около семи утра целая иллюминация. У причала № 36 находились Щ? «Алексей Хлобыстов» и БМРТ «Северное сияние». На палу бах кораблей ни души, но све тят прожекторы, горит множест во электролампочек. А кругом с избытком естественного евета, как говорится, хоть иголки со бирай. Не научились еще у нас мно гие товарищи бережно расходо вать электроэнергию. Вот и по лучается, что живем днем с ег» нем, бесцельно расходуем росу» дарственные деньги. Н. АЛЕКСЕЕВ, вил внештатный корреспон дент,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz