Рыбный Мурман. 1971 г. Апрель.

Новости науки и техники ВЫБОРГ. Сверхпрочный плетеный шнур из капрона начала выпускать Выборг­ ская сетевязальная фабри­ ка. Здесь установлены шесть отечественных машин по производству шнура толщи­ ной от 4 до 12 миллиметров, который выдерживает на­ грузку до 6 тонн. Такой шнур можно использовать во мно­ гих отраслях народного хо­ зяйства. НА СНИМКЕ: фалоплет- чица В. Т. Королева за рабо­ той на новой машине. Фото С. Григорьяни. Фотохроника ТАСС. ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ АРМЯНСКАЯ ССР. « Ду­ мающие» машины «Наирй- й», «Раздан-2» и «Раздан-3», созданные армянскими спе­ циалистами, снискали попур лярностъ нё только 6 нашей стране, но и далеко за ее пре­ делами. вовсем недавцд ЦаЕреваН- с ком заводе «Электрон» ро­ дилась машина кнбёогр По­ коления» — быструбеиств#- ф1цая электронно-вычисли­ тельная «Каири-$», состав• шая по интегральным схе- ОНИМКЕ: элем fgCptй б и Ш юбилейной BfiHX Армении, bnmnmmnnmnmmnmimmmmmimmmimmmmmMmmmmnnvnmmmiimmmmnmimmmmMmmmmmmmmi Вероятно, читателю еще па­ мятна гибель от обледенения четырех советских траулеров: «Бокситогорск», «Севск», «Се- беж» и «Нахичевань». Это тра­ гическое событие произошло 19 января 1965 г. в Беринговом но­ ре. В те дни на Дальнем Восто­ ке погибло также шесть япон­ ских траулеров. Гибель судов от обледенения - г явление довольно частое. Так, в январе 1955 г. около Ис­ ландии потонули два больших английских паровых траулера «Лорелла» и «Роберенго». В феврале 1959 г. в районе Нью­ фаундленда погибли исланд­ ский траулер «Джули» и канад­ ский траулер «Блю Увев». Только за четыре года, с осени 1957 г. до весны 1961 г., от обле­ денения погибли 44 японских «удна. воды моментально замерзают, Сила сдепланця замерзшей во­ ды с конструкциями судна, на­ зываемая адгезией льда, зави­ сит от материала конструкции, на которой замерзают брызги. Для таких материалов, как сталь и дерево, адгезия дости­ гает 10г-16 кг/см2 и характери­ зует те усилия, которые нужно затратить, чтобы отколоть лед. Эффект намерзания усилива­ ется за счет того, что, пролетая в холодном воздухе, брызги переохлаждаются и попадают на судно охлажденными ниже температуры замерзания мор­ ской воды (ниже —1,7°). При температуре воздуха выше —2, —8° брызгового обледене­ ния практически не происхо­ дит. Если температура морской воды выше 0°, обледенение не­ сколько замедляется. wvnaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaa / wvaaaaaaaaaaa / wsaaaaaa О Б Л Е Д Е Н Е Н И Е МО Р С К И Х СУ ДОВ (W W W W W V A /W W W S A /W W V W W W V W W W W W W W W V ' Известны случаи, когда суда, обледенев, тонули прямо у при­ чалов, несмотря на то, что лед скалывали. От обледенения, правда в меньшей степени, страдают не только небольшие, но и круп­ ные транспортные суда и ледо­ колы. Так, известен случай, ко­ гда в Охотском море на ледоко­ ле «Адмирал Макаров» толщи­ на льда, образовавшегося на палубе, достигала 1 м, а леер- ное ограждение обледенело на­ столько, что превратилось в закрытый фальшборт. На от­ дельных судах толщина льда на растяжках достигала 60—70 см и более. Особенно опасно об­ леденение для малотоннажных промысловых судов, водоизме­ щением 500 т и менее, в том числе для рыболовецких судов (СРТ, сейнеров). В зависимости от гидрометео­ рологических условий различа­ ют два типа обледенения — брызговое и пресноводное. Са­ мым опасным является брызго- вое^ обледенение. Осенью, зи­ мой и весной на многих морях (Баренцево, Северное, Норвеж­ ское, Берингово, Охотское, арк­ тические и антарктические мо­ ря и некоторые внутренние мо­ ря) в связи с циклонической деятельностью создаются усло­ вия, когда при резком пониже­ нии температуры воздуха ско­ рость ветра достигает штормо- вой (иногда до 30—50 м/сек.). Усиление ветра сопровождается сильным волнением моря, на судно попадав^ масса брызг. При низких отрицательных температурах, когда конструк­ ции судна переохлаждены, по­ павшие на них брызги морской Число забрызгиваний может достигать 10—12 в минуту. При таких условиях даже на не­ большое судно может осесть в течение неСкольких часов 20— 30, даже 50 и более тонн льда. При этом судно теряет управ­ ляемость и ходовые качества, у него обледеневают спасатель­ ные средства и средства радио­ связи. В какой-то момент, на­ ступление которого может уско­ рить неправильная загрузка судна (особенно опасно несим­ метричное расположение па­ лубного груза) и неудачный маневр, судно теряет остойчи­ вость и переворачивается. Брызговое обледенение стано­ вится еще более опасным, ес­ ли оно сопровождается выпа­ дением осадков, - находящихся при низких температурах в пе­ реохлажденном состоянии. Второй тип обледенения — пресноводное обледенение — менее опасен. Такое обледе­ нение обычно идет не очень интенсивно. ‘Оно имеет вид го­ лоледа и начинается при тем­ пературах воздуха 0° и ниже. Пресноводное обледенение свя­ зано с тем, что в воздухе нахо­ дятся переохлажденные капли тумана, образующиеся, как пра­ вило, в тихую погоду в резуль­ тате парения при отрицатель­ ных, но и не очень низких тем­ пературах воздуха. При одних и тех же гидроме­ теорологических условиях раз­ личные суда обледеневают по- разному. Очевидно, что забрыз- гиваемость судна тем больше, чем меньше его геометриче­ ские размеры. По этой причине малые суда больше подверга­ ются обледенению. Кроме того, Сам маневр судна влияет на Зйрактер создаваемого им брыз- уового облака, а наличие вы» ступающих конструкций {над­ стройки^ мачты,, антенны, таке­ лаж и др.) влияет на количест­ во примерзших брызг. Так, максимальное обледенение на­ блюдается, если курсовой угол (угол между направлением вет­ ра и направлением движения Судна) лежит в пределах ±30 —35°. При движении судна про­ тив ветра обледенение больше, нежели при движении по вет­ ру или при дрейфе. Таким образом, интенсив­ ность обледенения судна дан­ ного типа зависит в первую очередь от гидрометеорологи­ ческих условий, а затем уже от его мореходных качеств (с уче­ том обледенения и загрузки) и от совершаемого манёвра. В очень сильной степени судьба зависит от мер, принимаемых экипажем для борьбы с только что начавшимся обледенением. Обледенение судов известно давно, и тем не менее до по­ следнего времени не было эф­ фективных средств борьбы с этим явлением. Самый естест­ венный способ предотвращения обледенения — зимой в штор­ мовую погоду не выпускать су­ да в море. Однако такой прими­ тивный способ практически на­ долго вывел бы из строя про­ мысловый флот и принес бы большие материальные убытки. Более действенным способом борьбы с обледенением являет­ ся немедленная околка льда и скорейший уход из зоны обле­ денения либо на береговые ба­ зы, либо к кромке льдов,” где волнение й брызги меньше. Но этот способ трудно осущест­ вим, если судно находится да­ леко от берега. Поэтому ясно, как возрастает роль правиль­ ной, научно обоснованной эк­ сплуатации малотоннажного флота в условиях обледенения судов необходимой информа­ цией — штормовыми преду­ преждениями и прогнозами. Очевидны также новые зада­ чи, которые стоят перед наукой и судостроением: создать суда, защищенные от обледенения при помощи различных ан- тиобледенительных покрытий, а также совершенствовать кон­ струкцию судов так, чтобы они как можно меньше подверга­ лись забрызгиванию. В последние годы проблема предотвращения обледенения судов является не только наци­ ональной, она приобрела меж­ дународный характер. В ее ре­ шении заинтересованы, кроме СССР, прежде всего такие стра­ ны, как США, Англия, Канада, Япония, Швеция, Норвегия, Ис­ ландия и др. В этих странах, и в первую очередь в Советском Союзе, проводится серия исследований, направленных на углубленное изучение этого явления, на со­ здание средств и методов рас­ чета интенсивности обледене­ ния при данных условиях, ме­ тодов прогноза условий, при ко­ торых происходит обледенение судов. В СССР проведены экспери­ менты в специальных холо­ дильных камерах, где имити­ руется процесс обледенения. В течение ряда лет ежегодно зимой организовывались комп­ лексные экспедиции на Даль­ нем Востоке, на Баренцевом и Балтийском морях, в Северной Атлантике для изучения обле­ денения и забрызгйваемости судов в натурных условиях. Вы­ полнены исследования, направо Денные на создание теоретиче­ ских основ этого процесса. В лабораториях и в натурных ус­ ловиях исследуются физико-ме­ ханические свойства ^образую­ щегося льда, испытываются но­ ш е средства борьбы С обледе­ нением, включая механические, тепловые, химические и д р . . В настоящее время созданы справочные пособия, позволяю­ щие судить о повторяемости условий обледенения судов в различных районах Мирового океана в различные сезоны. Эти материалы используются для оптимального 'планирования де­ ятельности флота в холодный период года. Созданы способы расчета интенсивности обледе­ нения судов типа СРТ при оп­ ределенных условиях погоды. Зная их и принимая в расчет загрузку судна, можно указать, какое время судно может про­ быть в условиях обледенения. Исследование свойств образу­ ющегося льда показало, что первоначально такой лед непро­ чен и его сравнительно легко удалить. Это свойство обяза­ тельно следует использовать, чтобы удалять лед сразу же при его появлении. В настоящее время испытано немало средств борьбы с обле­ денением. Хорошо зарекомендо­ вали себя различные покрытия из фторопласта и других реа­ гентов, которые уменьшают си­ лу адгезии в десятки и сотни раз. Образующийся на таких поверхностях лед легко удалить. Удачным оказалось использова­ ние специальных углеродистых обогреваемых тканей. Из них можно изготавливать чехлы для покрытия некоторых обледене­ вающих конструкций. Создают­ ся средства малой механизации для околки льда. Существенно уменьшится обледенение, если создать хорошо обтекаемые конструкции судов, у которых вода не будет скапливаться на палубе, у которых будет умень­ шена палубная нагрузка (мач­ ты, такелаж, антенны), а высту­ пающие конструкции с носовой части судна будут перенесены на кормовую, где брызги мень­ ше. Уже сейчас, благодаря при­ нятым мерам, аварийность су­ дов из-за обледенения в СССР резко снизилась. Наука и тех­ ника вступили в решительную схватку с еще одним пока гроз­ ным явлением природы и уже достигли определенных успе­ хов. Е. БОРИСЕНКОВ, доктор физико-математиче­ ских наук. ЕЩЕ ОДНА ТРОЛЛЕЙБУСА ** • Щ Мурманске MOKtttpyei "О КОТОРОЙ пойдут 1»OJ кмниг сы. она соеди т две горо Ские магистрали — Шмидта проспект Кирова до поворот N 8 БОЛЬНИЧНЫЙ ГОРОДОК. Предполагается, чтоуж епе - том новая линия будет сдана в эксплуатацию. МУРМАНСК ТЕЛЕФОНИЗИРУЕТСЯ Сейчас в областном центре 15 тысяч телефонов. 3» годы пятилетки телефонная сеть Мурманска . значительно воз­ растет. Возводится АТС-5. Пер­ вая очередь — 7000 номеров* Конечная емкость — 10.000 но­ меров. V Ленинградское отделение института «Гипросвязь» разра­ батывает проекты АТС-6 (для южных кварталов города) и АТС-1 (для северных). Мощ­ ность каждой из них — 7 ты­ сяч номеров. Кроме того, бу­ дет введена в строй действую­ щих АТС в поселке Абрам* мыс. ИЗ ПЕЧЕНИ НОТОТЕНИИ В управлении оМурман-1 сельдь» разработана тешоло* _ гия производства консервов из печени нототении. Уже изго­ товлена первая партия таких консервов. Дегустационные советы главного управления «Севрыба» и Министерства рыбного хозяйства СССР дали \ новой продукции хорощую оценку. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. Н а ш а . - A P E C T E / I E i p a m i : г. Мурманск, ул. Трало­ вая, 28, второй этаж. Теле- АТС рыбного порта: •96 — зам. редактора, от­ ветственный секретарь, ли­ тературные сотрудники, 62-64 — редактор. Вызов с теле­ фонов городской АТС осу­ ществляется по номерам: 7-86-396, 7-86-264. «Рыбный Мурман» . Ин­ декс 55654. Цена 1 экз. —< 2 коп. Мурманская облает* ная типография, г. Мур­ манск. Зак 2317. ПН-00334.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz