Рыбный Мурман. 1971 г. Апрель.
Новости науки и техники ВЫБОРГ. Сверхпрочный плетеный шнур из капрона начала выпускать Выборг ская сетевязальная фабри ка. Здесь установлены шесть отечественных машин по производству шнура толщи ной от 4 до 12 миллиметров, который выдерживает на грузку до 6 тонн. Такой шнур можно использовать во мно гих отраслях народного хо зяйства. НА СНИМКЕ: фалоплет- чица В. Т. Королева за рабо той на новой машине. Фото С. Григорьяни. Фотохроника ТАСС. ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ АРМЯНСКАЯ ССР. « Ду мающие» машины «Наирй- й», «Раздан-2» и «Раздан-3», созданные армянскими спе циалистами, снискали попур лярностъ нё только 6 нашей стране, но и далеко за ее пре делами. вовсем недавцд ЦаЕреваН- с ком заводе «Электрон» ро дилась машина кнбёогр По коления» — быструбеиств#- ф1цая электронно-вычисли тельная «Каири-$», состав• шая по интегральным схе- ОНИМКЕ: элем fgCptй б и Ш юбилейной BfiHX Армении, bnmnmmnnmnmmnmimmmmmimmmimmmmmMmmmmnnvnmmmiimmmmnmimmmmMmmmmmmmmi Вероятно, читателю еще па мятна гибель от обледенения четырех советских траулеров: «Бокситогорск», «Севск», «Се- беж» и «Нахичевань». Это тра гическое событие произошло 19 января 1965 г. в Беринговом но ре. В те дни на Дальнем Восто ке погибло также шесть япон ских траулеров. Гибель судов от обледенения - г явление довольно частое. Так, в январе 1955 г. около Ис ландии потонули два больших английских паровых траулера «Лорелла» и «Роберенго». В феврале 1959 г. в районе Нью фаундленда погибли исланд ский траулер «Джули» и канад ский траулер «Блю Увев». Только за четыре года, с осени 1957 г. до весны 1961 г., от обле денения погибли 44 японских «удна. воды моментально замерзают, Сила сдепланця замерзшей во ды с конструкциями судна, на зываемая адгезией льда, зави сит от материала конструкции, на которой замерзают брызги. Для таких материалов, как сталь и дерево, адгезия дости гает 10г-16 кг/см2 и характери зует те усилия, которые нужно затратить, чтобы отколоть лед. Эффект намерзания усилива ется за счет того, что, пролетая в холодном воздухе, брызги переохлаждаются и попадают на судно охлажденными ниже температуры замерзания мор ской воды (ниже —1,7°). При температуре воздуха выше —2, —8° брызгового обледене ния практически не происхо дит. Если температура морской воды выше 0°, обледенение не сколько замедляется. wvnaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaa / wvaaaaaaaaaaa / wsaaaaaa О Б Л Е Д Е Н Е Н И Е МО Р С К И Х СУ ДОВ (W W W W W V A /W W W S A /W W V W W W V W W W W W W W W V ' Известны случаи, когда суда, обледенев, тонули прямо у при чалов, несмотря на то, что лед скалывали. От обледенения, правда в меньшей степени, страдают не только небольшие, но и круп ные транспортные суда и ледо колы. Так, известен случай, ко гда в Охотском море на ледоко ле «Адмирал Макаров» толщи на льда, образовавшегося на палубе, достигала 1 м, а леер- ное ограждение обледенело на столько, что превратилось в закрытый фальшборт. На от дельных судах толщина льда на растяжках достигала 60—70 см и более. Особенно опасно об леденение для малотоннажных промысловых судов, водоизме щением 500 т и менее, в том числе для рыболовецких судов (СРТ, сейнеров). В зависимости от гидрометео рологических условий различа ют два типа обледенения — брызговое и пресноводное. Са мым опасным является брызго- вое^ обледенение. Осенью, зи мой и весной на многих морях (Баренцево, Северное, Норвеж ское, Берингово, Охотское, арк тические и антарктические мо ря и некоторые внутренние мо ря) в связи с циклонической деятельностью создаются усло вия, когда при резком пониже нии температуры воздуха ско рость ветра достигает штормо- вой (иногда до 30—50 м/сек.). Усиление ветра сопровождается сильным волнением моря, на судно попадав^ масса брызг. При низких отрицательных температурах, когда конструк ции судна переохлаждены, по павшие на них брызги морской Число забрызгиваний может достигать 10—12 в минуту. При таких условиях даже на не большое судно может осесть в течение неСкольких часов 20— 30, даже 50 и более тонн льда. При этом судно теряет управ ляемость и ходовые качества, у него обледеневают спасатель ные средства и средства радио связи. В какой-то момент, на ступление которого может уско рить неправильная загрузка судна (особенно опасно несим метричное расположение па лубного груза) и неудачный маневр, судно теряет остойчи вость и переворачивается. Брызговое обледенение стано вится еще более опасным, ес ли оно сопровождается выпа дением осадков, - находящихся при низких температурах в пе реохлажденном состоянии. Второй тип обледенения — пресноводное обледенение — менее опасен. Такое обледе нение обычно идет не очень интенсивно. ‘Оно имеет вид го лоледа и начинается при тем пературах воздуха 0° и ниже. Пресноводное обледенение свя зано с тем, что в воздухе нахо дятся переохлажденные капли тумана, образующиеся, как пра вило, в тихую погоду в резуль тате парения при отрицатель ных, но и не очень низких тем пературах воздуха. При одних и тех же гидроме теорологических условиях раз личные суда обледеневают по- разному. Очевидно, что забрыз- гиваемость судна тем больше, чем меньше его геометриче ские размеры. По этой причине малые суда больше подверга ются обледенению. Кроме того, Сам маневр судна влияет на Зйрактер создаваемого им брыз- уового облака, а наличие вы» ступающих конструкций {над стройки^ мачты,, антенны, таке лаж и др.) влияет на количест во примерзших брызг. Так, максимальное обледенение на блюдается, если курсовой угол (угол между направлением вет ра и направлением движения Судна) лежит в пределах ±30 —35°. При движении судна про тив ветра обледенение больше, нежели при движении по вет ру или при дрейфе. Таким образом, интенсив ность обледенения судна дан ного типа зависит в первую очередь от гидрометеорологи ческих условий, а затем уже от его мореходных качеств (с уче том обледенения и загрузки) и от совершаемого манёвра. В очень сильной степени судьба зависит от мер, принимаемых экипажем для борьбы с только что начавшимся обледенением. Обледенение судов известно давно, и тем не менее до по следнего времени не было эф фективных средств борьбы с этим явлением. Самый естест венный способ предотвращения обледенения — зимой в штор мовую погоду не выпускать су да в море. Однако такой прими тивный способ практически на долго вывел бы из строя про мысловый флот и принес бы большие материальные убытки. Более действенным способом борьбы с обледенением являет ся немедленная околка льда и скорейший уход из зоны обле денения либо на береговые ба зы, либо к кромке льдов,” где волнение й брызги меньше. Но этот способ трудно осущест вим, если судно находится да леко от берега. Поэтому ясно, как возрастает роль правиль ной, научно обоснованной эк сплуатации малотоннажного флота в условиях обледенения судов необходимой информа цией — штормовыми преду преждениями и прогнозами. Очевидны также новые зада чи, которые стоят перед наукой и судостроением: создать суда, защищенные от обледенения при помощи различных ан- тиобледенительных покрытий, а также совершенствовать кон струкцию судов так, чтобы они как можно меньше подверга лись забрызгиванию. В последние годы проблема предотвращения обледенения судов является не только наци ональной, она приобрела меж дународный характер. В ее ре шении заинтересованы, кроме СССР, прежде всего такие стра ны, как США, Англия, Канада, Япония, Швеция, Норвегия, Ис ландия и др. В этих странах, и в первую очередь в Советском Союзе, проводится серия исследований, направленных на углубленное изучение этого явления, на со здание средств и методов рас чета интенсивности обледене ния при данных условиях, ме тодов прогноза условий, при ко торых происходит обледенение судов. В СССР проведены экспери менты в специальных холо дильных камерах, где имити руется процесс обледенения. В течение ряда лет ежегодно зимой организовывались комп лексные экспедиции на Даль нем Востоке, на Баренцевом и Балтийском морях, в Северной Атлантике для изучения обле денения и забрызгйваемости судов в натурных условиях. Вы полнены исследования, направо Денные на создание теоретиче ских основ этого процесса. В лабораториях и в натурных ус ловиях исследуются физико-ме ханические свойства ^образую щегося льда, испытываются но ш е средства борьбы С обледе нением, включая механические, тепловые, химические и д р . . В настоящее время созданы справочные пособия, позволяю щие судить о повторяемости условий обледенения судов в различных районах Мирового океана в различные сезоны. Эти материалы используются для оптимального 'планирования де ятельности флота в холодный период года. Созданы способы расчета интенсивности обледе нения судов типа СРТ при оп ределенных условиях погоды. Зная их и принимая в расчет загрузку судна, можно указать, какое время судно может про быть в условиях обледенения. Исследование свойств образу ющегося льда показало, что первоначально такой лед непро чен и его сравнительно легко удалить. Это свойство обяза тельно следует использовать, чтобы удалять лед сразу же при его появлении. В настоящее время испытано немало средств борьбы с обле денением. Хорошо зарекомендо вали себя различные покрытия из фторопласта и других реа гентов, которые уменьшают си лу адгезии в десятки и сотни раз. Образующийся на таких поверхностях лед легко удалить. Удачным оказалось использова ние специальных углеродистых обогреваемых тканей. Из них можно изготавливать чехлы для покрытия некоторых обледене вающих конструкций. Создают ся средства малой механизации для околки льда. Существенно уменьшится обледенение, если создать хорошо обтекаемые конструкции судов, у которых вода не будет скапливаться на палубе, у которых будет умень шена палубная нагрузка (мач ты, такелаж, антенны), а высту пающие конструкции с носовой части судна будут перенесены на кормовую, где брызги мень ше. Уже сейчас, благодаря при нятым мерам, аварийность су дов из-за обледенения в СССР резко снизилась. Наука и тех ника вступили в решительную схватку с еще одним пока гроз ным явлением природы и уже достигли определенных успе хов. Е. БОРИСЕНКОВ, доктор физико-математиче ских наук. ЕЩЕ ОДНА ТРОЛЛЕЙБУСА ** • Щ Мурманске MOKtttpyei "О КОТОРОЙ пойдут 1»OJ кмниг сы. она соеди т две горо Ские магистрали — Шмидта проспект Кирова до поворот N 8 БОЛЬНИЧНЫЙ ГОРОДОК. Предполагается, чтоуж епе - том новая линия будет сдана в эксплуатацию. МУРМАНСК ТЕЛЕФОНИЗИРУЕТСЯ Сейчас в областном центре 15 тысяч телефонов. 3» годы пятилетки телефонная сеть Мурманска . значительно воз растет. Возводится АТС-5. Пер вая очередь — 7000 номеров* Конечная емкость — 10.000 но меров. V Ленинградское отделение института «Гипросвязь» разра батывает проекты АТС-6 (для южных кварталов города) и АТС-1 (для северных). Мощ ность каждой из них — 7 ты сяч номеров. Кроме того, бу дет введена в строй действую щих АТС в поселке Абрам* мыс. ИЗ ПЕЧЕНИ НОТОТЕНИИ В управлении оМурман-1 сельдь» разработана тешоло* _ гия производства консервов из печени нототении. Уже изго товлена первая партия таких консервов. Дегустационные советы главного управления «Севрыба» и Министерства рыбного хозяйства СССР дали \ новой продукции хорощую оценку. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. Н а ш а . - A P E C T E / I E i p a m i : г. Мурманск, ул. Трало вая, 28, второй этаж. Теле- АТС рыбного порта: •96 — зам. редактора, от ветственный секретарь, ли тературные сотрудники, 62-64 — редактор. Вызов с теле фонов городской АТС осу ществляется по номерам: 7-86-396, 7-86-264. «Рыбный Мурман» . Ин декс 55654. Цена 1 экз. —< 2 коп. Мурманская облает* ная типография, г. Мур манск. Зак 2317. ПН-00334.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz