Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.
✓ Гибкий, оперативный, экономичный — таким Владимир Ильич Ленин видел наш советский аппарат управления, роль ко торого в решении задач хозяйственно го и социально'культурного строитель ства огромна. В поисках лучших форм н методов руководства партия внсоь и вновь обращается к бесценному ленин скому наследию. В принятом в конце прошлого года Постановлении ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР намечены конкретные ме ры по дальнейшему совершенствованию и удешевлению аппарата управления. Это постановление имеет исключитель но важное значение. Ведь в сфере уп равления заняты наиболее квалифициро ванные кадры, и от степени отдачи их труда во многом зависит успех работы коллективов. Речь идет не только об экономии государственных средств, а прежде всего об улучшении структуры управления, об устранении дублирова ния и параллелизма, о создании таких условий, чтобы каждый специалист мог работать с максимальной отдачей своих знаний. На флотах и береговых предприятиях рыбной промышленности бассейна за последние годы проведена некоторая работа в этом направлении. Но сделан ного далеко не достаточно. Если внима тельно проанализировать деятельность инженерно-технических работников и служащих, то налицо окажутся недостат* ки, слабые стороны, избавиться от кото рых призывают партия и правительство. Параллелизм и дублирование — этот едва ли не гамый главный порок — хо рошо виден на том, как ведется учет вылова рыбы, выработки продукции. По лучаемые с промысла сводки система тизируются работниками плановых отде лов и отдепоз добычи управления фло тов. Подобную работу выполняют со трудники ПИНРО, промразведки. Слов нет, анализировать ход промысла надо. Но не лучше ли организовать это дело таким образом, чтобы сводки обрабаты вало одно учреждение и давало необхо димые сведения всем заинтересован ным учреждениям. Нуждается в улучшении организация работы механико-судовой службы тра лового флота. В настоящее время под готовка ремонта строится по схеме: старший механик — групповой механик — прораб завода. Групповые инженеры- механики большую часть своего рабо чего времени заняты передачей ведо мостей заводу, проталкиванием заказов и далеко не достаточно осуществляют контроль за работой машинных команд, за технической эксплуатацией судовых двигателей и механизмов. Напрашивается вопрос — почему не установить прямую связь: старший ме ханик—прораб! Сейчас на всех почти больших морозильных траулерах и про мыслово-производственных рефрижера торах старшие механики, механики име- называет, что многие инженерные долж ности заполнены техниками или людьми, имеющими, в лучшем случае, среднее образование, и они неплохо справляют ся со своим делом. Зачем же искусст венно удорожать аппарат управления! Отдельные вопросы совершенствова ния управления производством и орга низации труда требуют комплексного решения. К примеру, сдачей и отгруз кой продукции на флотах и береговых предприятиях занято до 250 человек (с учетом людей, выделяемых с кораблей]. А в торговом порту, при несколько ь с я МАСТЕРСТВУ УПРАВЛЕНИЯ ют специальное среднее и высшее об- разование. Они в состоянии обходиться без посредников. Разумеется, на первых порах могут встретиться трудности, осо- бенно по группе траулеров бортового траления. Но, повышая требовательность к старшим механикам, организовав необ ходимую учебу, можно добиться жела емого результата. Обращает на себя внимание и тот факт, что в некоторых отделах и служ бах управлений флотов есть люди, кото рые выполняют обязанности инспекто ров отдела кадров. Немало можно встретить на флотах и береговых пред приятиях надуманных должностей, таких, как, скажем, старший инженер отдела кадров. А разве обязательно надо иметь инженерное образование, чтобы выпол нять порученную работу! Практика по- меньшем грузообороте, — почти в три раза меньше. Мне думается, что можно централизо вать отгрузку рыбкой продукции, пору чив это дело рыбному порту. Мыслится это так. Пришел транспортный рефри жератор в порт. Стивидор, приняв гото вую продукцию, организует погрузку ее в вагоны. При такой постановке дела можно будет обойтись без многих ве- созщкков и работников, которые в насто ящее время присутствуют при погрузке, контролируют друг друга. Контроль за количеством стропов вы груженной рыбы могут осуществлять трюмные, крановщики, бригадиры груз чиков или старшие рабочие. Разумеется, потребуется хорошо продумать органи зацию производства, предусмотреть до» плату некоторым категориям работни ков. Нельзя не отметить и серьезные недо статки в организации делопроизводства. Оно нуждается в дальнейшей рациона лизации, и начинать решение этого воп роса следует с определения нормативов размеров соответствующих документов. Иные отчеты, справки достигают объема 50—60 машинописных страниц. А сколь ко составляется других огромных по размерам так называемых «деловых» бумаг! Упорядочение делопроизводства и отчетности избавит десятки инженеров и других специалистов от ненужной, бес плодной канцелярщины. За многие годы работы в рыбной промышленности я не помню, чтобы проводилась учеба секретарей и других сотрудников административно-хозяйст венных отделов. А ведь а организации де лопроизводства, промышленной перепи ски есть свои законы, своя математика, своя наука, свое искусство. Во всем ми ре происходит стандартизация делового письме, которая позволяет сократить объем переписки, облегчить управление производством. Надо учить людей, свя занных с делопроизводством, передовым методам организации труда в этой от расли. В повседневную практику должны вхо дить письма-стандарты. Нужно придавать больше ответственности телефонному виду связи, оказывать телефонному разговору больше «доверило, чем было до сих пор. Применение ручных перфо карт с краевой перфорацией (не говоря уже о внедрении средств механизации) позволит сократить время поиска нуж ных документов, улучшить контроль за выполнением принятых решений. Обширны и сложны вопросы, связан ные с улучшением структуры произ водства, организации управления. Мо ряки, работники отделов и служб, пор товики, рыбообработчики, судоремонт ники могут подсказать руководителям много полезного. И было бы неплохо обсудить эти вопросы на заседаниях по стоянно действующих производственных совещаний, на партийных собраниях. Ф. НИЗГИРЕВ, заведующий про мышленно-транспортным отделом Мурманского горкома КПСС, РЫБОЛОВСТВО Я П О Н И И Япония является одной из стран мира с наиболее разви той рыбной промышленностью. По добыче рыбы и нерыбныя объектов она аанимает второе место в мире. Успешному развитию рыболовства Японии во многом способствуют исключительно благоприятные географические условия страны. Японские острова расположены в районе смещения теплых вод Куросио и холодных вод Ойясио, обес- почивающих богатство морских организмов. Помимо исполь-» аовання естественных богатств, в Японии широко развито искусственное разведение рыб, моллюсков и водорослей. Уловы Японии в 1966 году достигли семи миллионов тона рыбы и нерыбных объектов (без китов). Следует заметать, что в Японии сравнительно большое количество (1766,9 ты сячи тонн) было добыто нерыиных объектов, в том числе 400 тысяч тонн водной растительности. По предварительным данным министерства сельского хо« вяйства и лесоводства Японии, добыча рыбы и нерыбных объектов (без китов) в 1967 году достигла рекордпой циф- ры — 7,7 миллиона тонн.. Это па 8 процентов превышает улов 1966 года. Такие результаты объясняются высокими уло вами минтая в заливе Аляска и морского окуня в Беринговом море, а также возросшей добычей морских водорослей. В последние годы потребление рыбы и морепродуктов в Японии возрастает. Несмотря на быстро развивающуюся рыбную промышленность, Япония пока не в состоянии обес-* печить спрос населения на рыбопродукцию. По данным департамента рыболовства, в настоящее время в Японию ежегодно импортируется 6—7 миллионов центне- ров рыбопродукции из Перу, СССР и других стран мира* Разница между потребностью и собственной добычей пеун5, лонно будет расти, а следовательно, будет расти и импорт рыбных продуктов в Японии. Значение морепродуктов в пи.-» тании японского народа очень велико: они обеспечивают две трети животного белка, потребляемого в стране. В связи с этим департамент рыболовства разработал пя тилетний план расширения исследовательских работ, на* прапленных па освоение новых районов и объектов промысла, В 1967 году был организован научно-исследовательский институт океанического рыболовства в г. Симидзу с отделе ниями в городах Хакодате, Токио и Яндзу. В атом научном! центре будут концентрироваться и обрабатываться все пауч- ные материалы по океаническим запасам тунца, лосося, кра ба, донных и придонных рыб, морского котика и китов. В том же году построено крупное научно-исследователь ское судно «Каийо мару», иборудонанное электронными и другими новейшими приборами. На борту судна имеются ла боратория океанографии, промышленного рыболовства, би»? догии, химии и другие. • (Окончание на 4-й стр.), ; b-'V НОВЫЙ УЧАСТОК ВМЕСТО РУЧНОГО ТРУДА В литейном цехе завершена комплексная меха низация процесса изготовления формовочных смесей. Приготовление глинистой суспензии, по дача ее в распределительные банки и далее — в бегуны почти полностью механизируется. Внедрение нового комплекса в два раза повы сит производительность, улучшит качество при готовляемой пульпы. КАК ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СТАНКИ Проведена контрольная проверка использова ния действующих металлорежущих станкев. Цель — выяснение причин простоя. Сводная ведо мость, составленная на основе суточных наблю дений, позволит определить коэффициент ис пользования станков, выяснить причины простоя металлистов. Анализ полученных данных послужит материа лом для разработки организационно-технических мероприятий, направленных на устранение про стоев. СБОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ На заводе создан участок универсальных сбор ных приспособлений. Для него выделено специ альное помещение, закуплены детали на 12 ты сяч рублей. Из этих готовых деталей собираются самые различные приспособления для выпуска разно- образной продукции. АГРЕГАТ ДЛЯ СВЕРЛОВКИ На днях прошел испытание агрегат для свер ловки отверстий в поршнях к дизелям 300 и 400 лошадиных сил. Автор его инженер В. Выгон. В изготовлении приняли участие технолог тов. Ки рюшкин, слесари тт. Иванов и Цветков. Агрегат, основу которого составляют силовые головки, значительно повысит производитель ность труда, обеспечит точность сверления сма зочных отверстий. АВТОМАТ ДЛЯ МАРКИРОВКИ Малопроизводительным и однообразным был *РУД рабочего, занимавшегося маркировкой поршневых колец. Сейчас на заводе разработан и изготовлен автомат для выполнения этой one* рации. Текст и фото А. ВАНДИНА. На Кандалакшском механическом заводе пущен в эксплуатацию новый специализированный уча сток — по производству траловых досок. Это по* аволило поставить дело выпуска досок ка поток, облегчило и улучшило труд машиностроителей. В создании участка принял активное участие за меститель начальника отдела НОТ, автоматизации и механизации производственных процессов X. К. Рождественский. Сейчас ветеран завода, активный рационализа тор Хрисанф Константинович Рождественский совместно с инженером-конструктором техниче ского отдела Виктором Николаевичем Бутусовым занимается совершенствованием технологии на участке по выпуску кухтылей. На снимке: X. К. Рождественский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz