Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.

✓ Гибкий, оперативный, экономичный — таким Владимир Ильич Ленин видел наш советский аппарат управления, роль ко­ торого в решении задач хозяйственно­ го и социально'культурного строитель­ ства огромна. В поисках лучших форм н методов руководства партия внсоь и вновь обращается к бесценному ленин­ скому наследию. В принятом в конце прошлого года Постановлении ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР намечены конкретные ме­ ры по дальнейшему совершенствованию и удешевлению аппарата управления. Это постановление имеет исключитель­ но важное значение. Ведь в сфере уп­ равления заняты наиболее квалифициро­ ванные кадры, и от степени отдачи их труда во многом зависит успех работы коллективов. Речь идет не только об экономии государственных средств, а прежде всего об улучшении структуры управления, об устранении дублирова­ ния и параллелизма, о создании таких условий, чтобы каждый специалист мог работать с максимальной отдачей своих знаний. На флотах и береговых предприятиях рыбной промышленности бассейна за последние годы проведена некоторая работа в этом направлении. Но сделан­ ного далеко не достаточно. Если внима­ тельно проанализировать деятельность инженерно-технических работников и служащих, то налицо окажутся недостат* ки, слабые стороны, избавиться от кото­ рых призывают партия и правительство. Параллелизм и дублирование — этот едва ли не гамый главный порок — хо­ рошо виден на том, как ведется учет вылова рыбы, выработки продукции. По­ лучаемые с промысла сводки система­ тизируются работниками плановых отде­ лов и отдепоз добычи управления фло­ тов. Подобную работу выполняют со­ трудники ПИНРО, промразведки. Слов нет, анализировать ход промысла надо. Но не лучше ли организовать это дело таким образом, чтобы сводки обрабаты­ вало одно учреждение и давало необхо­ димые сведения всем заинтересован­ ным учреждениям. Нуждается в улучшении организация работы механико-судовой службы тра­ лового флота. В настоящее время под­ готовка ремонта строится по схеме: старший механик — групповой механик — прораб завода. Групповые инженеры- механики большую часть своего рабо­ чего времени заняты передачей ведо­ мостей заводу, проталкиванием заказов и далеко не достаточно осуществляют контроль за работой машинных команд, за технической эксплуатацией судовых двигателей и механизмов. Напрашивается вопрос — почему не установить прямую связь: старший ме­ ханик—прораб! Сейчас на всех почти больших морозильных траулерах и про­ мыслово-производственных рефрижера­ торах старшие механики, механики име- называет, что многие инженерные долж­ ности заполнены техниками или людьми, имеющими, в лучшем случае, среднее образование, и они неплохо справляют­ ся со своим делом. Зачем же искусст­ венно удорожать аппарат управления! Отдельные вопросы совершенствова­ ния управления производством и орга­ низации труда требуют комплексного решения. К примеру, сдачей и отгруз­ кой продукции на флотах и береговых предприятиях занято до 250 человек (с учетом людей, выделяемых с кораблей]. А в торговом порту, при несколько ь с я МАСТЕРСТВУ УПРАВЛЕНИЯ ют специальное среднее и высшее об- разование. Они в состоянии обходиться без посредников. Разумеется, на первых порах могут встретиться трудности, осо- бенно по группе траулеров бортового траления. Но, повышая требовательность к старшим механикам, организовав необ­ ходимую учебу, можно добиться жела­ емого результата. Обращает на себя внимание и тот факт, что в некоторых отделах и служ­ бах управлений флотов есть люди, кото­ рые выполняют обязанности инспекто­ ров отдела кадров. Немало можно встретить на флотах и береговых пред­ приятиях надуманных должностей, таких, как, скажем, старший инженер отдела кадров. А разве обязательно надо иметь инженерное образование, чтобы выпол­ нять порученную работу! Практика по- меньшем грузообороте, — почти в три раза меньше. Мне думается, что можно централизо­ вать отгрузку рыбкой продукции, пору­ чив это дело рыбному порту. Мыслится это так. Пришел транспортный рефри­ жератор в порт. Стивидор, приняв гото­ вую продукцию, организует погрузку ее в вагоны. При такой постановке дела можно будет обойтись без многих ве- созщкков и работников, которые в насто­ ящее время присутствуют при погрузке, контролируют друг друга. Контроль за количеством стропов вы­ груженной рыбы могут осуществлять трюмные, крановщики, бригадиры груз­ чиков или старшие рабочие. Разумеется, потребуется хорошо продумать органи­ зацию производства, предусмотреть до» плату некоторым категориям работни­ ков. Нельзя не отметить и серьезные недо­ статки в организации делопроизводства. Оно нуждается в дальнейшей рациона­ лизации, и начинать решение этого воп­ роса следует с определения нормативов размеров соответствующих документов. Иные отчеты, справки достигают объема 50—60 машинописных страниц. А сколь­ ко составляется других огромных по размерам так называемых «деловых» бумаг! Упорядочение делопроизводства и отчетности избавит десятки инженеров и других специалистов от ненужной, бес­ плодной канцелярщины. За многие годы работы в рыбной промышленности я не помню, чтобы проводилась учеба секретарей и других сотрудников административно-хозяйст­ венных отделов. А ведь а организации де­ лопроизводства, промышленной перепи­ ски есть свои законы, своя математика, своя наука, свое искусство. Во всем ми­ ре происходит стандартизация делового письме, которая позволяет сократить объем переписки, облегчить управление производством. Надо учить людей, свя­ занных с делопроизводством, передовым методам организации труда в этой от­ расли. В повседневную практику должны вхо­ дить письма-стандарты. Нужно придавать больше ответственности телефонному виду связи, оказывать телефонному разговору больше «доверило, чем было до сих пор. Применение ручных перфо­ карт с краевой перфорацией (не говоря уже о внедрении средств механизации) позволит сократить время поиска нуж­ ных документов, улучшить контроль за выполнением принятых решений. Обширны и сложны вопросы, связан­ ные с улучшением структуры произ­ водства, организации управления. Мо­ ряки, работники отделов и служб, пор­ товики, рыбообработчики, судоремонт­ ники могут подсказать руководителям много полезного. И было бы неплохо обсудить эти вопросы на заседаниях по­ стоянно действующих производственных совещаний, на партийных собраниях. Ф. НИЗГИРЕВ, заведующий про­ мышленно-транспортным отделом Мурманского горкома КПСС, РЫБОЛОВСТВО Я П О Н И И Япония является одной из стран мира с наиболее разви­ той рыбной промышленностью. По добыче рыбы и нерыбныя объектов она аанимает второе место в мире. Успешному развитию рыболовства Японии во многом способствуют исключительно благоприятные географические условия страны. Японские острова расположены в районе смещения теплых вод Куросио и холодных вод Ойясио, обес- почивающих богатство морских организмов. Помимо исполь-» аовання естественных богатств, в Японии широко развито искусственное разведение рыб, моллюсков и водорослей. Уловы Японии в 1966 году достигли семи миллионов тона рыбы и нерыбных объектов (без китов). Следует заметать, что в Японии сравнительно большое количество (1766,9 ты­ сячи тонн) было добыто нерыиных объектов, в том числе 400 тысяч тонн водной растительности. По предварительным данным министерства сельского хо« вяйства и лесоводства Японии, добыча рыбы и нерыбных объектов (без китов) в 1967 году достигла рекордпой циф- ры — 7,7 миллиона тонн.. Это па 8 процентов превышает улов 1966 года. Такие результаты объясняются высокими уло­ вами минтая в заливе Аляска и морского окуня в Беринговом море, а также возросшей добычей морских водорослей. В последние годы потребление рыбы и морепродуктов в Японии возрастает. Несмотря на быстро развивающуюся рыбную промышленность, Япония пока не в состоянии обес-* печить спрос населения на рыбопродукцию. По данным департамента рыболовства, в настоящее время в Японию ежегодно импортируется 6—7 миллионов центне- ров рыбопродукции из Перу, СССР и других стран мира* Разница между потребностью и собственной добычей пеун5, лонно будет расти, а следовательно, будет расти и импорт рыбных продуктов в Японии. Значение морепродуктов в пи.-» тании японского народа очень велико: они обеспечивают две трети животного белка, потребляемого в стране. В связи с этим департамент рыболовства разработал пя­ тилетний план расширения исследовательских работ, на* прапленных па освоение новых районов и объектов промысла, В 1967 году был организован научно-исследовательский институт океанического рыболовства в г. Симидзу с отделе­ ниями в городах Хакодате, Токио и Яндзу. В атом научном! центре будут концентрироваться и обрабатываться все пауч- ные материалы по океаническим запасам тунца, лосося, кра­ ба, донных и придонных рыб, морского котика и китов. В том же году построено крупное научно-исследователь­ ское судно «Каийо мару», иборудонанное электронными и другими новейшими приборами. На борту судна имеются ла­ боратория океанографии, промышленного рыболовства, би»? догии, химии и другие. • (Окончание на 4-й стр.), ; b-'V НОВЫЙ УЧАСТОК ВМЕСТО РУЧНОГО ТРУДА В литейном цехе завершена комплексная меха­ низация процесса изготовления формовочных смесей. Приготовление глинистой суспензии, по­ дача ее в распределительные банки и далее — в бегуны почти полностью механизируется. Внедрение нового комплекса в два раза повы­ сит производительность, улучшит качество при­ готовляемой пульпы. КАК ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СТАНКИ Проведена контрольная проверка использова­ ния действующих металлорежущих станкев. Цель — выяснение причин простоя. Сводная ведо­ мость, составленная на основе суточных наблю­ дений, позволит определить коэффициент ис­ пользования станков, выяснить причины простоя металлистов. Анализ полученных данных послужит материа­ лом для разработки организационно-технических мероприятий, направленных на устранение про­ стоев. СБОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ На заводе создан участок универсальных сбор­ ных приспособлений. Для него выделено специ­ альное помещение, закуплены детали на 12 ты­ сяч рублей. Из этих готовых деталей собираются самые различные приспособления для выпуска разно- образной продукции. АГРЕГАТ ДЛЯ СВЕРЛОВКИ На днях прошел испытание агрегат для свер­ ловки отверстий в поршнях к дизелям 300 и 400 лошадиных сил. Автор его инженер В. Выгон. В изготовлении приняли участие технолог тов. Ки­ рюшкин, слесари тт. Иванов и Цветков. Агрегат, основу которого составляют силовые головки, значительно повысит производитель­ ность труда, обеспечит точность сверления сма­ зочных отверстий. АВТОМАТ ДЛЯ МАРКИРОВКИ Малопроизводительным и однообразным был *РУД рабочего, занимавшегося маркировкой поршневых колец. Сейчас на заводе разработан и изготовлен автомат для выполнения этой one* рации. Текст и фото А. ВАНДИНА. На Кандалакшском механическом заводе пущен в эксплуатацию новый специализированный уча­ сток — по производству траловых досок. Это по* аволило поставить дело выпуска досок ка поток, облегчило и улучшило труд машиностроителей. В создании участка принял активное участие за­ меститель начальника отдела НОТ, автоматизации и механизации производственных процессов X. К. Рождественский. Сейчас ветеран завода, активный рационализа­ тор Хрисанф Константинович Рождественский совместно с инженером-конструктором техниче­ ского отдела Виктором Николаевичем Бутусовым занимается совершенствованием технологии на участке по выпуску кухтылей. На снимке: X. К. Рождественский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz