Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.

К50уктапМ урманского Кильдинскую и Варгаеескую рыбные бзики, часть Мотов­ ского залива и другие при­ брежные районы вдоль Мур­ манского побережья. Все бо­ лее отдаленные от берега рай­ оны называли тогда «Гольф­ стрим», Зимой 1922—23 годов капи­ таны потребовали, чтобы уп­ равление подготовило и издало промысловую карту, на кото­ рой были бы обозначены ос- КАК ИСЧЕЗАЛИ «БЕЛЫЕ ПЯТНА» (Окончание . Начало на 2-tt стр.). У ЖЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ после организации флота выска­ зывались предложения об Организации круглогодичного промысла. Однако осущест­ вить зимнее траление оказа­ лось возможным лишь в 1924— 25 годах. К этому времени на Мурмане были подготовлены к приему судов мастерские, склады и т. д. В основном была решена проблема топлива, а <!реди личного состава была проведена массово-политиче­ ская работа по разъяснению важности зимнего промысла для нашей страны. 1 Благоприятным обстоятель­ ством . явилось пополнение флота в 1924 году, четырьмя мощными траулерами, имев­ шими новое оборудование. Два судна «Форель» и «Налим» были приняты от Ленинград­ ского военного порта и два — «Щука» и «Макрель» —■от Ар* хангельского. Эти траулеры были снабжены радиоустанов­ ками. Промысловики быстро Убедились, насколько важно Аля успеха тралового лова йметь хорошую связь судов -#лежду собой и с берегом. Чтобы убедиться а наличии рыбы в Баренцевом море, ка­ питану «Щуки» Богданову было поручено сделать пробный рейс. Богданов прошел с тра­ лом, начиная от Канино-Колгу- евского мелководья, по всему желобу между южным скло­ ном Гусиной банки и северным склоном Центрального района и на своем пути встречал мно­ го косяков. Рейс подтвердил возможность производить тра­ ловый лов зимой. И зимой 1924—1925 гг. на промысел было отправлено шесть траулеров. Они совер­ шили пятнадцать рейсов общей продолжительностью 268 суток и выловили 23112 пудов рыбы (в переводе на соленую). Ле­ том 1924 года четырнадцать траулеров сделали шестнад­ цать рейсов общей продолжи­ тельностью 294 суток и выло­ вили 28138 пудов (в переводе на соленую) рыбы. Таким обра­ зом, рентабельность круглого­ дичного лова была доказана. К началу 20-х годов Барен­ цево море и его подводные богатства были изучены очень слабо. В то время отличали только Канинский район, Кани- но-Колгуевское мелководье, Лумбовскую, Святоносскую, военные районы, банки, указа­ но, в каких местах и в какое время года взяты наибольшие уловы, отмечены вновь откры­ тые районы, их отличительные глубины и грунты. Материалами, на основе ко­ торых составлялась карта, бы­ ли скудные, разрозненные и весьма немногочисленные за­ писи капитанов. Систематизи­ ровать эти материалы было по­ ручено штурману Овчинникову, И он успешно справился с за­ дачей. В начале 1923 года была создана и передана капитанам промысловых судов первая со­ ветская карта тралового про­ мысла в Баренцевом море. с ОРГАНИЗАЦИЕЙ круглого­ дичного лова рыбы быст­ рее двинулось вперед и освоение новых промысловых районов, сокращалось количе­ ство белых пятен на карге. Энтузиасты проникали е неиз­ веданные просторы Баренцева моря. Так, капитан траулера «Тре­ ска» Леонтьев С. П. по своей инициативе ушел за остров Колгуев, в район, никогда не посещавшийся рыболовными Судами, обнаружил там много- рыбы и исключительно удоб­ ное для тралового лова плато. С. Д. Копытов в июле 1925 года открыл новый промысло» вый район, который ныне на­ зван его именем. Много энергии вложили > изучение сырьевой базы и ус­ ловий для создания крупного индустриального центра рыб­ ной промышленности в те годы Н. М. Книпович, И. И. Месяцев, Г. А, Клюге. Значительную по­ мощь в этом оказывали ученым промысловики. Обнаруживая концентрации рыбы, они сооб­ щали исходный материал о миграции трески в водах Ба­ ренцева моря. Вскоре ученые начали давать важные практи­ ческие советы рыбакам. С первых дней организации тралового флота личный состав делал все для увеличения вы­ лова. Общая добыча рыбы а 1924 году составила 414258 пу­ дов против 57780 пудов в 192» году. Вылавливались в то вре­ мя следующие виды рыб: пал­ тус, треска, пикша, камбала, зубатка, ерш, сайда, пертуй. Экипажи нацеливались на уве­ личение добычи наиболее цен­ ных из них. Трудящиеся края под руко­ водством местных партийных и советских органов, преодоле­ вая многие трудности, решили сложнейшую задачу — создали на Севере траловый флот. Ис­ тория не забудет имена пио­ неров тралового флота Ф. М. Михова, Ф. Е. Шамалуева, С. Д. Копытова, С П. Леонтьева, И. Н. Демидова, П. И. Баева, П. П. Корехова, А. Я. Маклако- ва, Д. Е. Миргородского, Д. А. Буркова. Под их руководством моряки создали славные тра­ диции, на которых воспиты­ вается нынешнее поколение рыбаков Северного бассейна. В. КОСТЮКЕВИЧ, студент четвертого курса историче­ ского факультета Мурман­ ского пединститута. ii!IHIUIll!UillilllllMHIII1IHHIIIIIIIIil<IHIIII<lllll!IHHilHtllllllfll1ll!illllllllMflHtlll!illlllllllllllll!IIIIIMII1ll1ll!llllltlll|]1IIIIIIIIIIIIHIHIIIIIIIIilllillll1IIIIIUIIII Мы пойдем в те районы, где сильные ветры и низкая температура, где есть все условия для тоге* чтобы наши суда — СРТ-4225 я РС-1015 могли бы обле­ денеть. Будет проведен в какой-то степени заключительный этап натурных иссле­ дований, поскольку в этом году мы должны представить предложения о по* рядке практического внедрения наибо­ лее эффективных средств борьбы с об­ леденением на судах. Научение этой проблемы не кончает­ ся с завершением работ нашей экспе- иниотерства рыбного хозяйства СССР дищш. В связи е этим Главгосрыбфлот* инспекция издала специально для бас­ сейнов Дальнего Востока а Севера ат­ ласы районов обледенения судов, как необходимое навигационное пособие. При составлении таких атласов только для Баренцева моря были использова- втся она не только в государственном, ны тысяч судовых гидрометеоро- jjio и в мировом масштабе. В Япония, логических наблюдений, выполненных ледовая экспедиция 15 января из Мурманска в Баренцево коре на двух судах вышли участники третьей «ледовой» экспедиции. Началь- -Ник этой экспедиции, заместитель на­ чальника Главгосрыбфлотинспекции М с Сергей Иванович Кавалеров дал ин­ тервью нашему корреспонденту. Он, в Частности, рассказал: — Организация новой экспедиции подчинена старой задаче — исследова* «иго сложной проблемы — лед. Реша­ е , еапример, разработкой методов борь­ бы с обледенением судов занимаются S H <0 десять лет, в Канаде — шесть* в нглии — три года. К сожалению, бо­ лее или менее эффективных антиледо- 6uv средств пока не найдено. А что такое обледенение судна — из­ вестно морякам. Это очень опасное яв­ ление, особенно если процесс идет ин­ тенсивно. В этом случае на корабле взрастает за час до пяти тонн льда. Ос­ нования мачт, палубные механизмы, корпус и ванты покрываются таким ле­ дяным наростом, что судно может поте* рять остойчивость и ему угрожает ги­ бель. В прошлом году, например, в Япония от обледенения погибло 16 ко­ раблей. Широкое изучение средств борьбы с рбледенением судов в Советском Союзе- Началось несколько лет назад. Такие Экспедиция, как нынешняя, были пред­ приняты на Дальнем Востоке и Балти- «е . Что касается Северного бассейна, то рн остается наиболее «перспективным» районом в смысле благоприятных ус* Ловий для экспедиций и тяжелых вооб­ ще для мореплавания. Особенно в ян­ варе и феврале. Цель нашей экспедиции — испытать Опробованные ранее средства защиты •Судов от обледенения — начиная от физико-механических до специальных ОМфыгай и химических реагентов. за 30-летний период. Обрабатывался такой поток информации электронно- вычислительной машиной. Одновременно с этим Главное управ- лесние гидрометеослужбы СССР вот уже два года передает сообщения о возмож­ ном обледенении судов по типу штор­ мового предупреждения. Теперь о средствах, которые будут испытываться. Наиболее перспектив­ ные из них — это защитные подогре­ вательные чехлы. Ими мы укроем поч­ ти все судно не больше, чем за полчаса. Кроме того,- будут испытаны специ­ альные покрытия и химические реа­ генты, обладающие хорошими водоот­ талкивающими свойотвами — гидро- фобность», образование льда при кото­ рых снижается во много раз. В рейсе будет применена ручная малая механизация, основанная на принципе отбойных пневмоинструмен- тов. Круг специалистов, занятых в экс­ педиции, достаточно широк. В ней участвуют представители двенадцати отраслевых институтов страны — уче­ ные Москвы, Ленинграда, Харькова, Се- веродонецка, сотрудники Арктического и Антарктического научно-исследова­ тельского института, специалисты Гип- рорыбфлота. Мурманское управление гидрометео­ службы обеспечит нас сводками пого­ ды. Около 300 металлургов Магнитки проводят свои выходные дни на базе отдыха в Абзакэво, расположенной в 60 километрах от Магнитогор­ ска. К их услугам дачи и лыжная база. На снимке: на базе отдыха в Абзаково. Фото Г. Обрезкова. Фотохроника ТАСС. СУДОРЕМОНТНИКИ СРЕДИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ Закончился второй этап соревнований по лыж­ ным гонкам на лично-командное первенство об­ ласти в зачет спартакиады, посвященной 100-ле­ тию со дня рождения В. И. Ленина. t9 января на десятикилометровой дистанции стартовали женщины. Представительница Мур­ манской судоверфи Александра Ларионова с ре­ зультатом 52 минуты 22 секунды заняла в гонке третье место. 20 января в гонке на 5 километров Ларионова выступила удачнее и выиграла соревнование. В этот день ее одноклубник Николай Полевщиков на пятнадцатикилометровой дистанции занял тре­ тье место. Среди коллек- ................... .. тивов физкульту­ ры лидерство за­ хватили спортсме ны треста «Апатит- строй». Лыжники Мурманской судо­ верфи на третьем месте. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. ПЯТНИЦА, 23 ЯНВАРЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА 10.00 — Программа передач. 10.05 — Новости. 10.15 — Для дошкольников и младших школь* ников. «Путешествие солнечного зайчика». 10.45 — «Армия «Тря­ согузки» снова в бою». Художе­ ственный фильм. 12.05 — «Твой . ленинская библиотека». Рабо ту ; В. И. Пенима «Империализм ка«Г высшая стадия кап и тали зм у 12.35 — Новости. 12.40—18.05 Перерыв. 18.05 — Баскетбол. К бок европейских чемпионов. 1/4 финала. ЦСКА (СССР) - «Црвена . звезда» (Югославия), 19.00 — « 8 . И; Ленин. Хроника жизни и деятельности». «Ленин & Польше». Художественный фильм. 20.35 — «Эстафета ново­ стей». 21.1® — К я у * любителей песни. 22.15 — «Знакомьтесь f «Ста^рт». Репортаж. 23.00 В. Шкваркин — «Принц Налом* он». Премьера телеспектакле* Передача из Ленинграда. 00.10 —: . Новости. ВТОРАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МУРМАНСКА Передачи по системе «Орбита» 10.00 — Программа передач, 10.05 — Новости. 10.15 — Для 乫 тей. Мультфильм. 10.25 — А. Ост­ ровский — «Поздняя любовь». Спектакль МХАТа им. Горького, 12.40 — Чемпионат СССР по хок­ кею. «Динамо» (Москва) — ЦСКА* 13.45 — «Вечно живое учение». 14.00—19.00 — Перерыв. 19.00 • Программа передач. 19.05 • Телевизионные известия. 19.25 — « «Товарищи летчики». Кино­ очерк. 19.50 — • «Северный аль* бом». Передачи по системе «Орбита» 20.35 — «Эстафета новостей»* 21.15 — «Клуб любителей песни»* 22.15 — «Знакомьтесь — «Старт». СУББОТА, 24 ЯНВАРЯ ПЕРВАЯ ПРОГРАММА 0.00 — Программа передач. 0.05 — Гимнастика для всех. 9.30 — Новости. 9.45 — «Здоровье». 10.15 — Музыкальная развлека­ тельна* программа. «Полчаса .с оркестром под управлением Александра Горбатых». 10.45 — Программа Магаданской студия телевидения. 12.00 — «Объек­ тна». Телевизионный клуб кино* любителей. 12.45 — «В эфире «•: «Молодость». Студия «Публицисте показывает премьеру телеспек* такля «Подлежит разбирательст­ ву». 13.40 — «Город и песня». Те­ левизионный м у з ы к а л ь н ы й фильм. 14.30 — Телевизионный народный университет. Факультет науки и техники. «Проблемы раз* вития минерально-сырьевых ре­ сурсов и их использования в на­ родном хозяйстве». 15.15 — Ново* стн. Г5.20 — Факультет культуры, — *Л< «Прекрасное». 16.00 полувека». «Год 1020». [етопись 17.00 - баскетбол. Кубок европейских чемпионов. 1/4 финала. (Женщи- ны). «ТТТ» (Рига) — «Висла» (Кра* ков). 10.00 — Новости. 18.05 «Ставка больше, чем жизнь». Пре­ мьера телевизионного многосерий* кого художественного фильма, «Разыскивается группеифюрер Вольф». 19.05 — Цветное телевиде­ ние. «КВН-70». 21.00 — «Мир со* циаяизма». 21.30 — Цветное теле­ видение. Н. Погодин . «МоЯ друг». Премьера телеспектакля. 23.00 — Концерт. Песни на слова поэта Р. Рождественского. 00.15 — Новости. Диплом Mi 2142 штурмана даль- него плавания Виноградова Викто­ ра Алеисаидровича, выданный i 0 ^ — ноября 1060 года капитаном Мур* майского морского рыбного порта» считать недействительным. СЕГОДНЯ ОЖИ Д А Е Т С Я ПРИХОД: РТ-119 «В. Чкалов», РТ-178 «Никополь», РТ-228 «Шексна». ТР «Хибинские горы», ПР «Григорий Лысенко». ЗАВТРА: РТ-188 «Лавна», РТ-330 «Молодогвардеец», РТ-143 «Сванетия*. Администрация, партийное бюро и местный комитет проф­ союза плавмастерской «Резец» е глубоким прискорбием изве­ щают, что 19 января 1970 года скоропостижно скончался старший механик, член КПСС ПЕТРУХИН Николай Сергеевич, и выражают соболезнование родным и близким покойного. Похороны состоятся 24 ян­ варя. Выпос тела в 14 часов из дома № 15 по улице Тара­ на. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена i экз. — 2 коп. Мурманская областная типография, г. Мурманск. Зак. 76. ПН-02061.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz