Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.
постановления партийных собраний, н во втором — с повесткой дня: «О партийной учебе» было немало .тем ПО- ДЕЛОВОМУ , ОРГАНИЗОВАННО В СУДОВЫХ И БЕРЕГО* ВЫХ партийных орга низациях сельдяного : флота закончились отчеты и выборы. Отчетно-выборные собрания прошли на этот раз >более организованно, по-дело- ■вому, на высоком вдейном в политическом уровне. Работа секретарей парторганизаций я партбюро признана удовлет ворительной. На собраниях присутствовало 92 процента Коммунистов, состоявших на ; учете. Заметно повысилась их активность: по отчетам секре тарей в прениях выступило в . среднем по флоту 35 прочей* тов коммунистов от числа присутствовавших на собра н и я х . Два примера: на БМРТ- 376 пз восьми коммунистов в Кпрениях выступило шесть, на СРТ-432 пз четырех — три. i_Чувствовалось, что об усие* 1 яах в юбилейном соревнова* пни и о недостатках, которые еще есть в работе парторгани зации, стремились говорить не только «штатные ораторы», но л коммунисты, которые редко - выступали до этого. Расскажу поподробнее о некоторых собраниях. Так, на БМРТ-442 «Тур» все 14 ком мунистов присутствовали на партийном отчетно-выборном Г .собрании, в прениях по док- Гладу секретаря парторганиза- j «дин тов. Бульонова выступило t; 5 человек. Как докладчик, так ; и выступавшие в прениях го- г еорилн о роли партийной ор- Ь ганизации в развертывании К IИТОГАМ ОТЧЕТОВ И ВЫБОРОВ г соревнования, о том, как она ‘«.помогала администрации в производственных делах и в воспитании моряков. Отмечалось также, что на корабле все коммунисты име ют партийные поручения и добросовестно относятся к их выполнению, что в успешном завершении рейсовых заданий есть большая заслуга судовой парторганизации. Всо комму нисты здесь занимаются в школе основ марксизма-лени низма. Для тех, кто собирает* ся связать свою судьбу с пар тией, был создан кружок по ознакомлению с Программой и Уставом КПСС. За отчет ный период кандидатами в члены партии стали три моря ка. Выступавшие в прениях от мечали и недостатки. Одним из главных они назвали низ кую активность некоторых коммунистов. На двух собра* ниях здесь — 24 апреля и 30 мая 1969 года — выступаю щих в прениях совсем не бы ло, хотя в первом случае, ког да шла речь о выполнении для принципиального разго вора. Второй серьезный недо статок: отдельные постанов* ления партийных собраний но сят декларативный характер, в них не указываются сроки исполнения намеченных ме роприятий. Конечно, такие по становления пользы не при носят. Секретарем партийной ор ганизации на БМРТ-442 снова набран старший механик тов. Бульонов. Ему надо принять всо меры к тому, чтобы вскрытые недостатки были устранены. При стопроцентной явке прошло собрание па БМРТ-376 «А Гмырев». По докладу сек ретаря парторганизации тов. Челбаева выступило шесть коммунистов. Учитывая, что экипаж этот комсомольско-мо лодежный и ему присвоено высокое звание «Имени 50-ле тия ВЛКСМ», партийная орга низация много внимания уде ляет воспитательной работе, повышению уровня партий ного руководства комсомолом. Партийные собрания здесь проводятся регулярно. Все коммунисты и комсомольцы учились в отчетный период в сети политического просвеще ния. Неплохо прошли отчеты и выборы па СРТ №№ 19, 241, в группе наблюдения, в управ лении флота, в ЖКО и т. д. Много внимания в докладах секретарей и в выступлениях было уделено устранению не достатков, указанных в По становлении ЦК КПСС *0 практике проведения партий ных собраний в Ярославской городской партийной органи зация ». В результате проведенных выборов большинство секре тарей выдвинуты из числа коммунистов, имеющих опыт партийной работы. Я уже на звал тов. Бульонова. На БМРТ-376 секретарем избран тов. Титарепгко, который рань ше неоднократно избирался секретарем парторганизации на средних рыболовных трау лерах. На СРТ-241 секретарем избран старший механик тов. Шинкаренко, который на этом судне работает с 1951 года к также неоднократно возглав лял коммунистов. На СРТ-432 третий раз подряд секретарем избран матрос тов. Шептелуть. В целях закрепления секре тарей парторганизаций и по вышения их ответственности за положение дел на кораблях партийный комитет включил их в основную номенклатуру парткома п утверждает на своих заседаниях. В партийных организациях управления флота, береговых бригад и плавмастерскои «Ре зец» разрабатываются меро приятия по выполнению кри* тических замечаний п предло жений, высказанных на отчет но-выборных собаниях. Коллектив «Мурмансельди* выступил инициатором со циалистического соревнования в юбилейном году. Парторга низация флота сделает все от нее зависящее, чтобы пред приятие оправдало высокое звапие знаменосца соревно вания, чтобы промысловики и работники береговых служб достойно отметили своими трудовыми делами 100-летие со для рождения В. И. Лени на, успешно справились с при нятыми обязательствами. Это — одна из главных задач и вновь избранных секретарей партийных организаций. И. МОШНИКОВ, инструктор парткома «Мурмансельди». ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ. С вводом в эксплуатацию механи зированного печатного'производ ства на отделочной фабрике Ка мышинского хлопчатобумажного комбината стали выпускать набив ную ткань более SO рисунков. Уже выпущено свыше 7 миллио нов метров такой ткани. На снимке: сушильщица Т. Чк- жова принимает готовую продук цию. Фото Н. Суровцеве. = Фотохроника ТАСС. , ^IlilllllllllltllllllltlltlllllllllltllllllflltllllllllllllllllllllllllllllllllllltlllllltllllllllllllllllllllllltlllltlllllllllllllllllllllllllllStliniritlfllllllllllllllltllllllliltllllflllltltlllllllltlltllllllltlllllllllllHlllllfimtll&miUlHi^ К Я ж л м М урманского ТРАЛОВОГО лометров от районе промысле, и его базе не позволяла как следует организовать эксплуа тацию судов. Она могла при нять лишь десять траулеров при условии, что они совершат не более семи рейсов и приве зут не более двухсот тысяч пу дов рыбы. ОПРОС о создании трало* вой базы ближе к району промыслов ставился еще • 1920^—1921 годах. Но а то в КАК ИСЧЕЗАЛИ «БЕЛЫЕ ПЯТНА» 1 IS s ЕЕ ( Продолжение . Нач. в № 81 Важной стороной дела, от которой зависела судьба мур манских промыслов, являлось снабжение рыбаков продоволь ствием и оборудованием. Наше правительство делало все воз можное в этом направлении. Так, по указанию СТО от 6 ап реля 1921 годе в Мурманск отправили 9 вагонов хлеба и 20 вагонов промышленных то варов. В 1920—1923 годах траловый лов проводился на прибреж ных банках, сравнительно хо рошо знакомых морякам-по- морам. Основными промысло выми районами были Камин ский, часть Канино-Колгуевско- го мелководья, Кильдинская и Териберская банки, часть Мо товского залива. Но подходя щие весной с запада в при брежные воды Мурманского побережья обильные косяки рыбы в июне-?—июле отходят в восточные районы» Необходи мо было искать . рыбу там. И не имея никаких данных об условиях работы в отдаленных районах, капитаны брали курс на восток. Ветеран тралового флота С Д. Копытов вспомийает; «Иногда мы не брали хоро ших уловов, зато находили ме ста, удобные для тралового лова, т. е. с хорошим, мягким грунтом морского дна и резко меняющимися глубинами. Это окрыляло нас, так как давало уверенность, что, если не те* перь, то в будущем году здесь обязательно должна быть ры ба...» Характерной чертой промыс ловой жизни тех лет являлась сезонность лова: он приходил ся на май—ноябрь. В результа те суда по пять с лишним ме сяцев простаивали в Архан гельской траловой базе. Не до* стигали больших размеров и уловы. Успешное развитие тралового промысла сдержи валось недостатком угля, не хваткой материалов, недо комплектом команды трауле ров, слабой подготовкой мо* ряков по обслуживанию тра лов, ветхостью судов. Значительно тормозило раз витие промысла отсутствие базы на Мурманском по бережье. Архангельск нахо дился за несколько сотен ки время отсутствовали возмож ности для строительства. Свое разрешение эта проблема по лучила лишь с образованием Северного Государственного f рыбопромышленного треста «Сергосрыбтрест»). Он явился центром по руководству рыб ной промышленностью на Ба ренцевом и Белом морях. Трест провел большую работу по конкретному научному вы яснению преимуществ перево да траловой базы из Архан гельска в Мурманск. Эти пре имущества заключались в сле дующем. Сокращается расстояние от базы до основных районов промысла. Например, от Ар хангельска до района Кильдина 50 ходовых часов, о из Мур манска — 7. Перебазирование флота обеспечит увеличение валового улова. Незамерзаю щее Баренцево море обеспе чит круглогодичный промысел. От Мурманска ближе до анг лийского кардифского угля, чем от Архангельска. Расстоя ние до рынков сбыта продук ции было примерно одинако вым. После положительного реш*. ния вопроса в vМурманске на чались подготовительные рабо ты. Местом будущей базы был избран район гражданской пристани вплоть до Варничного ручья. Советские и партийные органы вникали в ход работы и оказывали существенную по мощь в строительстве. Созда ние тралбазы открывало широ кую перспективу для развития индустриальной добычи рыбы на Севере. Серьезно тормозила разви тие рыбных промыслоа нехват ка угля. Страна переживала разруху, и у нее не было «сво бодной» валюты на закупку ««кардифа». (Раньше пароходы Мурманской и Беломорской линии получали уголь из Анг лии, из Кардифа, отчего и уголь получил такое название). Согласно смете Мурманской «Областьрыбы» на 1922 год для содержания 3 траулеров и 4 пароходов требовалось 6 ты сяч 50 тонн угля. Но ни в Мур манске, ни в Архангельске не было даже и половины этого количества. Из-за отсутствия топлива рейсы начинались только в июле—августе и то вдоль Мурман£кого побережья. Советское правительство осуществило ряд мер по ре шению топливной проблемы. Оно направило в Мурманск часть угля, закупленного в США для Петрограда. Специально для промыслов Мурмана были осуществлены миссией М. А. Козакова и Ф. Н. Пивоварова закупки иностранного угля. По добные закупки велись и в по следующие годы, т. к. завоз угля из наших месторождений (Донбасс, Печора) стоил очень дорого. Таким образом, дела лось все для успешного реше ния топливной проблемы. Н Е МЕНЕЕ важным £ыл еоп рос о квалифицированных кадрах, которых явно не хватало. Доукомплектовывались команды первых траулеров главным образом из северян- поморов, бесстрашных людей, но не знакомых . с промысло вой работой. Были и рыбаки с Летнего берега, никогда не выходившие в.открытое мере, и мезенские зверобои, и люди, совершенно не знакомые t морскими промыслами. Ма шинные команды комплекта* вались из демобилизоааиных или откомандированных из ар мии. Личный состав траулере* не мог самовольно покидать службу или переходит*-* одн о го судна на другое. Рыбная промышленность нуждалась в «школе рыболов* ства». И она под м т а и н е м школы рыбацкой молодежи было открыта в 1925 году ш Алексвндровске. Готовились в ней рыбообработчики и мото ристы. В дальнейшем школа была реорганизована в фаб рично-заводское училище.. Для подготовки квалифици рованных кадров требовались специальные учебники, но взять их было негде. Тогда ка питаны, тралмейстеры и другие специалисты решили сами за няться творческим трудом, Ф. М. Михоа написал три кни ги: «Трал и техника работы с тралом», «Оснащение траловых буев», «Устройство трала и ра бота с ним». Ф. Е. Шамалуев сконструировал много ориги нальных тралов, связал не сколько десятков разных мо делей, создал интересные ма кеты, по которым учились в дальнейшем курсанты море ходных училищ. (Окончание на 4 -й стр.) rss I d i
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz