Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.

постановления партийных собраний, н во втором — с повесткой дня: «О партийной учебе» было немало .тем ПО- ДЕЛОВОМУ , ОРГАНИЗОВАННО В СУДОВЫХ И БЕРЕГО* ВЫХ партийных орга­ низациях сельдяного : флота закончились отчеты и выборы. Отчетно-выборные собрания прошли на этот раз >более организованно, по-дело- ■вому, на высоком вдейном в политическом уровне. Работа секретарей парторганизаций я партбюро признана удовлет­ ворительной. На собраниях присутствовало 92 процента Коммунистов, состоявших на ; учете. Заметно повысилась их активность: по отчетам секре­ тарей в прениях выступило в . среднем по флоту 35 прочей* тов коммунистов от числа присутствовавших на собра­ н и я х . Два примера: на БМРТ- 376 пз восьми коммунистов в Кпрениях выступило шесть, на СРТ-432 пз четырех — три. i_Чувствовалось, что об усие* 1 яах в юбилейном соревнова* пни и о недостатках, которые еще есть в работе парторгани­ зации, стремились говорить не только «штатные ораторы», но л коммунисты, которые редко - выступали до этого. Расскажу поподробнее о некоторых собраниях. Так, на БМРТ-442 «Тур» все 14 ком­ мунистов присутствовали на партийном отчетно-выборном Г .собрании, в прениях по док- Гладу секретаря парторганиза- j «дин тов. Бульонова выступило t; 5 человек. Как докладчик, так ; и выступавшие в прениях го- г еорилн о роли партийной ор- Ь ганизации в развертывании К IИТОГАМ ОТЧЕТОВ И ВЫБОРОВ г соревнования, о том, как она ‘«.помогала администрации в производственных делах и в воспитании моряков. Отмечалось также, что на корабле все коммунисты име­ ют партийные поручения и добросовестно относятся к их выполнению, что в успешном завершении рейсовых заданий есть большая заслуга судовой парторганизации. Всо комму­ нисты здесь занимаются в школе основ марксизма-лени­ низма. Для тех, кто собирает* ся связать свою судьбу с пар­ тией, был создан кружок по ознакомлению с Программой и Уставом КПСС. За отчет­ ный период кандидатами в члены партии стали три моря­ ка. Выступавшие в прениях от­ мечали и недостатки. Одним из главных они назвали низ­ кую активность некоторых коммунистов. На двух собра* ниях здесь — 24 апреля и 30 мая 1969 года — выступаю­ щих в прениях совсем не бы­ ло, хотя в первом случае, ког­ да шла речь о выполнении для принципиального разго­ вора. Второй серьезный недо­ статок: отдельные постанов* ления партийных собраний но­ сят декларативный характер, в них не указываются сроки исполнения намеченных ме­ роприятий. Конечно, такие по­ становления пользы не при­ носят. Секретарем партийной ор­ ганизации на БМРТ-442 снова набран старший механик тов. Бульонов. Ему надо принять всо меры к тому, чтобы вскрытые недостатки были устранены. При стопроцентной явке прошло собрание па БМРТ-376 «А Гмырев». По докладу сек­ ретаря парторганизации тов. Челбаева выступило шесть коммунистов. Учитывая, что экипаж этот комсомольско-мо­ лодежный и ему присвоено высокое звание «Имени 50-ле­ тия ВЛКСМ», партийная орга­ низация много внимания уде­ ляет воспитательной работе, повышению уровня партий­ ного руководства комсомолом. Партийные собрания здесь проводятся регулярно. Все коммунисты и комсомольцы учились в отчетный период в сети политического просвеще­ ния. Неплохо прошли отчеты и выборы па СРТ №№ 19, 241, в группе наблюдения, в управ­ лении флота, в ЖКО и т. д. Много внимания в докладах секретарей и в выступлениях было уделено устранению не­ достатков, указанных в По­ становлении ЦК КПСС *0 практике проведения партий­ ных собраний в Ярославской городской партийной органи­ зация ». В результате проведенных выборов большинство секре­ тарей выдвинуты из числа коммунистов, имеющих опыт партийной работы. Я уже на­ звал тов. Бульонова. На БМРТ-376 секретарем избран тов. Титарепгко, который рань­ ше неоднократно избирался секретарем парторганизации на средних рыболовных трау­ лерах. На СРТ-241 секретарем избран старший механик тов. Шинкаренко, который на этом судне работает с 1951 года к также неоднократно возглав­ лял коммунистов. На СРТ-432 третий раз подряд секретарем избран матрос тов. Шептелуть. В целях закрепления секре­ тарей парторганизаций и по­ вышения их ответственности за положение дел на кораблях партийный комитет включил их в основную номенклатуру парткома п утверждает на своих заседаниях. В партийных организациях управления флота, береговых бригад и плавмастерскои «Ре­ зец» разрабатываются меро­ приятия по выполнению кри* тических замечаний п предло­ жений, высказанных на отчет­ но-выборных собаниях. Коллектив «Мурмансельди* выступил инициатором со­ циалистического соревнования в юбилейном году. Парторга­ низация флота сделает все от нее зависящее, чтобы пред­ приятие оправдало высокое звапие знаменосца соревно­ вания, чтобы промысловики и работники береговых служб достойно отметили своими трудовыми делами 100-летие со для рождения В. И. Лени­ на, успешно справились с при­ нятыми обязательствами. Это — одна из главных задач и вновь избранных секретарей партийных организаций. И. МОШНИКОВ, инструктор парткома «Мурмансельди». ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ. С вводом в эксплуатацию механи­ зированного печатного'производ­ ства на отделочной фабрике Ка­ мышинского хлопчатобумажного комбината стали выпускать набив­ ную ткань более SO рисунков. Уже выпущено свыше 7 миллио­ нов метров такой ткани. На снимке: сушильщица Т. Чк- жова принимает готовую продук­ цию. Фото Н. Суровцеве. = Фотохроника ТАСС. , ^IlilllllllllltllllllltlltlllllllllltllllllflltllllllllllllllllllllllllllllllllllltlllllltllllllllllllllllllllllltlllltlllllllllllllllllllllllllllStliniritlfllllllllllllllltllllllliltllllflllltltlllllllltlltllllllltlllllllllllHlllllfimtll&miUlHi^ К Я ж л м М урманского ТРАЛОВОГО лометров от районе промысле, и его базе не позволяла как следует организовать эксплуа­ тацию судов. Она могла при­ нять лишь десять траулеров при условии, что они совершат не более семи рейсов и приве­ зут не более двухсот тысяч пу­ дов рыбы. ОПРОС о создании трало* вой базы ближе к району промыслов ставился еще • 1920^—1921 годах. Но а то в КАК ИСЧЕЗАЛИ «БЕЛЫЕ ПЯТНА» 1 IS s ЕЕ ( Продолжение . Нач. в № 81 Важной стороной дела, от которой зависела судьба мур­ манских промыслов, являлось снабжение рыбаков продоволь­ ствием и оборудованием. Наше правительство делало все воз­ можное в этом направлении. Так, по указанию СТО от 6 ап­ реля 1921 годе в Мурманск отправили 9 вагонов хлеба и 20 вагонов промышленных то­ варов. В 1920—1923 годах траловый лов проводился на прибреж­ ных банках, сравнительно хо­ рошо знакомых морякам-по- морам. Основными промысло­ выми районами были Камин­ ский, часть Канино-Колгуевско- го мелководья, Кильдинская и Териберская банки, часть Мо­ товского залива. Но подходя­ щие весной с запада в при­ брежные воды Мурманского побережья обильные косяки рыбы в июне-?—июле отходят в восточные районы» Необходи­ мо было искать . рыбу там. И не имея никаких данных об условиях работы в отдаленных районах, капитаны брали курс на восток. Ветеран тралового флота С Д. Копытов вспомийает; «Иногда мы не брали хоро­ ших уловов, зато находили ме­ ста, удобные для тралового лова, т. е. с хорошим, мягким грунтом морского дна и резко меняющимися глубинами. Это окрыляло нас, так как давало уверенность, что, если не те* перь, то в будущем году здесь обязательно должна быть ры­ ба...» Характерной чертой промыс­ ловой жизни тех лет являлась сезонность лова: он приходил­ ся на май—ноябрь. В результа­ те суда по пять с лишним ме­ сяцев простаивали в Архан­ гельской траловой базе. Не до* стигали больших размеров и уловы. Успешное развитие тралового промысла сдержи­ валось недостатком угля, не­ хваткой материалов, недо­ комплектом команды трауле­ ров, слабой подготовкой мо* ряков по обслуживанию тра­ лов, ветхостью судов. Значительно тормозило раз­ витие промысла отсутствие базы на Мурманском по­ бережье. Архангельск нахо­ дился за несколько сотен ки­ время отсутствовали возмож­ ности для строительства. Свое разрешение эта проблема по­ лучила лишь с образованием Северного Государственного f рыбопромышленного треста «Сергосрыбтрест»). Он явился центром по руководству рыб­ ной промышленностью на Ба­ ренцевом и Белом морях. Трест провел большую работу по конкретному научному вы­ яснению преимуществ перево­ да траловой базы из Архан­ гельска в Мурманск. Эти пре­ имущества заключались в сле­ дующем. Сокращается расстояние от базы до основных районов промысла. Например, от Ар­ хангельска до района Кильдина 50 ходовых часов, о из Мур­ манска — 7. Перебазирование флота обеспечит увеличение валового улова. Незамерзаю­ щее Баренцево море обеспе­ чит круглогодичный промысел. От Мурманска ближе до анг­ лийского кардифского угля, чем от Архангельска. Расстоя­ ние до рынков сбыта продук­ ции было примерно одинако­ вым. После положительного реш*. ния вопроса в vМурманске на­ чались подготовительные рабо­ ты. Местом будущей базы был избран район гражданской пристани вплоть до Варничного ручья. Советские и партийные органы вникали в ход работы и оказывали существенную по­ мощь в строительстве. Созда­ ние тралбазы открывало широ­ кую перспективу для развития индустриальной добычи рыбы на Севере. Серьезно тормозила разви­ тие рыбных промыслоа нехват­ ка угля. Страна переживала разруху, и у нее не было «сво­ бодной» валюты на закупку ««кардифа». (Раньше пароходы Мурманской и Беломорской линии получали уголь из Анг­ лии, из Кардифа, отчего и уголь получил такое название). Согласно смете Мурманской «Областьрыбы» на 1922 год для содержания 3 траулеров и 4 пароходов требовалось 6 ты­ сяч 50 тонн угля. Но ни в Мур­ манске, ни в Архангельске не было даже и половины этого количества. Из-за отсутствия топлива рейсы начинались только в июле—августе и то вдоль Мурман£кого побережья. Советское правительство осуществило ряд мер по ре­ шению топливной проблемы. Оно направило в Мурманск часть угля, закупленного в США для Петрограда. Специально для промыслов Мурмана были осуществлены миссией М. А. Козакова и Ф. Н. Пивоварова закупки иностранного угля. По­ добные закупки велись и в по­ следующие годы, т. к. завоз угля из наших месторождений (Донбасс, Печора) стоил очень дорого. Таким образом, дела­ лось все для успешного реше­ ния топливной проблемы. Н Е МЕНЕЕ важным £ыл еоп­ рос о квалифицированных кадрах, которых явно не хватало. Доукомплектовывались команды первых траулеров главным образом из северян- поморов, бесстрашных людей, но не знакомых . с промысло­ вой работой. Были и рыбаки с Летнего берега, никогда не выходившие в.открытое мере, и мезенские зверобои, и люди, совершенно не знакомые t морскими промыслами. Ма­ шинные команды комплекта* вались из демобилизоааиных или откомандированных из ар­ мии. Личный состав траулере* не мог самовольно покидать службу или переходит*-* одн о ­ го судна на другое. Рыбная промышленность нуждалась в «школе рыболов* ства». И она под м т а и н е м школы рыбацкой молодежи было открыта в 1925 году ш Алексвндровске. Готовились в ней рыбообработчики и мото­ ристы. В дальнейшем школа была реорганизована в фаб­ рично-заводское училище.. Для подготовки квалифици­ рованных кадров требовались специальные учебники, но взять их было негде. Тогда ка­ питаны, тралмейстеры и другие специалисты решили сами за­ няться творческим трудом, Ф. М. Михоа написал три кни­ ги: «Трал и техника работы с тралом», «Оснащение траловых буев», «Устройство трала и ра­ бота с ним». Ф. Е. Шамалуев сконструировал много ориги­ нальных тралов, связал не­ сколько десятков разных мо­ делей, создал интересные ма­ кеты, по которым учились в дальнейшем курсанты море­ ходных училищ. (Окончание на 4 -й стр.) rss I d i

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz