Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .. . . . . . .. . I. . .- I— I ' . ' . ■ ■■■ ■■■■ ■ iiiB M W H B M W M iH H H ia — н а Реальность и перспективы ектов, численность которых велика, но скоплений промысловой плотности они же образуют. Имеется также в вид? значительно увеличить добычу ракооб разных (криль) и малоценной рыбы дли изготовления пищевых фаршей я протеина. Интересное сообщение сделали науч ные сотрудники ПИНРО К. Г. Констан тинов, В. А. Чехова, Г. В. Захаров и И. Н. Мокану по северо-западному району Атлантического океана. В част ности, было сказано, что в районе Нью фаундленда в промысле находится уро жайное поколение трески 19&4 года, ко торое в 1970 году обеспечит вылов не менее 7—8 млн. ц. В этом же районе к 1975 году войдет в промысел высоко урожайное поколение пикши. Запасы и уловы морского окуня, камбалы, пал- вана е августа но ноябрь. Большой интерес представляют док лады тт. Беико и Селиверстова (ПИНРО) о современном состоянии за васов атлантическо-скандинавских сельдей в Норвежском море и перспек тивах их промысла в предстоящем пя тилетия. Сейчас численность промыслового стада атлантическо-скандинавской сельди находится на самом низком уровне за все годы текущего столетия. В ближайшие 4—5 лет не ожидается какого-либо заметного пополнения ста да: запасы сельди в Норвежском море будут уменьшаться на величину про мыслового изъятия и естественной смертности, в связи с чем в 1970 году и в последующие 3—4 года промысел сельди в Норвежском море станет не- — — штттт Недавно в Калининграде проходило Всесоюзное совещание по проблемам биологической продуктивности и био логических ресурсов Мирового океана, порспективах их использования. В со вещании приняли участие ведущие уче ные Атлантического, Полярного, Ти хоокеанского, Азово-Черноморского и Всесоюзного научно-исследовательско го институтов океанографии н рыбного хозяйства. Было прочитано около 50 докладов по различным вопросам океа нического рыболовства. Основной доклад был сделан докто ром биологических наук профессором П. А. Моисеевым (ВНИРО). Докладчик сказал, что за последние годы отечест венной океанологической наукой на коплены обширные материалы о зако номерности процессов, определяющих биологическую продуктивность Миро* вого океана, в результате чего стало возможным составить представление о среднегодовом объеме биологической продукции и • величине изъятии вод ных объектов. Подсчитано, что сейчас с В процен тов возделанной поверхности нашей планеты человечество получает 99 про центов всей пищи, а с 71 процента ее площади, покрытой морями и океана- мн, — всего 1 процент. На основании специальных подсче тов докладчик сделал выводы о масш табах возможного изъятия рыбы и мо репродуктов в Мировом океане пример но до 900 млн. ц ежегодно. В этой связи были изложены важ ные рекомендации по планированию рыбохозяйственных исследований я разработке развития отечественного океанического рыболовства. В частно сти, в целях дальнейшего увеличения вылова рыбы н морепродуктов было предложено интенсифицировать освое ние промысла пелагических объектов в пришельфовой зоне океана ( кальмары, макрелещука, анчоусовые), что пред полагает усиление исследований в об ласти разработки способов управления поведением рыб с целью создания ис кусственных концентраций таких объ- туса, зубатки и макруруса по району Ньюфаундленда в 1970—1980 гг. не должны претерпеть существенных из менений. Важными объектами промысла в Северо-Западной Атлантике (пролив Девиса, южный склон Канадско-Грен ландского порога и склон Земли Баф фина) являются тупорылый макрурус и черный палтус. Сырьевая база макру руса может быть эффективно испольао- вффективным и нерентабельным. О состоянии запасов основных про мысловых рыб района Юго-Восточной Атлантики сделал доклад Ю. А. Кома ров (АтлантНИРО). Было отмечено, что этот район по темпам роста добычи Й ыбы занимает одно из первых мест в [ировом океане. Отечественные рыбо ловные флотилии начали развивать промысел в этом районе с 1961 года. В прошлом году здесь было выловлено отечественным флотом 4.672 тыс. ц рыбы, главным образом хека и ставри ды. Сейчас наблюдается тенденция к сокращению запасов мерлузы, а запа сы ставриды недоиспользуются. В райо нах южнее 28 градуса южной широты возможно увеличение добычи хека, скумбрии, круглой сельди и других ви дов рыб. Научные сотрудники ВНИРО 3. С. Снльянова и К. В. Шуст сделали сооб щение о биологии южного путассу, мраморной и зеленой нототении и клы- кача в Юго-Западной Атлантике. Уда- лоеь выяснить некоторые особенности биологии мраморной нототении, опре деляющие закономерности образования н распада промысловых концентраций этого вида, что имеет практическое зна чение для лучшей организации про мысла. На конференции был зачитан также ряд других весьма важных докладов о состоянии и перспективах использо вания сырьевых ресурсов морей и океа нов, но другим вопросам, имеющим большое практическое и теоретическое значение. В. АНИСИМОВ. «Маяк». Наш Николаич Н АШ 6МРТ-Э77 «Иван Чиг* рин» находится не про мысле. Рейс проходит ус пешно. Годовой план и социа листическое обязательство коллектив судна выполнил и продолжает трудиться, не сни жая темпов. В этом немалая заслуга одного из лучших чле нов экипажа, третьего помощ нике капитан» Анатолия Ни колаевича Изотова. При переходе на промысел меня назначили рулевым. Ког да судно совершает такое пла вание или идет из района 9 раной, то нести вахту рулевому нет большой трудности. Дру гое дело не промысле. Здесь уже нужно многое знать. На пример, как давать ход судну и останавливать его с мостика. Какую держать скорость при подъеме и спуске грела. В за висимости от обстановки вах тенный штурман не всегда мо жет находиться на кормовом мостике при мой операции, и тогда рулевой действует само- втоятельно. Еще на переходе вахтенные штурманы ознакомили меня € работой приборов, объяснили* как пользоваться ручками уп равления. Особенно доходчи во и со знанием дела помо^Р разобраться третий помощник капитана Анатолий Николаевич Изотов. Неся вахту, он находил время, чтобы объяснить рабо ту того или иного прибора и назначение его. Ознакомил 4 правилами предупреждения столкновения судов в море и Международным сводом си»» налов. * Перед сдачей испытаний Н5 матроса I класса Анатолий Ни-, молае&ич помог мне во многим теоретических вопросах нам по устройству судна, так и по обработке рыбы. Анатолий Николаевич—удар ник коммунистического труда* Возглавляет судовую комсО* мольскую организацию. Епф фотография — на судовом До» сие почета. В прошлом рейс# у Анатолия Николаевича Изо» това была большая радость, Коммунисты судна приняли егб кандидатом в члены КПСС. Хочется верить, что Анато лий Николаевич Изотов в бу- дущем займет достойное ме сто среди капитанов рыбопро мыслового флота. Л. СЕЛЯКОВ, матрос-руле- вой БМРТ-377 «Иван Чиг- рви». Северное море. В мурманской ры бном по рто Фею В, ©сокияа, »н11ш1шшжшт111штшшшнжшмиш«4ни1н|иж1т1мш1н1ш1ип1нш1ш11шшшш1н11шшшшм11тпш1 • Валя Сорокина выключила станок. Сняла деталь. Это было кольцо. Гра ни его в свете ламп заискрились звездочками. На* верное, вот так держать » руна* свое творение при* ятно. Валя работает на епециал и з и р О* ванном участке по выпуску поршне* вых колец. Дела в этом коллективе, возглавляемом ма стером коммуни стом Юрием Боро диным, идут хоро шо. В этом есть Й заслуга девушки. Хорошо идут и комсомольские де ла в смене. В этом тоже заслуга Вали, С*на групкомсорг. На снимке: то» карь механическое t o завода комсо молка Валя Соро* кина. Фото А. Вандина. IV Кандалакша* таили свои секреты и самую бтветстеениую работу выпол няли скрыто. Единственным русским специалистом, знав шим составные части трало, мэку и починку сетей, был Ф. С. Шамалуев. Он сумел бы стро наладить работу по сшив- ие тралов в Порчнихе, а затем поехал на корабли, находив шиеся в Алексаидроаске. Ч ТОБЫ корабли могли выйти в море,, их надо было отремонтировать и снабдить топливом. Не Мур мане не было ремонтных мас терских, поэтому требовалось перебазировать суда в Архан гельск. В Порчнихе угля хва тало только на полный переход одного траулера. Еще два мог ли дойти только до Иоканги. Но выход из трудного положе* мия был найден. По предложе нию механика РТ-42 Никитина моряки доставали уголь ид бункеров затонувшего в Иокан- ге транспорта «Смелый». Это потребовало огромных уси лий, но дало возможность су дом прибыть в начале лета ш Архангельск, Ремонт протекал крайне Медленно. Мастерские были загружены важными работами по восстановлению народного хозяйства. Не хватало материа лов, угля. Кроме того, некото рые местные работники высту пали против тралового лова, «читая его неэкономичным. Немало трудов потребовалось Энтузиастам тралового лова, чтобы преодолеть эти скепти- «*еские настроения. Пока шел ремонт, команды совершали «экскурсии» за 25 им от Архангельска в Аван- Порт, где во время войн» взорвался транспорт, гружен ный углем. Во время отлива они доставали уголь со дна моря. Это был лоистине герой ский подвиг моряков первых советских траулеров. Органи- ваторами поисков угля, его сбора, охраны были коммун»» Сты. Трудности создания тралово- VO флота преодолевались сов местными усилиями партии, правительства, местных руно* водящих органов, трудящихся края. В июне 1920 года Ар* ^ангельский губернский съезд Советов приравнял. траловый флот к ударным предприяти ям, которые снабжались всем необходимым в первую оче редь. В то время существовало мнение, что тралы можно вя зать только из манилы, а наша пенька для , этого не годится. Тогда работники флота обра тились к рабочим архангель ских заводов с просьбой найти ааменитель импортных мате риалов. И архангельские канат чики приготовили прядено из русской пеньки. Рыбаки тщательно готови лись к путине. Сведения О районах лова были очень скуд ные. Промысловых карт не было. Капитаны и штурманы собирали все сведения из мно гочисленных записок наших сромысловых экспедиций, рас спрашивали поморов о том, где и когда им приходилось §стречать иностранные трауле ры, заносили добытую инфор мацию в свои памятные книж ки и на ее основании составля ли необходимые пособия. В КОНЦЕ июле *920 года траулер «Навага» под командованием Ф. М. Михова вышел на первый со ветский траловый промысел» Рыбу решили искать у мыса Канина. Из-за недостатка топ лива рейс оказался непродол жительным. Вынужден был быстро вернуться в порт ы другой траулер, «Палтус», по павший в шторм и получив ший сильное повреждение. Через две недели, 15 авгу- вта 1920 года, ушел в реМ - траулер «Камбала» под коман дованием капитана С. Д. Копы това. Тралмейстером на нем был Ф. Е. Шамалуев. Промы сел оказался более удачным. Эти первые рейсы и поло жили начало траловому лову, начало индустриального спо соба освоения рыбных бо гатств Заполярья. Условия труда в те годы бы ли очень тяжелые, а техника траления примитивна. Трал выбирали на палубу руками. Для этого все моряки во главе с капитаном становились вдоль борта и, приноравливаясь к вол не, тащили сети. Матросы кла ли рыбу на палубу и, прижи мая ее к левой ноге, разреза ли вдоль спины. Все внутрен ности (и печень) шли за борт. Соленую треску выгружали на валом на пристань. Оттуда она шла потребителю. Не менее тяжелыми были и условия быта. На берегу не хватало жилищ. Например, в Порт-Владимире моряки юти лись в двухэтажном домике. На кораблях также не было хороших условий для отдыха моряков. iПродолжение следует* J. г * 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz