Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .. . . . . . .. . I. . .- I— I ' . ' . ■ ■■■ ■■■■ ■ iiiB M W H B M W M iH H H ia — н а Реальность и перспективы ектов, численность которых велика, но скоплений промысловой плотности они же образуют. Имеется также в вид? значительно увеличить добычу ракооб­ разных (криль) и малоценной рыбы дли изготовления пищевых фаршей я протеина. Интересное сообщение сделали науч­ ные сотрудники ПИНРО К. Г. Констан­ тинов, В. А. Чехова, Г. В. Захаров и И. Н. Мокану по северо-западному району Атлантического океана. В част­ ности, было сказано, что в районе Нью­ фаундленда в промысле находится уро­ жайное поколение трески 19&4 года, ко­ торое в 1970 году обеспечит вылов не менее 7—8 млн. ц. В этом же районе к 1975 году войдет в промысел высоко­ урожайное поколение пикши. Запасы и уловы морского окуня, камбалы, пал- вана е августа но ноябрь. Большой интерес представляют док­ лады тт. Беико и Селиверстова (ПИНРО) о современном состоянии за­ васов атлантическо-скандинавских сельдей в Норвежском море и перспек­ тивах их промысла в предстоящем пя­ тилетия. Сейчас численность промыслового стада атлантическо-скандинавской сельди находится на самом низком уровне за все годы текущего столетия. В ближайшие 4—5 лет не ожидается какого-либо заметного пополнения ста­ да: запасы сельди в Норвежском море будут уменьшаться на величину про­ мыслового изъятия и естественной смертности, в связи с чем в 1970 году и в последующие 3—4 года промысел сельди в Норвежском море станет не- — — штттт Недавно в Калининграде проходило Всесоюзное совещание по проблемам биологической продуктивности и био­ логических ресурсов Мирового океана, порспективах их использования. В со­ вещании приняли участие ведущие уче­ ные Атлантического, Полярного, Ти­ хоокеанского, Азово-Черноморского и Всесоюзного научно-исследовательско­ го институтов океанографии н рыбного хозяйства. Было прочитано около 50 докладов по различным вопросам океа­ нического рыболовства. Основной доклад был сделан докто­ ром биологических наук профессором П. А. Моисеевым (ВНИРО). Докладчик сказал, что за последние годы отечест­ венной океанологической наукой на­ коплены обширные материалы о зако­ номерности процессов, определяющих биологическую продуктивность Миро* вого океана, в результате чего стало возможным составить представление о среднегодовом объеме биологической продукции и • величине изъятии вод­ ных объектов. Подсчитано, что сейчас с В процен­ тов возделанной поверхности нашей планеты человечество получает 99 про­ центов всей пищи, а с 71 процента ее площади, покрытой морями и океана- мн, — всего 1 процент. На основании специальных подсче­ тов докладчик сделал выводы о масш­ табах возможного изъятия рыбы и мо­ репродуктов в Мировом океане пример­ но до 900 млн. ц ежегодно. В этой связи были изложены важ­ ные рекомендации по планированию рыбохозяйственных исследований я разработке развития отечественного океанического рыболовства. В частно­ сти, в целях дальнейшего увеличения вылова рыбы н морепродуктов было предложено интенсифицировать освое­ ние промысла пелагических объектов в пришельфовой зоне океана ( кальмары, макрелещука, анчоусовые), что пред­ полагает усиление исследований в об­ ласти разработки способов управления поведением рыб с целью создания ис­ кусственных концентраций таких объ- туса, зубатки и макруруса по району Ньюфаундленда в 1970—1980 гг. не должны претерпеть существенных из­ менений. Важными объектами промысла в Северо-Западной Атлантике (пролив Девиса, южный склон Канадско-Грен­ ландского порога и склон Земли Баф­ фина) являются тупорылый макрурус и черный палтус. Сырьевая база макру­ руса может быть эффективно испольао- вффективным и нерентабельным. О состоянии запасов основных про мысловых рыб района Юго-Восточной Атлантики сделал доклад Ю. А. Кома­ ров (АтлантНИРО). Было отмечено, что этот район по темпам роста добычи Й ыбы занимает одно из первых мест в [ировом океане. Отечественные рыбо­ ловные флотилии начали развивать промысел в этом районе с 1961 года. В прошлом году здесь было выловлено отечественным флотом 4.672 тыс. ц рыбы, главным образом хека и ставри­ ды. Сейчас наблюдается тенденция к сокращению запасов мерлузы, а запа­ сы ставриды недоиспользуются. В райо­ нах южнее 28 градуса южной широты возможно увеличение добычи хека, скумбрии, круглой сельди и других ви­ дов рыб. Научные сотрудники ВНИРО 3. С. Снльянова и К. В. Шуст сделали сооб­ щение о биологии южного путассу, мраморной и зеленой нототении и клы- кача в Юго-Западной Атлантике. Уда- лоеь выяснить некоторые особенности биологии мраморной нототении, опре­ деляющие закономерности образования н распада промысловых концентраций этого вида, что имеет практическое зна­ чение для лучшей организации про­ мысла. На конференции был зачитан также ряд других весьма важных докладов о состоянии и перспективах использо­ вания сырьевых ресурсов морей и океа­ нов, но другим вопросам, имеющим большое практическое и теоретическое значение. В. АНИСИМОВ. «Маяк». Наш Николаич Н АШ 6МРТ-Э77 «Иван Чиг* рин» находится не про­ мысле. Рейс проходит ус­ пешно. Годовой план и социа­ листическое обязательство коллектив судна выполнил и продолжает трудиться, не сни­ жая темпов. В этом немалая заслуга одного из лучших чле­ нов экипажа, третьего помощ­ нике капитан» Анатолия Ни­ колаевича Изотова. При переходе на промысел меня назначили рулевым. Ког­ да судно совершает такое пла­ вание или идет из района 9 раной, то нести вахту рулевому нет большой трудности. Дру­ гое дело не промысле. Здесь уже нужно многое знать. На­ пример, как давать ход судну и останавливать его с мостика. Какую держать скорость при подъеме и спуске грела. В за­ висимости от обстановки вах­ тенный штурман не всегда мо­ жет находиться на кормовом мостике при мой операции, и тогда рулевой действует само- втоятельно. Еще на переходе вахтенные штурманы ознакомили меня € работой приборов, объяснили* как пользоваться ручками уп­ равления. Особенно доходчи­ во и со знанием дела помо^Р разобраться третий помощник капитана Анатолий Николаевич Изотов. Неся вахту, он находил время, чтобы объяснить рабо­ ту того или иного прибора и назначение его. Ознакомил 4 правилами предупреждения столкновения судов в море и Международным сводом си»» налов. * Перед сдачей испытаний Н5 матроса I класса Анатолий Ни-, молае&ич помог мне во многим теоретических вопросах нам по устройству судна, так и по обработке рыбы. Анатолий Николаевич—удар­ ник коммунистического труда* Возглавляет судовую комсО* мольскую организацию. Епф фотография — на судовом До» сие почета. В прошлом рейс# у Анатолия Николаевича Изо» това была большая радость, Коммунисты судна приняли егб кандидатом в члены КПСС. Хочется верить, что Анато­ лий Николаевич Изотов в бу- дущем займет достойное ме­ сто среди капитанов рыбопро­ мыслового флота. Л. СЕЛЯКОВ, матрос-руле- вой БМРТ-377 «Иван Чиг- рви». Северное море. В мурманской ры бном по рто Фею В, ©сокияа, »н11ш1шшжшт111штшшшнжшмиш«4ни1н|иж1т1мш1н1ш1ип1нш1ш11шшшш1н11шшшшм11тпш1 • Валя Сорокина выключила станок. Сняла деталь. Это было кольцо. Гра­ ни его в свете ламп заискрились звездочками. На* верное, вот так держать » руна* свое творение при* ятно. Валя работает на епециал и з и р О* ванном участке по выпуску поршне* вых колец. Дела в этом коллективе, возглавляемом ма­ стером коммуни­ стом Юрием Боро­ диным, идут хоро­ шо. В этом есть Й заслуга девушки. Хорошо идут и комсомольские де­ ла в смене. В этом тоже заслуга Вали, С*на групкомсорг. На снимке: то» карь механическое t o завода комсо­ молка Валя Соро* кина. Фото А. Вандина. IV Кандалакша* таили свои секреты и самую бтветстеениую работу выпол­ няли скрыто. Единственным русским специалистом, знав­ шим составные части трало, мэку и починку сетей, был Ф. С. Шамалуев. Он сумел бы­ стро наладить работу по сшив- ие тралов в Порчнихе, а затем поехал на корабли, находив­ шиеся в Алексаидроаске. Ч ТОБЫ корабли могли выйти в море,, их надо было отремонтировать и снабдить топливом. Не Мур­ мане не было ремонтных мас­ терских, поэтому требовалось перебазировать суда в Архан­ гельск. В Порчнихе угля хва­ тало только на полный переход одного траулера. Еще два мог­ ли дойти только до Иоканги. Но выход из трудного положе* мия был найден. По предложе­ нию механика РТ-42 Никитина моряки доставали уголь ид бункеров затонувшего в Иокан- ге транспорта «Смелый». Это потребовало огромных уси­ лий, но дало возможность су­ дом прибыть в начале лета ш Архангельск, Ремонт протекал крайне Медленно. Мастерские были загружены важными работами по восстановлению народного хозяйства. Не хватало материа­ лов, угля. Кроме того, некото­ рые местные работники высту­ пали против тралового лова, «читая его неэкономичным. Немало трудов потребовалось Энтузиастам тралового лова, чтобы преодолеть эти скепти- «*еские настроения. Пока шел ремонт, команды совершали «экскурсии» за 25 им от Архангельска в Аван- Порт, где во время войн» взорвался транспорт, гружен­ ный углем. Во время отлива они доставали уголь со дна моря. Это был лоистине герой­ ский подвиг моряков первых советских траулеров. Органи- ваторами поисков угля, его сбора, охраны были коммун»» Сты. Трудности создания тралово- VO флота преодолевались сов­ местными усилиями партии, правительства, местных руно* водящих органов, трудящихся края. В июне 1920 года Ар* ^ангельский губернский съезд Советов приравнял. траловый флот к ударным предприяти­ ям, которые снабжались всем необходимым в первую оче­ редь. В то время существовало мнение, что тралы можно вя­ зать только из манилы, а наша пенька для , этого не годится. Тогда работники флота обра­ тились к рабочим архангель­ ских заводов с просьбой найти ааменитель импортных мате­ риалов. И архангельские канат­ чики приготовили прядено из русской пеньки. Рыбаки тщательно готови­ лись к путине. Сведения О районах лова были очень скуд­ ные. Промысловых карт не было. Капитаны и штурманы собирали все сведения из мно­ гочисленных записок наших сромысловых экспедиций, рас­ спрашивали поморов о том, где и когда им приходилось §стречать иностранные трауле­ ры, заносили добытую инфор­ мацию в свои памятные книж­ ки и на ее основании составля­ ли необходимые пособия. В КОНЦЕ июле *920 года траулер «Навага» под командованием Ф. М. Михова вышел на первый со­ ветский траловый промысел» Рыбу решили искать у мыса Канина. Из-за недостатка топ­ лива рейс оказался непродол­ жительным. Вынужден был быстро вернуться в порт ы другой траулер, «Палтус», по­ павший в шторм и получив­ ший сильное повреждение. Через две недели, 15 авгу- вта 1920 года, ушел в реМ - траулер «Камбала» под коман­ дованием капитана С. Д. Копы­ това. Тралмейстером на нем был Ф. Е. Шамалуев. Промы­ сел оказался более удачным. Эти первые рейсы и поло­ жили начало траловому лову, начало индустриального спо­ соба освоения рыбных бо­ гатств Заполярья. Условия труда в те годы бы­ ли очень тяжелые, а техника траления примитивна. Трал выбирали на палубу руками. Для этого все моряки во главе с капитаном становились вдоль борта и, приноравливаясь к вол­ не, тащили сети. Матросы кла­ ли рыбу на палубу и, прижи­ мая ее к левой ноге, разреза­ ли вдоль спины. Все внутрен­ ности (и печень) шли за борт. Соленую треску выгружали на­ валом на пристань. Оттуда она шла потребителю. Не менее тяжелыми были и условия быта. На берегу не хватало жилищ. Например, в Порт-Владимире моряки юти­ лись в двухэтажном домике. На кораблях также не было хороших условий для отдыха моряков. iПродолжение следует* J. г * 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz