Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.
Среди членов экипажа РТ* 18д упорством в труде, дис циплинированностью выде ляются третий механик П. В. Жигулин и старший маши нист А. А. Саморук. Эти то варищи с любовью относятся к машине (снимок справа). Фото С. Данилова. Ударник коммунистического труда консервный мастер А. Ф. Колбунов и матрос 3. А, Пу- хирь (снимок слева) вместе со всем экипажем траулера «Бла- говещенск» активно участвуют в соревновании за достойную встречу ленинского юбилея» Фото С. Данилова. Д О МИНУВШЕГО рейса экипажу Гфбмыслмоттроиз- водственного рефрижератора «Гейзер» не; приходи лось вырабатывать продукцию из полярной тресоч* ки. Поэтому было очень много- неясных вопросов, связан* ных с ее обработкой, хранением. И со всеми трудностями столкнулись в первые ж е дни работы. Во время перехода к Новой Земле, где ловилась поляр ная тресочка, подготовили технологическое оборудова ние, укомплектовали производственные смены, провели занятия с рыбообработчиками, уделяя особое внимание соблюдению ими требований ГОСТа. 1 августа приступили к промыслу. Но в течение пяти суток замораживали всего по 20—25 тонн полярной тре* сочки, едва-едва укладыва ясь в норму. Причиной, сдер живающей производство, были небольшие подъемы, а во-вторых, много времени уходило на сортировку ры- ^ л ^ ^ — з полярной тресочки Пище в а я проду кция о нанесли метки, были идти экземпляры ме нее 15 сантиметров. Празда, мы сразу на каждом рыбоделе по которым можно было измерять тресочку от 15 до 19 сантиметров. Это давало возможность прове рять размерный состав рыбы каждому моряку. Но эти метки практически оказались не нужны, когда начали промышлять у острова Колгуев. Здесь в уловах мелочи менее 15 сантиметров было до пятнадцати процентов. В результате из-за низкого темпа сортировки выработка продукции снижалась наполовину. В связи с этим считаю, что из полярной тресочки, улов которой содержит экземпляры менее 15 сантиметров от 5 до 15 процентов, следует выпускать продукцию как ме лочь второй группы. Это даст возможность на полную мощность использовать морозильные линии, а в конеч ном счете больше рыбы получит потребитель. 6 и 7 августа впервые поднимали богатые уловы—до 15 тонн за одно траление. Сырье затаривали в центральный бункер и в рыбные ящики. Рыбу, пролежавшую здесь семь—восемь часов при минусовой температуре, считали возможным направлять на выработку пищевой продук ции. Практически оказалось совсем не так. И обнаружи ли это быстро. Прежде чем направить рыбу из ящика в помещение рыбной фабрики, мы определили, что консистенция мяса у нее плотная, запах свежий. Далее сталкивали ее в бун кер, открывали заслонку и направляли по 21 и 1 транс портерам на 22 вертикальный и на сортировочные транс- нортерные ленты, где тщательно сортировали улов, отби рали мелочь -мбнее 16 сантиметров и поврежденные эк земпляры. С этой же целью установили контроль на транспортерах, через которые полярная тресочка посту пала в роторные мойки. Мы думали, что сюда она пода ется без единого механического повреждения. Однако вышло не так. Проходя через мойку и попадая в сборник на ленту и на вертикальный транспортер № 29 к весам, рыба получала повреждения. Отсюда и сделали вывод. Полярную тресочку, которая шла на морозку, по очередно брали из бункера и из палубных ящиков. В ре зультате на обработку шла только свежая рыба. На обеих сменах выработали единую технологию убор ки полярной тресочки. Она заключалась в следующем. В центральный бункер емкостью до 14 тонн затаривали толь ко 10 тонн рыбы с таким расчетом, чтобы ее можно было убрать за три с половиной — четыре часа. Та часть улова, которая пролежала сверх этого времени, направлялась на выпуск технической продукции. Кроме того, судоводи тельский состав по согласованности с рыбмастерами спу скал трал тогда, когда кончалось сырье, чтобы на морозку шла только свежая рыба. Этим достигали высокого каче ства продукции. Для контроля размерного состава полярной тресочки, из которой уже была выпущена продукция, ежесуточно производили дефростацию брикетов. Вскрытые недостат ки обсуждали на производственных пятиминутках. Так, в начале рейса на смене № 2 было очень много упущений, но в результате строгого контроля и бесед с рыбообработ чиками они в дальнейшем не повторялись. Личный состав обеих смен приобрел большой опыт по обработке полярной тресочки. Поэтому уже с сентября мы полностью ликвидировали пересортицу по размерному со ставу рыбы, достигли высокого темпа выработки продук ции. Е. КОТОВ, технолог ППР «Гейзер». Три рейса «Персея» «Персей-111» вернулся и9 своего третьего рейса. H i экипаж была возложена от ветственная задача: обследо* вать большие глубины о* острова Шпицберген ДО Гельголландского хребта, районы Исландии, Фзрер^ ских и Шетландских остро вов. Намечалось также вы* полнение комплекса научно- исследовательских работ. Обследование такого ог ромного пространства за один рейс под силу толькд нашему кораблю. Экипаж это сознавал, старался сде“ лать все зависящее от нег<* для выполнения намеченной программы. Еще в конце второго рейса, итоги которой го были признаны ученыв| советом ПИНРО отличными» коллектив включился в об* щефлотское соревнование^ приняв на себя повышенно^ обязательство в честь 100-ле^ тия со дня рождения В. VU Ленина. -г.,. Несмотря на сложные ме теорологические условия, $ третьем рейсе экипаж и н ф учная группа успешно спргг вились с поставленными за* дачами по обследований районов северо-западной ча* сти Баренцева моря, районов Исландии и Норвежского мо ря. На свале глубин Копь»- товской банки мы обнаружи ли концентрацию черногф палтуса. Передали эту ин* формацию промысловика**. Подошедшие сюда корабли имели уловы до 4 тонн за траление, до 20 и более тонн за сутки. В середине рейса мы при няли на борт японскую на учную группу, которая озна" комилась с организацией ис следовательской работы на нашем судне и районам# промысла. После высадки японской группы в порту Торсхавн было проведено обследование района свала глубин западного побережьй Норвегии. Материал, собранный 9 рейсе, даст возможность су» дить о запасах рыб в обсле дованных районах. Считаю, что в прошедшем рейсе экипаж хорошо спра* вился Со своими задачами, чему способствовала высока# организованность всех служб. Особенно хочу отме тить палубную команду* возглавляемую старшим ма" стером по добыче тов. Аники ным. Отлично поработала 3 рейсе и машинная команду которой руководит старший механик тов. Графков. Ф. ДЖЕМАЛЕТДИНОВ, ка питан научно-поискового судна «Персей-Ш». МОРСКАЯ М О З А И К А ф Некоторые из ракообраз* вых морских обитателей до стигают больших размеров. Так, напр;:'мер, длина лангу ста достигает 30—50 санти- •* I ! t • • метров, ймара — 1 метра, раз мер японского краба — 2—3 метров. • | О Ученые утверждают, что в морской воде содержится бо лев 44 элементов из таблицы : Менделеева. Одного только зо лота в морской,роде больше в 100 раз, чем на суше. ф Треска очень прожорли вая рыба — в точение дня она съедает больше, чем весит са ма. По расчетам, балтийская треска ежегодно съедает мил лион рыб. ф В водах Индийского океа на живет ядовитая рыба-дра кон. В колючках, которые на ходятся у нее в плавниках и на голове, есть яд, не уступа ющий яду кобры, ф Из одного кита весом в 120 тонн получают следующую продукцию: 56,7 тонны мяса, 32,3 тонны костей, 3 тонны языка, 25,8 тонны жира, 1,16 тонны китового уса, 5,7 тонны крови и 5,3 тонны отходов. ф После закрытия Суэцкого канала в портах Африки побы вало более 8 тысяч судов. Мыс Доброй Надежды обогнуло бо- дее 35 тысяч судов, Своих обязанностей, сам ста рается быть в этом прима- ром. Тревога, о которой я рас сказал вначале, была сыгра на перед выходом в послед ний рейс прошлого года. На до сказать, что «Верхоянск. — один из лидеров соревно вания в «Мурмансельди». Моряки этого среднего трау лера намного перекрыли годовое задание, успешно справились и « планом по следнего рейса. Перед приходом в порт у старпома было много забот: он готовил ремонтные ведо мости. СРТ-4290 после ре монта уйдет на промысел. Я думаю, что экипаж снова будет в числе лучших. Об этом позаботится и Влади мир Грантович Мерлян. П. ПРИВАЛИХИН, мастер лова. СТАРПОМ С «ВЕРХОЯНСКА» ди». Когда-то он вышел в суровую Северную Атланти ку молодым матросом. Как любому новичку, Владими ру пришлось пройти через многие испытания. И он знает, как важно иметь на корабле, особенно на таком небольшом, как средний траулер, спаянный экипаж, где люди понимают друг Друга с полуслова, умеют хо рошо работать и выполнять нелегкие обязанности моря ка - промьгеловика. Связав свою судьбу с морем, Влади мир Грантович пошел учить ся, в 1966 году закончил среднее мореходное учили ще. Он уверен, что в рабо те на корабле нет мелочей, и поэтому требует от подчи ненных точного выполнения В ОДИН из ноябрьских вечеров на СРТ-4290 «Верхоянск* зазвучали авонки громкого боя, и по су довой радиотрансляции было объявлено о тревоге. Через какие-то секунды на палу бе стали появляться моряки, на ходу надевающие спаса тельные жилеты. Поведение людей говорило о том, что они привыкли четко выпол нять распоряжения коман диров. Чувствовалась дис циплина и крепкая спайка моряков, проработавших сов’ местно не один рейс. В от крытое окно рубки за дей ствиями экипажа наблюдал капитан Михаил Васильевич Кобец. А его старший по мощник Владимир Гранто вич Мерлян находился на палубе. Оценивающим взгля дом бывалого моряка он определял готовность каждо го к выполнению команд по спасению корабля, жизни то варищей. — Неправильно! — сказал вдруг Владимир Грантович, подходя к одному из мат росов. — Жилет надет непра вильно! Завязано неправиль но! — объяснил Мерлян и добавил: — Исправьте! Я привел всего лишь один небольшой Штрих из боль шого круга обязанностей старшего помощника капи тана. Он считает себя по праву воспитанником «Мурмансель-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz