Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.

Среди членов экипажа РТ* 18д упорством в труде, дис­ циплинированностью выде­ ляются третий механик П. В. Жигулин и старший маши­ нист А. А. Саморук. Эти то­ варищи с любовью относятся к машине (снимок справа). Фото С. Данилова. Ударник коммунистического труда консервный мастер А. Ф. Колбунов и матрос 3. А, Пу- хирь (снимок слева) вместе со всем экипажем траулера «Бла- говещенск» активно участвуют в соревновании за достойную встречу ленинского юбилея» Фото С. Данилова. Д О МИНУВШЕГО рейса экипажу Гфбмыслмоттроиз- водственного рефрижератора «Гейзер» не; приходи­ лось вырабатывать продукцию из полярной тресоч* ки. Поэтому было очень много- неясных вопросов, связан* ных с ее обработкой, хранением. И со всеми трудностями столкнулись в первые ж е дни работы. Во время перехода к Новой Земле, где ловилась поляр­ ная тресочка, подготовили технологическое оборудова­ ние, укомплектовали производственные смены, провели занятия с рыбообработчиками, уделяя особое внимание соблюдению ими требований ГОСТа. 1 августа приступили к промыслу. Но в течение пяти суток замораживали всего по 20—25 тонн полярной тре* сочки, едва-едва укладыва­ ясь в норму. Причиной, сдер­ живающей производство, были небольшие подъемы, а во-вторых, много времени уходило на сортировку ры- ^ л ^ ^ — з полярной тресочки Пище в а я проду кция о нанесли метки, были идти экземпляры ме нее 15 сантиметров. Празда, мы сразу на каждом рыбоделе по которым можно было измерять тресочку от 15 до 19 сантиметров. Это давало возможность прове­ рять размерный состав рыбы каждому моряку. Но эти метки практически оказались не нужны, когда начали промышлять у острова Колгуев. Здесь в уловах мелочи менее 15 сантиметров было до пятнадцати процентов. В результате из-за низкого темпа сортировки выработка продукции снижалась наполовину. В связи с этим считаю, что из полярной тресочки, улов которой содержит экземпляры менее 15 сантиметров от 5 до 15 процентов, следует выпускать продукцию как ме­ лочь второй группы. Это даст возможность на полную мощность использовать морозильные линии, а в конеч­ ном счете больше рыбы получит потребитель. 6 и 7 августа впервые поднимали богатые уловы—до 15 тонн за одно траление. Сырье затаривали в центральный бункер и в рыбные ящики. Рыбу, пролежавшую здесь семь—восемь часов при минусовой температуре, считали возможным направлять на выработку пищевой продук­ ции. Практически оказалось совсем не так. И обнаружи­ ли это быстро. Прежде чем направить рыбу из ящика в помещение рыбной фабрики, мы определили, что консистенция мяса у нее плотная, запах свежий. Далее сталкивали ее в бун­ кер, открывали заслонку и направляли по 21 и 1 транс­ портерам на 22 вертикальный и на сортировочные транс- нортерные ленты, где тщательно сортировали улов, отби­ рали мелочь -мбнее 16 сантиметров и поврежденные эк­ земпляры. С этой же целью установили контроль на транспортерах, через которые полярная тресочка посту­ пала в роторные мойки. Мы думали, что сюда она пода­ ется без единого механического повреждения. Однако вышло не так. Проходя через мойку и попадая в сборник на ленту и на вертикальный транспортер № 29 к весам, рыба получала повреждения. Отсюда и сделали вывод. Полярную тресочку, которая шла на морозку, по­ очередно брали из бункера и из палубных ящиков. В ре­ зультате на обработку шла только свежая рыба. На обеих сменах выработали единую технологию убор­ ки полярной тресочки. Она заключалась в следующем. В центральный бункер емкостью до 14 тонн затаривали толь­ ко 10 тонн рыбы с таким расчетом, чтобы ее можно было убрать за три с половиной — четыре часа. Та часть улова, которая пролежала сверх этого времени, направлялась на выпуск технической продукции. Кроме того, судоводи­ тельский состав по согласованности с рыбмастерами спу­ скал трал тогда, когда кончалось сырье, чтобы на морозку шла только свежая рыба. Этим достигали высокого каче­ ства продукции. Для контроля размерного состава полярной тресочки, из которой уже была выпущена продукция, ежесуточно производили дефростацию брикетов. Вскрытые недостат­ ки обсуждали на производственных пятиминутках. Так, в начале рейса на смене № 2 было очень много упущений, но в результате строгого контроля и бесед с рыбообработ­ чиками они в дальнейшем не повторялись. Личный состав обеих смен приобрел большой опыт по обработке полярной тресочки. Поэтому уже с сентября мы полностью ликвидировали пересортицу по размерному со­ ставу рыбы, достигли высокого темпа выработки продук­ ции. Е. КОТОВ, технолог ППР «Гейзер». Три рейса «Персея» «Персей-111» вернулся и9 своего третьего рейса. H i экипаж была возложена от­ ветственная задача: обследо* вать большие глубины о* острова Шпицберген ДО Гельголландского хребта, районы Исландии, Фзрер^ ских и Шетландских остро­ вов. Намечалось также вы* полнение комплекса научно- исследовательских работ. Обследование такого ог­ ромного пространства за один рейс под силу толькд нашему кораблю. Экипаж это сознавал, старался сде“ лать все зависящее от нег<* для выполнения намеченной программы. Еще в конце второго рейса, итоги которой го были признаны ученыв| советом ПИНРО отличными» коллектив включился в об* щефлотское соревнование^ приняв на себя повышенно^ обязательство в честь 100-ле^ тия со дня рождения В. VU Ленина. -г.,. Несмотря на сложные ме­ теорологические условия, $ третьем рейсе экипаж и н ф учная группа успешно спргг вились с поставленными за* дачами по обследований районов северо-западной ча* сти Баренцева моря, районов Исландии и Норвежского мо­ ря. На свале глубин Копь»- товской банки мы обнаружи­ ли концентрацию черногф палтуса. Передали эту ин* формацию промысловика**. Подошедшие сюда корабли имели уловы до 4 тонн за траление, до 20 и более тонн за сутки. В середине рейса мы при­ няли на борт японскую на­ учную группу, которая озна" комилась с организацией ис­ следовательской работы на нашем судне и районам# промысла. После высадки японской группы в порту Торсхавн было проведено обследование района свала глубин западного побережьй Норвегии. Материал, собранный 9 рейсе, даст возможность су» дить о запасах рыб в обсле­ дованных районах. Считаю, что в прошедшем рейсе экипаж хорошо спра* вился Со своими задачами, чему способствовала высока# организованность всех служб. Особенно хочу отме­ тить палубную команду* возглавляемую старшим ма" стером по добыче тов. Аники­ ным. Отлично поработала 3 рейсе и машинная команду которой руководит старший механик тов. Графков. Ф. ДЖЕМАЛЕТДИНОВ, ка­ питан научно-поискового судна «Персей-Ш». МОРСКАЯ М О З А И К А ф Некоторые из ракообраз* вых морских обитателей до­ стигают больших размеров. Так, напр;:'мер, длина лангу­ ста достигает 30—50 санти- •* I ! t • • метров, ймара — 1 метра, раз­ мер японского краба — 2—3 метров. • | О Ученые утверждают, что в морской воде содержится бо­ лев 44 элементов из таблицы : Менделеева. Одного только зо­ лота в морской,роде больше в 100 раз, чем на суше. ф Треска очень прожорли­ вая рыба — в точение дня она съедает больше, чем весит са­ ма. По расчетам, балтийская треска ежегодно съедает мил­ лион рыб. ф В водах Индийского океа­ на живет ядовитая рыба-дра­ кон. В колючках, которые на­ ходятся у нее в плавниках и на голове, есть яд, не уступа­ ющий яду кобры, ф Из одного кита весом в 120 тонн получают следующую продукцию: 56,7 тонны мяса, 32,3 тонны костей, 3 тонны языка, 25,8 тонны жира, 1,16 тонны китового уса, 5,7 тонны крови и 5,3 тонны отходов. ф После закрытия Суэцкого канала в портах Африки побы­ вало более 8 тысяч судов. Мыс Доброй Надежды обогнуло бо- дее 35 тысяч судов, Своих обязанностей, сам ста­ рается быть в этом прима- ром. Тревога, о которой я рас­ сказал вначале, была сыгра­ на перед выходом в послед­ ний рейс прошлого года. На­ до сказать, что «Верхоянск. — один из лидеров соревно­ вания в «Мурмансельди». Моряки этого среднего трау­ лера намного перекрыли годовое задание, успешно справились и « планом по­ следнего рейса. Перед приходом в порт у старпома было много забот: он готовил ремонтные ведо­ мости. СРТ-4290 после ре­ монта уйдет на промысел. Я думаю, что экипаж снова будет в числе лучших. Об этом позаботится и Влади­ мир Грантович Мерлян. П. ПРИВАЛИХИН, мастер лова. СТАРПОМ С «ВЕРХОЯНСКА» ди». Когда-то он вышел в суровую Северную Атланти­ ку молодым матросом. Как любому новичку, Владими­ ру пришлось пройти через многие испытания. И он знает, как важно иметь на корабле, особенно на таком небольшом, как средний траулер, спаянный экипаж, где люди понимают друг Друга с полуслова, умеют хо­ рошо работать и выполнять нелегкие обязанности моря­ ка - промьгеловика. Связав свою судьбу с морем, Влади­ мир Грантович пошел учить­ ся, в 1966 году закончил среднее мореходное учили­ ще. Он уверен, что в рабо­ те на корабле нет мелочей, и поэтому требует от подчи­ ненных точного выполнения В ОДИН из ноябрьских вечеров на СРТ-4290 «Верхоянск* зазвучали авонки громкого боя, и по су­ довой радиотрансляции было объявлено о тревоге. Через какие-то секунды на палу­ бе стали появляться моряки, на ходу надевающие спаса­ тельные жилеты. Поведение людей говорило о том, что они привыкли четко выпол­ нять распоряжения коман­ диров. Чувствовалась дис­ циплина и крепкая спайка моряков, проработавших сов’ местно не один рейс. В от­ крытое окно рубки за дей­ ствиями экипажа наблюдал капитан Михаил Васильевич Кобец. А его старший по­ мощник Владимир Гранто­ вич Мерлян находился на палубе. Оценивающим взгля­ дом бывалого моряка он определял готовность каждо­ го к выполнению команд по спасению корабля, жизни то­ варищей. — Неправильно! — сказал вдруг Владимир Грантович, подходя к одному из мат­ росов. — Жилет надет непра­ вильно! Завязано неправиль­ но! — объяснил Мерлян и добавил: — Исправьте! Я привел всего лишь один небольшой Штрих из боль­ шого круга обязанностей старшего помощника капи­ тана. Он считает себя по праву воспитанником «Мурмансель-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz