Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.

,ч„ч Бригада изолировиртиов-футеровщиков трубопроводного цеха «у» доремонтного завода № 1 борется 1 а звание коммунистической. Ру­ ководит бригадой опытный мастер иоммунмст Иван Никитович Осип» цов. На всех «удах, где трудится эта бригада, высокая оценка рабо- t u обеспечена. • На фото: члены бригады («лева неправо) Юрий Васильевич Дмит­ риев, бригадир, Николай Павлович Одегов, Борис Анатольевич Ко­ зырев. » , Фото С. Данилова. Хонингование деталей на различных металлов немысли­ мо без смазывагоще-охлаждай- щих жидкостей (СОШ). Для этой цели обычно используют чистый керосин, легкие мине­ ральные - масла (веретенное, соляровое) или различные *х смеси. Исследуя процесс ал­ мазного хонингования, сотруд­ ники лаборатории глубинны* насосов Всесоюзного научно- исследовательского в техноло­ гического института нефтяно­ го машиностроения (г. Баку) и института химия присадок Академии наук Азербайджан­ ской ССР столкнулись е необ­ ходимостью применения новой смазывающе - охлаждающей жидкости. Керосин ■ масла оказались технологически непригодны­ ми. Кроме того, они коварны и в цеховых условиях требу­ ют особой противопожарной в&щиты. Много хлопот с ними я при хранении. Вспомнили о воде. Были н&* пробованы различные сочета­ ния ее с химическими вещест­ вами. В итоге появилась СОЖ-5, лишенная всех недо- статков керосино-масляных эмульсий. Помимо воды (95 процентов), в нее входят нат­ риевая соль кислого гудрона, нитрит натрия-трпэтанолами- на и другае компоненты. СОЖ-5 испытывалась на ма­ шиностроительных ' заводах при хонинговальных операци­ ях и. зарекомендовала себя от» лично. Эта жидкость обеспе­ чивает повышение произво­ дительности труда, способст­ вует уменьшению удельного расхода алмазов. Она во мно­ го рав дешевле керосина я Насел. Очевидно, новинка найдет применение я при обычных шлифовальных операциях. Очистка портовых акваторий Существенной нроблеиой для всех крупных портов да­ вно является очистка аквато­ рий в местах, загрязненных минеральными маслами. Для этой цели использовались раз­ личные средства, но с недо­ статочно эффективными ре­ зультатами. Недавно главный инженер норта Манчестер (Англия) разработал кон­ струкцию специального судна для сбора масел с поверхно* ста воды. Конструкция осно­ вана на многолетних экспери­ ментах, показавших, что ми­ неральное масло хороню впи­ тывается в шерстяную ткань или плотную бумагу, причем шерстяная ткань пропитыва­ ется маслом в количестве, пре­ вышающем в 5 раз собствен вый вес ткани. Устройство для съема масла располагается в кормовой ча- Ьти судна и состоит в основ­ ном вэ группы валков, обеспе­ чивающих возможность не­ прерывного соприкосновения шерстяной ткани со слоем масла на поверхности воды. КУРСОМ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НЕТ ПРЕДЕЛА М у р м а н с к и й сельдяной флот — одно из веду­ щих предприятий рыб­ ной промышленности нашей области. Коллектив флота успешно несет трудовую ле­ нинскую вахту. В этом боль­ шую роль играет творчество людей, совершенствующих технику промысла. Как известно, научно-тех­ нический прогресс является важнейшим условием повы­ шения эффективности про­ изводства и роста произво­ дительности труда. «Мурман- еельдь» в последние три года стала обновляться судами типа БМРТ. Совсем недавно двенадцатый такой корабль стал в строй флота. Мы по­ лучаем также новые про­ мысловые суда постройки Волгоградского завода типа «Волгодонск». Новые кораб­ ли приходят на смену мо­ рально и физически устарев­ шим средним траулерам, ко­ торые списываются. Обновляется техника, со­ вершенствуются и методы лова. В четвертом году пяти­ летки освоил разноглубин­ ный лов экипаж БМРТ-376 «Алексей Гмырев». Он рабо­ тал в районе Дальнего Запа­ да, используя для контроля хода трала прибор ФНР-2. Освоена и внедрена одно­ блочная схема проводки вае- ров на судах типа БМРТ. В этом заслуга нашего конст­ рукторского бюро (началь­ ник тов. Тихонов) и инжене­ ров отдела добычи тт. Фи­ липпова, Михайлова и дру­ гих. Полностью освоен 1коллек­ тивами средних рефрижера­ торных траулеров типа «Оке- ан» кошельковый лов в рай­ оне Джорджес-банки и бан­ ки ВаНкеро. Здесь заметную роль сыграли специалисты отдела добычи тт. Мосиенко м Зеляпукин. В прошлом году значи­ тельное число средних трау­ леров (СРТ 300—400 л. С.) работало в Баренцевом море, успешно применяя новый трал размером 25,5 метра {чертеж № 346-А-1), который сконструирован инженерам отдела добычи тов. Михайло­ вым . Новый трал имеет ряд преимуществ: уловистость его выше трала 23 м на 12,7 процента, он меньше подвер­ жен авариям при работе на тяжелых грунтах, проще по конструкции, имеет меньший вес и меньшее сопротивле­ ние при буксировке. Большую работу по техни­ ческому перевооружению флота проводит отдел связи. Только приборов для поиска рыбы за год внедрено около тридцати. Много заботы об .этом проявляют инженеры тт. Калашников, Карзин и другие. В наступившем году планируется внедрить отече­ ственные приборы контроля работы трала, а также типа «Фуруно». Хорошие отзывы получил прибор ХАГ-331, ко­ торый демонстрировался на выставке «Инрыбпром-68». Нет сомнения в том, что флот и впредь будет осна­ щаться современными элек­ трорад ионавигацион н ы м и приборами и приборами, об­ легчающими работу моряков с орудиями лова. Механико-судовая служба флота в прошлом году внед­ ряла гребные винты с лопа­ стями из стеклотекстолита. Они установлены на СРТ №;№ 4125, 4225, 15, 4165 и дру­ гих. Эти винты получили признание, пользуются боль­ шим спросом. Наш опыт пе­ ренимают сейчас моряки «Запрыбы». Важное значение имеют и опытно - эксперименталь­ ные работы. НапрИмер, в но­ ябре прошлого года на СРТ- р-706 в Баренцевом морс были проведены испытания головного образца стацио­ нарной самонаводящей ко­ шельковой машины (ССКМ- 1), изготовленной Ленинград­ ским экспериментальным механическим заводом. Эта машина приходит на смену подвесному силовому блоку ПМВК-5. Испытания показа­ ли хорошие тяговые усилия машины. «Мурмансельдь» дала заказ «Гипрорыбфлоту» на разработку проекта при­ вязки этой машины с элек­ тровьюшкой к существую­ щей промысловой схеме. Слабым узлом судов-ко- шельковистов типа СРТ-р «Океан» является траловая лебедка, которая имеет ма­ лое тяговое усилие для ра­ боты с кошельком. Замена траловой лебедки на более мощную (с тяговым усилием б тонн), установка вспомога­ тельного промыслового мото­ бота «Атлантика» с двигате­ лем 100 л. с., стационарной машины выборки кошелько­ вого невода, а также по­ гружного насоса для вылив- ки улова непосредственно из невода — вот путь дальней­ шего совершенствования ко­ шелькового промысла. С внедрением указанных усо­ вершенствований резко воз­ растет вылов рыбы в расче­ те на одно судно типа «Оке­ ан». Приведу пример заботы о техническом прогрессе и в береговых условиях: на од­ ном из складов плавмастер- , ской «Резец» механизирова­ на погрузка и выгрузка ко­ шельковых неводов, что яв ­ ляется без применения тех­ ники тяжелой и трудоемкой операцией. Перед коллективом нашего флота стоят многие задачи по совершенствованию тех­ ники. Коротко назову их. Это замена траловых лебедок на первых БМРТ, так как они не оправдывают себя при работе на больших глубинах. В промвооружении необхо­ димо капроновые волокна заменить моноволокном, внедрить полипропиленовую дель для тралов. Усовершен­ ствовать изделия промвоору- жения для глубоководного лова: заменить металличе­ ские бобинцы резиновыми (изготовления Волжского за­ вода резинотехнических из­ делий), испытать на БМРТ ваера новой конструкции, проделать другие работы в этом направлении. Требует усовершенствования и метод бесконтактной передачи ры­ бопродукции в открытом мо­ ре. Необходимо продолжить работы по механизации вы- ливки рыбы из кошельковых неводов. По примеру главка «Запрыба» надо внедрить латексирование орудий лова, которое позволяет умень­ шить сопротивление их, уве­ личить скорость траления, применять более тонкие ма­ териалы (нитки), уменьшить объячеивание рыбы, намока­ ние дели (что особенно важ­ но при изготовлении ко­ шельковых неводов), пере­ ползание узлов сетного по­ лотна. Выполняя многие работы своими, силами, специалисты флота также ждут действен­ ной помощи от специалистов главного управления «Сев- рыба» и от коллектива ПИНРО. На наш взгляд, необ­ ходимо интенсивнее осна­ щать флот поисковыми при­ борами и приборами для оп­ ределения параметров трала, контроля его хода. Надо ус­ корить внедрение рыбонасо­ сов. В совершенствовании тех­ ники нет предела. То, что сегодня кажется новинкой, завтра уже никого не удив­ ляет, а потом на смену при­ ходит еще более совершен­ ная техника. Для специали­ стов «Мурмансельди», всего коллектива флота борьба за технический прогресс будет всегда представлять одну из главных задач. И в эти дни, когда мы готовим достойную встречу 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, про­ должается совершенствова­ ние техники. Л. КОКОРИН, старший ин­ женер технического отдела управления «Мурмансельдь». НОВОСТИ МИРОВОГО СУДОСТРОЕНИЯ # На судостроительном заводе в Сплите (Югославия) спущен на воду «Джавахарла танкер на испытаниях ренной в конт л Неру» дедвейтом «Экспрессан» № тыс. тонн. Это самое большое на су* дов, построенных до сих пор в Югосла­ вии, предназначено для андийского су­ довладельца. ф Норвежский промышленник Бер- гесен заказал югославскому судострои­ тельному предприятию <<Ульяник» тан­ кер-рудовоз грузоподъемностью 226 оно не развило огова­ те скорости. В итоге j продан норвежской туристической фирме, которая собира­ ется использовать его для рейсов в Ка­ рибеком море. ф В Бремене (ФРГ) спущен на b o j танкер «Эссо Скотия» дедвейтом каботажа у шведских берегов гораздо выгоднее самоходных судов такой же { рузоподъемности. Тем более, что один уксир сможет обслуживать сразу 2 та­ ких судна. ф Крупнейшие японские судострои­ тельные фирмы Хятаки и Кавасаки ное судно. Оно будет сдано в эксплуатацию в мае буду­ щего года. Его длина 130 м, ширина 19 м, осадка 6,9 м. Ожи­ даемая скорость 16,5 узла. Постройка судна обошлась в 15,4 млн. долларов. Половину этой суммы составляет стои­ мость атомного реактора и силовой ус­ тановки. 0 В сентябре прошлого года был пе­ редан судовладельцу первый из четы- приступили к созданию совместного *ые. тонн. Это не только самое большое проекта танкера грузоподъемностью рех супертанкеров новой конструкции, из построенных до сего времени в Ев- 400 тыс. тонн. Судно-гигант будет иметь Судно грузоподъемностью 210 тыс. тонн, ропе судов, но одновременно и самое 355 м в длину и 58 м в ширину. построенное в Японии для амернкан- тыс. тонн. Это уже третье судно такого крупное из сооруженных на продоль- ф Японская верфь Куре приняла за- ского нефтяного концерна, спроектиро- типа, заказанное норвежским судовла­ дельцем в Югославии. ф На одной из норвежских верфей построено первое в мире океанское еудно на подводных крыльях «Экспрес- еан», рассчитанное для перевозки 250 пассажиров. Однако шведский судовла­ делец, по заказу которого построен во- долет, отказался принять судно, т. к. ном стапеле, а не в сухом доке. Длина каз японской же фирмы «Токио Тан- вано с учетом горького опыта ката- нового великана 348 м. ширина 52 м, вы- кер» на строительство самого большого строфы с танкером «Торри Каньон». На сота от киля до верхушки трубы 56 м. в мире нефтевоза. Водоизмещение бу- новом нефтевозе балластные цистерны ф Шведская фирма Нептунболагет дущего флагмана мирового наливного из Стокгольма заказала в ФРГ первый флота, который вступит в строй в бу- 10-тысячник «Нептун Керриер», не име- дущем году, должно равняться 372400 ющий собственной силовой установки, тоннам. По заявлению судовладельца, суда (а ф На верфи Ишакавадзпма*Харим<? вернее баржи) такого типа в условиях спущено на воду первое японское атом- днищевых балластных цистерн. расположены не вдоль бортов, а вдоль днища, образуя 3-мстровое второе дно, заполняющееся забортной водой. Те­ перь, даже если танкер сядет на рпфы, в море выльется не нефть, а вода из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz