Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.
,ч„ч Бригада изолировиртиов-футеровщиков трубопроводного цеха «у» доремонтного завода № 1 борется 1 а звание коммунистической. Ру ководит бригадой опытный мастер иоммунмст Иван Никитович Осип» цов. На всех «удах, где трудится эта бригада, высокая оценка рабо- t u обеспечена. • На фото: члены бригады («лева неправо) Юрий Васильевич Дмит риев, бригадир, Николай Павлович Одегов, Борис Анатольевич Ко зырев. » , Фото С. Данилова. Хонингование деталей на различных металлов немысли мо без смазывагоще-охлаждай- щих жидкостей (СОШ). Для этой цели обычно используют чистый керосин, легкие мине ральные - масла (веретенное, соляровое) или различные *х смеси. Исследуя процесс ал мазного хонингования, сотруд ники лаборатории глубинны* насосов Всесоюзного научно- исследовательского в техноло гического института нефтяно го машиностроения (г. Баку) и института химия присадок Академии наук Азербайджан ской ССР столкнулись е необ ходимостью применения новой смазывающе - охлаждающей жидкости. Керосин ■ масла оказались технологически непригодны ми. Кроме того, они коварны и в цеховых условиях требу ют особой противопожарной в&щиты. Много хлопот с ними я при хранении. Вспомнили о воде. Были н&* пробованы различные сочета ния ее с химическими вещест вами. В итоге появилась СОЖ-5, лишенная всех недо- статков керосино-масляных эмульсий. Помимо воды (95 процентов), в нее входят нат риевая соль кислого гудрона, нитрит натрия-трпэтанолами- на и другае компоненты. СОЖ-5 испытывалась на ма шиностроительных ' заводах при хонинговальных операци ях и. зарекомендовала себя от» лично. Эта жидкость обеспе чивает повышение произво дительности труда, способст вует уменьшению удельного расхода алмазов. Она во мно го рав дешевле керосина я Насел. Очевидно, новинка найдет применение я при обычных шлифовальных операциях. Очистка портовых акваторий Существенной нроблеиой для всех крупных портов да вно является очистка аквато рий в местах, загрязненных минеральными маслами. Для этой цели использовались раз личные средства, но с недо статочно эффективными ре зультатами. Недавно главный инженер норта Манчестер (Англия) разработал кон струкцию специального судна для сбора масел с поверхно* ста воды. Конструкция осно вана на многолетних экспери ментах, показавших, что ми неральное масло хороню впи тывается в шерстяную ткань или плотную бумагу, причем шерстяная ткань пропитыва ется маслом в количестве, пре вышающем в 5 раз собствен вый вес ткани. Устройство для съема масла располагается в кормовой ча- Ьти судна и состоит в основ ном вэ группы валков, обеспе чивающих возможность не прерывного соприкосновения шерстяной ткани со слоем масла на поверхности воды. КУРСОМ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НЕТ ПРЕДЕЛА М у р м а н с к и й сельдяной флот — одно из веду щих предприятий рыб ной промышленности нашей области. Коллектив флота успешно несет трудовую ле нинскую вахту. В этом боль шую роль играет творчество людей, совершенствующих технику промысла. Как известно, научно-тех нический прогресс является важнейшим условием повы шения эффективности про изводства и роста произво дительности труда. «Мурман- еельдь» в последние три года стала обновляться судами типа БМРТ. Совсем недавно двенадцатый такой корабль стал в строй флота. Мы по лучаем также новые про мысловые суда постройки Волгоградского завода типа «Волгодонск». Новые кораб ли приходят на смену мо рально и физически устарев шим средним траулерам, ко торые списываются. Обновляется техника, со вершенствуются и методы лова. В четвертом году пяти летки освоил разноглубин ный лов экипаж БМРТ-376 «Алексей Гмырев». Он рабо тал в районе Дальнего Запа да, используя для контроля хода трала прибор ФНР-2. Освоена и внедрена одно блочная схема проводки вае- ров на судах типа БМРТ. В этом заслуга нашего конст рукторского бюро (началь ник тов. Тихонов) и инжене ров отдела добычи тт. Фи липпова, Михайлова и дру гих. Полностью освоен 1коллек тивами средних рефрижера торных траулеров типа «Оке- ан» кошельковый лов в рай оне Джорджес-банки и бан ки ВаНкеро. Здесь заметную роль сыграли специалисты отдела добычи тт. Мосиенко м Зеляпукин. В прошлом году значи тельное число средних трау леров (СРТ 300—400 л. С.) работало в Баренцевом море, успешно применяя новый трал размером 25,5 метра {чертеж № 346-А-1), который сконструирован инженерам отдела добычи тов. Михайло вым . Новый трал имеет ряд преимуществ: уловистость его выше трала 23 м на 12,7 процента, он меньше подвер жен авариям при работе на тяжелых грунтах, проще по конструкции, имеет меньший вес и меньшее сопротивле ние при буксировке. Большую работу по техни ческому перевооружению флота проводит отдел связи. Только приборов для поиска рыбы за год внедрено около тридцати. Много заботы об .этом проявляют инженеры тт. Калашников, Карзин и другие. В наступившем году планируется внедрить отече ственные приборы контроля работы трала, а также типа «Фуруно». Хорошие отзывы получил прибор ХАГ-331, ко торый демонстрировался на выставке «Инрыбпром-68». Нет сомнения в том, что флот и впредь будет осна щаться современными элек трорад ионавигацион н ы м и приборами и приборами, об легчающими работу моряков с орудиями лова. Механико-судовая служба флота в прошлом году внед ряла гребные винты с лопа стями из стеклотекстолита. Они установлены на СРТ №;№ 4125, 4225, 15, 4165 и дру гих. Эти винты получили признание, пользуются боль шим спросом. Наш опыт пе ренимают сейчас моряки «Запрыбы». Важное значение имеют и опытно - эксперименталь ные работы. НапрИмер, в но ябре прошлого года на СРТ- р-706 в Баренцевом морс были проведены испытания головного образца стацио нарной самонаводящей ко шельковой машины (ССКМ- 1), изготовленной Ленинград ским экспериментальным механическим заводом. Эта машина приходит на смену подвесному силовому блоку ПМВК-5. Испытания показа ли хорошие тяговые усилия машины. «Мурмансельдь» дала заказ «Гипрорыбфлоту» на разработку проекта при вязки этой машины с элек тровьюшкой к существую щей промысловой схеме. Слабым узлом судов-ко- шельковистов типа СРТ-р «Океан» является траловая лебедка, которая имеет ма лое тяговое усилие для ра боты с кошельком. Замена траловой лебедки на более мощную (с тяговым усилием б тонн), установка вспомога тельного промыслового мото бота «Атлантика» с двигате лем 100 л. с., стационарной машины выборки кошелько вого невода, а также по гружного насоса для вылив- ки улова непосредственно из невода — вот путь дальней шего совершенствования ко шелькового промысла. С внедрением указанных усо вершенствований резко воз растет вылов рыбы в расче те на одно судно типа «Оке ан». Приведу пример заботы о техническом прогрессе и в береговых условиях: на од ном из складов плавмастер- , ской «Резец» механизирова на погрузка и выгрузка ко шельковых неводов, что яв ляется без применения тех ники тяжелой и трудоемкой операцией. Перед коллективом нашего флота стоят многие задачи по совершенствованию тех ники. Коротко назову их. Это замена траловых лебедок на первых БМРТ, так как они не оправдывают себя при работе на больших глубинах. В промвооружении необхо димо капроновые волокна заменить моноволокном, внедрить полипропиленовую дель для тралов. Усовершен ствовать изделия промвоору- жения для глубоководного лова: заменить металличе ские бобинцы резиновыми (изготовления Волжского за вода резинотехнических из делий), испытать на БМРТ ваера новой конструкции, проделать другие работы в этом направлении. Требует усовершенствования и метод бесконтактной передачи ры бопродукции в открытом мо ре. Необходимо продолжить работы по механизации вы- ливки рыбы из кошельковых неводов. По примеру главка «Запрыба» надо внедрить латексирование орудий лова, которое позволяет умень шить сопротивление их, уве личить скорость траления, применять более тонкие ма териалы (нитки), уменьшить объячеивание рыбы, намока ние дели (что особенно важ но при изготовлении ко шельковых неводов), пере ползание узлов сетного по лотна. Выполняя многие работы своими, силами, специалисты флота также ждут действен ной помощи от специалистов главного управления «Сев- рыба» и от коллектива ПИНРО. На наш взгляд, необ ходимо интенсивнее осна щать флот поисковыми при борами и приборами для оп ределения параметров трала, контроля его хода. Надо ус корить внедрение рыбонасо сов. В совершенствовании тех ники нет предела. То, что сегодня кажется новинкой, завтра уже никого не удив ляет, а потом на смену при ходит еще более совершен ная техника. Для специали стов «Мурмансельди», всего коллектива флота борьба за технический прогресс будет всегда представлять одну из главных задач. И в эти дни, когда мы готовим достойную встречу 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, про должается совершенствова ние техники. Л. КОКОРИН, старший ин женер технического отдела управления «Мурмансельдь». НОВОСТИ МИРОВОГО СУДОСТРОЕНИЯ # На судостроительном заводе в Сплите (Югославия) спущен на воду «Джавахарла танкер на испытаниях ренной в конт л Неру» дедвейтом «Экспрессан» № тыс. тонн. Это самое большое на су* дов, построенных до сих пор в Югосла вии, предназначено для андийского су довладельца. ф Норвежский промышленник Бер- гесен заказал югославскому судострои тельному предприятию <<Ульяник» тан кер-рудовоз грузоподъемностью 226 оно не развило огова те скорости. В итоге j продан норвежской туристической фирме, которая собира ется использовать его для рейсов в Ка рибеком море. ф В Бремене (ФРГ) спущен на b o j танкер «Эссо Скотия» дедвейтом каботажа у шведских берегов гораздо выгоднее самоходных судов такой же { рузоподъемности. Тем более, что один уксир сможет обслуживать сразу 2 та ких судна. ф Крупнейшие японские судострои тельные фирмы Хятаки и Кавасаки ное судно. Оно будет сдано в эксплуатацию в мае буду щего года. Его длина 130 м, ширина 19 м, осадка 6,9 м. Ожи даемая скорость 16,5 узла. Постройка судна обошлась в 15,4 млн. долларов. Половину этой суммы составляет стои мость атомного реактора и силовой ус тановки. 0 В сентябре прошлого года был пе редан судовладельцу первый из четы- приступили к созданию совместного *ые. тонн. Это не только самое большое проекта танкера грузоподъемностью рех супертанкеров новой конструкции, из построенных до сего времени в Ев- 400 тыс. тонн. Судно-гигант будет иметь Судно грузоподъемностью 210 тыс. тонн, ропе судов, но одновременно и самое 355 м в длину и 58 м в ширину. построенное в Японии для амернкан- тыс. тонн. Это уже третье судно такого крупное из сооруженных на продоль- ф Японская верфь Куре приняла за- ского нефтяного концерна, спроектиро- типа, заказанное норвежским судовла дельцем в Югославии. ф На одной из норвежских верфей построено первое в мире океанское еудно на подводных крыльях «Экспрес- еан», рассчитанное для перевозки 250 пассажиров. Однако шведский судовла делец, по заказу которого построен во- долет, отказался принять судно, т. к. ном стапеле, а не в сухом доке. Длина каз японской же фирмы «Токио Тан- вано с учетом горького опыта ката- нового великана 348 м. ширина 52 м, вы- кер» на строительство самого большого строфы с танкером «Торри Каньон». На сота от киля до верхушки трубы 56 м. в мире нефтевоза. Водоизмещение бу- новом нефтевозе балластные цистерны ф Шведская фирма Нептунболагет дущего флагмана мирового наливного из Стокгольма заказала в ФРГ первый флота, который вступит в строй в бу- 10-тысячник «Нептун Керриер», не име- дущем году, должно равняться 372400 ющий собственной силовой установки, тоннам. По заявлению судовладельца, суда (а ф На верфи Ишакавадзпма*Харим<? вернее баржи) такого типа в условиях спущено на воду первое японское атом- днищевых балластных цистерн. расположены не вдоль бортов, а вдоль днища, образуя 3-мстровое второе дно, заполняющееся забортной водой. Те перь, даже если танкер сядет на рпфы, в море выльется не нефть, а вода из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz