Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.

ПОГИБ, УКРАДЕН . И Л И ПО Т Е Р ЯН ? (Окончание. Нач. в № 4}. А «Феррит» тем временем, яе торопясь, пересекал океан. Уокер вскрыл одно на судо­ вых помещений, в котором оказались... ручной печатный станок, набор шрифтоа и боль­ шой запас красок. Закипела работа. Были отпечатаны но­ вые судовые документы. Жел­ тые трубы парохода стали черными, оставшиеся на бор­ ту черные шлюпки — белыми. На носу и корме судна наз- - ванне «Феррит» было вамсне- ао на «Вентая» (настоящий «Бентан» был построен почти одновременно с «Ферритом* я по виду мало от него отличал­ ся). После длительного плавания мнимый «Бентан» прибыл в бразильский норт Сантос. Су­ довые документы ни у кого не вызвали подозрений. И» бумаг следовало, что «Бентаи» совершает кругосветный рейс и теперь направляется в ев- ронейские порты, поэтому сразу же нашелся и груз: на пароход погрузили кофе, дав­ но ожидавший отправки в Марсель. Через два дня судно покинуло порт. В открытом Море началось новое преображение парохода. Перестроили капитанский мо­ стик. Усиленно работая ки­ стями, перекрасили с носа до кормы все судно, теперь уже в шаровый цвет. Тщательно пывели новое название —«Ин­ дия». Отпечатали новые доку­ менты, подделали накладную на груз, указав в ней, что ко­ фе предназначается для Кейп­ тауна. В этом южноафрикан­ ском порту Уокер надеялся выгодно продать судно, одна­ ко быстро найти иокупателя не удалось (зато повезло с реализацией груза). При­ шлось направиться через Ин­ дийский океан к берегам Ав­ стралии, где продать пароход можно было и быстрее, и вы-ч годнее. Встали на якорь на мельбурнском рейде. Уокер широко оповестил о продаже судна «Индия». Чтобы уско­ рить дело, он поселился в оте­ ле на берегу, но приказал держать пар в котлах на слу­ чай, если придется срочно уходить. Вероятно, выгодной прода­ жей чужого парохода а закон­ чилась бы эта афера Уокера, если бы не помешало одно обстоятельство. Номер «Ив- нинг Ситизен» с объявлением о пропаже (Феррита» попал в далекий Мельбурн. Здесь чуть ли не единственным чи­ тателем этой газеты был офи­ цер полиции Дэвидсон (оча« видно, выходец ив Шотлан­ дии), которому был подведом- ствен как раз тот район пор­ та, где стояла «Индия*. вндсона уже давно удивляло^ что это судно, предназначен­ ное дли продажи, почему-то стоит под парами, команда нж разу не сошла на берег. Ко- гда же Дэвидсон, случайна наткнувшись на оповещение о пропаже «Феррита», обрати* внимание на его поразитель­ ное сходство с «Индией», за­ родилось более определенное подозрение. Портовая- адми­ нистрация сочла сомнения Дэвидсона необоснованными, поскольку все бумаги на «Индии» были в полном по­ рядке. Тогда офицер решил действовать на собственный страх и риск. Он договорился с таможенными властями и отправился на судно. Экппаж был в сборе (отсутствовал только Уокер), но никто не захотел что-либо добавить К сказанному в судовых доку- ' ментах. Тщательный осмотр судна также не дал каких-ли­ бо компрометирующих ре­ зультатов. И только тогда, когда таможенники уже соби­ рались покинуть борт парохо­ да, один из них случайно па- шел помятый обрывок бланка с надписью «Феррит»... Судно арестовали. Уокер, почуяв неладное, успел скрыться, но вскоре угодил в руки полиции, попавшись на какой-то мелкой афере. В ию­ ле того же 1881 г. суд в Мель­ бурне приговорил Уокера я его ближайшего помощника но кличке «Казначей» к 7 годам. О проделках с пароходом «Феррит* «на досуге» под­ робно рассказал сам отстав­ ной полковник, но только спу­ стя восемьдесят лет ого рас­ сказ был опубликован. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. г. Мурманск, ул. Траловая, управление тралового флота (4-й этаж). Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам. ' редактора, ответственный сек­ ретарь, литературные сотруд­ ники, 62-64 — редактор. Вы­ зов с телефонов городской АТС осуществляется по номе­ рам: 7-86 396, 7-86-264. «Рыбный Мурмап*. Индекс 5505'» ® Цена 1 эк.г — 2 коп. Типография «Полярная правда*, г. Мурманск, Зак. 71. ПН 04301. НАГРАДЫ >бязывают зч ЩЕ 0 январе прошлого го~ 3 да мы сообщали о начале X' J смотра творчества кино­ любителей, организованного ЗЦСПС. О й проводился под девизом: «Профсоюзы — шко­ ла коммунизма». В конце де ­ кабря были подведены итоги этого Всесоюзного смотра. В нем приняли участие и мур­ манчане, объединенные в ки- нолюбительской студии «Мур- макфильм» (студия облсов- профа, работает при Дворце культуры имени С. М. Кирова). Н> смотр были представлены 4 ленты: киножурнал «Мур- май», новелла «Грани камня», очерки «Пятеро из профакти­ ва» и «Кем быть». Надо сказать, что мурман­ ские кинолюбители вступили в нелегкое соревнование — все­ го на Всесоюзный смотр было представлено 660 работ, среди них немало отличных лент та­ ких опытных киноклубов, как Московский, Ленинградский, Житомирский, Калининский, Ярославский, которые не раз выходили победителями не только среди кинолюбителей страны, но и на международ­ ных конкурсах. И вот смотр «Профсоюзы — школа комму­ низма» закончен. Его итоги ра­ дуют кинолюбителей Запо­ лярья: две работы из четырех — «Кем быть» и «Пятеро нз профактива» — поощрены, причем за очерк об активистах киностудии «Мурманфильм» вручен особый приз журнала «Советские профсоюзы». Награды обязывают ко мно­ гому. Кинолюбители Заполярья должны активизировать свою работу. Сейчас проводится смотр их творчества, органи­ зованный культбазой плавсо­ става промысловых флотов, ре­ дакцией газеты «Рыбный Мур- май» и Мурманским телевиде­ нием. Смотр посвящен 100-ле- тик» со дня рождения В. И. Ле­ нина. Кинолюбители бассейна! Ждем ваших работ на ггот кон­ курс! ЖАРКИЙ Ж ИТОМИР. Поблизости нет ни одной большой реки. Только шосейные и железные дороги. Они бесконечными нитями бегут на юг, се •ер , восток и запад. И каждая ведет к счастью. Может, поэтому не боится дорог Хаскель Иоси фович Котик. С раннего детства он питает к ним любовь. Разные люди встречаются. У каждого свое увлечение. У него вот к туризму. Зимой и летом он с одинаковой быстротой собирался в поход, Ни одного отпуска еще не провел дома То он путешествует по Алтайскому краю, то взби­ рается на скалистые вершины Кавказа, то любу­ ется Уральскими горами и Карпатами. Маршруты для походов выбирает разные. Ино­ гда они долго обдумываются, а иногда Хаскель Иосифович отправлялся, что говорится, куда гла­ за глядят. Последнее случалось чаще и, если со Считать, сколько километров с рюкзаком за пле- . чами прошел и проехал этот человек, пожалуй, понадобится пятизначное или шестизначное число. Длинны дороги нашей Родины. Но только ни­ где Хаскель Иосифович Котик не останавливался: пришел, посмотрел — к дальше. А вот приехал «а Север и «застрял». Видимо, заполярный край Оказался магнитом покрепче, чем Кавказ, Алтай, Урал и Карпаты, хоть и думал, когда отправлял­ ся сюда, что в скалистых и холодных сопках эк­ зотики очень мало, а тем более в море, где вода и вода, кругом вода. Побывать в Мурманске и не сходить в море. Редко с кем случалось такое, редко кто мог про­ тивостоять своему любопытству. Морские дороги не менее интересны, чем шоссейные и железные* Тем более Хаскелю Иосифовичу предоставлялась возможность еще раз испытать себя на креп­ кость. Он южанин и любит свой Житомир, свою Укра­ ину. Об этом говорит прямо, это хорошо извест­ но его супруге. Вот почему нет предела ее удив­ лению и до сей поры. Когда она узнала из пись­ ма, что он решил задержаться в Мурманске и со­ бирается выйти в море, поработать на рыболов ном судне, в Заполярье полетели письма с мас­ сой советов. Отговаривать его она не собиралась. Попробуйте отговорить, когда Хаскель Иосифо­ вич привык любое начатое дело доводить до конца. На БМРТ-254 «Николай Островский» он выхо­ дил в море, веселым взглядом провожал уплы­ вающий в пелену тумана город, смотрел в пеня­ щуюся за бортом воду и думал: «Все. Я иду в море. Назад пути нет». А вокруг уже шла подготовка к предстоящим •ралениям. Старший мастер по добыче рыбы еще и еще раз проверял сетной мешок, промерял ваера, осматривал бобинцы и траловые доски. Го­ товились к приемке рыбы и на рыбофабрике. Потом началась настоящая работа. Будничная ра­ бота. Ритмичная и все-таки далеко не самая лег­ кая работа рыбака. И надо сказать прямо, что Хаскель Иосифович Котик довольно быстро при­ норовился к шкерочному ножу, тралу. В этом первом своем рейсе он подтвердил высокое и почетное звание ударника коммунистического труда, которого добился работая в Житомире на заводе музыкальных инструментов. Конечно же, было трудно. Не все сразу давалось. Иногда да­ же самые простые вещи для опытного матроса казались непостижимыми для него. Многому научился в море Хаскель Иосифович Котик. Он в полную меру познал рыбацкую дружбу, взаимовыручку. С кем бы ему ни дово­ дилось жить и работать, старые и опытные ма­ тросы всегда щедро делились с ним своими зна­ ниями. Он платил тем же. Если товарищу было тяжело, он всегда спешил на помощь. Потом пришли в порт. Четыре месяца в м о р е - срок немалый. И первое, что навязчиво лезло в голову, — отправиться домой. Получил он за рейс много. Казалось бы, чего еще человеку надо. Однако колебался. Колебался до того самого дня, пока не подошла пора снова уходить в мо­ ре. Посмотрел он на судно, вспомнил товари­ щей, вспомнил, как вместе с ними поборол не один шторм, и защемило сердце. Он вновь сту­ пил на палубу, взглянул на удалявшийся берег, и стало как-то жарко. Расстегнув ворот рубахи, он подумал то же самое, что и перед первым рейсом. Море имеет магическую силу притяги­ вать к себе людей. Потом опять была работа, опять валом шла ры ба, словно в водовороте мелькали отточенными лезвиями шкерочные ножи, потные лица товари­ щей, лица капитана, тралмейстера, боцмана. Ког­ да ударили первые морозы, их даже не заме­ тили. За работой Север казался теплым, а когда шла хорошая рыба, просто жарким. Четвертого ноября закончился его второй вы­ ход в море. БМРТ-254 «Николай Островский» при­ швартовался к тридцать пятому причалу. Свобод­ ные от вахты моряки сошли на берег. Холостя­ кам в Доме междурейсового отдыха моряков те­ леграммой еще с промысла забронировали ме­ ста. Я зашел в салон. Пустынно. Еще не успел* просохнуть после генеральной уборки полы. Пу­ сто и на камбузе. Кажется, ничто не напоминает о рейсе. Но вот стенгазета, фотовитрина, Доска почета. Среди десятка имен нахожу и его имя, коммуниста Хаскеля Иосифовича Котика. Притя нул, видать, его Север и притянул крепко. Д. РОМАНОВ. Фото автора. НА ГРАНИЦЕ ГОРОДА И ТУНДРЫ Фото Г, Беглова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz