Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.
ПОГИБ, УКРАДЕН . И Л И ПО Т Е Р ЯН ? (Окончание. Нач. в № 4}. А «Феррит» тем временем, яе торопясь, пересекал океан. Уокер вскрыл одно на судо вых помещений, в котором оказались... ручной печатный станок, набор шрифтоа и боль шой запас красок. Закипела работа. Были отпечатаны но вые судовые документы. Жел тые трубы парохода стали черными, оставшиеся на бор ту черные шлюпки — белыми. На носу и корме судна наз- - ванне «Феррит» было вамсне- ао на «Вентая» (настоящий «Бентан» был построен почти одновременно с «Ферритом* я по виду мало от него отличал ся). После длительного плавания мнимый «Бентан» прибыл в бразильский норт Сантос. Су довые документы ни у кого не вызвали подозрений. И» бумаг следовало, что «Бентаи» совершает кругосветный рейс и теперь направляется в ев- ронейские порты, поэтому сразу же нашелся и груз: на пароход погрузили кофе, дав но ожидавший отправки в Марсель. Через два дня судно покинуло порт. В открытом Море началось новое преображение парохода. Перестроили капитанский мо стик. Усиленно работая ки стями, перекрасили с носа до кормы все судно, теперь уже в шаровый цвет. Тщательно пывели новое название —«Ин дия». Отпечатали новые доку менты, подделали накладную на груз, указав в ней, что ко фе предназначается для Кейп тауна. В этом южноафрикан ском порту Уокер надеялся выгодно продать судно, одна ко быстро найти иокупателя не удалось (зато повезло с реализацией груза). При шлось направиться через Ин дийский океан к берегам Ав стралии, где продать пароход можно было и быстрее, и вы-ч годнее. Встали на якорь на мельбурнском рейде. Уокер широко оповестил о продаже судна «Индия». Чтобы уско рить дело, он поселился в оте ле на берегу, но приказал держать пар в котлах на слу чай, если придется срочно уходить. Вероятно, выгодной прода жей чужого парохода а закон чилась бы эта афера Уокера, если бы не помешало одно обстоятельство. Номер «Ив- нинг Ситизен» с объявлением о пропаже (Феррита» попал в далекий Мельбурн. Здесь чуть ли не единственным чи тателем этой газеты был офи цер полиции Дэвидсон (оча« видно, выходец ив Шотлан дии), которому был подведом- ствен как раз тот район пор та, где стояла «Индия*. вндсона уже давно удивляло^ что это судно, предназначен ное дли продажи, почему-то стоит под парами, команда нж разу не сошла на берег. Ко- гда же Дэвидсон, случайна наткнувшись на оповещение о пропаже «Феррита», обрати* внимание на его поразитель ное сходство с «Индией», за родилось более определенное подозрение. Портовая- адми нистрация сочла сомнения Дэвидсона необоснованными, поскольку все бумаги на «Индии» были в полном по рядке. Тогда офицер решил действовать на собственный страх и риск. Он договорился с таможенными властями и отправился на судно. Экппаж был в сборе (отсутствовал только Уокер), но никто не захотел что-либо добавить К сказанному в судовых доку- ' ментах. Тщательный осмотр судна также не дал каких-ли бо компрометирующих ре зультатов. И только тогда, когда таможенники уже соби рались покинуть борт парохо да, один из них случайно па- шел помятый обрывок бланка с надписью «Феррит»... Судно арестовали. Уокер, почуяв неладное, успел скрыться, но вскоре угодил в руки полиции, попавшись на какой-то мелкой афере. В ию ле того же 1881 г. суд в Мель бурне приговорил Уокера я его ближайшего помощника но кличке «Казначей» к 7 годам. О проделках с пароходом «Феррит* «на досуге» под робно рассказал сам отстав ной полковник, но только спу стя восемьдесят лет ого рас сказ был опубликован. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. г. Мурманск, ул. Траловая, управление тралового флота (4-й этаж). Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам. ' редактора, ответственный сек ретарь, литературные сотруд ники, 62-64 — редактор. Вы зов с телефонов городской АТС осуществляется по номе рам: 7-86 396, 7-86-264. «Рыбный Мурмап*. Индекс 5505'» ® Цена 1 эк.г — 2 коп. Типография «Полярная правда*, г. Мурманск, Зак. 71. ПН 04301. НАГРАДЫ >бязывают зч ЩЕ 0 январе прошлого го~ 3 да мы сообщали о начале X' J смотра творчества кино любителей, организованного ЗЦСПС. О й проводился под девизом: «Профсоюзы — шко ла коммунизма». В конце де кабря были подведены итоги этого Всесоюзного смотра. В нем приняли участие и мур манчане, объединенные в ки- нолюбительской студии «Мур- макфильм» (студия облсов- профа, работает при Дворце культуры имени С. М. Кирова). Н> смотр были представлены 4 ленты: киножурнал «Мур- май», новелла «Грани камня», очерки «Пятеро из профакти ва» и «Кем быть». Надо сказать, что мурман ские кинолюбители вступили в нелегкое соревнование — все го на Всесоюзный смотр было представлено 660 работ, среди них немало отличных лент та ких опытных киноклубов, как Московский, Ленинградский, Житомирский, Калининский, Ярославский, которые не раз выходили победителями не только среди кинолюбителей страны, но и на международ ных конкурсах. И вот смотр «Профсоюзы — школа комму низма» закончен. Его итоги ра дуют кинолюбителей Запо лярья: две работы из четырех — «Кем быть» и «Пятеро нз профактива» — поощрены, причем за очерк об активистах киностудии «Мурманфильм» вручен особый приз журнала «Советские профсоюзы». Награды обязывают ко мно гому. Кинолюбители Заполярья должны активизировать свою работу. Сейчас проводится смотр их творчества, органи зованный культбазой плавсо става промысловых флотов, ре дакцией газеты «Рыбный Мур- май» и Мурманским телевиде нием. Смотр посвящен 100-ле- тик» со дня рождения В. И. Ле нина. Кинолюбители бассейна! Ждем ваших работ на ггот кон курс! ЖАРКИЙ Ж ИТОМИР. Поблизости нет ни одной большой реки. Только шосейные и железные дороги. Они бесконечными нитями бегут на юг, се •ер , восток и запад. И каждая ведет к счастью. Может, поэтому не боится дорог Хаскель Иоси фович Котик. С раннего детства он питает к ним любовь. Разные люди встречаются. У каждого свое увлечение. У него вот к туризму. Зимой и летом он с одинаковой быстротой собирался в поход, Ни одного отпуска еще не провел дома То он путешествует по Алтайскому краю, то взби рается на скалистые вершины Кавказа, то любу ется Уральскими горами и Карпатами. Маршруты для походов выбирает разные. Ино гда они долго обдумываются, а иногда Хаскель Иосифович отправлялся, что говорится, куда гла за глядят. Последнее случалось чаще и, если со Считать, сколько километров с рюкзаком за пле- . чами прошел и проехал этот человек, пожалуй, понадобится пятизначное или шестизначное число. Длинны дороги нашей Родины. Но только ни где Хаскель Иосифович Котик не останавливался: пришел, посмотрел — к дальше. А вот приехал «а Север и «застрял». Видимо, заполярный край Оказался магнитом покрепче, чем Кавказ, Алтай, Урал и Карпаты, хоть и думал, когда отправлял ся сюда, что в скалистых и холодных сопках эк зотики очень мало, а тем более в море, где вода и вода, кругом вода. Побывать в Мурманске и не сходить в море. Редко с кем случалось такое, редко кто мог про тивостоять своему любопытству. Морские дороги не менее интересны, чем шоссейные и железные* Тем более Хаскелю Иосифовичу предоставлялась возможность еще раз испытать себя на креп кость. Он южанин и любит свой Житомир, свою Укра ину. Об этом говорит прямо, это хорошо извест но его супруге. Вот почему нет предела ее удив лению и до сей поры. Когда она узнала из пись ма, что он решил задержаться в Мурманске и со бирается выйти в море, поработать на рыболов ном судне, в Заполярье полетели письма с мас сой советов. Отговаривать его она не собиралась. Попробуйте отговорить, когда Хаскель Иосифо вич привык любое начатое дело доводить до конца. На БМРТ-254 «Николай Островский» он выхо дил в море, веселым взглядом провожал уплы вающий в пелену тумана город, смотрел в пеня щуюся за бортом воду и думал: «Все. Я иду в море. Назад пути нет». А вокруг уже шла подготовка к предстоящим •ралениям. Старший мастер по добыче рыбы еще и еще раз проверял сетной мешок, промерял ваера, осматривал бобинцы и траловые доски. Го товились к приемке рыбы и на рыбофабрике. Потом началась настоящая работа. Будничная ра бота. Ритмичная и все-таки далеко не самая лег кая работа рыбака. И надо сказать прямо, что Хаскель Иосифович Котик довольно быстро при норовился к шкерочному ножу, тралу. В этом первом своем рейсе он подтвердил высокое и почетное звание ударника коммунистического труда, которого добился работая в Житомире на заводе музыкальных инструментов. Конечно же, было трудно. Не все сразу давалось. Иногда да же самые простые вещи для опытного матроса казались непостижимыми для него. Многому научился в море Хаскель Иосифович Котик. Он в полную меру познал рыбацкую дружбу, взаимовыручку. С кем бы ему ни дово дилось жить и работать, старые и опытные ма тросы всегда щедро делились с ним своими зна ниями. Он платил тем же. Если товарищу было тяжело, он всегда спешил на помощь. Потом пришли в порт. Четыре месяца в м о р е - срок немалый. И первое, что навязчиво лезло в голову, — отправиться домой. Получил он за рейс много. Казалось бы, чего еще человеку надо. Однако колебался. Колебался до того самого дня, пока не подошла пора снова уходить в мо ре. Посмотрел он на судно, вспомнил товари щей, вспомнил, как вместе с ними поборол не один шторм, и защемило сердце. Он вновь сту пил на палубу, взглянул на удалявшийся берег, и стало как-то жарко. Расстегнув ворот рубахи, он подумал то же самое, что и перед первым рейсом. Море имеет магическую силу притяги вать к себе людей. Потом опять была работа, опять валом шла ры ба, словно в водовороте мелькали отточенными лезвиями шкерочные ножи, потные лица товари щей, лица капитана, тралмейстера, боцмана. Ког да ударили первые морозы, их даже не заме тили. За работой Север казался теплым, а когда шла хорошая рыба, просто жарким. Четвертого ноября закончился его второй вы ход в море. БМРТ-254 «Николай Островский» при швартовался к тридцать пятому причалу. Свобод ные от вахты моряки сошли на берег. Холостя кам в Доме междурейсового отдыха моряков те леграммой еще с промысла забронировали ме ста. Я зашел в салон. Пустынно. Еще не успел* просохнуть после генеральной уборки полы. Пу сто и на камбузе. Кажется, ничто не напоминает о рейсе. Но вот стенгазета, фотовитрина, Доска почета. Среди десятка имен нахожу и его имя, коммуниста Хаскеля Иосифовича Котика. Притя нул, видать, его Север и притянул крепко. Д. РОМАНОВ. Фото автора. НА ГРАНИЦЕ ГОРОДА И ТУНДРЫ Фото Г, Беглова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz