Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.

ТАК ДЕРЖАТЬ, Р Я К И, Экипаж вносит поправки швшштшшшшшшяшшшяшяшшшяшяявяштшшш 3 ./ 4 - 4ч*». Каждый судовой коллектив в течение всего года живет определенной целью, намеченной соразмерно своим силам. Моряки промыслово-рефрижераторного траулера «Гейзер» такую цель видели ш том/ чтобы за двенадцать прошедших теперь уже месяцев выработать 82 ты* сячи центнеров готовой пищевой про* дукции. И они уверенно шли по этому пути. .X Но как спортсмен до конца не знает своих возможностей и узнает их с каж­ дым новым выступлением, . так и в ра­ боте экипажа со временем определяют* ся дополнительные резервы. Ведь не рассчитывали же гейзероецы, что в ок­ тябре справятся с государственным пла­ ном. Однако так это и получилось. А 24 ноября коллектив взял и другой рубеж — выполнил социалистическое обяза­ тельство. Эта дета знаменательна и в другом смысле. Тогда на корабле состоялось •расширенное заседание партийного бю­ ро, на котором присутствовали капитан, руководители всех служб, в том числе и беспартийные, и на котором обсуж­ дался вопрос о принятии новых по­ вышенных обязательств и о возможно­ сти до конца года выработать сто тысяч центнеров готовой продукции. Мнение всех было одинаково: можно. В расчет принималось то, что до конца рейса остается сорок суток. Учитывая среднесуточные показатели выпуска мороженой рыбы, за это время вполне реально довести выработку до ста ты­ сяч. Бюро о своем выводе доложило партийному собранию, а оно рекомен­ довало рассмотреть его на общем собрании экипажа. И вновь решение мо­ ряков было единодушным. Забегая вперед, следует сказать, что коллектив наверняка добился бы своего. На день прихода в порт он имел на сво­ ем счету почти 98 тысяч центнеров пи­ щевой продукции, но по некоторым со­ ображениям корабль на 10 суток раньше срока отозвали с промысла. А за эти 10 суток следовало выпустить всего 200 тонн мороженой рыбы. Итак, гейзероецы вслед за моряками ПРТ «Перемышль»* доказали, что 100 тысяч центнеров готовой продукции в год — вполне возможный рубеж. Впро­ чем, это подтверждается и работой ко­ манды ПРТ «Апатит», также имевшей возможность повторить рекорд «Пере- мышля». \ Помощь друзей Большую часть продукции — 59 364 центнера — экипаж «Гейзера» изготовил в минувшем плавании, закончившемся перед Новым годом. Сырьем служила полярная тресочка, потом — пикша, ко­ торую добывали в Северном море. Промысловикам . известно, что обра­ ботка полярной тресочки имеет свои особенности. Они в первую очередь в ы т е к а л и и з того, что к этой рыбе предъявлялись иные требования в от­ ношении размерного состава. На замо­ розку не должны были идти экземпля­ ры менее пятнадцати сантиметров. Но нелегкое дело — перебрать улов в несколько тонн по одной рыбине. От­ сюда и производительность в первые пять суток составляла 20—25 тонн мо­ роженой продукции, что едва-едва обеспечивало суточное задание. Однако фабрика не ощущала недо­ статка в сырье. И тем обиднее было сознавать, что показатели по выпуску мороженой рыбы весьма и весьма низкие. В то же время моряки «Пере- мышля» давали ежесуточно по 32— 40 тонн. У рыбаков установилась хорошая тра­ диция. Не стесняясь, они просят сове­ та, помощи у своих коллег и так же щед­ ро делятся сами всем лучшим, что имеют. В этом смысле не составлял ис­ ключения и экипаж «Гейзера». Когда его командиры обратились к напарни­ кам по соревнованию с просьбой объ­ яснить, в чем секрет их более произво­ дительной работы, то они получили ис­ черпывающую информацию. Секрет заключался в правильной организаций труда. Для выправления положения в пер­ вую очередь провели производствен­ ные совещания по сменам. И на них вы­ яснялась подробная картина. Матрос Виктор Удовиченко, например, говорил что рыбмастер. Бабаев (он шел на «Гей­ зере» первый рейс) в эти тревожные пять суток не проявлял должной тре^ бовательности к тем, кто работал на сортировке полярной тресочки. Они не давали нужного .темпа, хотя резервы были. Потом Бабаев признал свою ошибку. Рыбмастер Анатолий Леонтьевич Пли- сов обратил внимание, что транспортер отходов требует наладки, таи как слу­ чались задержки... * Были промахи у матроса Поронника, который не смотрел, какую, рыбу за­ крывает, а это была его прямая обязан­ ность. Рыбмастер Плисов назвал имена тех, кто допустил j пререкания на заме­ чания, грубил. Одним словом, разговор на совеща­ нии подстегнул людей, в их работе по­ явилась искорка. А без нее любое дело не спорится. И именно потому, что удалось вско­ лыхнуть моряков, обеспечить контроль, в следующие дни выпуск продукции со­ ставлял уже 35 тонн. Экипаж вышел из прорыва. Контроль — большое дело Но было бы неверно утверждать, буд­ то одного совещания хватило, чтобы до конца рейса удержать взятый после не­ го темп. В течение всего рейса органи­ зация труда на корабле, в том числе и на рыбной фабрике находилась под по­ стоянным контролем администрации, су­ довых активистов. Но особенно много в этом смысле сделали члены группы народного конт­ роля, которая была создана в начале пла' вания. В нее вошли второй механик Па­ вел Михайлович Кузовников — предсе­ датель, рыбмастер Анатолий Леонтье­ вич Плисов, ремонтный слесарь Петр Иванович Задорожный, моторист Евге­ ний Федорович Крупко и мастер по до­ быче Валерий Павлович Шумилов. Если в дневное время контроль за ка­ чеством продукции, за тем, чтобы как можно больше ее выпустить, осущест­ влялся и технологом, и капитаном, и помполитом, и другими командирами, то ночью эту заботу брали на себя на­ родные контролеры. Когда из порта пришла радиограмма с напоминанием о строгом соблюдении размерного состава направляемой на мо- роэку полярной тресочки, народным контролерам пришлось особенно пора­ ботать. Они шли на рабочие места, ана­ лизировали тот или иной процесс про­ изводства, при неполадках давали сиг­ нал и по нему принимались. соответст­ вующие меры. Как-то после ночной вахты, придя на рыбную фабрику, Павел Михайлович Кузовников обнаружил, что часть улова полярной тресочки рыбообработчики пустили в утиль, хотя из нее можно бы­ ло выработать пищевую продукцию. По­ нятно, такой сигнал не мог остаться без внимания. Выявили виновных, сделали им строгое внушение. Как подсказывала обстановка Промысел полярной тресочки не до­ ставлял экипажу «Гейзера» больших хлопот. Правда, она совершала быструю миграцию, так что судоводителям прихо­ дилось постоянно быть начеку. Несколько труднее было палубной ко­ манде, когда работали у Новой Земли. Грунт здесь задевистый, случались ава­ рии орудий лова, даже крупные. И всег­ да палубники исходили из обстановки. Сели переход на запасной трал (на эту операцию тратили 10—15 минут) занимал не больше времени, чем чинка порван­ ной снасти, то так й поступали, И нао­ борот. ■ Подобной практики придерживались, когда решали, по какой схеме набить нижнюю подбору. Во-первых, загружали минимально с теким расчетом, чтобы при ходе с тралом ее не отрывало от грунта. Вес подборы в воде был не бо­ лее 450 кг, набивали ее 24 бобинцами диаметром 400 мм, * * • • • • ■ * • • • • I . ’ ^ # Так работали и на облове полярной тресочки и пикши .в Северном море. С той лишь разницей, что. здесь использо­ вали резинки в комбинации с грузами. Такая мягкая подбора позволяла доби­ ваться наибольшего раскрытия трала, а, следовательно, и лучших уловов. Палубная команда по-хозяйски подо­ шла к сохранению стального троса, из которого делают кабели. Было замече­ но, что в месте соединения одинарного с двойным они сильно изнашивались от трения о грунт. В результате почти хо­ роший трос нельзя было использовать по прямому назначению. Чтобы избе­ жать этого, в месте соединения кабелей поставили бобинец со штоком. Теперь они шли несколько поднятые над грун­ том, срок. их годности значительно уве­ личился. ' За всеми этими фактами стоят люди* Мастера по добыче, матросы многое сделали для того, чтобы экипаж в це­ лом вплотную подошел к стотысячному рубежу по выпуску готовой продукции. Тут следует назвать в первую очередь Виктора Белобровкина, руководителя вахты № 1, его коллегу Валерия Шуми­ лова. Если у первого слаженная работа вахты достигалась большим опытом, умением организовать труд, то. Вале- : рий, . выпускник рыбопромышленного техникума, шедший в этой должности, брал все усердием, старательностью. Как мне говорили, на его месте другой бы справился с обязанностями мастера по добыче менее успешно. В этом рейсе матросом ходил Влади­ мир Нехаев, также выпускник технику­ ма. За 155 суток плавания он полностью освоил профессию и теперь вполне го­ тов занять командную должность. Его коллеги Петр Ромадин, Сергей Ачкевич, Гавриил Николаев, Владимир Бердник тоже оправдали звание первоклассных матросов. Всему голова Всему голова на палубе — старший мастер по добыче . Лев Николаевич Ерыщук. Лучшей оценкой его деятель­ ности служат, пожалуй, слова помполита Виктора Павловича Лодкина. — При подведении итогов соревнова­ ния наша палубная команда заслужила самую высокую похвалу. Лев Ерыщук — молодой мастер как по годам, так и по стажу работы в этой должности. Среднего роста, крепко сбит — чувствуется закалка моря, привет­ лив. Возле него, говорят матросы, про­ сто стыдно работать спустя рукава. Его .биография — это биография мо­ ряка, прожившего всего 30 лет и по­ ловину из них проведшего на палубе промыслового судна. В шестнадцать он поехал за романтикой из снежной Си­ бири на самый Север. В мореходку не поступил, не набрал проходного балла» Назад возвращаться — гордость не по­ зволяла мальчишке. :Но и в море не брали: по годам не подходил. И только по счастливой случайности удалось по­ пасть в траловый флот. Первый рейс значился учеником кон­ сервного мастера. Потом стал боцма* ном. Дальше все пошло своим чередом. Набирался опыта, окончил ШУКС, стал тралмейстером. Теперь — заочник Ар­ хангельского рыбопромышленного тех* . • .. -ч никуМО. г Не надоело ли море? Когда я спро­ сил Льва об этом, он с улыбкой ответил: — А мне другая работа неизвестна. И не представляю, что есть она. В. СЕРГЕЕВ. С. Л. П. М. РОМАДИН. Г. Н. НИКОЛАЕВ. В. К. ВИТКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz