Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.
ТАК ДЕРЖАТЬ, Р Я К И, Экипаж вносит поправки швшштшшшшшшяшшшяшяшшшяшяявяштшшш 3 ./ 4 - 4ч*». Каждый судовой коллектив в течение всего года живет определенной целью, намеченной соразмерно своим силам. Моряки промыслово-рефрижераторного траулера «Гейзер» такую цель видели ш том/ чтобы за двенадцать прошедших теперь уже месяцев выработать 82 ты* сячи центнеров готовой пищевой про* дукции. И они уверенно шли по этому пути. .X Но как спортсмен до конца не знает своих возможностей и узнает их с каж дым новым выступлением, . так и в ра боте экипажа со временем определяют* ся дополнительные резервы. Ведь не рассчитывали же гейзероецы, что в ок тябре справятся с государственным пла ном. Однако так это и получилось. А 24 ноября коллектив взял и другой рубеж — выполнил социалистическое обяза тельство. Эта дета знаменательна и в другом смысле. Тогда на корабле состоялось •расширенное заседание партийного бю ро, на котором присутствовали капитан, руководители всех служб, в том числе и беспартийные, и на котором обсуж дался вопрос о принятии новых по вышенных обязательств и о возможно сти до конца года выработать сто тысяч центнеров готовой продукции. Мнение всех было одинаково: можно. В расчет принималось то, что до конца рейса остается сорок суток. Учитывая среднесуточные показатели выпуска мороженой рыбы, за это время вполне реально довести выработку до ста ты сяч. Бюро о своем выводе доложило партийному собранию, а оно рекомен довало рассмотреть его на общем собрании экипажа. И вновь решение мо ряков было единодушным. Забегая вперед, следует сказать, что коллектив наверняка добился бы своего. На день прихода в порт он имел на сво ем счету почти 98 тысяч центнеров пи щевой продукции, но по некоторым со ображениям корабль на 10 суток раньше срока отозвали с промысла. А за эти 10 суток следовало выпустить всего 200 тонн мороженой рыбы. Итак, гейзероецы вслед за моряками ПРТ «Перемышль»* доказали, что 100 тысяч центнеров готовой продукции в год — вполне возможный рубеж. Впро чем, это подтверждается и работой ко манды ПРТ «Апатит», также имевшей возможность повторить рекорд «Пере- мышля». \ Помощь друзей Большую часть продукции — 59 364 центнера — экипаж «Гейзера» изготовил в минувшем плавании, закончившемся перед Новым годом. Сырьем служила полярная тресочка, потом — пикша, ко торую добывали в Северном море. Промысловикам . известно, что обра ботка полярной тресочки имеет свои особенности. Они в первую очередь в ы т е к а л и и з того, что к этой рыбе предъявлялись иные требования в от ношении размерного состава. На замо розку не должны были идти экземпля ры менее пятнадцати сантиметров. Но нелегкое дело — перебрать улов в несколько тонн по одной рыбине. От сюда и производительность в первые пять суток составляла 20—25 тонн мо роженой продукции, что едва-едва обеспечивало суточное задание. Однако фабрика не ощущала недо статка в сырье. И тем обиднее было сознавать, что показатели по выпуску мороженой рыбы весьма и весьма низкие. В то же время моряки «Пере- мышля» давали ежесуточно по 32— 40 тонн. У рыбаков установилась хорошая тра диция. Не стесняясь, они просят сове та, помощи у своих коллег и так же щед ро делятся сами всем лучшим, что имеют. В этом смысле не составлял ис ключения и экипаж «Гейзера». Когда его командиры обратились к напарни кам по соревнованию с просьбой объ яснить, в чем секрет их более произво дительной работы, то они получили ис черпывающую информацию. Секрет заключался в правильной организаций труда. Для выправления положения в пер вую очередь провели производствен ные совещания по сменам. И на них вы яснялась подробная картина. Матрос Виктор Удовиченко, например, говорил что рыбмастер. Бабаев (он шел на «Гей зере» первый рейс) в эти тревожные пять суток не проявлял должной тре^ бовательности к тем, кто работал на сортировке полярной тресочки. Они не давали нужного .темпа, хотя резервы были. Потом Бабаев признал свою ошибку. Рыбмастер Анатолий Леонтьевич Пли- сов обратил внимание, что транспортер отходов требует наладки, таи как слу чались задержки... * Были промахи у матроса Поронника, который не смотрел, какую, рыбу за крывает, а это была его прямая обязан ность. Рыбмастер Плисов назвал имена тех, кто допустил j пререкания на заме чания, грубил. Одним словом, разговор на совеща нии подстегнул людей, в их работе по явилась искорка. А без нее любое дело не спорится. И именно потому, что удалось вско лыхнуть моряков, обеспечить контроль, в следующие дни выпуск продукции со ставлял уже 35 тонн. Экипаж вышел из прорыва. Контроль — большое дело Но было бы неверно утверждать, буд то одного совещания хватило, чтобы до конца рейса удержать взятый после не го темп. В течение всего рейса органи зация труда на корабле, в том числе и на рыбной фабрике находилась под по стоянным контролем администрации, су довых активистов. Но особенно много в этом смысле сделали члены группы народного конт роля, которая была создана в начале пла' вания. В нее вошли второй механик Па вел Михайлович Кузовников — предсе датель, рыбмастер Анатолий Леонтье вич Плисов, ремонтный слесарь Петр Иванович Задорожный, моторист Евге ний Федорович Крупко и мастер по до быче Валерий Павлович Шумилов. Если в дневное время контроль за ка чеством продукции, за тем, чтобы как можно больше ее выпустить, осущест влялся и технологом, и капитаном, и помполитом, и другими командирами, то ночью эту заботу брали на себя на родные контролеры. Когда из порта пришла радиограмма с напоминанием о строгом соблюдении размерного состава направляемой на мо- роэку полярной тресочки, народным контролерам пришлось особенно пора ботать. Они шли на рабочие места, ана лизировали тот или иной процесс про изводства, при неполадках давали сиг нал и по нему принимались. соответст вующие меры. Как-то после ночной вахты, придя на рыбную фабрику, Павел Михайлович Кузовников обнаружил, что часть улова полярной тресочки рыбообработчики пустили в утиль, хотя из нее можно бы ло выработать пищевую продукцию. По нятно, такой сигнал не мог остаться без внимания. Выявили виновных, сделали им строгое внушение. Как подсказывала обстановка Промысел полярной тресочки не до ставлял экипажу «Гейзера» больших хлопот. Правда, она совершала быструю миграцию, так что судоводителям прихо дилось постоянно быть начеку. Несколько труднее было палубной ко манде, когда работали у Новой Земли. Грунт здесь задевистый, случались ава рии орудий лова, даже крупные. И всег да палубники исходили из обстановки. Сели переход на запасной трал (на эту операцию тратили 10—15 минут) занимал не больше времени, чем чинка порван ной снасти, то так й поступали, И нао борот. ■ Подобной практики придерживались, когда решали, по какой схеме набить нижнюю подбору. Во-первых, загружали минимально с теким расчетом, чтобы при ходе с тралом ее не отрывало от грунта. Вес подборы в воде был не бо лее 450 кг, набивали ее 24 бобинцами диаметром 400 мм, * * • • • • ■ * • • • • I . ’ ^ # Так работали и на облове полярной тресочки и пикши .в Северном море. С той лишь разницей, что. здесь использо вали резинки в комбинации с грузами. Такая мягкая подбора позволяла доби ваться наибольшего раскрытия трала, а, следовательно, и лучших уловов. Палубная команда по-хозяйски подо шла к сохранению стального троса, из которого делают кабели. Было замече но, что в месте соединения одинарного с двойным они сильно изнашивались от трения о грунт. В результате почти хо роший трос нельзя было использовать по прямому назначению. Чтобы избе жать этого, в месте соединения кабелей поставили бобинец со штоком. Теперь они шли несколько поднятые над грун том, срок. их годности значительно уве личился. ' За всеми этими фактами стоят люди* Мастера по добыче, матросы многое сделали для того, чтобы экипаж в це лом вплотную подошел к стотысячному рубежу по выпуску готовой продукции. Тут следует назвать в первую очередь Виктора Белобровкина, руководителя вахты № 1, его коллегу Валерия Шуми лова. Если у первого слаженная работа вахты достигалась большим опытом, умением организовать труд, то. Вале- : рий, . выпускник рыбопромышленного техникума, шедший в этой должности, брал все усердием, старательностью. Как мне говорили, на его месте другой бы справился с обязанностями мастера по добыче менее успешно. В этом рейсе матросом ходил Влади мир Нехаев, также выпускник технику ма. За 155 суток плавания он полностью освоил профессию и теперь вполне го тов занять командную должность. Его коллеги Петр Ромадин, Сергей Ачкевич, Гавриил Николаев, Владимир Бердник тоже оправдали звание первоклассных матросов. Всему голова Всему голова на палубе — старший мастер по добыче . Лев Николаевич Ерыщук. Лучшей оценкой его деятель ности служат, пожалуй, слова помполита Виктора Павловича Лодкина. — При подведении итогов соревнова ния наша палубная команда заслужила самую высокую похвалу. Лев Ерыщук — молодой мастер как по годам, так и по стажу работы в этой должности. Среднего роста, крепко сбит — чувствуется закалка моря, привет лив. Возле него, говорят матросы, про сто стыдно работать спустя рукава. Его .биография — это биография мо ряка, прожившего всего 30 лет и по ловину из них проведшего на палубе промыслового судна. В шестнадцать он поехал за романтикой из снежной Си бири на самый Север. В мореходку не поступил, не набрал проходного балла» Назад возвращаться — гордость не по зволяла мальчишке. :Но и в море не брали: по годам не подходил. И только по счастливой случайности удалось по пасть в траловый флот. Первый рейс значился учеником кон сервного мастера. Потом стал боцма* ном. Дальше все пошло своим чередом. Набирался опыта, окончил ШУКС, стал тралмейстером. Теперь — заочник Ар хангельского рыбопромышленного тех* . • .. -ч никуМО. г Не надоело ли море? Когда я спро сил Льва об этом, он с улыбкой ответил: — А мне другая работа неизвестна. И не представляю, что есть она. В. СЕРГЕЕВ. С. Л. П. М. РОМАДИН. Г. Н. НИКОЛАЕВ. В. К. ВИТКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz