Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.

Ш й р ... ■ В ТЕЗИСАХ Центрального Комитете КПСС «К 100- летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина» подчеркнуто: «Действенность идейного алияния партии, эффективность идеологической работы, нахо­ дятся в прямой зависимости от уровня теоретической дея­ тельности, от научной разра­ ботки актуальных проблем коммунистического строитель­ ства. Ленин указывал, что пар­ тия должна «всегда пропаган­ дировать, охранять от искаже­ ний и развивать дальше проле­ тарскую идеологию — умение научного социализма, т* е. марксизм». Выполняя денин- сиий завет, КПСС уделяет боль­ шое внимание теоретическому осмысливанию практической деятельности, прочному усвое­ нию партийными кадрами, все­ ми коммунистами основ марк­ систско-ленинской теории, со­ вершенствованию системы по­ литического просвещения, по­ литической информации...» Партийная организация боль­ шого морозильного траулера «Витебск» в нынешнем учеб­ ном году упор в сети полити­ ческого просвещения сделала на изучение ленинского теоре­ тического наследия* Так, в октябре у нас состо­ ялась теоретическая конфе­ ренция по работе В. К Лени­ на «Детская болезнь «ле­ визны» в к о м м у н и з м е » . Коммунисты с глубоким интересом готовились к ней. Доклады по этой работе сделали коммунисты технолог В. А. Герасимов, третий меха­ ник М. Ш. Хайкин, второй ме­ ханик А. П. Нестеров, рыб- мастер П. Г. Мотчаный, беспар- же разобраться в них, опреде­ лить /связи между тем перио­ дом, когда наша партия наби­ рала силы и крепла, и сегод­ няшним днем торжества идей марксизма-ленинизма. Проведенная конференция содействовала тому, что от­ дельные' коммунисты изъявили желание самостоятельно изу­ чать труды В. И. Ленина. Так, Партийная эыам тийные специалисты Старший механик В. П. Тюяенев и вто­ рой штурман Л В. Мороз. Их выступления вызвали на конференции большой разго­ вор всех участников о том, что вопросы, поставленные в ле­ нинской работе, сегодня тесю перекликаются со асем содер­ жанием материалов московско­ го Совещания* коммунистиче­ ских и рабочих партий. Участники конференции вы­ сказали пожелание* чтобы в дальнейшем изучение ^ ленин­ ских трудов проводилось та­ ким же методом. Совместное обсуждение всех вопросов, за­ трагиваемых в работах Влади­ мира Ильичу позволяет глуб­ тт. Хайкин и Сотнимов, имею­ щие высшее образование в настоящее время самостоя­ тельно изучают произведения Владимира Ильича «Лучше меньше, да лучше», «Государ­ ство и революция». Комсомольцы нашего судна в ходе подготовки к ленинско­ му зачету изучили работы В. И. Ленина «Задачи Союзов моло­ дежи» и «О пролетарской культуре». ■ последнем рейсе судна коммунисты и беспартийные активисты изучили ташке про­ изведения Ильича: «Карл Маркс», «О воинствующем ма­ териализме», «Три источника и три составные части марк­ сизма». При изучении ленинских ра« бот мы все внимание слушате* лей а сети политического про* свещения стараемся сосредо­ точить на практической связи теоретических положений с на­ шей практикой. Члены экипажа «Витебска» хорошо знают, что лучший подарок предстояще­ му ленинскому юбилею — это ударный труд. И*. надо слазать! что коллектив под руковод­ ством капитана коммуниста Н. С. Топора в производствен* ной деятельности добивается неплохих результатов. Еще 72 ноября моряки «Витебска» за­ кончили выполнение социали­ стических обязательств по вы­ пуску готовой продукции, при­ нятых на четвертый год пяти» летки. Обеспечено успешное выполнение плана; 196$ года во выработке консе^>вовгг туинен, рыбной муки. ! По примеру трудящихся го*< рода-героя, колыбели револю».1 ции Ленинграда и передовых экипажей нашего флота кол* лектив БМРТ «Витебск» принял решение о 100 дневной удар­ ной ленинской вахте. Не приходится сомневаться, что мы достойно встретим 100-ле­ тие со дня рождения Владилен ра Ильиче. Н. СТРАТУНОВ, секретарь партийной организации. ф В. И. Ленин произноси» речь на Красной площади в день празднования 1-й годовщинй Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1918 года. # В. HL Ленин (снвмек справа) произносит речь на открытии времепного памятника К, Марксу и Ф. Энгельсу. Москва. 7 ноября 1918 года. Фотохроника ТАСС» о м М О Р Я К А М ОРСКОЕ судно, само- " * лет, космический во- рабль... Особый мир. Мир, оторванный от земли. На бе­ регу моряк оставляет не только свой дом и родных, он оставляет весь привыч­ ный уклад жизни. Корабельные условия ста­ вят перед мореходом нео­ бычные по земным меркам задачи. А ведь существуют рамки, в которых человече­ ский организм наиболее ус­ пешно работает, и они не так % уж велики, i . . . - § Рыбак, моряк — «ии вы - ч ходят в море не на прогулку. Изучением условий, в кото­ рых они трудятся, и занима­ ются в Институте гигиены водного транспорта. - Общеизвестен факт: труд шахтера — тяжелый физи­ ческий труд. А вот факт ме­ нее известный: на работах, связанных с подъемом сетей, при выгрузке рыбы энерго­ траты рыбака доходят до семи тысяч калорий в сут­ ки. Это на тысячу—полторы тысячи калорий больше, чем при добыче угля! Конечно, во многом тут виновата кач­ ка — ведь даже спящий че­ ловек во время качки тратит энергию. ...Вы приезжаете с Урала к Черному морю и вдруг еильно простуживаетесь. «Акклиматизация, — объяс­ няют врачи, — в новом кли­ мате сопротивляемость ор­ ганизма снижена». Организм же моряка, рыбака то к дело должен перестраиваться, ак­ климатизироваться. Тропи­ ки, ередние 'широты, припо­ лярные области... Различные температуры, различное давление, различ­ ная солнечная радиация. Следовательно, и организм должен настраиваться по- новому. . Способствовать адаптации, ускорять и облег­ чать процесс приспособле­ ния к новым метеорологиче­ ским условиям — в этом одна из задач морской меди­ цины. Человек еще не может из­ менить климат на море, от­ менить жару в Индийском океане или холод в Север­ ном Ледовитом. Но создать искусственный микроклимат на корабле он может. Традиционная трудность на корабле — это недоста­ ток доброкачественной воды и свежих продуктов. Сейчас опресненную воду пить не разрешается. Она применя­ ется лишь для технических и санитарных нужд. А пи­ тьевую воду корабли возят С ^ ^ VT______ .___ ___ ____ _ ^_ портах за нее приходится платить валютой. Поистиве, дорогая воДа на море! Огород на судне — вто всегда свежие овощи в ко­ рабельном рационе... Пока это фантазия. Но весьма реальная и близкая. Осуще­ ствить ее поможет гидропо­ ника. Проблемы, возникшие вместе с достижениями на­ шего века, весьма разнооб­ разны. Вот одна из них. Сейчас применение синтети­ ческих материалов в судо­ строении — это не эпизод. Не только на отделку или на мелкие детали идет синтети­ ка. Из нее делают корпуса и каркасы судов, палубные надстройки и оборудование. Да, верно — дары химик обладают рядом неоспори­ мых физических достоинств. Но, к сожалению, их сани­ тарно-химические свойства не всегда соответствуют их технической характеристике. Токсичность — вот опас­ ность, притаившаяся в синте­ тике. Есть у полимеров и та­ кие неприятные особешшсхи, как способность накапливать заряды статического элекч^ ричества или являться бла­ гоприятной средой для раз­ витая вредной микрофлоры. Все это препятствия для применения. И тут медики диктуют свои условия техно­ логам. Век космоса и атома — это еще и век шума. О вреде шума написано немало. Но вот некоторые конкретные данные, полученные при изучении влияния шума на организм моряков — членов машинных команд. Под дей­ ствием шума замедляется сердечная деятельность, по­ вышается кровяное давле­ ние, медленнее становится реакция на свет и звук.» Врачи вместе с инженера ­ ми добиваются снижении вредного воздействия шума. По многим еще направле­ ниям идет борьба за здоро­ вье человека на море. Это. и уменьшение вредного -воз­ действия вибрации, и защита от высокочастотного радио­ излучения, и борьба « укачи- ваемостью. Помимо тяжелых фи зиче­ ских нагрузок, моряк, рыбак подвергаются в море и ог­ ромным психологическим! испытаниям. «Вода, вода...» Песня хорошая. Но когда месяцами «крутом вода...», эмоциональное состояние- че­ ловека к концу рейса неред­ ко становится напряженным, Люди делаются вспыльчивы­ ми, раздражительными, иногда теряют самооблада­ ние. Рекомендации гигиени­ стов и психологов тут ис­ ключительно важны. Ю. СТЕНЬКО, заместитель директора НИИГВТ по науке, кандидат техниче­ ских наук; Ю. ШИШЕНКО, инженер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz