Рыбный Мурман. 1970 г. Январь.
ч >>• y y . y • ••••:■:• • •••':••:.:*. ^ ••••** . . .-.-xv . Леонид В а си л ь е в у f*4CQKA30$ Б ы л а и р о м а н т и к а моря, но было и нечто другое, что привело сем надцатилетнего белорусского парня Геннадия Тимошенко в отдел кадров Мурманского тралового флота: нелегко при ходилось матери одной под нимать на ноги детей. А рос лый крепыш Генка уже чув ствовал себя пастоящим муж чиной и душой тянулся к большому делу. ...Траулер «Камчатка», на борт которого он пришел, по разил воображение парня: он показался ему чуть ли не океанским лайнером. Еще не приходилось ему видеть судов больше речной плоскодонки. И неважно, что на темных бортах «Камчатки» местами рыжели подтеки ржавчины, а что занимавшиеся своими не хитрыми делами матросы были совсем обыкновенные парни, ничем не похожие на морских «волков». Для Генна дия было важно другое •— теперь траулер — его дом, а экипаж — новая семья. Как Один из обыкновенных Ж ИЗНЬ Леониде Василье вича Рассказова — и в целая история рыбного Мурмана. За свои 65 лет, про житые на Севере, он много ви дел и много сделал. Возраст у него вполне пенсионный, но работу не думает оставлять^ Правда, в настоящее время его судно не штормует во вьюжных и ветреных широтах. Однако связь с кораблем что ни на есть близкая: бывалый мореход капитанит в подмен ном экипаже Нз 18 Мурманске* so тралового флота. Скоро флоту исполнится 50 лет. Леонид Васильевич 47 лег Отдал рыбной промышленно сти. — Приехали мы на Мурман Группой из Архангельской об ласти, — вспоминает Рассказ S ob . — Но что это была за до* рога! Паровоз топили дровами. Остановимся, дров заготовим — и дальше едем. Вот таи и добирались. Здесь же, где сейчас раскинулся город, со бирали морошку, стреляЛи ку ропаток. Выло несколько дере* вянных домишек. И то их, бы вало, зв ночь таи занесет, что Выходили через чердак, чтобы jf дверей снег очистить. Конечно, на берегу нам маг Во приходилось бывать. Наше Й бота в море. Тогда я начи- л матросом на паруснике, бывало, ветра нет — судно В дрейфе в открытом море. Тог» Да спускали шлюпку, веелв • { уки и., только хруст в лопат ах: буксируем судно. Пришлось промышлять и тю- веня в Белом море. Занятие и* Д и н а с т и я Рассказовых ВЛАДИМИР из легких. Но, как помнит по мор, зверобойная шхуна «Пе сец» возвращалась « богатой добычей. Тогда, е 1923 году, рыбного Оорта не было. На месте ны нешнего торгового порта нахо дилась тек называемая лихтер ная пристань. Вот и ней Ц Швартовались возвратившиеся Яморя и Архангельска суде. Спустя года два выстроил» первый деревянный причал, ц у т у г о и н а ч а л р а с т и и м и в ш и п я рыбный порт. В to время Рае* «назову было поручено прини» Меть рыбу. Выгружали ее при помощи лошади. Отвозили » tMtax на склад — низкое до щатое здание. Уголь ив бор» богов подвозили тоже тачка» йя> Иногда подходило сразу не сколько суденышек. Тесно им было у одного причала. Однажды на рейде Кольско го залива увидели новые ко рабли «Дзержинский», «Мак сим Горький», «Большевик» и другие. Какими огромными фии казались по сравнению € ботами! Разве мог тогда оста ваться на берегу молодой и крепкий парень Рассказов* Безусловно, нет. Он ушел в море на «Большевике». Про должительность рейса была сорок суток. Тут ковались ис тинные мореходы. Кстати, на «Большевике», как помнит Лео нид Васильевич, впервые стали делать клипфиск. Буквально на всех рабочих участках судна нужны были квалифицированные кадры. Лучших производственников Направляли не курсы усовер шенствования. в числе отко мандированных был и Расска зов. Вернулся он штурманом на траулер «Аскольд». С тех hop судьба его крепко связана « морем. Даже в суровые го ды войны он продолжал рыба чить. Да как еще рыбачить! — Черные это были дни. Страшно вспоминать. В тем ноте «пускали, поднимали и чи нили трал. Во время травления ваеров двое матросов «щупа- ЮРИЙ НИ» палками «марки». А перед тем, как выбирать трал, заво дили в сушилку, чтобы глаза привыкали видеть в темноте» Сейчас-то вроде даже и смеш но. А тогда было крайне груст но и тяжело. На ощупь обраба тывали рыбу. Мороз щипал руки, лицо. Обдавало колючи ми брызгами. Ветер швырял Снежные заряды. А чуть рас- 8 вет — немецкие самолеты юмбят. Ад да и только! А фронту, стране нужна рыба. Труды упорного морехода увенчались наградой: в 1948 году, отмечая 25-летие трудо вой деятельности в рыбной промышленности капитана Лео нида Васильевича Рассказова, правительство наградило орде* ном Ленина. Так по сей день ветеран продолжает свою рыбацкую вахту. Сыновья тоже пошли по сто пам отца, коммуниста. Стар ший, Юрий, окончил мореход ное училище. От помощника консервного мастера дошел до старшего механика. В на стоящее время работает в должности группового инже- нера-механика тралового «pno- Mt бы там ни было, с морем, ко торого еще не видел, он не расстанется. На это напутст вовал и врач на медицинской комиссии: —^Здоровье похвальное, мо лодой человек, а море, если вы слыхали, слабых не любит. Я думаю, что будете крепки в духом. Будто бы и недавно это бы ло. А годы идут, как валы штормового моря. Четырнад цать лет трудится в траловом флоте Геннадий Тимошенко, девять из них — консервным мастером. К нему давно пришло чув ство уверенной спокойной си лы человека, хорошо делаю щего своо дело. За эти годы из-под его рун вышло столько банок консервов, что их, по крайней мере, хватило бы ни на один десяток четырехос ных пульманов. Всегда ровен, весел и вни мателен ко всем Геннадий Ти мошенко. К нему уже д а в н о прпшла житейская зрелость. Но волю свою оа продолжает накалять. Нелегко носле длительного верерыва вновь браться ва школьные учебники. И чего греха таить, у нае еще не Вот как отозвался о нем на чальник отдела теплотехники бячесяаз Александрович Яшин: — Юрий Леонидович у нас трудится уже продолжитель ное время. Он способный спе циалист, ищущий, исполнитель ный, требовательный и чут кий. Отличается самостоятель ностью мышления. Не случай но у него и рождаются инте ресные вопросы и предложе ния. Юрий Рассказов — неизмен ный агитатор во время выбор ных кампаний, а также в пери од подписки на периодические издания. Есть у него и постоян ные поручения. И с ними он всегда справляется аккуратно. Скромен Юрий в поведении. В наших глазах он настоящий коммунист, о котором можно 5 досказывать много и по за- лугам только доброе. А вот что сказал групповой инженер-механик «Сеарыбхо- йодфиота» Анатолий Алексее вич Черкуиов о Рассказоае- младшем: — Комсомолец Владимир Рассказов пришел и нам в 1968 году после оиоичения Мурман ского высшего мореходного училища. С мая 1969 го да он ходит четвертым механиком на учебно-транс портном судне «Карел». Ко рабль этот — своеобразная кузница специалистов. Ведь здесь проходят практику кур санты мореходных училищ. А сейчас, в недавнем тоже кур сант, Владимир Рассказов сам читает лекции, знакомит с суд ном и делает расчеты по ме- ханизмаА. В семье трое взрослых муж чин — все рыбаки. Так утвердилась морская ди настия Рассказовых. Л. МАКСИМОВ. всякий, ставший отцом семей ства и работающий, решается на это, если по каким-то при чинам в свое время не при шлось получить образование. Тут нужен крепкий характер. У Геннадия Тимошенко — стойкая воля. Он учится в за очной школе моряков и дума ет получить высшее образова ние. Сейчас Геннадий ходит кон сервным мастером на трауле ре «Мишуков». Уже четыре года он с честью носит высо кое звание ударника комму нистического труда. Как активного обществен ника, его третий раз подряд избирают председателем судо вого комитета профсоюза. А нынче он — делегат двенад цатой профсоюзной конферен ции Мурманского тралового флота. О себе Геннадий говорит мало и неохотно. Он просит лучше назвать имена своих товарищей, которые, по его мнению, достойны самой вы сокой похвалы. — Прежде всего, наш капи тан Виктор Сергеевич Образ цов. Хотя н сравнительно мо лод, но уже с опытом, рыбу ловит хорошо. В каждом рей се с планом справляемся. — Такой же авторитетный у нас старший механик Иван Андрианович Мещеряков. В ■ машинном отделении у него всегда все на «товсь*. — Уважают в нашем экипа же старшего мастера по до быче Анатолия Кузьменкова, матросов Михаила Глыдина и Ивана Жогу. Верные товари щи, трудолюбивые обыкно венные парни. Но в том-то и сила, что все у нас обыкно венные. С этим не согласиться нель зя. В заключение остается сказать Геннадию Тимошенко и его товарищам: «Так дер жать!». Г. КУРГАНОВ. гг- I I I I I I Г I I 1 I I ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА „Морская дружба" Старший механик траулер# «Веха» Анатолий Никитович Лобода принял участие в совет* ско-полъском радиоконкурсф. нМорская дружба» и завоевал на нем поощрительный приз. Моряк из Мурманска npe<V ставил на конкурс свои вое по* минания о совместных боевыЛ действиях советских и поЛъ - ских войск на подступах к Вар” шаве в годы второй мировой войны. На днях в Мурманском Дол# радио состоялось вручение на • грады. А. Н. Лобода п о л у чиХ портативный магнитофон «**• приз Польского радио. & СЛЕДАМ =идыих ВЫСТУПЛЕНИИ «И ВСЕ-ТАКИ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» На статью, опубликованную под таким заголовком в № 129 рашей газеты за прошлый год, редакция получила ответ. Член коллегии Министерства рыбного хозяйства СССР тов. Гайдуков А. С. сообщил, что министерство рассмотрело воп росы, затронутые в статье, и учло пожелания по улучшению планирования. Основные показатели, утверждаемые экипажам в рейсо вых заданиях, должны соответствовать показателям, ут верждаемым для флота в целом. Коллективы БМРТ и ПРТ могут премироваться только при условии выполнения и пе ревыполнения плана по выпуску продукции в рублях. Опережение темпов роста заработной платы по сравне нию с ростом производительности труда лишает предприя тие возможности использовать в полном размере фонд мате риального поощрения. Согласно действующему законополо жению, изменение сырьевой базы п отдельных районах про мысла не принимается во внимание,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz