Рыбный Мурман. 1970 г. Сентябрь.

Почти год про- шел с тех пор, как Николай Приймак работа­ ет на РТ-133 «Са­ турн». Дружный коллектив, стар­ шие товарищи по работе помогли Николаю стать на­ стоящим моряком. Комсомол, С ним Николай пород­ нился еще рабо­ тая • колхозе. Землепашцем он был хорошим, • сегодня старые рыбаки, напитан Михаил Макаро­ вич Строчкин ви­ дят в нем умело­ го матроса. С. ДАНИЛОВ. О чем рассказал капитан Бездорожев Э КИПАЖ тра у л е р а ♦Гатчина» до недав­ него времени был на хорошем счету в Мурман­ ском траловом флоте. Это здесь родилась инициатива производить текущий ре­ тент своими силами, благо­ даря чему в прошлом году машинная команда «Гатчи­ ны» сэкономила шесть ты­ сяч рублей, 65 тонн топли­ ва и около тонны смазоч­ ных материалов. Но бывает и так, Недав­ не капитан «Гатчины» Н. М. Бездорожев рассказывал на заседании базового коми­ тета профсоюза тралового флота о том, почему экипаж не справился с планом пер­ вого полугодия, недодав 3176 центнеров рыбы. И тут вырисовываются любопытные детали. Зада­ ние первого рейса в этом году, по словам капитана, экипаж выполнил на 105,9 яроцеята. Простояли в пор­ ту 18 суток, да 17 суток ушло на переходы и работу у базы. Второй и третий рейс со­ ответственно были выпол­ нены на 100 и на 105 про­ центов. Все, как говорится, в ажуре. Так почему же траулер «Гатчина» не спра­ вился в целом с полугодо­ вым планом? На это Н, М. Бездорск жев отвечает так: данные промфинплана по использо­ ванию календарного време­ ни не соответствуют объек­ тивной реальности. Рейсы в 4 5—60 суток для работы с базами узаконены, а в пром­ финплане это совсем не от* ражено. Там до предела уре­ зано время на междурейсо­ вые стоянки и переходы. Нового подхода н объектив­ ному планированию пока не видно. Постоянное выполнение рейсовых заданий говорит о том, что при правильном планировании можно успеш­ но справляться с поставлен­ ными задачами. А то, что промфинпланом уже до пре­ дела выбраны все внутрен­ ние резервы по использова- нию календарного времени, вина не экипажа, а системы планирования. Я не хочу сказать, гово­ рит Н. М. Бездорожев, что у нас на судне все хорошо. В затянувшихся стоянках большая часть вины экипа­ жа. Далее он анализирует ис­ пользование промыслового Времени за первое полуго­ дие. Стоянки в порту 40 еу- тон, работа с базами — 20 суток, без последнего рей­ са, переходы +-* 21 еутки» На лову 96 суток. Непро* Изводитыльное время. состу­ пило 45 процентов, 'Вот“ ц получается, что больше тра­ лы сушим. С внедрением удлинен­ ных рейсов нужна четкая работа с базами. Должна соблюдаться количественная пропорциональность про­ мысловых судов и баз. А по 20 РТ на базу — это не работа. Что делается на судне для исправления создавше­ гося положения? Орудия ло­ ва содержатся в исправном состоянии. Спуск-подъем трала под контролем. Максимально использу­ ем информацию о парном и групповом соревновании. На судне организовано соревнование между вахта­ ми, по профессиям, школа передового опыта готовит свои кадры. В экипаже 10 ударников коммунистиче­ ского труда и 15 человек борются за это звание. Планируется сделать две безремонтных стоянки. В центре внимания эки­ пажа «Гатчины» Письмо ЦК КПСС, Совета Минист­ ров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ об улучшении ис­ пользования резервов про­ изводства и усилении режи­ ма экономии в народном хозяйстве. Капитан высказы в а е т уверенность в том, что кол­ лектив «Гатчины» успешно завершит нынешний год по всем показателям. Г. ДУБИНИН. I ' ' , ■ ••■**•.\у.. V.V..*.V.\V.V.\V.VWV*AV>.V>.V.V.V.*.V.V*.v...v. ; . ;^ov>, “ ;• ^. •:• ч :■>: • y . » . ❖: •ft*.* :•у: - 4 : у . у > у .' РЫБОЛОВНОМУ ПРОМЫСЛУ СОВЕРШЕННУЮ ТЕХНИКУ В ПОСЛЕДНИЕ годы в нашей стране, а также за рубежом стреми­ тельно развивается техника рыболовного промысла с ис­ пользованием новейших до­ стижений физики, химии, математики, бионини и мно­ гих других наук. В числе основных проб­ лем, над которыми работа­ ют специалисты промышлен­ ного рыболовства, — совер­ шенствование методики и аппаратуры для поиска ры­ бы, а также сложные про­ блемы прицельного траления и кошелькового лова в пела- гиале. Именно эти вопросы были основными на третьей международной конференции по технике * промышленного рыболовства, проведенной в нынешнем году в столице Исландии — Рейкьявике. Непосредственное общение и возможности дискуссий по актуальным проблемам с учеными многих стран поз­ волили нам, членам совет­ ской делегации, лучше оце­ нить состояние мировой тех­ ники промышленного рыбо­ ловства, ее новейшие дости* жения и идеи дальнейшего развития. При обсуждении проблемы поисна рыбы большое внима­ ние уделялось организацион­ ным аспектам промысловой разведки, как специализиро­ ванной службы рыбной про­ мышленности. Причем спе­ циалисты некоторых стран высказывались за создание кооперированной интернаци­ ональной поисковой службы с тем, чтобы исключить дуб­ лирование поисков и таким образом снизить необходи­ мые затраты. В качестве по­ ложительного примера при этом отмечалось сотрудни­ чество поисковых судов СССР, Исландии, Норвегии и Дании по организации раз­ ведки исландской и норвеж­ ской сельди. В числе технических средств для целей поиск» рассматривались возможно­ сти эхолотов, гидролокато­ ров, телевизионных и фото­ систем, спектрофотометрни й лазеров, подводных телемет­ рических систем, еамолетов, вертолетов, искусственных спутников Земли, буйковы* морских станций и многих других устройств, приборов и методов. Среди интересных достижений в этой области следует отметить безинерцц* онную «гребеночную» записЬ' для эхолотов, изобретенную в Японии, узконаправленный Заметки участника Ш международной конференции по технике промышленного рыболовства - • стабилизированный эхолот, бескабельные нетзонды, эхо- счетчики для определения количества рыбы, гидролока­ торы для обнаружения тун­ ца. Большое значение имеет создание в Англии секторно­ го сканирующего гидролока­ тора для наблюдения за про­ цессом лова. При дальности действия до 400 м и глуби­ не трала до 90 м поле об­ следования имеет размеры от 100 до 200 метров, что позволяет видеть на экране весь трал от распорных до­ сок до кутка, рассматривая его с другого судна (сверху, спереди, сзади, сбоку). Вопросы кошелькового ло­ ва касались промыслового опыта различных стран в этой области в разных райо­ нах Мирового океана и для разных объектов, особенно тунцов. Рассматривались Проблемы проектирования я моделирования неводев, со- вершенствевание их кон­ струкции, материалы для Постройки неводов н их . ос­ настки, приборы контроля за процессом лова, тактика ло­ ва. Интересные данные при­ водились, в частности, об испытаниях модели японско­ го кошелькового невода, ко­ торый автоматически всплы­ вает к поверхности моря пое­ ло кошелькования. Развитие прицельного раз­ ноглубинного тралового лова поставило перед специали­ стами целый ряд новых за­ дач, причем некоторые тре­ бования, как это часто бы­ вает, оказались противоречи­ выми. Так, необходимо уве­ личивать размеры тралов в скорость их буксировки. Но это ограничивается мощно­ стью судов. Значительный Процент «пустых» тралений Потребовал создания новой аппаратуры для слежения за рыбой и новой тактики прицельного лова. В дискуссии о канале свя­ зи е подводными системами Телеметрического контроля 6а процессом лова некоторые Специалисты отстаивали ка­ бельный канал, в то время, £ак другие, и в частности Японские, утверждают, что акустический канал доста­ точно надежен. •г. * Для обучения и трениров­ ки добытчиков в береговых условиях в Англии, США и Норвегии ведутся работы по созданию тренажеров на ос­ нове ЭВМ, которые модели­ руют реальную ситуацию на судне и окружающую обста­ новку в море. Отмечался по­ вышенный интерес к вопро­ сам подготовки кадров. Обсуждая в ходе конфе­ ренции современное состоя­ ние техники лова, участники ее в своих докладах и дис­ куссиях неизбежно насались' н проблем будущего. Особо острое значение имеет проб­ лема загрязнения океана про* мышлеьными отходами, что может вызвать в океане не­ обратимые, пагубные для ры« боловства процессы. Вместе с тем оценка возможного вылова рыбы в Мировом оке­ ане пересмотрена некоторые ми специалистами в сторону, повышения и составляет, на­ пример, по данным специа- • листов США, 120—200 млн* тонн в год. Подытоживая развитие ос­ новных направлений технику промышленного рыболовст­ ва за последние годы, кон* фереяция указала на необ- ходимость ускорить процесо В деле создания электронно^ го оборудования для поиск* рыбы, количественной и кгй чественной оценки ее скопле­ ний; телеметрических систем контроля, моделирующий тренажеров, широкого ис­ пользования ЭВМ неоесред* етвенно на судах в целях со­ вершенствования техники ло­ ва и управления флотом, Должны быть реэвермуть! работы по автоматизации процессов лова, для чего не­ обходима теоретическая раз­ работка вопросов динамики рыболовных орудий и создав ние конструкций орудий лд* ва с устройствами для дй« Станционного управлеиияс Еще большее внимание не» обходимо проявить к иссле­ дованиям по управлении^ новедением рыбы в целяя интенсификации методов промышленного рыболовства# Все это позволит повысить экономическую эффектна* ность промышленного рыбо­ ловства и лучше справиться с задачами, стоящими перед советской рыбной промыш­ ленностью. А. ФРИДМАН, зав. кафедрой промыш­ ленного рыболовства КТИ, доктор технических наук, профессор. «ЕЩЕ К СЛАГАЕМЫМ ПРОЛОВА» На критическую коррес­ понденцию, опубликованную под таким заголовком в но­ мере газеты за 16 августа, редакция получила ответ. Зам. генерального дирек­ тора судоремонтного объеди­ нения тов. Иванов сообщил, что задержка БМРТ «За- волжск» в ремонте произо­ шла по вине заказчика, кото­ рый не доставил своевремен­ но трубки для аммиачного конденсатора. Никогда не бывают пустыми причалы рыбного порта. Фото С. Демидова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz