Рыбный Мурман. 1970 г. Сентябрь.
Почти год про- шел с тех пор, как Николай Приймак работа ет на РТ-133 «Са турн». Дружный коллектив, стар шие товарищи по работе помогли Николаю стать на стоящим моряком. Комсомол, С ним Николай пород нился еще рабо тая • колхозе. Землепашцем он был хорошим, • сегодня старые рыбаки, напитан Михаил Макаро вич Строчкин ви дят в нем умело го матроса. С. ДАНИЛОВ. О чем рассказал капитан Бездорожев Э КИПАЖ тра у л е р а ♦Гатчина» до недав него времени был на хорошем счету в Мурман ском траловом флоте. Это здесь родилась инициатива производить текущий ре тент своими силами, благо даря чему в прошлом году машинная команда «Гатчи ны» сэкономила шесть ты сяч рублей, 65 тонн топли ва и около тонны смазоч ных материалов. Но бывает и так, Недав не капитан «Гатчины» Н. М. Бездорожев рассказывал на заседании базового коми тета профсоюза тралового флота о том, почему экипаж не справился с планом пер вого полугодия, недодав 3176 центнеров рыбы. И тут вырисовываются любопытные детали. Зада ние первого рейса в этом году, по словам капитана, экипаж выполнил на 105,9 яроцеята. Простояли в пор ту 18 суток, да 17 суток ушло на переходы и работу у базы. Второй и третий рейс со ответственно были выпол нены на 100 и на 105 про центов. Все, как говорится, в ажуре. Так почему же траулер «Гатчина» не спра вился в целом с полугодо вым планом? На это Н, М. Бездорск жев отвечает так: данные промфинплана по использо ванию календарного време ни не соответствуют объек тивной реальности. Рейсы в 4 5—60 суток для работы с базами узаконены, а в пром финплане это совсем не от* ражено. Там до предела уре зано время на междурейсо вые стоянки и переходы. Нового подхода н объектив ному планированию пока не видно. Постоянное выполнение рейсовых заданий говорит о том, что при правильном планировании можно успеш но справляться с поставлен ными задачами. А то, что промфинпланом уже до пре дела выбраны все внутрен ние резервы по использова- нию календарного времени, вина не экипажа, а системы планирования. Я не хочу сказать, гово рит Н. М. Бездорожев, что у нас на судне все хорошо. В затянувшихся стоянках большая часть вины экипа жа. Далее он анализирует ис пользование промыслового Времени за первое полуго дие. Стоянки в порту 40 еу- тон, работа с базами — 20 суток, без последнего рей са, переходы +-* 21 еутки» На лову 96 суток. Непро* Изводитыльное время. состу пило 45 процентов, 'Вот“ ц получается, что больше тра лы сушим. С внедрением удлинен ных рейсов нужна четкая работа с базами. Должна соблюдаться количественная пропорциональность про мысловых судов и баз. А по 20 РТ на базу — это не работа. Что делается на судне для исправления создавше гося положения? Орудия ло ва содержатся в исправном состоянии. Спуск-подъем трала под контролем. Максимально использу ем информацию о парном и групповом соревновании. На судне организовано соревнование между вахта ми, по профессиям, школа передового опыта готовит свои кадры. В экипаже 10 ударников коммунистиче ского труда и 15 человек борются за это звание. Планируется сделать две безремонтных стоянки. В центре внимания эки пажа «Гатчины» Письмо ЦК КПСС, Совета Минист ров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ об улучшении ис пользования резервов про изводства и усилении режи ма экономии в народном хозяйстве. Капитан высказы в а е т уверенность в том, что кол лектив «Гатчины» успешно завершит нынешний год по всем показателям. Г. ДУБИНИН. I ' ' , ■ ••■**•.\у.. V.V..*.V.\V.V.\V.VWV*AV>.V>.V.V.V.*.V.V*.v...v. ; . ;^ov>, “ ;• ^. •:• ч :■>: • y . » . ❖: •ft*.* :•у: - 4 : у . у > у .' РЫБОЛОВНОМУ ПРОМЫСЛУ СОВЕРШЕННУЮ ТЕХНИКУ В ПОСЛЕДНИЕ годы в нашей стране, а также за рубежом стреми тельно развивается техника рыболовного промысла с ис пользованием новейших до стижений физики, химии, математики, бионини и мно гих других наук. В числе основных проб лем, над которыми работа ют специалисты промышлен ного рыболовства, — совер шенствование методики и аппаратуры для поиска ры бы, а также сложные про блемы прицельного траления и кошелькового лова в пела- гиале. Именно эти вопросы были основными на третьей международной конференции по технике * промышленного рыболовства, проведенной в нынешнем году в столице Исландии — Рейкьявике. Непосредственное общение и возможности дискуссий по актуальным проблемам с учеными многих стран поз волили нам, членам совет ской делегации, лучше оце нить состояние мировой тех ники промышленного рыбо ловства, ее новейшие дости* жения и идеи дальнейшего развития. При обсуждении проблемы поисна рыбы большое внима ние уделялось организацион ным аспектам промысловой разведки, как специализиро ванной службы рыбной про мышленности. Причем спе циалисты некоторых стран высказывались за создание кооперированной интернаци ональной поисковой службы с тем, чтобы исключить дуб лирование поисков и таким образом снизить необходи мые затраты. В качестве по ложительного примера при этом отмечалось сотрудни чество поисковых судов СССР, Исландии, Норвегии и Дании по организации раз ведки исландской и норвеж ской сельди. В числе технических средств для целей поиск» рассматривались возможно сти эхолотов, гидролокато ров, телевизионных и фото систем, спектрофотометрни й лазеров, подводных телемет рических систем, еамолетов, вертолетов, искусственных спутников Земли, буйковы* морских станций и многих других устройств, приборов и методов. Среди интересных достижений в этой области следует отметить безинерцц* онную «гребеночную» записЬ' для эхолотов, изобретенную в Японии, узконаправленный Заметки участника Ш международной конференции по технике промышленного рыболовства - • стабилизированный эхолот, бескабельные нетзонды, эхо- счетчики для определения количества рыбы, гидролока торы для обнаружения тун ца. Большое значение имеет создание в Англии секторно го сканирующего гидролока тора для наблюдения за про цессом лова. При дальности действия до 400 м и глуби не трала до 90 м поле об следования имеет размеры от 100 до 200 метров, что позволяет видеть на экране весь трал от распорных до сок до кутка, рассматривая его с другого судна (сверху, спереди, сзади, сбоку). Вопросы кошелькового ло ва касались промыслового опыта различных стран в этой области в разных райо нах Мирового океана и для разных объектов, особенно тунцов. Рассматривались Проблемы проектирования я моделирования неводев, со- вершенствевание их кон струкции, материалы для Постройки неводов н их . ос настки, приборы контроля за процессом лова, тактика ло ва. Интересные данные при водились, в частности, об испытаниях модели японско го кошелькового невода, ко торый автоматически всплы вает к поверхности моря пое ло кошелькования. Развитие прицельного раз ноглубинного тралового лова поставило перед специали стами целый ряд новых за дач, причем некоторые тре бования, как это часто бы вает, оказались противоречи выми. Так, необходимо уве личивать размеры тралов в скорость их буксировки. Но это ограничивается мощно стью судов. Значительный Процент «пустых» тралений Потребовал создания новой аппаратуры для слежения за рыбой и новой тактики прицельного лова. В дискуссии о канале свя зи е подводными системами Телеметрического контроля 6а процессом лова некоторые Специалисты отстаивали ка бельный канал, в то время, £ак другие, и в частности Японские, утверждают, что акустический канал доста точно надежен. •г. * Для обучения и трениров ки добытчиков в береговых условиях в Англии, США и Норвегии ведутся работы по созданию тренажеров на ос нове ЭВМ, которые модели руют реальную ситуацию на судне и окружающую обста новку в море. Отмечался по вышенный интерес к вопро сам подготовки кадров. Обсуждая в ходе конфе ренции современное состоя ние техники лова, участники ее в своих докладах и дис куссиях неизбежно насались' н проблем будущего. Особо острое значение имеет проб лема загрязнения океана про* мышлеьными отходами, что может вызвать в океане не обратимые, пагубные для ры« боловства процессы. Вместе с тем оценка возможного вылова рыбы в Мировом оке ане пересмотрена некоторые ми специалистами в сторону, повышения и составляет, на пример, по данным специа- • листов США, 120—200 млн* тонн в год. Подытоживая развитие ос новных направлений технику промышленного рыболовст ва за последние годы, кон* фереяция указала на необ- ходимость ускорить процесо В деле создания электронно^ го оборудования для поиск* рыбы, количественной и кгй чественной оценки ее скопле ний; телеметрических систем контроля, моделирующий тренажеров, широкого ис пользования ЭВМ неоесред* етвенно на судах в целях со вершенствования техники ло ва и управления флотом, Должны быть реэвермуть! работы по автоматизации процессов лова, для чего не обходима теоретическая раз работка вопросов динамики рыболовных орудий и создав ние конструкций орудий лд* ва с устройствами для дй« Станционного управлеиияс Еще большее внимание не» обходимо проявить к иссле дованиям по управлении^ новедением рыбы в целяя интенсификации методов промышленного рыболовства# Все это позволит повысить экономическую эффектна* ность промышленного рыбо ловства и лучше справиться с задачами, стоящими перед советской рыбной промыш ленностью. А. ФРИДМАН, зав. кафедрой промыш ленного рыболовства КТИ, доктор технических наук, профессор. «ЕЩЕ К СЛАГАЕМЫМ ПРОЛОВА» На критическую коррес понденцию, опубликованную под таким заголовком в но мере газеты за 16 августа, редакция получила ответ. Зам. генерального дирек тора судоремонтного объеди нения тов. Иванов сообщил, что задержка БМРТ «За- волжск» в ремонте произо шла по вине заказчика, кото рый не доставил своевремен но трубки для аммиачного конденсатора. Никогда не бывают пустыми причалы рыбного порта. Фото С. Демидова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz