Рыбный Мурман. 1970 г. Сентябрь.

д . Киселев, а . к р а с н о б а и , tН11П111 i11П1II111111 iiIIНИ111111 IIII (II1№ 1111Ш11ШII11 111IIИI11II11HII!IIII i1!IUШ III UHfHi ТРАЛФЛОТ ПРИОБРЕТАЕТ НОВОЕ КАЧЕСТВО (Продолжение . Нач. см* в № 1121 Изменения были существенными: перенесена про ­ мысловая рубка и грузовые стрелы, промысловый мос­ тик был соединен с промысловой палубой, по-иному стали отдаваться и приниматься траловые доски, уси* пена прочность мешка трала и т. д. Все это позволило сократить время работы с тра­ лом, устранять его заверты, обезопасить многие па­ лубные операции, а в конечном счете увеличить уловы. После испытаний, проведенных на 6МРТ «Ярое* лавль» и «Жигулевск», новая схема промыслового уст­ ройства была использована при постройке больших мо­ розильных траулеров с кормовым тралением на вер- фяд Германии и Польши, при строительстве отечест­ венных БМРТ типа «Маяковский». Наибольшая заслуга в усовершенствовании промыс­ лового оборудования на БМРТ и в освоении техники кормово го траления принадлежит инженерам тралово­ го флота С. Л. Фридману, М. Г. Монастырскому, В. К. Саврасову, И. Р. Матросову, Г. А. Траубенбергу. М но ­ гое сделали для широкого внедрения кормово го тра­ ления главный инженер тралфлота В. М. Каменцев и начальник Главмурманрыбпрома П. В, Сапанадзе. Неоценимый вклад в освоение новых судов, выявле­ ние их преимуществ внесли и сами промысловики: ка­ питаны, тралмейстеры, механики. В первый же год эксплуатации БМРТ ценнейший опыт накопили моряки БМРТ-252 «Некрасов», которые добыли в 1956 году невиданное до этого на флоте коли­ чество рыбы — 97,6 тысячи центнеров! В том же году экипаж БМРТ «Добролюбов» под командованием капи­ тана тов. Едемского добыл 89,6 тысячи центнеров ры­ бы. Дались эти победы нелегко, ценой большого напря­ жения сил, творческих поисков, борьбы с косностью и неверием. В конце 1955 года, когда в стране развернулась подготовка к XX съезду партии, экипаж «Некрасова» по инициативе коммунистов судна принял неслыханное обязательство — в честь съезда добыть за 1956 год 100 тысяч центнеров рыбы!. Такое решение у многих моряков, в том числе у опытных капитанов флота вызвало отрицательную ре­ акцию, Обязательство посчитали нереальным, а «не- красовцев» фантазерами, хвастунами. Капитана судна Николая Кирилловича Елфимова, который проработал в Мурманском тралфлоте, как говорят, без году неде­ лю, упрекали в карьеризме. Прохладно встретили инициативу «Некрасова» и в управлении тралового флота —* некоторые руководи­ тели, во-первых/ не верили в возможность 100-тысяч­ ного вылова/ а во-вторых, побаивались, что судам ти- г.а БМРТ могут установить слишком большие планы по добыче, если «некрасовцы» вдруг докажут свое. В кон ­ це концов «некрасовцев» поправили, сумели уговорить представителей судна на пересмотр обязательств со 100 на 72 тысячи центнеров. М ежду тем, моряков «Некрасова», коммунистов капитана Елфимова, старшего механика Гейна, технолога Калеманова, матроса Волкова, рыбообработчиков Цы­ ганкова и Богданова, словом всех, кто горячо поддер­ живал идею о 100 тысячах, нельзя было обвинить в ка­ ком -то стремлении к показухе, к дутой славе, Их обя­ зательство было тщательно продумано и основывалось на практическом опыте своего экипажа и команд дру ­ гих судов, на трезвом и детальном расчете, В 1955 го­ ду обычный паровой траулер «Ереван» добыл 57 ты­ сяч центнеров за 200 суток промысла, БРТ «Сталин­ град», находясь в море 282 дня, выловил 86 тысяч цен­ тнеров рыбы. Но ведь нельзя же равнять эти суда с БМРТ! Ведь сам «Некрасов», сделавший в 1955 году два рейса, на 36 процентов перекрыл задание, не­ сколько раз добывал за сутки по 100 тонн рыбы, вы­ рабатывал до 40 тонн готовой продукции. М оряки зна­ ли возможности своего корабля и верили в технику, которой вооружило их государство. Да и расчеты по­ казывали, что если «Некрасов» сделает в 1956 году во­ семь с половиной рейсов, доставит из каждо го плава­ ния по 12 тысяч центнеров рыбы, то общий улов пре­ высит 100 тысяч центнеров. Таким образом, свои обязательства «некрасовцы» считали вполне реальными, и 29 января 1956 года на открытом партийном собрании вновь подтвердили свою решимость бороться за 100 тысяч, а не за навязанные перестраховочные 72 тысячи. Патриотическую инициативу экипажа «Некрасова» решительным образом поддержали Мурманский гор ­ ком и обком партии. Команды других БМРТ взяли по­ вышенные обязательства, но 100-тысячный рубеж был намечен только у «Некрасова». Движение «стотысячников», которое в последующие годы приобретет массовый характер, зародилось, та­ ким образом, в 1956 гс^ду, в канун XX съезда КПСС, и рождалось оно, как говорят, в муках. «Некрасовцы» сделали все, чтобы на практике до­ казать преимущества БМРТ перед другими судами, ста­ ли авторами многих промысловых новинок, научились эффективно иепбльзовать поисковые и навигационные приборы; «Некрасовцы» эа счет лучшей организации труда, уплотнения рабочего дня первыми среди команд БМРТ стали вырабатывать до 30 тонн продукции в сут­ ки силами одной смены, без подвахты, причем макси­ мальная выработка готовой продукции в один из дней достигла 43 тонн! «Некрасовцы» первыми решили важную проблему кормово го траления, а именно: нашли способ подни- пожилинами из стальных мать на палубу обильный улов це­ ликом. Для этого они укрепили ме­ ш о к трала попе­ речными и продольными геркулесовых концов» «Некрасовцы» сумели так разумно использовать ед кость трюмов , что перекрыли их проектную эмест1 мость. Из третьего рейса 1956 года БМРТ «Некрасог доставил в порт 675 тонн мороженой рыбы и филе - больше любого другого траулера. Отличный уход за механизмами — а летом 1956 т€ да «некрасовцы» выступили инициаторами соревно£с ния на флоте за образцовую техническую эксплуатс цию судна — своевременные ревизии и регулярны профилактический ремонт позволили экипажу БМРГ 252 сделать все семь междурейсовых стоянок безре монтными и за счет этого значительно увеличить врс мя пребывания судна на промысле. Из 366 суток к. лендарного времени «Некрасов» 306 суток находипс в море и лишь 60 в порту. За 1956 год передовой экипаж изготовил 46800 цен* неров мороженой рыбы и филе при плане 27800 цент неров, 319 тысяч банок консервов при плане 195 ть сяч, 743 тонны рыбной муки при плане 315 тонн 768 центнеров рыбьего жира. Характерно, что при пле не 8 тысяч центнеров было выработано 1.5440 ценгне ров филе — продукции наиболее ценной в пищез*?* и качественном отношении. Коллектив «Некрасова» на 7 процентов снизил себе стоимость продукции и добился небывалой свер» плановой прибыли в 4,8 миллиона рублей. «Некрасов» вышел на первое место по флоту и итоге социалистического соревнования рыбопромыс ловых судов завоевал переходящее Красное знамя Сс вета Министров СССР. Большая заслуга «некрасовцев» состояла в том, чт' они первыми в стране повели борьбу эа вылов но оди! корабль 100 тысяч центнеров рыбы, стали пионерам! движения «стотысячников», движения, получившего годы семилетки массовый характер. Однако в начале 1956 года экипаж «Некрасова» бы/ единственным, кто взял столь смелое обязательство Команды других судов с кормовым тралением, - а » началу 1956 года в составе тралфлота имелось уже шесть БМРТ — поставили перед собой более скром ­ ные цели. Тем не менее, работали они, несмотря н£ трудности освоения новой техники, успешно, эначт^тель* но лучше, чем суда типа РТ и БРТ. (Продолжение следует). * ~ ЮЖНЫЙ ВЬЕТНАМ. Этот снимок сделан в распо­ ложении Н-ского батальона Народных вооруженных сил освобождения. В перерыве между “боями патриоты де­ лятся боевым опытом, изу­ чают оружие. Фото ВИА—TAGC. I РАДИОГАЗЕТА «ГЛОБУС» Широкой популярностью на большом морозильном траулере «Кнровск» пользуется судовая радиогазета «Гло­ бус». Выпускает ее первый помощник капитана Михаил Фролович Енин. Сам в прошлом первоклассный радист, пом*, полит ежедневно принимает по радио сводки о событиях в нашей стране н за рубежом, метеосводки, спортивную ин- формацию. Причем при монтаже судовой радиогазеты теку» щне факты расширяются газетными и журнальными статьям ми. А к знаменательным датам выходят специальные выпу­ ски «Глобуса». В них активисты траулера выступают с ин­ тересными лекциями н беседами. Отражаются в выпуская радиогазеты н судовые события. Большую помощь в организации передач «Глобуса» око» зывают помполнту механик-наладчик судна, кандидат в чле ны КПСС Вольдемар Александрович Трошанин, председа тель судового комитета ДОСААФ, электромеханик Алек сандр Кириллович Окунев, рефрижераторный механик Ва лерий Дмитриевич Строевскнй, машинист рыбомучной уста новки коммунист Анатолий Алексеевич Ганага. Н ЕКОТОРЫЕ историче­ ские хроники утверж­ дают, что первым из европейцев этот одинокий архипелаг в океане • в 1503 году открыл испанец Хуан Бермудес, в честь которого острова, отстоящие от аме- спины чернокожие африкан­ цы, закупленные у заезжих работорговцев. Нынешние Бермуды — колония особого рода. По форме это — британское владение, а по содержанию площадка для развлечений год, 90 процентов из них американцы. Колония есть колония, и Бермуды с их во многом исключительным положени­ ем роскошного курорта не представляют исключения. Верховная абсолютная «Атлантический Г и б ра л т а р» ркканского континента бо­ лее чем на тысячу километ­ ров, стали называть «Ла Бермуда». Впоследствии моряки и поселенцы основали наЧБер­ мудах британскую колонию. На островах разрослись плантации, на них гнули американцев. Так сказать, океанский Лас-Вегас с ат­ тракционами не только на суше, но п на воде и под водой. Размах солидный; на 50 тысяч жителей прихо­ дится более 330 тысяч при­ езжающих иностранцев в власть принадлежит британ­ скому губернатору лорду Мартонмеру, который едино­ лично решает вопросы, свя­ занные с внешней полити­ кой, обороной, внутренней безопасностью, полицией. ...В середине XIX века в политике США усилились экспансионистские тенден­ ции. Грозная владычица мо­ рей тех времен — Англия усмотрела в этом угрозу своей колониальной импе­ рии. В качестве одной из мер сдерживания опасного соперника королева Викто­ рия решила превратить Бер­ мудские острова в своего рода «атлантический Гиб­ ралтар». Миллионы фунтов стерлингов выбросила бри­ танская казна на усовер­ шенствование старых и стро­ ительство новых крепостей. Их стало тринадцать. Орудий, стрелявших сна­ рядами весом чуть ли не в полтора центнера, теперь осталось всего три штуки. Через ослепительно белые крыши домов Гамильтона жерла орудий тупо смотрят на бухту, по водной глади которой снуют яхты и ка­ тера. Но не все так мирно на Бермудских островах, как это может показаться на первый взгляд. «Атлантиче­ ский Гибралтар», задуман­ ный Британией как форпост борьбы с США, ныне пре­ вратился в крупный военный опорный пункт Соединен­ ных Штатов, старшего парт­ нера Англии по военным блокам. На юго-западном бе­ регу Бермудских островов расположилась военно-мор­ ская американская база «Кинг-Пойнт», а на северо- восточном — военно-воздуш­ ная база «Кнндлей». Они за­ нимают десятую часть всей территории островов. Сооб­ щалось, что на архипелаге расквартировано около двух тысяч пентагоновских сол­ дат. Но важность этих баз для Вашингтона определяется не числом солдат в гарнизонах. Крупная перевалочная база для разного рода каратель­ ных экспедиций в страны Ла­ тинской Америки, Африки и других континентов — вот что такое Бермуды с точки зрения американской воен­ щины. В! ВЛАДИМИРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz