Рыбный Мурман. 1970 г. Сентябрь.
ЛЕНИНСКАЯ ВАХТА КОМСОМОЛЬСКИХ ДЕЛ П Р О Д О Л Ж А Е Т С Я Я РКИМ выраж е н и е м верности заветам В ла димира Ильича Лени на явилась ленинская вах та комсомольских дел на флотах нашего бассейна. Ленинский зачет способ ствовал молодежи почувст вовать свою значимость в решении важных производ ственных и культурных во* просов на рыболовных и транспортных судах. Коми тет комсомола тралового флота при проведении Ле нинского зачета к 100-ле тию со дня рождения В И. Ленина ориентировал пер вичные комсомольские ор ганизации на умелое соче тание пропаганды маркси стско - ленинской теории, основных партийных доку ментов с мобилизацией ком сомольцев и молодежи фло та на практические дела. Выполняя постановление ЦК ВЛКСМ, объявившего Всесоюзную трудовую вахту молодежи и Всесоюзный ле нинский зачет «Мы делу Ленина и партии верны», посвященные ' XXIV съезду КПСС, комитет комсомола тралового флота решил про должить ленинскую вахту комсомольских дел. Комсо мольские организации судов взяли повышенные социа листические обязательства к предстоящему съезду КПСС и уже практически выполняют их. Так, экипаж большого мороз и л ь н о г о траулера « Параллакс», где много комсомольцев и мо лодежи, на месяц раньше срока выполнил план треть его квартала по всем пока зателям. Неплохо работают экипажи большого моро зильного траулера «Гоголь», траулеров «Рион», « Якутск» и многие другие. Второго октября этого ге- да исполнится 50 лет со дня выступления В. И. Ле нина на III съезде РКСМ. В этот день комсомольцы флота будут сдавать зачет по работе Ильича кЗадачи союзов молодежи». А ком сомольцы, которые изучили эту работу в ходе Лениня ской вахты комсомольских дел к юбилею вождя, будут сдавать зачеты по другим работам. Повсеместно все шире и шире развертывается соци алистическое соревнование в честь XXIV съезда КПСС. Вместе с ним продолжается и Ленинская вахта комсо мольских дел в траловом флоте. В. НОВИКОВ, инструк тор комитета BJIKCM тралового флота. ОБЗОР СТЕННОЙ ПЕЧАТИ У вы, это было В последнем номере стен ной газеты «Портовик» с острой корреспонденцией выступил старший инженер лаборатории научного тру да тов. Шульга. Корреспонденция, хотя и носила чуть претенциозное название «Танцы причаль ных досок», оказалась со держательной, критической, насыщенной убедительным фактическим материалом. Моряки, труженики рыб ного порта, судоремонтники знают по опыту, что в на стиле иных из причалов рыбного порта доски подоб ны клавишам: вибрируют и только что не поют. Насту пишь на один конец такой доски — смотри, чтобы дру гой тебя в лоб не ударил. Несколько лет назад при смотром и ремонтом таких «танцующих досок» занима лись два береговых матро са. Худо ли, хорошо ли, они старались поддерживать их в порядке. Потом положение измени* лось. Чьи-то начальствен ные очи узрели это и выра зили недоумение: — Как, -столько причалов и всего два береговых мат роса? По зрелым размышлени ям начальство отрубило: — Не положено. Безнад зорность. Должен быть на чальник. И созданы были должно сти не одного, а двух на чальников причалов. Матросов, ясно, по шап кам. Нечего тут им делать. Вместо двух матросов, ла тающих причалы, стали прогуливаться по причалам два начальника. Они, по нятно, причалы не латали. И от этого число претензий на неважное состояние при чальной линии не уменьши* лось, а возросло. В опубликованной кор респонденции "об этом стен ная газета «Портовик» еде- в июле лала закономерный вывод: не лучше ли вместо двух начальников поставить на причалы снова двух матро сов, соображающих по час ти топора, пилы, молотка и гвоздей. В этом же номере «Порто вика» опубликована коррес понденция «Ущерб государ ству и коллективу». В ней речь ведется о нарушениях дисциплины и прогулах. Оказывается, есть и такая узаконенная форма прогу лов, как «по разрешению администрации». Приходит, скажем, чело век к администратору и просит: — Отпустите меня на па ру деньков. — А что случилось? — Троюродный племян ник двоюродного дядюшки женится. Нельзя не присут* ствовать на таком событии. И человека отпускают. А таких потерянных «по раз решению администрации» дней за прошлый год здесь набралось ни много, ни ма ло, как несколько тысяч. Доброе дело сделала стен ная газета, ударив по недо статкам. Да вот беда — дав но это было. Еще в июле. За этот срок можно было бы уже о принятых мерах сообщить. Увы, хотя идет вторая половина сентября, в управлении порта висит все тот же июльский номер га зеты. Такая неоперативность в выпуском газеты не делает чести ее редколлегии. С. АНДРЕЕВ. КИЕВ. На оодена Tovaoeor» Квасного Знамени завале стан коа-автоматов имени М. Гооько го iumdcko еазвеонулось сойма листмческое сооеонованме »месте XXIV съезда КПСС. Изготовить » отноытию съезда свеохплиново* поодукиии на 210 тысяч тгбле? — таково обязательство мошнно* стоомтелей. НА СНИМКЕ: я пехе сбоокк многошпиндельных тоиаоных томатов. Фото Ю. Мосенжимка. Фотохооника ТАСС* И Д Е Т П О Д П И С К А С первого сентября началась подписка на газеты в жур налы на 1971 год. Активно проводится она в траловом фло те?-Здесь работает совет содействия по пропаганде н рас* пространению периодической печати. Создан пункт подпис ки, заведует которым первый помощник капитана Николай Александрович Руденко. Уже известны первые итоги. Де вять газет «Правда», 12 партийных журналов, на газеты «Полярная правда», «Рыбный Мурмаи» и на другие изда ния подписались моряки рыболовного траулера «Днепропет* ровск». На 760 рублей оформили подписку моряки рыбо ловного траулера «Гурзуф». Экипаж рыболовного траулера «Алупка» оформил подписку на 948 рублей. А экипаж тра улера «Алма-Ата» — на 933 рубли. Хорошо обстоит дело с подпиской на большом морозвль* ■ом траулере «Калитам Демидов» и на производственном рефрижераторном траулере «Павлово». Моряки этих еудов оформили подписку на суммы 2030 н 2126 рублей соответ ственно. Д. КИСЕЛЕВ, А. КРАСНОБАЕВ. ПШШШШШНШШШНШШ1ШШ11Ш1Ш1Ш1lllllllllllllllllllllfIIIIIIIIIIIIIIIIIjlltllillllllTIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIlK ТРАЛФЛОТ ПРИОБРЕТАЕТ НОВОЕ КАЧЕСТВО Л ЕТОМ 1955 года на мурманском рейде появился невиданный ранее траулер — могучий, красивый, с высокими бортами, многооконной белоснеж ной рубкой, с необычно усеченной кормой. Многие, кто находился в это время в порту, на судах, стоявших у причалов, откровенно любовались кораблем-красав- цем. Это был большой морозильный рыболовный трау- лер «Пушкин», построенный за рубежом по заказу Со ветского Союза. Привел судно из Киля известный трал* флотовский капитан Дмитрий Афанасьевич Бурков. БМРТ-250 .«Пушкин» являлся первым промысловым траулером нового типа, траулером-заводом. Он был способен, по замыслу конструкторов, непосредственно в море выполнить полный комплекс рыбопромышленно» го производства, начиная с поиска и добычи рыбы- сырца, и кончая выработкой из этого сырья разнооб разной продукции, готовой к реализации. От всех других судов, состоявших на вооружении тралового флота, БМРТ отличался гораздо большими размерами (длина 84,5 м, ширина 13,4 м), мощностью главного даигателя (1900 л. с.), лучшей остойчивостью, большой автономностью плавания и совершенной тех нической оснащенностью. Траулер имел рефрижера торную установку, с помощью которой можно было замораживать улов и охлаждать трюмы до температу ры —18 градусов С, машины для обезглавливания ры бы и выработки трескового филе. Несравненно лучши ми были на новом корабле условия труда и быта эки пажа: одноместные каюты для командного состава, двух-чвтырехместные для команды, кают-кампания, са лон-кинозал, лазарет. Технико-эксплуатационные качества БМРТ позволя ли ему работать в любом районе океана, независимо от климатических и метеорологических условий, Наиболее существенным, принципиальным отличием новых судов —■а вслед за «Пушкиным» в Мурманск один за другим стали приходить большие морозильные траулеры «Гоголь», «Некрасов», «Добролюбов», «Жи- гулевск», «Ярославль», «Николай Островский», «Досто* евский», «Серафимович», «Салтыков-Щедрин», «Чехов», «Новиков-Прибой» — была иная схема траления. БМРТ спускали и поднимали тралы не с бортов, а с кормы, по специальному слипу. Между прочим, создание крупных судов с кормо вым тралением имеет свою довольно интересную ис* горию, значительную роль в которой сыграли мурман ские рыбаки, специалисты тралового флота. Первым подал идею применить кормовое траление на крупных судах один из опытнейших капитанов Мур*» майского тралового флота Кирилл Александрович Па* тон. 30 ноября 1946 года в газете «Полярная правда» он выступил со статьей, в которой предлагал создать судно для траления с кормы. К. А. Патон полагал, что на таком траулере можно будет промышлять при вол нении моря до 8 баллов, применить машины для обра ботки улова, улучшит» условия труда и быта команды. Производительность судна с кормовым тралением, справедливо считал капитан, должна быть аначительно выше. Практическим осуществлением и проверкой идеи Патона занялась группа инженеров Мурманской экспе риментальной базы тралфлота под руководством Н. Я* Васильева. Работы были поставлены солидно и длились с 1947 по 1950 год. Для того, чтобы изучить и освоить кормовое траление, был спроектирован и пострсен малый рыболовный траулер «Новатор». Эксперимен тальная эксплуатация, этого судна, проводившаяся в те* чение двух лет, дала богатый материал, который позво лил разработать техническое задание на постройку большого траулера с кормовым тралением. Опыт мурманских специалистов был использован при создании проектов отечественных крупнотоннаж ных траулеров. г . Первые суда с кормовым тралением по заказу на* шей страны и под наблюдением советских инженеров построила западно-германская фирма «Ховальдсвер^ ке». Головным БМРТ и был «Пушкин». Появление принципиально новых, крупных, техниче> ски более совершенных рыбопромысловых судов от крывало перед Мурманским траловым флотом бога тые возможности для увеличения добычи, расширена ассортимента и улучшения качества рыбной лродук ции. БМРТ могли совершать длительные рейсы и, ка свидетельствовали документы, доставлять в, порт и каждого плавания 610 тонн рыбной продукции. Моро зильные камеры БМРТ способны были пропустить ' превратить в брикеты до 30 тонн свежей рыбы в сутк» Улов обрабатывался не на палубе, а на рыбной фаб рике, закрытой от ветра и волн. БМРТ мог промыш лять в погоду, при которой обычные бортовые траул! ры штормовали, держась носом на волну. Вместе с тем, испытания, проведенные в Баренце вом море, показали, что промысловая схема на БМР «Пушкин» неудачна. На спуск и подъем трала npwxi дилось тратить до часу времени, нередко случалис эаверты орудий лова. Выявилось также, что мощное? корабля лри существующих -конструкциях трала ис пользуется не полностью, что суточные уловы не обе< печивают проектной загрузки технологического обор} дования. Оказалось, что на «Пушкине» трудно и небег опасно производить включение и отключение трапе вых досок, нельзй делить в воде улов, что рыбому* ная установка не имеет магнитных сепараторов, чт мощность консервной установки явно недостаточна. Группе специалистов рыбной промышленное! Мурмана было поручено провести экспериментальна работы с тем, чтобы усовершенствовать промысловс оборудование и технику лова на головном БМРТ. С ш мощью ученых Полярного института и рационализат* ров тралфлота этим специалистам удалось найти боле эффективную схему промыслового устройства* iПродолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz