Рыбный Мурман. 1970 г. Сентябрь.

ЛЕНИНСКАЯ ВАХТА КОМСОМОЛЬСКИХ ДЕЛ П Р О Д О Л Ж А Е Т С Я Я РКИМ выраж е н и е м верности заветам В ла ­ димира Ильича Лени­ на явилась ленинская вах­ та комсомольских дел на флотах нашего бассейна. Ленинский зачет способ­ ствовал молодежи почувст­ вовать свою значимость в решении важных производ­ ственных и культурных во* просов на рыболовных и транспортных судах. Коми­ тет комсомола тралового флота при проведении Ле­ нинского зачета к 100-ле­ тию со дня рождения В И. Ленина ориентировал пер­ вичные комсомольские ор­ ганизации на умелое соче­ тание пропаганды маркси­ стско - ленинской теории, основных партийных доку­ ментов с мобилизацией ком­ сомольцев и молодежи фло­ та на практические дела. Выполняя постановление ЦК ВЛКСМ, объявившего Всесоюзную трудовую вахту молодежи и Всесоюзный ле­ нинский зачет «Мы делу Ленина и партии верны», посвященные ' XXIV съезду КПСС, комитет комсомола тралового флота решил про­ должить ленинскую вахту комсомольских дел. Комсо­ мольские организации судов взяли повышенные социа­ листические обязательства к предстоящему съезду КПСС и уже практически выполняют их. Так, экипаж большого мороз и л ь н о г о траулера « Параллакс», где много комсомольцев и мо­ лодежи, на месяц раньше срока выполнил план треть­ его квартала по всем пока­ зателям. Неплохо работают экипажи большого моро­ зильного траулера «Гоголь», траулеров «Рион», « Якутск» и многие другие. Второго октября этого ге- да исполнится 50 лет со дня выступления В. И. Ле­ нина на III съезде РКСМ. В этот день комсомольцы флота будут сдавать зачет по работе Ильича кЗадачи союзов молодежи». А ком­ сомольцы, которые изучили эту работу в ходе Лениня ской вахты комсомольских дел к юбилею вождя, будут сдавать зачеты по другим работам. Повсеместно все шире и шире развертывается соци­ алистическое соревнование в честь XXIV съезда КПСС. Вместе с ним продолжается и Ленинская вахта комсо­ мольских дел в траловом флоте. В. НОВИКОВ, инструк­ тор комитета BJIKCM тралового флота. ОБЗОР СТЕННОЙ ПЕЧАТИ У вы, это было В последнем номере стен­ ной газеты «Портовик» с острой корреспонденцией выступил старший инженер лаборатории научного тру­ да тов. Шульга. Корреспонденция, хотя и носила чуть претенциозное название «Танцы причаль­ ных досок», оказалась со­ держательной, критической, насыщенной убедительным фактическим материалом. Моряки, труженики рыб­ ного порта, судоремонтники знают по опыту, что в на­ стиле иных из причалов рыбного порта доски подоб­ ны клавишам: вибрируют и только что не поют. Насту­ пишь на один конец такой доски — смотри, чтобы дру­ гой тебя в лоб не ударил. Несколько лет назад при­ смотром и ремонтом таких «танцующих досок» занима­ лись два береговых матро­ са. Худо ли, хорошо ли, они старались поддерживать их в порядке. Потом положение измени* лось. Чьи-то начальствен­ ные очи узрели это и выра­ зили недоумение: — Как, -столько причалов и всего два береговых мат­ роса? По зрелым размышлени­ ям начальство отрубило: — Не положено. Безнад­ зорность. Должен быть на­ чальник. И созданы были должно­ сти не одного, а двух на­ чальников причалов. Матросов, ясно, по шап­ кам. Нечего тут им делать. Вместо двух матросов, ла­ тающих причалы, стали прогуливаться по причалам два начальника. Они, по­ нятно, причалы не латали. И от этого число претензий на неважное состояние при­ чальной линии не уменьши* лось, а возросло. В опубликованной кор­ респонденции "об этом стен­ ная газета «Портовик» еде- в июле лала закономерный вывод: не лучше ли вместо двух начальников поставить на причалы снова двух матро­ сов, соображающих по час­ ти топора, пилы, молотка и гвоздей. В этом же номере «Порто­ вика» опубликована коррес­ понденция «Ущерб государ­ ству и коллективу». В ней речь ведется о нарушениях дисциплины и прогулах. Оказывается, есть и такая узаконенная форма прогу­ лов, как «по разрешению администрации». Приходит, скажем, чело­ век к администратору и просит: — Отпустите меня на па­ ру деньков. — А что случилось? — Троюродный племян­ ник двоюродного дядюшки женится. Нельзя не присут* ствовать на таком событии. И человека отпускают. А таких потерянных «по раз­ решению администрации» дней за прошлый год здесь набралось ни много, ни ма­ ло, как несколько тысяч. Доброе дело сделала стен­ ная газета, ударив по недо­ статкам. Да вот беда — дав­ но это было. Еще в июле. За этот срок можно было бы уже о принятых мерах сообщить. Увы, хотя идет вторая половина сентября, в управлении порта висит все тот же июльский номер га­ зеты. Такая неоперативность в выпуском газеты не делает чести ее редколлегии. С. АНДРЕЕВ. КИЕВ. На оодена Tovaoeor» Квасного Знамени завале стан коа-автоматов имени М. Гооько го iumdcko еазвеонулось сойма листмческое сооеонованме »месте XXIV съезда КПСС. Изготовить » отноытию съезда свеохплиново* поодукиии на 210 тысяч тгбле? — таково обязательство мошнно* стоомтелей. НА СНИМКЕ: я пехе сбоокк многошпиндельных тоиаоных томатов. Фото Ю. Мосенжимка. Фотохооника ТАСС* И Д Е Т П О Д П И С К А С первого сентября началась подписка на газеты в жур­ налы на 1971 год. Активно проводится она в траловом фло­ те?-Здесь работает совет содействия по пропаганде н рас* пространению периодической печати. Создан пункт подпис­ ки, заведует которым первый помощник капитана Николай Александрович Руденко. Уже известны первые итоги. Де­ вять газет «Правда», 12 партийных журналов, на газеты «Полярная правда», «Рыбный Мурмаи» и на другие изда­ ния подписались моряки рыболовного траулера «Днепропет* ровск». На 760 рублей оформили подписку моряки рыбо­ ловного траулера «Гурзуф». Экипаж рыболовного траулера «Алупка» оформил подписку на 948 рублей. А экипаж тра­ улера «Алма-Ата» — на 933 рубли. Хорошо обстоит дело с подпиской на большом морозвль* ■ом траулере «Калитам Демидов» и на производственном рефрижераторном траулере «Павлово». Моряки этих еудов оформили подписку на суммы 2030 н 2126 рублей соответ­ ственно. Д. КИСЕЛЕВ, А. КРАСНОБАЕВ. ПШШШШШНШШШНШШ1ШШ11Ш1Ш1Ш1lllllllllllllllllllllfIIIIIIIIIIIIIIIIIjlltllillllllTIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIlK ТРАЛФЛОТ ПРИОБРЕТАЕТ НОВОЕ КАЧЕСТВО Л ЕТОМ 1955 года на мурманском рейде появился невиданный ранее траулер — могучий, красивый, с высокими бортами, многооконной белоснеж­ ной рубкой, с необычно усеченной кормой. Многие, кто находился в это время в порту, на судах, стоявших у причалов, откровенно любовались кораблем-красав- цем. Это был большой морозильный рыболовный трау- лер «Пушкин», построенный за рубежом по заказу Со­ ветского Союза. Привел судно из Киля известный трал* флотовский капитан Дмитрий Афанасьевич Бурков. БМРТ-250 .«Пушкин» являлся первым промысловым траулером нового типа, траулером-заводом. Он был способен, по замыслу конструкторов, непосредственно в море выполнить полный комплекс рыбопромышленно» го производства, начиная с поиска и добычи рыбы- сырца, и кончая выработкой из этого сырья разнооб­ разной продукции, готовой к реализации. От всех других судов, состоявших на вооружении тралового флота, БМРТ отличался гораздо большими размерами (длина 84,5 м, ширина 13,4 м), мощностью главного даигателя (1900 л. с.), лучшей остойчивостью, большой автономностью плавания и совершенной тех­ нической оснащенностью. Траулер имел рефрижера­ торную установку, с помощью которой можно было замораживать улов и охлаждать трюмы до температу­ ры —18 градусов С, машины для обезглавливания ры­ бы и выработки трескового филе. Несравненно лучши­ ми были на новом корабле условия труда и быта эки­ пажа: одноместные каюты для командного состава, двух-чвтырехместные для команды, кают-кампания, са­ лон-кинозал, лазарет. Технико-эксплуатационные качества БМРТ позволя­ ли ему работать в любом районе океана, независимо от климатических и метеорологических условий, Наиболее существенным, принципиальным отличием новых судов —■а вслед за «Пушкиным» в Мурманск один за другим стали приходить большие морозильные траулеры «Гоголь», «Некрасов», «Добролюбов», «Жи- гулевск», «Ярославль», «Николай Островский», «Досто* евский», «Серафимович», «Салтыков-Щедрин», «Чехов», «Новиков-Прибой» — была иная схема траления. БМРТ спускали и поднимали тралы не с бортов, а с кормы, по специальному слипу. Между прочим, создание крупных судов с кормо­ вым тралением имеет свою довольно интересную ис* горию, значительную роль в которой сыграли мурман­ ские рыбаки, специалисты тралового флота. Первым подал идею применить кормовое траление на крупных судах один из опытнейших капитанов Мур*» майского тралового флота Кирилл Александрович Па* тон. 30 ноября 1946 года в газете «Полярная правда» он выступил со статьей, в которой предлагал создать судно для траления с кормы. К. А. Патон полагал, что на таком траулере можно будет промышлять при вол­ нении моря до 8 баллов, применить машины для обра­ ботки улова, улучшит» условия труда и быта команды. Производительность судна с кормовым тралением, справедливо считал капитан, должна быть аначительно выше. Практическим осуществлением и проверкой идеи Патона занялась группа инженеров Мурманской экспе­ риментальной базы тралфлота под руководством Н. Я* Васильева. Работы были поставлены солидно и длились с 1947 по 1950 год. Для того, чтобы изучить и освоить кормовое траление, был спроектирован и пострсен малый рыболовный траулер «Новатор». Эксперимен­ тальная эксплуатация, этого судна, проводившаяся в те* чение двух лет, дала богатый материал, который позво­ лил разработать техническое задание на постройку большого траулера с кормовым тралением. Опыт мурманских специалистов был использован при создании проектов отечественных крупнотоннаж­ ных траулеров. г . Первые суда с кормовым тралением по заказу на* шей страны и под наблюдением советских инженеров построила западно-германская фирма «Ховальдсвер^ ке». Головным БМРТ и был «Пушкин». Появление принципиально новых, крупных, техниче> ски более совершенных рыбопромысловых судов от крывало перед Мурманским траловым флотом бога тые возможности для увеличения добычи, расширена ассортимента и улучшения качества рыбной лродук ции. БМРТ могли совершать длительные рейсы и, ка свидетельствовали документы, доставлять в, порт и каждого плавания 610 тонн рыбной продукции. Моро зильные камеры БМРТ способны были пропустить ' превратить в брикеты до 30 тонн свежей рыбы в сутк» Улов обрабатывался не на палубе, а на рыбной фаб рике, закрытой от ветра и волн. БМРТ мог промыш лять в погоду, при которой обычные бортовые траул! ры штормовали, держась носом на волну. Вместе с тем, испытания, проведенные в Баренце вом море, показали, что промысловая схема на БМР «Пушкин» неудачна. На спуск и подъем трала npwxi дилось тратить до часу времени, нередко случалис эаверты орудий лова. Выявилось также, что мощное? корабля лри существующих -конструкциях трала ис пользуется не полностью, что суточные уловы не обе< печивают проектной загрузки технологического обор} дования. Оказалось, что на «Пушкине» трудно и небег опасно производить включение и отключение трапе вых досок, нельзй делить в воде улов, что рыбому* ная установка не имеет магнитных сепараторов, чт мощность консервной установки явно недостаточна. Группе специалистов рыбной промышленное! Мурмана было поручено провести экспериментальна работы с тем, чтобы усовершенствовать промысловс оборудование и технику лова на головном БМРТ. С ш мощью ученых Полярного института и рационализат* ров тралфлота этим специалистам удалось найти боле эффективную схему промыслового устройства* iПродолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz