Рыбный Мурман. 1970 г. Сентябрь.

HI 1 U lllilU » ltlH lUHU U IU ttM I«HH tW lllltH ltllU lH n itH 1 llt lH I ! llllll) IH I I I t lt l! t fH I I I I I I I I I I I I IH I I I I I t llllllllllU lljim ilt t l] ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР t lU t t lllllin illillilllM t lH im n in illlt 5 5: В ЛЕРА ИЗГОТОВЛЯ­ ЮТ иэ пераскручн- вающихся шш, вер* «ее, мало раскручивающих­ ся канатов. Такой канат па своему поведению похож на п е н ь длинную цилиндриче­ скую пружину. Всякое иэ* ■ененае усилия, раетягя ча­ ющего канат, изменяет шаг « ш ш , I е. изменяет кру­ чение каната (крутку). Наоборот, веяное круче­ ние каната изменяет era длину. Чем сильнее натя­ нуть канат, тем больше ста* нет шаг евнвки. Горняки провели такой опыт. Закрепили свободный конец каната так, чтоб» он не мог вращаться вокруг своей оси, и спустили его в глубокую шахту, а затем из­ меряли шаг свивки каната вверху, посредине и вивзу. Оказалось, что под действи­ ем собственного веса канат раскрутился вверху, посре­ дине шаг есо свивки не из­ менился, а янизу канат за­ крутился настолько, на­ сколько as раскрутился вверху. Еелн бы на ваере не ставила вертлюги, то а на траулерах наблюдал» бы аналогичную картину. У нае же во время «радения у дос­ ки на ваер действует «ила сопротивления поло » »н ь* трала, а у барабана лебедка и ней добавляется вес вае- ра. У лебедки сила, растяги­ вающая ваер, будет больше, чем у доски, поэтому и шаг свивки ваера у лебедки ока­ зывается больше, нежели у доски. Во время выборки ваероа ваер начнет наматываться на барабан лебедки « тем шагом свивнн, который он приобрел под влиянием на­ тяжения, а из-за сил тре­ ния между витками он не еможет вернуться к перво­ начальной — заводской — крутке и так н останется с меньшей круткой у лебедка в большей у доски. ©гибая ролик по центру «ручья», ваер вдавливается в него и иа поверхности ро­ лика образуется рельефный отпечаток поверхности вае­ ра. Возникшая между вае- ром и роликом сила сцепле­ ния увлекает эа ваером ро­ лик и вращает его. Силы трения ролика об ось н обой­ му тормозят ролик, ролик препятствует поступатель­ ному движении ваера * вра­ щает ваер ' вокруг wo вен. Вращение это тем больше, чем больше еила трения. А направление вращения за­ висит от того, вибираютила травят ваер. Если, набегая иа ролик, ваер не сразу укладывается но центру «ручья», а спер­ ва касается реборды, та пе­ ремещение ваера на дна « р у ч ь я » сопровождается кручением ваера. Это круче­ ние создается силой трения^ возникающей между кана­ том и ребордой. Величина кручения зависит от углов встречи поверхности ребор­ ды с ваером. Наблюдения эа эксплуа­ тацией канатов, работающие в- глубоких шахтах, показа­ ли, что чем меньше изменя­ ется шаг свинки, тем доль­ ше служат канаты. По ана­ логии можно утверждать, что кручение ваера яа роли­ ках — основная причина, из­ меняющая его длину, и одна я з основных причин, умень­ шающая срок его службы. ‘ У ваера с металлическим лому ряду причин, завися­ щих от конструкции этих канатов, применять их для изготовления ваеров нико­ му в мире еще не удалось. Но и ваерами из нерас- нручивающихся канатов мо­ жно работать так, чтобы уд­ линение ваеров было мини­ мальным, а разница в дли­ не правого и левого ваероа была наименьшая. Как же можно это сде­ лать, какова доля каждого из нас * этом деле? реборду подвесных роликов. Это вызывает закручивание правого и раскручивание ле­ вого ваера. 'При выборке ваеров во время дрейфа, когда ваера подходят слева так, что пра­ вый ваер встречается с ле­ вой ребордой, — оба ваера будут раскручиваться, а ко­ гда ваера подходят справа, то оба ваера будут закручи­ ваться. Поэтому на кормо­ вых траулерах возможна ре­ гулировка кручения ваерно- ОХВЕТ КАПИТАНУ ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ Е. ЛЕБЕДЕВУ И мая с. г. в газете *.Полярная, правдам было опубликована статья «Несколько «точа- му» добытчикам», в которой Е. Лебеде* задает следующие «опросы; ’ 1. Почему изменяется крутка ваеров и к а к устранить причину прутки еаерое? 2. Почему ничего не предпринимается для устранения причин большой разницы в дли­ не « крутке ваеров? 3. Почему: добытчики не соглашаются разворотом ваерных роликов регулировать степень крутки ваеров? д В этой же статье капитан Лебедев описывает свой опыт регулирования длины ваеров посредством разворота подвесного ролика рычагом, вставленным е его обойму на СРТ-832, и стягиванием подвесных роликов талевкой на БМРТ «Пушкин». По-оидимаму,'многих промысловиков интересуют причины изменения длины ваеров, что подо делать , чтобы длина обоих ваероа была одинакова. Возможно, кто-нибудь за­ хочет воспользоваться и советами капитана Лебедева. Цель настоящей статьи сообщить читателям наше мнение по данным вопросам. 3 сердечником, когда он пре­ ходит через блок, сжимает­ ся прядь, прилегающая п ролику, и при подъеме тра­ ла через ролик переходит большая длина еердечннка, чем слоя' прядей. (Сердечник смещается от­ носительно прядей к лебед­ ке. Во время спуска трала сердечник не полностью воз­ вращается на старое место, т. к. натяжение ваера при «пуске трала меньше, чек при подъеме, а смещение еердетанка зависит от натя­ жения каната. Эти смеще­ ния сердечника накаплива­ ются. Со стороны траловой доски он растягивается, а со стороны лебедки сжима­ ется. Вверху это может приве­ сти к выходу сердечника на* ружу, а внизу — к его сбры- в-у. Из приведенных приме­ ров ясно, почему изменяет* ся крутка ваеров, а танже ясно, что устранить круче­ ние ваеров нельзя потому, что оно заложено в основу конструкции нераскручива- ющегося каната н потому, что не сделали еще трауле­ ра без роликов. Правда, в шахтах применяется некру- тящиеся канаты, но по це- На бортовых РТ носовой я кормовой ваера огибают разное число роликов. Пра травлении ваеров усилия в носовом ваере больше, неже­ ли в кормовом, т. к. носово­ го ваера вытравливаютмень­ ше. Во время поворотов с тралом а на циркуляция усилия в ваерах также раз­ личные — внешний ваер на­ тянут сильнее. Во время вы­ борки ваеров их натяжение онять-таки различное вето- му, что не удается точно подобрать носов ей п ер пе­ ред соединением барабанов лебедки. Наконец, носовой в кормовой ваера под разны­ ми углами подходят к ре­ бордам подвесных роликов. Словом, во время одного траления усилия в правом и левая веерах к их вручение на ролирраг будут различ­ ные. Но, если регулярно и достаточно часто переходить с трала на трал, то и усло­ вия работы правого и лево­ го ваеров сравняются и из­ менения крутки ваеров и вх удлинения: будут одинако­ выми. Во время выборки ваеров на кормовых траулерах, ко­ гда пет дрейфа, левый ваер находит на левую реборду, а правый ваер на правую та каната чередованием по­ ложения траулера относи­ тельно трала во время вы­ борки ваеров: то справа, те слева. Большое влияние ва из­ нос ваеров оказывают исти­ рание их ходовых концов • цво, нагрузки на «задевах» в во время посадки доски на дно, когда усилие в ваере jw C V l f l ггП М С 1 %?Л О R v v f iw I D H V раз. Поэтому правильно вы­ брать длину ваеров, вовре­ мя сбавить ход траулера а плавно носадить доски аа две должен уметь каждый штурман. Мы не говорите уже о необходимости уметь вести и пользоваться про­ мысловым плашпетом, т. к. «пиковые» нагрузки на эа- девах — основная причина обрыва ваеров. Для того, чтобы умень­ шить кручение ваеров на роликах, нужно обеспечить легкость, их вращения. Осо­ бенно Ъажно обеспечить сво­ боду и легкость поворота подвесных роликов, на ре­ бордах которых особенно интенсивно крутятся ваера. Поэтому совершенно недопу­ стимо ограничивать свободу вращения обойм «страховы­ ми» концами, как это прак­ тиковалось на РТ. Для равномерности . от- кру.тки ходовых концов вае- ’ ров можно порекомендовать менять местами вертлюга при переходе с трала на трал. Главное же—это соблюде­ ние всем известных правил эксплуатации ваеров, свое­ временный ремонт роликов, тщательные промеры ваеров и согласования в работе тралмейстерского и штур­ манского состава. Очевидно, так и работает абсолютное большинство команд наших траулеров, т. к. случаи разницы в дли­ не ваеров 14—15 метров — явления исключительные, подлежащие не обсуждению, а наказанию. Изучением работы ваеров, выборам наилучших конст­ рукций канатов и т. д. в те­ чение многих лет занимают­ ся сотрудники 14-го отдела ЦГГКТБ. Ведущему конст­ руктору научной группы представлялись команда- ровни в Магнитогорск и Одессу, в научные институ­ ты и на симпозиум ученых- канатчиков, на канатные за­ воды, его посылали изучать опыт всех траловых флотов Западного баесейна и Чер­ ного моря. Мурманский траловый флот оплачивает изготовление всех опытных канатов, предлагаемых на­ шими сотрудниками. Нако­ нец, сотни тралмейстеров тралового флота и «Мур- мансельди» наблюдают за эксплуатацией ваеров и за­ полняют специальные ваер- ные журналы, разработан­ ные сотрудниками ЦПКТБ, Как же после этого мож­ но утверждать, что ничего не предпринимается для ус­ транения большой разницы В длине ваеров? А содержание роликового хозяйства в порядке, обес­ печение хорошей работы вертлюгов, своевременные переходы с трала на трал, — разве это не регулирова­ ние степени крутки ваеров разворотом ваерных роли­ ков? Опытные промыеловинп разворачивают по отноше­ нию к ваерам одновременно и траулер и ролики, чем н обеспечи в а ю т равномер­ ность кручения и удлине­ ния ваеров. В самом же регулирова­ нии шага свивки и длины ваера разворотом ролика трубой, талевкой или каким- то совершенным механизмом заложена ненз б е ж н о с т ь большой деформации кана­ та, что может быть лишь следствием грубого нару­ шения правил эксплуатации ваеров, ваерных ролинов и правил работы с тралом. По­ этому нет никакой уверен­ ности в том, что тот, кто не сумел правильно эксплуати­ ровать ваера, сумеет их ис­ править. В. СЕВАСТЬЯНОВ, главный конструктор 14-го отдела ЦПКТБ. Я 1 2 s л X S г t IIIIItill I l l i I l l l ! ! l l l ! i l l l l l l ! 1 I I I I IH I I ! l l f l l l l lS I ! l l ! l l ! l l f | I I I l l I ! ! 1 1 1 l l ! ! l t ( | | f | | | | | ! t l l l I ! l l ! f I l l l l l t l l l ! I I I I I ! t l lH I I ! i l ! f ! I I I I I ! I V I I I I I I 2 I I I l f l l l l l l l I I I I I IS I I ! l ! I I I I l l t ! ! t l ! I I l J I I I I I I ! l i l l l l lK l l I I I I I I I I I I S I! I I I I I I l l l l l l l l l ! l ! ! ! l l ! IK I H i l t S I I П ПЕРВЫЙ стотысячник НАХОДКА. (Корр. ТАСС А. Папвта). «Есть сто тысяч центне­ ров»» — такое сообщение поступила в Управление активного мор­ с ко го рыболовства Приморья от экипажа большого морозильнб- -го траулера «Тайшет*. Среди судов этого типа такого вылова рыбы • этом году «Тайшет» на Дальнем Востоке достиг первым. Сверх годового плана» который был завершен еще 30 июля, добыто более десяти ,тысяч центнеров рыбы. НОВЫЙ РАЗНОГЛУБИННЫЙ Новый трал способен под­ нять за одну операцию семь тонн сельди — значительно больше, чем добывали до сих пор. Кроме того, им можно вести промысел ночью, когда рыба находит­ ся в верхних слоях воды. (Корр. ТАСС). Успешно прошел испыта­ ния разноглубинный трал для промысла сельди .О н . , создан конструктор а м н , Клайпедского филиала Цент­ рального проектно-конструк­ торского и технологического бюро рыбной промышленно­ сти. e B B f l l l l i a i l l l M N M I l l t » * H I I I > H I I » l l » l i l B » Q ! l S S » I I R t l l l i e i l E K На Мурманской судоверфи вступил в строй действующих кр уп ­ нейший док «Двина». 0*н способен поднимать суда водоизмещением 12 тысяч тонн. / НА СНИМКЕ^ «Двина* принимает своего первенца - плавбззу «Севрыба». Фото А. Леонтьева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz