Рыбный Мурман. 1970 г. Сентябрь.
HI 1 U lllilU » ltlH lUHU U IU ttM I«HH tW lllltH ltllU lH n itH 1 llt lH I ! llllll) IH I I I t lt l! t fH I I I I I I I I I I I I IH I I I I I t llllllllllU lljim ilt t l] ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР t lU t t lllllin illillilllM t lH im n in illlt 5 5: В ЛЕРА ИЗГОТОВЛЯ ЮТ иэ пераскручн- вающихся шш, вер* «ее, мало раскручивающих ся канатов. Такой канат па своему поведению похож на п е н ь длинную цилиндриче скую пружину. Всякое иэ* ■ененае усилия, раетягя ча ющего канат, изменяет шаг « ш ш , I е. изменяет кру чение каната (крутку). Наоборот, веяное круче ние каната изменяет era длину. Чем сильнее натя нуть канат, тем больше ста* нет шаг евнвки. Горняки провели такой опыт. Закрепили свободный конец каната так, чтоб» он не мог вращаться вокруг своей оси, и спустили его в глубокую шахту, а затем из меряли шаг свивки каната вверху, посредине и вивзу. Оказалось, что под действи ем собственного веса канат раскрутился вверху, посре дине шаг есо свивки не из менился, а янизу канат за крутился настолько, на сколько as раскрутился вверху. Еелн бы на ваере не ставила вертлюги, то а на траулерах наблюдал» бы аналогичную картину. У нае же во время «радения у дос ки на ваер действует «ила сопротивления поло » »н ь* трала, а у барабана лебедка и ней добавляется вес вае- ра. У лебедки сила, растяги вающая ваер, будет больше, чем у доски, поэтому и шаг свивки ваера у лебедки ока зывается больше, нежели у доски. Во время выборки ваероа ваер начнет наматываться на барабан лебедки « тем шагом свивнн, который он приобрел под влиянием на тяжения, а из-за сил тре ния между витками он не еможет вернуться к перво начальной — заводской — крутке и так н останется с меньшей круткой у лебедка в большей у доски. ©гибая ролик по центру «ручья», ваер вдавливается в него и иа поверхности ро лика образуется рельефный отпечаток поверхности вае ра. Возникшая между вае- ром и роликом сила сцепле ния увлекает эа ваером ро лик и вращает его. Силы трения ролика об ось н обой му тормозят ролик, ролик препятствует поступатель ному движении ваера * вра щает ваер ' вокруг wo вен. Вращение это тем больше, чем больше еила трения. А направление вращения за висит от того, вибираютила травят ваер. Если, набегая иа ролик, ваер не сразу укладывается но центру «ручья», а спер ва касается реборды, та пе ремещение ваера на дна « р у ч ь я » сопровождается кручением ваера. Это круче ние создается силой трения^ возникающей между кана том и ребордой. Величина кручения зависит от углов встречи поверхности ребор ды с ваером. Наблюдения эа эксплуа тацией канатов, работающие в- глубоких шахтах, показа ли, что чем меньше изменя ется шаг свинки, тем доль ше служат канаты. По ана логии можно утверждать, что кручение ваера яа роли ках — основная причина, из меняющая его длину, и одна я з основных причин, умень шающая срок его службы. ‘ У ваера с металлическим лому ряду причин, завися щих от конструкции этих канатов, применять их для изготовления ваеров нико му в мире еще не удалось. Но и ваерами из нерас- нручивающихся канатов мо жно работать так, чтобы уд линение ваеров было мини мальным, а разница в дли не правого и левого ваероа была наименьшая. Как же можно это сде лать, какова доля каждого из нас * этом деле? реборду подвесных роликов. Это вызывает закручивание правого и раскручивание ле вого ваера. 'При выборке ваеров во время дрейфа, когда ваера подходят слева так, что пра вый ваер встречается с ле вой ребордой, — оба ваера будут раскручиваться, а ко гда ваера подходят справа, то оба ваера будут закручи ваться. Поэтому на кормо вых траулерах возможна ре гулировка кручения ваерно- ОХВЕТ КАПИТАНУ ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ Е. ЛЕБЕДЕВУ И мая с. г. в газете *.Полярная, правдам было опубликована статья «Несколько «точа- му» добытчикам», в которой Е. Лебеде* задает следующие «опросы; ’ 1. Почему изменяется крутка ваеров и к а к устранить причину прутки еаерое? 2. Почему ничего не предпринимается для устранения причин большой разницы в дли не « крутке ваеров? 3. Почему: добытчики не соглашаются разворотом ваерных роликов регулировать степень крутки ваеров? д В этой же статье капитан Лебедев описывает свой опыт регулирования длины ваеров посредством разворота подвесного ролика рычагом, вставленным е его обойму на СРТ-832, и стягиванием подвесных роликов талевкой на БМРТ «Пушкин». По-оидимаму,'многих промысловиков интересуют причины изменения длины ваеров, что подо делать , чтобы длина обоих ваероа была одинакова. Возможно, кто-нибудь за хочет воспользоваться и советами капитана Лебедева. Цель настоящей статьи сообщить читателям наше мнение по данным вопросам. 3 сердечником, когда он пре ходит через блок, сжимает ся прядь, прилегающая п ролику, и при подъеме тра ла через ролик переходит большая длина еердечннка, чем слоя' прядей. (Сердечник смещается от носительно прядей к лебед ке. Во время спуска трала сердечник не полностью воз вращается на старое место, т. к. натяжение ваера при «пуске трала меньше, чек при подъеме, а смещение еердетанка зависит от натя жения каната. Эти смеще ния сердечника накаплива ются. Со стороны траловой доски он растягивается, а со стороны лебедки сжима ется. Вверху это может приве сти к выходу сердечника на* ружу, а внизу — к его сбры- в-у. Из приведенных приме ров ясно, почему изменяет* ся крутка ваеров, а танже ясно, что устранить круче ние ваеров нельзя потому, что оно заложено в основу конструкции нераскручива- ющегося каната н потому, что не сделали еще трауле ра без роликов. Правда, в шахтах применяется некру- тящиеся канаты, но по це- На бортовых РТ носовой я кормовой ваера огибают разное число роликов. Пра травлении ваеров усилия в носовом ваере больше, неже ли в кормовом, т. к. носово го ваера вытравливаютмень ше. Во время поворотов с тралом а на циркуляция усилия в ваерах также раз личные — внешний ваер на тянут сильнее. Во время вы борки ваеров их натяжение онять-таки различное вето- му, что не удается точно подобрать носов ей п ер пе ред соединением барабанов лебедки. Наконец, носовой в кормовой ваера под разны ми углами подходят к ре бордам подвесных роликов. Словом, во время одного траления усилия в правом и левая веерах к их вручение на ролирраг будут различ ные. Но, если регулярно и достаточно часто переходить с трала на трал, то и усло вия работы правого и лево го ваеров сравняются и из менения крутки ваеров и вх удлинения: будут одинако выми. Во время выборки ваеров на кормовых траулерах, ко гда пет дрейфа, левый ваер находит на левую реборду, а правый ваер на правую та каната чередованием по ложения траулера относи тельно трала во время вы борки ваеров: то справа, те слева. Большое влияние ва из нос ваеров оказывают исти рание их ходовых концов • цво, нагрузки на «задевах» в во время посадки доски на дно, когда усилие в ваере jw C V l f l ггП М С 1 %?Л О R v v f iw I D H V раз. Поэтому правильно вы брать длину ваеров, вовре мя сбавить ход траулера а плавно носадить доски аа две должен уметь каждый штурман. Мы не говорите уже о необходимости уметь вести и пользоваться про мысловым плашпетом, т. к. «пиковые» нагрузки на эа- девах — основная причина обрыва ваеров. Для того, чтобы умень шить кручение ваеров на роликах, нужно обеспечить легкость, их вращения. Осо бенно Ъажно обеспечить сво боду и легкость поворота подвесных роликов, на ре бордах которых особенно интенсивно крутятся ваера. Поэтому совершенно недопу стимо ограничивать свободу вращения обойм «страховы ми» концами, как это прак тиковалось на РТ. Для равномерности . от- кру.тки ходовых концов вае- ’ ров можно порекомендовать менять местами вертлюга при переходе с трала на трал. Главное же—это соблюде ние всем известных правил эксплуатации ваеров, свое временный ремонт роликов, тщательные промеры ваеров и согласования в работе тралмейстерского и штур манского состава. Очевидно, так и работает абсолютное большинство команд наших траулеров, т. к. случаи разницы в дли не ваеров 14—15 метров — явления исключительные, подлежащие не обсуждению, а наказанию. Изучением работы ваеров, выборам наилучших конст рукций канатов и т. д. в те чение многих лет занимают ся сотрудники 14-го отдела ЦГГКТБ. Ведущему конст руктору научной группы представлялись команда- ровни в Магнитогорск и Одессу, в научные институ ты и на симпозиум ученых- канатчиков, на канатные за воды, его посылали изучать опыт всех траловых флотов Западного баесейна и Чер ного моря. Мурманский траловый флот оплачивает изготовление всех опытных канатов, предлагаемых на шими сотрудниками. Нако нец, сотни тралмейстеров тралового флота и «Мур- мансельди» наблюдают за эксплуатацией ваеров и за полняют специальные ваер- ные журналы, разработан ные сотрудниками ЦПКТБ, Как же после этого мож но утверждать, что ничего не предпринимается для ус транения большой разницы В длине ваеров? А содержание роликового хозяйства в порядке, обес печение хорошей работы вертлюгов, своевременные переходы с трала на трал, — разве это не регулирова ние степени крутки ваеров разворотом ваерных роли ков? Опытные промыеловинп разворачивают по отноше нию к ваерам одновременно и траулер и ролики, чем н обеспечи в а ю т равномер ность кручения и удлине ния ваеров. В самом же регулирова нии шага свивки и длины ваера разворотом ролика трубой, талевкой или каким- то совершенным механизмом заложена ненз б е ж н о с т ь большой деформации кана та, что может быть лишь следствием грубого нару шения правил эксплуатации ваеров, ваерных ролинов и правил работы с тралом. По этому нет никакой уверен ности в том, что тот, кто не сумел правильно эксплуати ровать ваера, сумеет их ис править. В. СЕВАСТЬЯНОВ, главный конструктор 14-го отдела ЦПКТБ. Я 1 2 s л X S г t IIIIItill I l l i I l l l ! ! l l l ! i l l l l l l ! 1 I I I I IH I I ! l l f l l l l lS I ! l l ! l l ! l l f | I I I l l I ! ! 1 1 1 l l ! ! l t ( | | f | | | | | ! t l l l I ! l l ! f I l l l l l t l l l ! I I I I I ! t l lH I I ! i l ! f ! I I I I I ! I V I I I I I I 2 I I I l f l l l l l l l I I I I I IS I I ! l ! I I I I l l t ! ! t l ! I I l J I I I I I I ! l i l l l l lK l l I I I I I I I I I I S I! I I I I I I l l l l l l l l l ! l ! ! ! l l ! IK I H i l t S I I П ПЕРВЫЙ стотысячник НАХОДКА. (Корр. ТАСС А. Папвта). «Есть сто тысяч центне ров»» — такое сообщение поступила в Управление активного мор с ко го рыболовства Приморья от экипажа большого морозильнб- -го траулера «Тайшет*. Среди судов этого типа такого вылова рыбы • этом году «Тайшет» на Дальнем Востоке достиг первым. Сверх годового плана» который был завершен еще 30 июля, добыто более десяти ,тысяч центнеров рыбы. НОВЫЙ РАЗНОГЛУБИННЫЙ Новый трал способен под нять за одну операцию семь тонн сельди — значительно больше, чем добывали до сих пор. Кроме того, им можно вести промысел ночью, когда рыба находит ся в верхних слоях воды. (Корр. ТАСС). Успешно прошел испыта ния разноглубинный трал для промысла сельди .О н . , создан конструктор а м н , Клайпедского филиала Цент рального проектно-конструк торского и технологического бюро рыбной промышленно сти. e B B f l l l l i a i l l l M N M I l l t » * H I I I > H I I » l l » l i l B » Q ! l S S » I I R t l l l i e i l E K На Мурманской судоверфи вступил в строй действующих кр уп нейший док «Двина». 0*н способен поднимать суда водоизмещением 12 тысяч тонн. / НА СНИМКЕ^ «Двина* принимает своего первенца - плавбззу «Севрыба». Фото А. Леонтьева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz