Рыбный Мурман. 1970 г. Сентябрь.
З а в ы с о к у ю эффективность п р о и з в о д ст в а 7 ТОНН СВЕРХ ПЛАНА! А ВЕДЬ МОЖНО БОЛЬШЕ... К АПИТАН среднего ры боловного траулера «Юкагир» Александр Петрович Ефимов пребывал в здравии и спокойствии. Его судно стояло в ремонте у тернберских причалов, ре монтные работы шли пол ным ходом. Естественно, душа радовалась и мечта лось только о море, боль ших уловах. В первом квар тале этого года рыбаки «Юкагира» дали, можно сказать, фору многим эки пажам «.Мурмансельдн*, по тому что при годовом зада ний в 6745 центнеров на их счету к 16 июня было 5128 центнеров первосортного по луфабриката рыбы. За от личную работу экипаж был награжден переходящим вымпелом Министерства рыбного хозяйства СССР, денежной премией. Ему на вечное хранение за достиг нутые успехи в социалисти ческом соревновании в честь 100-летня со дня рождения В. И. Ленина передали Крас ное знамя. Для спокойствия у капитана, одним словом, были солидные основания. Но в это время у прича лов Мурманского рыбного порта стояло и готовилось в рейс родственное «Юкаги ру» судно, только название у него было другое — «Ю. Шар». И вот именно этому «Ю. Шару» суждено было стать шилом в мешке, которое Александр Петро вич согласился купить, и на которое затем потратил уй му сил, энергии, нервов. А произошло вот что. <Ю. Шар» — судно беспри зорное. Старое, с плохими мореходными качествами, два года не подвергавшееся докованию, оно, естественно, не пользовалось у наших мореходов громкой славой, потому что, надо прибавить ко всему сказанному, рабо тало на уровне чуть выше среднего, и ни один напитан, естественно, не мог согла ситься стать его хозяином, все рвались на суда более «веселые». Так, например, поработал на этом судне не которое время капитан Смирнов, да не выдержала душа — списался. На смену ему пришел Мухин и тоже оказался временным. Все думали, что задержится то варищ Елехин, да только тоже напрасно. Подготовил судно к рейсу, принял доку менты от вновь пришедших моряков, познакомился с Ефимовым и помахал ему на прощание ручкой с бере га. Плыви, мол, друг, рабо тай, а я свое дело сделал. Теперь посмотрим, во что все это превратилось на про мысле. Полкоманды — новички, три человека вообще никог да не видели моря. В штате новичками были самые нуж ные на промысле люди. С других судов пришли: вто рой помощнин капитана, третий механик, моторист, мастер лова, его помощник, пять матросов, а их-то все го в штатном расписании восемь человек. Машина на столько слабая, что против ветра — ни за какие посу лы не хочет тянуть, даже ваера нет возможности вы брать. И хотя старший ме ханик коммунист и ветеран судна Анисим Максимович Гусаков день и ночь, будто волчок, крутился вокруг двигателя, все равно он не мог дать ей самого главно го — мощности. Теперь оставим в покое машину и перейдем к ору диям лова. Старший мастер по добыче рыбы Валентин Николаевич Фудзенпен н его помощник, которого в рейсе выбрали председателем су дового комитета профсоюза, Николай Павлович Ельцын делали все от них завися щее, чтобы промысловое во оружение работало нормаль но, но ничего у них не по лучалось. То ли опыта не хватало, то ли еще какая напасть случилась, только капитану пришлось спу скаться с мостика и самому принимать участие в пере оснастке трала. Он решил вооружить трал точно так же, как это делал старший мастер по добыче на его судне. Для этого не хватало двух бобинцев. Обратился за помощью к капитану «Маяка». Выручили морякн «Маяка», дали два злопо лучных бобинца и дело, ка жется, пошло на лад. Стали укладываться в суточные задания. Но еще одна беда подсте регала капитана. Многие матросы очень плохо разде лывали рыбу, хотя видно было, что ребята стараются. Использовали драгоценные часы промыслового време ни. чтобы провести с лич ным составом техническую учебу. К середине рейса из жили и этот недостаток. Неудовлетворитель н а я промысловая обстановка. Вернее, рыба в море есть, но она держится так, что очень трудно достать тра лом с малым раскрытием. Показания поискового при бора были неясны. Рабо тать приходилось, полагаясь на интуицию, на случайную удачу. 60 тонн доставили моря ки среднего рыболовного траулера «Ю. Шар» на плавбазы и в порт. Это на семь тонн больше рейсового задания. Стоит ли бить тре вогу? Стоит! И в первую очередь потому, что нельзя выпускать в море суда, под готовленные подобным обра зом. Сейчас повсеместно ве дется борьба, направленная на закрепление за промыс ловыми судами кадров, а на «Ю. Шаре» мы увидели картину совершенно проти-' воположную. После этого рейса судно вновь останется без капита на, потому что Александр Петрович прямо так и ска зал: «У меня есть закреп ленное за мной судно, уйду на него». Уйдет капитан — опять половина команды спишется на берег и в сле дующем рейсе картина по вторится. Наверное, службе главного капитана управле ния «Мурмансельдь», отде лу кадров стоило бы при смотреться к кораблям, по добным «Ю. Шару». Ведь известно: где экипаж срабо тался, где у людей согласье есть, там всегда их дело пойдет на лад. С. ДАНИЛОВ. llllillllllllllltllllltlllllllllllllltltllHlllllllllllllllllllllllllltllllllllllllllllllllllllfllllllltlllllllllllll ИХ НРАВЫ КАК ЖИ В У Т п о р т у г а л ь с к и е Р Ы Б А К И И И - На юге Марокко с помощью Советского Союза сооружает ся гидротехнический комплекс Нурбаз, имеющий важное на* роднохозяйственное значение. Водохранилище объемом в пятьсот миллионов кубических метров воды позволит создать систему искусственного оро шения на площади свыше 15 тысяч гектаров засушливых зе мель. Сейчас строительство идет полным ходом. Уже перекры то основное русло реки Дра, работает бетонный завод, дей* ствуют гравийно - сортировоч- иые установки. На снимке: на одном иа участков строительной пло щадки. Фотохронике ТАСС. НЕНИЯ. Свадьба у племени камба — большой и красочный праздник. По древней тради ции гость может не делать молодоженам подарка, но обязан принести им по пуго вице, которые немедленно на шиваются на одежду жениха и невесты. Чем больше пуго виц на одежде, — тем больше друзей у молодой четы. Фотохроника ТАСС В О ВРЕМЯ СТОЯНКИ нпс «Персей»-3» в канад ском порту Сент-Джонс наши моряки встречались с моряками различных стран: Франции, Португалии, Польши, Всегда эти встречи проходили в „ дружественных беседах. Больше всего с вопросами к нам обращались португаль ские моряки. Расспрашивали, как живут советские люди. — Мы, португальцы, в лю бом порту всегда стремимся встретиться с русскими моря ками и узнать правду о Стра не Советов, — говорили они нам. — В печати Португалии пишут только клевету о жизни советских людей. Но мы зна ем, что это неправда. Наши моряки с удовольст вием рассказывали, как мы живем, говорили об отноше нии советских людей к войне и борьбе за мир. Mb ТАНЗАНИЯ. Одна из много* численных бухт Дар-»с-Сала- ма. Отсюда лощы жемчуга отправляются на промысел. Фото Аджерпресс—ТАСС. '«■;у> В свою очередь португаль ские рыбаки рассказывали о своей работе и жизни. По их рассказам, условия работы и жизни в Португалии очень тя желые. Идя в рейс, они за ключают контракт с хозяева ми, в море находятся 8—9 ме сяцев. Рыбак должен приоб ретать для себя матрац, по душку и постельное белье, иметь свою спецодежду и за купать продукты для себя. Хо зяин судна дает только шлюп ку, мотор рыбак должен по купать на свои деньги, а если его нет, работай на шлюпке с веслами. В 4 часа утра шлюпки спу скают на воду и рыбаки рас ходятся в разные стороны для ловли рыбы на поддев. Рабо тают они на шлюпках по 12— 14 часов, при этом берут с со бой сухой паек. При возвра щении на корабль они долж ны обработать свой улов и тогда могут отдыхать. Новый день начинается опять с 4 ча сов утра. Жилищные и бытовые усло вия на корабле тоже тяжелые, матросы живут в общем куб рике, для каждого сделана койка в виде конуры. Койки расположены вдоль борта ко рабля. Здесь же у матросов сушится одежда и обувь. По средине кубрика стоит общий стол, на нем можно увидеть всегда грязную посуду. Здесь же рыбаки и едят. Мусор со стола сваливается тут же, на палубу, и никто его не хочет убирать — уборщиков нет. Приходят рыбаки домой, контракт кончается, и они по падают в армию безработных. За время нахождения рыба ка в рейсе, семья его живет в кредит, а при получении зара ботка очень часто ему толь ко хватает рассчитаться $6 долги. Нам также рассказывав ли, что условия жизни в стра- не очень тяжелые: все не* угодные фашистскому режи му расселяются в резерва циях. Вообще трудовой народ живет на одном месте, не знает своей страны, средства на существование такие скуд ные, что выехать куда-то нет возможности. Один моряк рассказывал, что даже люди* живущие в 15 километрах от Лиссабона, всю жизнь не бы* вали в городе. Моряки, да и весь трудовой народ Португалии, осуждают войну, которую ведут правя щие круги в Анголе. Моло дежь стремится всеми путями не быть призванной в армию, на кораблях почти все члены экипажа призывного возраста, уйти в море — один из спосо бов избавиться от службьц Война, рассказывали морякис тяжелым бременем ложится на плечи трудящихся. Имеют ся прямые налоги на войну и косвенные, т. е. налоги на предметы первой необходи мости. Однако трудовой на род Португалии борется за свои права и хочет знать правду о Советском Союзе, Моряки в иностранных портах достают литературу русских писателей, имеют отдельные произведения В. И. Ленина* Нашим морякам они показы вали даже материалы XX III съезда КПСС. Они очень дружелюбно на строены к нашему народу, особенно к советским моря кам, с которыми ищут встре чи в любых портах мира. Не было такого дня, чтобы они не приходили к нам на -судно или не приглашали к себе в гости на корабль, всег да были очень гостеприимны ми хозяевами. Даже вместе выступали в сборной команде по футболу против канадцев,. Смеясь, говорили: «АЛы им дадим жару!» Оставляли свои адреса, да рили сувениры, просили, что бы мы не забывали их и очень хотели встретиться вновь. И еще просили не называть и* фамилии в печати. Эту прось« бу мы выполняем. < Д. высотин, первый помощник капитан# НПС «Персей-3». о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz