Рыбный Мурман. 1970 г. Сентябрь.

З а в ы с о к у ю эффективность п р о и з в о д ст в а 7 ТОНН СВЕРХ ПЛАНА! А ВЕДЬ МОЖНО БОЛЬШЕ... К АПИТАН среднего ры­ боловного траулера «Юкагир» Александр Петрович Ефимов пребывал в здравии и спокойствии. Его судно стояло в ремонте у тернберских причалов, ре­ монтные работы шли пол­ ным ходом. Естественно, душа радовалась и мечта­ лось только о море, боль­ ших уловах. В первом квар­ тале этого года рыбаки «Юкагира» дали, можно сказать, фору многим эки­ пажам «.Мурмансельдн*, по­ тому что при годовом зада­ ний в 6745 центнеров на их счету к 16 июня было 5128 центнеров первосортного по­ луфабриката рыбы. За от­ личную работу экипаж был награжден переходящим вымпелом Министерства рыбного хозяйства СССР, денежной премией. Ему на вечное хранение за достиг­ нутые успехи в социалисти­ ческом соревновании в честь 100-летня со дня рождения В. И. Ленина передали Крас­ ное знамя. Для спокойствия у капитана, одним словом, были солидные основания. Но в это время у прича­ лов Мурманского рыбного порта стояло и готовилось в рейс родственное «Юкаги­ ру» судно, только название у него было другое — «Ю. Шар». И вот именно этому «Ю. Шару» суждено было стать шилом в мешке, которое Александр Петро­ вич согласился купить, и на которое затем потратил уй­ му сил, энергии, нервов. А произошло вот что. <Ю. Шар» — судно беспри­ зорное. Старое, с плохими мореходными качествами, два года не подвергавшееся докованию, оно, естественно, не пользовалось у наших мореходов громкой славой, потому что, надо прибавить ко всему сказанному, рабо­ тало на уровне чуть выше среднего, и ни один напитан, естественно, не мог согла­ ситься стать его хозяином, все рвались на суда более «веселые». Так, например, поработал на этом судне не­ которое время капитан Смирнов, да не выдержала душа — списался. На смену ему пришел Мухин и тоже оказался временным. Все думали, что задержится то­ варищ Елехин, да только тоже напрасно. Подготовил судно к рейсу, принял доку­ менты от вновь пришедших моряков, познакомился с Ефимовым и помахал ему на прощание ручкой с бере­ га. Плыви, мол, друг, рабо­ тай, а я свое дело сделал. Теперь посмотрим, во что все это превратилось на про­ мысле. Полкоманды — новички, три человека вообще никог­ да не видели моря. В штате новичками были самые нуж­ ные на промысле люди. С других судов пришли: вто­ рой помощнин капитана, третий механик, моторист, мастер лова, его помощник, пять матросов, а их-то все­ го в штатном расписании восемь человек. Машина на­ столько слабая, что против ветра — ни за какие посу­ лы не хочет тянуть, даже ваера нет возможности вы­ брать. И хотя старший ме­ ханик коммунист и ветеран судна Анисим Максимович Гусаков день и ночь, будто волчок, крутился вокруг двигателя, все равно он не мог дать ей самого главно­ го — мощности. Теперь оставим в покое машину и перейдем к ору­ диям лова. Старший мастер по добыче рыбы Валентин Николаевич Фудзенпен н его помощник, которого в рейсе выбрали председателем су­ дового комитета профсоюза, Николай Павлович Ельцын делали все от них завися­ щее, чтобы промысловое во­ оружение работало нормаль­ но, но ничего у них не по лучалось. То ли опыта не хватало, то ли еще какая напасть случилась, только капитану пришлось спу скаться с мостика и самому принимать участие в пере­ оснастке трала. Он решил вооружить трал точно так же, как это делал старший мастер по добыче на его судне. Для этого не хватало двух бобинцев. Обратился за помощью к капитану «Маяка». Выручили морякн «Маяка», дали два злопо­ лучных бобинца и дело, ка­ жется, пошло на лад. Стали укладываться в суточные задания. Но еще одна беда подсте­ регала капитана. Многие матросы очень плохо разде­ лывали рыбу, хотя видно было, что ребята стараются. Использовали драгоценные часы промыслового време­ ни. чтобы провести с лич­ ным составом техническую учебу. К середине рейса из­ жили и этот недостаток. Неудовлетворитель н а я промысловая обстановка. Вернее, рыба в море есть, но она держится так, что очень трудно достать тра­ лом с малым раскрытием. Показания поискового при­ бора были неясны. Рабо­ тать приходилось, полагаясь на интуицию, на случайную удачу. 60 тонн доставили моря­ ки среднего рыболовного траулера «Ю. Шар» на плавбазы и в порт. Это на семь тонн больше рейсового задания. Стоит ли бить тре­ вогу? Стоит! И в первую очередь потому, что нельзя выпускать в море суда, под­ готовленные подобным обра­ зом. Сейчас повсеместно ве­ дется борьба, направленная на закрепление за промыс­ ловыми судами кадров, а на «Ю. Шаре» мы увидели картину совершенно проти-' воположную. После этого рейса судно вновь останется без капита­ на, потому что Александр Петрович прямо так и ска­ зал: «У меня есть закреп­ ленное за мной судно, уйду на него». Уйдет капитан — опять половина команды спишется на берег и в сле­ дующем рейсе картина по­ вторится. Наверное, службе главного капитана управле­ ния «Мурмансельдь», отде­ лу кадров стоило бы при­ смотреться к кораблям, по­ добным «Ю. Шару». Ведь известно: где экипаж срабо­ тался, где у людей согласье есть, там всегда их дело пойдет на лад. С. ДАНИЛОВ. llllillllllllllltllllltlllllllllllllltltllHlllllllllllllllllllllllllltllllllllllllllllllllllllfllllllltlllllllllllll ИХ НРАВЫ КАК ЖИ В У Т п о р т у г а л ь с к и е Р Ы Б А К И И И - На юге Марокко с помощью Советского Союза сооружает­ ся гидротехнический комплекс Нурбаз, имеющий важное на* роднохозяйственное значение. Водохранилище объемом в пятьсот миллионов кубических метров воды позволит создать систему искусственного оро­ шения на площади свыше 15 тысяч гектаров засушливых зе­ мель. Сейчас строительство идет полным ходом. Уже перекры­ то основное русло реки Дра, работает бетонный завод, дей* ствуют гравийно - сортировоч- иые установки. На снимке: на одном иа участков строительной пло­ щадки. Фотохронике ТАСС. НЕНИЯ. Свадьба у племени камба — большой и красочный праздник. По древней тради­ ции гость может не делать молодоженам подарка, но обязан принести им по пуго­ вице, которые немедленно на­ шиваются на одежду жениха и невесты. Чем больше пуго­ виц на одежде, — тем больше друзей у молодой четы. Фотохроника ТАСС В О ВРЕМЯ СТОЯНКИ нпс «Персей»-3» в канад­ ском порту Сент-Джонс наши моряки встречались с моряками различных стран: Франции, Португалии, Польши, Всегда эти встречи проходили в „ дружественных беседах. Больше всего с вопросами к нам обращались португаль­ ские моряки. Расспрашивали, как живут советские люди. — Мы, португальцы, в лю­ бом порту всегда стремимся встретиться с русскими моря­ ками и узнать правду о Стра­ не Советов, — говорили они нам. — В печати Португалии пишут только клевету о жизни советских людей. Но мы зна­ ем, что это неправда. Наши моряки с удовольст­ вием рассказывали, как мы живем, говорили об отноше­ нии советских людей к войне и борьбе за мир. Mb ТАНЗАНИЯ. Одна из много* численных бухт Дар-»с-Сала- ма. Отсюда лощы жемчуга отправляются на промысел. Фото Аджерпресс—ТАСС. '«■;у> В свою очередь португаль­ ские рыбаки рассказывали о своей работе и жизни. По их рассказам, условия работы и жизни в Португалии очень тя­ желые. Идя в рейс, они за­ ключают контракт с хозяева­ ми, в море находятся 8—9 ме­ сяцев. Рыбак должен приоб­ ретать для себя матрац, по­ душку и постельное белье, иметь свою спецодежду и за­ купать продукты для себя. Хо­ зяин судна дает только шлюп­ ку, мотор рыбак должен по­ купать на свои деньги, а если его нет, работай на шлюпке с веслами. В 4 часа утра шлюпки спу­ скают на воду и рыбаки рас­ ходятся в разные стороны для ловли рыбы на поддев. Рабо­ тают они на шлюпках по 12— 14 часов, при этом берут с со­ бой сухой паек. При возвра­ щении на корабль они долж ­ ны обработать свой улов и тогда могут отдыхать. Новый день начинается опять с 4 ча­ сов утра. Жилищные и бытовые усло­ вия на корабле тоже тяжелые, матросы живут в общем куб ­ рике, для каждого сделана койка в виде конуры. Койки расположены вдоль борта ко ­ рабля. Здесь же у матросов сушится одежда и обувь. По­ средине кубрика стоит общий стол, на нем можно увидеть всегда грязную посуду. Здесь же рыбаки и едят. Мусор со стола сваливается тут же, на палубу, и никто его не хочет убирать — уборщиков нет. Приходят рыбаки домой, контракт кончается, и они по­ падают в армию безработных. За время нахождения рыба­ ка в рейсе, семья его живет в кредит, а при получении зара­ ботка очень часто ему толь­ ко хватает рассчитаться $6 долги. Нам также рассказывав ли, что условия жизни в стра- не очень тяжелые: все не* угодные фашистскому режи ­ му расселяются в резерва­ циях. Вообще трудовой народ живет на одном месте, не знает своей страны, средства на существование такие скуд­ ные, что выехать куда-то нет возможности. Один моряк рассказывал, что даже люди* живущие в 15 километрах от Лиссабона, всю жизнь не бы* вали в городе. Моряки, да и весь трудовой народ Португалии, осуждают войну, которую ведут правя­ щие круги в Анголе. Моло­ дежь стремится всеми путями не быть призванной в армию, на кораблях почти все члены экипажа призывного возраста, уйти в море — один из спосо­ бов избавиться от службьц Война, рассказывали морякис тяжелым бременем ложится на плечи трудящихся. Имеют­ ся прямые налоги на войну и косвенные, т. е. налоги на предметы первой необходи­ мости. Однако трудовой на­ род Португалии борется за свои права и хочет знать правду о Советском Союзе, Моряки в иностранных портах достают литературу русских писателей, имеют отдельные произведения В. И. Ленина* Нашим морякам они показы­ вали даже материалы XX III съезда КПСС. Они очень дружелюбно на­ строены к нашему народу, особенно к советским моря­ кам, с которыми ищут встре­ чи в любых портах мира. Не было такого дня, чтобы они не приходили к нам на -судно или не приглашали к себе в гости на корабль, всег­ да были очень гостеприимны­ ми хозяевами. Даже вместе выступали в сборной команде по футболу против канадцев,. Смеясь, говорили: «АЛы им дадим жару!» Оставляли свои адреса, да­ рили сувениры, просили, что­ бы мы не забывали их и очень хотели встретиться вновь. И еще просили не называть и* фамилии в печати. Эту прось« бу мы выполняем. < Д. высотин, первый помощник капитан# НПС «Персей-3». о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz