Рыбный Мурман. 1970 г. Сентябрь.
П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Ш ИШ ИШ Ш НШ Ш Ш Ш Г Н о в о е в с и с т е м е п о л и т п р о с в е т , е и и я В СЕТИ партийного про свещения Мурманско го ордена Ленина мор ского рыбного порта в про шлом учебном году часть коммунистов управления, участка и портового флота закончила изучение курса диалектического и историче ского материализма и сей- Sac приступит впервые к изучению научного комму низма. Пропагандисты Л. К. Иванова, М. И. Сухарев и другие умеют богатый опыт, хорошую теоретическую и методическую подготовку. До недавнего времени у значительной части комму нистов- порта не преодолена была какая-то «боязнь> в том, что рядовым коммуни стам тяжело изучать полит экономию, философию. А вот коммунисты А. П. Слышов, В. А. Фофанов, В. И. Кичнев, В. А. Беляев, Д. В. Журенко, И. А. Ев сеев и другие, имеющие не полное среднее и среднее образование,' серьезно подо шли к повышению своего идейно-теоретического уров ня, преодолели б а р ь е р трудности и, пользуясь по лученными знаниями по по литэкономии и философии, могут и умеют по-научному подходить к явлениям жиз ни. Об этом свидетельствует состоявшаяся в порту теоре тическая конфере н ц и я «В. И. Ленин — основатель пролетарской партии нового типа*. Для выступлений на ней было разработано 10 тем. На совещании пропа гандистов было решено, что доклады будут готовить слу шатели всех форм партийной учебы, а выступать будут те, у кого доклад будет при знан лучшим. Теоретическая конферен ция прошла на высоком идейно-теоретическом уров не. Хорошо выступили слу шатели Корзина Л. Ф., Ро* ч хина Г. И., Озорнина Н. А., Фофанов Bt А., Дурыгйн Г. С. и другие. Следует осо бо подчеркнуть глубокое по содержанию и интересное выступление слушателя школы основ марксизма-ле нинизма при управлении порта Владимира Андрееви ча Беляева — радиоопера тора службы капитана. В истекшем учебном году в сети партийного просве щения было уделено внима ние более глубокому изуче нию таких произведений В. И. Ленина, как «Государ ство н революция», «Карл Маркс», «О государстве», «Детская болезнь «левиз ны» в коммунизме» и ряд других. В этом учебном году во всех звеньях партийной уче бы будет сохранена преем ственность. Так, коммуни сты первого участка будут повышать свои знания в трех школах основ марксиз ма-ленинизма, где слушате ли будут изучать политэко номию, в одной школе основ марксизма-ленинизма — на учный коммунизм. И так в каждом участке, цехе. Особенностью учебного года является то, что пар тийные организации больше стали уделять внимания экономической учебе комму нистов. В начальных полит» школах по основам эконо мических знаний будут за* ииматься коммунисты цент ральной котельной (пропа гандист тов. Орехов), на су дах. Всего таких школ бу дет 14, где экономические знания получат более 300 коммунистов и беспартий ных. Вся сеть партийной уче бы будет выглядеть таким образом: школ основ марк сизма-ленинизма 6-го года обучения — 3, школ основ марксизма-ленинизма 3-го года — 9, имеются началь ные политшколы, школы внутренней и внешней поли тики. 25 членов КПСС изъя вили желание посещать уни верситет марксизма-лени низма при ГК КПСС. Наш «золотой фонд» — 36 пропагандистов. Многие из них имеют высшее обра зование, средне-техническое, большой опыт пропаганди стской работы, пользуются авторитетом на работе. Н. ГУСЕВ, зав. кабинетом политпро свещения рыбного порта. Несколько десятков новых школ Алтая впервые распахну* ли свои двери в наступившем учебном году. Одна из них — В селе Черемное Павловского района. Ребята занимаются в трех- этаяшом здании, где оборудованы кабинеты физики, химии, биологии, математики, русского языка и литературы, пения в музыки, рисования и домоводства, истории, иностранного азы? ка. Есть здесь спортивный и актовый залы, библиотека, НА СНИМКЕ: учительница начальных классов Вера Ми хайловна Подлесных с ребятами в новой школе. Фото Е. Логинова, Фотохроника ТАСС. А. КИСЕЛЕ», А. КРАСНОБАЕВ. |||||||1|Ш|Ш||1|||1||||1|||||1)|Ш||1111Ш|||||||||||Ш||||| ИШШШИШШНПШПШ11111I11111II1111111ШШ1 i!I В ТЯЖЕЛЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ ( Продолжение . Н ач . см. е М М 101 , 104 , 105). В декабре 1950 годе большая группа рыбаков трал- флота была награждена орденами и медалями СССР. числе отмеченных орденом Ленина были капитаны Константин Лаврентьевич Бурков, Александр Александ рович Егоров, Андрей Яковлевич Маклаков. Ордена Трудового Красного Знамени были вручены Павлу Пет ровичу Корехову и Павлу Ильичу Баеву. Это были те самые кадры, которые воспитала партия, которые вели за собой экипажи судов. Об К. Л. Буркове (1906— 1964 гг.) мы уже говорили, когда вели рассказ о траулере «Киров» и Отечествен ной войне. Начав морскую карьеру юнгой на шхуне «Андромеда», он прошел все ступени морской служ бы. Плавал на «Бельке», «Мудьюжанине», «Пеликане», ♦Колгуевце», «Гольфстриме», на военном «ТЩ». В июле [А943 года «Полярная правда» писала: «Кто в траловом флоте не знал корабля, на котором плавал капитаном Константин Лаврентьевич Бурков! Бывалый моряк, он ходил в широкие просторы Баренцева моря не только промысловиком, но и исследователем его, море учила его, и он был прилежным учеником». Осенью 1946 года К. Л. Бурков ушел в первый по слевоенный промысловый рейс. Он превратил свой ко рабль в передовую школу опыта. Это он добился в Л947 году рекордного улова в 60 тысяч центнеров. За тем капитан К. Л. Бурков возглавлял промысловую раз ведку Мурмана, был заместителем начальника объеди нения «Мурманрыба» и везде, куда его ни посылали, пользовался заслуженным авторитетом товарищей по работе. Александру Александровичу Егорову в 1950 году вручили второй орден Ленина. Впервые он получил высшую награду Родины еще в 30-е годы, когда пла вал на «Двине». Более четверти века А. А. Егоров t1 902— 1957 гг.) отдал родному траловому флоту. Ко ренной помор из Архангельской губернии с детства был приучен к морю . В 1927 году он поступил в трал- флот матросом. Затем стал штурманом и вскоре капи таном. Это он впервые обнаружил богатую промысло вую Гусиную банку. На траулере «Двина», которым он командовал продолжительное время, любили и уважа ли строгого капитана. Знали его высокую требователь ность и даже крутость характера, но любили. Крепкая дружба связывала Александра Александровича с капи таном И. Н. Демидовым. На памятной фотографии Егоров писал с благодарностью: «Дорогому учителю по Баренцеву морю . Работаю так, как ты учил меня». 10/IV-36 г. Капитан РТ-45 А. А. Егоров». За внедрение стахановских методов работы, за от личные результаты по улучшению качества продукции А. А. Егоров был награжден знаком «Отличник пище вой индустрии». А через год был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Еще до войны Егоров был назначен заместителем начальника тралового флота, но он обещал своей команде вернуться на свой ко рабль. И вернулся в море, хотя для этого пришлось писать в Москву, в наркомат. Талантливый судоводи тель, опытный промысловик! смелый и предприимчи вый разведчик рыбных косяков, он знал, что его мес то, где он принесет наибольшую пользу государству, на капитанском мостике. После войны А. А. Егоров долго плавал на РТ-69 «Иртыш». Нам пришлось слушать как-то на празднич ном вечере во Дворце культуры им. С. М. Кирова вос поминания людей, хорошо знавших капитана Егорова. Инженер С. И. Елкин говорил о «егоровском почерке промысловика», о его скромности в повседневной ж и з ни (А. А. Егоров длительное время жил с ним по со седству на Красноармейской улице, ныне улица капи тана А. Егорова, в угловом доме). На вечере высту пал В. И. Попов, плававший в свое время старшим по мощником на РТ-69 «Иртыш». Он вспоминал об учебе на корабле, а Егоров А. А. умел учить промысловому делу, с ним начинали плавать впоследствии известные промысловики тт. Закурдаев, Тихомиров и многие дру гие. Все знали его требовательность, строгость, и все уважали капитана. Андрей Яковлевич Маклаков (родился в 1904 году) был тоже не новичок в траловом флоте. В послевоен ные годы он прославился как инициатор скоростных рейсов в любое время года. Ему же принадлежала идея и первый опыт глубоководного траления. С 1948 года он возглавлял промысловый коллектив траулера «Ленинград» и там пришла к нему слава удачливого капитана. Но истоки этой «удачи» были в многолетнем опыте Андрея Яковлевича Маклакова, в его нелегком жизненном пути. Известный советский поэт, лауреат Ленинской пре мии Александр Прокофьев в один из приездов в М ур манскую область (а тогда первым секретарем обкома КПСС был его брат В. А. Прокофьев), узнав о А. Я. Маклакове, написал такие строки: «По рыбацким правилам старинным В памятный из многих дней денек У Святого Носа храбро глины С якоря попробовал зуек. Ну, теперь любое дело впору Для тебя, Андрейка Маклаков! Больше стало на море поморов, Больше на деревне рыбаков1 Ну, теперь тебя не укачает Никакая грозная волна, Днями ты ходи в моря, ночами, Забирай всю рыбу в невода!» Это, так сказать, поэтизированное начало биографии Андрейки Маклакова. Сам же он в прозе вспоминал так: _ «...Молодым пареньком работал я в тралово-таке лажной мастерской сетевязом. Мурманский траловый флот тогда еще только зарождался, по пальцам м ож но было пересчитать корабли. Рыбачили только летом, а зимой штурманы и мастера по добыче вместе с на ми вязали в мастерской тралы. Тогда и встретился на моем пути замечательный человек, о котором и поны не вспоминаю с благодарностью, —- Иван Николаевич Демидов. Он плавал штурманом на траулере «Пина гор». Вот как-то вяжем мы с ним трал, а он и говорит: «Знаешь, Андрей, вязать ты умеешь, чувствуешь трал* Плавать тебе на до!» — «Пробовал,— не берут, молод, г о в о р я т , еще». — «Уладим это дело, — ответил он, похлопав мв* ня по плечу. — Приходи». Так и стал я матросом, а потом и мастером по до быче на рыболовном траулере «Пинагор». Вместе со своим наставником и другом А. Я. Мак лаков открывал новые районы промысла, испытывал новые модели тралов. После демобилизации из рядов Северного Военно-Морского Флота (он служил боцма ном) Андрей Яковлевич стал работать старшим штур маном на траулере «Полярный». Кстати, можно вспом нить, что диплом штурмана А. Я. Маклаков получил в возрасте 36 лет, перед самой войной. Он окончил а учебно-курсовом комбинате девятимесячные курсы по программе среднего мореходного училища. На многих кораблях плавал Андрей Яковлевич Мак лаков. В 1946— 1962 гг. он был капитаном на 13 трау лерах — и все эти корабли ходили в передовиках# Сколько труда было вложено за эти годы, сколько хо роших специалистов воспитал ветеран. Он продолжал изобретать и испытывать новые тралы. Тралмейстер В. С. Епифанов с траулера «Капитан Демидов» писал в отзыве: «В результате испытания трала выявили, что он имеет многие преимущества — мешок не прикаса ется к грунту, чем сохраняется его прочность. Улов по казал хорошие результаты». Это было в 1947 году. А через 13 лет испытывается новый трал. Тогда А. Я, Маклаков плавал на РТ «Умба». За один обычный рейс новым орудием лова взяли 220 тонн рыбы. Такого на корабле еще не было. Старший механик П. И. Кучепатов как-то вспоминал,, что однажды осенью на промысле произошла авария —- в машинное отделение быстро проникала вода* Встали во внеочередной ремонт. Потеряли 20 суток — план года был под угрозой. Но А. Я. Маклаков собрал команду и предложил продуманные мероприятия для выполнения годового плана. План был выполнен. С тов. Маклаковым начинал службу в траловом фло те после окончания Великой Отечественной войны Па вел Иванович Городилов, ныне Герой Социалистическо го Труда. Предоставим слово Андрею Яковлевичу; «В сорок пятом году, когда демобилизовавшись из Северного флота, стал работать старшим штурманом на траулере «Полярный», пришел к нам молодой маг- рос. Своим отношением к делу очень напомнил он мне мою молодость. Парень старательно и добросовестно изучал рыбацкое дело. Где что не ладится — обяза тельно попросит совета. Трижды переспросит, если не поймет, зато сделает все ладно, толково. Парня звали Павлом. Павел Городилов. Был он на моей вахте. Очень интересовали его орудия лова, тя** нулся к рыбацким знаниям молодой моряк... (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz