Рыбный Мурман. 1970 г. Сентябрь.
ЭКИПАЖ траулер* «Полярная npaauu* «ахэдмтся в первой А сятке яучшик ю я м я п и м суде* бортового траления rtft МаИ «шальному еылоау рыбы «а истекший период года. НА ЭГОН СНИМКЕ] передовые корпии нораоля (слева напрев^ гарший «яестер по обработке рыбы, дарнии ком«уиисти*есно§ руда Александр Андриянович Потапов, матрос, лучший шисрщк ыбы Эдуард Антонович Моцкус и старший механик, недавно к ианаденный Почетной грамотой Президиума Верховного Сомп СФСР, Семен Гаврилович Камендровсний. К ОГДА в последних чис лах августа Иван Ива нович Столбов, в п и тан рыболовного траулера «Лоцман», после неодно кратных приглашений, нако нец, появился в одной из редакционных комнат, сразу как-то стало тесновато. Пе редо мной опустился на предложенный стул широко плечий человек, неторопли вый и до крайности застен чивый. Он сел н как-то очень просто пожаловался, что прямо-таки забегался. Тре тий день судно стоит в пор ту, а он все на ногах да на ногах: сначала их со стар шим помощником выслуши вали на балансовой комис сии, потом был у начальни ка тралового флота на прие ме, где «пробил» очередной отпуск, потом уладил дела с плановым отделом и бухгал терией, потом в партком за ходил, потом... Одним сло вом, этих самых «потом» было с десятка два. — Вот отпуск дают, — сказал он, — поеду в сана торий кости сушить. Остал ся бы, конечно, здесь, но годы уж больно подпирают, да к тому же по опыту знаэд, что в Мурманске сейчас дожди зарядят и вто надол го. Не будет больше пого ды. По той уверенности, с ко торой он произнес последние слова, я решил что Иван Иванович выходец из помо ров. Ведь на деле действи тельно получается так. Ле- Р Ы Б А Ц К И Е М И Л К А П И Т А Н А СТОЛБОВА то в Заполярье всегда при ходит неожиданно. Рано, поздно да, но, главное, не ожиданно и также резко, пак нриходят, теплые дни обрываются и тогда над го родом, на мучения тем, кто обзавелся ревматизмом, без раздельно властвует сы рость. Но Иван Иванович до 1937 года даже не слышал, что где-то живут и 1трудятся поморы, предки которых хо дили в Мангазию, — люди крепкие духом и телом, пре красные мореходы, полу чавшие от моря все необхо димое для пропитания се мей. И если бы не стряс лась беда с его отцом, если бы не осиротел дом, он, на верняка, тан и остался бы руки и нне — привело Была зима 1937 года. Су ровая, жестокая своими мо розами зима. Индевел ме талл, с жалобным стоном гудели телеграфные прово да, трещал, словно дорогу устлал кто сухим валежни ком, под ногами снег, ярки ми всполохами по звезд ному небу4 металось се верное сияние. В такие но*н было жутко холодно. Порой не хотелось подниматься на работу. За ночь злой ветер выхлестывал из печной тру бы все тепло маленькой комнатушки, где жила тет кина семья, и которая на время согласилась приютить Ивана, и ему все казалось, что до тачала рабочего дня еще долго-долго, однако по настенным часам уже выхо дил седьмой час утра, а на Б А Н Э М Е Р О Л Д Т УМАН, липкий и плот ный, закрывший ее только небо, в такой, что полубака не вцдно. Тра улеры ходят, как в потем ках, — спасает лишь зоркое око локатора. И словно за блудившиеся грибники, ау каются они басовитыми тре вожными гудками. — Иду-у-у. — Я ту-у-у-т. Туман — горе для судо водителей, каждая вахта ка жется вдвое длиннее обыч ной. когда над толовой солн це. а горизонт чист до бес конечности. Но такая уж эта банка, Эмеролд, в лет ние месяцы ясной ного- дой балует в редкие дни. Поэтому н вспомнилось штур манам большого морозильно го траулера «Куприн» нача ло рейса. Остановились по пути на промысел у Исландии — синекорый палтус ловился тут. Вокруг — благодать. Вдалеке горящие на солнце снежные вершины острова, океан всколышан легким ветром, видимость — преот личная. Работай в удоволь ствие. Но такая уж рыбац кая профессия, выбирать места лова приходится не по экзотике, а там, где рыба есть.' Палтус вскоре пропал, да и льды, идущие с арктиче ского севера стали вытес нять. Ждать, когда они прой дут, ---- занятие дорогое, у рыбаков каждая минута на учете. И проложил капитан «Куприна» Николай Кон стантинович Зотиков курена туманную банку Эмеролд. Здесь, собственно, и про шло все четырехмесячное Плавание экипажа. Тяжелое, но и по-своему радостное. Хотя бы потому, что $ день В ыхода не порта моряки за- ималн 17-е место среда юллег с однотипных кораб- [ей, * вернулись лидерами гредсъездовского соревнова ния. Прячем разрыв между ближайшим соперником со ставлял более пятисот тонй, — О Первых дней работы мы настроили коллектив яй fo, чтобы Промысел шал рав номерно, без спадов и под-ь* §моа, — сказал первый по мощник капитана Михаил Григорьевич Никитин* — В атом была необходимость. Морозильные камеры на на шем БМРТ маломощные, ес ли выбиться ав ритма, то поток они не смогли бы обес печить дополнительную мо- розку. Пожалуй, самое трудное для проашеловвков — по ставить таку» задачу я вы полнить ее. Ведь в шутли вых словах «рыбалка — де ло водяное» — много исти ны. Порой, как ни старайся, а трал приносят мизерный улов. Но в том-то и дело, что мастере по добыче, еу- ми. Впрочем, редко какой совет обходился без того, чтобы на нем не дали слове командиру «Куприна». И ве только ему. Как-то пригла сили к микрофону техноло га Юрия Федоровича Князе- доводителн «Куприна» про-' явили настоящую рыбацкую зрелость" и не поднимали пустых тралов. Тралмейстер Мнрон Эрас тович Соловьев, знаток сво ею дела, отдавший тралово му флоту почте полтора де сятка лет, учел это обстоя тельство. По согласованию в мостиком, как называют ры баки деловой контакт между палубной командой и судо- бодителями, вооружил на врякий случай пелагический ■фал. Некоторое Время он Находился в бездействии, однажды ночью, па вахте второго I, по прибору обнаружн- хорошнй косяк ПОДНЯЛСЯ $ средние слои воды. Й вот ужа Слышится команда: — Перейти на пелагнче- окий тр&д! X через полчаса другая! г - Трал за борт! Двести Центнеров скумб рия и Других рыб выловили ?огда. И не мудрено, чтойв- Вавтра капитан Зотиков на промысловом совете делился 8 коллегами своими секрета* — Расскажите, как рабо тает консервная бригада. По сводкам видим: в полтора раза больше вашего выпус каете консервов в сутки, — попросили с других больших морозильных траулеров. Действительно, консерв ные мастера доставили В порт консервов из тресковой вечени без .малого два рей совых заданий. И, понятно, технологу было о чем ска зать, помочь товарищам по труду поправить дела. Когда требовалось, эта по мощь оказывалась не только советом. Уже перед сняти ем с промысла обратился к морякам «Куприна» капитан БМРТ-238,. Так, мол, и так, вышли в море, а в штате матросов не хватает одного матроса. Выручайте. В щекотливое положение попали купринцы. Четыре месяца, нроваденных в оке ане, порядком надоели каж дому. Тянет домой, и руки устали, и до чертиков опро тивел липкий туман. Кто же рещится еще т а некоторое время отсрочить встречу i берегом. Б приказном поряд ке тут ничего не сделаешь, надо учитывать желание. В его проявил мастер ПО добы че Владимир Гаврилович Гашиш. — Спасибо, — благода рила о Дйестн тридцать вось мого. .Так проходил этот рейс жипажа БМРТ-401 «КуП- I» на Сайке бмвролд, где (етля&н И е зД Ж Йебей- !дка пробивались сквозь гманную З&весу, Где Лйур- #аны привыкли 9 частым подвахтам — так бываем яри сложных условиях пла вания, и где все девяносто $ Лишним человек вершили ееов доброе Дело: з&дание рейса ПО выпуску пищевой продукции значительно пе рекрыто, ее реализовано на 1.526,3 тысячи рублей — на 103,6 тысячи больше плана. В, СЕРГЕЕВ. станции, наверняка, уже сто йл и ждал рабочих, пробив шийся сквозь бураны в снежные заносы, товарняк, И хочешь-не х о ч е ш ь , Каждое утро приходилось 5 ешителыю сбрасывав деяло, залезать в Шую одежку я, стуча Ми от лютого Холода, бежать на железную дорогу. В ту памятную для Ивана Ивановича зиму многие юноши в девушки нриеха а Север, прекрасный го род, чтобы со здать здесь мощ ные рыбодобыва ющие флоты, ры- бообрабаты в а- ющие н судоре монтные заво ды, чтобы стать знаменитыми ка питанами, про славленными ин женерами, ytft- йЦмя, наконец, чтобы стать ге роями. И они ста- Яй героями, йм удалось добиТЬ- ся всего, чего желали. На б е р е г у Кольского зали ва построен и продолжает рас ширяться пре краснейший го род, в океаны уходят не просто корабли, а пла вучие рыбофаб- рики, о с н а щ е н н ы е це цоейеднему слову техни ки. мы видим могучий орде- йа Ленина рыбный порт в рыбокомбинат, цехи судоре монтного объединения «Су доверфь». Свершилось то, о чем мечтали эти люди, ко торым сегодня за пятьдесят, которые ради всего этого терпели лишения, неустро енность своей жизни. трудиться н ees в а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz