Рыбный Мурман. 1970 г. Сентябрь.
У ОДНОГО американского фанта ста есть рассказ. Где-то в звезд* ной пучине затерялся космиче ский корабль. Случилось непоправи- мое — вышел из строя фотонный дви гатель. Со скоростью , превышающей скорость света, уносится корабль с кос монавтом на борту все дальше от сол нечной системы. И нет силы, которая бы изменила движение корабля. Кос монавт может жить долгие годы. Ему ничто не угрожает. Только одиночество. Проходит месяц, другой этого страш ного единоборства, и космонавт начи нает мечтать о случайном столкновении корабля с метеоритом. Он ждет гибели. -В конце концов космонавт не выдер живает схватки с одиночеством. Он уничтожает корабль и себя. Об этом рассказе, прочитанном мно го яет назад, я вспомнил в Гетеборге, коротая один из долгих субботних ве черов у телевизора. Шла обычная, на гоняющая дремоту программе. Кон церты поп-музыки сменялись трансляци ей богослужения в протестантской це р к ви, неутомимый детектив Мак-Гилл рас крывал очередное преступление... И тут был показан короткометраж ный английский фильм, настолько не похожий на обычное телемесиво, что О нем стоит рассказать подробнее. ..Хочная лригородная электричка. В пустом вагоне юноша-мулат. Очевидно, студенг. Читает книгу. Во время одной из остановок юноша бросает взгляд в окно и видит одиноко стоящую на пер роне тоненькую девушку. взгляды встречаются. Легкая улыбка на лице у обоих. Через мгновение девушка в ва гоне. Она садится около двери. Затем, не отрывая взгляда от юноши, переса живается все ближе и ближе. Вот они рядом. Девушка заговаривает, юноша вежливо, но коротко отвечает ей. Девушка становится настойчивее. Она начинает гром ко смеяться, непрерывно говорит. Наконец, выхватывает из рук юноши книгу, швыряет ее на пол, об хватывает шею студента руками. Тем временем вагон заполняется пассажирами. Они молча садятся на скамейки, и каждый углубляется в свое дело. Пожилой человек достает газету* женщина начинает вязать шарф, моло дой человек с фигурой атлета монотон- . но жует резинку, устремив взгляд в пу стоту. Юноша-мулат смущенно оглядывает ся: не вызовет ли у пассажиров раздра жение странное поведение его случай ной спутницы. Оказывается, нет. Никто не обращает на них внимания. А де вушка тем временем окончательно те ряет контроль над собой. Она, как одержимая, бросается на юношу, на чинает хлестать его по щекам, кричать. И тут студент с ужасом понимает, что это ненормальный человек. Он пытает ся успокоить ее. Напрасно. Тогда юноша обращается за по мощью к пассажирам. Но его никто не видит, никто не слышит. Взбешенный студент подскакивает к человеку с га зетой и кричит ему в самое ухо, по казывая на вконец обезумевшую* де вушку. Тот невозмутимо продолжает читать, уткнувшись носом в газету. То ж е самое повторяется и с женщи ной, и с парнем-спортсменом, и с дру гими пассажирами. Выведенный из се бя общим равнодушием, юноша выхва тывает газету из рук пассажира и рвет ее. Тот спокойно вытаскивает вторую газету и снова погружается в чтение. Юноша вырывает из р у к женщины вя зание, а та достает из сумки новый мо ток шерсти. Юноша трясет за пиджак спортсмена, а тот, глядя поверх его го ловы, продолжает жевать резинку. Страшным взглядом окидывает юно ша эту, ко всему безучастную и безраз личную толпу. Он осознает, что здесь новляя прерванный разговор, — то обычно имеют в виду концентрацию богатств в руках монополий, милита ризм, коррупцию и так далее. Все это совершенно правильно. Но очень ред ко упоминают о таком страшном биче, как рост духовного одиночества, как страшная разобщенность людей в ка питалистическом обществе. А ведь все это вытекает из самой природы капи тализма. И кое -ком у здорово на руку . Видишь эти домики? Правда, до чего они чистенькие, аккуратные? Стен указал на сбегающие по откосу дома, до того похожие друг на друга, и до того одинаково подстриженными газонами, что начинало рябить а гла зах. — Это не просто дома. Это малень кие мирки, удаленные друг от друга на миллионы парсеков. Люди живут ря- можно рассчитывать только на свои собственные силы. Он хватает бесную щуюся девуш ку и тащит ее к выходу. Та вдруг стихает, на лице ее появляет ся ангельская улыбка. Юноша не верит себе — неужели приступ прошел? Он тоже пытается улыбнуться. Девушка от крывает сумочку и что-то ищет« Не пол падает надкушенное яблоко, пуд- ренница, губная помада, зеркальце. Вдруг мы видим е руках у девушки стилет. Короткий удар — и юноша хватается руками за живот. Второй удар в сердце. Студент падает. Все с той же ангельской улыбкой девица накло няется над упавшим и начинает вспары вать ему живот. Течет кровь. Женщина вяжет шарф. Течет кровь, Парень ж у ет резинку. Наконец, девице надоедает это заня тие. Собрав все выпавшее из сумочки, она медленно идет к выходу. Заканчивается фильм так. Снова ноч ная электричка. Снова в пустом вагоне уже другой юноша читает книгу. Слу чайно он смотрит в окно и видит на перроне одинокую девушку... Они улы баются друг другу... А на следующий день мы долго бро дили со Стеном, одним из моих новых шведских знакомых, по району Гете борга, носящему труднопроизносимое для нас, русских, название Фрелунда. Мимо, по Марконигатан, мчались трам ваи. Где-то там впереди они нырнут в туннель. — Когда говорят и пишут о пороках капитализма! — произнес Стен, возоб- дом, могут прожить двадцать, три дцать лет и не знать друг о друге ров ным счетом ничего. Законы, по кото рым живет шведский обыватель (да и не только шведский), просты. Создай свой маленький л^ирок, создай свое ма ленькое благополучие. Сажай цветы в своем крошечном садике (это часть твоего мирка), люби свою жену и уха живай за своей машиной (все это тоже принадлежности твоего мира). Д о все го же, что происходит за тонкой с ко р лупой мирка, обывателю в лучшем слу- чае нет никакого дела. Сохранить скорлупу, сохранить любой ценой. И пускай где-то рвутся атомные бомбы (это так далеко), пускай где-то корчатся в огне напалма люди, вымирают от го лода целые народы. А в садике обыва теля традиционные часы традиционно отсчитывают время. Его время. Время его мира. И разве могут интересовать обывателя страдания каких-то там на родов, если за двадцать лет он не удо- сужился узнать имени своего соседа, поинтересоваться, где он работает, чем он живет. Это же неприлично, в конце концов, быть любопытным. Стен замолчал. М ирок обывателя! Конечно, было бы ошибкой относить к числу замкнутых эгоистов обывателей всех этих доми ков, квартир, усадеб. В одинаковых стандартных шведских домах живут в общем-то разные люди. Есть среди них и те, ком у не безразлично, что сегодня происходит в мире, происходит в их собственной стране. Это они в годы второй мировой войны, рискуя жизнью , переправляли из Дании и Норвегии в нейтральную Швецию бойцов Сопро тивления, когда тем грозила смертель ная опасность. Это они сегодня прини мают участие в демонстрации протеста против американской агрессии во Вьет- наме, отказываются разгружать грече ские суда, протестуя против диктатуры «черных полковников)». И таких людей в Швеции много. Но сейчас речь идет не о них, а о той прослойке шведских обывателей, которых сегодня ничто не волнует, ка к не волновал в годы войны тот факт, что каждый четвертый снаряд, выпу* щенный гитлеровцами, был сделан ив шведской стали. В Швеции издается масса всевоз можных журналов для дома и семьи* На первый взгляд — что в этом пло хого? В таких журналах каждая хозяй* ка может найти немало полезных со ветов. Но журналы эти преследуют и д ру гую цель. Они формируют внутрен ний мир обывателя, четко очерчивают сферу его жизненных интересов. Заполненные всевозможной рекла мой, журналы, газеты, телевидение, радио день за днем, месяц ва меся цем, год за годом твердят: «приобре ти то-то и ты будешь счастлив, только такая-то покупка сможет поднять тебя в глазах окружающих , лишь такой-то интерьер гостиной внесет мир и согла сие в твою семью». И обыватель, за лезая в долги, покупает, заменяет, пе реставляет. В материальном благополучии чело*1 века нет ничего плохого. Но ко гда стремление к личному благополучию становится главной и единственной целью в жизни, это уже страшно, Та кой человек может лойти на все. Мы молча шли со Стеном мимо свежевыкрашенных опрятных домиков. А я невольно думал о том, что в свое время никто иной как Гитлер, исполь зуя пассивный нейтрализм обывателя, уничтожил компартию , загнал в тюрьмы лучших сынов немецкого народа. Но, когда потребовалось, Гитлер, не заду мываясь, вытащил обывателя из его уютной квартирки, напялил на него сол датский мундир, сунул в руки автомат и послал убивать женщин и детей в де ревнях Смоленщины и Харьковщины. Прозрение для обывателя наступило в заснеженных полях Сталинграда, но бы ло уже поздно. «Разделяй и властвуй» — этот пе чально известный тезис стар, к а к мир» Но сегодня капитализм несколько усо вершенствовал его. Оказывается, м ож но разделять не только народы, «лас* сы, социальные и национальные гр уп пы. М ожно разделять и отдельные че ловеческие души. Анатолий ДАРЬЯЛОВ. СЕНТЯБРЬСКИЙ ЭКРАН На экраны города вышел двухсерийный фильм «ПРЕ СТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», поставленный по одноименно му роману Ф. М. Достоевского киностудией имени М. Горь кого. Содержание романа «Пре ступление и наказание» хоро шо* известно советским чита телям. и нет смысла пере сказывать фильм. В роли Раскольникова снимался мо лодой актер Ленинградского театра юного зрителя Георгий Тараторкин. Это его первая большая роль в кино. Слож ный психологический образ Лорфирия Петровича создал на* экране Иннокентий Смок туновский . Артистка Ленин градского ТЮЗа Татьяна Бедо ва, сыгравшая роль Сонечки Ма£меладовой, — дебютантка в киЦо. В сентябре северяне Позна ней ятся с еще одним отече ственным фильмом — «СВА ДЬБА ВО ДВОРЦЕ». Эта широ коэкранная музыкальная ки нокомедия поставлена на сту дий «Молдова-фильм». р селе заканчивается стро ительство колхозного Дворца бракосочетаний, которому бу дет посвящена специальная передача республиканского те левидения; первая свадьба должна стать показательной, н поэтому председатель кол хоза заранее заручился согла сием лучшей птичницы Лины на брак с передовым лесни ком Маноле, но... Что случи лось дальше, вы узнаете, по смотрев фильм «Свадьба во Дворце». На суд советских зрителей Представляют две свои рабо ты кинематографисты Румы. нии. Картина «МЕСТЬ ГАЙДУ- НОВ» является ка к бы продол жением уже известных нам фильмов «Гайдуки» и «По хищение девушек». -Тяжесть турецкого ига: Сожженные деревни, осиротев шие дети, рабство на пороге XIX века. Правящая клика страны оставалась равнодуш ной к бесчинствам наместни ка султана. И тогда в борьбу с поработителями румын всту пают народные мстители — гайдуки . Об нх дерзких схват ках и пойдет рассказ. Вторая румынская картине также посвящена далекой ис тории этой страны. «КОЛОН* НА» — фильм-эпопея, расска зывающий о событиях 106— 114 годов нашей эры, когда шла война между даками н римлянами. Однако авторы выдвигают на п ^ в ы й план не борьбу и месть, а процесс духовного сближения между двумя народами, постепенное слияние даков с римлянами» что привело к образованию румынской народности. «ЛвИЖУЩИЕСЯ ПЕСКИ» - яеита, снятая творческим кол лективом «Иллюзион» (Поль ша). Главные действующие яй ца — отец и сын. ...Гжегожу — 11 лет. Во вре мя каникул он отдыхает вме сте с отцом в тихом живопис ном местечке. Несдеиданно мужскому уединению пришел конец. И виновницей была де вушка Анна, которая внесла разлад во взаимоотношения между отцом и сыном. В «Движущихся песках» де бютировал в художественном кинематографе изве с т и ы й польский документалист Вла дислав Шлесицкий. «ПОЕЗДКА ОТЦА» — так на зывается французский фильм. Здесь зрители встретятся с попдоярным комиком Фернан делем. Только на сей раз у него роль — серьезная. Фер нандель играет фермера Кан- тена — коренного сельского жителя, нежно любящего свою жену и дочерей. В этом месяце выйдут на э к раны два индийских фильма: «ЦВЕТОК И КАМЕНЬ» и «АНУ- ПАМА». МУРМАНСКОЕ ВЫСШЕЕ ИНЖЕНЕРНОЕ МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ • Министерства рыбиого хо зяйства СССР приглашает ВЫ ПУСКНИКОВ СУДОВОДИТЕЛЬ СКОГО факультета 1955— 1970 гг. на ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ, посвященный 20-летию училища. Вечер состоится 16 ОКТЯБРЯ в. г. в г. МУРМАНСКЕ. О программе вечера справиться в училище. можнб Диплом N# 2938, выданный главным капитаном Мурман ского рыбного порта 12 января 1962 года штурману малого плавания Тарасенкову Виктору Яковлевичу, считать недейст вительным. «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена ! экз. — 2 коп. Мурман ская областная типография, г. Мурманск. Зак. 4006. ПН-04481, «Секретарь парткома» — та« называется двухсерийный телеви* зионный фильм, съемки которо* го начались на Киевской студил художественных фильмов имени А. Довженко. Новая лента расскажет о ста новлении молодого секретари парткома, о взаимоотношениях между людьми в современном се ле* о борьбе колхозников за вы* полиение решений партии и пра* вительства по сельскому хозяй ству. Автор сценария Виктор Богаты рев, режиссеры - постановщики Николай Ильинский и Олег Леи* циум, оператор Вадим Верещак. НА СНИМКЕ: кадр из фильма» Слева направо: председатель коя* хоза Любарский — заслуженный артист РСФСР Михаил Глузский# секретарь парткома — актриса Людмила Полякова, счетовод кол* хоза Гончаренко — народный ар тист РСФСР Алеисей Чернов. Фотохроника ТАСС» Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ П Р И Х О Д : МГ-0120 «Якутск», МГ-0319 «Моги- • лев», МИ-4232, МИ-0229, МИ-0720, ТР «В. Суриков», танкера «Кекур». ЗАВТРА: МГ-0139 «Ад- жзристан», МГ-0156 «Чир- чнк», МГ-0066 «Урал», МИ-0422.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz