Рыбный Мурман. 1970 г. Сентябрь.

Л Д Р Т И И Я Л Я ж ш з я ъ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ Э КИПАЖ транспортного рефрижератора ««Пио­ нер Мурмана» —- ком - сомольско - молодежный. 70 процентов личного состава —- это моряки в возрасте до 30 лет. Четвертую часть коллек­ тива составляют комсомоль­ цы. За два с небольшим года нахождения судне ->» эксплуа­ тации наш экипаж неоднократ­ но выходил победителем в со­ циалистическом соревновании среди транспортных рефри­ жераторов «Сеярыбхолод- флота», Недавно о б к о м ВЛКСМ присвоил экипажу по­ метное звание имени XV I съезда ВЛКСМ, а гор ком КПСС и горисполком прису­ дили переходящее Красное знамя по итогам соревнова­ ния за I полугодие 1970 года. Все это — результаты боль­ шой- и кропотливой работы, которую проводит партийная организация по воспитанию молодого состава своего эки­ пажа. И у парторганизации, и-' ,у администрации за время эксплуатации судна четко про­ явилась в работе ставка .на молодежь. , Так, в практиче­ ской деятельности командова­ ние судном не боится выдви­ гать на более высокие долж­ ности молодые кадры. За два года вырос от чет­ вертого до второго механика бывший комсорг судна Альги- мант Шинкус. Недавно он принят в члены КПСС. Стал вторым помощником капита­ на- комсомолец, ударник ле­ нинской вахты Федор Степа­ нов. В течение полугода фото­ графия комсомольца старше- А. КИСЕЛЕВ, А. КРАСНОБАЕВ го матроса Вениамина Воро- шнина не сходит с общефлот­ ской Доски почета. За два года комсомольца­ ми было допущено только два случая нарушения трудо­ вой дисциплины. Мы считаем, что это неплохо, если учесть, что состав экипажа менялся в течение этого времени весьма значительно. Воспитание молодежи на революционных, ' боевых и трудовых традициях совет- ского народа — процесс, тре­ бующий большого разнообра­ зия форм и методов. Один из путей, ведущих к этому, — приобщение молодежи ко всем сторонам производ­ ственной и общественной жи­ зни коллектива, развитие у нее инициативы и самодея­ тельности. Наша партийная ор ­ ганизация на одном из пер­ вых же партийных собраний рассматривала вопрос о по­ вышении роли комсомольской организации во всех обла­ стях общественной и произ­ водственной жизни , экипажа. И теперь она периодически возвращается к этому. ' Для того, чтобы молодежь постоянно помнила подвиги отцов, чьей кровью завоева­ но счастье сегодняшнего по­ коления, проводятся встречи с ветеранами войны, героя­ ми труда. Так, у нас на судне молодые моряки с большим вниманием слушали рассказ нашего боцмана, в прошлом разведчика бригады морской пехоты Ивана Маркьяновича Нестерчука. Он был участни­ ком боев за Лиинахамари, штурмовал Киркенес. И со­ вершенно по-другому открыл­ ся перед моряками их стар­ ший товарищ, уже в 16 лет державший в руках оружие, с которым защищал завоева­ ния Великого Октября. Действенной формой вос­ питания молодежи на трудо­ вых традициях мы считаем на­ ши шефские связи с коллек­ тивом ордена Ленина комби­ ната «Североникель» им. В. И. Ленина. Руководители комби­ ната, передовые рабочие, комсомольские активисты ~ частые гости на борту наше­ го судна. Наша делегация * также дважды посетила ком ­ бинат «Североникель», позна­ комилась с цехами, ново­ стройками Мончегорска, бесе­ довала с рабочими. Кроме то­ го, наш экипаж шефствует над Домом пионеров имени А. Бредова. Пионеры также очень частые гости ка нашем судне. Много внимания уделяет парторганизация совместно с комсомольским бюро интер­ национальным связям. Моря­ ки нашего судна встречались с финскими и норвежскими гостями, принимали у_ себя на судне моряков из Англии и Западной Германии, беседова­ ли с моряками из ГДР. - Когда комсомольцы нашего «Пионера Мурмана» решили собрать средства в фонд по­ мощи борющемуся Вьетнаму, все моряки, по примеру мо ­ лодежи, отдали свой дневной заработок в этот фонд. А недавно комсомольцы экипажа завязали дружбу с воинами Мурманского гарни­ зона. Отличники боевой и по- 5 литической подготовки были тепло приняты на борту, осмотрели корабль, беседова­ ли с моряками. Затем мы нанесли ответный ви­ зит, рассказали воинам о сво­ ей работе. Думается, что та­ кая дружба принесет большую пользу. Наша партийная %организа­ ция уделяет много внимания политической учебе комсо­ мольцев. Второй год моло­ дежь занимается в кр уж ке «Беседы о партии», руково ­ дят которым коммунисты. В минувшем учебном году комсомольцы дополнительно к программе изучали отдель* ные ленинские работы, гото­ вясь к ленинскому зачету по таким работам вождя, как «Задачи союзов молодежи», «Великий почин», «Как орга­ низовать соревнование?» Ком ­ сомольцы принимали актив­ ное участие в подготовке и работе судовой теоретиче­ ской • конференции по теме: «Ленин — основатель партии нового типа и Советского го­ сударства». Конечно, в работе с моло­ дежью у нас имеются и не­ достатки, и упущения. Порой партийная организация еще слабо развивает инициативу молодежи, полагаясь лишь не одни практические задания. Мало мы учим молодых командиров воспитательной работе с подчиненными, недо­ статочно требуем с них, как с воспитателей. В своей работе с молоде­ жью партийная организация транспортного рефрижерато­ ра «Пионер Мурмана» в даль­ нейшем будет продолжать курс на всемерное развитие ее инициативы, на воспитание у молодых моряков чувства гордости за все свершенное отцами и ответственности за наше общее дело. А. ХАРЧИСТОВ, член КПСС, капитан - директор ТР «Пи* онер Мурмана». •••. • •*.< чСТХ*у?%*•*/ 7 сентября исполняется 100 лет со дяя рождения русского писателя А. И. Куприна (1870 — 1938). Творчество этого мастера прозы заслужило большую любовь и признательность советских читателей. Его Ий4" вести и рассказы, правдиво показывающие антагонизм труда и капитала, эксплуа­ тацию рабочих, порабоще­ ние личности буржуазным обществом, и поныне застав­ ляют нас горячо сочувство­ вать угнетенным, учат нена­ видеть угнетателей. Реалистично изобразив во многих рассказах различные стороны жизни паразитиче­ ского общества царской России, писатель убедитель­ но показал его моральное падение, заклеймил его бес­ смысленную жестокость н пошлость. Яркое, печалящее н ра­ дующее слово Александра Ивановича Куприна живет в вашем народе полнокровной жизнью. I В ТЯЖЕЛЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ {Продолжение. Нач. в 101 и 104). . Экипаж траулера «Ленинград» доказал, что скорост. Ные рейсы возможны не только в летнее время, но и е зимнее. Пример «Ленинграда» поддержали 40 трау­ леров. - Хорошо трудилась во время скоростных рейсов команда траулера «Палтус». На корабле систематиче­ ски обсуждались вопросы повышения производитель­ ности труда, выявлялись резервы коллектива, намеча­ лись реальные планы улучшения выпуска продукции. Все члены экипаже единой дружной семьей боролись за перевыполнение плана. Много рационализаторских .предложений, способствующих усовершенствованию процесса обработки рыбы, внес рыбный мастер А. А. Пономарев. Не считаясь со временем, работал засоль­ щик Капров. Салогрей Мошаров выступил инициато­ ром общефлотского соревнования такого рода специ­ алистов. Первое время после войны почти три четверти уло­ ва давал Канинско-Колгуевский район. Сначала отдель­ ные корабли, а за ними и отряды стали чаще наведы­ ваться на Мурманскую и Финмаркенскую банку, а за­ тем уходить и к острову Медвежий. 4 В 1948 году наши суда посетили Шпицбергенскую банку, облавливали Норвежский и Зюйдкапский жело­ ба. Обнаружилось, что это очень перспективные райо­ ны: там было много трески, пикши, окуня; там бьщи сравнительно ровные грунты. Капитан-флагман Маевский тогда писал: «Окуневая банка в районе Норвежского желоба по стойкости концентрации рыбы занимает одно из пер­ вых мест среди промысловых районов. Промысловая /обстановка в этом районе позволяет проводить исклю­ чительно скоростные рейсы и возвращаться в порт с полным грузом». В 1949 году на судах тралфлота начал вновь внед­ ряться хозрасчет. Мы уже говорили, что до войны на ряде судов тралфлота хозрасчет стал законом промыс­ ловой деятельности, но в войну об этом было некогда думать. И вот в первой же послевоенной пятилетке ка­ питаны траулеров получили задание — покончить с бесхозяйственностью и расточительностью, взять за ос­ нову работы корабля требования хозяйственного рас­ чета. Как тогда выглядела эта экономическая мера? Каждый траулер получал годовое задание с разбив­ кой по кварталам. Каждый экипаж знал, сколько рыбы нужно было выловить, каков должен быть ее ассорти­ мент, какова сортность (качество продукции). Хозрас­ чет подразумевал борьбу за снижение себестоимости каждого центнера выловленной’ рыбы, за повышение производительности труда каждым членом командь^ за рентабельность каждого корабля» Однако и в 40-е годы, так же, как до войны, ввести хозрасчет на всех судах не уда/юсь. Причин было мно­ го, но главной была неразбериха в вопросе — кто от­ вечает и, стало быть, учитывает показатели себестоимо­ сти, прибыли и рентабельности. Зачастую складывалось положение, что командиры судов и их экипажи не зна­ ли, за что борются, каковы их стоимостные показате­ ли, сколько стоит рыба их улова. И опять в большин­ стве случаев ответственность за хозрасчетные показа­ тели ложилась на руководителей флота, на работников планоного отдела и экономистов. • Проблемам внедрения .хозяйственного расчета было уделено внимание на втором пленуме Мурманского областного комитета ВКП(б), где обсуждался вопрос «О ходе социалистического соревнования за выполнение предприятиями промышленности и транспорта планов четвертого года пятилетки». Пленум отмечал, что вы­ полнение плана идет с большими срывами. Только в июле 1949 года 40 кораблей уш ли 'из порта на промы­ сел с опозданием. Нередки были случаи нерадивого отношения отдельных рыбаков к своим обязанностям, плохой дисциплины труда, халатного отношения к во­ просам снабжения судов всем необходимым. Вскоре после пленума обкома партии в Мурманске состоялось общегородское собрание стахановцев, где с докладом о задачах рыбаков Мурманского бассейна выступил зам. начальника объединения «Мурманрыба» А. Ф. Таран. Он подробно проанализировал работу лучших экипажей, которые внедрили хозрасчет и ус­ пешно выполняют и перевыполняют планы. Успехи траулеров «Сельдь» (капитан Д. П. Бурков), «Семга» (капитан П. П. Баев) объяснялись широким разверты­ ванием соревнования, ритмичной работой всего экипа­ жа, введением суточных графиков вылова и разделки рыбы. .М но го сделали для успехов своих кораблей их ка­ питаны. Не считаясь со временем, они присутствовали на всех подъемах трала, а в горячие дни вообще не покидали мостика. Их совет (а у каждого опытного ка­ питана за плечами были десятилетия промысловой ра­ боты) одинаково нужен был и тралмейстеру, и рыбмас- теру, и матросу. Капитаны прославленных траулеров «Киров» и «Ро­ лик» К. Л. Бурков и А. И. Сапогов вместе с основной частью экипажей перешли на отстающие в прошлом корабли «Семга» и «Лосось». Они организовали рабо­ ту так, что и эти корабли стали передовыми. Константин Лаврентьевич Бурков начал работу на новом рыболовном корабле с того, что побеседовал с каждым членом экипажа, узнал, чем он живет, какие у него радости и горести, чем он хорош и какие у него недостатки. А впоследствии капитан К, Л. Бурков давал возможность прлнрстью раскрыться талантам каждо­ го рыбака. Алексан д р Иванович Са­ погов также, как его колле­ ги, использо- > вал 39-метровый трал Михова, предварительно обучив команду технике лова. Капитана можно было видеть везде: на мостике он учил самостоятель­ ному вождению штурманов ,. на палубе он был при каждом подъеме трала, часто бывал в машинном отде* лении. Капитан заботился о рыбаках своего корабля^ учил их рыбопромысловому делу, воспитывал в каж ­ дом члене экипажа дисциплинированность и ответствен­ ность. Неоценимую помощь капитанам, оказывали трал­ мейстеры. Если командиры кораблей стремились най­ ти как можно больше рыбных косяков и сделать все возможное, чтобы обловить их, то количества вылов­ ленной рыбы зависело от тралмейстеров подчинен­ ных ему матросов. Среди рыбных мастеров разверну­ лось соревнование за улучшение качества продукции. Отличных результатов добились мастера обра­ ботке рыбы с траулеров «Ленинград», «Семга», «Нава­ га», «Палтус». Они выпускали продукцию только отлич­ ного качества. Прекрасно знал свое дело коммунист рыбный мастер с «Палтуса» Александр Андреевич По­ номарев. Его знали как опытного npOH3BOACtBeHHHKaf хорошего рационализатора. Немало нововведений в траловом флоте в те годы было связано с именем А. А. Пономарева. Знали Пономарева и как активного общественника, непримиримого к недостаткам и нару­ шениям дисциплины. Под стать ему был -коллега с «Семги» Изотов, который был не только непревзой­ денным мастером ш керки трески и окуня, но и обучил матросов давать продукцию только отличного качества* Многое в успешной работе тралового флота зависе­ ло от слаженного труда машинных команд. И снова эту важнейшую работу возглавляли коммунисты. Та­ ким, к примеру, был второй механик траулера «Семга* Павел Андреевич Хозов. В августе 1949 года «Поляр­ ная правда» о нем писала: «П. А. Хозов — один из лучших стахановцев корабля. Он не довольствуется до­ стигнутым, а повседневно повышает свои знания. Он прекрасно знает, что его обязанность как коммуниста —■ занимать авангардную роль на производстве, пере­ давать свой опыт молодым морякам , быть непримири­ мым ко всем недостаткам, являться организатором со­ ревнования среди коллектива. Он постоянно делите» опытом с товарищами, прививает чувство любовного отношения к механизмам, стремится к тому, чтобы на корабле приняло широкий размах социалистическое соревнование за экономию и бережливость»* (Продолжение следует). .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz