Рыбный Мурман. 1970 г. Октябрь.
пЕ Х Н И ЧЕСКИИ ПРОГРЕСС I о- н 3- 0, IM и- ю ie ie а- х Г я. ь- У- а- 1И яе IX 1Й и *>1. в ,1Х 9- в- ы а- о, и- а- х- :и п- )В Г- ь и- (Й с- IX И": В МУРМАНСКОМ- тра ловом флоте работа по развитию техническою прогресса проводится по не скольким взаимосвязанным на правлениям. В первую очередь — по развитию техники про мышленного лова. ' На ближайшие годы ученые ПИНРО дали промысловые прогнозы, в которых отмечает ся, что сырьевые запасы для донного промысла в Баренце вом море будут резко ограни чены. Поэтому, на наш взгляд, задача увеличения добычи ры бы может быть решена за счет организации в более широких масштабах разноглуби и н о г о промысла и расширения аква тории тралового лова на боль ших глубинах. Сейчас, можно считать, частично освоен кораб лями нашего флота разноглу бинный промысел сельди, сар дины, скумбрии. Для радикального решения задач дальнейшего развития разноглубинного тралового про мысла необходимо вее усилия «Гипрорыбфлота», ЦПКТБ, ПИНРО и нашего предприятия направить на совершенствова ние конструкций тралов, раз работку распорных средств и оснащение судов современной гидроакустической и контроль но - измерительной аппарату рой. Мурманский траловый флот, положивший начало оте чественному океаническому разноглубинному промыслу, должен в короткие сроки за нять ведущее место в этом ви де лова. При выборе направления ра бот по освоению больших глу бин необходимо иметь в виду, что действующий флот состоит из судов, оснащенных силовы ми установками и- траловыми лебедками, которые не могут обеспечить необходимых усло вий для работы на глубинах бо лее тысячи метров;- ~ '"■Следует в самое ближайшее врема, соответствующим орга низациям с участием наших специалистов снять технические характеристики главных двига телей и траловых лебедок с цельй определения целесооб разности и возможности ис пользования наших судов для разноглубинного и глубоковод ного промысла современными орудиями лова. До сих пор в этом вопросе у нас нет полной ЗАБОТА О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ ясности, хотя известно, напри мер, что БМРТ немецкой по^ стройки не в состоянии букси ровать разноглубинные тралы, прошедшие испытания на боль ших морозильных траулерах польской постройки. Известно, что большинство зарубежных судов, работающих в одних и тех же районах с на шими траулерами, имеют на вооружении орудия лова боль ших размеров, дающие на про мысле значительный эффект. Эго достигается как за счет применения тонкониточных де- лей, со специальным покрыти ем (типа латекс), так в основ ном и за счет изготовления тра ловых делей из моноволокна. Для производства эксперимен тальных работ мы с большим трудом и в ограниченном коли честве получаем латекснрован- ные тралы с Балтики. Орудия лова из моноволокна не изго товляются вообще. В этом во просе, безусловно, необходима энергичная помощь главка «Севрыба». В н а с т о ящ е е время лабора тория промышленного рыболов ства ПИНРО и отдел про ектирования о р у д и й лова ЦПКТБ работают разрозненно, без взаимно увязанного плана и обоюдной помощи. Объедине ние усилий этих двух органи заций может, по нашему мне нию, оказать большую помощь промышленности нашего бас сейна. Эти две организации за тратили большие средства на проведение исследовательских и экспериментальных работ, а практических результатов нет, так как нельзя назвать хороши ми орудиями лова те, которые внедрены на наших судах. В области технической экс плуатации проводится работа по переводу судов типа БМРТ, РТ типа «Пионер» на двухлет нюю их деятельность без за водского ремонта. Сегбдня по такому режиму работают БМРТ №№ 250 , 254 , 257, 404 , 405. В 1970/71 годах намечается перевести на прогрессивный ре жим еще 14 кораблей, в том числе 2 производственных реф рижератора. Значительный эффект может быть получен при переводе главных и вспомогательных дви гателей судов на работу с ис пользованием предло ж е н и я Б. П. Григорьева за счет зна чительного увеличения сроков службы смазочного материала. Сейчас совместно с ЦПКТБ эти работы пооводятся на БМРТ №№ 420, 257. На флоте приступили к внед рению системы гидравлического запирания игл распылителей форсунок на вспомогательных и главных, двигателях судов ти-. па БМРТ, ПРТ и РТ типа «Пионер». После длительной и трудоем кой подготовки специалисты флота приступили к внедрению автоматически растормажива ющих устройств траловых лебе док БМРТ. Эти работы выпол няются с е й ч а с на БМРТ 241 , 243 и 246 и в по следующем будут выполнены на остальных 19 БМРТ типа «Пушкин». Успешно завершено внедре ние на БМРТ этого типа и ти па «Лесков» полупроводнико вых измерителей ИТП-20 в трюмах и морозильных каме рах. Образец такого измерите ля демонстрировался на ВДНХ и был признан специалистами всех рыбопромысловых бассей нов страны. Большая работа проведена по освоению новых промысловых судов отечествен- йой и импортной поставок типа «Алтай» , «Подмосковье», «М аг нит». Специалистами флота и плавсоставом были внесены ценные предложения по усовер шенствованию судов типа «Ал тай». За счет модернизации фло та и улучшения его техниче ской эксплуатации в первом по лугодии 1970 года получена экономия дизельного топлива, смазочных масел и каменного угля на сумму 307 ,1 тысячи рублей. На улучшение техниче ской эксплуатации повлиял ре монт, проводимый силами эки пажей, в объеме 334 ,6 тысячи нормо-часов с экономическим эффектом 644,7. тысячи руб лей. Развитие технического про гресса в траловом флоте вклю чает в себя также улучшение техники и технологии обработ ки рыбопродукции, внедрение средств связи и электронавига- ции и поиска рыбы, производ ства проектных и научных раз работок, опытно - эксперимен тальных работ, вопросы рацио нализации и изобретательства, научную организацию труда. Не касаясь этих сторон, мне хочется сказать о недостатках и трудностях, которые мы испы тываем при внедрении новой техники. Основная трудность заключа ется в том, что внедрение но вой техники производится на судоремонтных предприятиях, которые не заинтересованы в работах, связанных с этим. В результате тратится много лиш них усилий и средств. Далее, реализация готовых разработок по новой технике затруднена в части изготовле ния самих объектов. Так, изго товление растормаживающих устройств траловых лебедок БМРТ производится рядом предприятий: эксперименталь ным заводом «Пшцепромавто- матика», Кандалакшским ме ханическим заводом и судо верфью. Выполнение заказа идет поэтапно, нет единых взаи мосвязанных планов. В течение двух лет Канда лакшский механический завод срывает изготовление съемных головок и бронзовых втулок го ловных подшипников для глав ных двигателей «Зульцер» — 2400 л. с. взамен подшипников, залитых баббитом. Замена под шипников с баббитом на брон зовые втулки увеличит моторе сурс в 5 —6 раз. Решать эти вопросы должно Министерство рыбного хозяйст ва и главк, а не каждое пред приятие в отдельности. Это со кратит издержки производства и сроки изготовления образцов. И следовательно, будет способ ствовать повышению эффектив ности. А. КОТОВ, главный инженер тралового флота. \Я \У и- )Т- >о- Ы, я *а а- лТ в, г- т- 0,0 3. -о Я, и* а- а* ш о- го щ Р' 13- и- ;Ы о- ос в и- тя Многое предстоит сделать по механизации погрузочно-разгру зочных работ в рыбном порту. -Здесь слабо механизированы работы по выгрузке мороженой рыбы с судов и погрузки ее в железнодорожные вагоны. Ре шение этой проблемы должно осуществляться двумя путями: пакетирование рыбопродукции с механизацией доставки паке тов под просвет люка, выгрузки ее с судна при помощи кранов, погрузки в железнодорожные вагоны при помощи электропо грузчиков или специальных устройств. Проект такой меха низации разра б а т ы в а е т с я ЦПКТБ, и после разработки по требуется определенное время для его осуществления. Другой путь решения этой проблемы — применение элек тропогрузчиков в трюмах судов для доставки рыбопродукции к просвету люка на поддонах, вы грузка этих поддонов на спе циальной площадке кранов на эстакаду , загрузки в железно дорожные вагоны при помощи электропогрузчиков. Такие ра боты в этом году начаты рыб ным портом, но ведутся пока еще медленно. С. КИРЕЕВ, начальник тех нического отдела главка «Сев- рыба». ЦЕНА НАУЧНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК Е СЛИ в недалеком про шлом наш флот успеш но промышлял у род ных берегов на глубинах 2 0 0 и 250 метров без специаль ных поисковых приборов, то сейчас, когда глубины лова пе ревалили за тысячу метров, ра бота промыслового корабля без соответствующей поисковой аппаратуры не мыслится. Наш ‘отечественный гидролок а т о р «Палтус» обеспечивает нахож дение носяка рыбьг в толще воды по горизонтали до 3 ты сяч метров и отдельных рыб по вертикали — до 300 метров. Однако этот прибор сегодня не может удовлетворить про мышленность. Поэтому ученые и инженеры, в том числе н ПИНРО, будут работать над прибором с дальностью обнару жения косяков в горизонталь ном тракте до 6. тысяч метров и вертикальным трактом обна ружения отдельных рыб на глу бинах до 2 тысяч метров. Но промысловиков интересует не только определение наличия рыбы в толще воды, но и ви довой состав ее. Поэтому конст рукторы ПИНРО работают над созданием комплекса приборой для количественной и частично видовой оценки скопления рыб. Рыбопромысловому флоту Северного бассейна предстоит и дальше осваивать материковый склон. Необходимость этого ни у кого не вызывает сомнений. Первые опыты применения тра лового лова на глубине до 1000—1200 метров дали поло жительные результаты и позво лили увеличить добычу рыбы. Освоение глубин свыше 1200 метров, как известно, в настоя щее время сильно затрудняет ся из-за отсутствия более мощ ных траловых Лебедок с соот ветствующей канатоемкостыо, а также надежного тралового вооружения. Одним из возможных путей освоения глубин 1200—3000 метров, по мнению ученых ПИНРО, является создание трехваерной схемы траления ,в первую очередь на одном из ко раблей типа ПРТ. При наличии трех раздельных ваерных лебе док, как показали расчеты, вполне возможно спускать трал на глубину до 3 тысяч метров. Исследование глубин до 3 ты сяч метров является первооче редной' задачей, поэтому есть уверенность, что в 1972 году переоборудованный по трёхва- ерной схеме ПРТ вступит в экс плуатацию. Не меньшее значение, чем исследование и освоение боль ших глубин, имеет освоение траловым промыслом пелагиа- ли, составляющей около 80 про центов общей акватории Миро вого океана. Создание совре менной гидролокации позволяет успешно облавливать рыбу в толще воды. Однако этот вид промысла, несмотря на то, что он был освоен в 50-х годах, до последних лет не получил еще широкого распространения. Совершенствуя систему это го вида промысла. Полярный институт работает над создани ем и промышленным освоени ем облова концентрации рыб в толще воды путем усовершен ствования гидролокационной ус тановки кругового обзора для поиска и наведения трала на скопление рыб, разработки пе лагических тралов и тралового вооружения, усовершенствова ния техники и механизации спуска и подъема тралов, при боров контроля за работой тра ла. Проводя работы по активным методам лова естественных кон центраций рыб, мы начинаем работы по искусственному ско- сячиванию рыб с помощью раз личных раздражителей (свет, звук , электрический ток и т. д .) и намечаем их расширить в этом пятилетии. Полярный институт в 1971 году начнет работы, имеющие большое народнохозяйственное значение — изыскание спосо бов получения концентратов белков из малоценных пород рыб Северного бассейна. За пас этой рыбы у нас весьма ощутимый. Вылов в ближайшие годы может .составить не менее 2 миллионов'центнеров ежегод н о . " Из этого количества сырья при соответствующей обработ ке можно получить как мини мум 20 тысяч тонн белковых концентратов, ■то есть пищевой пасты, водорастворимого белка, пищевой. рыбной муки. Такого количества концентрированной пищи достаточно для того, что бы обеспечить белком в тече ние года 400 тысяч человек. Кроме того, в результате об работки 2 миллионов центнеров мойвы и полярной тресочки можно получить не менее 4 ты сяч тонн рыбьего жира — цен ного пищевого продукта и важ ного сырья для различных от раслей промышленности. Сейчас требуется выпускать рыбные товары в таком виде, чтобы в местах потребления не затрачивался труд на подготов ку рыбы к тепловой обработке и концентрировать отходы в местах заготовки рыбы. Наши конструкторские отделы разра ботали машины для полупотро- шения сельди, машины специ альной разделки — косым ре- зом, рыборазделочную машину, станки для выработки тушки и ряд других, которые внедряют ся с 1970 года. Намечается спроектировать линии разделки сельди на фи ле и рольмопсы (это название условно) вместо пресервов из целой сельди, а также линии выработки тушки. Наряду с этой большой про блемой наши технологи и ме ханики будут работать над рас ширением ассортимента рыбной продукции, главным образом полуфабрикатов мороженых, маринованных, копченых, вяле ных и других деликатесных рыбных товаров. Какой экономический эффект ■ дадут научные исследования и внедрение новой техники и тех- нологии в промышленность? Комплекс мероприятий по~ раз работке глубоководного лова (на глубинах до 3. тысяч мет ров) . увеличит . годовую эконо мическую эффективность рабо ты флота по предварительному расчету на 9 миллионов руб лей. Разработка новых тралов и тралового ворружёния для ло ва рыбы в пелагиали для судов типа супертраулер повысит экономический эффект на 2,5 миллиона рублей. Будут прове дены исследования по распре делению запасов такой высоко ценной породы рыб, как макре лещука, равной по ценности сайре. Каждые 100 тысяч цент неров этой рыбы принесут про мышленности дополнительную прибыль свыше 5 миллионов рублей. В области технологии пред полагается провести круг ис следований по разработке и внедрению предложений по вы работке медицинского жира (вместо технического) из пече ни макруруса, удлиЛнию сро ков хранения свежей рыбы пу тем глубокого охлаждения, а также приготовление белковых пищевых концентратов из ма лоценной рыбы. Эти мероприя тия позволят увеличить эконо мический эффект в работе рыб ной промышленности не менее чем на 6 миллионов рублей. По нашим предварительным данным единовременный годо вой экономический эффект от внедрения научно-технических рекомендаций Полярного инсти тута в 1975 году с учетом до полнительных капиталовложе ний составит 40 миллионов рублей. А. ХРАНОВСКИИ, главный инженер ПИНРО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz