Рыбный Мурман. 1970 г. Октябрь.

пЕ Х Н И ЧЕСКИИ ПРОГРЕСС I о- н 3- 0, IM и- ю ie ie а- х Г я. ь- У- а- 1И яе IX 1Й и *>1. в ,1Х 9- в- ы а- о, и- а- х- :и п- )В Г- ь и- (Й с- IX И": В МУРМАНСКОМ- тра­ ловом флоте работа по развитию техническою прогресса проводится по не­ скольким взаимосвязанным на­ правлениям. В первую очередь — по развитию техники про­ мышленного лова. ' На ближайшие годы ученые ПИНРО дали промысловые прогнозы, в которых отмечает­ ся, что сырьевые запасы для донного промысла в Баренце­ вом море будут резко ограни­ чены. Поэтому, на наш взгляд, задача увеличения добычи ры­ бы может быть решена за счет организации в более широких масштабах разноглуби и н о г о промысла и расширения аква­ тории тралового лова на боль­ ших глубинах. Сейчас, можно считать, частично освоен кораб­ лями нашего флота разноглу­ бинный промысел сельди, сар­ дины, скумбрии. Для радикального решения задач дальнейшего развития разноглубинного тралового про­ мысла необходимо вее усилия «Гипрорыбфлота», ЦПКТБ, ПИНРО и нашего предприятия направить на совершенствова­ ние конструкций тралов, раз­ работку распорных средств и оснащение судов современной гидроакустической и контроль­ но - измерительной аппарату­ рой. Мурманский траловый флот, положивший начало оте­ чественному океаническому разноглубинному промыслу, должен в короткие сроки за­ нять ведущее место в этом ви­ де лова. При выборе направления ра­ бот по освоению больших глу­ бин необходимо иметь в виду, что действующий флот состоит из судов, оснащенных силовы­ ми установками и- траловыми лебедками, которые не могут обеспечить необходимых усло­ вий для работы на глубинах бо­ лее тысячи метров;- ~ '"■Следует в самое ближайшее врема, соответствующим орга­ низациям с участием наших специалистов снять технические характеристики главных двига­ телей и траловых лебедок с цельй определения целесооб­ разности и возможности ис­ пользования наших судов для разноглубинного и глубоковод­ ного промысла современными орудиями лова. До сих пор в этом вопросе у нас нет полной ЗАБОТА О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ ясности, хотя известно, напри­ мер, что БМРТ немецкой по^ стройки не в состоянии букси­ ровать разноглубинные тралы, прошедшие испытания на боль­ ших морозильных траулерах польской постройки. Известно, что большинство зарубежных судов, работающих в одних и тех же районах с на­ шими траулерами, имеют на вооружении орудия лова боль­ ших размеров, дающие на про­ мысле значительный эффект. Эго достигается как за счет применения тонкониточных де- лей, со специальным покрыти­ ем (типа латекс), так в основ­ ном и за счет изготовления тра­ ловых делей из моноволокна. Для производства эксперимен­ тальных работ мы с большим трудом и в ограниченном коли­ честве получаем латекснрован- ные тралы с Балтики. Орудия лова из моноволокна не изго­ товляются вообще. В этом во­ просе, безусловно, необходима энергичная помощь главка «Севрыба». В н а с т о ящ е е время лабора­ тория промышленного рыболов­ ства ПИНРО и отдел про­ ектирования о р у д и й лова ЦПКТБ работают разрозненно, без взаимно увязанного плана и обоюдной помощи. Объедине­ ние усилий этих двух органи­ заций может, по нашему мне­ нию, оказать большую помощь промышленности нашего бас­ сейна. Эти две организации за­ тратили большие средства на проведение исследовательских и экспериментальных работ, а практических результатов нет, так как нельзя назвать хороши­ ми орудиями лова те, которые внедрены на наших судах. В области технической экс­ плуатации проводится работа по переводу судов типа БМРТ, РТ типа «Пионер» на двухлет­ нюю их деятельность без за­ водского ремонта. Сегбдня по такому режиму работают БМРТ №№ 250 , 254 , 257, 404 , 405. В 1970/71 годах намечается перевести на прогрессивный ре­ жим еще 14 кораблей, в том числе 2 производственных реф­ рижератора. Значительный эффект может быть получен при переводе главных и вспомогательных дви­ гателей судов на работу с ис­ пользованием предло ж е н и я Б. П. Григорьева за счет зна­ чительного увеличения сроков службы смазочного материала. Сейчас совместно с ЦПКТБ эти работы пооводятся на БМРТ №№ 420, 257. На флоте приступили к внед­ рению системы гидравлического запирания игл распылителей форсунок на вспомогательных и главных, двигателях судов ти-. па БМРТ, ПРТ и РТ типа «Пионер». После длительной и трудоем­ кой подготовки специалисты флота приступили к внедрению автоматически растормажива­ ющих устройств траловых лебе­ док БМРТ. Эти работы выпол­ няются с е й ч а с на БМРТ 241 , 243 и 246 и в по­ следующем будут выполнены на остальных 19 БМРТ типа «Пушкин». Успешно завершено внедре­ ние на БМРТ этого типа и ти­ па «Лесков» полупроводнико­ вых измерителей ИТП-20 в трюмах и морозильных каме­ рах. Образец такого измерите­ ля демонстрировался на ВДНХ и был признан специалистами всех рыбопромысловых бассей­ нов страны. Большая работа проведена по освоению новых промысловых судов отечествен- йой и импортной поставок типа «Алтай» , «Подмосковье», «М аг­ нит». Специалистами флота и плавсоставом были внесены ценные предложения по усовер­ шенствованию судов типа «Ал ­ тай». За счет модернизации фло­ та и улучшения его техниче­ ской эксплуатации в первом по­ лугодии 1970 года получена экономия дизельного топлива, смазочных масел и каменного угля на сумму 307 ,1 тысячи рублей. На улучшение техниче­ ской эксплуатации повлиял ре­ монт, проводимый силами эки­ пажей, в объеме 334 ,6 тысячи нормо-часов с экономическим эффектом 644,7. тысячи руб­ лей. Развитие технического про­ гресса в траловом флоте вклю­ чает в себя также улучшение техники и технологии обработ­ ки рыбопродукции, внедрение средств связи и электронавига- ции и поиска рыбы, производ­ ства проектных и научных раз­ работок, опытно - эксперимен­ тальных работ, вопросы рацио­ нализации и изобретательства, научную организацию труда. Не касаясь этих сторон, мне хочется сказать о недостатках и трудностях, которые мы испы­ тываем при внедрении новой техники. Основная трудность заключа­ ется в том, что внедрение но­ вой техники производится на судоремонтных предприятиях, которые не заинтересованы в работах, связанных с этим. В результате тратится много лиш­ них усилий и средств. Далее, реализация готовых разработок по новой технике затруднена в части изготовле­ ния самих объектов. Так, изго­ товление растормаживающих устройств траловых лебедок БМРТ производится рядом предприятий: эксперименталь­ ным заводом «Пшцепромавто- матика», Кандалакшским ме­ ханическим заводом и судо­ верфью. Выполнение заказа идет поэтапно, нет единых взаи­ мосвязанных планов. В течение двух лет Канда­ лакшский механический завод срывает изготовление съемных головок и бронзовых втулок го­ ловных подшипников для глав­ ных двигателей «Зульцер» — 2400 л. с. взамен подшипников, залитых баббитом. Замена под­ шипников с баббитом на брон­ зовые втулки увеличит моторе­ сурс в 5 —6 раз. Решать эти вопросы должно Министерство рыбного хозяйст­ ва и главк, а не каждое пред­ приятие в отдельности. Это со­ кратит издержки производства и сроки изготовления образцов. И следовательно, будет способ­ ствовать повышению эффектив­ ности. А. КОТОВ, главный инженер тралового флота. \Я \У и- )Т- >о- Ы, я *а а- лТ в, г- т- 0,0 3. -о Я, и* а- а* ш о- го щ Р' 13- и- ;Ы о- ос в и- тя Многое предстоит сделать по механизации погрузочно-разгру­ зочных работ в рыбном порту. -Здесь слабо механизированы работы по выгрузке мороженой рыбы с судов и погрузки ее в железнодорожные вагоны. Ре­ шение этой проблемы должно осуществляться двумя путями: пакетирование рыбопродукции с механизацией доставки паке­ тов под просвет люка, выгрузки ее с судна при помощи кранов, погрузки в железнодорожные вагоны при помощи электропо­ грузчиков или специальных устройств. Проект такой меха­ низации разра б а т ы в а е т с я ЦПКТБ, и после разработки по­ требуется определенное время для его осуществления. Другой путь решения этой проблемы — применение элек­ тропогрузчиков в трюмах судов для доставки рыбопродукции к просвету люка на поддонах, вы грузка этих поддонов на спе­ циальной площадке кранов на эстакаду , загрузки в железно­ дорожные вагоны при помощи электропогрузчиков. Такие ра­ боты в этом году начаты рыб­ ным портом, но ведутся пока еще медленно. С. КИРЕЕВ, начальник тех­ нического отдела главка «Сев- рыба». ЦЕНА НАУЧНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК Е СЛИ в недалеком про­ шлом наш флот успеш­ но промышлял у род­ ных берегов на глубинах 2 0 0 и 250 метров без специаль­ ных поисковых приборов, то сейчас, когда глубины лова пе­ ревалили за тысячу метров, ра­ бота промыслового корабля без соответствующей поисковой аппаратуры не мыслится. Наш ‘отечественный гидролок а т о р «Палтус» обеспечивает нахож­ дение носяка рыбьг в толще воды по горизонтали до 3 ты­ сяч метров и отдельных рыб по вертикали — до 300 метров. Однако этот прибор сегодня не может удовлетворить про­ мышленность. Поэтому ученые и инженеры, в том числе н ПИНРО, будут работать над прибором с дальностью обнару­ жения косяков в горизонталь­ ном тракте до 6. тысяч метров и вертикальным трактом обна­ ружения отдельных рыб на глу­ бинах до 2 тысяч метров. Но промысловиков интересует не только определение наличия рыбы в толще воды, но и ви­ довой состав ее. Поэтому конст­ рукторы ПИНРО работают над созданием комплекса приборой для количественной и частично видовой оценки скопления рыб. Рыбопромысловому флоту Северного бассейна предстоит и дальше осваивать материковый склон. Необходимость этого ни у кого не вызывает сомнений. Первые опыты применения тра­ лового лова на глубине до 1000—1200 метров дали поло­ жительные результаты и позво­ лили увеличить добычу рыбы. Освоение глубин свыше 1200 метров, как известно, в настоя­ щее время сильно затрудняет­ ся из-за отсутствия более мощ­ ных траловых Лебедок с соот­ ветствующей канатоемкостыо, а также надежного тралового вооружения. Одним из возможных путей освоения глубин 1200—3000 метров, по мнению ученых ПИНРО, является создание трехваерной схемы траления ,в первую очередь на одном из ко­ раблей типа ПРТ. При наличии трех раздельных ваерных лебе­ док, как показали расчеты, вполне возможно спускать трал на глубину до 3 тысяч метров. Исследование глубин до 3 ты­ сяч метров является первооче­ редной' задачей, поэтому есть уверенность, что в 1972 году переоборудованный по трёхва- ерной схеме ПРТ вступит в экс­ плуатацию. Не меньшее значение, чем исследование и освоение боль­ ших глубин, имеет освоение траловым промыслом пелагиа- ли, составляющей около 80 про­ центов общей акватории Миро­ вого океана. Создание совре­ менной гидролокации позволяет успешно облавливать рыбу в толще воды. Однако этот вид промысла, несмотря на то, что он был освоен в 50-х годах, до последних лет не получил еще широкого распространения. Совершенствуя систему это­ го вида промысла. Полярный институт работает над создани­ ем и промышленным освоени­ ем облова концентрации рыб в толще воды путем усовершен­ ствования гидролокационной ус­ тановки кругового обзора для поиска и наведения трала на скопление рыб, разработки пе­ лагических тралов и тралового вооружения, усовершенствова­ ния техники и механизации спуска и подъема тралов, при­ боров контроля за работой тра­ ла. Проводя работы по активным методам лова естественных кон­ центраций рыб, мы начинаем работы по искусственному ско- сячиванию рыб с помощью раз­ личных раздражителей (свет, звук , электрический ток и т. д .) и намечаем их расширить в этом пятилетии. Полярный институт в 1971 году начнет работы, имеющие большое народнохозяйственное значение — изыскание спосо­ бов получения концентратов белков из малоценных пород рыб Северного бассейна. За­ пас этой рыбы у нас весьма ощутимый. Вылов в ближайшие годы может .составить не менее 2 миллионов'центнеров ежегод­ н о . " Из этого количества сырья при соответствующей обработ­ ке можно получить как мини­ мум 20 тысяч тонн белковых концентратов, ■то есть пищевой пасты, водорастворимого белка, пищевой. рыбной муки. Такого количества концентрированной пищи достаточно для того, что­ бы обеспечить белком в тече­ ние года 400 тысяч человек. Кроме того, в результате об­ работки 2 миллионов центнеров мойвы и полярной тресочки можно получить не менее 4 ты­ сяч тонн рыбьего жира — цен­ ного пищевого продукта и важ ­ ного сырья для различных от­ раслей промышленности. Сейчас требуется выпускать рыбные товары в таком виде, чтобы в местах потребления не затрачивался труд на подготов­ ку рыбы к тепловой обработке и концентрировать отходы в местах заготовки рыбы. Наши конструкторские отделы разра­ ботали машины для полупотро- шения сельди, машины специ­ альной разделки — косым ре- зом, рыборазделочную машину, станки для выработки тушки и ряд других, которые внедряют­ ся с 1970 года. Намечается спроектировать линии разделки сельди на фи­ ле и рольмопсы (это название условно) вместо пресервов из целой сельди, а также линии выработки тушки. Наряду с этой большой про­ блемой наши технологи и ме­ ханики будут работать над рас­ ширением ассортимента рыбной продукции, главным образом полуфабрикатов мороженых, маринованных, копченых, вяле­ ных и других деликатесных рыбных товаров. Какой экономический эффект ■ дадут научные исследования и внедрение новой техники и тех- нологии в промышленность? Комплекс мероприятий по~ раз­ работке глубоководного лова (на глубинах до 3. тысяч мет­ ров) . увеличит . годовую эконо­ мическую эффективность рабо­ ты флота по предварительному расчету на 9 миллионов руб­ лей. Разработка новых тралов и тралового ворружёния для ло­ ва рыбы в пелагиали для судов типа супертраулер повысит экономический эффект на 2,5 миллиона рублей. Будут прове­ дены исследования по распре­ делению запасов такой высоко­ ценной породы рыб, как макре­ лещука, равной по ценности сайре. Каждые 100 тысяч цент­ неров этой рыбы принесут про­ мышленности дополнительную прибыль свыше 5 миллионов рублей. В области технологии пред­ полагается провести круг ис­ следований по разработке и внедрению предложений по вы­ работке медицинского жира (вместо технического) из пече­ ни макруруса, удлиЛнию сро­ ков хранения свежей рыбы пу­ тем глубокого охлаждения, а также приготовление белковых пищевых концентратов из ма­ лоценной рыбы. Эти мероприя­ тия позволят увеличить эконо­ мический эффект в работе рыб­ ной промышленности не менее чем на 6 миллионов рублей. По нашим предварительным данным единовременный годо­ вой экономический эффект от внедрения научно-технических рекомендаций Полярного инсти­ тута в 1975 году с учетом до­ полнительных капиталовложе­ ний составит 40 миллионов рублей. А. ХРАНОВСКИИ, главный инженер ПИНРО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz