Рыбный Мурман. 1970 г. Октябрь.

3 l « R « l l > тесь: Радик Бе- m p o m Сулей­ манов — сле­ сарь . инструмен­ тальщик 5 раз­ ряда. Это о ней а цехе говорят: «Мастер — зо­ лотые руки». Слесарь не толь­ ко умелыми ру­ ками подтверж­ дает это звание — Радик Беке- рович отлично закончил школу мастеров. НА СНИМКЕ: передовик ин­ струментам н о- го цеха судовер­ фи Р. Б. Сулей­ манов. Фото А. Леонтьева. Сын тралмейстера ’(Окончание. Нач. яа 1 стр.) нэ них «посмотреть, что там к чему». Просьба была уважена. Сам же Иван Афанасьевич в том, «что к чему», разоб­ рался прекрасно. Не случай­ но, что когда понадобилась команда для перегона на Дальний Восток БМРТ «Ульяновск» с целью обуче­ ния тамошних нромысловн- ков владению новой техни­ кой, именно Куколев был направлен на корабль трал­ мейстером в результате на­ стояний н просьб руководи­ теля экспедиции, знавшего его но долгой совместной промысловой работе. И именно Иван Афанась­ евич Куколев вместе с про­ славленным капитаном А. Ф. Тараном стал одним из пио­ неров освоения промысла в новых районах в Южной Атлантике. Он и умер на посту, в рейсе, неутомимый, неуго­ монный, деятельный чело­ век. И для сына Валентина ос­ тались только воспоминания о редких и коротких возвра­ щениях отца из дальних пла­ ваний. Но его рассказы о море, видимо, оставили свой след у мальчика. Когда подрос и пришла для него пора вы­ бирать трудовую дорогу в жизни, он выбрал отцов- екую, морскую. Поступил в траловый флот; На наш большой моро­ зильный траулер «Орбита» Валентин пришел год назад. За плечами у него уже бы­ ло-несколько лет работы на нромысле. Знакомясь с новым ком­ мунистом, помполит спро­ сил его: — Работу общественную Любишь? — Да не отказываюсь. — Добро. У нас скоро выборы судового комитета. Будем рекомендовать тебя в его состав. И вот уже год мне, как председателю судового ко­ митета, во всем в многооб­ разной работе приходится ощущать повседневную без­ отказную помощь члена ко­ митета Валентина Иванови­ ча Куколева. Он — художник, спорт­ смен. И как же пригодились эти качества моряка на суд­ не. Вся организация спор­ тивной работы легла на не­ го, и Валентин увлеченно занимается ею. На судне в последнем рейсе, например, имелись четыре волейболь­ ные команды. Моряки за* ннмались классической борь­ бой, перетягиванием ка­ ната. Все это вносило известное разнообразие в жизнь коллектива, да и фи­ зической подготовке людей содействовало. Когда мы нынче в мае приближались к экватору, на долю Валентина выпала основная тяжесть подготов­ ки к «празднику Нептуна». И справился он с этим де­ лом блестяще. Праздник удался на славу и надолго останется в памяти всех его участников. Куколев — общителен, прост, ко всем относится доб­ рожелательно. Но при раз­ боре проступков, допущен­ ных членами экипажа, он принципиален, разгильдяй­ ству у него пощады нет. Он требователен и к себе. Валентин — фактуровщнк. Работа эта чрезвычайно от­ ветственная. Если отфакту- ровал продукцию небрежно, жди тогда — посыплются на судно рекламации. На «Орбиту» рекламаций из-за неправильной факту- ровки нет. Уже одно это красноречивее всяких слов характеризует коммуниста Куколева как производ­ ственника. «Делу — время, потехе — час», — так гласит на­ родная пословица. В полном согласии с нею Валентин умеет после вахты, если не занят какой-нибудь общест­ венной работой, найти время и для «потехи». Он много и увлеченно рисует. Его кар­ тины и этюды морякам очень нравятся. Другое его увлечение — книги. Любит Валентин ли­ тературу самозабвенно. Таков он, мой товарищ коммунист Валентин Куко­ лев, матрос, сын тралмей­ стера. В. ШЕПЕЛЬСКИИ, член КПСС, председатель су­ дового комитета БМРТ «Орбита». № »МНЮ, старый капитан-рыбак Павел Васильевич Тедов, с которым мне до- велось ходить в море на рыболовном траулере «Семга», как только начинался про­ мысел, не покидал мостика по шестнадцать часов кряду. Не то что не доверял своим по­ мощникам (среди них были и опытные), а просто сильно уж переживал за лов. И, на­ верное, все ему казалось: хорошо работают штурманы, а со мной будет лучше. Однако случались дни, когда Павел Ва­ сильевич и совсем не заходил в каюту. Так, на пять-десять минут. Попить чаю, и чтобы дать хоть чуть-чуть отдохнуть уставшим но­ гам. Эти дни приходились на время сумас­ шедших штормов или если над морем стоял непробиваемый туман. Одним словом, самые сложные условия плавания. Я вспомнил об этом, разговаривая с моря­ ками из комсомольско-молодежного экипажа большого морозильного траулера «Куприн». Они вернулись из очередного рейса лидера­ ми соревнования, хотя когда покидали в ап­ реле порт, числились лишь на семнадцатом месте. На берегу моряка, пожалуй, не отличишь от земных работников. Это они в океане, одев оранжевые рокон-буксы, отчего-то становятся похожими на пришельцев с другой планеты, совсем иные. А тут... как все. Если не счи­ тать форменных тужурок. По ней только и отличил я Александра Севушева, четвертого помощника капитана «Куприна», как морехо­ да. Александр строен, высок, у него вьющиеся русые волосы. В море, можно сказать, пошел по семенной традиции. Отец Владимир Ива­ нович на Каспии работал, потом преподавал в морском учебном заведении, в пятидесятом переехал на Мурман. Снова — море, но уже Баренцево. Сейчас в ремонтных бригадах — неумолимые врачи' запретили выходить на траулерах за рыбой. Однако рыбацкая эста­ фета передана сыну. Ничего особенного в этом нет. На Севере нрнвыкли к тому, что из поколения в поко­ ление передается определенное ремесло. Но в судьбах Севушевых — старшего и младше­ го — меня заинтересовала одна деталь. Вла­ димир Иванович всю жизнь провел у судо­ вых механизмов, машин. Александр стал штурманом. — Почему? Собственно, в семье не возражали, чтобы Александр стал моряком. А вот в выборе морской специальности родители были еди­ нодушны: «Учись, сынок, на штурмана». И каждый приводил свой аргумент, по-роди­ тельски понятный. Мать мечтала, чтобы ее сын поднялся на капитанский мостик. — Если решил избрать для себя море, то знай: механиком плавать труднее, — говорил 01 ец. А Александр подал заявление в Мурман­ скую мореходку на механическое отделение, сдал экзамен, и только тогда попросил пере­ вести его на судоводительское. Наслушался, поди, рассказов старшекурсников. Но сейчас, три года назад окончив училище, понял — работа по душе. А где труднее... Туман, липкий и плотный, такой, что по­ лубака не видно. Суда ходят, как в потем­ ках, спасает лишь зоркое око локатора. И, как заблудившиеся грибники, аукаются тре­ вожными гудками. — Иду-у-у, — с одной стороны. . — Я ту-у-т, — доносится с другой. На промысле всегда уйма кораблей. Туман для судоводителей — горе. Каждая вахта кажется вдвое длиннее обычной, когда горизонт чист до бесконечности, только исТс- рнтся от лучей солпца. И где-нибудь рядом Ян-Майен, Исландия, Фарерские острова. КрасиЕО... И на душе спокойно, и работается легко. Но такое уж рыбацкое дело: выбирать место лова приходится не по романтике, а там, где рыба есть. А на этот раз она лови­ лась на туманной в летние месяцы банке Эмеролд. Аукаются корабли изо дня в день, круглые сутки. Лишь изредка высветят звездочки, н снова — молочная непроглядное». От гуд­ ков уже начинают звенеть нервы, голова за­ полнена этими вибрирующими звуками, и глаза устают всматриваться в рыхлую туман­ ную стену. А не смотреть, не слушать; не ду­ мать нельзя — кругом суда. Можно столк­ нуться, сцепиться тралами, все может слу­ читься, когда на море туман. Вот почему н капитан Павел Васильевич Телов не уходил в такую погоду с мостика по суткам. Как не уходил в каюту Севушев. Обеспечить безопасность плавания — только одно важное составное повседневной штурманской сЛужбы. А надо еще ловить ры­ бу, выполнять план. На туман скидки рыба­ кам не дают. С них все равно спрашивают по ЗНАЮТ УСТРОЙСТВО СУДНА Тематический вечер «Как ты знаешь свое судно?» был организован н проведен комсомольцами большого морозиль­ ного траулера «Нептун» в минувшем рейсе. Участникам ве­ чера предстояло ответить на вопросы по устройству судна, по устройству орудий лова, по технологии обработки различ­ ных видов рыб, по устройству н назначению механизмов в машине. За ответами моряков следило жюри. Наиболее об» стоятельно н грамотно на все вопросы ответили матрос-ру* левой Седюкович и мастер по добыче рыбы Цимерман. Они и стали победителями вечера. большому счету. А уж как будешь выкручи­ ваться — твое дело. Потому в официальных докладах береговому начальству капитаны всегда умалчивают о трудностях, вроде тех, что весь рейс работе мешал туман. А значит, судоводители частенько, отстояв свои восемь часов, выходили на подвахты, иначе и трал воднять, спустить нельзя. Четыре месяца длилось плавание «Купри­ на». Чистых три — в сложных условиях. Только покинув туманную банку Эмеролд, штурманы могли вздохнуть свободно. Толь­ ко тогда они поняли, как нзмотал их нена­ вистный туман. Чистому небу вместе со все­ ми радовался и четвертый помощник капита­ на комсорг Александр Севушев. Когда мы встретились, впечатления от рей­ са у Александра уже несколько стерлись. Все невзгоды остались для него в прошлом. Впро­ чем, как н для других молодых моряков это­ го траулера, комсомольцев моториста Алек­ сандра Фланчева, рыбообработчиков Влади­ мира Самсонова, Михаила Ягунова, четверто­ го механика Виктора Добринского. — Вот какая у нас молодежь, — в шутку отозвался о них помполит Михаил Григорье­ вич Никитин. — Все нипочем. Так ли уж все? Виктор Добринскнй, молодой механик, около года назад окончивший Херсонское мореходное училище, как будто подтвержда­ ет слова помполита. В его рассказе тоже не Ш&Ш& чувствуется ноток усталости от плавания, не­ удовлетворенности. Хотя поработать при­ шлось с полной нагрузкой. Четвертый механик — полная противопо­ ложность четвертому помощнику капитана. Круглое смуглое лицо, черные волосы еще больше подчеркивают смуглость. В росте Виктор сильно уступает Александру. Но обо­ их роднит общая черта: в море оказались по призванию. Хотя Добринскому пророчили другую дорогу — быть музыкантом. А он, провалив в первый раз экзамен, на другой год поступал в то же училище. На. дееханн- ческий. «С пятого класса в технических круж­ ках занимался» — его слова. ■ 1 Обязанности у механика по вахте обычные — следить, чтобы главная машина как часы работала. Внимательно прислушивается Вик­ тор к стуку клапанов, проверяет, не. завыси­ ли ли судоводители обороты главного: двига­ теля (на «Куприне» — дистанционное управ­ ление), нормально лн подается топливо, по­ ступает ли масло. Так вот и крутится всю вах­ ту у механизмов. На первый взгляд кажется, вроде бы и Обязанности простые. Но одному с ними не управиться, помогают мотористы. Потому что, помимо обслуживания главного, надо присмотреть за десятками других уст­ ройств и установок. Но это уже на подвахте. «Полетела» у насоса мытьевой пресной воды ответственная деталь. После работы по­ шли моряки к умывальникам, а из, кранов только шипение. Послали за ДобринСкйм: Спал ли, кино лн смотрел — Всё бросай и иди устранять поломку. Вместе с Геннадием Васильевым, Анатолием Арсеньевым, Серге­ ем Присяжным и принялись за дело. Другие отдыхают, а у них продолжается вахта. В другой раз заметил четвертый механик: если не опрессовать конденсатор опресни­ тельной установки, нресная вода окажется подсоленной. Значит, работа неотложная. И опять, весь перепачканный машинным мае* лом, возится Виктор у механизма во внеуроч­ ное время. Доставили на промысел с оказией письма- весточки от родных с берега — спускай боц­ ман шлюпку. А четвертый механик должен проверить мотор. В любой час суток. Надо промысловое вооружение сиять с другого судна — то же. Кончились продукты, надо идти за ними к базе — опять без шлюпки не обойтись. Даже капитан «Куприна» Николай Константинович Зотиков, немало походивший в Атлантику, и то как-то обмолвился: «За все время работы на флоте не припомню, чтобы приходилось, столько раз спускать шлюпку», Ц кроме того, Виктора не жалели, будили, когда срочно следовало настроить основной промысловый механизм на траулере — тра­ ловую лебедку. Она входит в его заведование. . В таких вот хлопотах проходил рейс для четвертого механика. У третьего, второго их было „больше. Они старше рангом, значит, нх обязанности посложнее. Но не в них дело. Просто на рыболовном судне нет легкой ра­ боты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz