Рыбный Мурман. 1970 г. Октябрь.
3 l « R « l l > тесь: Радик Бе- m p o m Сулей манов — сле сарь . инструмен тальщик 5 раз ряда. Это о ней а цехе говорят: «Мастер — зо лотые руки». Слесарь не толь ко умелыми ру ками подтверж дает это звание — Радик Беке- рович отлично закончил школу мастеров. НА СНИМКЕ: передовик ин струментам н о- го цеха судовер фи Р. Б. Сулей манов. Фото А. Леонтьева. Сын тралмейстера ’(Окончание. Нач. яа 1 стр.) нэ них «посмотреть, что там к чему». Просьба была уважена. Сам же Иван Афанасьевич в том, «что к чему», разоб рался прекрасно. Не случай но, что когда понадобилась команда для перегона на Дальний Восток БМРТ «Ульяновск» с целью обуче ния тамошних нромысловн- ков владению новой техни кой, именно Куколев был направлен на корабль трал мейстером в результате на стояний н просьб руководи теля экспедиции, знавшего его но долгой совместной промысловой работе. И именно Иван Афанась евич Куколев вместе с про славленным капитаном А. Ф. Тараном стал одним из пио неров освоения промысла в новых районах в Южной Атлантике. Он и умер на посту, в рейсе, неутомимый, неуго монный, деятельный чело век. И для сына Валентина ос тались только воспоминания о редких и коротких возвра щениях отца из дальних пла ваний. Но его рассказы о море, видимо, оставили свой след у мальчика. Когда подрос и пришла для него пора вы бирать трудовую дорогу в жизни, он выбрал отцов- екую, морскую. Поступил в траловый флот; На наш большой моро зильный траулер «Орбита» Валентин пришел год назад. За плечами у него уже бы ло-несколько лет работы на нромысле. Знакомясь с новым ком мунистом, помполит спро сил его: — Работу общественную Любишь? — Да не отказываюсь. — Добро. У нас скоро выборы судового комитета. Будем рекомендовать тебя в его состав. И вот уже год мне, как председателю судового ко митета, во всем в многооб разной работе приходится ощущать повседневную без отказную помощь члена ко митета Валентина Иванови ча Куколева. Он — художник, спорт смен. И как же пригодились эти качества моряка на суд не. Вся организация спор тивной работы легла на не го, и Валентин увлеченно занимается ею. На судне в последнем рейсе, например, имелись четыре волейболь ные команды. Моряки за* ннмались классической борь бой, перетягиванием ка ната. Все это вносило известное разнообразие в жизнь коллектива, да и фи зической подготовке людей содействовало. Когда мы нынче в мае приближались к экватору, на долю Валентина выпала основная тяжесть подготов ки к «празднику Нептуна». И справился он с этим де лом блестяще. Праздник удался на славу и надолго останется в памяти всех его участников. Куколев — общителен, прост, ко всем относится доб рожелательно. Но при раз боре проступков, допущен ных членами экипажа, он принципиален, разгильдяй ству у него пощады нет. Он требователен и к себе. Валентин — фактуровщнк. Работа эта чрезвычайно от ветственная. Если отфакту- ровал продукцию небрежно, жди тогда — посыплются на судно рекламации. На «Орбиту» рекламаций из-за неправильной факту- ровки нет. Уже одно это красноречивее всяких слов характеризует коммуниста Куколева как производ ственника. «Делу — время, потехе — час», — так гласит на родная пословица. В полном согласии с нею Валентин умеет после вахты, если не занят какой-нибудь общест венной работой, найти время и для «потехи». Он много и увлеченно рисует. Его кар тины и этюды морякам очень нравятся. Другое его увлечение — книги. Любит Валентин ли тературу самозабвенно. Таков он, мой товарищ коммунист Валентин Куко лев, матрос, сын тралмей стера. В. ШЕПЕЛЬСКИИ, член КПСС, председатель су дового комитета БМРТ «Орбита». № »МНЮ, старый капитан-рыбак Павел Васильевич Тедов, с которым мне до- велось ходить в море на рыболовном траулере «Семга», как только начинался про мысел, не покидал мостика по шестнадцать часов кряду. Не то что не доверял своим по мощникам (среди них были и опытные), а просто сильно уж переживал за лов. И, на верное, все ему казалось: хорошо работают штурманы, а со мной будет лучше. Однако случались дни, когда Павел Ва сильевич и совсем не заходил в каюту. Так, на пять-десять минут. Попить чаю, и чтобы дать хоть чуть-чуть отдохнуть уставшим но гам. Эти дни приходились на время сумас шедших штормов или если над морем стоял непробиваемый туман. Одним словом, самые сложные условия плавания. Я вспомнил об этом, разговаривая с моря ками из комсомольско-молодежного экипажа большого морозильного траулера «Куприн». Они вернулись из очередного рейса лидера ми соревнования, хотя когда покидали в ап реле порт, числились лишь на семнадцатом месте. На берегу моряка, пожалуй, не отличишь от земных работников. Это они в океане, одев оранжевые рокон-буксы, отчего-то становятся похожими на пришельцев с другой планеты, совсем иные. А тут... как все. Если не счи тать форменных тужурок. По ней только и отличил я Александра Севушева, четвертого помощника капитана «Куприна», как морехо да. Александр строен, высок, у него вьющиеся русые волосы. В море, можно сказать, пошел по семенной традиции. Отец Владимир Ива нович на Каспии работал, потом преподавал в морском учебном заведении, в пятидесятом переехал на Мурман. Снова — море, но уже Баренцево. Сейчас в ремонтных бригадах — неумолимые врачи' запретили выходить на траулерах за рыбой. Однако рыбацкая эста фета передана сыну. Ничего особенного в этом нет. На Севере нрнвыкли к тому, что из поколения в поко ление передается определенное ремесло. Но в судьбах Севушевых — старшего и младше го — меня заинтересовала одна деталь. Вла димир Иванович всю жизнь провел у судо вых механизмов, машин. Александр стал штурманом. — Почему? Собственно, в семье не возражали, чтобы Александр стал моряком. А вот в выборе морской специальности родители были еди нодушны: «Учись, сынок, на штурмана». И каждый приводил свой аргумент, по-роди тельски понятный. Мать мечтала, чтобы ее сын поднялся на капитанский мостик. — Если решил избрать для себя море, то знай: механиком плавать труднее, — говорил 01 ец. А Александр подал заявление в Мурман скую мореходку на механическое отделение, сдал экзамен, и только тогда попросил пере вести его на судоводительское. Наслушался, поди, рассказов старшекурсников. Но сейчас, три года назад окончив училище, понял — работа по душе. А где труднее... Туман, липкий и плотный, такой, что по лубака не видно. Суда ходят, как в потем ках, спасает лишь зоркое око локатора. И, как заблудившиеся грибники, аукаются тре вожными гудками. — Иду-у-у, — с одной стороны. . — Я ту-у-т, — доносится с другой. На промысле всегда уйма кораблей. Туман для судоводителей — горе. Каждая вахта кажется вдвое длиннее обычной, когда горизонт чист до бесконечности, только исТс- рнтся от лучей солпца. И где-нибудь рядом Ян-Майен, Исландия, Фарерские острова. КрасиЕО... И на душе спокойно, и работается легко. Но такое уж рыбацкое дело: выбирать место лова приходится не по романтике, а там, где рыба есть. А на этот раз она лови лась на туманной в летние месяцы банке Эмеролд. Аукаются корабли изо дня в день, круглые сутки. Лишь изредка высветят звездочки, н снова — молочная непроглядное». От гуд ков уже начинают звенеть нервы, голова за полнена этими вибрирующими звуками, и глаза устают всматриваться в рыхлую туман ную стену. А не смотреть, не слушать; не ду мать нельзя — кругом суда. Можно столк нуться, сцепиться тралами, все может слу читься, когда на море туман. Вот почему н капитан Павел Васильевич Телов не уходил в такую погоду с мостика по суткам. Как не уходил в каюту Севушев. Обеспечить безопасность плавания — только одно важное составное повседневной штурманской сЛужбы. А надо еще ловить ры бу, выполнять план. На туман скидки рыба кам не дают. С них все равно спрашивают по ЗНАЮТ УСТРОЙСТВО СУДНА Тематический вечер «Как ты знаешь свое судно?» был организован н проведен комсомольцами большого морозиль ного траулера «Нептун» в минувшем рейсе. Участникам ве чера предстояло ответить на вопросы по устройству судна, по устройству орудий лова, по технологии обработки различ ных видов рыб, по устройству н назначению механизмов в машине. За ответами моряков следило жюри. Наиболее об» стоятельно н грамотно на все вопросы ответили матрос-ру* левой Седюкович и мастер по добыче рыбы Цимерман. Они и стали победителями вечера. большому счету. А уж как будешь выкручи ваться — твое дело. Потому в официальных докладах береговому начальству капитаны всегда умалчивают о трудностях, вроде тех, что весь рейс работе мешал туман. А значит, судоводители частенько, отстояв свои восемь часов, выходили на подвахты, иначе и трал воднять, спустить нельзя. Четыре месяца длилось плавание «Купри на». Чистых три — в сложных условиях. Только покинув туманную банку Эмеролд, штурманы могли вздохнуть свободно. Толь ко тогда они поняли, как нзмотал их нена вистный туман. Чистому небу вместе со все ми радовался и четвертый помощник капита на комсорг Александр Севушев. Когда мы встретились, впечатления от рей са у Александра уже несколько стерлись. Все невзгоды остались для него в прошлом. Впро чем, как н для других молодых моряков это го траулера, комсомольцев моториста Алек сандра Фланчева, рыбообработчиков Влади мира Самсонова, Михаила Ягунова, четверто го механика Виктора Добринского. — Вот какая у нас молодежь, — в шутку отозвался о них помполит Михаил Григорье вич Никитин. — Все нипочем. Так ли уж все? Виктор Добринскнй, молодой механик, около года назад окончивший Херсонское мореходное училище, как будто подтвержда ет слова помполита. В его рассказе тоже не Ш&Ш& чувствуется ноток усталости от плавания, не удовлетворенности. Хотя поработать при шлось с полной нагрузкой. Четвертый механик — полная противопо ложность четвертому помощнику капитана. Круглое смуглое лицо, черные волосы еще больше подчеркивают смуглость. В росте Виктор сильно уступает Александру. Но обо их роднит общая черта: в море оказались по призванию. Хотя Добринскому пророчили другую дорогу — быть музыкантом. А он, провалив в первый раз экзамен, на другой год поступал в то же училище. На. дееханн- ческий. «С пятого класса в технических круж ках занимался» — его слова. ■ 1 Обязанности у механика по вахте обычные — следить, чтобы главная машина как часы работала. Внимательно прислушивается Вик тор к стуку клапанов, проверяет, не. завыси ли ли судоводители обороты главного: двига теля (на «Куприне» — дистанционное управ ление), нормально лн подается топливо, по ступает ли масло. Так вот и крутится всю вах ту у механизмов. На первый взгляд кажется, вроде бы и Обязанности простые. Но одному с ними не управиться, помогают мотористы. Потому что, помимо обслуживания главного, надо присмотреть за десятками других уст ройств и установок. Но это уже на подвахте. «Полетела» у насоса мытьевой пресной воды ответственная деталь. После работы по шли моряки к умывальникам, а из, кранов только шипение. Послали за ДобринСкйм: Спал ли, кино лн смотрел — Всё бросай и иди устранять поломку. Вместе с Геннадием Васильевым, Анатолием Арсеньевым, Серге ем Присяжным и принялись за дело. Другие отдыхают, а у них продолжается вахта. В другой раз заметил четвертый механик: если не опрессовать конденсатор опресни тельной установки, нресная вода окажется подсоленной. Значит, работа неотложная. И опять, весь перепачканный машинным мае* лом, возится Виктор у механизма во внеуроч ное время. Доставили на промысел с оказией письма- весточки от родных с берега — спускай боц ман шлюпку. А четвертый механик должен проверить мотор. В любой час суток. Надо промысловое вооружение сиять с другого судна — то же. Кончились продукты, надо идти за ними к базе — опять без шлюпки не обойтись. Даже капитан «Куприна» Николай Константинович Зотиков, немало походивший в Атлантику, и то как-то обмолвился: «За все время работы на флоте не припомню, чтобы приходилось, столько раз спускать шлюпку», Ц кроме того, Виктора не жалели, будили, когда срочно следовало настроить основной промысловый механизм на траулере — тра ловую лебедку. Она входит в его заведование. . В таких вот хлопотах проходил рейс для четвертого механика. У третьего, второго их было „больше. Они старше рангом, значит, нх обязанности посложнее. Но не в них дело. Просто на рыболовном судне нет легкой ра боты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz