Рыбный Мурман. 1970 г. Октябрь.
С А М Ы Й ТРУДНЫЙ Р Е И ( О к о н ч а н и е , Нач. н а J - й стр.). седателю судового комитета профсо юза, мне много раз в рейсе прихо дилось убеждаться в том, что отдел кадров допустил серьезный просчет во время формирования нашего эки пажа. Семьдесят процентов личного со става — молодежь. И не просто мо лодежь, а молодежь, не сходившая в море и одного рейса. Мне могут воз разить, что, дескать, а вы как хоте ли, кому-то ведь нужно и молодежью заниматься. Все правильно, согла сен. Молодежь, приходящую на флот, необходимо учить и учить только в море. Однако ее легче обу* чать, когда в экипаже неопытных то варищей меньше, чем зрелых специ алистов. В этом случае техническое обучение занимает меньше времени, оно не столь заметно тормозит рабо ты с тралом, на рыбофабрике, в ма шинном отделении. У нас же созда лось впечатление, будто мы выходи- ••: V’< V •:*■ ' .*ЛА-л ' .... V < блаву кораблю куют люди. Вот некоторые из них: (сверху вниз) се кретарь комсомольской организации моторист первого класса член КПСС F. Е. Мурленко, четвертый механик А . А. Скидав, боцман И. К. Трубни ков. Фото <5. Данилова. ли в море не работать в полную си лу, а исполнять роль учебного суд на. Естественно, был брак, было не полное использование сырья. Одна ко с этим положением вещей еще можно было бы мириться, если бы отдел кадров тралового флота при слал на судно хотя бы опытных рыб- мастеров. Опытный мастер — это не только отличный и продуктивный труженик, а еще и учитель, воспи татель. А тут получался прямо-таки парадокс: приходилось, наравне с бывшим военнослужащим, учить ра ботать по-ударному рыбмастера с удостоверением в кармане. От услуг одного из них просто пришлось от казаться . Однако мы пришли с планом, а значит, поработали не плохо. Почему? Да потому, что на «Гоголе» сохра нился и сохраняется костяк экипа жа. На десяток неопытных товари щей у нас всегда находился один ве теран. человек, обладающий недю жинной выносливостью, огромным за пасом знаний, трудолюбивый и не скупой на советы. В первую очередь этими качествами обладают факту- ровщики Владимир Григорьевич На уменко и Геннадий Андреевич Дмит- рненко, глазуровщик Евгений Ели сеевич Гриценко. Это передовики производства на рыбофабрике, сво им трудом они восхищали молодежь, заставляли товарищей ориентиро ваться на себя, вызывали у них ж ажду к профессиональному росту, техническим знаниям. С помощью их мне удалось создать на судне уго лок рыбообработчика, где кратко, но доходчиво рассказывалось о пере довых методах обработки рыбы. Этот уголок манил к себе молодежь. Чув ствовалось, что многие не собирают ся ждать, когда опыт сам явится к ним, В основном вся наша молодежь трудилась на рыбофабрике. Видя, что парень не может найти выхода из создавшегося положения, мы не пременно шли к нему на помощь. Или опытный матрос, или лично я подходили к молодому товарищу, разъясняли ему причины брака, по казывали, как лучше произвести ту или иную операцию. Надо сказать прямо, что среди молодежи есть ры баки прирожденные. Многие члены BJIKCM думают об учебе. Одним из таких является рабочий рыбофаб- рики Владимир Белобородов. Рабо тал он сначала, как и все, плохо, к середине рейса к нему при ходилось подходить все реже и ре же, а сейчас, когда рейс завершен, я могу смело сказать, что пройдет немного времени и парн^ можно бу дет смело выдать удостоверение мат роса первого ,класса. Вот такой мо лодежи побольше бы! А теперь речь о капитанах. Последнее время руководители суд на меняются из рейса в рейс. Пер вый помощник капитана Александр Михайлович Князев помнит пятерых капитанов. Сегодня на нашем судне работает коммунист Виктор Яковле вич Коновалов. Что можно сказать об этом человеке? Он у нас на суд не всего один рейс, а уже завоевал всеобщее доверие и уважение. Ска зать о нем можно только самое хо рошее. Корректный, культурный, умеющий увидеть в человеке сгус ток всего самого лучшего. На собра ниях он всегда инициативный, и да ж е , когда отчитывает человека за проступок, чувствуется, что он не хо чет, чтобы человек исправился лишь находясь под угрозой списания с ко рабля, а всем своим существом по нял, что не прав, что он не только не беспокоится за самого себя, а в первую очередь подводит экипаж в целом. Пожалуй, вот это стремление заставить человека думать в первую очередь об обществе, а потом о се бе, и есть самое ценное в нашем ка питане. А что касается его самого, то он хоть и молод, но уже достаточ но опытен. Это капитан, болеющий за уловы, план, людей. Благодаря ему мы работали на равных с суда ми недавней постройки. Поподробнее хочется * также рас сказать о наших механиках. Главная машина нашего судна требует «хирургического вмеша тельства» со стороны судоремонтни ков. Очень велик износ цилиндровых втулок, топливная аппаратура, после того, как ей был произведен ремонт на Мурманской судоверфи, стала ра ботать крайне ненадежно. Особенно это касается распылителей форсу нок и плунжерных пар. Плунжерные пары выдерживают только одну вах ту. Снабжается судно этими деталя ми в крайне мизерном количестве. На четыре месяца выдается шесть распылителей. Их хватает на неде лю промысла, а Там все уже держит ся на честном слове механиков. От работав вахту, они снимают распы лители и плунжерные пары, несут их токарю-слесарю или сами встают к токарному станку и производят шлифовку. Эта же картина повто рится в следующем рейсе, на кото рый отдел снабжения выделил 8 плунжерных пар и 12 распылителей. Возможно, у некоторых снабженцев есть правильная догадка на счет то го, что на судно, которому предстоит капитальный ремонт, уж е не обяза тельно тратить запчасти, однако на до в первую очередь подумать о тех, кто обеспечивает нормальную рабо ту главного двигателя и вспомога тельных механизмов, подумать, на конец, о том, что из-за одной плун жерной пары или одного вышедше го из строя распылителя можно не- доловить тонну рыбы. Действительно, техническое состо яние механизмов на нашем судне ос тавляет желать лучшего, и вины лич ного состава здесь нет никакой. Я уже говорил, что БМРТ-251 «Го голь» эксплуатируется пятнадцать лет. За столь большой срок многое делалось и переделывалось тысячу раз. Но я удивляюсь упорству судо ремонтников, которые даже ' такую простую вещь, как трубу забортной воды не могут сделать надежной на несколько лет. По всем правилам эта труба должна бы быть медной или хотя бы, на худой конец, оцинкован ной. Однако нам постоянно после каждого рейса ставят обыкновенную стальную трубу. Во что это оборачи вается? Подсчитать не так уж труд но. Медная труба стояла бы не сколько лет и к ней не нужно было бы притрагиваться, а стальную по сле каждого рейса приходится вно сить в ремонтную ведомость, на нее затрачивается время, средства про изводства, рабочая сила и деньги. Точно такое же положение с подогре вателем забортной воды на рыбо фабрике. Здесь еще хуже. Труба быстро ржавеет, разрушается, при ходится часто останавливать подог реватель, менять злосчастную тру бу. И так придется проработать еще один рейс. Ремонтных работ своими силами приходится производить механикам очень много. В последнем рейсе только по машинному отделению вы полнено работ порядка 3000 нормо- часов. Часто из колеи выбивает не регулярная доставка мазута. В ми нувшем рейсе вместо того, чтобы в топках котла сжигать дешевое топ ливо, сожгли 142 тонны чистейшего дизельного топлива — солярки, хотя всем хорошо известно, что стоимость ее в два раза выше стоимости мазу та. И от этого не уйти при всем же лании, даже тогда, когда чувствуешь себя просто-напросто расхитителем государственной собственности. Поду майте сами. Старший механик требу ет с танкера необходимое количест во мазута, ему обязательно дадут значительно меньше. Разве можно мириться с таким положением ве щей? Конечно, нельзя. И самое страшное для нас — мо розильные камеры. В начале этого рейса они вышли из строя. Отказа лись работать конденсаторы холо дильных установок. Что такое для большого корабля остаться, как го ворят моряки, без холода, знает каждый. Несколько дней кряду тру дились старший механик Владимир Павлович Тюленев, рефрижератор ный механик Игорь Филиппович Алябьев, четвертый механик Алек сей Алексеевич Скидан, третий ме ханик Валерий Иванович Путилин и рефрижераторный машинист' Виктор Иванович Голуб, чтобы устранить неисправности. Они добились своего. Холодильные установки до кочца рейса работали нормально. Наша продукция соответствовала ГОСТу. Пост народного контроля, «Ком сомольский прожектор» всегда были на нашем судне действенными по мощниками в работе. В плане их ра- •боты записано: осуществлять конт роль за качеством выпускаемой ры бопродукции, организацией труда, состоянием производственной дисци плины, ростом производительности труда, расходованием ценных мате риалов, топлива, воды, приготовае- нием пищи, хранением продуктов, их расходованием... Пункты плана можно пересчитывать долго. На суд не нет ни одного участка, где бы не побывали народные контролеры. Особенно много внимания уделяет группа содействия народного контро ля рыбофабрике. И это естественно. На рыбофабрике в основном и кует ся слава судна. Низкое качество ры бопродукции всегда влечет за собой напрасную потерю времени, лишний труд, снижение себестоимости рыбо продукции, срыв рейсового задания, приносит ощутимый материальный ущерб каждому члену экипажа. Так, например, группой содействия на родного контроля замечались случаи, когда в противень попадала рыба разных сортов, мятое и испорчен ное сырье, подлежащее браковке. Вместе с народными контролера ми тревогу во все колокола- били комсомольцы. Тут же находили ви новных и затем в салоне нерадиво му моряку приходилось краснеть перед товарищами, читающими са тирический листок. Народные конт ролеры и комсомольцы много раз поднимались на борьбу с растранжи риванием рабочего времени, с на прасной ходьбой матросов по рыбо фабрике, с частыми перекурами. На родные контролеры не раз указыва ли, что главная причина непроизво дительных простоев — неорганизо ванность моряков, неправильная их расстановка, отсутствие должного контроля с моей стороны и рыбмас- теров. И действительно, когда вни мательно приглядишься, обнаружи ваешь упущения, стараешься выпра вить положение. Группа содействия народного коят- 'рол я постоянно напоминает, что суд но — это второй наш дом, что в этом доме всегда должна соблюдать ся чистота. Неряхи попадали в луч «КП », в сатирический листок или «молнию», заметно подтягивались, а там, смотришь, и с других требовали соблюдения идеальных санитарных условий. И все это также помогало организовать ударный труд. Организационных вопросов в рей се было достаточно, о том, что тех ническое состояние судна довольно слабое, тоже говорилось. И все-таки экипаж ордена Трудового Красного Знамени БМРТ-251 «Гоголь» вновь оказался на высоте. Рейсовое зада ние выполнено успешно. В честь предстоящего XXIV съезда КПСС наши моряки брали на себя обяза тельство досрочно, к 20 августа, справиться с заданием пятилетнего плана. О завершении пятилетнего задания по добыче рыбы и выпуску пищевой рыбопродукции мы рапор товали 17 августа . Перед уходом в капитальный ре монт нашему судну предстоит сде лать еще один рейс. Мы не ждем, что он будет легким. Наоборот, мы готовимся к предстоящим трудно стям. Зима — время непогоды. Но наши матросы, наши механики сде лают все от них зависящее, чтобы и этот рейс прошел нормально. Моло дежь накопила опыт, некоторым ме ханизмам производится ремонт. На повестке дня каждого общесудового собрания ставится вопрос о досроч ном выполнении дополнительного за дания пятого года пятилетки. И мы справимся с этим заданием. К этому нас обязывает долг моряка, высокая правительственная награда и зва ние передовика в социалистическом соревновании. Е. ИОВ, технолог БМРТ-251, председатель судового комитета профсоюза.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz