Рыбный Мурман. 1970 г. Октябрь.

С А М Ы Й ТРУДНЫЙ Р Е И ( О к о н ч а н и е , Нач. н а J - й стр.). седателю судового комитета профсо­ юза, мне много раз в рейсе прихо­ дилось убеждаться в том, что отдел кадров допустил серьезный просчет во время формирования нашего эки­ пажа. Семьдесят процентов личного со­ става — молодежь. И не просто мо­ лодежь, а молодежь, не сходившая в море и одного рейса. Мне могут воз­ разить, что, дескать, а вы как хоте­ ли, кому-то ведь нужно и молодежью заниматься. Все правильно, согла­ сен. Молодежь, приходящую на флот, необходимо учить и учить только в море. Однако ее легче обу* чать, когда в экипаже неопытных то­ варищей меньше, чем зрелых специ­ алистов. В этом случае техническое обучение занимает меньше времени, оно не столь заметно тормозит рабо­ ты с тралом, на рыбофабрике, в ма­ шинном отделении. У нас же созда­ лось впечатление, будто мы выходи- ••: V’< V •:*■ ' .*ЛА-л ' .... V < блаву кораблю куют люди. Вот некоторые из них: (сверху вниз) се­ кретарь комсомольской организации моторист первого класса член КПСС F. Е. Мурленко, четвертый механик А . А. Скидав, боцман И. К. Трубни­ ков. Фото <5. Данилова. ли в море не работать в полную си­ лу, а исполнять роль учебного суд­ на. Естественно, был брак, было не­ полное использование сырья. Одна­ ко с этим положением вещей еще можно было бы мириться, если бы отдел кадров тралового флота при­ слал на судно хотя бы опытных рыб- мастеров. Опытный мастер — это не только отличный и продуктивный труженик, а еще и учитель, воспи­ татель. А тут получался прямо-таки парадокс: приходилось, наравне с бывшим военнослужащим, учить ра­ ботать по-ударному рыбмастера с удостоверением в кармане. От услуг одного из них просто пришлось от­ казаться . Однако мы пришли с планом, а значит, поработали не плохо. Почему? Да потому, что на «Гоголе» сохра­ нился и сохраняется костяк экипа­ жа. На десяток неопытных товари­ щей у нас всегда находился один ве­ теран. человек, обладающий недю­ жинной выносливостью, огромным за­ пасом знаний, трудолюбивый и не­ скупой на советы. В первую очередь этими качествами обладают факту- ровщики Владимир Григорьевич На­ уменко и Геннадий Андреевич Дмит- рненко, глазуровщик Евгений Ели­ сеевич Гриценко. Это передовики производства на рыбофабрике, сво­ им трудом они восхищали молодежь, заставляли товарищей ориентиро­ ваться на себя, вызывали у них ж ажду к профессиональному росту, техническим знаниям. С помощью их мне удалось создать на судне уго­ лок рыбообработчика, где кратко, но доходчиво рассказывалось о пере­ довых методах обработки рыбы. Этот уголок манил к себе молодежь. Чув­ ствовалось, что многие не собирают­ ся ждать, когда опыт сам явится к ним, В основном вся наша молодежь трудилась на рыбофабрике. Видя, что парень не может найти выхода из создавшегося положения, мы не­ пременно шли к нему на помощь. Или опытный матрос, или лично я подходили к молодому товарищу, разъясняли ему причины брака, по­ казывали, как лучше произвести ту или иную операцию. Надо сказать прямо, что среди молодежи есть ры­ баки прирожденные. Многие члены BJIKCM думают об учебе. Одним из таких является рабочий рыбофаб- рики Владимир Белобородов. Рабо­ тал он сначала, как и все, плохо, к середине рейса к нему при­ ходилось подходить все реже и ре­ же, а сейчас, когда рейс завершен, я могу смело сказать, что пройдет немного времени и парн^ можно бу­ дет смело выдать удостоверение мат­ роса первого ,класса. Вот такой мо­ лодежи побольше бы! А теперь речь о капитанах. Последнее время руководители суд­ на меняются из рейса в рейс. Пер­ вый помощник капитана Александр Михайлович Князев помнит пятерых капитанов. Сегодня на нашем судне работает коммунист Виктор Яковле­ вич Коновалов. Что можно сказать об этом человеке? Он у нас на суд­ не всего один рейс, а уже завоевал всеобщее доверие и уважение. Ска­ зать о нем можно только самое хо­ рошее. Корректный, культурный, умеющий увидеть в человеке сгус­ ток всего самого лучшего. На собра­ ниях он всегда инициативный, и да­ ж е , когда отчитывает человека за проступок, чувствуется, что он не хо­ чет, чтобы человек исправился лишь находясь под угрозой списания с ко­ рабля, а всем своим существом по­ нял, что не прав, что он не только не беспокоится за самого себя, а в первую очередь подводит экипаж в целом. Пожалуй, вот это стремление заставить человека думать в первую очередь об обществе, а потом о се­ бе, и есть самое ценное в нашем ка­ питане. А что касается его самого, то он хоть и молод, но уже достаточ­ но опытен. Это капитан, болеющий за уловы, план, людей. Благодаря ему мы работали на равных с суда­ ми недавней постройки. Поподробнее хочется * также рас­ сказать о наших механиках. Главная машина нашего судна требует «хирургического вмеша­ тельства» со стороны судоремонтни­ ков. Очень велик износ цилиндровых втулок, топливная аппаратура, после того, как ей был произведен ремонт на Мурманской судоверфи, стала ра­ ботать крайне ненадежно. Особенно это касается распылителей форсу­ нок и плунжерных пар. Плунжерные пары выдерживают только одну вах­ ту. Снабжается судно этими деталя­ ми в крайне мизерном количестве. На четыре месяца выдается шесть распылителей. Их хватает на неде­ лю промысла, а Там все уже держит­ ся на честном слове механиков. От­ работав вахту, они снимают распы­ лители и плунжерные пары, несут их токарю-слесарю или сами встают к токарному станку и производят шлифовку. Эта же картина повто­ рится в следующем рейсе, на кото­ рый отдел снабжения выделил 8 плунжерных пар и 12 распылителей. Возможно, у некоторых снабженцев есть правильная догадка на счет то­ го, что на судно, которому предстоит капитальный ремонт, уж е не обяза­ тельно тратить запчасти, однако на­ до в первую очередь подумать о тех, кто обеспечивает нормальную рабо­ ту главного двигателя и вспомога­ тельных механизмов, подумать, на­ конец, о том, что из-за одной плун­ жерной пары или одного вышедше­ го из строя распылителя можно не- доловить тонну рыбы. Действительно, техническое состо­ яние механизмов на нашем судне ос­ тавляет желать лучшего, и вины лич­ ного состава здесь нет никакой. Я уже говорил, что БМРТ-251 «Го­ голь» эксплуатируется пятнадцать лет. За столь большой срок многое делалось и переделывалось тысячу раз. Но я удивляюсь упорству судо­ ремонтников, которые даже ' такую простую вещь, как трубу забортной воды не могут сделать надежной на несколько лет. По всем правилам эта труба должна бы быть медной или хотя бы, на худой конец, оцинкован­ ной. Однако нам постоянно после каждого рейса ставят обыкновенную стальную трубу. Во что это оборачи­ вается? Подсчитать не так уж труд­ но. Медная труба стояла бы не­ сколько лет и к ней не нужно было бы притрагиваться, а стальную по­ сле каждого рейса приходится вно­ сить в ремонтную ведомость, на нее затрачивается время, средства про­ изводства, рабочая сила и деньги. Точно такое же положение с подогре­ вателем забортной воды на рыбо­ фабрике. Здесь еще хуже. Труба быстро ржавеет, разрушается, при­ ходится часто останавливать подог­ реватель, менять злосчастную тру­ бу. И так придется проработать еще один рейс. Ремонтных работ своими силами приходится производить механикам очень много. В последнем рейсе только по машинному отделению вы­ полнено работ порядка 3000 нормо- часов. Часто из колеи выбивает не­ регулярная доставка мазута. В ми­ нувшем рейсе вместо того, чтобы в топках котла сжигать дешевое топ­ ливо, сожгли 142 тонны чистейшего дизельного топлива — солярки, хотя всем хорошо известно, что стоимость ее в два раза выше стоимости мазу­ та. И от этого не уйти при всем же­ лании, даже тогда, когда чувствуешь себя просто-напросто расхитителем государственной собственности. Поду­ майте сами. Старший механик требу­ ет с танкера необходимое количест­ во мазута, ему обязательно дадут значительно меньше. Разве можно мириться с таким положением ве­ щей? Конечно, нельзя. И самое страшное для нас — мо­ розильные камеры. В начале этого рейса они вышли из строя. Отказа­ лись работать конденсаторы холо­ дильных установок. Что такое для большого корабля остаться, как го­ ворят моряки, без холода, знает каждый. Несколько дней кряду тру­ дились старший механик Владимир Павлович Тюленев, рефрижератор­ ный механик Игорь Филиппович Алябьев, четвертый механик Алек­ сей Алексеевич Скидан, третий ме­ ханик Валерий Иванович Путилин и рефрижераторный машинист' Виктор Иванович Голуб, чтобы устранить неисправности. Они добились своего. Холодильные установки до кочца рейса работали нормально. Наша продукция соответствовала ГОСТу. Пост народного контроля, «Ком­ сомольский прожектор» всегда были на нашем судне действенными по­ мощниками в работе. В плане их ра- •боты записано: осуществлять конт­ роль за качеством выпускаемой ры­ бопродукции, организацией труда, состоянием производственной дисци­ плины, ростом производительности труда, расходованием ценных мате­ риалов, топлива, воды, приготовае- нием пищи, хранением продуктов, их расходованием... Пункты плана можно пересчитывать долго. На суд­ не нет ни одного участка, где бы не побывали народные контролеры. Особенно много внимания уделяет группа содействия народного контро­ ля рыбофабрике. И это естественно. На рыбофабрике в основном и кует­ ся слава судна. Низкое качество ры­ бопродукции всегда влечет за собой напрасную потерю времени, лишний труд, снижение себестоимости рыбо­ продукции, срыв рейсового задания, приносит ощутимый материальный ущерб каждому члену экипажа. Так, например, группой содействия на­ родного контроля замечались случаи, когда в противень попадала рыба разных сортов, мятое и испорчен­ ное сырье, подлежащее браковке. Вместе с народными контролера­ ми тревогу во все колокола- били комсомольцы. Тут же находили ви­ новных и затем в салоне нерадиво­ му моряку приходилось краснеть перед товарищами, читающими са­ тирический листок. Народные конт­ ролеры и комсомольцы много раз поднимались на борьбу с растранжи­ риванием рабочего времени, с на­ прасной ходьбой матросов по рыбо­ фабрике, с частыми перекурами. На­ родные контролеры не раз указыва­ ли, что главная причина непроизво­ дительных простоев — неорганизо­ ванность моряков, неправильная их расстановка, отсутствие должного контроля с моей стороны и рыбмас- теров. И действительно, когда вни­ мательно приглядишься, обнаружи­ ваешь упущения, стараешься выпра­ вить положение. Группа содействия народного коят- 'рол я постоянно напоминает, что суд­ но — это второй наш дом, что в этом доме всегда должна соблюдать­ ся чистота. Неряхи попадали в луч «КП », в сатирический листок или «молнию», заметно подтягивались, а там, смотришь, и с других требовали соблюдения идеальных санитарных условий. И все это также помогало организовать ударный труд. Организационных вопросов в рей­ се было достаточно, о том, что тех­ ническое состояние судна довольно слабое, тоже говорилось. И все-таки экипаж ордена Трудового Красного Знамени БМРТ-251 «Гоголь» вновь оказался на высоте. Рейсовое зада­ ние выполнено успешно. В честь предстоящего XXIV съезда КПСС наши моряки брали на себя обяза­ тельство досрочно, к 20 августа, справиться с заданием пятилетнего плана. О завершении пятилетнего задания по добыче рыбы и выпуску пищевой рыбопродукции мы рапор­ товали 17 августа . Перед уходом в капитальный ре­ монт нашему судну предстоит сде­ лать еще один рейс. Мы не ждем, что он будет легким. Наоборот, мы готовимся к предстоящим трудно­ стям. Зима — время непогоды. Но наши матросы, наши механики сде­ лают все от них зависящее, чтобы и этот рейс прошел нормально. Моло­ дежь накопила опыт, некоторым ме­ ханизмам производится ремонт. На повестке дня каждого общесудового собрания ставится вопрос о досроч­ ном выполнении дополнительного за­ дания пятого года пятилетки. И мы справимся с этим заданием. К этому нас обязывает долг моряка, высокая правительственная награда и зва­ ние передовика в социалистическом соревновании. Е. ИОВ, технолог БМРТ-251, председатель судового комитета профсоюза.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz