Рыбный Мурман. 1970 г. Октябрь.

РАБОТА У Н АШ ТРАУЛЕР «Внл- ково» из серии «малы­ шей», как называют Р ыбаки суда бортового тра- ения. Но и «малышам» ны~ fie под силу большое плава­ ние. Мы, например, пробыли 8 море два месяца. Нет, не |росто пробыли — работа­ ли. И хорошо работали. За­ дание рейса перекрыли, хо- 1я и много пришлось нспы- >ать хлопот. О том, как про­ ходил рейс, н рассказывают фотографии. На первом снимке — пе­ редовая вахта, возглавляе­ мая старшим матросом Алек­ сандрова Абросимовым (вто­ рой слева), Так н спорится НАС ТАКАЯ работа в руках моряков. А Саша задает тон всему. Он и рыбу обрабатывает любо глядеть — по 16 штук в минуту, и с тралом управ­ ляется мастерски... Мы все делали, чтобы ору­ дия лова находились в воде как можно дольше. Конечно, если позволяли грунтовые условия. А они оставляли желать много лучшего. Иной раз спустишь трал, а через несколько минут трещат ва- ера. Это значит, наскочили «ловушки» на подводное препятствие. Хорошо, если сети не порвутся, а то иной раз поднимешь одни клочья. Но духом не падали, бы- Ш : стро шел за борт запасной трал, еще более вниматель­ ны были штурманы. И на этот раз наши усилия не пропадают даром. В палуб­ ном ящике трепещет свежий улов (снимок № 2). Так идут сутки за сутка­ ми. Вахты... рыба... подходы к базе, чтобы сдать заготов­ ленный полуфабрикат. На снимке № 3 и запечатлен один из подходов к произ­ водственному рефрижерато­ ру. А закончится эта опера­ ция,—опять рыбацкие вахты, рыба... Такая у нас работа. Мы любим море и свой труд. В. ДРОЗДЕНКО. матрос, член КПСС. ореиорнюж ЗА ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА В ПРАКТИКЕ мирового рыболовства все боль­ шее значение начина­ ет приобретать разноглу­ бинный промысел рыбы. Определенных успехов в этом смысле добились н ры­ баки Советского Союза, по­ лучающие современные про­ мысловые суда, которые ос­ нащены навигационными ры­ бопоисковыми приборами и которые оборудуются при­ борами контроля глубины хода трала. (Надо заметить, без этого немыслим разно­ глубинный промысел). Заслуживает внимания опыт моряков «Азчеррыбы», облавливающих такие п<> о- ды рыб, что обитают т< а* ко в толще воды. Их нельзя взять даже кошельковыми неводами. Это одно из пре­ имуществ разноглубинного промысла. Есть н другие. Разноглубинные орудия ло­ ва в последнее время при­ меняют и для добычи тради­ ционных донных пород рыб — трески, окуня, палтуса. И кроме того, при разноглубин­ ном промысле снижаются затраты, так как такие ору­ дия лова менее подвержены авариям. Третий год промысловики сельдяного флота наряду со своими коллегами из дру­ гих рыбопромысловых орга­ низаций главка «Севрыба» проводят опыты освоения разноглубинного лова трески с судов типа БМРТ, а так­ же с СРТ — близнецовыми тралами. Первые результаты, по­ лученные при работе такими орудиями лова на СРТ Jsft№ 151 н 132, обнадежи­ вали. За короткое время эки­ пажи этих судов, промыш­ ляя в Баренцевом море, взя­ ли 50 тонн отборнейшей трески. В 1969 году на разноглу­ бинный промысел был от­ правлен БМРТ-376 «Алек­ сей Гмырев», на котором имелся прибор контроля глу­ бины хода трала ФНР-2. Ис­ пытания проводились на бан­ ке Банкеро на облове сель­ ди и прошли весьма успеш­ но. При хороших концент­ рациях уловы доходили до 25 тонн за 1 5—30-минутное траление. Экипаж сработал нее они показали, что тре­ ску можно ловить успешно н в толще воды. Подъемы достигали 25 тонн за трале­ ние. Опыт работы экипажа БМРТ-376 на разноглубин­ ном промысле трески был заслушан на расширенном заседании партийного коми­ тета «Мурмансельди», на ко­ тором присутствовали капи­ таны БМРТ нашего флота, представители главка и дру­ гих организаций. А на сле­ дующий день состоялся се­ минар на борту этого трау­ лера с участием капитанов и старших мастеров по добы- мо сейчас, не ожидая по­ стройки новой фабрики ору­ дий лова, изыскивать воз­ можности увеличения этого производства. Из заявлений участников семинара следует, что разно- глубинный промысел можно вести не только при облове трески, но и полярной тре- сочки, сельди, скумбрии. Нужна только инициатива самих моряков. Ведь рядом с БМРТ-376 работали и дру­ гие суда, на которых име­ лись разноглубинные тралы. Но командиры этих кораблей почему-то не решались нс- эксплуатацни их, — Макс Альбертович Максимов, групповой инженер меха­ ник. Им уже многое сделано по передаче опыта работы с приборами контроля глуби­ ны хода трала, он давал кон­ сультации специалисту каж­ дого БМРТ, на которых име­ лись такие приборы, участ­ вовал в их монтаже. Успех, полученный эки­ пажем БМРТ-376 и других еудов на разноглубинном промысле без прибора конт­ роля глубины трала, можно считать нехарактерным. Та­ кой прибор крайне необхо­ дим, и надо все сделать. БУДУЩЕЕ—ЗА РАЗНОГЛУБИННЫМ в том рейсе значительно эф­ фективнее других. Совсем недавно «Алексей Гмырев» впервые опробовал разноглубинный траловый промысел трески в Баренце­ вом море. Обстановка в этот период была сложная, дон­ ные траления не приносили успеха. Коллектив находился под угрозой срыва рейсово­ го задания. И вот тогда ко­ мандование судна решило промышлясь треску разно­ глубинным тралом. Он имел­ ся на борту. Следует отме­ тить, что к этому времени на «Алексее Гмыреве» не было нрнбора контроля глу­ бины хода трала. Траления приходилось вести наполови­ ну вслепую. Но тем не ме- %е. В работе семинара так­ же участвовали представите­ ли тралового флота, главк&Г В результате всех выступ­ лений были подведены ито­ ги использования разноглу­ бинного трала на облове тре­ ски. Помимо других ценных предложений, была высказа­ на мысль о быстрейшем вне­ дрении крупноячейного тра­ ла. Он легче, позволяет раз­ вивать большую скорость, четко реагирует на измене­ ние скорости судна, дешев­ ле. Такой трал уже проходит испытания в траловом фло­ те. Внедрение крупноячей- ной дели позволяет выпу­ скать конструкции с боль­ шими параметрами. Изготовление крупноячей­ ного трала стоит на одном уровне по своей неотложно­ сти и с другой проблемой. По-прежнему не снимается с повестки дня вопрос о про­ питке траловой дели латек­ сом. Хотя в сельдяном фло­ те сейчас уже работает цех по латексированию орудий лова, мощность его мизерна н не может нн в коей степе­ ни удовлетворить нужды «Мурмансельди», не говоря уже о поступающих заявках из тралового флота и дру­ гих организаций. Необходн- пробовать новый вид лова в той обстановке. Для более эффективного разноглубинного промысла нужен хороший обмен ин­ формацией между самими промысловиками о скоплении рыбы в толще воды. При об­ наружении таких концентра­ ций следует сообщать всей группе судов. И кроме того, тщательное изучение распре­ деления рыбы в толще воды должны вести работники ПИНРО, находящиеся в мо­ ре, промысловой разведки главка и давать рекоменда­ ции рыбакам. Освоение разноглубинно­ го промысла выдвигает и проблему подготовки кадров, знающих особенности рабо­ ты с приборами контроля глубины хода трала. По-ви­ димому, на первых порах це­ лесообразно организовать семинары со штурманским составом, электрорадиона­ вигаторами, старшими ма­ стерами по добыче. А в пер­ спективе изучение таких приборов следует ввести в учебную программу училищ, рыбопромысловых технику­ мов. Сейчас в «Мурмансельди» фактически только один спе­ циалист, действительно зна­ ющий приборы и правила чтобы ими были оборудова­ ны все БМРТ и ПРТ. А в первую очередь те корабли, которые придут с новостроя. Это относится и к новым СРТ-м, поступление которых намечено в сельдяном фло­ те в новой пятилетке. Разноглубинный промы­ сел — будущее рыбаков. Однако нельзя списывать со счета и донные орудия лова. Корабли надо снабжать сей­ час и теми и другими, чтобы можно было вести комбини­ рованный лов. Известно, что треска в светлое время дер­ жится в придонных слоях. Значит, тогда ее можно брать разноглубинным тралом. Ночью она — у грунта. Тут пригодится донный. И последнее, о чем хочет­ ся сказать. Экипаж БМРТ- 376 работал тралом черте­ жа № 2050 конструкции ЦПКТБ. Но ранее ему при­ ходилось использовать н трал чертежа 1625. Моряки отдают предпочтение перво­ му, который сейчас проходит испытание в траловом фло­ те. Будет разумным учесть тот опыт, который имеют «гмыревцы». В . МАКСИМОВ, началь­ ник лаборатории НОТ «Мурмансельди». * *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz