Рыбный Мурман. 1970 г. Октябрь.
РАБОТА У Н АШ ТРАУЛЕР «Внл- ково» из серии «малы шей», как называют Р ыбаки суда бортового тра- ения. Но и «малышам» ны~ fie под силу большое плава ние. Мы, например, пробыли 8 море два месяца. Нет, не |росто пробыли — работа ли. И хорошо работали. За дание рейса перекрыли, хо- 1я и много пришлось нспы- >ать хлопот. О том, как про ходил рейс, н рассказывают фотографии. На первом снимке — пе редовая вахта, возглавляе мая старшим матросом Алек сандрова Абросимовым (вто рой слева), Так н спорится НАС ТАКАЯ работа в руках моряков. А Саша задает тон всему. Он и рыбу обрабатывает любо глядеть — по 16 штук в минуту, и с тралом управ ляется мастерски... Мы все делали, чтобы ору дия лова находились в воде как можно дольше. Конечно, если позволяли грунтовые условия. А они оставляли желать много лучшего. Иной раз спустишь трал, а через несколько минут трещат ва- ера. Это значит, наскочили «ловушки» на подводное препятствие. Хорошо, если сети не порвутся, а то иной раз поднимешь одни клочья. Но духом не падали, бы- Ш : стро шел за борт запасной трал, еще более вниматель ны были штурманы. И на этот раз наши усилия не пропадают даром. В палуб ном ящике трепещет свежий улов (снимок № 2). Так идут сутки за сутка ми. Вахты... рыба... подходы к базе, чтобы сдать заготов ленный полуфабрикат. На снимке № 3 и запечатлен один из подходов к произ водственному рефрижерато ру. А закончится эта опера ция,—опять рыбацкие вахты, рыба... Такая у нас работа. Мы любим море и свой труд. В. ДРОЗДЕНКО. матрос, член КПСС. ореиорнюж ЗА ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА В ПРАКТИКЕ мирового рыболовства все боль шее значение начина ет приобретать разноглу бинный промысел рыбы. Определенных успехов в этом смысле добились н ры баки Советского Союза, по лучающие современные про мысловые суда, которые ос нащены навигационными ры бопоисковыми приборами и которые оборудуются при борами контроля глубины хода трала. (Надо заметить, без этого немыслим разно глубинный промысел). Заслуживает внимания опыт моряков «Азчеррыбы», облавливающих такие п<> о- ды рыб, что обитают т< а* ко в толще воды. Их нельзя взять даже кошельковыми неводами. Это одно из пре имуществ разноглубинного промысла. Есть н другие. Разноглубинные орудия ло ва в последнее время при меняют и для добычи тради ционных донных пород рыб — трески, окуня, палтуса. И кроме того, при разноглубин ном промысле снижаются затраты, так как такие ору дия лова менее подвержены авариям. Третий год промысловики сельдяного флота наряду со своими коллегами из дру гих рыбопромысловых орга низаций главка «Севрыба» проводят опыты освоения разноглубинного лова трески с судов типа БМРТ, а так же с СРТ — близнецовыми тралами. Первые результаты, по лученные при работе такими орудиями лова на СРТ Jsft№ 151 н 132, обнадежи вали. За короткое время эки пажи этих судов, промыш ляя в Баренцевом море, взя ли 50 тонн отборнейшей трески. В 1969 году на разноглу бинный промысел был от правлен БМРТ-376 «Алек сей Гмырев», на котором имелся прибор контроля глу бины хода трала ФНР-2. Ис пытания проводились на бан ке Банкеро на облове сель ди и прошли весьма успеш но. При хороших концент рациях уловы доходили до 25 тонн за 1 5—30-минутное траление. Экипаж сработал нее они показали, что тре ску можно ловить успешно н в толще воды. Подъемы достигали 25 тонн за трале ние. Опыт работы экипажа БМРТ-376 на разноглубин ном промысле трески был заслушан на расширенном заседании партийного коми тета «Мурмансельди», на ко тором присутствовали капи таны БМРТ нашего флота, представители главка и дру гих организаций. А на сле дующий день состоялся се минар на борту этого трау лера с участием капитанов и старших мастеров по добы- мо сейчас, не ожидая по стройки новой фабрики ору дий лова, изыскивать воз можности увеличения этого производства. Из заявлений участников семинара следует, что разно- глубинный промысел можно вести не только при облове трески, но и полярной тре- сочки, сельди, скумбрии. Нужна только инициатива самих моряков. Ведь рядом с БМРТ-376 работали и дру гие суда, на которых име лись разноглубинные тралы. Но командиры этих кораблей почему-то не решались нс- эксплуатацни их, — Макс Альбертович Максимов, групповой инженер меха ник. Им уже многое сделано по передаче опыта работы с приборами контроля глуби ны хода трала, он давал кон сультации специалисту каж дого БМРТ, на которых име лись такие приборы, участ вовал в их монтаже. Успех, полученный эки пажем БМРТ-376 и других еудов на разноглубинном промысле без прибора конт роля глубины трала, можно считать нехарактерным. Та кой прибор крайне необхо дим, и надо все сделать. БУДУЩЕЕ—ЗА РАЗНОГЛУБИННЫМ в том рейсе значительно эф фективнее других. Совсем недавно «Алексей Гмырев» впервые опробовал разноглубинный траловый промысел трески в Баренце вом море. Обстановка в этот период была сложная, дон ные траления не приносили успеха. Коллектив находился под угрозой срыва рейсово го задания. И вот тогда ко мандование судна решило промышлясь треску разно глубинным тралом. Он имел ся на борту. Следует отме тить, что к этому времени на «Алексее Гмыреве» не было нрнбора контроля глу бины хода трала. Траления приходилось вести наполови ну вслепую. Но тем не ме- %е. В работе семинара так же участвовали представите ли тралового флота, главк&Г В результате всех выступ лений были подведены ито ги использования разноглу бинного трала на облове тре ски. Помимо других ценных предложений, была высказа на мысль о быстрейшем вне дрении крупноячейного тра ла. Он легче, позволяет раз вивать большую скорость, четко реагирует на измене ние скорости судна, дешев ле. Такой трал уже проходит испытания в траловом фло те. Внедрение крупноячей- ной дели позволяет выпу скать конструкции с боль шими параметрами. Изготовление крупноячей ного трала стоит на одном уровне по своей неотложно сти и с другой проблемой. По-прежнему не снимается с повестки дня вопрос о про питке траловой дели латек сом. Хотя в сельдяном фло те сейчас уже работает цех по латексированию орудий лова, мощность его мизерна н не может нн в коей степе ни удовлетворить нужды «Мурмансельди», не говоря уже о поступающих заявках из тралового флота и дру гих организаций. Необходн- пробовать новый вид лова в той обстановке. Для более эффективного разноглубинного промысла нужен хороший обмен ин формацией между самими промысловиками о скоплении рыбы в толще воды. При об наружении таких концентра ций следует сообщать всей группе судов. И кроме того, тщательное изучение распре деления рыбы в толще воды должны вести работники ПИНРО, находящиеся в мо ре, промысловой разведки главка и давать рекоменда ции рыбакам. Освоение разноглубинно го промысла выдвигает и проблему подготовки кадров, знающих особенности рабо ты с приборами контроля глубины хода трала. По-ви димому, на первых порах це лесообразно организовать семинары со штурманским составом, электрорадиона вигаторами, старшими ма стерами по добыче. А в пер спективе изучение таких приборов следует ввести в учебную программу училищ, рыбопромысловых технику мов. Сейчас в «Мурмансельди» фактически только один спе циалист, действительно зна ющий приборы и правила чтобы ими были оборудова ны все БМРТ и ПРТ. А в первую очередь те корабли, которые придут с новостроя. Это относится и к новым СРТ-м, поступление которых намечено в сельдяном фло те в новой пятилетке. Разноглубинный промы сел — будущее рыбаков. Однако нельзя списывать со счета и донные орудия лова. Корабли надо снабжать сей час и теми и другими, чтобы можно было вести комбини рованный лов. Известно, что треска в светлое время дер жится в придонных слоях. Значит, тогда ее можно брать разноглубинным тралом. Ночью она — у грунта. Тут пригодится донный. И последнее, о чем хочет ся сказать. Экипаж БМРТ- 376 работал тралом черте жа № 2050 конструкции ЦПКТБ. Но ранее ему при ходилось использовать н трал чертежа 1625. Моряки отдают предпочтение перво му, который сейчас проходит испытание в траловом фло те. Будет разумным учесть тот опыт, который имеют «гмыревцы». В . МАКСИМОВ, началь ник лаборатории НОТ «Мурмансельди». * *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz