Рыбный Мурман. 1970 г. Октябрь.

с у д н о без гребного в а л а Р АСЦВЕТОМ судострое­ ния называли время, когда на корабль при­ шла машина. И хотя вскоре стало ясно, что гребной вал между двигателем и винтом таит в себе много неудобств, заменить его долго не уда­ валось. Даже когда появились ди­ зель-электроходы, эта замй- я а обходилась дорогой це­ ной. Вместо вала в машин­ ном отделении появились до­ рогие и громоздкие генера­ тор, электродвигатель и... опять вал. Правда, меньший по размеру. В общем, как говорят судостроители, в пе­ редаче крутящего момента с двигателя на винт гребной вал долго не имел соперни­ ков Как-то Волгу начало бо­ роздить небольшое суденыш­ ко. Его особенность* состоя­ ла в том, что оно избавилось от гребного вала. Вместо не­ го .стоял гидропривод. Мо­ жет быть, волгари, избало­ ванные техническими новин­ ками, и не сразу заметили этот катерок, но слава о нем разнеслась быстро. А созда­ вали его под руководством кандидата технических наук Геннадия Конакова инжене­ ры Николай Бородавкин, Вя­ чеслав Скворцов и Сергей Смирнов <в научно-исследо­ вательской лаборатория Горьковского института ин­ женеров водного транспорта. Ныне на испытательных стендах лаборатории прохо­ дит обкатку гидропривод, предназначенный уже для морского сейнера. Рыболов­ ное! судно, как известно, дол­ жно обладать большой ма­ невренностью: сочетать ма­ лый ход с большим тяговым усилием на крюке, уметь развернуться на «пятачке», быстро перейти с малых ско­ ростей на высокие и наобо­ рот. Лаборатория предложи­ ла создать для такого судна оригинальную конструкцию гидравлической передачи с днижительно-рулевым ком­ плексом. Теперь эта работа выпол­ нена. На валу дизеля смон­ тирован компактный насос, создающий давление в 200 атмосфер. Это давление по трубопроводу, заполненному минеральным маслом, пере­ дается на такой же компакт­ ный двигатель. А двигатель вынесен за борт судна и смонтирован (что отличает эту конструкцию от всех других) вместе с гребным винтом в рулевом устройст­ ве. I * Движчтельно рул е в о й комплекс с гидравлической передачей мощности на греб­ ной винт представляет собой оригинальное техническое и конструктивное решение. Комплекс состоит из балле- ра, пера руля и встроенного в него гчдромотора. Внешне сейнер напоминает лодку с подвесным мотором. — Первое и, пожалуй, наиболее важное преимуще­ ство, — говорит научный ру­ ководитель лаборатории Ген­ надий Конаков, — состоит не только в том, что эта пе­ редача сама по себе имеет высокий коэффициент полез­ ного действия, но и позволя­ ет держать главный двига­ тель в одном, наиболее эко­ номичном режиме работы. Переход с переднего хода на задний и наоборот, переме­ на скорости хода — все это ^ происходит независимо от ' главнрго двигателя, в самой передаче, к тому ж е плавно, бёсступенчато. I I I Уже первые испытания крупных моделях показали, что движительно-рулевой комплекс значительно увела чивает маневренность судна. Это достигается той конст­ руктивной особенностью комплекса, когда рулевое устройство целиком повора­ чивается вокруг вертикаль­ ной оси и упор от гребного винта можно направить в любую сторону. Радиус цир­ куляции судна не превыша­ ет длины одного "корпуса, «Обернется вокруг себя», — говорят в таких случаях мо­ ряки. Судно к тому же мо­ жет двигаться бортом, «л а ­ гом», что имеет немалое значение при швартовке. За счет более - рациональ­ ного использования мощно­ сти главного двигателя гид­ ропередача позволяет меха­ низировать производствен­ ные и технологические про­ цессы на рыболовных, кито­ бойных, океанографических и других судах. Уменьшается время на ре­ монт судна. Мало того, что новая передача увеличивает срок службы главных двига­ телей, она позволяет выпол­ нить многие виды ремонт­ ных работ без захода в доки. Кроме того, гидропривод открывает широкие возмож­ ности перед конструкторами судов. Можно, например, при необхйдимости создать судно с двумя, тремя, че­ тырьмя главными-двигателя­ ми, работающими в, любом варианте на один, дра, три винта. Избавление от греб­ ного вала позволяет увели­ чить объем трюма и снизить центр тяжести корабля, раз­ местить главный двигатель в любом наиболее удобном месте судна. Г. ЗАХАРОВ, корреспондент АПН. О ЧЕНЬ четкую и яркую кар* тину мельчайших предме­ тов дает телевизионный ла­ зерный микроскоп («ТЛМ»), соз­ данный сотрудниками Москов* сксго авиационного технология®* ского института профессором В. М. Суминовым, инженерами М. М. Гольдбергом и В. П. Родио­ новым, аспирантами Н. Н. Нато­ миным, Б. Г. Кузиным и инжене­ ром С. Н. Смирновым. По мнению специалистов, «ТЛМ* найдет широное применение ш на­ учных экспериментах, медицине, в точном приборостроении, радио­ технике, электронике. НА СНИМКЕ: аспиранты В. Г« Кузин (слева) и Н. И. Катомин м время настройки телевизионного лазерного микроскопа. Фото С. Преображенского. Фотохроника ТАСС. П Плавбазаидет.. вМоскву К ОРАБЛИ, как и люди, имеют свою биографию, свои» судьбу. Биография парохода «Корсаков» началась четверть века назад, когда советские водолазы под­ няли его со дна моря. Израненное судно прошло капиталь* ный ремонт и стало плавбазой. й Плавбаза «Корсаков» — одно из первых судов, пере­ шагнувших границы Балтики, испытавших силу океанских штормов. Около двух миллионов центнеров рыбы и рыбной продукции оно доставило на берег за свою морскую жизнь. И вот «Корсаков» направляется.., в Москву. В рулевой рубке мы встретились с капитаном судна Бо­ рисом Григорьевичем Григорьянцем. Впервые он ступил на палубу «Корсакова» двенадцать лет назад старшим помощ­ ником. Потом плавал на других судах. Теперь ему поручи­ ли проводить списанный'пароход в Химки на вечную сто­ янку . — В истории флота нашей страны морское судно будет проведено внутренними водными путями в Москву впервые, — говорит капитан. — И дело это не простое. Да, дело не простое, если напомнить при этом, что вод»* измещение «Корсакова» пять тысяч тонн. Сначала намеча­ лось его отремонтировать и направить к месту назначения своим ходом. После подсчетов решили буксировать — так дешевле. Маршрут: Балтийское море, Финский залив, Чуд­ ское озеро, водные пути Мариинской системы, Волга, канал Волга—Москва... На пути встретятся мосты. Чтобы пройти под ними, мая* ты на «Корсакове» будут срезаны, а затем поставлены в Химках. Здесь, у стен столицы нашей Родины, начнется новая жизнь ветерана Балтики, бывшей плавбазы «Корсаков», Судно будет использовано как холодильник (его холодиль- ные емкости — 1 .450 тонн) и как музей рыбацкой славы. На стендах музея вновь оживут дела калининградских мо» ряков, не раз прославивших свою Родину славными трудо* выми подвигами. - Счастливого плавания, ветеран Балтики! Ф. ГРАЧЕВ. «М аяк » . Т а к и м б у д е т С н е ж н о г о р с к МОСКВА. Так будет выглядеть Снежногорск — уни­ кальный экспериментальный жилой комплекс Усть-Хантай- ской ГЭС, проект которого создан в Ленинградском зональ- , ном научно-исследовательском институте. Даже тогда, когда за его стенами будут бушевать мете­ ли и ртуть в столбике термометра опустится ниже 4 0 гра­ дусов, жителям этого городка под крышей обеспечена ров­ ная летняя погода. В комнлекс, общий объем которого — 178 ,540 кубиче­ ских метров, помимо 222 благоустроенных квартир пло­ щадью 9 .370 квадратных метров, входят также школа и детский сад, столовая и служба быта, медицинский блок, клуб с библиотекой, зрительным и спортивным залами, пла­ вательным бассейном. Макет Снежногорска демонстрируется сейчас в павильо­ не «Строительство» Выставки достижений народного хозяй­ ства СССР Фото Н. Хренникова. Фотохроника ТАСС. В своеобразный цейтнот в турнирной таблице первен­ ства страны по футболу сре­ ди коллективов класса «В * первой зоны попали футбо­ листы мурманского «Севе­ ра» . Шестое место, на кото­ ром прочно закрепилась команда, по-видимому, так и сохранится за ней до конца сезона. Например, перед игрой с футболистами «М а­ шиностроителя» из подмо­ сковного города Балашиха от команды, занимающей пя­ тое место, северян отделя­ ли три очка и ровно столь­ ко — от команды, занимаю­ щей седьмое месте в турнир­ ной лесенке. Матч с «Машиностроите­ лем» закончился безрезуль­ татно — 0 :0 . Первый тайм По-прежнему ш е с т ы е команды провели совершен­ но бесцветно, допуская мае* су технического брака. Пос­ ле перерыва ряд замен в обоих коллективах обострил игру, но отражения в сче­ те это не нашло. * * * В воскресенье на стадио­ не ДСО «Труд» состоялся еще один интересный фут­ больный матч. Юноши груп­ пы подготовки мастеров «Се­ вера» в борьбе за кубок об­ ласти встретились с коман­ дой ДСШ из Кандалакши. Основное время победителей не выявило — 2:2. Был на­ значен дополнительный тайм, 20 минут. Но и он не изменил счета. Тогда коман­ ды получили право пробить по пять 11-метровых штраф­ ных ударов. Юноши «Севе­ ра» провели в ворота футбо­ листов ДСШ четыре мяча, гости — лишь три. Кубок области для юношеских команд прописался в Мур­ манске. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. if С Е Г ОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: МГ-0182 «Томь», МИ-0427. ЗАВТРА: МГ-0178 «Нико­ поль», МГ-0326 «Медногорск», МБ-0411 «Орбита», МБ-0250 «Пушкин», МБ-0392 «Нептун», МИ-187, плавбазы «Иркутск», АДРЕС И ТЕАЕО г. Мурманск, ул. Траловая, управление тралового флота (4-й этаж). Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам. редактора, от­ ветственные секретарь, литературные сотрудники, 62-64 — редан, тор. Вызов е телефонов городской АТС осуществляется но номе* рам: 7-86-396, 7-86-264 I ■■■ I . . . .■■■■.......... ■■ I,. ■ ■■........— I ■ ........-■■■■■■—........I— .... - I . ■ —■—. 1. . - , . «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурман­ ская областная типография, г. Мурманск. Зак. 5394 . ПН-02588.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz