Рыбный Мурман. 1970 г. Октябрь.
с у д н о без гребного в а л а Р АСЦВЕТОМ судострое ния называли время, когда на корабль при шла машина. И хотя вскоре стало ясно, что гребной вал между двигателем и винтом таит в себе много неудобств, заменить его долго не уда валось. Даже когда появились ди зель-электроходы, эта замй- я а обходилась дорогой це ной. Вместо вала в машин ном отделении появились до рогие и громоздкие генера тор, электродвигатель и... опять вал. Правда, меньший по размеру. В общем, как говорят судостроители, в пе редаче крутящего момента с двигателя на винт гребной вал долго не имел соперни ков Как-то Волгу начало бо роздить небольшое суденыш ко. Его особенность* состоя ла в том, что оно избавилось от гребного вала. Вместо не го .стоял гидропривод. Мо жет быть, волгари, избало ванные техническими новин ками, и не сразу заметили этот катерок, но слава о нем разнеслась быстро. А созда вали его под руководством кандидата технических наук Геннадия Конакова инжене ры Николай Бородавкин, Вя чеслав Скворцов и Сергей Смирнов <в научно-исследо вательской лаборатория Горьковского института ин женеров водного транспорта. Ныне на испытательных стендах лаборатории прохо дит обкатку гидропривод, предназначенный уже для морского сейнера. Рыболов ное! судно, как известно, дол жно обладать большой ма невренностью: сочетать ма лый ход с большим тяговым усилием на крюке, уметь развернуться на «пятачке», быстро перейти с малых ско ростей на высокие и наобо рот. Лаборатория предложи ла создать для такого судна оригинальную конструкцию гидравлической передачи с днижительно-рулевым ком плексом. Теперь эта работа выпол нена. На валу дизеля смон тирован компактный насос, создающий давление в 200 атмосфер. Это давление по трубопроводу, заполненному минеральным маслом, пере дается на такой же компакт ный двигатель. А двигатель вынесен за борт судна и смонтирован (что отличает эту конструкцию от всех других) вместе с гребным винтом в рулевом устройст ве. I * Движчтельно рул е в о й комплекс с гидравлической передачей мощности на греб ной винт представляет собой оригинальное техническое и конструктивное решение. Комплекс состоит из балле- ра, пера руля и встроенного в него гчдромотора. Внешне сейнер напоминает лодку с подвесным мотором. — Первое и, пожалуй, наиболее важное преимуще ство, — говорит научный ру ководитель лаборатории Ген надий Конаков, — состоит не только в том, что эта пе редача сама по себе имеет высокий коэффициент полез ного действия, но и позволя ет держать главный двига тель в одном, наиболее эко номичном режиме работы. Переход с переднего хода на задний и наоборот, переме на скорости хода — все это ^ происходит независимо от ' главнрго двигателя, в самой передаче, к тому ж е плавно, бёсступенчато. I I I Уже первые испытания крупных моделях показали, что движительно-рулевой комплекс значительно увела чивает маневренность судна. Это достигается той конст руктивной особенностью комплекса, когда рулевое устройство целиком повора чивается вокруг вертикаль ной оси и упор от гребного винта можно направить в любую сторону. Радиус цир куляции судна не превыша ет длины одного "корпуса, «Обернется вокруг себя», — говорят в таких случаях мо ряки. Судно к тому же мо жет двигаться бортом, «л а гом», что имеет немалое значение при швартовке. За счет более - рациональ ного использования мощно сти главного двигателя гид ропередача позволяет меха низировать производствен ные и технологические про цессы на рыболовных, кито бойных, океанографических и других судах. Уменьшается время на ре монт судна. Мало того, что новая передача увеличивает срок службы главных двига телей, она позволяет выпол нить многие виды ремонт ных работ без захода в доки. Кроме того, гидропривод открывает широкие возмож ности перед конструкторами судов. Можно, например, при необхйдимости создать судно с двумя, тремя, че тырьмя главными-двигателя ми, работающими в, любом варианте на один, дра, три винта. Избавление от греб ного вала позволяет увели чить объем трюма и снизить центр тяжести корабля, раз местить главный двигатель в любом наиболее удобном месте судна. Г. ЗАХАРОВ, корреспондент АПН. О ЧЕНЬ четкую и яркую кар* тину мельчайших предме тов дает телевизионный ла зерный микроскоп («ТЛМ»), соз данный сотрудниками Москов* сксго авиационного технология®* ского института профессором В. М. Суминовым, инженерами М. М. Гольдбергом и В. П. Родио новым, аспирантами Н. Н. Нато миным, Б. Г. Кузиным и инжене ром С. Н. Смирновым. По мнению специалистов, «ТЛМ* найдет широное применение ш на учных экспериментах, медицине, в точном приборостроении, радио технике, электронике. НА СНИМКЕ: аспиранты В. Г« Кузин (слева) и Н. И. Катомин м время настройки телевизионного лазерного микроскопа. Фото С. Преображенского. Фотохроника ТАСС. П Плавбазаидет.. вМоскву К ОРАБЛИ, как и люди, имеют свою биографию, свои» судьбу. Биография парохода «Корсаков» началась четверть века назад, когда советские водолазы под няли его со дна моря. Израненное судно прошло капиталь* ный ремонт и стало плавбазой. й Плавбаза «Корсаков» — одно из первых судов, пере шагнувших границы Балтики, испытавших силу океанских штормов. Около двух миллионов центнеров рыбы и рыбной продукции оно доставило на берег за свою морскую жизнь. И вот «Корсаков» направляется.., в Москву. В рулевой рубке мы встретились с капитаном судна Бо рисом Григорьевичем Григорьянцем. Впервые он ступил на палубу «Корсакова» двенадцать лет назад старшим помощ ником. Потом плавал на других судах. Теперь ему поручи ли проводить списанный'пароход в Химки на вечную сто янку . — В истории флота нашей страны морское судно будет проведено внутренними водными путями в Москву впервые, — говорит капитан. — И дело это не простое. Да, дело не простое, если напомнить при этом, что вод»* измещение «Корсакова» пять тысяч тонн. Сначала намеча лось его отремонтировать и направить к месту назначения своим ходом. После подсчетов решили буксировать — так дешевле. Маршрут: Балтийское море, Финский залив, Чуд ское озеро, водные пути Мариинской системы, Волга, канал Волга—Москва... На пути встретятся мосты. Чтобы пройти под ними, мая* ты на «Корсакове» будут срезаны, а затем поставлены в Химках. Здесь, у стен столицы нашей Родины, начнется новая жизнь ветерана Балтики, бывшей плавбазы «Корсаков», Судно будет использовано как холодильник (его холодиль- ные емкости — 1 .450 тонн) и как музей рыбацкой славы. На стендах музея вновь оживут дела калининградских мо» ряков, не раз прославивших свою Родину славными трудо* выми подвигами. - Счастливого плавания, ветеран Балтики! Ф. ГРАЧЕВ. «М аяк » . Т а к и м б у д е т С н е ж н о г о р с к МОСКВА. Так будет выглядеть Снежногорск — уни кальный экспериментальный жилой комплекс Усть-Хантай- ской ГЭС, проект которого создан в Ленинградском зональ- , ном научно-исследовательском институте. Даже тогда, когда за его стенами будут бушевать мете ли и ртуть в столбике термометра опустится ниже 4 0 гра дусов, жителям этого городка под крышей обеспечена ров ная летняя погода. В комнлекс, общий объем которого — 178 ,540 кубиче ских метров, помимо 222 благоустроенных квартир пло щадью 9 .370 квадратных метров, входят также школа и детский сад, столовая и служба быта, медицинский блок, клуб с библиотекой, зрительным и спортивным залами, пла вательным бассейном. Макет Снежногорска демонстрируется сейчас в павильо не «Строительство» Выставки достижений народного хозяй ства СССР Фото Н. Хренникова. Фотохроника ТАСС. В своеобразный цейтнот в турнирной таблице первен ства страны по футболу сре ди коллективов класса «В * первой зоны попали футбо листы мурманского «Севе ра» . Шестое место, на кото ром прочно закрепилась команда, по-видимому, так и сохранится за ней до конца сезона. Например, перед игрой с футболистами «М а шиностроителя» из подмо сковного города Балашиха от команды, занимающей пя тое место, северян отделя ли три очка и ровно столь ко — от команды, занимаю щей седьмое месте в турнир ной лесенке. Матч с «Машиностроите лем» закончился безрезуль татно — 0 :0 . Первый тайм По-прежнему ш е с т ы е команды провели совершен но бесцветно, допуская мае* су технического брака. Пос ле перерыва ряд замен в обоих коллективах обострил игру, но отражения в сче те это не нашло. * * * В воскресенье на стадио не ДСО «Труд» состоялся еще один интересный фут больный матч. Юноши груп пы подготовки мастеров «Се вера» в борьбе за кубок об ласти встретились с коман дой ДСШ из Кандалакши. Основное время победителей не выявило — 2:2. Был на значен дополнительный тайм, 20 минут. Но и он не изменил счета. Тогда коман ды получили право пробить по пять 11-метровых штраф ных ударов. Юноши «Севе ра» провели в ворота футбо листов ДСШ четыре мяча, гости — лишь три. Кубок области для юношеских команд прописался в Мур манске. Зам. редактора П. А. БЫСТРОУМОВ. if С Е Г ОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: МГ-0182 «Томь», МИ-0427. ЗАВТРА: МГ-0178 «Нико поль», МГ-0326 «Медногорск», МБ-0411 «Орбита», МБ-0250 «Пушкин», МБ-0392 «Нептун», МИ-187, плавбазы «Иркутск», АДРЕС И ТЕАЕО г. Мурманск, ул. Траловая, управление тралового флота (4-й этаж). Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам. редактора, от ветственные секретарь, литературные сотрудники, 62-64 — редан, тор. Вызов е телефонов городской АТС осуществляется но номе* рам: 7-86-396, 7-86-264 I ■■■ I . . . .■■■■.......... ■■ I,. ■ ■■........— I ■ ........-■■■■■■—........I— .... - I . ■ —■—. 1. . - , . «Рыбный Мурман». Индекс 55654. Цена 1 экз. — 2 коп. Мурман ская областная типография, г. Мурманск. Зак. 5394 . ПН-02588.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz