Рыбный Мурман. 1970 г. Ноябрь.

С Т А Р Ы Й О П Ы Т МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ Ш С Е Н Т Я Б Р Я в «Рыбном Мурма- не» я прочел ста­ тью тов. Севастьянова, в ко­ торой речь в основном шла « сохранении траловых вае- ■ров и о направляющих ро­ ликах. Эта статья заставила ме­ ня вспомнить о давно ми­ нувших днях тралового про­ мысла. С 1920 года в тече­ ние семи лет я командовал РТ «Камбала» постройки 1900 года. На нем централь­ ные и бортовые направляю­ щие ваерные ролики были ча шарикоподшипниках с ■плавными переходами ре­ борд. При этом централь­ ные ролики были высотой около 60 сантиметров, бор­ товые — несколько ниже. Ролики очень хорошо вра­ щались, и их не ремонтиро­ вали до. тех пор, пока канав­ ки под шариками не изно­ сились, и они вывалились. При технической базе того времени об изготовлении новых фундаментов под ро­ лики не могло быть и речи. Ролики поставили на же­ лезные кольца, изготовлен­ ные по диаметру канавок. После этого они стали вра­ щаться плохо, приходилось ремонтировать после каж­ дого рейса. Теперь, правда, и глуби­ ны промысла не те, и длина вытравливаемых ваеров иная, и расположение на­ правляющих роликов дру­ гое. Но все-таки, на мой взгляд, следовало бы специ­ алистам тралового промысла подумать над опытом давно минувших времен, о возмож­ ности установки в опреде­ ленных местах направляю­ щих ваерных роликов на шарикоподшипниках. Воз­ можно, это позволило бы частично сохранить от изно­ са траловые ваера. С. КОПЫТОВ, старей. ший капитан тралового флота, пенсионер. iimtiiHutiiuiiiiiitviiiiiiniiiiitiiiiMimiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiitiiiHMHiiitiiiiiiiiiii мншшншшпшипшшшшнмишщ Мы вышли на второе место — вот что из нее можно было узнать. От лидера — коллектива ПРТ «Ван Дейк» — отделяет нас всего 250 тонн. Настроение у всех — потеснить его. Прикинули: при той обстановке, которая на­ блюдается в последнее время, это вполне воз-» можно. Надо только увеличить производи-» тельность морозильных линий. Бригада слесарей-наладчиков во главе в механиком-наладчиком Рыжковым долго не- кала причины поломок противней. И добилась своего. Отрегулировали ролики, каждый отре­ монтированный противень измеряли линей­ кой с точностью до миллиметра, а устанавли­ вали их на линию с таким расчетом, чтобы два соседних не касались друг друга полоса­ ми железа, с помощью которых производи­ лась клепка. Усилия мастеров привели к тому, что про- тивни теперь не ломаются, люди стали боль­ ше уделять внимания ремонту старых, давно изношенных и, казалось бы, уже списанных в утиль противней. ЦСЛЕДАМ = НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИИ «ВЫГОДЫ ПАРНО­ ГРУППОВОГО СОРЕВНОВАНИЯ» Статья капитана тов. Та- расова «Выгоды парно-груп­ пового соревнования», опуб­ ликованная в номере газеты за 9 октября 1970 года, об­ суждена на командирском часе, где присутствовали ка­ питаны и старшие механики судов, стоящих в порту. В ходе обсуждения отме­ чено, что капитан МИ-0436 Тарасов А. И. правильно и своевременно поднял вопрос о недостатках в парном со­ ревновании. Руководителям промысла дано указание улучшить ор­ ганизацию парно-группового соревнования, анализиро­ вать и доводить до сведения соревнующихся результа­ ты работы, добиваться мак­ симального вовлечения эки­ пажей в участие в соревно­ вании. Н. ШАПОВАЛОВ, началь­ ник управления «Мурман- еельдь*. В п е р в ы е в ivi и р е I I НАШЕЙ стране впервые в мере построены суда, способные плавать как по рекам , так н в открытом море. г г БРВЫЙ в мире среднетоннажный двухкорпусный траулер- сейнер (ДТС) «Эксперимент» с неограниченным районом плавания построен • нашей стране руками калининградских судо­ строителей» D ЛЕНИНГРАДЕ создано первое в мире крылатое пассажирское w судно «Тайфун» с автоматическими управляемыми подвод- «им и крыльями , открывающее новую страницу в совершенство­ вании судов данного типа, родиной которых является Советский Союз. Н А ПРОМЫСЛЕ полярной тресочки лихо­ радит. Вчера кое-как выполнили план — выручил один ночной улов тонн в десять. Сегодня положение тревожное. Рыба не идет, хотя, может, и паниковать еще рано: впереди ночь, и у нас есть надежда, что сча­ стье рыбацкое улыбнется. Ведь достаточно одного полноценного траления, чтобы уло­ житься в суточное задание. Думка интересная появилась. Рядом с нами работают моряки большого морозильного тра­ улера № 412 «Революция». Вскорости они ухо­ дят в порт, но у них на борту пелагические тралы, и завтра наши представители нанесут им визит, будут перенимать опыт разноглу­ бинного промысла, а заодно попросят и тра­ лы. На «Зеленоборске» уже опробовали разно­ глубинный лов. Хорошо! Сегодня вечером имели два подъема по 10—15 тонн. Нам, ко­ нечно, придется труднее, даже вряд ли добь­ емся успеха, так как нет специальных прибо­ ров для такого промысла. И все же, как гово­ рят, попытка — не пытка. А пока дела идут своим чередом. Продол­ жительность тралений увеличили до трех ча­ сов, но подъемы снизились до 1,5—2 тонн. В следующие сутки тресочка почти совсем ис­ чезла, показатели добычи падают с катастро­ фической быстротой, а ведь еще несколько дней назад мы твердо занимали третье мес­ то. Если положение не улучшится, нам не удержать его. Одна надежда на пелагический трал. В этом смысле наметились некоторые про­ блески/Старший помощник капитана и стар­ ший мастер по добыче пересели на «Револю­ цию» учиться работать таким тралом. А спус­ тя день они вернулись назад с «трофеями». Но пока решалась проблема, недолов перева­ лил за 700 центнеров. Трудно быть одними из лучших. Трудно по­ тому, что тогда спрос с тебя больше, ответ­ ственности больше. Да и профессиональное самолюбие уязвлено: хватило силы войти в тройку лучших, а закрепить успех не сумели. -Так примерно рассуждали наши моряки, пе­ реживая из-за образовавшейся задолженно­ сти. И, конечно, изыскивали пути ликвидации пролова. Перелом наступил с улучшением сырьевой базы. Решили: пока есть рыба, облавливать ее донным тралом. А когда фабрику завали­ ли сырьем, приступили к эксперименту. Первый спуск — «колеса». При втором тра­ лении особенное внимание обратили на ско­ рость, выдерживая ее в заданных пределах, ваеров дали расчетное количество. Через пол­ часа подняли тонн восемь полярной тресочки. Это — успех, тем более, что работали без приборов. Появилась уверенность в регуляр­ ном выполнении суточных заданий. Если дон­ ный трал не будет оправдывать себя, перей­ дем на разноглубинный. И пусть не все подъ­ емы окажутся такими, а по 3—5 тонн. Это в пределах суточных норм. Итак, все силы на покрытие недолова. Пока рекордный вылов у нас 67 тонн. В среднем — от пятидесяти до шестидесяти. Колебания объясняются тем, что полярная тресочка ловилась с небольшими кратковре­ менными спадами. Правда, капитаны нашей группы судов проявляли завидную оператив­ ность. Из порта получили сводку результатов рабо­ ты экипажей за пятидневку и с начала года. ТРУДНО БЫТЬ ЛУЧШИМИ (Из дневника Владимира Полозова, радионавигатора ПРТ «Франс Галс») В М О Р Е решил про себя Ле- море», - ©нид. Назавтра начались у него дни, 'забитые хождением по медицинским кабинетам, вы­ правкой необходимых доку­ ментов и справок. ...Мы разговариваем с ним в каюте. У причала только что ошвартовался РТ-154. Затяну­ тые в рокон-буксы, оранжевы­ ми живыми «матрешками» пе­ редвигаются по палубе женщи- ны-рыбообработчицы. Даничев вспоминает: — ...Вот тогда, в 60-м, я и пошел в море в свой самый первый! Попробовать пошел!.. — Ну и?.. — А что и? Вот уже один­ надцатый год пробую! Судна, на котором он пошел впервые, уже нет. «На игол­ ки» пошло. Но в памяти Дани- чева оно сидит крепко. Там он выучил первую букву в алфа­ вите рыбацкого труда, там, на пятачке палубы, с помощью хо­ роших людей постиг он и всю остальную грамоту. А нача­ лась она у него, как и у мно­ гих новичков, с работы в ящи­ ке. Легкой работы на судне нет, ну а уж эта — и вовсе не мед! Поотбиваешь ей, рыбке- то, земные поклоны, за вахту не раз ополоснешь лицо соб­ ственным потом — поймешь, почем он — фунт рыбацкого лиха. Да еще если море в пер­ вом рейсе не приняло — тогда и совсем дело плохо! С ним, правда, такого не случилось. Приняло море! При­ сматривался он ко всему, что другие рыбаки делали, на ус мотал. Присматривались и к нему. Отметили, что парень в работе — хват, не бежит от нее, как черт от ладана, а на­ оборот, сам ее ищет. Вон и за рыбодел попробовал встать. Правда, шкерочный нож в его руках кажется не таким ост­ рым, как есть, и не скажешь, что_рыба, обработанная им, без сучка и задоринки, но пока не зто главное. Гораздо важнее то, что молодой моряк сам ищет свое место на корабле, упорно завоевывает его и пы­ тается стать на корабле насто­ ящим хозяином. А мастерство — дело наживное и к таким, как он, приходит быстро. Через год уже Даничев хо­ дил матросом первого класса, виртуозно орудуя шкерочным ножом и в совершенстве зная все, что полагается первокласс­ ному матросу. А вскоре после этого он ос­ воил новую профессию, стал засольщиком. 6 тех пор им ц работает. Последний рейс ходили под палтус. Трудность при этом была та, что из экипажа толь­ ко четыре человека раньше хо­ дили на его промысел. Трал приходил полным, чТо и позво­ лило экипажу судна придти S порт, перевыполнив рейсовое задание. Идет разгрузка. Вот стел- линг подхватил очередную стампу, вытащил ее из трюма, замерла она на секунду над палубой — громоздкая, палтус в ней уложен с горкой, соль на н е^ поблескивает — и по­ плыла она дальше на причал. Уходит из трюма рыба, уходит частица труда Леонида Дани- чева, уходят дни промысловой горячки, когда он успевал и на палубе помочь товарищам и в трюме со своей основной рабо­ той управиться! — Ну, а как планы на бу­ дущее? — спрашиваю. — Не думаешь профессию менять? В глазах его удивление: — Нет. Искать мне больше нечего. Все нашел. И нашел здесь. Работу, семью. Дочка у меня растет!.. Идет разгрузка. Леонид Да- иичев по-хозяйски распоряжа­ ется на палубе, провожая уп­ лывающие стампы. Пустеет трюм. Пустеет, чтобы, когда пролетит короткая стоянка, вновь наполниться рыбой, про­ шедшей через руки Леонида Даничева и его друзей. В. КАРПЕНКО. После этого провели своеобразный экспери-* мент. На морозильные линии поставили мак* симальное количество противней. Судоводи-* тели, палубная команда в полной мере обес- печили рыбную фабрику сырьем. И вот но-, вый рекорд: за су гки выпустили 71 тонну го­ товой мороженой продукции. В своем стремлении добиться первенства в соревновании моряки «Франса Галса» не оста- новились на этом. Наметили после выгрузки у плавбазы произвести оттайку трюмов, ли­ ний, отремонтировать и установить последние противни. Такие меры позволят ежесуточно морозить по 70—75 тонн рыбы. Больше из мо­ розильных линий не выжать: работают они на полной скорости. Впрочем, нас устраивает и средняя производительность выработки про­ дукции по 60 тонн в сутки. Она позволит обо­ гнать лидера. Расчеты — расчетами, а на деле все вышло по-другому. Конечно, задуманное выполнили, но полярная тресочка опять куда-то исчезла: едва по сорок тонн даем. Флот рассредото­ чился вдоль Новой Земли с севера на юг, часть судов отошла на запад. Три поисковых траулера обеспечивают группу, но рыбы ни­ где нет. Обидно, что такая махина, как ПРТ, впустую бороздит море, расходуется топли­ во, а результатов труда моряков не видно. Штурманы, технолог, рефрижераторный механик, наладчики заверяют: только бы по­ явились хорошие концентрации, а они все сделают, чтобы эффективно облавливать их, чтобы технологическое, рефрижераторное оборудование ни на минуту не выходило из строя. Им можно верить, как можно не сомневать­ ся в искреннем желании всего экипажа вый­ ти на первое место. И если сейчас на промыс­ ле полярной тресочки наметился спад, по сводкам, поступающим из Северного моря, видно: там берут за траление по 10 тонн пик­ ши. Нам дали «добро» на переход. Так что надежды мы не теряем. Боль ш и м мае т е р о м своего д е л а является на Кандал а к ш- ском консерв­ ном зав о д е слесарь - на­ ладчик Внк- ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ тор Кяльмин. В сменах, которые ему доводится обслуживать, простоев обо­ рудования не бывает. Так отвечает рабочий на призыв ЦК КПСС о повышении эффективности производства. г. Кандалакша. „ Фото А. Вандина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz