Рыбный Мурман. 1970 г. Ноябрь.
С Т А Р Ы Й О П Ы Т МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ Ш С Е Н Т Я Б Р Я в «Рыбном Мурма- не» я прочел ста тью тов. Севастьянова, в ко торой речь в основном шла « сохранении траловых вае- ■ров и о направляющих ро ликах. Эта статья заставила ме ня вспомнить о давно ми нувших днях тралового про мысла. С 1920 года в тече ние семи лет я командовал РТ «Камбала» постройки 1900 года. На нем централь ные и бортовые направляю щие ваерные ролики были ча шарикоподшипниках с ■плавными переходами ре борд. При этом централь ные ролики были высотой около 60 сантиметров, бор товые — несколько ниже. Ролики очень хорошо вра щались, и их не ремонтиро вали до. тех пор, пока канав ки под шариками не изно сились, и они вывалились. При технической базе того времени об изготовлении новых фундаментов под ро лики не могло быть и речи. Ролики поставили на же лезные кольца, изготовлен ные по диаметру канавок. После этого они стали вра щаться плохо, приходилось ремонтировать после каж дого рейса. Теперь, правда, и глуби ны промысла не те, и длина вытравливаемых ваеров иная, и расположение на правляющих роликов дру гое. Но все-таки, на мой взгляд, следовало бы специ алистам тралового промысла подумать над опытом давно минувших времен, о возмож ности установки в опреде ленных местах направляю щих ваерных роликов на шарикоподшипниках. Воз можно, это позволило бы частично сохранить от изно са траловые ваера. С. КОПЫТОВ, старей. ший капитан тралового флота, пенсионер. iimtiiHutiiuiiiiiitviiiiiiniiiiitiiiiMimiiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiitiiiHMHiiitiiiiiiiiiii мншшншшпшипшшшшнмишщ Мы вышли на второе место — вот что из нее можно было узнать. От лидера — коллектива ПРТ «Ван Дейк» — отделяет нас всего 250 тонн. Настроение у всех — потеснить его. Прикинули: при той обстановке, которая на блюдается в последнее время, это вполне воз-» можно. Надо только увеличить производи-» тельность морозильных линий. Бригада слесарей-наладчиков во главе в механиком-наладчиком Рыжковым долго не- кала причины поломок противней. И добилась своего. Отрегулировали ролики, каждый отре монтированный противень измеряли линей кой с точностью до миллиметра, а устанавли вали их на линию с таким расчетом, чтобы два соседних не касались друг друга полоса ми железа, с помощью которых производи лась клепка. Усилия мастеров привели к тому, что про- тивни теперь не ломаются, люди стали боль ше уделять внимания ремонту старых, давно изношенных и, казалось бы, уже списанных в утиль противней. ЦСЛЕДАМ = НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИИ «ВЫГОДЫ ПАРНО ГРУППОВОГО СОРЕВНОВАНИЯ» Статья капитана тов. Та- расова «Выгоды парно-груп пового соревнования», опуб ликованная в номере газеты за 9 октября 1970 года, об суждена на командирском часе, где присутствовали ка питаны и старшие механики судов, стоящих в порту. В ходе обсуждения отме чено, что капитан МИ-0436 Тарасов А. И. правильно и своевременно поднял вопрос о недостатках в парном со ревновании. Руководителям промысла дано указание улучшить ор ганизацию парно-группового соревнования, анализиро вать и доводить до сведения соревнующихся результа ты работы, добиваться мак симального вовлечения эки пажей в участие в соревно вании. Н. ШАПОВАЛОВ, началь ник управления «Мурман- еельдь*. В п е р в ы е в ivi и р е I I НАШЕЙ стране впервые в мере построены суда, способные плавать как по рекам , так н в открытом море. г г БРВЫЙ в мире среднетоннажный двухкорпусный траулер- сейнер (ДТС) «Эксперимент» с неограниченным районом плавания построен • нашей стране руками калининградских судо строителей» D ЛЕНИНГРАДЕ создано первое в мире крылатое пассажирское w судно «Тайфун» с автоматическими управляемыми подвод- «им и крыльями , открывающее новую страницу в совершенство вании судов данного типа, родиной которых является Советский Союз. Н А ПРОМЫСЛЕ полярной тресочки лихо радит. Вчера кое-как выполнили план — выручил один ночной улов тонн в десять. Сегодня положение тревожное. Рыба не идет, хотя, может, и паниковать еще рано: впереди ночь, и у нас есть надежда, что сча стье рыбацкое улыбнется. Ведь достаточно одного полноценного траления, чтобы уло житься в суточное задание. Думка интересная появилась. Рядом с нами работают моряки большого морозильного тра улера № 412 «Революция». Вскорости они ухо дят в порт, но у них на борту пелагические тралы, и завтра наши представители нанесут им визит, будут перенимать опыт разноглу бинного промысла, а заодно попросят и тра лы. На «Зеленоборске» уже опробовали разно глубинный лов. Хорошо! Сегодня вечером имели два подъема по 10—15 тонн. Нам, ко нечно, придется труднее, даже вряд ли добь емся успеха, так как нет специальных прибо ров для такого промысла. И все же, как гово рят, попытка — не пытка. А пока дела идут своим чередом. Продол жительность тралений увеличили до трех ча сов, но подъемы снизились до 1,5—2 тонн. В следующие сутки тресочка почти совсем ис чезла, показатели добычи падают с катастро фической быстротой, а ведь еще несколько дней назад мы твердо занимали третье мес то. Если положение не улучшится, нам не удержать его. Одна надежда на пелагический трал. В этом смысле наметились некоторые про блески/Старший помощник капитана и стар ший мастер по добыче пересели на «Револю цию» учиться работать таким тралом. А спус тя день они вернулись назад с «трофеями». Но пока решалась проблема, недолов перева лил за 700 центнеров. Трудно быть одними из лучших. Трудно по тому, что тогда спрос с тебя больше, ответ ственности больше. Да и профессиональное самолюбие уязвлено: хватило силы войти в тройку лучших, а закрепить успех не сумели. -Так примерно рассуждали наши моряки, пе реживая из-за образовавшейся задолженно сти. И, конечно, изыскивали пути ликвидации пролова. Перелом наступил с улучшением сырьевой базы. Решили: пока есть рыба, облавливать ее донным тралом. А когда фабрику завали ли сырьем, приступили к эксперименту. Первый спуск — «колеса». При втором тра лении особенное внимание обратили на ско рость, выдерживая ее в заданных пределах, ваеров дали расчетное количество. Через пол часа подняли тонн восемь полярной тресочки. Это — успех, тем более, что работали без приборов. Появилась уверенность в регуляр ном выполнении суточных заданий. Если дон ный трал не будет оправдывать себя, перей дем на разноглубинный. И пусть не все подъ емы окажутся такими, а по 3—5 тонн. Это в пределах суточных норм. Итак, все силы на покрытие недолова. Пока рекордный вылов у нас 67 тонн. В среднем — от пятидесяти до шестидесяти. Колебания объясняются тем, что полярная тресочка ловилась с небольшими кратковре менными спадами. Правда, капитаны нашей группы судов проявляли завидную оператив ность. Из порта получили сводку результатов рабо ты экипажей за пятидневку и с начала года. ТРУДНО БЫТЬ ЛУЧШИМИ (Из дневника Владимира Полозова, радионавигатора ПРТ «Франс Галс») В М О Р Е решил про себя Ле- море», - ©нид. Назавтра начались у него дни, 'забитые хождением по медицинским кабинетам, вы правкой необходимых доку ментов и справок. ...Мы разговариваем с ним в каюте. У причала только что ошвартовался РТ-154. Затяну тые в рокон-буксы, оранжевы ми живыми «матрешками» пе редвигаются по палубе женщи- ны-рыбообработчицы. Даничев вспоминает: — ...Вот тогда, в 60-м, я и пошел в море в свой самый первый! Попробовать пошел!.. — Ну и?.. — А что и? Вот уже один надцатый год пробую! Судна, на котором он пошел впервые, уже нет. «На игол ки» пошло. Но в памяти Дани- чева оно сидит крепко. Там он выучил первую букву в алфа вите рыбацкого труда, там, на пятачке палубы, с помощью хо роших людей постиг он и всю остальную грамоту. А нача лась она у него, как и у мно гих новичков, с работы в ящи ке. Легкой работы на судне нет, ну а уж эта — и вовсе не мед! Поотбиваешь ей, рыбке- то, земные поклоны, за вахту не раз ополоснешь лицо соб ственным потом — поймешь, почем он — фунт рыбацкого лиха. Да еще если море в пер вом рейсе не приняло — тогда и совсем дело плохо! С ним, правда, такого не случилось. Приняло море! При сматривался он ко всему, что другие рыбаки делали, на ус мотал. Присматривались и к нему. Отметили, что парень в работе — хват, не бежит от нее, как черт от ладана, а на оборот, сам ее ищет. Вон и за рыбодел попробовал встать. Правда, шкерочный нож в его руках кажется не таким ост рым, как есть, и не скажешь, что_рыба, обработанная им, без сучка и задоринки, но пока не зто главное. Гораздо важнее то, что молодой моряк сам ищет свое место на корабле, упорно завоевывает его и пы тается стать на корабле насто ящим хозяином. А мастерство — дело наживное и к таким, как он, приходит быстро. Через год уже Даничев хо дил матросом первого класса, виртуозно орудуя шкерочным ножом и в совершенстве зная все, что полагается первокласс ному матросу. А вскоре после этого он ос воил новую профессию, стал засольщиком. 6 тех пор им ц работает. Последний рейс ходили под палтус. Трудность при этом была та, что из экипажа толь ко четыре человека раньше хо дили на его промысел. Трал приходил полным, чТо и позво лило экипажу судна придти S порт, перевыполнив рейсовое задание. Идет разгрузка. Вот стел- линг подхватил очередную стампу, вытащил ее из трюма, замерла она на секунду над палубой — громоздкая, палтус в ней уложен с горкой, соль на н е^ поблескивает — и по плыла она дальше на причал. Уходит из трюма рыба, уходит частица труда Леонида Дани- чева, уходят дни промысловой горячки, когда он успевал и на палубе помочь товарищам и в трюме со своей основной рабо той управиться! — Ну, а как планы на бу дущее? — спрашиваю. — Не думаешь профессию менять? В глазах его удивление: — Нет. Искать мне больше нечего. Все нашел. И нашел здесь. Работу, семью. Дочка у меня растет!.. Идет разгрузка. Леонид Да- иичев по-хозяйски распоряжа ется на палубе, провожая уп лывающие стампы. Пустеет трюм. Пустеет, чтобы, когда пролетит короткая стоянка, вновь наполниться рыбой, про шедшей через руки Леонида Даничева и его друзей. В. КАРПЕНКО. После этого провели своеобразный экспери-* мент. На морозильные линии поставили мак* симальное количество противней. Судоводи-* тели, палубная команда в полной мере обес- печили рыбную фабрику сырьем. И вот но-, вый рекорд: за су гки выпустили 71 тонну го товой мороженой продукции. В своем стремлении добиться первенства в соревновании моряки «Франса Галса» не оста- новились на этом. Наметили после выгрузки у плавбазы произвести оттайку трюмов, ли ний, отремонтировать и установить последние противни. Такие меры позволят ежесуточно морозить по 70—75 тонн рыбы. Больше из мо розильных линий не выжать: работают они на полной скорости. Впрочем, нас устраивает и средняя производительность выработки про дукции по 60 тонн в сутки. Она позволит обо гнать лидера. Расчеты — расчетами, а на деле все вышло по-другому. Конечно, задуманное выполнили, но полярная тресочка опять куда-то исчезла: едва по сорок тонн даем. Флот рассредото чился вдоль Новой Земли с севера на юг, часть судов отошла на запад. Три поисковых траулера обеспечивают группу, но рыбы ни где нет. Обидно, что такая махина, как ПРТ, впустую бороздит море, расходуется топли во, а результатов труда моряков не видно. Штурманы, технолог, рефрижераторный механик, наладчики заверяют: только бы по явились хорошие концентрации, а они все сделают, чтобы эффективно облавливать их, чтобы технологическое, рефрижераторное оборудование ни на минуту не выходило из строя. Им можно верить, как можно не сомневать ся в искреннем желании всего экипажа вый ти на первое место. И если сейчас на промыс ле полярной тресочки наметился спад, по сводкам, поступающим из Северного моря, видно: там берут за траление по 10 тонн пик ши. Нам дали «добро» на переход. Так что надежды мы не теряем. Боль ш и м мае т е р о м своего д е л а является на Кандал а к ш- ском консерв ном зав о д е слесарь - на ладчик Внк- ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ тор Кяльмин. В сменах, которые ему доводится обслуживать, простоев обо рудования не бывает. Так отвечает рабочий на призыв ЦК КПСС о повышении эффективности производства. г. Кандалакша. „ Фото А. Вандина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz