Рыбный Мурман. 1970 г. Ноябрь.

Три года назад приехала наступать в Мурманский пе­ дагогический институт комсо­ молка Татьяна Чекерда (сни­ мок слева). Но девушка не прошла по конкурсу и устро­ илась работать в жестяно- баночный цех рыбокомбината станочницей. Думала — до следующих экзаменов, да только по душе пришелся ей коллектив, работа понрави­ лась. Недавно ей присвоили звание ударника коммунисти­ ческого труда. Любят и уважают в пре- сервном цехе Мурманского рыбокомбината комсомолку Нину Филиппову. Она стар­ шая закатчица, отлично тру­ дится, передает свой опыт другим, добилась звания ударника вахты комсомоль­ ских дел. По 40 банок в ми­ нуту закатывает девушка на полуавтомате. Это значи­ тельно больше нормы. Фото С. Данилова. Чтобы найти з а щ и т у от обледенения З ИМОЙ в Японском, Охотском, Беринго­ вом, Баренцевом и других северных морях час­ тыми гостями являются ци­ клоны, которые приносят с собой штормы и ураганы, а также резкое понижение температуры воздуха. На палубы промысловых судов обрушиваются тонны мор­ ской воды и непрерывный поток брызг. Нередко тем­ пература воздуха здесь по­ нижается до 10—15 граду­ сов мороза и ниже. Брызги морской воды, по­ падая на охлажденные по­ верхности кораблей, быстро замерзают. Так начинается обледенение. И чем сильнее ветер и ниже температура воздуха, тем быстрее оно происходит. Ванты и штаги превращаются в ледяные колонны. Толстым слоем льда покрываются борта па­ лубы, палубные механизмы, мачты и радиоантенны. При обледенении повы­ шается центр тяжести суд­ на. Это приводит к ухудше­ нию остойчивости судна, уг­ розе его опрокидывания и гибели. Особенно опасно асимметричное обледенение. Первые один-два часа лед очень рыхлый, поэтому он легко поддается околке. С палубы он удаляется за­ бортной водой. Но уже через три-четыре часа лед околоть будет трудно. Из истории мирового мо­ реплавания известно' немало случаев, когда суда, зако­ ванные в толстый слой льда, опрокидывались и гибли вместе с экипажами. Все страны, чей рыболовный флот работает в северных широтах, сильно обеспокое­ ны и принимают меры к то­ му, чтобы найти надежные средства защиты судов от обледенения и обеспечить безопасность работы рыба­ ков в море. Этим вопросом стала заниматься также Межправительственная мор­ ская консультативная орга­ низация (ИМКО). В Советском Союзе в те­ чение ряда лет ведутся боль­ шие работы по изучению ги­ дрометеорологических усло­ вий, вызывающих обледене­ ние, физических, химиче­ ских и других свойств льда, его влияния на мореходные качества рыболовных судов, разработке и испытанию средств защиты. Ежегодно проводятся научно-исследо­ вательские экспедиции, ко­ торых за последние три го­ да- было осуществлено шесть — на Баренцевом и Бал­ тийском морях, на Дальнем Востоке. На Дальнем Востоке ис­ следования проводились на СРТ «Академик Берг» — траулере типа «СРТМ». Экс­ педиции работали вдоль при-, морского побережья между Владивостоком и Советской Гаванью, где в зимнее вре­ мя часто создаются условия, вызывающие обледенение. Ученые, судоводители, ко­ раблестроители, гляциоло­ ги, гидрометеорологи и хи­ мики выходили в море в жестокие штормы и урага­ ны. И все это делалось для того, чтобы изучить обледе­ нение, испытать средства борьбы с ним. Наступает зима. Исследо­ ватели готовятся к новым морским походам. Все ме­ нее и менее загадочным ста­ новится обледенение. И не­ далек тот день, когда рыба­ ки получат из рук ученых . надежные средства защиты «удов. А. ТЮРИН, главный метеоролог Глав- госрыбфлотинспекцни Ми­ нистерства рыбного хозяй­ ства ИЗ КРУПИЦ—СЛИТОК В МОРЕ на определенной промысловой банке мо­ ряки разных судов нахо­ дятся в одинаковых условиях. Но вот результаты их работы зачастую значительно расходят­ ся. Таинственным «везением» и «невезением» тут ничего нель­ зя объяснить. Просто один эки­ паж более опытный, командиры зрелее и настрой у коллектива особый, боевой. Другой этими качествами не обладает. Умением преодолевать труд­ ности, добиваться наибольшего эффекта производства отлича­ ется команда промыслово-реф­ рижераторного траулера «Франс Галс». И проявилось это бук­ вально в минувшем плавании. Судну планировалось плава­ ние в Южную Атлантику. Но потом по некоторым соображе- ниям его оставили в Баренце­ вом море для промысла поляр* ной тресочки, которая в начале рейса ловилась по-разному. День, два подъемы отличались величиной, а затем они резко падали, и если це сумеешь сде­ лать пару хороших тралений, то можно сорвать суточное зада­ ние. Такое положение волновало' экипаж, надо было искать ка­ кой-то выход. И нашли. Боль­ шой морозильный траулер «Ре­ волюция», находившийся ря­ дом, вскорости отправлялся в порт. На нем имелся разно­ глубинный трал. И вот старший помощник капитана «Франса Галса» Юрий Петрович Савен­ ков и старший мастер по добыче Алексей Федорович Толкачев отправились к коллегам перени­ мать опыт разноглубинного ло­ ва, а заодно попросить у них я трал. На «Революции» охотно поделились и тем и другим. К этому времени обстановка несколько улучшилась, и экспе­ риментаторы решили не испыты­ вать до тех пор, пока фабрика не будет завалена сырьем. И когда добились этого, произве­ ли первое траление. Оно оказа­ лось пустым. Но судоводители, тралмейстерский состав духом не упали. Уже при втором тра­ лении улов составил 7—8 тонн за тридцать минут. Надо учесть, что на корабле не было специальных приборов для ра­ боты с разноглубинным тралом. Сам факт изыскания воз­ можностей постоянно иметь бо­ гатые уловы хорошо характери­ зует экипаж «Франса Галса». И хотя потом от разноглубинного промысла именно из-за отсут­ ствия необходимых приборов пришлось отказаться, мастера по добыче взяли самую идею ловить полярную тресочку, при- поднятую иад грунтом* Такой момент был. Рыба под­ нималась на 4—5 метров, и обыкновенным донным тралом здесь ее взять не представля­ лось возможным. Тогда решили опробовать пелагический трал дальневосточной системы. За счет специального креп­ ления кабелей он шел на той высоте, на которой на­ ходились косяки. И в тече­ ние недели два экипа­ жа ПРТ «Франс Галс» и БМРТ «Некрасов» — у него тоже был такой трал — поднимали за траление до 7 тонн полярной тресочки. Уж коли речь зашла об ору­ диях лова, то нельзя тут умол­ чать и о том, как работали мо­ ряки, когда в Баренцевом море рыба исчезла и коллективу раз- объяснить необходимость этого, но мастера по добыче считают оправданным применение ком­ бинированных кабелей. Так, впрочем, работал не только эки­ паж «Франса Галса», но и дру­ гие суда, о чем информировали друг друга на советах. Заслуживает внимания дея­ тельность коллектива рыбной фабрики рефрижератора, стре­ мившегося выпустить как мож­ но больше разнообразной про­ дукции. Еще на облове поляр­ ной тресочки, когда подъемы отличались стабильностью и ве­ личиной, решено было увели­ чить производительность моро­ зильных линий. Первый путь —« повысить скорость — отпадал, линии работали на пределе. И тогда пошли по другому: стали решили перейти на облов пик­ ши и сайды в Северном море. Во-первых, на переходе приш­ лось заново перевооружить тра­ лы, потому что прежние конст­ рукции здесь применить было нельзя. Трудились не только на вахтах, но и прихватывая вне­ урочное время. Иначе к прихо­ ду не успели Ьы. Как и рань­ ше и потом, стоящими специа­ листами показали себя Иван Иосифович Можайский, Влади­ мир Васильевич Хренников — мастера по добыче, матросы Николай Афанасьевич Доли­ на, Дмитрий Иванович Мамон­ тов. Общими стараниями сумели подготовить не только рабочие тралы, но и запасные. А они так потом пригодились. Грунт в Северном море очень задеви- стый, иногда- от орудий лова ничего не оставалось или оставались одни лохмотья. И палубная команда собирала их буквально из • кусочков. Пото­ му что помощи ни от кого ждать не приходилось — все терпели большие аварии. Чтобы уменьшить хотя на немного порывы, решили при­ менять удлиненные и укорочен­ ные кабели. Ночью здесь лови­ лась сайда, и тогда использова­ ли 60-метровые кабели, уловы доходили до 8 тонн. Днем сай­ да исчезала, но в трал шла пик­ ша. Для ее облова ставили 150- метровые кабели. Так по време­ ни суток и варьировали с осна­ сткой. Тут трудно теоретически ставить на них как можно больше противней. Но пришли к этому не сразу. Один из недостатков моро­ зильных линий на ПРТ типа «Франс Галс» частая поломка противней. Исправление и по­ становка их ничего не давали — они «летели» вновь. По предложению технолога И. Г. Титова была произведена тща­ тельная центровка. Бригада слесарей-наладчиков под руко­ водством механика - наладчика тов. Рыжкова тщательно от­ регулировала ролики, каж­ дый отремонтированный про­ тивень замеряла с точ­ ностью до миллиметра, произ­ вела еще некоторое усовершен­ ствование. После этого против­ ни не ломались. Далее следовал второй этап. В трюме судна валялись ста­ рые, давно изношенные против­ ни, которые все считали хла­ мом, годным для металлолома. Но их решили в рейсе выпра­ вить. Задумка удалась. В ре­ зультате на линии можно было теперь больше загрузить рыбы, что в конечном счете привело к увеличению выра­ ботки мороженой продукции. Выходя в море, экипаж за­ нимал третье место среди кол­ лег с однотипных судов. По ме­ ре того, как нарастал темп про­ мысла, сокращался разрыв между лидерами соревнования, Потом наступил день, когда моряки вышли на второе место и упорно продолжали борьбу за первенство. 17 сентября они рапортовали о выпол­ нении годового задания. А на день прихода в порт вы­ пустили 69.468 центнеров готовой продукции, что на 9468 центнеров больше, чем намечали социалистическим обязательством. Эти показатели говорят сами за себя. И они достигнуты за счет творческой работы всего экипажа. А творчество моряки проявляли постоянно. Вот еще тому пример. На «Франсе Галсе», как и на других судах подобного типа, технологическое оборудование имеет конструктивные' -недо­ статки. А в процессе эксплуа­ тации они еще больше усугуби­ лись. Так, до минувшего рейса 6 нерабочем состоянии оказа­ лась установка для производ­ ства рыбьего жира; сгнил раз- мельчитель печени. Технолог Игорь Георгиевич Титов проявил изрядное упор­ ство, чтобы установку привести в действие. С помощью токаря Константина Волкова они отре­ монтировали ее, заменив вы­ шедший из строя размельчитель приспособлением, сделанным и:; подручного материала. В даль нейшем при личном участие технолога было выработано Р тонн медицинского жира, я всего — пятнадцать тонн. Во печень, полученная при раздел не пикши и сайды, пошла в дело Экономический эффект составил 18.600 рублей. По плану бригады научной организации труда в помеще­ нии рыбной фабрики в рейсе было увеличено число рабочих мест. С этой целью сняли го­ ловорубочную машину, не на­ ходившую применения, и на ее месте установили два рыбо- дела. За ними свободно могут обрабатывать сырье четыре рыбообработчика. В прошед­ шем плавании их не использо­ вали — подвахтенные моряки трудились на других опера­ циях. Но при значительных уловах эти места могут здоро­ во пригодиться. Многое было сделано и по планам научно-технического общества, которое разработало мероприятия по внедрению но­ вой техники, рационализатор­ ских предложений и передовой технологии. Достаточно сказать, что за 4 месяца нахождения судна в море новаторы подали 14 рацпредложений, из них 10 внедрены на корабле. В. СЕРГЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz