Рыбный Мурман. 1970 г. Ноябрь.
Три года назад приехала наступать в Мурманский пе дагогический институт комсо молка Татьяна Чекерда (сни мок слева). Но девушка не прошла по конкурсу и устро илась работать в жестяно- баночный цех рыбокомбината станочницей. Думала — до следующих экзаменов, да только по душе пришелся ей коллектив, работа понрави лась. Недавно ей присвоили звание ударника коммунисти ческого труда. Любят и уважают в пре- сервном цехе Мурманского рыбокомбината комсомолку Нину Филиппову. Она стар шая закатчица, отлично тру дится, передает свой опыт другим, добилась звания ударника вахты комсомоль ских дел. По 40 банок в ми нуту закатывает девушка на полуавтомате. Это значи тельно больше нормы. Фото С. Данилова. Чтобы найти з а щ и т у от обледенения З ИМОЙ в Японском, Охотском, Беринго вом, Баренцевом и других северных морях час тыми гостями являются ци клоны, которые приносят с собой штормы и ураганы, а также резкое понижение температуры воздуха. На палубы промысловых судов обрушиваются тонны мор ской воды и непрерывный поток брызг. Нередко тем пература воздуха здесь по нижается до 10—15 граду сов мороза и ниже. Брызги морской воды, по падая на охлажденные по верхности кораблей, быстро замерзают. Так начинается обледенение. И чем сильнее ветер и ниже температура воздуха, тем быстрее оно происходит. Ванты и штаги превращаются в ледяные колонны. Толстым слоем льда покрываются борта па лубы, палубные механизмы, мачты и радиоантенны. При обледенении повы шается центр тяжести суд на. Это приводит к ухудше нию остойчивости судна, уг розе его опрокидывания и гибели. Особенно опасно асимметричное обледенение. Первые один-два часа лед очень рыхлый, поэтому он легко поддается околке. С палубы он удаляется за бортной водой. Но уже через три-четыре часа лед околоть будет трудно. Из истории мирового мо реплавания известно' немало случаев, когда суда, зако ванные в толстый слой льда, опрокидывались и гибли вместе с экипажами. Все страны, чей рыболовный флот работает в северных широтах, сильно обеспокое ны и принимают меры к то му, чтобы найти надежные средства защиты судов от обледенения и обеспечить безопасность работы рыба ков в море. Этим вопросом стала заниматься также Межправительственная мор ская консультативная орга низация (ИМКО). В Советском Союзе в те чение ряда лет ведутся боль шие работы по изучению ги дрометеорологических усло вий, вызывающих обледене ние, физических, химиче ских и других свойств льда, его влияния на мореходные качества рыболовных судов, разработке и испытанию средств защиты. Ежегодно проводятся научно-исследо вательские экспедиции, ко торых за последние три го да- было осуществлено шесть — на Баренцевом и Бал тийском морях, на Дальнем Востоке. На Дальнем Востоке ис следования проводились на СРТ «Академик Берг» — траулере типа «СРТМ». Экс педиции работали вдоль при-, морского побережья между Владивостоком и Советской Гаванью, где в зимнее вре мя часто создаются условия, вызывающие обледенение. Ученые, судоводители, ко раблестроители, гляциоло ги, гидрометеорологи и хи мики выходили в море в жестокие штормы и урага ны. И все это делалось для того, чтобы изучить обледе нение, испытать средства борьбы с ним. Наступает зима. Исследо ватели готовятся к новым морским походам. Все ме нее и менее загадочным ста новится обледенение. И не далек тот день, когда рыба ки получат из рук ученых . надежные средства защиты «удов. А. ТЮРИН, главный метеоролог Глав- госрыбфлотинспекцни Ми нистерства рыбного хозяй ства ИЗ КРУПИЦ—СЛИТОК В МОРЕ на определенной промысловой банке мо ряки разных судов нахо дятся в одинаковых условиях. Но вот результаты их работы зачастую значительно расходят ся. Таинственным «везением» и «невезением» тут ничего нель зя объяснить. Просто один эки паж более опытный, командиры зрелее и настрой у коллектива особый, боевой. Другой этими качествами не обладает. Умением преодолевать труд ности, добиваться наибольшего эффекта производства отлича ется команда промыслово-реф рижераторного траулера «Франс Галс». И проявилось это бук вально в минувшем плавании. Судну планировалось плава ние в Южную Атлантику. Но потом по некоторым соображе- ниям его оставили в Баренце вом море для промысла поляр* ной тресочки, которая в начале рейса ловилась по-разному. День, два подъемы отличались величиной, а затем они резко падали, и если це сумеешь сде лать пару хороших тралений, то можно сорвать суточное зада ние. Такое положение волновало' экипаж, надо было искать ка кой-то выход. И нашли. Боль шой морозильный траулер «Ре волюция», находившийся ря дом, вскорости отправлялся в порт. На нем имелся разно глубинный трал. И вот старший помощник капитана «Франса Галса» Юрий Петрович Савен ков и старший мастер по добыче Алексей Федорович Толкачев отправились к коллегам перени мать опыт разноглубинного ло ва, а заодно попросить у них я трал. На «Революции» охотно поделились и тем и другим. К этому времени обстановка несколько улучшилась, и экспе риментаторы решили не испыты вать до тех пор, пока фабрика не будет завалена сырьем. И когда добились этого, произве ли первое траление. Оно оказа лось пустым. Но судоводители, тралмейстерский состав духом не упали. Уже при втором тра лении улов составил 7—8 тонн за тридцать минут. Надо учесть, что на корабле не было специальных приборов для ра боты с разноглубинным тралом. Сам факт изыскания воз можностей постоянно иметь бо гатые уловы хорошо характери зует экипаж «Франса Галса». И хотя потом от разноглубинного промысла именно из-за отсут ствия необходимых приборов пришлось отказаться, мастера по добыче взяли самую идею ловить полярную тресочку, при- поднятую иад грунтом* Такой момент был. Рыба под нималась на 4—5 метров, и обыкновенным донным тралом здесь ее взять не представля лось возможным. Тогда решили опробовать пелагический трал дальневосточной системы. За счет специального креп ления кабелей он шел на той высоте, на которой на ходились косяки. И в тече ние недели два экипа жа ПРТ «Франс Галс» и БМРТ «Некрасов» — у него тоже был такой трал — поднимали за траление до 7 тонн полярной тресочки. Уж коли речь зашла об ору диях лова, то нельзя тут умол чать и о том, как работали мо ряки, когда в Баренцевом море рыба исчезла и коллективу раз- объяснить необходимость этого, но мастера по добыче считают оправданным применение ком бинированных кабелей. Так, впрочем, работал не только эки паж «Франса Галса», но и дру гие суда, о чем информировали друг друга на советах. Заслуживает внимания дея тельность коллектива рыбной фабрики рефрижератора, стре мившегося выпустить как мож но больше разнообразной про дукции. Еще на облове поляр ной тресочки, когда подъемы отличались стабильностью и ве личиной, решено было увели чить производительность моро зильных линий. Первый путь —« повысить скорость — отпадал, линии работали на пределе. И тогда пошли по другому: стали решили перейти на облов пик ши и сайды в Северном море. Во-первых, на переходе приш лось заново перевооружить тра лы, потому что прежние конст рукции здесь применить было нельзя. Трудились не только на вахтах, но и прихватывая вне урочное время. Иначе к прихо ду не успели Ьы. Как и рань ше и потом, стоящими специа листами показали себя Иван Иосифович Можайский, Влади мир Васильевич Хренников — мастера по добыче, матросы Николай Афанасьевич Доли на, Дмитрий Иванович Мамон тов. Общими стараниями сумели подготовить не только рабочие тралы, но и запасные. А они так потом пригодились. Грунт в Северном море очень задеви- стый, иногда- от орудий лова ничего не оставалось или оставались одни лохмотья. И палубная команда собирала их буквально из • кусочков. Пото му что помощи ни от кого ждать не приходилось — все терпели большие аварии. Чтобы уменьшить хотя на немного порывы, решили при менять удлиненные и укорочен ные кабели. Ночью здесь лови лась сайда, и тогда использова ли 60-метровые кабели, уловы доходили до 8 тонн. Днем сай да исчезала, но в трал шла пик ша. Для ее облова ставили 150- метровые кабели. Так по време ни суток и варьировали с осна сткой. Тут трудно теоретически ставить на них как можно больше противней. Но пришли к этому не сразу. Один из недостатков моро зильных линий на ПРТ типа «Франс Галс» частая поломка противней. Исправление и по становка их ничего не давали — они «летели» вновь. По предложению технолога И. Г. Титова была произведена тща тельная центровка. Бригада слесарей-наладчиков под руко водством механика - наладчика тов. Рыжкова тщательно от регулировала ролики, каж дый отремонтированный про тивень замеряла с точ ностью до миллиметра, произ вела еще некоторое усовершен ствование. После этого против ни не ломались. Далее следовал второй этап. В трюме судна валялись ста рые, давно изношенные против ни, которые все считали хла мом, годным для металлолома. Но их решили в рейсе выпра вить. Задумка удалась. В ре зультате на линии можно было теперь больше загрузить рыбы, что в конечном счете привело к увеличению выра ботки мороженой продукции. Выходя в море, экипаж за нимал третье место среди кол лег с однотипных судов. По ме ре того, как нарастал темп про мысла, сокращался разрыв между лидерами соревнования, Потом наступил день, когда моряки вышли на второе место и упорно продолжали борьбу за первенство. 17 сентября они рапортовали о выпол нении годового задания. А на день прихода в порт вы пустили 69.468 центнеров готовой продукции, что на 9468 центнеров больше, чем намечали социалистическим обязательством. Эти показатели говорят сами за себя. И они достигнуты за счет творческой работы всего экипажа. А творчество моряки проявляли постоянно. Вот еще тому пример. На «Франсе Галсе», как и на других судах подобного типа, технологическое оборудование имеет конструктивные' -недо статки. А в процессе эксплуа тации они еще больше усугуби лись. Так, до минувшего рейса 6 нерабочем состоянии оказа лась установка для производ ства рыбьего жира; сгнил раз- мельчитель печени. Технолог Игорь Георгиевич Титов проявил изрядное упор ство, чтобы установку привести в действие. С помощью токаря Константина Волкова они отре монтировали ее, заменив вы шедший из строя размельчитель приспособлением, сделанным и:; подручного материала. В даль нейшем при личном участие технолога было выработано Р тонн медицинского жира, я всего — пятнадцать тонн. Во печень, полученная при раздел не пикши и сайды, пошла в дело Экономический эффект составил 18.600 рублей. По плану бригады научной организации труда в помеще нии рыбной фабрики в рейсе было увеличено число рабочих мест. С этой целью сняли го ловорубочную машину, не на ходившую применения, и на ее месте установили два рыбо- дела. За ними свободно могут обрабатывать сырье четыре рыбообработчика. В прошед шем плавании их не использо вали — подвахтенные моряки трудились на других опера циях. Но при значительных уловах эти места могут здоро во пригодиться. Многое было сделано и по планам научно-технического общества, которое разработало мероприятия по внедрению но вой техники, рационализатор ских предложений и передовой технологии. Достаточно сказать, что за 4 месяца нахождения судна в море новаторы подали 14 рацпредложений, из них 10 внедрены на корабле. В. СЕРГЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz